УДК 657.1.011.54
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
Майданевич П. Н., доктор экономических наук, профессор; Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского»
В статье рассмотрены вопросы теоретического обоснования построения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Кроме того, определены основные принципы построения расчетных операций по кредиторской задолженности. На основании проведенного исследования автором исследован порядок учетного отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками и предложены пути совершенствования учетного процесса формирования расчетов с целью оптимизации управленческих решений по их осуществлению в агропромышленных предприятиях.
Ключевые слова: сельское хозяйство, эффективность, бухгалтерский учет, расчеты, поставщики и подрядчики, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность.
GENERAL PRINCIPLES OF THE ACCOUNT OF CALCULATIONS WITH SUPPLIERS AND CONTRACTORS
Maidanevych P. N., Doctor of Economic Sciences, Professor; Institute of Economics and management FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University»
The article deals with the theoretical justification of the construction of accounting calculations with suppliers and contractors. In addition, the basic principles of construction of settlement operations on accounts payable are defined. On the basis of the conducted research the author investigates the order of accounting reflection of calculations with suppliers and contractors and offers ways of improvement of accounting process of formation of calculations for the purpose of optimization of administrative decisions on their implementation in the agro-industrial enterprises.
Keywords: agriculture, efficiency, accounting, calculations, suppliers and contractors, accounts receivable, accounts payable.
Введение. В процессе хозяйственной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения с другими субъектами ведения хозяйства относительно приобретения товарно-материальных ценностей, работ или услуг с целью обеспечения их непрерывного функционирования. Основными последствиями проведения хозяйственных операций является возникновение обязательств, которое приводит к появлению кредиторской задолженности, в том числе перед поставщиками и подрядчиками.
179
Материал и методы исследований. Теоретической и методологической основой данного исследования выступили положения экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных авторов по данной тематике. Для решения поставленной цели в работе использовались следующие методы и приемы исследований: познание, обзор, сравнение, анализ и пр.
Результаты и обсуждение. При исследовании экономической сущности категории «расчеты» были выявлено, что между научными работниками и специалистами в отраслях бухгалтерского учета, финансов, экономики и управления не имеется единого мнения о ней, а в бухгалтерском учете после начала его реформирования вообще отсутствует любая трактовка. С точки зрения бухгалтерского учета расчетные операции являются объектом учета, во-первых, как динамический процесс (проведение платежа одновременно или после получения товаров, работ, услуг) и, во-вторых, как статическое состояние, то есть задолженность между субъектами расчетов.
Понятия «расчеты» и «задолженность» в подавляющем большинстве содержат ссылку на «обязательство»: расчеты возникают по обязательствам или обязательства вытекают из расчетов, задолженность - это обязательство, или наоборот.
Большинство авторов придерживаются мысли, что поставщики - это предприятия (учреждения, организации), которые осуществляют снабжение товарно-материальными ценностями, продукцией. Отмечают, что поставщик, кроме обеспечения предприятия необходимыми товарно-материальными ценностями, также может оказывать услуги и производить работы. Кроме того, авторы считают, что поставщик выступает в качестве производителя продукции, а некоторые отмечают, что поставщик может как выступать в качестве ее производителя, так и лишь принимать участие в обращении продукции.
На сегодняшний день существует немало предприятий, деятельность которых возможна только благодаря обязательствам по расчетам с поставщиками.
То есть, практически не имея собственного капитала, предприятие берет в кредит товар (под реализацию) и получает значительные прибыли, не рискуя при этом собственным капиталом. Обязательства предприятия по расчетам с поставщиками и подрядчиками занимают очень важное место в системе управления деятельностью предприятия. Это аргументируется тем, что, принимая управленческие решения относительно тактических или стратегических планов предприятия, руководитель в первую очередь производит анализ или проверку финансовой отчетности, а особенно обязательств предприятия, которое дает возможность определить его финансовую стойкость, независимость и в конечном результате прибыльность. Обязательства предприятия по расчетам с поставщиками и подрядчиками - это краткосрочные обязательства, которые возникают при снабжении продукцией или предоставлении услуг. Данные обязательства должны погашаться согласно договорам о купле-продаже товаров, которые заключается с поставщиками или подрядчиками [4].
180
Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками проводится согласно приказу об учетной политике, расчет с поставщиком проводится согласно заключенному договору о снабжении товаров или предоставлении услуг.
Создание целостной и эффективной системы бухгалтерского учета невозможно без применения такого специфического элемента, как учетная политика. Законодательство РФ определяет учетную политику как «совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления финансовой отчетности», и устанавливает обязательность ее разработки предприятиями [3].
