3.9. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИФИЦИРОВАННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОПРАВОВОГО РЕЖИМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНТРАКТОВ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Меркушова Олеся Валерьевна. Должность: преподаватель кафедры международного частного права и гражданского процесса, заместитель заведующего кафедрой. Место работы: Всероссийская государственная налоговая академия Министерства Финансов Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования унифицированного международного частноправового режима инвестиционной контрактной деятельности транснациональных субъектов недропользования. Определены проблемы гражданско-правового и международного частноправового регулирования реализации инвестиционных контрактов в сфере недропользования.
Ключевые слова: гражданско-правовые кон-
тракты в сфере недропользования, международное частноправовое регулирование в сфере недропользования, унифицированные инвестиционные контракты.
GENERAL APPROACHES TO UNIFIED INTERNATIONAL PRIVATE LEGAL REGIME OF INVESTMENT CONTRACTS IN THE FIELD OF SUBSOIL USE
Merkushova Olesya Valeryevna. Position: lecturer at Chair of Private International Law and Civil Process, Deputy Head of the Chair. Place of employment: All-Russian State Tax Academy by Ministry of Finance. E-mail: [email protected]
Annotation: Article is devoted questions of forming unified international private legal regime of investment contract activity of transnational subjects in the field of subsoil use. The author defines the problems of civil-law and international private-law regulation of investment contracts in the field of subsoil use.
Keywords: civil law contracts in the field of subsoil use, international private-law regulation in the field of subsoil use, unified investment contracts.
В российской науке гражданского, коммерческого и международного частного права остро стоит вопрос о правовом статусе транснациональных субъектов недропользования и их гражданско-правовых контрактах. Это обусловлено необходимостью развития гражданско-правового регулирования процедур заключения внешнеэкономических контрактов в сфере недропользования на основе унифицированных и гармонизированных норм международного частного и публичного права и норм, используемых в правовых системах разных государств.
Формирование унифицированных частноправовых норм в рамках международных договоров в сфере недропользования о сделках (соглашениях) национальных и транснациональных коммерческих субъектов связано с тем, что в большинстве ресурсодобывающих государств достаточно слабое коллизионное регули-
рование отношений собственности с иностранным элементом, неразвитое конкурентное законодательство, а также сохраняют свое действие различные ограничения в сфере капитализации природопользования, которые могут быть приравнены к мерам по принудительному слиянию с национальной акционерной собственностью.
В практике природопользования транснациональных субъектов расширяются регулятивные возможности общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации о сделках, обязательствах, долевой собственности, форме, содержании, предмете, цели договора, основаниях его недействительности (ст. ст. 159, 169, 178, 245, 253, 307 ГК РФ) и других норм Гражданского кодекса Российской Федерации для применения их к отношениям транснациональных сделок с капиталом. Тем не менее, указанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации недостаточно, что, в свою очередь, требует развития общих теоретических и практических подходов к созданию современного унифицированного международного частноправового режима гражданско-правовых контрактов в сфере недропользования.
Формирование унифицированного международного частноправового режима гражданско-правовых контрактов в сфере недропользования идет по пути оформления на международном уровне наиболее распространенных типовых договоров с участием иностранных инвесторов как транснациональных субъектов в сфере недропользования. Эта тенденция обусловлена следующими факторами.
Во-первых, «прямые» зарубежные инвестиции в при-родоресурсовый комплекс, направляются в принимающие страны путем организации новых предприятий, скупки или поглощения транснациональными субъектами в сфере недропользования уже существующих компаний1.
Во-вторых, «портфельные» инвестиции в природо-ресурсовый комплекс связаны с приобретением ценных бумаг и частичным установлением «контроля» за деятельностью общества, акции которого приобретаются транснациональными субъектами в сфере недропользования.
В-третьих, транснациональные субъекты в сфере недропользования, обладая на договорной основе «портфельными инвестициями», реально контролируют иностранные предприятия из-за «значительной распыленности» акций среди инвесторов и из-за наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы лицензионными, франчайзинговыми соглашениями, контрактами на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.
В-четвертых, формирование портфеля транснационального субъекта в сфере недропользования происходит путем приобретения ценных бумаг и других активов, когда «портфель» означает совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели инвестора-недропользователя. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (например, акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.).
1 См.: Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России:
стратегия возрождения промышленности. М., 2009.
