РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ, ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И
ПРЕДПРИЯТИЙ
К.Г. Абазиева
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация
Обосновано влияние количества и качества совокупного человеческого капитала на процесс модернизации общественного воспроизводства.
Приведены альтернативные дефиниции человеческого капитала, пути инвестиций в человеческий капитал, а также подходы к оценке качества и количества совокупного человеческого капитала. Показано, что в процессе рыночных реформ в России произошел значительный рост образовательного уровня населения, при этом возросла нагрузка на профессорско-преподавательский состав вузов; снизилась отдача от человеческого капитала; ухудшились показатели здоровья. Указанные факторы свидетельствуют о снижении качества человеческого капитала.
Annotation
The paper were proved the influence of human capital quality and quantity on the modernization of society. The paper give differing definitions and alternative points of view in estimation of human capital. In the process of Russian market
reforms the level of education growed substantially, but the burden of university lecturers became harder, the health of population were deteriorated. These factors indicate a decline in the quality of human capital.
Ключевые слова
Человеческий капитал, модернизация, инвестиции, образование, здоровье
Key words
Human capital, modernization, investment, education, health
В новом тысячелетии Россия начала переход к новому типу общественного воспроизводства, основными факторами которого, обусловливающими достижение социально-экономических целей и задач, являются знания, образование, интеллектуальные способности, здоровье, возможность свободной реализации творческого потенциала. Концепция модернизации, как процесса перехода экономики и общества из одного состояния в другое, отрицает традиционное и одностороннее понимание развития как роста объема материальных
благ, она включает теории «развития человеческого потенциала», «человеческого капитала», «развития населения», «человеческого развития». Для того чтобы траектория рыночных реформ привела Россию к социальному и экономическому процветанию, необходимо обновление всей системы общественного воспроизводства. Основная цель социально-экономической политики государства в современных условиях должна связываться с достижением параметров устойчивого человеческого развития, являющихся результатом динамич-
ного формирования человеческого капитала, качество которого способствует повышению темпов экономического роста в стране.
Основной экономический критерий устойчивости человеческого развития связан с повышением темпов экономического роста, а также с ростом экономической эффективности инвестиций в образовательный человеческий капитал. Рост устойчивости человеческого развития является результатом повышения эффективности вложений в человеческий капитал. Оценка устойчивости должна проводиться исходя из анализа экономического дохода индивида от тех или иных инвестиций в его человеческий капитал. Экономический смысл повышения эффективности вложений в образовательный человеческий капитал, в свою очередь, предполагает повышение доходов индивидов, являющихся носителями того или иного уровня образовательного человеческого капитала. Профессиональное накопление человеческого капитала обеспечивает личности дополнительные доходы, карьерный рост, создает условия устойчивости его развития в будущих временных периодах.
В соответствии с законами рынка заработная плата работника определяется его предельной производительностью, повысить которую можно посредством накопления человеческого капитала - знаний, умений, навыков и др. В странах с длительной традицией рыночной экономики роль человеческого капитала как фактора дифференциации заработной платы отражена в трудах лауреатов Нобелевской премии: Т.
Щульца, Г. Беккера,
Дж. Минцера, Дж.Хекмана, Д. Мак Фаддена и многих других.
Категория «человеческий капитал» в экономической науке одна из наиболее сложных. По мнению С.Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи это - прежде всего, оценка способности
людей к участию в процессе производства, характеризующая совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом [1]. Экономический подход трактует человеческий капитал как меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию [2, стр.303]. Впервые этот термин использовал лауреат Нобелевской премии 1979 года Теодор Шульц, который предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [3].
В настоящее время ряд отечественных и зарубежных ученых развивают теорию человеческого капитала, расширяя его содержание в новых социально-экономических условиях. По мнению А.И.Добрынина и С.А.Дятлова, человеческий капитал есть совокупность «всех атрибутивных свойств и качеств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиции системной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научнотехнической и социально-
информационной революции, включенных в систему рыночной экономики в качестве ведущего творческого фактора общественного воспроизводства [4, стр. 7-29]. С точки зрения М.М.Критского, человеческий капитал представляет собой « всеобщую форму экономической жизнедеятельности - итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию [5, стр.4].