Способы текущего группирования информации о расчетах должны быть закреплены в учетной политике путем построения рабочего плана счетов, относительно которого национальное законодательство допускает самостоятельность предприятий при избрании набора аналитических признаков. Тщательный анализ действующего плана счетов показал, что прежде чем организовывать аналитический учет, необходимо исправить серьезные недостатки в синтетическом, а именно: при группировании счетов для учета расчетов по классам в основу должны быть положены их экономическая сущность и классификация. Существующий план счетов направлен на учет дебиторской и кредиторской задолженности как объектов финансовой отчетности, не учитывая то, что задолженность - это лишь статическое состояние расчетных операций, а также то, что эти операции происходят ежедневно и, конечно, должны отображаться в учете, а задолженность представляют в финансовой отчетности лишь на определенную дату.
Кредиторская задолженность у предприятий и организаций возникает чаще всего из-за невыполнения учреждениями своих обязательств.
К текущим обязательствам предприятий и организаций принадлежат:
- задолженность по всем видами платежей в бюджет, включая налоги из заработной платы;
- задолженность по заработной плате штатного и нештатного персонала, по помощи по временной неработоспособности, по стипендиям аспирантам и ученикам;
- обязательство по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, на социальное страхование, обязательное медицинское страхование и индивидуальное страхование работников;
- авансовые платежи, полученные от физических и юридических лиц в счет следующих поставок продукции, выполнения работ, предоставления услуг;
- кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам за материальные ценности, произведенные работы, полученные услуги [1].
Отношения, в которые предприятие вступает с поставщиком и при которых оно обязано оплатить определенную сумму денежных средств за полученные услуги, товары, регулируются Гражданским кодексом.
181
Также одним из основных документов, регулирующих расчеты с поставщиками и подрядчиками, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Данным законом утверждены единственные правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые являются обязательными для всех предприятий и гарантируют и защиту интересов пользователей.
Среди руководителей аграрных предприятий бытует мысль, что ситуация, когда кредиторская задолженность перед поставщиками превышает дебиторскую, является нормальной и к этому нужно стремиться. Однако погашение задолженности по кредитам перед финансовыми учреждениями для предприятий является первоочередной задачей руководителей субъектов ведения хозяйства, хотя такая задолженность является тоже кредиторской [2].
Проблема в двояком отношении к кредиторской задолженности в данном случае кроется, на наш взгляд, в последствиях, которые тянет за собой недобросовестное выполнение взятых на себя обязательств. Поэтому для дальнейшего изучения проблемы и очерчивания направлений ее решения необходимо исследовать порядок отображения информации о поставщиках и подрядчиках на всех этапах учетного процесса.
Первым этапом учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является первичный учет. Его содержание представляет первичное наблюдение и восприятие хозяйственного факта (явления или процесса), измерения в натуральном и стоимостном выражении, фиксирование в носителях учетной информации - документах.
Документы, учитывая их большое количество и разнообразие, нужно систематизировать. Восприятие, измерение и фиксирование хозяйственных фактов расчетов с поставщиками осуществляется исполнителями в разные периоды. Поэтому, организовывая первичный учет, заранее определяют движение первичных документов, формируя график документооброта. Заметим, что именно на первичной стадии обработки информации происходит ее «сортировка» и идентификация для дальнейшего движения.
Первичные документы являются основным доказательным источником наступления определенного события - возникновения или погашения задолженности. Их неподобающее или несвоевременное оформление делает невозможным отображение информации в учете. При этом договоры и контракты заключенные для формализации намерений о сотрудничестве, будучи юридической основой возникновения обязательств, достаточно часто нарушаются и не позволяют применить предвиденные санкции за нарушение условий договора, поскольку первичный документ не оформлен, а следовательно, событие не завершено. Достаточно часто примером таких нарушений является неподписание заказчиком акта выполненных работ, а объяснением могут быть разные варианты, чаще всего - невозможность собрать комиссию для принятия работ в связи с командировками членов комиссии, их болезнью и тому подобное. Это, соответственно, тянет за собой необоснованную просрочку задолженности [3].
182
Вне баланса нужно учитывать все договорные права и обязанности предприятий, а соответствие договора «критериям признания» необходимо определять на момент его заключения: полезность определяется владельцами предприятия, исходя из его интересов, твердость контракта в первую очередь зависит от того, насколько юридически грамотно составлен этот документ, и определяется наличием методов обеспечения неукоснительного выполнения договорных обязательств. Роль главного бухгалтера при заключении договоров (контрактов), в первую очередь, заключается в тщательном контроле за их финансовыми и платежными условиями.
