Экономический коридор Китай - Монголия - Россия: вопросы правового сотрудничества приграничных регионов1
Лун Чанхай,
доктор юридических наук, профессор Юридического института Университета Внутренней Монголии, Хух-Хото, КНР. E-mail: [email protected]
Экономический коридор Китай — Монголия — Россия, договорённость о создании которого достигнута между руководством трёх стран на полях Саммита Шанхайской организации сотрудничества в июне 2016 г. в Таш -кенте, является важной составляющей инициативы «Один пояс, один путь». Тесное взаимодействие правоохранительных и судебных органов Китая, Монголии и России обеспечивает прочную правовую основу для строительства экономического коридора. Сотрудничество правовых институтов приграничных районов всех трёх стран (совместная деятель -ность правоохранительных ведомств, адвокатуры, нотариата, оказание судебной помощи) дало хорошие результаты, однако проблем осталось ещё немало. На низком уровне находится работа правоохранительных органов, в т.ч. качество методов расследования и сбора доказательств, в укреплении нуждается адвокатура и нотариат. Для преодоления этих препятствий требуются усилия всех трёх стран. Необходимо пересмот реть китайско российский и китайско монгольский договоры о право вой помощи, развивать приграничное сотрудничество судебных органов Китая, Монголии и России, увеличить объём научных правовых иссле -дований и подготовки квалифицированных юридических кадров, посто -янно повышать профессиональный уровень адвокатов и нотариусов при выполнении работы, связанной с деятельностью за рубежом. Итогом этих усилий должно стать укрепление правового сотрудничества пригранич ных районов трёх стран с целью успешного построения экономического коридора Китай — Монголия — Россия.
1 Данное исследование является промежуточным итогом работы по выбороч -ному гранту по гуманитарным и социальным наукам Народного правительства Автономного района Внутренняя Монголия КНР 2015 г. «Исследование юри -дических вопросов по строительству Китайско - монгольско - российского эко -номического коридора» (№ гранта 20l5A052).
Ключевые слова: Китай, Россия, Монголия, китайско - монгольско - рос -сийский экономический коридор, правовое сотрудничество, «Один пояс, один путь», приграничное сотрудничество, правоохранительные органы, международное право.
China - Mongolia - Russia Economic Corridor: Judicial Cooperation of Border Regions.
Long Changhai, Institute of Law of Inner Mongolia University, Hohhot, China. E-mail: [email protected].
China — Mongolia — Russia Economic Corridor is an important part of Belt and Road Initiative. It was created according to agreement signed during Shanghai Cooperation Organization Summit in Tashkent in June, 2016. Strong relationship between judicial and law - enforcement officials of China, Mongolia and Russia provides judicial basement for development of economic corridor. Cooperation of law institutes from border regions of all three coun tries in recent years has got successful results but it still has a lot of things to do. Work of law - enforcement bodies, courts, advocateship and notaryship needs development with efforts of all three countries. The first and most important measures call us to reconsider Sino Russian and Sino Mongolian treaties on judicial help, to promote cooperation between judicial officials from border regions of China, Mongolia and Russia, to increase quantity and quality of researches on law and law professionals, to raise professional level of advocateship and notaryship, especially skills needed during the work on cross - border issues. Expected result is development of judicial cooperation of three countries' border regions for successful building of China — Mon -golia — Russia Economic Corridor.
Keywords: China, Mongolia, Russia, Economic Corridor, judicial cooperation, Belt and Road Initiative, cross border cooperation, law enforcement officials, international law.
Инициатива «Один пояс, один путь», выдвинутая Пекином в 2014 г., является началом новой эры, когда КНР готова к открытому и всеобъемлющему развитию новых идей. Эта инициатива вклю -чает в себя создание шести основных экономических коридоров, и среди них которых экономический коридор Китай — Монголия — Россия является одним из важных.
Создание этого коридора, соглашение о котором достигнуто между руководствами трёх стран на полях Саммита Шанхайской организации сотрудничества в июне 2016 г. в Ташкенте, способст -вует развитию взаимопонимания и взаимодействия между наро дами указанных государств и повышает уровень их благосостояния,
а также обеспечивает широкую общественную поддержку долго -срочному стратегическому сотрудничеству между ними. Китай, Монголию и Россию объединяет протяжённая общая граница, при этом мир и стабильность приграничных районов стран являются фундаментом для поэтапного строительства указанного экономи -ческого коридора. Что же должно лежать в основе реализации дан -ного интеграционного проекта?
