ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
М. А. КАКУШКИНА
В статье с процессами модернизации общества связывается генезис социальноэкономической теории человеческого капитала. Ведущим фактором устойчивого развития общества для постиндустриальной эпохи становится качество человеческого капитала. Увеличение вложений в развитие человека обеспечит консолидацию общества на пути его модернизации.
Ключевые слова: модернизация, человеческий капитал, общественное развитие, качественное развитие человеческого капитала.
Стремление России обеспечить переход к инновационному типу социально-экономического развития, обеспечивающему должный уровень конкурентоспособности и позволяющему добиться улучшения благосостояния значительной части населения страны, делает актуальным углубленное изучение факторов социально-экономического развития, характерных для постиндустриальной эпохи.
Преобразования, происходящие в этом направлении в развитых странах мира, сегодня характеризуются ростом роли качественных сдвигов в развитии производства и общества.
Сущностным проявлением этих изменений является выдвижение человека в центр воспроизводственного процесса. Экономика, главной движущей силой которой является человек и его способности, приобретает социальное направление. Многочисленные теоретические и эмпирические исследования подтверждают, что в постиндустриальных экономиках обеспечение высокого уровня жизни происходит не только и не столько благодаря обладанию природными ресурсами и производственным капиталом, сколько высокому уровню человеческого капитала, который складывается из врожденных и приобретенных гражданами знаний, навыков, мотивации и энергии, используемых в процессе труда.
Осмысление объективных социальных и экономических изменений, сопровождавших переход к постиндустриальному обществу, начавшийся с середины XX в. привело к возникновению концепции человеческого капитала, в которой определяется, что элементами формирования человеческого капитала являются образование, квали-
фикация, здоровье, социальные связи, рождение детей и уход за ними, поиск информации, мобильность и т. д.
Идея инвестиционной природы расходов человека, которые до этого считались потребительскими, была подхвачена разработчиками новых концепций экономического роста, в которых выпуск представлен как функция не только капитала, но и технологического прогресса и человеческого капитала.
В силу неотделимости человеческого капитала от своего владельца, нетрадиционных процессов встраивания в воспроизводственный процесс, сочетания двойственной природы социального и материального характера, новизны, человеческий капитал как объект анализа имеет многоаспектный характер. В современной отечественной экономической литературе ряд из этих аспектов становятся интенсивным объектом анализа, включая проблемы обеспечения устойчивого социальноэкономического развития на основе использования образовательного и квалификационного потенциала граждан.
Особую актуальность данная комплексная проблематика приобретает в условиях радикального реформирования системы высшего профессионального образования, в связи с необходимостью выработки подходов к оценке и управлению человеческим капиталом, представленным образованием.
Опыт развитых стран свидетельствует, что образовательный и квалификационный потенциал заметно усиливает конкурентные позиции работников на рынке труда: чем он значительнее, тем выше экономическая активность и занятость;
меньше риск попадания в безработицу и короче ее продолжительность; больше заработки и шире доступ к привлекательным рабочим местам; интенсивнее профессиональная и территориальная мобильность. Более образованная и квалифицированная рабочая сила, как результат эффективных инвестиций в человеческий капитал, способна успешнее адаптироваться к изменениям в экономической и социальной среде, активнее осваивать новые знания и навыки, быстрее откликаться на достижения научно-технического прогресса и раньше внедрять их в свою повседневную практику.
В силу того, что главным двигателем современных промышленно-развитых экономик выступает человеческий капитал, воплощенный в труде образованных и квалифицированных работников, исследование механизма накопления человеческого капитала, условий превращения его в реальный фактор инновационного и конкурентоспособного роста, представляется не только актуальным, но и необходимым. Особое значение данный анализ имеет для понимания сущности ограничений, препятствующих успешной реализации человеческого капитала граждан России в качестве необходимого фактора устойчивого социальноэкономического развития, способствуя интеграции России в международное экономическое и образовательное пространство.
Концепция человеческого капитала берет свое начало с идей, сформулированных еще классиками политической экономии, и связана с трудами представителей различных научных школ, включая Г. Беккера, Т. Шульца, М. Фридмена, М. Спенса и др. Современная проблематика экономических и социальных исследований человеческого капитала включает в себя самый широкий круг вопросов. Вопросу изучения человеческого капитала как фактора экономического роста посвящены исследования Э. Денисона, Дж. Кендрика, Р. Лукаса, П. Ромера, Т. Шульца.
