Научная статья на тему 'Общие принципы организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации'

Общие принципы организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1195
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ОБЩИНЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ОБЩИНЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ / SMALL INDIGENOUS NATION / SMALL INDIGENOUS ETHNIC COMMUNITIES OF THE NORTH / SIBERIA / AND THE FAR EAST OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE FOUNDATION DOCUMENTS / INDIVIDUAL MEMBERS OF THIS COMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тория Рита Александровна

В данной статье анализируется регулирование организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, как организуется и осуществляется деятельность общин малочисленных народов, что является учредительными документами, кто может быть членом этих общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The general principles of the organization of small indigenous ethnic communities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation

In this article are shown the organization and the realization of activity of small indigenous ethnic communities of the North, Siberia, and the Far East of the Russian Federation, the foundation documents and who can be a member of this community.

Текст научной работы на тему «Общие принципы организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

4.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тория Рита Александровна, к.ю.н. доцент, кафедра гражданского права и процесса юридического факультета, Сыктывкарский университет

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В данной статье анализируется регулирование организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, как организуется и осуществляется деятельность общин малочисленных народов, что является учредительными документами, кто может быть членом этих общин.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, общины малочисленных народов, учредительные документы, индивидуальные члены общины малочисленных народов

THE GENERAL PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF SMALL INDIGENOUS ETHNIC COMMUNITIES OF THE NORTH, SIBERIA AND THE FAR EAST OF THE RUSSIAN FEDERATION

Toria Rita Aleksandrovna, PhD in Law, assistant professor, specialized department of civil law and process, Syktyvkar State University

Annotation: In this article are shown the organization and the realization of activity of small indigenous ethnic communities of the North, Siberia, and the Far East of the Russian Federation, the foundation documents and who can be a member of this community.

Keywords: small indigenous nation, small indigenous ethnic communities of the North, Siberia, and the Far East of the Russian Federation, the foundation documents, individual members of this community

20 июля 2000 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (далее закон) за № 104-ФЗ1, который устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его

1 Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от

02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2000)/Собрание законодательства РФ. 2006. N 6.

осуществления. Настоящий закон регулирует отношения в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин малочисленных народов. Закон распространяется на все общины малочисленных народов, в том числе созданные до его вступления в силу, а также на союзы (ассоциации) общин малочисленных народов. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов в рамках федерального, регионального законодательства, и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

Организация и деятельность общин малочисленных народов основываются на следующих принципах:

- равенства общин малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;

- добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

- свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;

- гласности.

Деятельность общин носит некоммерческий характер. Запрещаются организация и деятельность общин малочисленных народов в других целях, кроме целей, обозначенных законом «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 20 июля 2000 № 104-ФЗ2, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины малочисленных народов.

Распоряжением Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации3. В Концепции указано, что Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российского государства. Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, права которых гарантируются Конституцией РФ, другими нормативными правовыми актами в соответствии с общепризнанными принцами

2 Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от

02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2000)/Собрание законодательства РФ. 2006. N 6.

3 Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р «Об утверждении Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»/Собрание законодательства РФ. 2009. № 2.

Тория Р.А.

НАРОДЫ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ

и нормами международного права и международными договорами РФ.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде:

заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством;

целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;

бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;

социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие самостоятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законодательством.

Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов). Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины. Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов. Учредителями не могут быть юридические лица. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ-

ления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Учредительными документами общины малочисленных народов являются: учредительный договор; устав.

Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.

В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены: наименование общины; местонахождение; основные виды хозяйствования.

В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные Федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов. С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной. Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица. По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов. Отказ лица от вступления в общину малочисленных народов не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов. На учредительном собрании общины малочисленных народов вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

Устав общины малочисленных народов должен определять: вид общины, предмет и цели ее деятельности; состав учредителей; наименование и местонахождение; источники формирования имущества общины и порядок его использования; порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов; порядок возмещения убытков; условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины; порядок использования имущества в случае ликвидации общины; структуру и компетенцию органов управления общины, порядок принятия ими решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов; порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы; периодичность проведения общего собрания (схода) членов общины; порядок реорганизации и ликвидации общины; права и обязанности членов общины; порядок и условия приема в члены общины и выхода из нее; порядок и характер участия членов общины в ее хозяйственной деятельности; ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию.

