УДК 347.4
Кошелев Михаил Сергеевич Michael Koshelev
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРНОГО ПРАВА РОССИИ, КИТАЯ И МОНГОЛИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
GENERAL PROVISIONS OF CONTRACT LAW OF RUSSIA, CHINA AND MONGOLIA: THE COMPARATIVE - LEGAL ANALYSIS
Рассмотрены общие положения договорного права России, Китая и Монголии. Дан анализ общих положений о гражданско-правовом договоре в правовых системах России, Китая и Монголии. Выявлены особенности, сходства и различия в интерпретации правовых норм договорного права
Елючевые слова: договор, право, Китай, Монголия, Россия, анализ, сравнительный
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект М 10-03-00494а
Россия находится на пути экономического реформирования. Из многочисленных направлений модификации экономики страны специалисты в области гражданского законодательства выделяют усиление роли договора в укреплении экономических связей между государствами. Особенно это вопрос актуализируется в свете трансграничного сотрудничества российских регионов со странами-соседями: Китаем и Монголией. Успешно апробированные на практике правовые конструкции должны быть использованы в российском законотворчестве с учетом ошибок и проблем, которые отмечаются в законодательстве пограничных государств.
Изучение китайского и монгольского права и практики его применения приобретает актуальность также в силу интереса, проявляемого к нему в связи с расширением
General provisions of conventional law of Russia, China and Mongolia are considered. The analysis of general provisions on the civil-law contract in legal systems of Russia, China and Mongolia to revealing of features, similarities and distinctions in interpreta-tion the right norms of conventional law is carried out
Key words: contract, right, China, Mongolia, Russia, analysis, comparative
внешнеэкономических связей между нашими странами и, соответственно, увеличения числа договоров в области внешнеэкономической деятельности.
Общие положения гражданского законодательства в области договорного права Монголии, России и Китая весьма близки. Гражданское законодательство этих государств основывается на схожих принципах: признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Сходство правовых норм объясняется и историческими особенностями становления законодательства этих приграничных государств.
Так, абсолютное большинство положений монгольского гражданского права по ГК 1952 г. (Гражданскому Кодексу Монголии 1952 г. — прим. авт.) копировало
соответствующие положения советского гражданского права (ГК РСФСР 1922 г. с последующими изменениями) [5; С. 448]. При дальнейшем преобразовании монгольского законодательства учтен исторический опыт по формированию законодательной базы. Поэтому большинство положений законодательства России трансформировано и вошло в текст современного Гражданского Законодательства Монголии (далее ГЗ Монголии), в том числе и нормы, касающиеся договорного права. Аналогичное сходство прослеживается при анализе гражданско-правовых актов Китайской Народной Республики.
Однако в ходе анализа нормативноправовых актов рассматриваемых государств можно выделить и ряд существенных отличий в области правового регулирования договорных отношений.
Общие положения гражданского права КНР (ОПГП КНР) являются «китайским вариантом» Гражданского кодекса. Большая часть норм, которые содержатся в этом акте, носят общий характер и раскрываются путем дублирования или дальнейшего развития в специализированном законодательстве.
ОПГП КНР определяют договор как «соглашение, устанавливающее, изменяющее или прекращающее гражданские отношения между сторонами» (ст. 85) [2; С. 403].
Данная формулировка позволяет выделить следующие юридические особенности договора.
1. Договор — правовой акт, устанавливающий гражданские правоотношения между сторонами, акт сторон, который определяет права и обязанности между ними. Соглашения людей, не порождающие права и обязанности, не являются договорными отношениями.
2. Стороны договора, независимо от того, являются ли они юридическими или физическими лицами, а также независимо от их ведомственной принадлежности, равны по своему правовому положению.
3. Договор — всегда двусторонний или многосторонний правовой акт, выражаю-
щий совместную волю сторон. При заключении договора необходимо, чтобы все (две или более) стороны достигли соглашения, пришли к единому мнению.
4. Договор — это акт, основанный на законе.
Нормы договорного права КНР также нашли свое отражение в специальном нормативно-правовом акте, который был принят 2-й сессией ВСНП девятого созыва 15 марта 1999 г. Речь идет о Законе КНР «О договорах», который включает 23 главы и делится на общую и особенную части.
Этот закон можно рассматривать «российским аналогом» ч. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В связи с тем, что в ОПГП КНР не конкретизируются общие положения о договорах, а также не раскрываются конкретные виды договоров, Закон КНР «О договорах» может рассматриваться в контексте сравнительного гражданского права как особенная часть договорного законодательства Китая. После вступления этого закона в силу своё действие прекратили такие законы КНР в области договорного регулирования, как закон КНР «О хозяйственном договоре»; закон КНР «О техническом договоре»; закон КНР «О внешнеэкономическом договоре». Также существенные изменения в гражданское законодательство Китая были внесены в связи с присоединением КНР к Всемирной Торговой Организации.
В Законе КНР «О договорах» определение «договора» дается в следующем виде: договоры являются соглашениями между равными субъектами — физическими лицами, иными организациями — об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей [3]. Данное определение весьма схоже с понятием договора в российском гражданском праве. В ст. 420 ГК РФ содержится следующее определение договора: договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [1]. Дополнительные принципы добросовестности и доверия, закрепленные в Законе КНР «О договорах», расширяют концептуальную
базу гражданского законодательства КНР.
В ГЗ Монголии всего три статьи посвящены регулированию вопроса, связанного с обязательствами. Отдельный раздел посвящен договорному праву. Однако в отличие от специализированного закона КНР, дополнительное отраслевое договорное законодательство в Монголии отсутствует.