Социальная проблематика, связанная с концепцией эффективности и справедливости, частными и социальными выгодами образования, причинами социального неравенства нашла отражение в работах Н. Барра, С. Боулса, Дж. Вейзи, Б. Вейсброда, В. МакМэгона, Л. Туроу, М. Спенса, К. Эрроу.
В настоящее время в отечественной экономической литературе человеческий капитал признается самостоятельным фактором социальноэкономического развития, активно разрабатывается и концепция человеческого капитала, в частности, усилиями Л. Б. Бреслава, Ю. Васильчика,
Э. Вильховенко, А. И. Добрынина, С. А. Дятлова,
Б. А. Корнейчука, С. Курганского, В. Коннова, Б. С. Лисовика, И. Е. Ломовой, Л. Полищук, Е. Д. Цыреновой и мн. др.
Для постиндустриальной эпохи ведущим фактором устойчивого развития общества становится качество человеческого капитала. Россия имеет необходимые человеческие ресурсы для обеспечения инновационного развития, но эффективность их использования ухудшается. Необходимо, чтобы увеличение вложений в развитие человека стало государственной стратегией социально-экономического развития. Это обеспечит консолидацию общества на пути его модернизации.
Россия уже не один год живет под знаком модернизации, необходимость которой активно обсуждается экономистами. Модернизация представляет собой процесс перехода экономики и общества из одного состояния в другое: например, от традиционного общества к индустриальному или от индустриального к постиндустриальному.
С процессами модернизации общества и с обусловленным ими развитием теории капитала мы связываем генезис социально-экономической теории человеческого капитала.
На ранних стадиях развития капитализма, в период индустриальной модернизации общества, работник использовал в процессе производительного труда преимущественно свой биологический потенциал (ввиду слабого развития совокупных производительных сил и отсутствия объективной необходимости применения информационно научного фактора производства). Он был отделен от средств производства, не имел запасов средств существования, поэтому его собственность на рабочую силу являлась еще формальной.
Капиталист легко создавал условия, когда работник вынужден был отказываться на тот или иной период от владения этой собственностью, получая взамен только основной фонд возмещения затрат физического и биологического своего потенциала в виде чрезмерно заниженной основной заработной платы. Юридическая свобода работника касалась лишь условий продажи его рабочей силы, но на деле он находился в экономической зависимости от капиталиста-предпринима-теля, который присваивал всю прибыль предприятия, не признавая необходимости отдавать ее часть работникам через выплату дополнительной заработной платы.
В научных теориях до середины XX в. имели место различные подходы к изучению человека труда, не представляющие собой целостной концепции человеческого капитала, так как в обществе еще не существовало объективных предпо-
сылок для формирования теории человеческого капитала.
В период 50-60-х гг. XX в. при формировании экономики нового типа, когда резко возрастает значение индивидуальных личностных свойств работника, его уровня знаний, умений, навыков, квалификации, научно-творческих способностей, появляется объективная необходимость в разработке отдельных теорий о человеке труда, его качествах и свойствах как важнейших ценностях общества и систем производства. В связи с этим начинают развиваться целостные концепции человеческого капитала.
Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественноэкономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческой жизни. Научное понимание работника стало ассоциироваться с понятием совокупного работника, которое охватывает спектр качеств личности: индивидуальных, коллективных, общественных, биологических, образовательных, интеллектуальных, культурных. В эпоху постиндустриального общества экономика служит не ею самой определяемым целям, а целям человеческого развития и совершенствования.
Развитая человеческая личность представляет собой конечный результат экономического функционирования и одновременно его важнейший ресурс и средство последующего развития. Так, постепенно изменяется сущностная определенность, общественная значимость и характер трудового использования человеческого капитала, который приобретает ряд черт, характеризующих его как новую социальную категорию.
Во-первых, в современных условиях происходит процесс дальнейшего обобществления труда, неизмеримо раздвигаются границы реализации совокупного человеческого капитала. Объективная интеграция труда объединяет все звенья общественного хозяйства в единый материальный и духовный общественный комплекс, в котором каждый человеческий капитал индивидуальности функционирует как частица общей ассоциированной деятельной способности общества, имеющий как социальное, так и экономическое значение, определяющий доступ к социальному статусу, экономической власти и дивидендам. Механизм реализации человеческих способностей идентифицируется с различного рода профессиональным действием человека.