Международно-правовое регулирование контрактных отношений в сфере недропользования также представлено международными договорами, имеющими отдельные элементы международного частноправового регулирования2, среди которых особого внимания заслуживает Договор к Энергетической Хартии, являющийся единственным действующим многосторонним договором, посвященным сотрудничеству в сфере энергетики3.
В рамках исследования унифицированного международного частноправового режима реализации инвестиционных контрактов в сфере недропользования особый интерес представляют нормы Договора к Энергетической Хартии, которые посвящены непосредственно регулированию инвестиционных контрактных отношений. Характер и содержание рассматриваемых норм, формировались под воздействием следующих факторов: во-первых, при разработке указанных норм за основу был взят типовой двусторонний инвестиционный договор США, который государство обычно заключало с развивающимися странами и нормы которого призваны были обеспечить максимальную защиту государственных инвестиций и упрощенный доступ на рынки развивающихся стран; во-вторых, многие нормы инвестиционного блока Договора к Энергетической Хартии, явились результатом сложного компромисса и быстротечной процедуры принятия, вследствие чего получили двусмысленный, противоречивый, а иногда недостаточно сбалансированный характер.
Тем не менее, блок норм, посвященный инвестиционным правоотношениям, будучи одновременно сложным и противоречивым правовым регулятором, является ключевым. При коллизии с другими договорами договаривающихся сторон более благоприятные для инвестиций положения Договора к Энергетической Хартии имеют приоритет, что позволяет обходить изъятия, сформулированные в первых4.
Анализируя положения Договора к Энергетической Хартии о защите иностранных инвестиций, можно констатировать в целом соответствие указанных положений обычным двусторонним инвестиционным договорам. Однако следует отметить, что согласно нормам Договора к Энергетической Хартии не допускается применения менее жесткого стандарта защиты инвестиций, чем закрепленный в нем, что значительно сужает возможности механизма переговоров в сфере недропользования, спецификой которого является распространенность индивидуальных, проектно-
2 См.: Договор к Энергетической Хартии (подписан в г. Лиссабоне 17.12.1994), , Горная Хартия государств-участников Содружества Независимых Государств (принята в г. Москве 27.03.1997); Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов (заключено в г. Москве 27.03.1997), Соглашения о приграничном сотрудничестве в области изучения освоения и охраны недр (заключено в г. Минске 31.05.2001), Двусторонние договоры по защите инвестиций.
3 См.: Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы / Секретариат Энергетической хартии. Брюссель. 2004; Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада. Москва, 2002; Язев В.А. Я противник ратификации Энергетической хартии // Коммерсант (Приложение). 15.11.2006.
4 Следует отметить, что это обстоятельство сыграло не последнюю очередь в решении США не подписывать Договор к Энергетической Хартии, в силу того, что изъятия в энергосекторе, согласованные США в рамках Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), могли быть нивелированы при помощи Договора к Энергетической Хартии: Ийр://\ммм.пайа-зес-alena.org/.
ориентированных договоров между принимающими странами и иностранными инвесторами.
Таким образом, отсутствие гибкого механизма в определении стандарта защиты иностранных инвестиций снижает привлекательность Договора к Энергетической Хартии тех стран, которые настороженно относятся к передаче споров в международный арбитраж и не готовы давать рамочный отказ от суверенного юрисдикционного иммунитета в отношении споров с иностранными инвесторами5.
Уважение международного принципа “pacta sunt servanda” («договоры должны соблюдаться») имеет особое значение в сфере недропользования, где наиболее крупные инвестиции осуществляются на основе отдельного договора между инвестором и государством. Согласно положениям Договора к Энергетической Хартии, каждая договаривающаяся сторона соблюдает все обязательства, которые она приняла в отношении инвестора или инвестиции любой другой договаривающейся стороны, и данное положение охватывает любые контракты, которые принимающая страна заключила с дочерней компанией иностранного инвестора в принимающей стране, или контракты между принимающей страной и компанией-учредителем дочерней компании.
Важным следствием положений Договора к Энергетической Хартии является то, что нарушение принимающей страной отдельного инвестиционного договора становится нарушением Договора к Энергетической Хартии, вследствие чего, иностранный инвестор и его страна могут прибегнуть к содержащемуся в Договоре
6 |-ч
механизму урегулирования споров . В то же время, пункт (3)(с) Статьи 26 предоставляет договаривающейся стране право исключать в таких случаях возможность международного арбитража7. А делегирование международному арбитражу права применения двусмысленно сформулированных норм, регулирующих важнейшие вопросы функционирования стратегического сектора экономики, является рискованным шагом с трудно предсказуемыми последствиями. Арбитраж в такой ситуации наделяется не столько правоприменительной, сколько правотворческой
функцией, что вряд ли отвечает суверенным интересам договаривающихся сторон. Конфиденциальный характер арбитража и отсутствие прецедентного подхода негативно сказываются на прозрачности и последовательности практики применения Договора к Энергетической Хартии8.