Устав общины малочисленных народов может содержать описание символики общины малочисленных народов. В уставе общины малочисленных народов могут содержаться иные положения, относящиеся к

деятельности общины, не противоречащие федеральному законодательству. Об изменениях в своем уставе община малочисленных народов должна сообщить в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в сроки и в порядке, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

Членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов)) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).

Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами. Члены общины малочисленных народов имеют право выхода из нее. В случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов. При выходе из общины одного или нескольких ее членов и выделении им доли из имущества общины должно предусматриваться сохранение за вышедшими возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование. Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами общины малочисленных народов, но вправе оказывать общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов материальную, финансовую и иную помощь. Принадлежность к общине малочисленных народов лиц, относящихся к малочисленным народам, не может служить основанием для ограничения их прав и свобод человека и гражданина, условием предоставления им органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть членами общины малочисленных народов.

Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на: участие в принятии решений общины; участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы; получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации; выход из общины; другие права, предусмотренные уставом общины.

Члены общины малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации вправе использовать для нужд традиционных хозяйствования и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.

Члены общины малочисленных народов обязаны: соблюдать устав общины; рационально использовать природные ресурсы и осуществлять природоохранные

меры; исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов.

Община малочисленных народов не отвечает по обязательствам ее членов.

Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов считается полномочным при условии участия в нем не менее половины членов общины, если уставом общины не установлены иные правила.

В уставе общины малочисленных народов может быть предусмотрен созыв общего собрания (схода) членов общины по требованию не менее одной трети ее членов. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины малочисленных народов. В исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов находится: принятие устава общины; избрание правления (совета) общины и его председателя; принятие новых членов; исключение из общины; определение основных направлений деятельности общины; избрание ревизионной комиссии; принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины; утверждение решений председателя правления (совета) общины.

Уставом общины малочисленных народов к полномочиям общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины малочисленных народов. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов.

Правление (совет) общины малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов. Правление (совет) общины малочисленных народов организует деятельность общины малочисленных народов в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины малочисленных народов и проводит заседания по мере необходимости. Полномочия правления (совета) общины малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины малочисленных народов. Избранными в состав правления (совета) общины малочисленных народов считаются члены общины, получившие более половины голосов ее членов, присутствующих на общем собрании (сходе) членов общины.

Правление (совет) общины малочисленных народов вправе:

- рассматривать заявления граждан, изъявивших желание вступить в общину, и рекомендовать их к вступлению в общину; определять количество работников, привлекаемых общиной малочисленных народов по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; утверждать решение председателя правления (совета) общины.

Тория Р.А.

НАРОДЫ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ

Уставом общины малочисленных народов правлению (совету) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

Председатель правления (совета) общины малочисленных народов: организует работу правления (совета) общины; в период между заседаниями правления (совета) общины решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины или правления (совета) общины; в соответствии с уставом общины собирает правление (совет) общины и общее собрание (сход) членов общины; представляет общину в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Уставом общины малочисленных народов председателю правления (совета) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

В собственности общины малочисленных народов могут находиться:

имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины; финансовые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные); добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных; иное имущество, приобретенное или полученное общиной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общины малочисленных народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью. Общины малочисленных народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами. Общины малочисленных народов несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях сохранения культур малочисленных народов общины малочисленных народов могут организовывать воспитание и обучение детей членов общины, исходя из традиций и обычаев этих народов. Привлечение преподавателей для воспитания и обучения детей членов общины малочисленных народов может осуществляться на основе договоров общин малочисленных народов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Общины малочисленных народов имеют право на соблюдение религиозных традиций и обрядов малочисленных народов, если такие традиции и обряды не противоречат законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации, содержание и охрану культовых мест, создание собственных культурных центров и других общественных объединений. Общины малочисленных народов независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Правоспособность союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями. Общины малочисленных народов - члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Союз (ассоциация) общин малочисленных народов не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов несут субси-

диарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза (ассоциации). Наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова «союз» или «ассоциация». Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины малочисленных народов или союза (ассоциации) общин малочисленных народов. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин. Государственная регистрация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, вновь образованных после реорганизации, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Имущество общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, переходит после их реорганизации к вновь образованным общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов, ставшим юридическими лицами, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Общины малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством. Кроме того, общины малочисленных народов могут быть ликвидированы в случае: выхода из состава общины более двух третей учредителей или членов данной общины или иной фактической невозможности продолжения деятельности данной общины; прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами; неоднократных грубых нарушений общиной целей, определенных в уставе данной общины. Ликвидация осуществляется по решению суда.

