Актуальные проблемы юридической науки и практики
Барсукова Л.И.
содержание устава общины коренных малочисленных народов камчатки
Цель: Исследование содержания учредительного документа общины коренных малочисленных народов Камчатки - устава.
методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы. результаты: В работе делается вывод о том, что разработчики уставов общин коренных малочисленных народов Камчатки зачастую ограничиваются учетом нормативных предписаний Закона об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов, не раскрывают весьма значительной части требуемого содержания уставов и существенно ограничивают правовое поле деятельности организации.
новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть содержание устава общины коренных малочисленных народов Камчатки.
ключевые слова: некоммерческая корпоративная организация, устав общины коренных малочисленных народов Камчатки.
Barsukova L.I.
CoNTENTs of THE CHARTER of A CoMMuNITY of INDIGENous ETHNIC Groups of KAMCHATKA
purpose: A research of contents of the constituent document of a community of indigenous ethnic groups of Kamchatka - the charter.
methodology: Methods were used historical and legal and formal legal.
Results: In work the conclusion that developers of charters of communities of indigenous ethnic groups of Kamchatka are often limited to the accounting of standard instructions of the Law on the general principles of the organization of communities of indigenous ethnic groups is drawn, do not open very considerable part of the required contents of charters and significantly limit the legal framework of activity of the organization.
Novelty/originality/value: Article has the scientific value as is one of the first attempts to consider contents of the charter of a community of indigenous ethnic groups of Kamchatka.
Keywords: non-profit corporate organization, charter of a community of indigenous ethnic groups of Kamchatka.
Реформирование гражданского законодательства привело к закреплению в Гражданском кодексе Российской Федерации новых видов некоммерческих организаций [4].
Статья 123.16 ГК РФ, посвященная особому виду юридического лица - общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации, была введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», принятие которого явилось нормативным закреплением правового статуса общин коренных малочисленных народов РФ, отнесенных законодателем к закрытому перечню некоммерческих корпоративных организаций.
В соответствии со ст. 123.16 ГК РФ общинами коренных малочисленных народов РФ признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной сре-
ды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов) закрепил, что к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации относятся народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
В.В. Рубан определяет коренные малочисленные народы следующим образом:
- народы, осознающие себя самостоятельными этническими общностями, что выражается в наличии у народа самосознания, определенной
eurasian -
> 1 (26) 2017 <
- advocacy
территории проживания, собственных языка, культуры, обычаев, традиций и др.;
- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, то есть на исконных территориях проживания своих предков, перешедших к ним в силу традиции и необходимых для их жизнеобеспечения;
- народы, сохраняющие традиционные способы хозяйствования, промыслы, а также традиционный образ жизни, то есть исторически сложившийся способ жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуре, сохранении обычаев и верований;
- народы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек [6, с. 23].
По мнению Т.В. Заметиной, коренные малочисленные народы - признанные в установленном законом порядке и осознающие себя в качестве таковых (обладающие основными этническими характеристиками (язык, культура, самосознание) недоминирующие (малочисленные)) этнические общности, определяемые особенностями этнотерриториального (проживание в местах своего традиционного расселения) и социально-экономического (ведение традиционного образа жизни и хозяйства) развития [5].
H.И. Гаврилова определяет, что дефиниция «коренные малочисленные народы Камчатки» должна содержать следующие признаки. Это народы:
I. Проживающие на территориях традиционного расселения своих предков в пределах Камчатки географической (демографический критерий). Этот признак позволяет законодательно выделить представителей коренных малочисленных народов Камчатки из числа других проживающих здесь коренных малочисленных народов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 225 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» на территории Камчатского края проживают алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвены, эскимосы).
2. Осознающие себя самостоятельными этническими общностями со своими собственными культурными традициями и социальными институтами (этнический и культурный критерии).
3. Сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслы (социально-экономический критерий).
4. Численностью менее 50 тыс. человек (количественный критерий).
Таким образом, коренными малочисленными народами Камчатки признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков в пределах Камчатки, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование, промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями, со своими собственными культурными традициями и социальными институтами [3, с. 11-12].
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов учредительными документами общины являются учредительный договор и устав. Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.
В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены: наименование общины, местонахождение, основные виды хозяйствования. Так, например, в соответствии с Уставом Родовой общины коренного малочисленного народа камчадалов «Хирсанты», утвержденным Учредительным собранием 6 декабря 2013 г., определены основные виды хозяйствования: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство); переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов; рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация биологических ресурсов и др.