После выдвижения инициативы «Один пояс, один путь» в каче -стве её основополагающего принципа китайские учёные опреде лили принцип верховенства закона [7]. Однако «Один пояс, один путь» охватывает более 65 стран -участниц, и в каждой из них ситуа -ция с соблюдением этого принципа различна. Несмотря на то, что Китай, Монголия и Россия выступают за верховенство закона, характеристики функционирования правовой системы в них не сов падают. Например, Монголия не является членом ВТО, а КНР и РФ, несмотря на то, что входят в эту организацию, имеют различные правовые системы, что приводит к торможению на практике дого ворённостей об экономической интеграции, которые достигаются высшим руководством двух стран [1]. Учитывая это, для стабиль -ной правовой поддержки при создании экономического коридора Китай — Монголия — Россия необходимо тесное сотрудничество правоохранительных и судебных органов трёх государств. Только таким образом можно обеспечить безопасную и эффективную пра вовую основу экономической интеграции.
В результате взаимодействия, которое насчитывает уже несколько десятилетий, соответствующие правовые институты приграничных районов Китая, Монголии и России уже накопили богатый практи ческий опыт. С точки зрения интересов дальнейшего развития этого сотрудничества будет полезно его обобщить, а также выявить про блемы и наметить направления, в которых должны прилагаться уси -лия по их решению. Данным вопросам и посвящена настоящая статья.
ИМЕЮЩИЕСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙНОВ КИТАЯ, МОНГОЛИИ И РОССИИ
В настоящее время правовые институты приграничных районов Китая, Монголии и России имеют конкретный практический опыт плодотворного трансграничного сотрудничества. Обобщая его результаты, можно выделить следующие аспекты.
Во - первых, тесное взаимодействие полиции приграничных рай -онов трёх стран в целях обеспечения личной и имущественной безопасности граждан.
Начиная с открытия границы в 1992 г. органы Министерства общественной безопасности КНР совместно с Россией и Монголией осуществляли телефонные переговоры, организовывали регуляр -ные встречи, проводили правоохранительные мероприятия и ока зывали помощь в расследовании уголовных дел, связанных с лич ной и имущественной безопасностью граждан.
Например, с 2008 по 2012 г. в г. Забайкальске (Забайкаль -ский край, Россия) орудовала организованная преступная группа «Осиновские». Путём шантажа преступники вымогали имущество у ведущих свою деятельность в Забайкальске китайских предпри нимателей, взимали плату за «защиту», насильственными мето дами боролись с попытками последних защитить свои права [3]. В 2012—2014 гг. при слушании дела российским судом потребо -валась дача показаний гражданами КНР, выступавшими в качестве потерпевшего и свидетеля. Они отказались участвовать в судеб ном разбирательстве, сославшись на большие транспортные рас ходы и боязнь возмездия со стороны преступников. Для решения этой проблемы Бюро общественной безопасности и другие право -охранительные органы г. Маньчжоули (Автономный район Внутрен -няя Монголия, КНР) предприняли переговоры с российской сторо ной. Они добились разрешения использовать в Забайкальском суде видеозаписи показаний, сделанной на территории Китая. В конце концов на основании этих показаний преступники были привле чены к уголовной ответственности, что стало весомым практичес ким результатом трансграничного сотрудничества в области права.
В настоящий момент между приграничными регионами трёх стран активно формируются механизмы международного сотруд ничества правоохранительных органов: создаются структуры и пло -щадки для изучения актуальных вопросов, обмена информацией, проведения операций, антитеррористических учений. Совместные учения Китая и России «Восток -2014» и «Единство - 2016», Китая и Монголии «Орёл -2015», Китая, Монголии и России «Укрепление границы -2017» и другие мероприятия по борьбе с транснациональ -ной преступностью и международным терроризмом представляют собой яркие примеры этого направления деятельности.
Второй аспект сложившегося трансграничного сотрудни чества — непрерывная модернизация судебных органов при строи тельстве экономического коридора Китай — Россия — Монголия.
После выдвижения Си Цзинпином инициативы «Один пояс, один путь» Верховный народный суд КНР в опубликованных документах чётко указал, что при её реализации должен доминировать прин цип верховенства закона и необходимо активное международное сотрудничество судебных органов при глубоком изучении вопросов судебной системы в отдельных регионах [4]. Эти ясные рекоменда -ции дают основу для оказания правовой помощи в китайских судах, находящихся на приграничных территориях.