Тем не менее, несмотря на то, что Договор к Энергетической Хартии был ратифицирован необходимым числом стран-участниц данного договора и вступил в силу в соответствии с процедурой, говорить о наличии универсального механизма, регулирующего отношения в сфере недропользования, сложно, так как в основном участниками Договора к Энергетической Хар-
5 К таким странам относятся, в частности, государства Латинской Америки, придерживающиеся доктрины Кальво, и Норвегия, аргументировавшая отказ от ратификации ДЭХ тем, что ее Конституция не позволяет согласиться на подчинение инвестиционных споров международному арбитражу. См.:Ре1го!еит Law Compendium. Nordisk institutt for sjorett Scandinavian Institute of Maritime Law University of Oslo. Book 1, 2; Oslo, Autumn 2008.
6 Договор к Энергетической Хартии предусматривает механизм арбитражного разрешения споров.
7 Такое решение предпочли четыре страны (Австралия, Канада 9, Венгрия, Норвегия); они включены в перечень в Приложении IA.
8 См.Гудков И.В., Лахно П.Г. Международное сотрудничество в сфере энергетики нуждается в новой правовой базе. Российская инициатива // Юридический мир. 2011. N 6. С. 47 - 51.
тии являются страны-потребители углеводородов, а подавляющее большинство государств-
производителей энергоносителей либо не подписали, либо не ратифицировали Договор к Энергетической Хартии9. В силу указанных обстоятельств рассматривать Договор к Энергетической Хартии de facto, как универсальный договор по механизму правового воздействия в сфере недропользования, весьма сложно.
Тем не менее, стоит отметить тот факт, что в Договор к Энергетической Хартии заложена "революционная идея" о заключении в будущем Дополнительного инвестиционного договора, который обеспечит внедрение концепции "открытых дверей" в полном объёме и демонополизирует, в частности, сферу добычи топливно-энергетических ресурсов10.
Унифицированные типовые инвестиционные соглашения с участием транснациональных субъектов в сфере недропользования и государственных корпораций, как частных хозяйствующих субъектов, включают типовые концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, соглашения об экономическом развитии, сервисные контракты с риском и без риска.
Хотя данные соглашения, как считают некоторые ученые, не являются полностью гражданско-правовыми договорами, использование таких соглашений важно для повышения гражданско-правовой ответственности транснациональных субъектов в сфере недропользования как участников внешнеэкономического договора, поскольку в нем содержатся условия о недопустимости одностороннего изменения или прекращения инвестиционного соглашения, условия о выплате транснациональному субъекту в сфере недропользования компенсации в связи с односторонними действиями государства, гарантии и условия страхования.
На формирование унифицированного международного частноправового режима реализации инвестиционных контрактов в сфере недропользования сильное влияние оказывают многосторонние типовые соглашения будучи источниками международного публичного и частноправового (договорно-правового) регулирования.
Как источники унифицированных норм о заключении коммерческих контрактов в сфере недропользования субъектами разных юрисдикций они направлены на обеспечение гражданско-правовыми мерами защиты имущественных интересов транснациональных и национальных инвесторов (гарантии, компенсации, страхование, налоговые и таможенные льготы). Ярким примером предоставления иностранным инвесторам прав и гарантий является Типовое Многостороннее соглашение об инвестициях (МСИ), подготовленное Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в Париже. Недостатком этого документа является то, что унифицированные нормы многостороннего соглашения об инвестициях предоставляют гражданско-правовую защиту транснациональным
9 Россия подписала Хартию и Договор к Энергетической Хартии, но не ратифицировала Договор к Энергетической Хартии. 20 августа 2009 года Российская Федерация официально уведомила Депозитария о своём намерении не становиться Договаривающейся Стороной Договора к Энергетической Хартии. В соответствии со Статьёй 45(3(а)) Договора данное уведомление означает прекращение Российской Федерацией временного применения Договора по истечении 60 календарных дней с даты получения уведомления Депозитарием, то есть с 18.10.2009.
