ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЙ АНТИДОПИНГОВОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
В.Н. СЕРГЕЕВ, ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Аннотация
В статье рассматриваются общие принципы построения программ антидопинговой профилактики среди юных спортсменов, основные задачи, решаемые в процессе разработки технологий антидопинговой профилактики, обеспечивающих реализацию содержательной основы олимпийского образования, дополненной наркопрофилактическим и профилактико-антидопинговым компонентами.
Ключевые слова: принципы, задачи, технологии антидопинговой профилактики, олимпийское образование.
Abstract
This article discusses general principles of anti-doping prevention programs among young athletes, the main tasks in the process of developing anti-doping prevention technologies that enable the content of the olympic education, supplemented drug use prophylactic and prevention, anti-doping components.
Key words: principles, objectives, technology of doping prevention, olympic education.
Введение
Несмотря на относительно положительную тенденцию, наблюдаемую в России в последние пять лет в плане профилактики и борьбы с наркоманией, данная проблема остается весьма актуальной.
Чтобы осуществить переход к наступательной стратегии в борьбе с распространением наркотиков в молодежной среде, необходимо создать в обществе нетерпимое отношение к их употреблению, предпринять энергичные действия по формированию системы ценностных ориентаций, антагонистичных так называемой «наркокультуре», приступить к модернизации всей учебнообразовательной и досуговой деятельности молодежи [2].
Огромный потенциал в профилактике наркомании, и особенно в антинаркотической пропаганде, кроется в занятиях физической культурой и спортом. Однако изначально заложенный в физической культуре и спорте огромный профилактико-антинаркотический потенциал не может быть полноценно реализован без специально разработанных технологий ведения антинаркотической профилактической работы [1, 3, 6].
Вместе с тем бурное развитие современного спорта как основного ориентира для молодежи сопровождается как позитивными, так и негативными тенденциями. К последним следует отнести все более широкое распространение практики применения атлетами допингов. В связи с этим в последние годы все острее встает проблема организации действенной профилактики их употребления среди юных спортсменов, в том числе занимающихся в системе спортивных школ. Обострение ситуации определяется следующими отправными положениями.
Во-первых, при постоянно расширяющемся круге используемых в спорте допинговых препаратов все большее их число попадает в список субстанций, которые не только по своему биологическому воздействию,
но и с юридической точки зрения относятся к категории наркотических средств. Во-вторых, большая их часть является относительно доступной, поскольку на практике сформировались надежные каналы ее поставки потребителям. В-третьих, о сиюминутном позитивном влиянии допингов на прирост спортивной результативности, в отличие от негативных эффектов, юные спортсмены в большинстве случаев хорошо информированы, что зачастую подогревает у них нездоровый интерес к фармакологическим препаратам, который с возрастающим успехом эксплуатируется наркодельцами.
Однако более всего тревожит то, что привычка к употреблению допингов все чаще ведет к формированию у молодых людей психологической и физической зависимости от использовавшихся и других наркотических средств, в том числе и после окончания занятий спортом. С учетом же того, что спортивная карьера юного потребителя допингов, как правило, объективно весьма коротка, что повышает «текучесть» контингента, то получается, что спортивные школы и другие спортивные организации при существующей ситуации в какой-то мере даже способствуют наркотизации молодого поколения, а не отвлекают подростков и молодых людей от наркомании.
Все это свидетельствует о необходимости разработки специфических информационно-образовательных и обучающих технологий, направленных на профилактику применения наркотиков в качестве допинга среди юных спортсменов, для последующего широкого внедрения этих технологий в учебно-воспитательный процесс, реализуемый в спортивных организациях.
Рассматривая проблему с другой позиции, следует отметить, что большая часть ранее подготовленных в системе высшего профессионального образования кадров преподавателей физического воспитания и тренеров по видам спорта в настоящее время в принципе не готова к реализации подобных педагогических технологий. Опытные кадры плохо ориентируются в воп-
ШШ)
росах практической антидопинговой профилактики и наркопрофилактической работы в целом, поскольку в свое время таких знаний и умений просто не получили. Нынешние студенты и выпускники вузов физической культуры гораздо лучше своих старших коллег информированы в допинговых вопросах и наркопрофилактике, но испытывают недостаток в конкретных технологиях профилактической деятельности, если речь идет о работе с юными спортсменами, которые, как это ошибочно принято считать, «отвлечены» от наркотиков уже тем, что регулярно посещают тренировочные занятия. Учреждения и организации, занимающиеся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой физкультурно-спортивных кадров, зачастую не имеют не только подготовленных в этой области преподавателей, но и ограничены в доступе к качественным рабочим программам учебных курсов антидопинговой и наркопрофилактической направленности. Имеющиеся учебные программы изданы ограниченными тиражами, причем зачастую фрагментарно. В них плохо учитывается региональная специфика, преобладает излишний универсализм в рекомендациях для специалистов, работающих с молодежью в разных, порой принципиально отличающихся по многим существенным в данном контексте позициям, спортивных организациях.
Таким образом, актуальность разработки настоящей проблемы обусловлена еще и противоречием между потребностью учебных заведений системы высшего физкультурного образования, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки физкультурно-спортивных кадров в качественном программно-методическом обеспечении занятий со студентами и слушателями по одному из самых необходимых в современных условиях направлений, с одной стороны, а также недостатком и неудовлетворительным качеством таких материалов - с другой.
Методы исследования
В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение результатов научных исследований отечественных и зарубежных ученых; обобщение передового практического опыта; логический анализ; теоретический анализ и теоретический синтез; систематизация и классификация; педагогическое конструирование.