Город Маньчжоули, являясь частью восточного участка китай ской стратегии «Экономический пояс Шёлкового пути», активно работает на благо реализации национальной инициативы «Один пояс, один путь». В мае 2015 г. совместно с Народным судом Мань -чжоули в Центре оказания юридических услуг организовали Пункт приёма граждан по иностранным делам и Офис медиации споров с иностранным элементом (Ф^Щ^ЩШШ). Тем самым были соз -даны необходимые условия для предоставления профессиональных юридических услуг иностранным гражданам. В 2016 г. в структуре народного суда Маньчжоули был создан отдел по международным делам для разбирательства всех судебных дел, связанных с деятель ностью иностранцев. В 2016 г. им были рассмотрены 55 дел, в т.ч. три уголовных, касающихся четырёх человек. Народный суд Мань чжоули совместно с Ассоциацией содействия торговле Маньчжоули учредил Центр судебного и несудебного разрешения споров с ино странным элементом Эта организация
способствует развитию трансграничной торговли, обеспечивает оказание эффективных судебных услуг иностранным гражданам.
Народный суд г. Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян в ответ на выдвижение инициативы «Один пояс, один путь» уделил присталь ное внимание трудовым спорам, спорам о частных займах, о сно се жилья и другим делам, связанным с разрешением противоречий и оценкой риска, а также выдвинул идею создания народного суда общей юрисдикции, подсудными которому являются иностранные дела. Народный суд г. Эрлянь -Хото (Автономный район Внутренняя Монголия) для подачи заявления в суд реализовал сервис «Зелё -ный канал»; также в его штат входят судьи, владеющие китайским и монгольским языками и имеющие опыт рассмотрения дел о зарубежной торговле.
Третий аспект — расширение контактов и повышение уровня профессиональной подготовки юристов приграничных районов. В настоящее время существует достаточно много юридических фирм, занимающихся международным сотрудничеством. Их услуги
в первую очередь предоставляются крупным предприятиям с транс -граничными операциями, крупномасштабными проектами и отли чаются относительно высокой стоимостью. Однако в пригранич ных районах Китая, Монголии и России существует и потребность в решении юридических вопросов, касающихся семьи, труда, делик -тов, наследования, договоров, земли и т.д. Перечисленные вопросы являются малозначительными, поэтому крупные юридические фир -мы неохотно берутся за них. Это определяет потребность в персо нале, имеющем высокий профессиональный уровень и готовом заниматься подобными делами. Большое значение для появления таких специалистов имеет расширение международных контактов.
Так, в 2015 и 2016 гг. Коллегия адвокатов г. Маньчжоули уста -новила деловые связи с коллегиями адвокатов Республики Бурятия и Иркутской области. Было подписано соглашение о сотрудниче -стве, которое предполагает проведение регулярных встреч, обмен информацией о правовой политике, содействие правовому взаимо действию и повышение уровня профессиональной подготовки юри стов. Несколько юридических фирм в Автономном районе Внутрен -няя Монголия начали сотрудничать с аналогичными организациями в Монголии, а также открыли там свои филиалы.
Четвёртый аспект — расширение взаимодействия в области нота -риата. Развитие добрососедских отношений является последова тельной политикой периферийной дипломатии КНР [5, с. 297]. Бла -годаря методичной реализации проекта экономического коридора Китай — Монголия — Россия в настоящий момент уже существует международная логистическая и производственная инфраструктура, охватывающая приграничные районы трёх стран. Следовательно, возникают вопросы, связанные с хранением товаров, образцов, наймом иностранных работников, арендой и покупкой недвижи мости, которые требуют посредничества нотариуса [2]. Это увели -чило спрос на развитие трансграничных нотариальных услуг между Китаем, Монголией и Россией.
Заместитель министра юстиции КНР Чжао Дачэн 24 июня 2015 г. встретился с президентом Федеральной нотариальной палаты РФ Константином Корсиком, в ходе чего стороны приступили к подго товке Соглашения о сотрудничестве нотариатов обоих государств в интересах укрепления стратегического партнёрства двух стран и обеспечения правовой безопасности [8].