В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. В субъектах РФ принимаются законы, устанавливающие порядок создания и организацию деятельности общин коренных малочисленных народов РФ, например Закон Камчатского края от 18 сентября 2008 г. № 126 «Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае», Закон Приморского края от 22 декабря 2015 г. № 742-КЗ «О коренных малочисленных народах Российской Федерации, проживающих в Приморском крае»; Закон Амурской области от 29 апреля 2003 г. № 208-0З «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Амурской области» и др.
По мнению А.Н. Слепцова, законодательство субъектов Российской Федерации не только восполняет пробелы в федеральном правовом регулировании, но в некоторых случаях, особенно на уровне конституций (уставов), существенно расширяет правозащитную практику, гарантируя защиту прав коренных малочисленных народов Севера на этническую самобытность, исторические и священные места, на получение части доходов от деятельности промышленных предприятий и платежей за пользование недрами [7].
Автор солидарна с Л.В. Андриченко, определяющей, что важнейшим направлением законодательной деятельности последних лет является разработка законодательства, обеспечивающего эффективное осуществление прав малочисленных народов в сфере традиционного природопользования, защиту исконной среды обитания, содействие развитию их традиционной хозяйственной деятельности и промыслов [1, 2].
Статья 10 Закона об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов устанавливает, что учредительным документом общины является устав.
Устав общины малочисленных народов Камчатки должен определять:
- вид общины, предмет и цели ее деятельности. Так, например, в соответствии со ст. 4.2 Устава Родовой общины коренного малочисленного народа эвенов Кадар (Скала), утвержденного общим собранием 11 июля 2016 г., основными целями деятельности Общины являются: защита исконной среды обитания коренного малочисленного народа эвенов; сохранение, возрождение и развитие традиционного образа жизни коренного малочисленного народа эвенов; сохранение, возрождение и развитие культуры, национального искусства, народных художественных промыслов, родного языка и др.
Статья 4.1 Устава Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа чукчей «Чайка», утвержденного общим собранием 22 ноября 2010 г., определяет следующие цели деятельности общины: содействие созданию благоприятных условий для решения проблем социально-экономического и культурного возрождения и дальнейшего развития коренного малочисленного народа чукчей, реализация и защита их гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод. Община также имеет своей целью укрепление дружбы, взаимопонимания коренного малочисленного народа чукчей с другими народами и др.;
- состав учредителей;
- наименование и местонахождение;
- источники формирования имущества общины и порядок его использования;
- порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов. Так, например, в соответствии со ст. 11.1 Устава Родовой общины коренных малочисленных народов «Пойтл-о», утвержденного общим собранием 26 февраля 2008 г., распределение доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов осуществляется по решению общего собрания членов общины, исходя из доли участия члена общины в ее хозяйственной деятельности и его имущественного положения. Статья 11.2 Устава определяет, что общее собрание раз в год принимает решение о распределении доходов между членами общины. Доходы распределяются пропорционально участию членов общины в ее хозяйственной деятельности и добровольному взносу членов общины. При распределении доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов учитывается имущественное и семейное положение каждого члена общины;
- порядок возмещения убытков;
- условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;
- порядок использования имущества в случае ликвидации общины. Так, например, в соответствии со ст. 12.10 Устава Родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Таткуп», утвержденного Учредительным собранием 8 марта 2013 г., имущество, оставшееся после ликвидации и расчета с кредиторами, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины публикуется ликвидационной комиссией в средствах массовой информации;
- структуру и компетенцию органов управления общины, порядок принятия ими решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;
- порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы;
- периодичность проведения общего собрания (схода) членов общины. Так, например, в соответствии со ст. 7.1.1 Устава Родовой общины коренного малочисленного народа камчадалов «Хирсанты» высшим органом управления общи-
eurasian -
> 1 (26) 2017 <
- advocacy
ны является общее собрание членов общины. Общее собрание членов общины созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год;
- порядок реорганизации и ликвидации общины;
- права и обязанности членов общины;
- порядок и условия приема в члены общины и выхода из нее. Так, например, в соответствии со ст. 5.4 Устава Родовой общины коренного малочисленного народа камчадалов «Хирсанты», утвержденного Учредительным собранием 6 декабря 2013 г., прием в члены общины осуществляется на общем собрании членов общины на основании заявления о вступлении в общину. Статья 5.5 Устава определяет, что члены общины имеют право выхода из нее. Решение о выходе из общины принимается общим собранием общины. В случае выхода из общины члену общины предоставляется доля из имущества общины, при этом должно предусматриваться сохранение за вышедшим возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование;
- порядок и характер участия членов общины в ее хозяйственной деятельности;
- ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию.
