Econímícs
УДК 33
DOI 10.21661/r-115553 И.А. Тихолаз, А.М. Цугунян
Проблемы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Аннотация
В статье исследованы порядок учетного отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками и предложены пути совершенствования учетного процесса формирования расчетов с целью оптимизации управленческих решений по их осуществлению. Разработаны теоретические основы внутрихозяйственного контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.
| Ключевые слова: поставщики, подрядчики, расчеты, учет, контроль, источники информации.
I.A. Tikholaz, A.M. Tsugunyan
Accounting calculations problems with suppliers and contractors
Abstract
In the article an order of accounting reflection of payments with suppliers and contractors are researched and ways of enhancement of accounting calculations process development with the purpose of management decisions optimization for their implementation are offered. Theoretical bases of intraeconomic control of settlings with suppliers and contractors are developed.
| Keywords: suppliers, contractors, calculations, accounting, control, sources of information.
~Ш "постановка проблемы. В настоящее время ! И остаются недостаточно проработанными _Ж. .Л. вопросы методики и организации финансового и управленческого учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, документального оформления операций по расчетам, автоматизации их учета и контроля, обоснование новых направлений анализа расчетов с учетом особенности деятельности и потребности управления. Также среди опубликованных научных трудов недостаточно исследована и сформирована система признаков выявленных ошибок при контроле расчетов с поставщиками и подрядчиками, поэтому это направление подлежит дальнейшему совершенствованию.
Финансовое состояние каждого субъекта хозяйствования определяется его взаимоотношениями с другими хозяйствующими субъектами, состоянием расчетов между ними. От величины кредиторской задолженности предприятия зависит его финансовая устойчивость, независимость и платежеспособность.
Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых. Анализ результатов исследований свидетельствует, что теоретические и практические разработки по учету и контролю расчетов с поставщиками и подрядчиками отражают глубокое понимание проблем, связанных с трансформацией отечественной системы учета. Однако ряд вопросов относительно учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками на отечественных предприятиях недостаточно исследованы и остаются нерешенными.
Проблемам учета обязательств посвящено много трудов ученых-экономистов. В литературных источниках методика анализа текущих обязательств рассматривается в составе проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия. Автором будут предложены новые подходы по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Interactive science | 10 • 2016
161
(
Экономика
Цель статьи - разработка практических рекомендаций по совершенствованию учетного отражения и методики внутрихозяйственного контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Изложение основного материала. Для нормального функционирования всех звеньев субъекта хозяйствования необходимо иметь достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия, в частности кредиторской задолженности. Особое место в кредиторской задолженности занимают многочисленные расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Поставщики - юридические или физические лица, которые осуществляют поставку товарно-материальных ценностей, оказывают услуги и выполняют работы, а подрядчики - специализированные предприятия или физические лица, которые выполняют строительно-монтажные работы при сооружении объектов на основании договоров подряда на капитальное строительство.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками занимают весомое место в системе расчетных операций, а также являются важнейшей составляющей бухгалтерской деятельности, поскольку они влияют на формирование основной части денежных поступлений предприятий. Следует отметить, что кредиторская задолженность, как в целом, так и за товары, работы, услуги составляет значительную часть пассивов отечественных предприятий и с каждым годом растет.
Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги может быть, как положительным элементом финансово-хозяйственной деятельности, так и отрицательным. По сравнению с обязательствами по полученным кредитам банков, векселям, облигациям, она является «дешевой» задолженностью. Также возникает возможность пользоваться денежными средствами других предприятий. С другой стороны, если величина кредиторской задолженности является достаточно большой, то будет происходить снижение платежеспособности субъектов хозяйствования. Это может стать причиной отказа других предприятий и финансовых структур от сотрудничества.
Формированию взаимоотношений и соответствующих расчетных операций с поставщиками и подрядчиками предшествует процесс их поиска предприятием.
Окончательный выбор поставщика или подрядчика также является нелегкой задачей. Основной причиной возникновения расчетных операций с поставщиками и подрядчиками является заключение договора. При этом возникает юридическое обязательство, которое не отражается на счетах бухгалтерского учета и в балансе.
В хозяйственной деятельности предприятий возникают обстоятельства, которые влияют на своевременное выполнение обязательств или вообще прекращают их осуществление. Такими обстоятельствами могут быть временная или устойчивая финансовая неплатежеспособность, банкротство, чрезвычайные события. Это означает, что при осуществлении операций по
расчетам с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете может возникать как дебиторская задолженность - в случае осуществления предоплаты, так и кредиторская задолженность - при условии такой оплаты или иного погашения обязательств.