Другой пример — нотариальная контора г. Хэйхэ (провинция Хэй -лунцзян, КНР), ведущая свою международную деятельность с 1992 г., по состоянию на ноябрь 2016 г. обработала более 50 000 нотариально
заверенных документов, связанных с Россией. В середине 2016 г. на территории Российской Федерации в г. Благовещенске несколько нотариальных контор оформили более 80 нотариальных доверен -ностей для китайских граждан; более 500 документов, касающихся вопроса соответствия копии оригиналу, подлинности подписи доку мента, договоров о передаче акций и других организационных реше ний [6]. В июне 2016 г. в Хэйхэ состоялся первый Российско - китай -ский форум нотариусов, посвящённый укреплению сотрудничества между двумя государствами и обмену опытом по вопросам нотари альной деятельности.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ КИТАЯ, МОНГОЛИИ И РОССИИ
Вместе с ростом всестороннего экономического сотрудниче ства между приграничными районами Китая, Монголии и Рос сии изменяется и уровень правового сотрудничества этих стран. Как было показано выше, в настоящее время указанные государства как в правоохранительной сфере, так и на судебном уровне доби лись определённых успехов в области правового взаимодействия. Тем не менее есть ещё некоторые проблемы, требующие решения в рамках трёхстороннего сотрудничества.
Во первых, это проблемы взаимодействия между правоохрани тельными органами. Правовыми основаниями для данной деятель ности являются Договор между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (далее именуемый «Китайско российский дого вор»), подписанный в 1992 г., и Договор между Китайской Народ -ной Республикой и Монголией о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (далее именуемый «Китайско монгольский договор»), подписанный в 1990 г. В соответствии со ст. 22 Китай -ско - российского договора и ст. 13 Китайско - монгольского дого -вора стороны обязуются исполнять просьбы, связанные со сбором доказательств при расследовании дел. Однако в договорах не фор мулируются правила совместного расследования и сбора доказа тельств, связанных с иностранными государствами. Кроме этого, согласно ст. 2 Китайско - российского договора к центральным учре -ждениям относятся: со стороны РФ — Министерство юстиции РФ и Генеральная прокуратура РФ; со стороны КНР — Министерство
юстиции КНР и Верховная народная прокуратура КНР. Однако ст. 3 Китайско - монгольского договора устанавливает, что центральными органами китайско - монгольской судебной помощи со стороны КНР являются Министерство юстиции КНР и Верховный народный суд. Налицо важное противоречие, затрудняющее работу трёхсторон -них механизмов.
Более того, 1 января 2013 г. вступили в силу «Процессуальные правила рассмотрения уголовных дел Министерством обществен ной безопасности», ст. 364 которых предусматривает, что МОБ КНР является органом общественной безопасности для оказания судеб ной помощи по уголовным делам и центральным органом между народного сотрудничества по линии правоохранительных органов. Подобный порядок не соответствует нормам ни Китайско россий ского, ни Китайско монгольского договора.
Кроме того, расследование уголовных дел, связанных с ино странцами, сталкивается с проблемами проверки подлинности доказательств, полученных в результате обмена между право охранительными органами, которые связаны с отсутствием чёт кого внутреннего законодательства и международных договоров. Эти вопросы требуют решения как посредством кодификации международных договоров, так и на уровне национального законода тельства.
Во вторых, проблемой является низкий уровень сотрудниче ства судебных органов в приграничных районах. Например, народ ный суд Маньчжоули рассматривает большое количество дел с ино странным элементом — в основном в отношении граждан Китая, ведущих трудовую деятельность на территории России (если другая сторона также имеет китайское подданство и нет опасности для жизни и здоровья потерпевшего, то граждане предпочитают полу чение юридической помощи в КНР). Это приводит к возникновению таких вопросов, как сбор доказательств, выдача судебных докумен тов и исполнение судебных решений.
В настоящее время согласно Китайско - российскому договору о правовой помощи материалы направляются районным судом в городской; городским судом — в провинциальный; тот, в свою очередь, направляет их в Верховный суд КНР, а последний — в Министерство юстиции Китая. На завершающем этапе Министер -ство юстиции Китая направляет материалы в Министерство юсти ции иностранного государства. При такой модели эффективность судебного сотрудничества крайне низка. Характерным также явля -ется игнорирование инициативы судебных органов в приграничных
районах Китая, Монголии и России, невозможность своевременного и эффективного разрешения споров и конфликтных ситуаций с уча стием иностранных субъектов. Всё это негативно влияет на процесс развития экономического коридора Китай — Монголия — Россия.