10 См.Гудков И.В., Лахно П.Г. Международное сотрудничество в сфере энергетики нуждается в новой правовой базе. Российская инициатива // Юридический мир. 2011. N 6. С. 47 - 51.
субъектам в сфере недропользования, не указывая на их материальную ответственность, а обязанности несут государства, которые должны «защищать» иностранные корпорации, а не национальный капитал.
Страна, подписавшись под этим соглашением, не может выйти из него двадцать лет. Ключевой раздел МСИ называется «Права инвесторов». Права эти состоят в том, что иностранцы могут без каких-либо ограничений вкладывать инвестиции. Инвестор получает право привлекать публичный орган власти к суду, причем к суду по своему выбору, например к арбитражу Международной торговой палаты.
Соглашение о многосторонних инвестициях обязывает правительства выплачивать компенсации за ущерб иностранной собственности, причиненный в результате социальных беспорядков, революций, восстаний, терроризма и прочих вооруженных нападений, манифестаций, протеста, забастовки и бойкотов. Думается, данное положение недопустимо и необходимо расширять частноправовое регулирование имущественной ответственности транснациональных субъектов-корпораций (ТНК).
Кроме того, современное международное публичное и частное право устанавливают, что активы транснациональных субъектов-корпораций (ТНК) защищаются посредством как унифицированных международных норм, так и посредством типовых частных инвестиционных контрактов, что постепенно создает более строгий режим гражданско-правовой юридической ответственности транснациональных субъектов за деятельностью на территории принимающих государств.
Следует отметить, что вопросы включения в инвестиционные соглашения унифицированных частноправовых норм об условиях гражданско-правовой ответственности транснациональных субъектов в сфере недропользования являются наиболее актуальными и наименее урегулированными.
Ресурсодобывающие и ресурсоперерабатывающие транснациональные субъекты-корпорации (ТНК) часто уклонялись от судебных разбирательств, ссылаясь на то, что ТНК «не имеют устойчивой правосубъектности». Отсутствие унифицированных материальных норм в этой сфере часто использовалось как причина для «невозможности» привлечения ТНК к судебному разбирательству за причиненный вред природной среде и применения норм об ответственности за иные негативные действия.
Практика показывает, что мнимое «отсутствие правосубъектности» ТНК в сфере недропользования не препятствует заключению ими гражданско-правовых сделок (арбитражного соглашения) для урегулирования гражданско-правовых споров в международном коммерческом арбитраже.
Более очевидной причиной для отсутствия оснований применения норм о гражданско-правовой ответственности ТНК в сфере недропользования может быть то, что внутренние правила и уставы природоресурсо-вых транснациональных субъектов имеют свою специфику о «пределах ответственности» того или иного участника ТНК. Кроме того, унифицированные нормы, затрагивающие деликтную ответственность транснациональных субъектов в сфере недропользования за вред окружающей среде, относительно недавно появились в международном частном и публичном праве, как и представления о корпоративной ответственности ТНК за причиненный иной материальный ущерб, включая коррупцию. Причиной этого может служить то, что эта относительно медленная международная уни-
фикация материальных и коллизионных норм о гражданско-правовой ответственности транснациональных субъектов в сфере недропользования за вред и коррупцию была «делом рук» противников признания подобной ответственности, что тормозило формирование норм юридической ответственности посредством развития «мягкого права» (soft law). На «ограничение» областей деятельности транснациональных субъектов в сфере недропользования было оказано значительное влияние посредством международных политикоправовых механизмов.
Однако в процессе интенсивной дискуссии в ООН о необходимости международной унификации коллизионных норм о гражданско-правовой ответственности транснациональных субъектов в сфере недропользования многие из проектов «зашли в тупик», а немногие вновь появившиеся содержат лишь «мягкие» правовые предписания.
Те же международные организации системы ООН, которые выступали за Типовой многосторонний кодекс по защите инвестиций, создающий права и гражданско-правовую ответственность транснациональных субъектов, включая сферу недропользования, были «удовлетворены» появлением Кодекса ООН о добросовестном поведении транснациональных корпораций.
Всестороннее признание необходимости унификации юридической ответственности транснациональных субъектов в сфере недропользования активизируется, когда появляется враждебность по отношению к транснациональным корпорациям.