Одним из направлений совершенствования расчетных взаимоотношений субъектов ведения хозяйства является повышение аналитической ценности учетной информации. Следовательно, при построении аналитического учета договорных отношений необходимо обратить внимание на ряд важных моментов.
Классификация расчетов по экономико-правовому содержанию. Расчеты по предварительно заключенным договорам предлагаем классифицировать как коммерческие, которые, в свою очередь, разделяются в зависимости от объекта учета на товарные и финансовые.
Виды хозяйственных договоров (договор купли-продажи, договор снабжения, договор подряда, договор бартера, договор о предоставлении услуг, договор хранения, договор аренды, договор о товарном кредите).
Экономические агенты. Аналитический учет необходимо вести по каждому отдельному договору и субъекту договорных связей.
Условия и сроки расчета. Необходимо учитывать для установления суммы просроченных обязательств и расчета величины материального возмещения.
Процесс приобретения имущества в учете тесно связан с такими категориями, как активы и задолженность (рис. 1.).
Рисунок 1. Отображение процесса приобретения имущества в учете
Таким образом, внебалансовый учет договорных обязательств на предприятии начинается с момента приобретения договором юридической силы. При этом следует учитывать, что обязательства оцениваются по стоимости, указанной в хозяйственном договоре, или приложениях к нему (спецификациях).
183
Бухгалтерские операции по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отображены в табл. 1.
Таблица 1. Бухгалтерские записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
№ Наименование операций Сумма, руб. дебет кредит
1. Акцептованы счета-фактуры поставщиков за получившие и оприходованные материалы. Отражен НДС по получившим материалам 154000 23490,15 10 19 60 60
2. Получены к оплате счета продавца и подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги для капитального строительства 142000 08 60
3. Определена сумма НДС 21660,10 19 60
4. Акцептованы счета поставщиков за выполненные ими работы и оказанные услуги, в т. ч. предоставление энергии, газа, пара, воды, для цехов основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных нужд 256000 20, 23, 25, 26 60
5. Счета поставщиков и подрядчиков приняты к оплате за выполненные услуги при производстве работ, относящихся к расходам плановых периодов 12500 97 60
6. Получены к оплате счета поставщиков за приобретенные товары, в т. ч. НДС 150000 41 60
7. Возврат сумм поставщиками, ранее им перечисленных и неиспользованных будущих платежей 5000 50 60
8. Перечислены поставщиками суммы, ранее отраженные по пересчетам; возврат перебора тарифов (фрахта) 5000 51, 52 60
9. Отражен зачет задолженности между поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) 125000 62 60
10. Уплачена задолженность перед поставщиками или подрядчиками 147000 60 50, 51, 55
На счет 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей» относят суммы уплат, более нормы фактической убыли в ходе, разницу между ценами и тарифами, несходство качества или количества оплаченных товаров спецификации и т. п. до исполнения судебных органов. И, когда судебными органами иски подтверждены, то эти суммы относятся на счет 76/2 «Расчеты по претензиям», и, если они отклонены, списываются на счет «Прибыли и убытки».
За каждый день отсрочки оплаты определяются пени в сумме 1/300 определенной в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Ставка рефинансирования составляла 14 % годовых.
Вторым этапом учетного процесса расчетов с поставщиками является текущий учет, который представляет собой процесс регистрации данных первичного учета в системе счетов, в учетных реестрах.
184
Под текущим учетом расчетов с подрядчиками понимают обработку, регистрацию и запись данных первичного учета, то есть носителей информации, в учетные реестры, группировки и их перегруппировки с целью получения нужной результативной информации.
Бухгалтерский учет не только информирует о состоянии и изменениях экономического субъекта, его элементах и осуществляет контроль за наличием, движением, использованием объектов ведения хозяйства, но и выполняет функцию оценивания результативности работы. Оценивание происходит на основании обобщения данных на итоговом этапе. Этот этап учетного процесса расчетов с подрядчиками дает возможность предоставлять данные о результатах работы за месяц, квартал, полугодие, год.
Итоговый этап учетного процесса является заключительным. Его можно охарактеризовать как упорядоченную совокупность операций по формированию показателей, которые отображают результаты производственной и хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
Организация итогового этапа учета расчетов с подрядчиками зависит от качества организации первичного и текущего учета.
Этот этап характеризуется тем, что, кроме учетных данных, показателей первичного и текущего учета, необходимы данные планирования, нормирования, оперативного и статистического учета, а также предыдущих отчетных периодов. Наличие этих данных и показателей дает возможность не только оценить результаты работы субъекта ведения хозяйства, но и выявить тенденцию развития.
