Научная статья на тему 'Общество знания как социальный ориентир восходящего общественного развития (Полилогия и исторический тренд восходящего развития общества)'

Общество знания как социальный ориентир восходящего общественного развития (Полилогия и исторический тренд восходящего развития общества) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество знания / социально-экономическое развитие России / полилогия.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество знания как социальный ориентир восходящего общественного развития (Полилогия и исторический тренд восходящего развития общества)»

Харчевников А. Т. к.т.н.

ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫМ ОРИЕНТИР ВОСХОДЯЩЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ПОЛИЛОГИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРЕНД ВОСХОДЯЩЕГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА)

Ключевые слова: общество знания, социально-экономическое развитие России, полилогия.

Ориентация России на построение и развитие капиталистического (экономического) способа производства в течение последних десятилетий показала ошибочность и порочность этого курса общественного развития. Необходима смена социального курса развития в соответствие с исторической тенденцией восходящего (прогрессивного) исторического движения человеческого сообщества, социума.

Для разрешения данной коллизии в историческом общественном развитии РФ необходимо выполнить следующее.

• Во-первых, выявить эндогенный, то есть внутристрановый, тренд исторически восходящего идеального, в смысле - модельного, развития отдельно взятого общества.

• Во-вторых, на основе этого тренда определить исторически долгосрочный вектор и ориентир социального развития общества Российской Федерации.

Предлагаемый подход основывается на положениях и идеях пятитомной метатеории развития общества А.С. Шушарина «Полилогия современного мира. (Критика запущенной социологии)» и опирается на анализ полилогической структуры отношений собственности в общественном развитии социума.

В полилогии идеальное (модельное) историческое развитие отдельного общества рассматривается через восходящий рост его сложности как социальной, сложной и самоорганизующейся открытой системы (см. рис. 1). Сложность этого развития определяется в первую очередь развитием производительных сил и производственных отношений, имеющих соответствующую материальную структуру и объективную, так же материальную, природу своего развития и существования.

Кривая восходящего роста общества по сложности имеет переменное сечение, которое символизирует рост мощи и масштаба данного социума. Однако тождественность общества самому себе в различные исторические моменты основана на его неизменной материальной типологической структуре, что символично находит отражение в постоянстве структуры поперечного среза кривой восходящего развития. Сектора среза суть сечения чистых воспроизводственных процессов производства типологических объектов действительной жизни, которые в совокупности образуют объём понятия действительная жизнь общества (см. рис. 2).

Рисунок 1.

Восходящий рост развития общества по сложности

Рисунок 2.

Объём понятия «действительная жизнь»

Объём понятия «действительная жизнь» включает следующие типологические базовые объекты: человек, общая жизнь, работник, пространство производства, средства производства, технологии-функции, информация, общественное познание, философия жизни и др.

Типологические объекты разделяются на два вида: объекты-предметы и объекты-процессы. Каждая последовательная пара таких объектов, а точнее, - одноимённая пара чистых эндогенных процессов по их воспроизводству (ЧЭФ), доминируют в соответствующей эпохе. Это эпохи человека, работника, индустрии, знания, мудрости и др.

Теперь, образно говоря, препарируем кривую восходящего развития отдельного общества по сложности не «поперёк», как на предыдущем рисунке, а вдоль, исследуя протекание этих чистых воспроизводственных в историческом времени. Получим следующую картину (см. рис 3).

Формула-схема воспроизводственного процесса по ЧЭФ

эпохи БУДУЩЕГО / \ * / \ * / \ / Ч / \ **

ЭПОХА ОБЩ. ПОЗНАНИЕ Исслвд. СТАТУС ОБ пз ОБЩ. ПОЗНАНИЕ

ЗНАНИЯ ЭПОХА К' - КОНТЕНТ ФУНКЦИИ TOPPEHTbi-TR* ..СТАИСЩОК) ОБ ОБ ОБ ОБ ОБ ОБ Пи .Ш. Пк ГГф' Пр Пп К"- КОНТЕНТ ФУНКЦИИ

ЭПОХА РАБОТНИКА ЭПОХА ПР-ВО ПР-ВА РАБОТНИК ОЖ ПРОПИСКА ДИПЛОМ ОБЩЕСТВО " ПР-ВО ПР-ВА РАБОТНИК ОЖ ЧЕЛОВЕК

ВА, ГФЕОДМ1ЬНАЯ"

прост№нствопр-В* щ ,

ЧЭФ "РАБОТНИК" ("РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ")

ЧЭФ "ОБЩАЯ ЖИЗНЬ" ("ПЕРВОБЫТНАЯ") ЧЭФ "ЧЕЛОВЕК" ("ПЕРЕЛОМНАЯ ПЕРВОБЫТНАЯ";

пишись ПЕРВОБЫТНОСТЬ РАБОВЛАДЕНИЕ

ФЕОДАЛИЗМ

ЭПОХА ЧЕЛОВЕКА

ЭПОХА РАБОТНИКА

КАПИТАЛИЗМ ¡СОЦИАЛИЗМ

ЭПОХА ИНДУСТРИИ

ИН<ЮРМ.0Е-В0| ОБ-ВО ЗНАНИЯ

ЭПОХА ЗНАНИЯ

БУДУЩЕЕ ОТКРЫТО.