Выполнение своевременной проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, предупреждение просрочки кредиторской задолженности должны быть основой организации их учета.
Весомое место в системе расчетных операций занимают расчеты с поставщиками. Доходность предприятия в основном зависит от скорости оборота капитала. Для соблюдения действующих правил расчетов следует предотвращать их просрочку, способствовать уменьшению кредиторской и дебиторской задолженностей. Чем быстрее осуществляется процесс расчетов, тем эффективнее работает предприятие.
Учетные показатели задолженности по расчетам влияют на ликвидность и платежеспособность, характеризующие финансовое состояние каждого отдельного предприятия и государства вообще, влияют на уровень их инвестиционной привлекательности, кредитоспособности и общей рентабельности. Задолженность перед поставщиками возникает из-за разрыва во времени от момента перехода права собственности на приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги до момента их оплаты.
О.В. Уханова [5] предлагает усовершенствовать анализ расчетов с поставщиками путем создания таблицы, где будет видна задолженность каждому поставщику по договорам, сроками погашения задолженности по графику и фактически. Это даст возможность определить по каждой операции, соблюдение сроков поставки товарно-материальных ценностей и своевременность расчетов. Хозяйственные операции должны отображаются только на основании своевременно и правильно оформленных документов с заполнением всех реквизитов предприятия.
С.К. Байдыбековой [1] предложена методика анализа текущих обязательств, которая заключается в изучении структуры текущих обязательств, их оборачиваемости, определении степени платежеспособности и ликвидности предприятия, которые рассчитывают на основе данных финансовой отчетности, а также в осуществлении расчета предельной суммы текущих обязательств под влиянием таких факторов, как доходы, расходы деятельности, оборотные активы предприятия. Это будет осуществлено с целью восстановления платежеспособности предприятия и предотвращения его банкротства.
Как процесс совершенствования ведущими учеными осуществлена классификация долгов предприятия перед поставщиками и подрядчиками по срокам: со сроком погашения до трех месяцев; от трех до шести месяцев; более шести месяцев.
На предприятиях Российской Федерации для усовершенствования учета расчетов с поставщиками и
Есошткз
подрядчиками нужно усовершенствовать не только теоретические разработки в системы учета текущих обязательств, но и практические внедрения. Разработать схему документирования расчетов между поставщиками и покупателями в зависимости от сроков и форм оплаты, схему документооборота расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии. Это позволит полностью раскрыть учетную информацию для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятий.
Совершенствование существующей системы учета текущих обязательств возможно лишь при условии ее унификации с международной, но при одновременном учете национальных особенностей. Это позволит полностью раскрыть учетную информацию для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятий [3].
Основными элементами контроля операций по обеспечению осуществления расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия и фактов их изменения являются:
- объекты - договоры, заключенные предприятием; расчетные операции; записи в первичных документах, учетных регистрах и отчетности; хозяйственные операции по учету фактов изменения обязательств в контексте расчетов с поставщиками и подрядчиками; информация о нарушениях и злоупотреблениях в ведении учета, которые нашли документальное подтверждение в актах ревизии, проверок, выводах аудиторов, постановлениях правоохранительных органов;
- субъекты - собственник и подразделения предприятия, которые выполняют контрольные функции по формированию расчетов с поставщиками и подрядчиками (юридический отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, отдел экономического анализа, планово-финансовый отдел, отдел маркетинга).
Контроль процесса снабжения начинается с оценки потенциального поставщика и качества сырья, материалов, оборудования, энергоносителей, других ресурсов и услуг, приобретаемых предприятием. После подписания договоров контролером проверяется факт выполнения договорных отношений и расчетной дисциплины.
Одной из важнейших задач эффективной организации системы внутреннего контроля операций по обеспечению выполнения договорных обязательств на предприятиях является регламентирование его осуществления, то есть закрепление соответствующего порядка исполнения контроля в соответствующих приказах или положениях и формирование системы внутренних распорядительных документов:
- положении об учетной политике (в части урегулирования особенностей учетного отражения исполнения и изменения обязательств предприятия);
- положении о филиалах, представительствах, обособленных подразделениях (определение особенностей исполнения и изменения обязательств филиалами,
представительствами, обособленными подразделениями с целью оценки их влияния на финансовое состояние предприятия в целом);
- положении о договорной работе;
- графике документооборота (фиксация движения первичных учетных документов и отслеживание расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия);
- положении о службе внутреннего контроля (раскрытие и закрепление функциональных обязанностей избранных субъектов контроля за подконтрольным объектом);
- должностных инструкциях работников (определение контрольных функций и реализация процедур контроля по выбранному объекту проверки).