Во-вторых, современная система трудовой деятельности объективно объединяет духовную и
материальную сферы в единой системе общественного воспроизводства как части целостного хозяйственного организма. Современное общество - это взаимосвязанное, взаимозависимое макроскопическое и непрерывное социально-экономическое движение, включенное в «интенсивное и постоянное самопреобразование» Его конечный двигатель обнаруживается в «самозапускаемой преобразовательности» и способности творчески отзываться на изменения и социально-экономические воздействия.
В-третьих, формирование совокупного человеческого капитала осуществляется преимущественно не в процессе труда, а в сфере образования, в интересах не только предприятия и государства в целом, но и в интересах самих трудящихся. Важнейшим здесь является то, что проявление индивидуальных деятельных способностей в ассоциированном виде означает относительное совпадение личного интереса большинства работников предприятий и организаций с коренным интересом общества в целом.
В-четвертых, ассоциированный характер человеческого капитала составляет основную черту общественной формы его использования в контексте данного исторического периода, характеризующегося определенными социальными, экономическими характеристиками и индивидуальными свойствами людей.
В-пятых, в современных условиях возрастает влияние на все сферы общественной жизни, духовной культуры человека. Это внутренний, необходимый, повторяющийся и устойчивый фактор оптимизации человеческой жизнедеятельности. В практику хозяйствования все в большей мере входят и получают общественную оценку капитальной ценности культурные характеристики человека как общественного фактора развития -знания, интеллект, квалификация, навыки, накопленный опыт, личные качества: общие способности, разностороннее развитие, творческие способности, личностная индивидуальность, активность, ответственность. Общественное значение в виде капитальной ценности приобретают такие качества, как честность, коллективизм, коммуникабельность, совесть, взаимовыручка, сострадание, морально-нравственные характеристики.
Данные обстоятельства обусловили появление новых современных концепций человеческого капитала. Так, М. М. Критский рассматривает его как «всеобщую форму экономической жизнедеятельности - итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию» [3]. С новой точки зрения подходят к оп-
ределению этой категории А. И. Добрынин и С. А. Дятлов, считая человеческий капитал совокупностью «всех атрибутных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций системной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научнотехнической и социально-информационной революции, включенных в систему рыночной экономики в качестве ведущего творческого фактора общественного воспроизводства» [2].
Ряд зарубежных ученых трактуют сущность данной категории как совокупный, всеобщий потенциал человека труда, косвенно определяя его связи со стоимостными основами и целевыми формами использования. Так, Л. Туроу считает, что «человеческий капитал... включает такие свойства человека, как уважение к политической и социальной стабильности, что приобретается преимущественно в результате соответствующего воспитания и образования. Все общества хотят создать индивидуума с определенными будущими предпочтениями. Общество может рассчитывать на получение известных выгод от различных проектов инвестиций в человека именно потому, что они изменяют будущие или текущие предпочтения таким образом, что последние становятся совместимыми со стремлениями общества (или большинства в обществе). Такие изменения в предпочтениях имеют ценность для общества, но не обязательно - для индивидуума» [5].
Данный автор рассматривает исторические формы развития внешних проявлений данной категории, которая, бесспорно, связана с историческим процессом развития человеческой жизнедеятельности, что проявляется, в том числе и в изменении отношения данного общества к политической и социальной стабильности, к усилению роли творческих свойств и качеств совокупного человека. Эти характеристики убедительно показывают взаимосвязь общественного развития и развития человеческого капитала общества, а также необходимость его расширительного рассмотрения на уровне общества.
Все авторы сходятся во мнении, что не только величина, но и качество человеческого капитала (его здоровье, знания, способность к мобильности) в постиндустриальную эпоху становится ведущим фактором устойчивого развития общества [4]. Согласно теории модернизации общество может считаться современным, если оно характеризуется определенными признаками: высоким уровнем индустриализации; устойчивым экономическим развитием при высоком ВВП; высоким
качеством жизни; развитой профессиональноотраслевой структурой населения; занятостью населения преимущественно в промышленности, науке, сфере услуг; высокой степенью мобильности населения; высоким удельным весом среднего класса в стратификационной структуре общества; верой общества в силу рационального научного знания.
Таким образом, модернизация сопровождается комплексными изменениями в технологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и психологическом измерении человеческого бытия. Не следует забывать и о том, что человеческий капитал, действующий в особой культурной, исторической среде, представляет собой институциональную ценность как субъект институционализации (создатель институтов), общественную ценность как субъект социального творчества, политическую ценность как гражданин, культурную ценность как личность с особой нравственностью, жизненными установками.