БУДУЩЕЕ ОТКРЫТО .

Рисунок 3.

Процессы чистых эндогенных форм (ЧЭФ) воспроизводства базовых объектов

Типологические, чистые, воспроизводственные процессы базовых объектов отображены на этой схеме в форме слоёв различной тональности. Это ЧЭФ воспроизводства человека как биологического существа, - самый нижний, витальный слой и процесс воспроизводства человеческого общества. Далее, выше, следует ЧЭФ воспроизводства общей жизни людей как некого сообщества (ЧЭФ первобытная), ЧЭФ воспроизводства работника (ЧЭФ рабовладения), ЧЭФ - пространства производства и жизни (ЧЭФ феодальная), ЧЭФ - средств производства (ЧЭФ экономическая, капиталистическая), ЧЭФ - технологий (ЧЭФ функциональная, социалистическая), наконец, ЧЭФ воспроизводства информации и знания (ЧЭФ Информационного общества), ЧЭФ - общественного познания (ЧЭФ Общества знания) и др.

Так как все эти чистые воспроизводственные процессы имеют место на всём историческом протяжении общественного развития социума, то структура общества в каждый исторический момент напоминает многослойное пирожное, то есть композицию всех ЧЭФ воспроизводства базовых объектов. Различие этих структур заключается в различной сложности и мощности процессов слоёв воспроизводства и типом доминирующего, главного, слоя, который и определяет тип общества и его основной способ производства. На схеме доминирующие воспроизводственные процессы в соответствующий исторический момент, то есть главные ЧЭФ-слои, помечены белыми кружками, а образуемая ими кривая есть всё та же кривая развития общества по сложности.

В результате можно выделить следующие исторические градации общественного развития: переломная первобытность и первобытность эпохи человека, рабовладение и феодализм эпохи работника, капитализм и социализм эпохи индустрии, Информационное общество и Общество знания эпохи знания и т. п. Соответствующая структура отношений собственности и самих производственных отношений дана на следующем рисунке (см. рис. 4).

05

3

о

X I-

о га

3

<Ц I

5 ®

^ Ь

ш о

го ю

СО О

О- о

С )бъекты инфраструктуры нарастающим итогом

1 1 [ 1 ч ож Р ПП СП ФТ и пз ФЖ ки 1 ? : !. 1

Рисунок 4.

Полилогическая классификация отношений собственности

На этом рисунке представлена полилогическая классификация отношений собственности. Систематизация отношений собственности строится следующим образом.

На первом уровне логического деления имеет место дихотомическое деление всех отношений собственности на общественные, то есть обобществлённые, - ОбщОС и не обобществлённые, то есть «ограниченные» - ОгрОС.

На втором уровне ограниченные отношения делятся на частные отношения собственности - ЧОС и группо-иерархические отношения собственности - ГИОС.

На третьем уровне деления в качестве основания выбран признак типологии объекта отношений собственности. Как уже отмечалось, в полилогии весь объём понятия «действительная жизнь» включает следующие типологические объекты: человек, общая жизнь, работник, пространство производства, вещь (средства производства), технология (работа), информация, общественное познание, «философия жизни», «коллективный интеллект» и др. Эти объекты в порядке их исторического доминирования даны в самой нижней строке рисунка.

В последней строке этой схемы представлены обобществлённые отношения по все этим базовым объектам (светлая серая заливка).

Следует заметить, что за делением ограниченных отношений собственности на частные и иерархически-групповые стоит различный характер объектов отношений собственности, а именно, - это объекты-предметы (тёмная заливка) и чередующиеся с ними объекты-процессы (серая заливка).

Опираясь на данную классификацию отношений собственности и многослойный график процессов воспроизводства в чистых эндогенных формах нетрудно выстроить схему восходящей истории общества в категориях сложности и отношений собственности, представляемых через доминирование ЧЭФ воспроизводства базовых объектов и градаций общественного развития (см. рис. 5).

На этом рисунке представлена соответствующая графическая схема «Асимптотического тренда развития отношений собственности ...».

Рисунок 5.

Асимптотический тренд развития отношений собственности в восходящей истории

общественного развития

В полилогии градации, формации представляют композицию из всех известных чистых эндогенных форм (ЧЭФ) процессов воспроизводства объектов действительной жизни. Поэтому каждой градации на схеме рисунка соответствует свой столбец, а каждой ЧЭФ - своя строка таблицы. Все объекты отношений собственности по каждой ЧЭФ даны во втором столбце. В градации одновременно и параллельно протекают все известные ЧЭФ, но только одна из них доминирует, определяя тип и название соответствующей градации, доминирующий базовый объект воспроизводства, доминирующие производственные отношения, механизмы обмена, материально-знаковые формы производственных отношений и пр.