Результаты исследования и их обсуждение
С учетом существующего в Волгоградском регионе опыта реализации антинаркотических профилактических технологий, в том числе - информационнообразовательной и обучающей технологии профилактики применения наркотиков в качестве допинга среди юных спортсменов, были определены общие принципы и основные задачи построения атидопинговых программ для юных спортсменов.
К общим принципам построения программ антидопинговой профилактики среди юных спортсменов следует отнести:
- приоритет информационно-образовательной и обучающей направленности в антидопинговых программах;
- установку на целесообразность здорового образа жизни и проведение линии на отождествление приверженности к допинговым средствам у спортсменов с ростом наркотической зависимости со всеми ее пагубными последствиями для личности и здоровья;
- приоритет позитивных примеров из спортивной жизни над негативными, регулярность апелляции к опыту подготовки выдающихся спортсменов, добившихся успехов без использования запрещенных стимуляторов;
- привлечение высококвалифицированных спортсменов к ведению информационно-образовательной и обучающей деятельности антидопингового профилактического характера;
- обеспечение воспитывающего характера антидопинговых программ и ориентацию на идеологию честной борьбы как основу истинного спортивного соперничества, подчеркивание моральной значимости спортивной победы исключительно в честной борьбе (принципы «фэйр-плэй»);
- констатацию неуклонного роста авторитета Олимпийских игр и олимпийского движения в мире при абсолютной несовместимости идеалов олимпизма с применением спортсменами допингов в процессе подготовки и участия в соревнованиях (как проявлением жульничества и моральной нечистоплотности);
- подчеркивание проблематичности или, в лучшем случае, кратковременности возможного положительного воздействия допинговых средств на спортивную результативность и, напротив, резкого ограничения перспектив для долговременного роста спортивного мастерства с использованием иных факторов в случае привыкания к использованию запрещенных веществ и методов на начальных этапах спортивной карьеры.
К основным задачам, решаемым в процессе разработки технологий антидопинговой профилактики, могут быть отнесены:
- обеспечение соответствия разрабатываемых материалов общим принципам построения программ нарко-и антидопинговой профилактики;
- обеспечение соответствия разрабатываемых материалов исходным Рекомендациям Совета Европы и ВАДА;
- обеспечение соответствия разрабатываемых материалов установленным требованиям для их представления в Общероссийскую автоматизированную систему сбора данных по профилактическим антинаркотическим программам физкультурно-спортивной направленности.
Следует исходить из того, что наиболее деликатной и трудоемкой составной частью операций по проектированию искомых педагогических технологий является формирование профилактико-антидопингового компонента как органичной надстройки к содержательной основе олимпийского образования и его «наложение» на эту основу во внедренческих моделях.
Во внедренческих моделях, обеспечивающих реализацию содержательной основы олимпийского образования, дополненной наркопрофилактическим и профилактико-
ІШ)
антидопинговым компонентами, могут быть выделены следующие разновидности:
- модели подготовки и переподготовки кадров (специальные учебные курсы, реализуемые в учреждениях высшего и среднего профессионального образования физкультурного профиля, а также во время повышения квалификации физкультурно-спортивных работников);
- модели организации учебной деятельности (тематические беседы и циклы таких бесед с юными спортсменами, реализуемые, в первую очередь, студентами физкультурных вузов и ссузов, а также училищ олимпийского резерва во время их выхода на педагогическую практику);
- модели спортивно-массовой работы (проведение спортивных соревнований под антидопинговыми девизами с привлечением специфической спортивной атрибутики, наглядной агитации в виде тематических баннеров, озвучиванием антидопинговых информационных блоков, приглашением для выступления спортсменов-олимпийцев и т.д.);
- модели информационно-пропагандистской деятельности (прежде всего - с использованием средств массовой информации).
Конечно, определенный профилактический эффект при грамотной реализации олимпийского образования, актуальность и огромный воспитательный потенциал которого в настоящее время признаны во всем мире [4, 5], будет иметь место и без включения в него специфических антинаркотических и антидопинговых составляющих. Однако следует исходить из того, что в принципиальном плане здесь можно добиться гораздо большего, чем просто минимального результата. Для этого разработчикам и особенно лицам, непосредственно реализующим такие программы, необходимо проявить творческий подход при адаптации любых запланированных мероприятий к конкретным условиям их проведения и особенностям контингента целевой группы.
Литература
1. Евсеев С.П. Инновационные программы и технологии профилактики наркомании в сфере физической культуры и спорта / С.П. Евсеев // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности: материалы Международной научно-практической конференции. - Смоленск: СГИФК, 2004. - С. 158-160.
2. Лисецкий К.С. Психологические основы предупреждения наркотической зависимости личности / К.С. Лисецкий. - Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. - 308 с.
3. Паршикова Н.В. Реализация программных мероприятий по профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи / Н.В. Паршикова // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и пре-
ступности: материалы Международной научно-практической конференции. - Смоленск: СГИФК, 2004. -С.200-213.
4. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России / В.С. Родиченко. - М.: Советский спорт, 2004. - 248 с.
5. Сергеев В.Н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образования / В.Н. Сергеев. -Волгоград: ВГАФК, 2001. - 167 с.
6. Сергеев В.Н. Опыт реализации физкультурнопрофилактической антинаркотической работы в Волгоградском регионе / А.А. Кудинов, В.Н. Сергеев, В.П. Чер-кашин, А.И. Шамардин. - Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2005. - 170 с.