В условиях постиндустриального общества предъявляются новые требования к способностям работника. Он должен уметь не только самостоятельно определять основные параметры своего трудового процесса и кооперации с партнерами, но и в определенных случаях выполнять ряд функций самого предпринимателя. Таким образом, трансформация роли работника в производственном процессе обусловливает повышение требований к качеству человеческого капитала. При этом повышается значение не только квалификации, но и творческих способностей человека, его самостоятельности.
Среди исследователей человеческого капитала есть мнение, что в ближайшей исторической перспективе перед бизнесом «будет стоять задача подчинения не столько собственно творческой деятельности, сколько относительно более простого феномена - новаторского, инновационного, профессионального потенциала работников и процессов их воспроизводства» [4].
В этих условиях воспроизводство рабочей силы требует все больших затрат на образование, здравоохранение, науку, причем не только со стороны государства, но и частного бизнеса. Замечено, что в странах, где в структуре национального богатства преобладает удельный вес человеческого капитала, наблюдается и более высокое реальное накопление.
Учитывая данное обстоятельство, в настоящее время государственной стратегией социально-экономического развития общества должно стать увеличение инвестиций в человека. Данной
стратегии необходимо придерживаться и частному бизнесу, которому в связи с интеллектуализацией производства требуется человеческий капитал с новыми качествами. Соответственно повышение в национальном богатстве доли внеэкономических факторов развития становится целью социально- экономического развития современного общества, а величина расходов государства, бизнеса, населения на накопление человеческого капитала выступает критерием эффективности общественного развития.
Регулирование социально-трудовых отношений играет ведущую роль для развития национальной экономики в рамках глобальной экономической системы. В условиях инновационной ориентации хозяйственной деятельности выстраивание трудовых отношений и оптимальное использование человеческого капитала является ключевым источником экономического роста.
В настоящее время успех модернизации в России, на наш взгляд, будет зависеть от становления нормальной срединной культуры труда и хозяйства, основанной на этике повседневного трудолюбия, профессионального долга, самореализации личности в профессии и в обществе. Носителем этой срединной культуры традиционно является средний класс, который в России растет, но не стал массовым. По официальным данным, он составляет примерно 25 % населения страны. Причем средний класс в России существенно отличается от среднего класса в развитых странах: уровень его образования и культуры не соответствует материальному достатку, при котором он мог бы стать ядром общественного согласия. С ростом доходов в государственном секторе изменилась и внутренняя структура российского среднего класса: по финансовому состоянию в нем все больше преобладают чиновники, работники экспортных секторов, сферы финансов, торговли.
Детерминантой формирования срединной культуры труда является качественное развитие человеческого капитала при активной политике в сфере социальной структуризации общества на основе критериев качества жизнедеятельности людей, их соответствия целям и параметрам постиндустриального общества (эволюционному накоплению новых качественных социальных ха-
рактеристик в жизнедеятельности общества и человека).
Итак, в настоящих условиях модернизация общества, его способность к прогрессу во все большей мере зависит от качественного развития человеческого капитала. Поэтому необходимо, во-первых, увеличение доли человеческого капитала в структуре элементов общественного богатства и, во-вторых, укрепление позиций системы интересов, ориентированной на увеличение качества человеческого капитала. Результатом должно стать формирование новой системы социальноэкономических отношений, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Тип хозяйствования, ориентированный на количественный экономический рост, постепенно уступит место типу хозяйствования, направленному на качественное социально-экономическое развитие.
Литература
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. Изд. 8-е; пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. СПб., 2004. С. 71-72.
2. Добрынин А. Н., Дятлов С. А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999.
3. Критский М. М. Человеческий капитал. Л., 1991. С. 17.
4. Симкина Л. Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб., 2000. С. 48.
5. Tnurow L. Jnwestment in Human Capital. Belmont, 1970. С. 116-117.
* * *
QUALITY RISE OF HUMAN CAPITAL AS THE LEADING FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY
M. A. Kakushkina
In this article, the genesis of socio-economic theory of human capital is tied with process of society modernization. The leading factor of sustainable development of society in postindustrial age is the quality of human capital. The increase of investments in human progress provides the consolidation of society on the way of modernization.
Key words: modernization, human capital, social development, qualitative development of human capital.