В соответствии со ст. 7.5 Устава Родовой общины коренного малочисленного народа ительменов «Ханьчке», утвержденного Учредительным собранием 21 мая 2013 г., члены общины обязаны принимать личное трудовое участие в ее деятельности. В противном случае они подлежат исключению из членов общины по решению общего собрания. Так, например, в соответствии со ст. 10.2 Устава Родовой общины коренного малочисленного народа камчадалов «Хирсанты», утвержденного Учредительным собранием 6 декабря 2013 г., за нарушение обязательств по личному трудовому участию в хозяйственной деятельности общины ее члены привлекаются к ответственности. Меры ответственности за нарушение порядка личного трудового участия в хозяйственной деятельности общины разрабатываются Правлением общины и утверждаются на Общем собрании общины.
Устав общины малочисленных народов может содержать описание ее символики.
В уставе общины малочисленных народов могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности общины, не противоречащие федеральному законодательству.
Анализ уставов общин коренных малочисленных народов Камчатки позволяет прийти к выводу, что разработчики уставов общин коренных
малочисленных народов Камчатки зачастую ограничиваются учетом нормативных предписаний Закона об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов, содержащего специальные нормы, определяющие содержание устава. Как следствие, подготовленные таким образом уставы, на взгляд автора, не раскрывают весьма значительной части требуемого содержания уставов и существенно ограничивают правовое поле деятельности организации.
Таким образом, община коренных малочисленных народов Камчатки - организационно-правовая форма «вовлечения» граждан или иных лиц для совместной защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры, зарегистрированная в установленном законом порядке. Порядок такого «вовлечения» и правовой статус общин коренных малочисленных народов Камчатки определяют локальные нормативные акты, в первую очередь ее устав.
Пристатейный библиографический список
1. Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
2. Барсукова ЛИ. Гражданско-правовая характеристика учредительных документов: монография / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Долинской. Петропавловск-Камчатский: КамГУ имени Витуса Беринга, 2014.
3. Гаврилова Н.И. Правовой статус коренных малочисленных народов Камчатки: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 11-12.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: Постатейный комментарий к главе 4 / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. С. 454-465.
5. Заметина Т.В. Конституционный статус коренных малочисленных народов России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
6. Рубан В.В. Правовой статус коренных малочисленных народов // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 23.
7. Слепцов А.Н. Государственная политика в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
References (transliterated)
1. Andrichenko L.V. Regulirovanie i zashhita prav nacional'nyh men'shinstv i korennyh malochislennyh narodov v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2005.
2. Barsukova L.I. Grazhdansko-pravovaja harakteris-tika uchreditel'nyh dokumentov: monografija / pod red. d-ra jurid. nauk, prof. V.V. Dolinskoj. Petropavlovsk-Kam-chatskij: KamGU imeni Vitusa Beringa, 2014.
3. Gavrilova N.I. Pravovoj status korennyh maloch-islennyh narodov Kamchatki: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2006. S. 11-12.
4. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Ju-ridicheskie lica: Postatejnyj kommentarij k glave 4 / pod red. P.V. Krasheninnikova. M.: Statut, 2014. S. 454-465.
5. Zametina T.V. Konstitucionnyj status korennyh malochislennyh narodov Rossii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Saratov, 1998.
6. Ruban V.V. Pravovoj status korennyh malochislennyh narodov // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2011. № 3. S. 23.
7. Slepcov A.N. Gosudarstvennaja politika v sfere obe-spechenija prav korennyh malochislennyh narodov Rossii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2005.
НАЙДЕМ АДВОКАТА
«Найдем Адвоката» - это не юридическая фирма
Мы бесплатный сервис по подбору юристов и адвокатов необходимой Вам специализации во всех регионах России и мира.
Подбор юристов и адвокатов осуществляется бесплатно и в течение одного часа.
С нами работает более 1700 тщательно отобранных узкоспециализированных юристов и адвокатов в более чем 50 странах мира.
За два года работы Проекта мы помогли более чем 3000 клиентов, которым были подобраны юристы и адвокаты, решившие их проблемы.
Вам или Вашим близким нужен юрист или адвокат? Тогда оставьте заявку на сайте naidemadvokata.ru или позвоните нам по номеру: 8 (800) 775-07-20 (звонок по России бесплатный).