Все учетные документы для проведения расчетных операций с поставщиками и подрядчиками подлежат контролю со стороны заказчиков, поставщиков, контролирующих органов по видам: предыдущий, текущий, следующий. Ответственность за правильность и своевременность материальных ресурсов несет руководитель, бухгалтер, материально ответственное лицо.
Кузнецов А. В. предложил усовершенствованную классификацию долгов предприятий: со сроком погашения до трех месяцев; от трех до шести месяцев; больше шести месяцев [2].
Лысенко Д. для совершенствования ведения учета с поставщиками и подрядчиками предложил ввести документ «Реестр документов к уплате», где указаны расчеты поставщиков и сроки их уплаты, конечное сальдо по каждому счету [5].
Сформированный «Реестр документов к уплате» показывает реестр счетов по каждому поставщику и подрядчику и имеет информацию о том, за что платит предприятие, какие сроки оплаты, и отображает остаток по каждому счету на конец дня, имеет накопительную информацию на конец месяца. Этот документ дает возможность контролировать кредиторскую задолженность по конкретному счету от поставщика и подрядчика.
Считаем достаточно справедливыми предложения отмеченных авторов. При этом отмечаем необходимость обязательного введения в документооборот предложенного Мулинновым С. А. «Реестра документов к уплате», который
185
делает возможным контроль за соблюдением платежной дисциплины предприятия, связывает юридическую сторону вопроса обязательств в части соблюдения условий договоров об отгрузке продукции, о выполнении работ, предо-ставленияи услуг о причиах несвоевременного подписания подтверждающих документов, которые свидетельствуют о признании операции завершенной, а следовательно, такой, которая нуждается в погашении долга [6].
Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги также имеет очень важное значение и нуждается в организации. В приказе об учетной политике должны быть отмечены основные положения относительно учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, которые приведены на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные положения относительно учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, которые приводятся в Приказе об учетной политике
Как показал анализ деятельности аграрных предприятий, особенного внимания бухгалтеры не уделяют кредиторской задолженности, а особенно расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Поэтому нами предлагается разработать должностную инструкцию, в которой определяются его обязанности и права, ответственность и условия работы. Предложенные обязанности влекут ответственность за ведение не только кредиторской, но и дебиторской задолженности. В обязанности данного бухгалтера будет входить следить за состоянием:
- долгосрочной дебиторской задолженности;
- дебиторской задолженности за товары, работы, услуги;
- дебиторской задолженности за расчетами;
- расходов за будущие услуги;
- обеспечения следующих выплат и платежей;
- долгосрочных обязательств;
- текущих обязательств;
- доходов будущих периодов.
Разработанная нами должностная инструкция приведена в приложении Б.
Непосредственной работой бухгалтера будет планирование погашений по обязательствам по статьям бюджета, установленным регламентом. В рамках своей компетенции и целесообразности специалист может определять возможные варианты планирования задолженности, используя в качестве прогноза «Расчеты с поставщиками», определяя отсрочки платежей по конкретным
Документооборот по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Процедуры текущего контроля за правильностью расчетов и состоянием кредиторской задолженностью
Определение кредиторской задолженности
Положения, которые необходимо предусмотреть в Приказе об учетной политике
186
контрактам и «Кредиторской задолженности прошлых периодов», устанавливая график погашения задолженности как по клиентам, так и на основе бизнес-прогноза «Графиков финансирования», которые являются упрощенной формой формирования кредиторской задолженности.
Прогноз предназначен для планирования величины кредиторской задолженности и количества дней ее равномерного погашения, суммы авансов и отсрочки текущих платежей по статьям и элементам бюджета.
Основой для составления расходной части бюджета движения средств должны быть операционные бюджеты всех направлений деятельности компании и графики погашения задолженности, которые определяют следующие группы платежей, установленные в прогнозе «Графики финансирования»:
- плановые платежи по всем видам налогов и собраний перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- обслуживание кредитов, которые содержат план выплат по основному долгу и процентам;
- расходы по оплате труда;
- обязательство перед поставщиками за материалы, которые поставляются, обеспечение энергоресурсами;
- обязательство перед заказчиками за произведенные работы;
- финансирование управленческих и коммерческих расходов;
- график инвестиционных выплат за приобретение и модернизацию основных средств;
- другие расходы.
Безналичные расчеты предусматривают перечисление определенной суммы средств со счетов предприятий на счета поставщиков. Документы, которые предоставляются поставщикам по получении материальных запасов, представлены в таблице 2.