Л.Туроу (Thurow Ь.) расширительно рассматривает концепцию человеческого капитала, как общественного, указывая, что «человеческий капитал ... включает такие свойства человека, как уважение к политической и социальной стабильности, что приобретается преимущественно в результате соответствующего воспитания и образования. Все общества хотят создать индивидуума с определенными будущими предпочтениями. Общество может рассчитывать на получение известных выгод от различных проектов инвестиций в человека именно потому, что они изменяют будущие или текущие предпочтения таким образом, что последние становятся совместимыми со стремлениями общества (или большинства в обществе)» [6, стр. 104].
Человеческие способности, дарования, знания являются неотъемлемой частью каждого человека. Г. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» ввел понятие «специального человеческого капитала», то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности [7, стр.64-79]. В противовес ему Э. Тоффлер ввел понятие «символического капитала — знания», которое, в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений [8].
Гэри Беккер обосновал эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировал экономический подход к человеческому поведению, которое предполагает максимизирующее поведение в более явной форме и более широком диапазоне, чем другие подходы, так что речь может идти о максимизации функции полезности или богатства все равно кем - семьей, фирмой, профсоюзом или правительственными учреждениями. Кроме того, экономический подход предполагает существова-
ние рынков с неодинаковой степенью эффективности координирующих действия разных участников - индивидов, фирм и даже целых наций - таким образом, что их поведение становится взаимосогласованным. Предполагается также, что предпочтения не изменятся сколько-нибудь существенно с ходом времени и не слишком разнятся у богатых и бедных или даже среди людей, принадлежащих к разным обществам и культурам [7, стр. 28-48].
Согласно теории человеческого капитала, одной из главных форм национального богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду. Человеческий капитал неотделим от его носителей. Для человека основной мотивацией для получения образования и профессиональных навыков является рост его доходов. Государство, инвестирующее в эти отрасли социальной сферы, заинтересовано в повышении производительности труда, поскольку нация в конечном счете получает реальную возможность выйти на более высокие показатели конкурентоспособности и т. д.
Важнейшей характеристикой человеческого капитала в период модернизации является его качество (знания, здоровье, способность к мобильности), являющееся важным фактором устойчивого развития общества. Существует определенная связь между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой, подтвержденная в многочисленных эмпирических исследованиях как за рубежом, так и в России [9,10]. Расходы, направленные на повышение перечисленных качественных характеристик индивида, рассматриваются как инвестиции. Эти затраты рассматриваются не как потребительские, а как производственные, так как предполагается, что они со временем многократно компен-
сируются доходом. Осознание этого факта позволило - в первую очередь государству - пересмотреть свое отношение к социальной политике. Стало понятно, что человеческий капитал в любом его измерении представляет не меньшую ценность, нежели, к примеру, финансовый капитал, ресурсы и т.д. Стремление западных стран к расширению разного рода социальных и образовательных программ (в частности целевые образовательные программы Евросоюза) самым ярким образом свидетельствует об этом.
Подобно физическому капиталу, человеческий капитал является результатом инвестиций, когда текущие расходы или издержки осуществляются с расчетом, что эти затраты будут компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. Инвестиции в человеческий капитал подразделяются на расходы на образование, здравоохранение и мобильность, осуществлять их может сам индивид, семья, фирма, государство.
Инвестиции в образование включают в себя затраты на общее и специальное образование, формальное и неформальное образование, приобретение и повышение квалификации. Это - наиболее важный вид инвестиций в человеческий капитал, которые ведут к формированию высокопроизводительной рабочей силы.
Инвестиции в здоровье предполагают расходы на медицинское обслуживание, включая профилактику заболеваний, хорошее питание, жилищные условия, словом, в качество жизни.
И, наконец, расходы на мобильность позволяют работникам мигрировать из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью. Такая миграция также предполагает издержки в настоящем с целью получения выгоды в будущем от повышения ры-
ночной стоимости трудовых услуг [11, стр. 171-173].
Ожидаемая отдача от инвестиции в человеческий капитал, с точки зрения человека - возможность получать более высокую заработную плату, возможность и способность выполнять работу, приносящую большее удовлетворение.
Затраты, связанные с вложением капитала, принято разбивать на прямые затраты, упущенный заработок и моральный ущерб [12, стр. 318]. Прямые расходы включают расходы индивида (или родителей) на оплату обучения, смену места жительства, поиск работы. Для накопления запаса, использование которого приведет к росту заработков (доходов) данного работника в будущем, необходимо отказаться от части текущего потребления в настоящем. И, наконец, процесс обучения является нелегким занятием, требующим значительных интеллектуальных, нервных и (или) физических усилий.
Увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал. Мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.
Процесс формирования, накопления и использования человеческого капитала происходит на различных стадиях жизни человека, на первой из которых приобретается образование и основные навыки, обеспечивающие возможность заработков, на второй стадии человек работает и зарабатывает своим трудом, а на третьей - выходит на пенсию. Уровень образования, полученный на первой стадии, в значительной степени определяет будущую позицию индивида в обществе, обеспечивает способность зарабатывать средства для жизни. В течение продуктивного перио-
да своей жизни индивид получает отдачу от инвестиций в свой человеческий капитал в виде заработков и, при наличии соответствующей мотивации, продолжает инвестировать в человеческий капитал.
При переходе к третьему этапу важным становится сохранение уровня и качества жизни не ниже того, что индивид, семья имели в течение экономи-чески-продуктивного периода жизни. Другими словами, если у человека (или домохозяйства) на протяжении жизни существует набор неких постоянных расходов на жизнеобеспечение, что нужно делать, чтобы не утратить (полностью либо частично) источник доходов? Простое откладывание части дохода для будущего потребления еще не означает того, что когда это будущее настанет, на руках - с учетом воздействия целого спектра рисков - окажется необходимая сумма.
Общепризнанны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал (поддержание здоровья, поиск работы и соответствующей информации о заработках, миграцию). Стоимость человеческого капитала определяется результатом накопления чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Так, по некоторым расчетам, на основе учета затрат на воспитание, образование, медицинское обслуживание средняя стоимость подготовки к участию в экономической деятельности одного жителя России достигает почти 280 тыс. долларов США.
Доходный принцип предполагает оценку получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на сред-
ства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень. Применение доходного подхода к оценке человеческого капитала предполагает, прежде всего, использование капитализации дохода, получаемого от использования данного вида капитала. Период воспроизводства человеческого капитала представляет не что иное, как срок, за который капитализируется доход от эксплуатации человеческих активов. Ряд экономистов определяют стоимость человеческого капитала как приведенную к данному моменту путем дисконтирования стоимость всех ожидаемых трудовых доходов человека, включая доходы, которые будут выплачиваться пенсионными фондами. На стоимость человеческого капитала влияют: возраст (трудовой горизонт) человека, его доход, возможная вариабельность дохода, налоги, ставка индексации зарплаты по инфляции, размер предстоящих пенсионных выплат, а также ставка дисконтирования [13].
В то же время стоимостное измерение человеческого капитала по двум вышеописанным методам базируется на системе рыночных цен и оплаты труда, которая позволяет воспроизводство человека. Несмотря на то, что имеющаяся информация достаточно объективна и отражает тенденции на региональных и мировых рынках труда, она все же не позволяет в полной мере выявлять качественные особенности накопленного человеческого капитала.
Для абсолютного большинства инвесторов человеческий капитал является крупнейшим активом на протяжении всей жизни. Соответственно, как и любой материальный капитал, человеческий капитал подвержен различного рода рискам. Так, например, просчитать доходность вложений в систему образования достаточно сложно вследствие меняющихся реалий, повышения миграционной активности, смещения при-
быльности одних отраслей в пользу других и т. д., то есть экономическая эффективность образования всегда остается под вопросом. Попытки высчитать экономическую эффективность образования путем вычисления разницы в пожизненных заработках двух индивидуумов с разными уровнями образования дают лишь одномоментный срез, который нельзя экстраполировать на все отрасли, на все временные промежутки, на все регионы страны и т.д. Не меньшую проблему представляет вычисление издержек образования, к примеру, так называемые «потерянные заработки» - в развитых странах их доля составляет порядка У от общей стоимости высшего и среднего образования. Таким образом, «потерянные заработки» представляют собой основную часть инвестиций в человеческий капитал.
Одним обобщающим показателем эффективности создания и использования накопленного человеческого капитала являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Эти макроэкономические показатели взаимозависимы и, несомненно, отражают отдачу от накопленного человеческого капитала работников. Однако реальная оценка вклада этой формы капитала затруднена сложностью выделения непосредственного участия работников. Поэтому в настоящее время основными критериями эффективности человеческого капитала выступают показатели развития сферы образования.