В третьих, совершенно очевидной является необходимость повы шения профессионального уровня адвокатов и нотариусов. В сфере адвокатской деятельности существует нехватка специалистов, вла деющих языками зарубежных партнёров. Экономическая обстановка оказывает огромное влияние на адвокатскую деятельность: при неблагоприятных условиях адвокаты приграничных районов Китая, Монголии и России просто не стремятся заниматься делами с уча стием иностранных субъектов. В рамках трёхстороннего сотруд ничества приграничных районов в области права существует необ ходимость повышения профессионального уровня персонала, но в имеющихся условиях сложно достичь желаемого результата.
В настоящий момент уровень развития трансграничных нотари альных услуг в Китае, Монголии и России не соответствует дина мично развивающемуся экономическому и гуманитарному обмену, включая вопросы брака, образования и бизнеса. В этой связи суще ствует и явная потребность в расширении сферы компетенции нота риата с соответствующим повышением профессионального уровня специалистов.
МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ПРИГРАНИЧНЫМИ РАЙОНАМИ КИТАЯ, МОНГОЛИИ И РОССИИ
Основываясь на имеющихся достижениях и учитывая выделен ные проблемы, мы считаем целесообразным предложить следую щие направления развития правового сотрудничества между при граничными районами Китая, Монголии и России.
Во первых, необходимо перенести решение проблем взаимо действия правоохранительных органов на национальный уровень. Трёхстороннее сотрудничество органов полиции крайне важно, т.к. сможет обеспечить снижение рисков и защиту личной и имущест венной безопасности граждан.
Работа по повышению уровня этого сотрудничества должна быть начата с внесения поправок в Китайско монгольский и Китай ско российский договоры о правовой помощи. При их пересмотре
необходимо решить проблемы трёхстороннего полицейского вза имодействия, вопросы оказания судебной помощи, а также при нять меры по обеспечению координации международных догово ров и внутреннего законодательства.
Также требуется выработка трёхстороннего механизма получе ния и применения доказательственной базы. Этот механизм дол жен быть нормативно закреплён в Китайско российском и Китай ско монгольском договорах о правовой помощи.
Во вторых, следует предоставить более значительные полномо чия судебной области на местном уровне. В настоящее время Вер ховный суд Китая уже признал необходимость укрепления судебной системы на местах. Но для осуществления судебной инициативы приграничных районов, распространяющейся и на соседние страны, необходимо понимание и сотрудничество со стороны Монголии и России. Для этого потребуется проведение консультаций меж ду Пекином, Улан Батором и Москвой, в т.ч. требующих внесения изменений в национальные законодательства.
На современном этапе в целях обеспечения правового фунда мента при реализации проекта экономического коридора Китай — Монголия — Россия все три страны должны оперативно пере смотреть договоры о правовой помощи, а также дать больше полномочий судебным органам приграничных областей, что позво лит им более эффективно решать вопросы, связанные с трансгра ничным сотрудничеством.
В - третьих, крайне важно способствовать проведению правовых исследований и повышению квалификации адвокатов и нотариу сов. В юридическом образовании трём странам следует уделить внимание активизации сотрудничества в сфере правовых иссле дований, изучению языков стран соседей и подготовке квалифи цированных юридических кадров для работы по международным вопросам.
В настоящее время в некоторых вузах Китая реализуется и уже приносит результаты программа подготовки «Изучение русского языка и права». В Университете Внутренней Монголии и других вузах страны введена программа подготовки специалистов в области изу чения монгольского языка и права. Но этого пока недостаточно. Юристы и нотариусы приграничных районов должны знать юриди -ческие аспекты законодательства стран участниц экономического коридора, а также быть способными заниматься внешнеполитичес кими делами. В Китае запущен ряд специальных курсов обучения и подготовки по юридическим вопросам взаимодействия с Россией
и Монголией. Для продвижения правового сотрудничества между Китаем и Монголией, а также для помощи монгольским юристам в КНР проводятся лекции и тренинги по китайскому законодатель ству. Для обеспечения обменов в области права между Китаем, Рос сией и Монголией КНР активно задействует такую платформу, как Северо - восточный азиатский форум по правовому сотрудничеству.
В целях реализации принципа верховенства права при строи -тельстве экономического коридора Китай — Монголия — Россия в РФ и Монголии также было бы целесообразно создать анало -гичные специализированные программы для изучения китайского законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сотрудничество правоохранительных и судебных органов при граничных районов Китая, Монголии и России ознаменовалось рядом достижений, но также столкнулось и с множеством проблем, которые требуют решения на национальном уровне, в т.ч. в нацио нальном законодательстве. Для создания правового фундамента и усиления совместного взаимовыгодного развития в рамках эко номического коридора Китай — Монголия — Россия от всех трёх сторон требуются усилия по развитию взаимодействия правоох ранительных и судебных органов, а также государственное содей ствие сотрудничеству вузов, занимающихся подготовкой юристов, и повышение уровня профессиональной подготовки адвокатов и нотариусов в приграничных районах.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Зуенко И.Ю., Зубань С.В. Китай и ЕАЭС: динамика трансграничного движения товаров и будущее евразийской интеграции // Таможенная политика России и на Дальнем Востоке. 2017. № 2. С. 5—24.
