экономическое направление
А.А. Лавриченко
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ...
regionov.html.
5. Санаторно-курортне л^вання, оргашзований ввдпочинок та туризм в Автономий Республщ Крим у 2010/11 рощ [Текст] : статистичний довщник / [за ред. Н. О. Полонсько!]. - Сiмферополь : Головне управлшня статистики в Автономий Республiцi Крим, 2011. - 152 с.
6. Стимулирование инновационно-инвестиционного развития регионов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ezarabotok.info/stimulirovanie-innovacionno-investicionnogo-razvitija-regionov/.
7. Тотонова Е. Е. Модели управления региональным туризмом на примере северных территорий Канады [Текст] / Е. Е. Тотонова // Проблемы современной экономики. - № 3(35). - 2010. - С.9-12.
8. Оборин М.С. Управление персоналом санаторно-курортного комплекса: основные проблемы и перспективы развития // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6 (32). С. 34-38.
9. Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 11-17.
10. Горина А.П., Горин И.А., Горина О.В. Некоторые вопросы планирования деятельности организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги в регионе // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 5 (31). С. 59-63.
11. Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 282-283.
12. Овчаров А.О. Проблемы статистических оценок в туризме // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 51-56.
13. Яковенко И. М. Стратегия развития туристско-ре-креационного комплекса Крыма - 2020 [Текст] / И. М. Яковенко. - Симферополь: Издательство ТНУ им. В. И. Вернадского, 2011. - 76 с.
© 2014
REGIONAL ASPECTS OF INNOVATIVE AND INVESTMENT DEVELOPMENT OF HEALTH AND RESORT COMPLEX OF CRIMEA
A.A. Lavrichenko, competitor, teacher Simferopol college
Kiev National Economic University Vadym Hetman, Simferopol (Crimea)
Annotation: Problems of regional functioning of a sanatorium complex on an innovative and investment basis are considered, monitoring of a current state and prospects of innovative and investment development of recreational territories of the Autonomous Republic of Crimea is carried out.
Keywords: region, innovations, investments, health and resort complex, development, management.
УДК 658.012.1
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА
© 2014
Е.Г. Локтионов, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: в статье рассматриваются ключевые направления управления финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Управление предприятием находит свое выражение в реализации определенных функций управления - направлениях управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Ключевые слова: экономический субъект; финансовый результат; управление; организация; взаимосвязи.
В фундаментальном смысле «управление» - это Управление - это направление со стороны управляю-всеобщая человеческая деятельность, внутрипроиз- щего органа воздействие на объект управления с целью водственные отношения, которые представляют собой получения установленного результата, согласования и сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимо- корректировки действий исполнителей. Оно включает действий людей и коллективов в процессе управленче- предвидение, планирование, организацию, контроль и ского воздействия при осуществлении финансово-хо- регулирование процессов исполнения работ [1,с.140]. зяйственных процессов. Эти связи показаны на рисунке Управление экономическим субъектом находит свое 1 и отражают совместный труд участников управления выражение в реализации определенных функций управления - направлениях управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач финансово-хозяйственной деятельности.
Функция - широко распространенное и многозначное понятие. Функция (лат. functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Это понятие широко используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.
В производственно-экономических системах понятие «функция» также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности.
Наиболее распространена классификация, при которой к ним относятся функции планирования, организации, мотивации, координации, ревизии и контроля. Эти функции характерны для любого процесса управления, вне зависимости от особенностей той или иной организации (её размера, профиля, деятельности, формы собственности и т. д.). Взаимосвязь общих функций, иллюстрирующая содержание процесса управления, пред-
и производства.
Рисунок 1 - Принципы отношений управления
Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3
65
Е.Г. Локтионов экономическое
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ... направление
ставлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Взаимосвязь общих функций управления
Планирование - это определение оптимального результата в условиях действия заданных ограничений по времени и ресурсам. Является начальным звеном управления производственным и финансово-хозяйственным процессом. На данном этапе управления определяются цели, возможности субъекта хозяйствования, обосновываются плановые задания и перспективы развития.
Таким образом, планирование готовит основу для того, чтобы реализовать цели предприятия и пути достижения этой цели, а организация как функция управления создает систему, главным компонентом которой выступают люди.
Организация - определение путей, методов и средств достижения поставленных целей, обеспечение всем необходимым: материальными, трудовыми, денежными и финансовыми ресурсами [2,с. 74]. Организация - это создание управляющей системы, способной оказывать воздействие на управляемую систему.
Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для эффективной работы и достижения поставленных целей.
Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, его целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своих целей. В независимости от типов и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:
- определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
- определение видов деятельности по достижению этих целей;
- разделение и поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, и установление рабочих взаимоотношений;
- обеспечение единства цели и работы каждого члена предприятия на общую цель, т.е. никто не должен работать вразрез целям предприятия;
- определение границы менеджмента и ответственности менеджеров за управление подчиненными им работниками.
Организация как процесс представляет собой функцию по реализации многих задач. Однако есть два ос-66
новных аспекта организационного процесса:
- деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;
- делегирование полномочий.