Чередование в доминировании ЧОС (тёмно-серый тон) и ГИОС (серый тон) непосредственно связано с чередованием доминирующих объектов-предметов и объектов-процессов.

На схеме объекты-процессы обозначены квадратами, а исторические периоды соответствующих доминирующих группо-иерархических отношений собственности (ГИОС) по их поводу помечены последовательностью аббревиатур: ГИОС-ОЖ (общая жизнь в градации «первобытность»), ГИОС-ПП (пространство производства в феодализме), ГИОС-ФТ (технологии в социализме), ГИОС-ПЗ (общественное познание в Обществе знания), ГИОС-КИ (коллективный интеллект в Обществе мудрых решений).

По этому подобию тёмным тоном и треугольниками выделены доминирующие объекты-предметы и соответствующие периоды доминирования частных отношений собственности: ЧОС-Ч (человек), ЧОС-Р (работник), ЧОС-СП (средства производства, вещь), ЧОС-И (информация), ЧОС-ФЖ (философия жизни).

Объекты, исторически переходящие в инфраструктуру общества, обозначены тонированными кругами. Область инфраструктуры общества окрашена заливкой светло-серого тона и располагается под кривой, напоминающей полосатый шлагбаум.

Как видно из этой схемы, кривая-шлагбаум ОгрОС образуется сцеплением двух «кривых» ЧОС и ГИОС, напоминающих две части огромной застёжки-молнии. Зубцы застёжки-молнии представляют собой последовательно чередующиеся периоды (зоны) доминирования ЧОС и ГИОС.

Наконец, каждая последовательная пара градаций (последняя строка) представляет собой историческую эпоху (вторая строка снизу): эпоха человека, эпоха работника, эпоха индустрии, эпоха знания, эпоха «мудрости».

Таким образом, в своём историческом развитии частные и группо-иерархические отношения собственности (ГИОС) как бы опираются на всё более развитую инфраструктуру общества и последовательно как бы «поглощаются» ею, наращивая её мощь и усложняя структуру.

То есть в пределе вся действительная жизнь общества превращается в некую единственную и всепоглощающую инфраструктуру, в новый социальный организм. Эта асимптотическая тенденция исторического развития образно отображена в овальном фрагменте таблицы рис. 5 (см. рис. 6).

Рисунок 6.

Интегральная схема исторического развития отношений собственности

Таким образом, в восходящем развитии общества имеет место:

о Асимптотическое снижение частных отношений собственности, разумеется, - в части объёма наполнения ими действительной жизни и их значимости (тёмно-серый клин).

о Асимптотическое снижение группо-иерархических отношений собственности, разумеется, также в части объёма наполнения ими действительной жизни и их значимости (серый клин).

о Нарастание мощи инфраструктуры общества (светло-серый тон) как объёма обобществлённых отношений собственности и снятия ограниченных отношений собственности.

Таким образом, будущее нашего человеческого общества, если оно не прервётся, состоит в непрерывном нарастании инфраструктуры как объёма обобществлённых отношений собственности, так и «торжества общих интересов».

В полилогии таким будущим для человечества видится ГУМАНИЗМ, однако в исторически ближайшем будущем, эндогенно, является, как выше было показано, Общество знания. Градация Общество знания есть вторая фаза эпохи знания, которой в историческом развитии предшествуют сегодняшние капитализм, социализм и уже ворвавшееся в наше бурное время Информационное общество. Поэтому предлагается выбрать в качестве вектора, символической и практической вехи и ориентира стратегии развития России в ХХ1 веке - Общество знания (на схеме эта веха обозначена символическим солнышком). Это позволит с опережением конструктивно сосредоточиться на действительно новом общественном строительстве, выстроить принципиально новую идеологию общества будущего. При этом программой минимум и текущей программой движения можно, и следует, считать - Информационное общество.

В заключение, небольшое дополнение, - кроме исходной теоретической базы в лице метатеории развития общества А.С. Шушарина «Полилогия современного мира ...» имеется к настоящему моменту и ряд теоретических разработок эскиза этого будущего. Так теория, точнее первый эскиз теории, градации «Информационное общество» как критическая теория «политической информатики», разработанная на основе высказанных А.С. Шушариным идей в рамках одного из подразделов пятитомника «Полилогия ...», изложена в книге Харчевникова А.Т. «Теория Информационного общества ...», которая вышла из печати в прошлом году.

Наконец, только что вышла из печати новая книга того же автора «Теория Общества знания: Переход от Информационного общества к Обществу знания - обществу будущего». Это первые наброски теории градации «Общество знания» как второй фазы эпохи знания.

Эти две книги продолжают развитие мировоззренчески единой парадигмы полилогии и образуют комплексную теорию эпохи знания как целостного исторического этапа восходящего развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.