2. Зуенко И.Ю., Сонин В.В. Правовые ограничения и неформальные практики землепользования китайских фермеров на Дальнем Востоке России // Пра -воприменение. 2017. № 1. С. 57—65.
3. Л-йШ.^ШШШКШ^^ШШЪШ = Лун Чанхай. Исследование в облас -ти полицейского сотрудничества приграничных районов Китая и России // ^Ш^т 2014. № 6. С. 10—25.
ЙЙ = Мнение Верховного суда Китая о вопросах повышения Народным судом
правовой гарантии и правовых услуг в рамках реализации инициативы «Один пояс, один путь» // GONGBAO.COURT.GOV.CN: сайт Верховного суда Китая. URL: http://gongbao.court.gov.cn/Details/ b10a1d30141bc4a4c7886b00d759c3. html (дата обращения: 01.02.2018).
5. ЩШ^Ш^иЩШЖ = Си Цзиньпин. Об управлении государством. ^ЬЖЖ М±, 2014. 488 с.
6. ЖЖК^МЪШ^тШШтт^Штт = Хэйлунцзянское правительство: расширяется нотариальное сотрудничество приграничных рай -онов Китая и России // HLJ.GOV.CN: сайт правительства провинции Хэйлунц -зян. URL: https://read01.eom/mPLDy6.html#.WouCFfnFKUk (дата обращения: 01.02.2018).
7. = Цзян Аньцзе. Экспер -ты обсуждают вопросы правового мышления и правовых услуг в инициативе «Один пояс, один путь» // 23.12.2015.
8. штммтт^ш^тт^шйАШ^шт-п = ян лоша.
Встреча заместителя министра юстиции КНР Чжао Дачэна с президентом Фе -деральной нотариальной палаты РФ // фШ-^ffi. 2015. № 7. С. 25—30.
REFERENCES
1. Zuenko I.Ju., Zuban' S.V. Kitaj i EAJeS: dinamika transgranichnogo dvizhenija tova -rov i budushhee evrazijskoj integracii [China and EAEU: dynamics of cross - border movement of goods and the future of Eurasian integration]. Tamozhennaja poli-tika Rossii i na Dal'nem Vostoke, 2017, no. 2. pp. 5—24. (In Russ.)
2. Zuenko I.Ju., Sonin V.V. Pravovye ogranichenija i neformal'nye praktiki zemlepol' -zovanija kitajskih fermerov na Dal'nem Vostoke Rossii [Legal restrictions and in -formal practices of Chinese farmers in Russian Far East]. Pravoprimenenie, 2017, no. 1, pp. 57—65. (In Russ.)
3. [Long Changhai. Research in policy co -operation of border regions of China and Russia]. 2014, no. 6, pp. 10—25. (In Chin.)
4. MËAmmzTAmmiï mmmwrnR^mmm^m
[Highest Court of China thought about raising level of judicial guarantee and judi -cial service by People's court according to Belt and Road Initiative]. Available at: http://gongbao.court.gov.cn/Details/b10a1d30141bc4a4c7886b00d759c3.html (accessed 01.02.2018). (In Chin.)
5. [Xi Jinping. The governance of China]. ftM, 2014, 488 p. (In Chin.)
6. MM-I^MiïMfiffîtàWMMHI^lf^MM [Notaryship cooperation of border regions of China and Russia is increasing in Heilongjiang province]. Avail -able at: https://read01.com/mPLDy6.html#.WouCFfnFKUk (accessed 01.02.2018). (In Chin.)
7. [Jiang Anjie. Experts dis -cuss issues of judicial thinking and judicial service according to Belt and Road Ini tiative]. fëfflHM, 23.12.2015. (In Chin.)
8. ^mMMmm^&m^mmn^A^ixmm-n [Yang Luosha.
Deputy minister Zhao Dacheng met president of Russian notaries bureau]. tpl AM, 2015, no. 7, pp. 25—30. (In Chin.)