Мотивация - конкретная форма проявления активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов [3].
Мотивация как функция менеджмента - это побуждение участников процесса управления и производства работать с наибольшей отдачей. В процессе активизации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей. В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в новых коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Активизация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний, самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление, на высокую производственную и управленческую культуру.
Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников, которое проявляется в разных формах: премирование, организация отдыха для работников, лечение, профилактика здоровья, различные доплаты к заработной плате.
Поскольку системы управления производством необычайно сложны и динамичны, установленные связи не могут оставаться «жесткими». Даже при самой идеальной организации систем в процессе их функционирования начинают возникать отклонения в связях и пропорциях между отдельными элементами.
Так как система характеризуется цельностью, единством своих структурных элементов, то эти отклонения влекут за собой цепь других отклонений, что, в конце концов, приводит к нарушениям ритма работы системы и даже к ее остановке и распаду. Чтобы этого не произошло, в рамках уже созданной организации необходимо своевременно обнаруживать возникающие отклонения и устранять их в процессе координации.
Координация - установление гармонии между участниками производства, между управляющей и управляемой системами [3]. Координация как функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. На предприятиях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация руководителями уровней управления.
Задачей координации является достижение необходимого и достаточного для нормального функционирования системы управления состояния упорядоченности ее элементов.
Одно из основных условий успешной деятельности предприятия - согласованность действий менеджеров этого предприятия. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.
Ревизия и контроль - прогнозирование, выявление и устранение отклонений, а также разработка мер по их ликвидации [3]. Контроль как функция менеджмента связан с функционированием объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. В значительной степени эффективность контроля определяется предварительными исследования и разработкой принципов, Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3
экономическое направление
Е.Г. Локтионов
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ...
правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе. Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опыта работы с людьми.
Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Различают следующие виды контроля:
1. Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть от-клонения от стандартов в различные моменты.
2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей.
3. Заключительный контроль помогает предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем - в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать, а проблемы - в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации.
4. Выборочный контроль. Для определения объема выборки, способа ее отбора, правил переноса выборочных результатов контроля на всю совокупность следует применять методы, разработанные в теории статистического контроля.
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, управленческие функции образуют своего рода круговое движение, или цикл. Информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапах планирования, организации, координации и активизации деятельности сотрудников.
К числу конкретных функций управления относятся: принятие управленческих решений, маркетинг, управление персоналом, производством, технологическим процессом, финансами и др. Основные функции управления неразделимы. Они связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены. Они переплетаются во времени, каждая из них выступает вперед или отступает, когда этого требует ход процесса производства или необходимость воздействия на управляемую систему. Однако не одно управленческое решение не обходится без анализа бухгалтерской финансовой отчётности, даю-
щей необходимую информацию о состоянии имущества и обязательств, об уровне финансовой устойчивости и платежеспособности и т.д. [4-11].
В заключении статьи необходимо отметить, что функции управления реализуются во всех управляемых системах процесса производства, но в каждой из этих систем значение функции управления приобретает особые черты, обусловленные содержанием процесса управления в определенной системе, характером и направлением воздействия, оказываемого на нее, восприимчивостью этой системы, наконец, той ролью, какую выполняет функция управления в целенаправленном воздействии на производство, её влиянии на финансовый результат деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков О.И, Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 280с.
2. Разу М. Л. Менеджмент : учебник / кол. авторов под редакцией М. Л. Разу. - 2-е изд., стер. - М50 М. : КНОРУС, 2009. - 472 с.
3. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.
4. Ярыгина Н.А. Аналитический подход к составлению финансовой отчетности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 69-72.
5. Мамушкина Н.В. Изменения в бухгалтерской отчетности организаций аграрного сектора // Вестник НГИЭИ. 2012. № 7. С. 78-84.
6. Назарова А.Н. Разработка процесса постановки системы управленческого учета и управленческой отчетности в организации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 174-178.
7. Коростелева Л.А. Особенности деятельности су-дебно-бухгалтерской экспертизы и внешней аудиторской проверки в области бухгалтерского учета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 39-41.
8. Игошина Ю.А. Содержание управленческой отчетности и этапы её постановки // Вестник НГИЭИ. 2012. № 7. С. 13-28.
9. Соколова И.А., Прохорова Н.А. Внутренняя бухгалтерская отчетность как информационная база управленческого анализа // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 23. С. 168-172.
10. Девятаева Н.В., Свешникова О.Н. Генезис бухгалтерского баланса современной России // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6 (32). С. 9-14.
11. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Бухгалтерская отчётность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
2013. № 1 (23). C. 217-219.
THE THEORETICAL ASPECTS OF THE MANAGEMENT OF FINANCIAL AND ECONOMIC
ACTIVITIES OF AN ECONOMIC ENTITY
© 2014
E.G. Loktionov, postgraduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The article considers the key areas of business and financial activity of the business entity. The company management is reflected in the implementation of certain functions of management - areas management activities that work together to exercise control and to create the necessary conditions for solving problems of financial-economic activities of an economic entity.
Keywords: economic entity, the financial result; management; organization; relations.
Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3
б 7