Особую надежду государства возлагают на повышение роли Международного Суда ООН и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в решении судебным путем вопросов имущественной ответственности транснациональных субъектов в сфере недропользования за причиненный ущерб на национальных территориях недобросовестной конкуренцией, коррупцией и иными противоправными действиями.
По-прежнему существуют довольно «мягкие» унифицированные правовые предписания для транснациональных субъектов в сфере недропользования. Государства больше «волнуют» вопросы уклонения ТНК от уплаты налогов, разорение ими бюджетов, вывоз валютных ценностей, организованный развал национальной банковской системы.
Транснациональные субъекты в сфере недропользования часто обвиняются в том, что они действуют от имени своих государств таким образом, чтобы правительство принимающей страны было более гибким в решении ряда вопросов. Они же часто содействуют вмешательству своих государств во внутреннюю политику принимающей страны, вследствие чего избираются наиболее благоприятно настроенные по отношению к иностранному бизнесу правительства. Сейчас многие инструменты включают в себя запрет вовлечения транснациональных корпораций в политику принимающего государства.
Следует также отметить, что в формировании унифицированного международного частноправового режима не последнюю роль играют правовые источники, которые не относятся ни к внутреннему (национальному) правопорядку, ни к межгосударственному правопорядку, так как являются результатом объединенных усилий таких участников как транснациональные корпорации и профессиональные ассоциации. Ярким примером могут служить соглашения основных американских и европейских нефтяных компаний, получив-
ших название «lex petrolia»11 и регулирующих в глобальном масштабе отношения разработки, эксплуатации месторождений нефти и газа, а также вопросы, связанные с транспортировкой и поставкой углеводородов. Появление и развитие норм «lex petrolia» в рамках регулирования инвестиционных контрактов в сфере недропользования свидетельствует о расширении традиционных границ национального контрактного регулирования в этой области.
Можно говорить, что формируются принципы, правила и обычаи осуществления транснациональными субъектами сделок в сфере недропользования, называемые «lex petrolia», содержащие материальные либо коллизионно-правовые нормы, опирающиеся на общие принципы международного контрактного регулирования «lex mercatoria». Вместе с «lex mercatoria» нормы «lex petrolia» выступают в международном частном праве правовой базой для определения непосредственно применимого права к сделкам в сфере недропользования. Однако международные коммерческие контракты в сфере недропользования, регламентируемые нормами внутреннего права и «lex petrolia», включают часто и противоречие между транснациональным характером юридических отношений, с помощью которых они регламентируются (контракт и т.п.), и национальным правом, которое регулирует эти юридические отношения.
Такое противоречие коммерческого оборота, как отмечает Н.Г. Вилкова, является постоянным источником «неуверенности» в международных частноправовых коммерческих отношениях 2 Именно поэтому данные отношения через «lex petrolia» стремятся уйти от суверенитета национального закона, чтобы провозгласить свое право на создание унифицированных юридических рамок, в которых нуждаются транснациональные субъекты в сфере недропользования для своего развития. Возрастает регулирующая роль унифицированных принципов международных коммерческих контрактов УНИДРУА применительно к заключению и исполнению контрактов транснациональными субъектами в сфере недропользования. Их значимость связана с тем, что в гражданском, горном, конкурентном, внешнеэкономическом законодательстве пробелы контрактного регулирования зачастую «отсылают» к общим унифицированным принципам права -«lex mercatoria».
Таким образом, lex mercatoria и «lex petrolia» имеют много общего и обладают исключительными возможностями унифицированных норм для регулирования контрактов транснациональных субъектов в сфере недропользования, которые, с учетом публичного порядка, ориентируются на них как на общие основы обычно-правового коммерческого и инвестиционного порядка в обороте природных ресурсов.
В заключение следует отметить, что формирование унифицированного международного частноправового регулирования инвестиционных контрактов в сфере недропользования имеет значительный потенциал для дальнейшего внедрения в транснациональную деятельность коммерческих субъектов.
Список литературы:
11 См.: Berger, Klaus Peter, The Creeping Codification of the Lex Mercatoria, The Hague, London, Boston 1999
12 Данную позицию в отношении международных коммерческих контрактов занимает Вилкова Н.Г. См.: Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. - М.: Статут, 2004; Вилкова Н.Г. Унификация права международных контрактов - М.: ВАВТ, 2010.
Энергетическая Хартия / Секретариат Энергетической Хартии. Брюссель. 2004.
Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы / Секретариат Энергетической Хартии. Брюссель. 2004.
Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 № 248-ФЗ) // СЗ РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 18.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., утв. распоряжением Правительства РФ 13 ноября 2009 г. № 1715-р // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836 .
Energy law in Europe: National, EU and International Regulation, second edition, M. Roggenkamp, C. Redgwell, I. del Guayo, and A. Ronne, Oxford University Press, 2007. p.1616.
Вилкова Н.Г. Унификация права международных контрактов - М.: ВАВТ, 2010.- 258 c.
Внешнеэкономические сделки: правовые концепции и судебные доктрины. Сборник научных статей по актуальным проблемам международного частного права / Под общ. ред. Г.В.Петровой, А.К. Саркисова. Вып. 1, М.: Форум, 2012. - 248 с.
Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2008. - 608 с.
Клюкин Б.Д. Проблемы и пути совершенствования законодательной базы горного права Российской Федерации // Экологическое право. 2010. № 3. С. 9 - 17.
Международное частное право. Учебник./ под общ.ред. Г.В. Петровой. - М.: Юрайт, 2011. - 764 с.
Literature list:
The Energy Charter / Energy Charter Secretariat. Brussels. 2004.
The Energy Charter Treaty and all related documents / Energy Charter Secretariat. Brussels. 2004.
The Civil Code of the Russian Federation (part III) dated 26 November 2001 // SZ RF. 2001. № 49. P. 4552.
Federal Law "On Production Sharing Agreements" dated 30 December 1995 №225-FZ (the 19 July 2011 version) // SZ RF. 01.01.1996. № 1. P.18.
Energy Strategy or Russia for the period up to 2030, approved by Decree №1715-r of the Government of the Russian Federation dated 13 November 2009// SZ RF. 2009. №48. P. 5836.
Energy law in Europe: National, EU and International Regulation, second edition, M. Roggenkamp, C. Redgwell, I. del Guayo, and A. Ronne, Oxford University Press, 2007. p.1616.
Vilkova N.G. Unification of International Contracts Law. -М.: VAVT, 2010.- p.258.
Foreign economic transactions: legal conceptions and judicial doctrine. Collection of scientific articles on actual problems of private international law / Edited by G.V. Petrova, A.K.Sarkisov. Issue № 1, М.: Forum, 2012. - p.248.
Kanashevsky V.A. Foreign economic transactions: substantive and conflict regulations. М.: Wolters Kluwer, 2008. - p.608.
Klyukin B.D. Problems and ways of improvement of legislative base of mining law of the Russian Federation // Ecological Law. 2010. № 3. pp. 9 - 17.
Private International Law. Textbook. / Edeted by G.V. Petrova. - М.: Urait, 2011. - p.764.
Рецензия
на статью Меркушовой Олеси Валерьевны «Общие подходы к формированию унифицированного международного частноправового режима реализации инвестиционных контрактов в сфере недропользования», соискателя кафедры международного частного права и гражданского процесса Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации Правовая регламентация статуса транснациональных субъектов недропользования и их гражданско-правовых контрактов в сфере недропользования является одной из важнейших задач правового регулирования как на уровне национального гражданско-правового регулирования, так и на уровне международно-правового унифицированного и коллизионного регулирования. Это обуславливает актуальность темы представленной статьи, посвященной рассмотрению формирования унифицированного международного частноправового режима реализации инвестиционных контрактов в сфере недропользования.
На основе анализа норм Договора к Энергетической Хартии, многосторонних типовых инвестиционных соглашений, «lex petrolia» автор выявляет и исследует различные аспекты гражданско-правового регулирования защиты прав инвесторов в сфере недропользования. Кроме того, в статье рассматриваются проблемные аспекты включения в инвестиционные соглашения унифицированных частноправовых норм об условиях гражданско-правовой ответственности транснациональных субъектов в сфере недропользования.
Содержание рецензируемой статьи свидетельствует о том, что автор изучил достаточно широкий перечень доктринальной литературы по соответствующей проблематике. В представленной работе автор уделил особое внимание правовому статусу транснациональных корпораций в сфере недропользования.
Статья Меркушовой Олеси Валерьевны является самостоятельной научной работой высокого уровня в области гражданского и международного частного права. Она соответствует требованиям для научных работ данного вида и может быть рекомендована к публикации в журнале «Пробелы в законодательстве», рекомендованном ВАК России.
Зав. кафедрой МЧП и ГП ВГНА Минфина России доктор юридических наук, профессор Петрова Г.В.