В ГЗ Монголии отсутствует четкое определение договора. Особые требования в гражданском законодательстве республики Монголия предъявляются к оферте и акцепту как основанию заключения договора. Понятие оферты близко к аналогичному в российском гражданском праве (по ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение [I])- Согласно ст. 195 ГЗ Монголии, офертой признается адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение считать себя заключившим договор с лицами, которыми будет принято предложение [4]. Однако в отличие от ГК РФ в ГЗ Монголии не содержится норма о публичной оферте.
Обращаясь к ГЗ Монголии, следует отметить, что заключение договора неизбежно связано с достижением согласия и определенности в отношении условий, с учетом которых договор будет исполняться. В отличие от существенных условий, определяемых в ГК РФ, а именно условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, в ГЗ Монголии определено иное. Основные условия договора — это условия, указанные в законе или которые следует обязательно отразить в договоре, а также признанные одной стороной в соответствии с ходатайством другой стороны. Что касается условий
договора, то законодатель Монголии называет такие условия стандартными и, согласно ст. 200 ГК Монголии, признает сформулированные для постоянного пользования условия, которые одна сторона договора предлагает другой и посредством которых устанавливаются правила, уточняющие положения закона или дополняющие их [4].
Что касается аналогичных норм — кондиций в китайском законодательстве, можно отметить следующее: согласно ст. 88 ОПГП КНР стороны по договору должны полностью исполнять свои обязанности в соответствии с его условиями.
Говоря о существенных условиях договора, законодатель КНР относит к таковым качество (товара, работы, услуги), срок, место и цену договора. Если же данные условия не определены в договоре либо стороны не могут достигнуть соглашения с помощью консультационных действий, то в законе содержатся дополнительные правила, конкретизирующие дальнейшие действия сторон. Они конкретизируются в положенияхст. 88 ОПГП [2].
Что касается регулирования отношений по расторжению (прекращению) договоров, здесь необходимо отметить следующее. Отказ от договора в монгольском законодательстве по формулировке приравнивается к расторжению договора, т.е. синонимизируются. Отказ от договора становится правомерным в случае, если сторона, отказывающаяся от договора, известит об этом другую. В противном случае сторона теряет право отказа от договора [4].
На учет взаимных интересов направлено правило, по которому невозможность исполнения обязательств вследствие изменения условий и обстоятельств должна обязывать стороны принять меры по урегулированию договора в изменившихся условиях и обстоятельствах. Если это невозможно, сторона, интересы которой затрагиваются, вправе отказаться от договора.
При наличии уважительных оснований стороны могут отказаться от договора, не взирая на сроки прекращения, зафиксированные в договоре. Уважительными признаются чрезвычайные обстоятельства,
непреодолимая сила, иные обстоятельства, при которых невозможно продолжать договор по причине необходимости защиты законных интересов и прав сторон.
Анализируя нормы гражданского права КНР, Монголии и России, мы отмечаем тот факт, что большинство норм в китайском и монгольском законодательствах о договорах, на наш взгляд, носят коллизионный характер. Гражданское законодательство КНР не носит кодифицированный характер, и количество нормативно-правовых актов, принимаемых в сфере гражданско-правового регулирования, недостаточно для прогрессивного правоприменения. Новизна систематизации порождает многочисленные правовые пробелы и дискуссии о применении тех или иных норм, в частности, норм о договорах. Монгольское законодательство с силу «краткости» содержащихся в нем норм и разделов порождает правовые коллизии, т.к. помимо норм закона на практике распространены случаи применения обычного права.
В ходе сравнительного анализа общих положений о договоре можно сделать следующие выводы:
1) нормы общих положений договорного права России, Китая и Монголии в целом очень схожи по своим юридическим конструкциям. Это объясняется рядом причин, в том числе и историческими особенностями развития гражданского законодательства и территориальной географической близостью этих государств;
2) несмотря на существенное сходство в формулировках, необходимо отметить и ряд различий в структурировании норм в области договорного права — а именно норм, касающихся структуры законодательных актов в области договорного права, разница в наименованиях договоров, различные подходы к определению существенных и факультативных условий действительности договоров, различия в процедурах заключения, изменения и расторжения контрактов;
3) следует также сказать о большом влиянии традиций на развитие правовых систем стран Дальнего Востока, тесное переплетение традиционного права и Западных заимствований способствовали созданию новой, отличной от других, правовой основы.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации» часть первая от 30.11.1994г. №51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Китайская народная республика. Законодательные акты / Под ред. и с вступительной ста-тьейд-раюрид. наук, профессораА.М. Гудошникова. —М.: Прогресс, 1989.
3. http://chinalawinfo.ru/civil_law/law_contract_plchl (законодательство КНР — ссылкапо состоянии на 10.11.2010 г.).
4. Монголия. Энциклопедический справочник: авт. коллектив: Юрий Кручкин (Аюур). — Улан-Батор, 2005.
5. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред.: д-р юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев. — М.: Норма (ИздательскаягруппаНОРМА-ИНФРА-М), 2000. — С. 448.
Коротко об авторе_____________________________
Кошелев М.С., аспирант, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) [email protected]
Научные интересы: гражданское право и процесс
______________________Briefly about the author
M. Koshelev, post-graduate student, Zabaykal state humanitarian pedagogical university named after N. Chernyshevsky
Scientific interests: civil law and process