Таблица 2. Документы, которые подаются поставщикам для получения МПЗ
№ из/п Название документа Отдел - исполнитель Кому подается Срок выполнения
1 Поручение на получение товарно-материальных ценностей Отдел бухгалтерского учета и отчетности Поставщикам После оплаты счета
2 Накладная, приемный акт на получение материальных ценностей Отдел бухгалтерского учета и отчетности Поставщикам Следующий рабочий день по получении материальных ценностей
Обязательство признается, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем в результате его погашения. Если на дату баланса раньше признанное обязательство не подлежит погашению, то его сумма включается в состав дохода отчетного периода. Отображаются текущие обязательства в балансе по сумме погашения.
187
Выводы. Таким образом, еще одним шагом в повышении ответственности обязанной стороны в экономических взаимоотношениях субъектов ведения хозяйства является контроль фискальными органами государства не только своевременности и правильности уплаты налогов и сборов, но и соблюдения договорных обязательств и своевременности расчетов между предприятиями. Несвоевременное признание задолженности приводит к отсрочке уплаты налогов и сборов из соответствующих операций. Совершенствование приказа об учетной политике, улучшение организации труда бухгалтеров и разделение труда между ними помогут лучше организовать информационное обеспечение для принятия управленческих решений и ведения аналитической работы.
Использование таких нововведений стало бы весомым изменением учета расчетов с поставщиками и с каждым предприятием отдельно на конец отчетного периода. Таким образом, вышеизложенные предложения будут способствовать совершенствованию организации расчетов и их учета, снижению дебиторской задолженности и укреплению финансового состояния предприятия.
Список использованных источников:
1. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учеб. / под ред. Н. Г. Белова, Л. И. Хоружий. - М.: Эксмо, 2010. -608 с. - (Новое экономическое образование).
2. Кузнецов А. В. Особенности подсистемы учетно-аналитического обеспечения расчетов с контрагентами /А. В. Кузнецов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. -№ 4 (53). - С. 111-115.
3. Кузнецов А. В. Формирование информации об обязательствах в системе бухгалтерского учета экономического субъекта / А. В. Кузнецов // Вестник СГСЭУ. - 2013. - 5 (49). - С. 139-142.
4. Куттер М. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие. / М. И. Куттер, Н. Ф. Таранец, И. Н. Уланова. - М.: Финансы и кредит, 2006. - 326 с.
5. Лысенко Д. Управление кредиторской задолженностью / Д. Лысенко // Аудит и налогообложение. - 2012. -№ 10. - С. 55-58.
References:
1. Accounting in agriculture: studies. / ed. N. G. Belova, L. I. Horuzhy. -Moscow: Eksmo, 2010. - 608 p. - (New economic education).
2. Kuznetsov A. V. Features of the subsystem of accounting and analytical support of settlements with contractors /A. V. Kuznetsov // Bulletin of the Saratov state socio-economic University. 2014. № 4 (53) - P. 111-115.
3. Kuznetsov A. V. Formation of information about the obligations in the system of accounting of the economic entity / A. V. Kuznetsov // Bulletin of the SGSEU. 2013. № 5 (49). P. 139-142.
4. Kutter M. I. Accounting (financial) statements: studies. benefit. / M. I. Kutter, N. F. Taranets, I. N. Ula-nova // M.: Finance and credit, 2006. - 326 p.
5. Lysenko D. management of accounts payable / D. Lysenko // Audit and taxation. 2012, № 10 - P. 55-58.
6. Malinova S. A. the Account of calculations with suppliers and cont-
188
6. Муллинова С. А. Учет расче- ractors / S. A. Malinova Considered.
тов с поставщиками и подрядчиками / 2015. № 7 - Р. 41-45. С. А. Муллинова // Концепт. - 2015. -№ 7 - С. 41-45.
Сведения об авторе: Information about the author:
Майданевич Петр Николаевич - Maidanevich Pyotr Nikolayevich -
доктор экономических наук, про- Doctor of Economic Sciences, Professor,
фессор, профессор кафедры эконо- Professor of chair of economy of agricul-
мики агропромышленного комплек- ture, e-mail: pmaidanevich@rambler.ru,
са, e-mail: pmaidanevich@rambler.ru, Academy of Life and Environmental
295492, п. Аграрное, Академия биоре- Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky
сурсов и природопользования ФГАОУ Crimean Federal University» 295492,
ВО «КФУ имени В. И. Вернадского». Republic of Crimea, Simferopol, Agrarnoe.
189