УДК. 321.2
Эргашев У.А. преподаватель
кафедра «Кафедра общественных наук и спорта» Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ ЭТИКИ АМИРА ТЕМУРА
Аннотация. В статье описано воспитательное значение качеств Амира Темура, научный анализ исторических основ идей патриотизма, верности, ответственности и просвещения в его нравственной философии.
Ключевые слова: моральный идеал, наследие, добродетель, этика, удобрения, судьба страны, справедливость, патриотизм.
Ergashev U.A. lecturer
Department of "Social Sciences and Sports " Fergana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Fergana
GENERAL ISSUES OF AMIR TEMUR'S PHILOSOPHY OF ETHICS
Abstract. The article describes the educational significance of the qualities of Amir Temur, the scientific analysis of the historical foundations of the ideas of patriotism, loyalty, responsibility and enlightenment in his moral philosophy.
Keywords: moral ideal, heritage, virtue, ethics, fertilizers, destiny of the country, justice, patriotism.
Амир Темур, правитель, основавший могущественное государство. Если бы не мощь государства, не было бы ни духовного наследия, ни памятников, ни исторических памятников. Этот фактор очень важен в укреплении независимости Узбекистана, и Амир Темур должен быть ценен для нас как основатель великого государства. Потому что справедливо будет сказать, что Амир Темур управлял своей страной, опираясь на интеллект и законную основу. Ведь его слова: «Девять частей государственных дел я осуществил посредством советов, мероприятий и совещаний, а остальную часть - мечом» - яркое тому подтверждение.
Амир Темур глубоко и хорошо понимал, что 600 лет назад ни одна страна не имела бы будущего без взаимодействия и сотрудничества со своими соседями. Благодаря этому он совершил великие дела, которые помогли соединить Европу и Азию. Амир Темур создал единое торгово-экономическое пространство, сложилась ситуация, поучительная как для
сегодняшнего дня, так и для современности. Доказательством тому являются слова Амира Темура: «...Я установил такую дисциплину что от одного конца моего царства до другого конца, если ребенок будет носить на голове тарелку золота, то даже крупица ее не повредится»." [5].
Развитие любого общества невозможно представить без знаний. А.Темур, глубоко понимавший это, связал первые указы, изданные им придя к власти, с учреждением медресе и выделением пособий, ищущим знаний. Какой бы город он ни посетил, Амир Темур в первую очередь встречался с учеными и добродетелями этой страны, беседовал с ними, обсуждал различные темы. Качество мастера Амира Темура как «Покровителя науки и просвещения» сегодня состояние управляющего -необходимое качество для благополучия народа, развития страны и развития общества.
Амир Темур - историческая и незабываемая личность, задумавшаяся о судьбе своей страны, проявившая самоотверженность за ее перспективу и независимость. Есть много примеров его человеческих качеств. Можно сказать, что важнейшим аспектом отношения Амира Темура к исламу является мобилизация мусульманских верований на служение миру, процветанию, социальной справедливости, целостности веры и духовной чистоте. Потому что, по его убеждению, государство должно быть государством, а религия должна быть религией. Эта идея не потеряла своего значения и в современную эпоху. Необходимость научного изучения теоретических вопросов, касающихся личности, духовности и нравственности Амира Темура, связана с его анализом моральных принципов, определяющих развитие нации, государства и общества. Справедливость играет важную роль в личности и деятельности Амира Темура. В частности, национальное и общечеловеческое значение «Уложение Темура» определяется отношением А.Темура к правосудию. Кроме того, преувеличивается справедливость как моральный критерий деятельности Амира Темура. Для нынешнего поколения в личности А.Темура есть много моральных качеств, таких как честность, смелость, дальновидность, сила духа, решительность, которые полезно и мудро изучать, и практиковать. В частности, в любую эпоху важным считалось изучение патриотизма в характере исторических деятелей и проверенных реалиях жизни великих людей. Например, анализ патриотических идей, взглядов и призывов Амира Темура позволяет сделать важные научные выводы, связанные с развитием моральной философии. Идейно -идеологические основы принципа патриотизма в творчестве Амира Темура сегодня служат учебно-дидактической основой воспитания молодого поколения. В этом смысле моральная сущность идеи патриотизма А.Темура:
а) моральное мужество характера Амира Темура в воспитании его как решительного, энергичного, ответственного.
б) что образцовая жизнь и деятельность Амира Темура в «Уложение Темура» является прагматической основой укрепления независимости Родины;
в) изучение источников, трактующих Амира Темура как «великого спасителя Родины» в нашей стране и за рубежом;
г) его можно определить по таким моральным качествам, как то, что Великий А.Темура обладает широким кругозором, хорошо разбирается в искусстве и литературе, является патриотом и любит свой народ.
Из вышеизложенных соображений нетрудно понять, что справедливость, любовь к Родине и патриотизм являются главными критериями нравственной философии Амира Темура. Ведь первый президент Узбекистана Ислам Каримов в Париже в 1996 году на международной конференции, посвященной 660-летию со дня рождения Амира Темура: сказал, «Пока в нашей истории есть такая великая личность, как Амир Темур, его наследие и учения гармонируют с нашей нынешней жизнью и помогают в решении проблем, с которыми мы сталкиваемся. Мы не имеем права не изучать, описывать и пропагандировать наследие». [6]
Использованные источники:
1. Хдмроева М.А. Тарихий хдкикат ва бадиий талкин (Амир Темур образларининг насрий талкини). Дисс. филол. фан. ном. -Термиз, 2008.
2. Муминов И. Амир Темурнинг Урта Осиё тарихида тутган урни ва роли (ёзма манбалар ва маълумотлар асосида). 2-нашр. -Тошкент: Фан, 1993.
3. Самадов А.Р. Ахлокий идеалнинг ижтимоий-фалсафий мохдяти ва унинг баркамол авлод тарбиясидаги ахдмияти. Тошкент: 2010, - 85 б.
4. Каримов И.А. Амир Темур - фахримиз, гуруримиз. -Тошкент: Узбекистон, 1998. -Б. 205.
5. Темур тузуклари. -Тошкент: "Шарк" НМАК, 1996.
6. Каримов И. Маънавий юксалиш сари. -Тошкент: Узбекистон, 1998.
7. Темур тузуклари. -Тошкент: "Шарк" НМАК, 1996. -31 б. 6.
8. Эргашев У. А. Куркув маданий хрдиса сифатида //Экономика и социум. -2022. - №. 11-1 (102). - С. 1056-1059.
9. А.А.Мадаминов. Влияние СМИ на политическую культуру молодёжи. Вопросы науки и образования. 2018. 7 (19).
https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&Ы=ru&user=_3wa Dc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:HoB7MX3m0LUC
10. А.А.Мадаминов. "Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Бируни". Достижения науки и образования, 2018. №13. 48стр.
https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=_3wa Dc4AAAAJ&citation_for_view=_3waDc4AAAAJ:UeHWp8X0CEIC
11. Эргашев У. А. Гармонично развитое поколение-решающая сила развития Нового Узбекистана //Экономика и социум. - 2021. - №. 11-2 (90). - С. 730-732.