При ликвидации общины малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов публикуется ликвидационной комиссией в органах печати. Ликвидация общины малочисленных народов считается завершенной, а община малочисленных народов - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Споры о ликвидации общин малочисленных народов решаются в суде. Ликвидация союза (ассоциации) общин малочисленных народов осуществляется в соответствии с уставом данного союза (ассоциации) общин малочисленных народов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае, если община малочисленных народов не проходила государственную регистрацию, решение о ее ликвидации или самороспуске направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в по-

рядке и в срок, установленные законодательством субъектов Российской Федерации. Общины малочисленных народов вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, ущемляющие права общин малочисленных народов и их членов, в установленном законом порядке, а также требовать возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба окружающей среде.

Проанализировав закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»4 можем сделать следующие выводы:

- требует совершенствование законодательство в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе на безвозмездное долгосрочное пользование землями различных категорий, пользование природными ресурсами, необходимыми для осуществления их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, являющихся основой их устойчивого развития;

- необходимо решать вопросы социально - экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ликвидации среди них массовой безработицы на основе государственной поддержки современного развития традиционных видов хозяйственной деятельности путем введения в практику государственного заказа на продукцию традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, организации переработки и маркетинга продукции оленеводства, рыболовства, морского рыболовного промысла, охоты, собирательства и развития народных промыслов5.

- необходимо усилить роль территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в местах их традиционного проживания.

Список литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)/Собрание законодательства РФ. 2009, N

1.

2. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от

02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2000)/Собрание законодательства РФ. 2006. N 6.

3. Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от

03.12.2008) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ

04.04.2001)/Собрание законодательства РФ. 2008. N 49.

4. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р «Об утверждении Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»/Собрание законодательства РФ. 2009. № 2.

5. Резолюция VI съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от

24.04.2009 года

References:

4 Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от

02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2000)/Собрание законодательства РФ. 2006. N 6.

5 Резолюция VI съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от

24.04.2009 года.

1. «The constitution of the Russian Federation» (it is accepted by national voting of 12/12/1993) (taking into account the amendments brought by Laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 12/30/2008 N 6-FKZ, from 12/30/2008 N 7-FKZ) / meeting of the legislation of the Russian Federation. 2009, N 1.

2. The federal law from 7/20/2000 N 104-FZ (ed. From 2/2/2006) «About the general principles of the organization of communities of the radical small people of the North, Siberia and the Far East Russian Federation» (GD ФС the Russian Federation of 7/6/2000 is accepted) / meeting of the legislation of the Russian Federation. 2006. N 6.

3. The federal law from 5/7/2001 N 49-FZ (ed. From 12/3/2008) «About territories of traditional wildlife management of the radical small people of the North, Siberia and the Far East Russian Federation» (GD ФС the Russian Federation of 4/4/2001 is accepted) / meeting of the legislation of the Russian Federation. 2008. N 49.

4. The order of the Government of the Russian Federation from 2/4/2009 N 132-r «About the statement the Concept of a sustainable development of the radical small people of the North, Siberia and the Far East Russian Federation» / meeting of the legislation of the Russian Federation. 2009. № 2.

5. The resolution of VI congress of the radical small people of the North, Siberia and the Far East Russian Federation from 4/24/2009 of year

РЕЦЕНЗИЯ

На статью к.ю.н., доцента Тория Риты Александровны «Общие принципы организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

В представленной на рецензирование статье отмечены общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые создаются в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления, что решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами принимаются на основании традиций и обычаев малочисленных народов не противоречащих нормативным правовым актам.

Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе, в статье раскрыт порядок образования общины малочисленных народов. Учредительными документами общины малочисленных народов являются учредительный договор и устав. Сделаны предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующие права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На основании изложенного считаю, что статья «Общие принципы организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», подготовленная кандидатом юридических наук доцентом кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Сыктывкарского университета Тория Р.А. может быть опубликована в открытой печати.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессор кафедры финансового права Российской

Академии Правосудия, Почетный работник высшего

профессионального образования РФ

д.юн. О.Н. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.