Планирование снабженческих операций на предприятии предусматривает сбор входящей информации и ее анализ:
- определение ключевых факторов экономической ситуации;
- подбор входной информации, что касается поставщиков-производителей материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии, запасных частей и т. д. на основе бюллетеней, справочников, прессы, прайс-листов;
- анализ информации (анализ работы отдела, анализ плана, анализ поставщиков, анализ затрат, анализ риска);
- формирование плана на будущий период (специфические задачи, выработки альтернативного плана на случай непредвиденных ситуаций, пути достижения целей, организационные мероприятия, тактика действий, методы проверки плана).
Процесс снабжения в широком понимании означает общее руководство снабженческой деятельностью, осуществление которого возложено на специализированный отдел. Задачей отдела снабжения является определение уровня затрат на организацию снабжения, осуществление политики в отношении поставщиков, заключение договоров. В узком смысле под управлением снабжения понимают процесс планирования и ежедневного руководства обеспечением поставок для производственных и непроизводственных нужд предприятия [4].
Отдел снабжения отбирает из массива поставщиков таких, которые обеспечивают качество по приемлемому уровню цен и регулярность поставок. Особое внимание обращается на условия расчетов и доставку наиболее экономичным способом с целью снижения транспортных и складских расходов.
Нужно учитывать, что решения по поставкам принимаются в условиях, когда часто изменяются как внешние факторы хозяйствования (экономические, политические, социальные, культурные, технические, законодательные, юридические, рынок, конъюнктура, предложение), так и внутренние (план поставки и задачи, связи предприятия, взаимоотношения с другими
Иегасйуе Баепсе | 10 • 2016 163
Экономика
отделами, изменение ассортимента), что порождает определенные проблемы и ограничения.
Ключевая роль и место бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в налаживании системы своевременного информирования управленцев о моменте наступления исполнения обязательств, как со стороны контрагентов, так и со стороны самого предприятия с целью принятия решений и оперативных мер [2].
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важнейшим участком бухгалтерской работы, поскольку на этом этапе формируется основная часть доходов и денежных поступлений предприятий. С помощью расчетов можно, с одной стороны, направить и обеспечить предприятия сырьем и др., а с другой осуществить реализацию готовой продукции.
Усовершенствовать учет расчетов с поставщиками возможно путем создания таблицы, где будет видна задолженность каждого поставщика по договорам, срокам погашения задолженности по графику и фактически. Это даст возможность определить по каждой операции соблюдение сроков поставки товарно-материальных ценностей и своевременность расчетов. Хозяйственные операции должны отражаются только на основании своевременно и правильно оформленных документов с заполнением всех реквизитов предприятия.
Считаем целесообразным применение регистров накопления и группировки данных о расчетах с поставщиками и подрядчиками для последующего переноса в Журнал-ордер.
Совершенствование существующей в России системы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками возможно лишь при условии ее унификации с международной, но при одновременном учете национальных особенностей. Это позволит полностью раскрыть учетную информацию для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятий.
Приведенные выше предложения должны способствовать совершенствованию методики учета и контроля кредиторской задолженности за товары, работы, услуги и улучшению расчетной дисциплины.
Выводы. В современных условиях тщательно поставленный учет расчетных операций, а также своевременный оборот денежных средств оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия. Одним из приоритетных направлений совершенствования управления предприятием является организация детального учета необходимой информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками, которая формируется в системе бухгалтерского учета и ее предоставление заинтересованным сторонам с целью принятия решений.
Литература
1. Байдыбекова С.К. Совершенствование учета расчетов с дебиторами и кредиторами // Управленческий учет. -2015. - №6. - С. 63-71.
2. Калугина О.В. Направления совершенствования учета расчетов с поставщиками на сельскохозяйственных предприятиях / О.В. Калугина, Н.П. Адинцова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. -№3-1 (71). - С. 90-92.
3. Муллинова С.А. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - №7. - С. 41-45.
4. Светличная А.С. Учет и контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - №5-1. - С. 148-153.
5. Уханова О.В. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями, пути решения // Образование, наука и современное общество: Актуальные вопросы экономики и кооперации: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов: В 5-ти частях / Белгородский университет кооперации, экономики и права. - 2013. - С. 223-228.
(