Статистический подход, основанный на расчете человеческого капитала в Системе Национальных Счетов (СНС) представлен в статье Г.Т Ашировой «Современные проблемы оценки человеческого капитала» [14, стр. 2631]. Автор справедливо указывает на растущее влияние информационного и технологического прогресса на экономический рост, что, в свою очередь, ведет к тому, что основой новой экономики 21-го столетия становится человече-
ский капитал, именно эта форма капитала активно вовлечена в развитие таких отраслей, как: экономика «знаний», образование, информационно-
коммуникационные рынки, производство инноваций и интеллектуальные услуги. Исходя из этого, можно считать совокупный человеческий капитал элементом национального богатства страны, стоимостная оценка которого может отражать масштабы процессов формирования ресурсной базы расширенного воспроизводства, поскольку является его основной движущей силой. Эффективное использование ресурсов возможно лишь в случае, если к ним приложен квалифицированный труд. Следовательно, оценка человеческого капитала должна учитывать такие качественные параметры, раскрывать качественные особенности его формирования такие, как уровень образования, квалификации работников, что связано как с личными способностями людей, так и с результатами действующей системы образования в стране.
Выявление новых качеств процесса формирования человеческого капитала основано на использовании соответствующих статистических показателей, характеризующих не только количественные параметры развития сфер образования, здравоохранения, но и качественные индикаторы результативности накопленных знаний, соответствующих потребностям рынка. Иными словами, для выявления особенностей накопления человеческого капитала и определения его роли в расширенном воспроизводстве страны требуется совершенствование методологических подходов учета его основных системообразующих элементов. Однако современная официальная статистика пока, к сожалению, не ориентирована на отражение качества получаемых услуг (образовательных, медицинских и т. д.), в ней не создана соответствующая система показателей.
В СНС показатели национального богатства - «собственного капитала» занимают одно из центральных мест в балансе экономических активов всех секторов экономики и являются системообразующими показателями всех операций воспроизводственного процесс, однако они охватывают только воспроизводимый и природный капитал. К сожалению, агрегатного показателя человеческого капитала в СНС до сих пор нет. Для его разработки необходимо формирование системы показателей, характеризующих создание этой формы капитала, в том числе разработка классификации элементов, образующих человеческий капитал; пересмотр границ между потреблением и производством валового продукта; охват всех институциональных единиц, участвующих в его создании; разработка показателей
эффективности человеческого капитала. В классификации, предложенной Г.Т. Ашировой, человеческий капитал состоит из следующих системообразующих группировочных признаков: образования, науки и НИОКР, здравоохранения, культуры и искусство и прочие. Далее каждый признак подразделяется на ряд составляющих признаков более низкого порядка.
В последние годы появились экспериментальные оценки человеческого капитала. Так, для стран СНГ, по оценкам зарубежных исследователей, удельный вес человеческого капитала населения стран СНГ в национальном богатстве составил на душу населения на начало 21-го века 49,1%, в России -50,9% [15]. Близки к ним следующие оценки (таблица 1):
Таблица 1. Национальное богатство в ряде стран в конце 20-го века
Страны Общий объем, трлн. дол. США На душу населения, тыс.дол. США Элементы богатства, % к общему объему
человече- ский природ- ный Воспроизводи- мый
США 124 460 77 4 19
Россия* 59 400 50 40 10
Япония 54 420 68 1 31
Китай 35 28 77 7 16
Германия 31 375 75 1 23
Великобрита- ния 21 353 79 2 19
Франция 21 360 74 3 23
Италия 17 295 73 12 13
Индия 12 20 58 20 22
Канада 6 300 69 11 20
Австралия 6 300 69 11 20
Саудовская Аравия 3,5 170 40 42 18
Венесуэла 2,6 110 49 7 44
Чили 2,3 150 79 10 12
Финляндия 1,6 320 56 7 37
Норвегия 1,3 300 57 10 33
Продолжение таблицы 1
Новая Зеландия 1,0 280 59 18 23
Итого по 17 странам 400 130 65 13 22
* Высокий уровень накопления человеческого капитала в России обусловлен тем, что качество российского человеческого капитала приравнено качеству человеческого капитала в Западной Европе. Поскольку оплата труда российских специалистов за рубежом не ниже оплаты труда в этих странах, следовательно, уровень их квалификации соответствует требованиям рыночной экономики данных стран.
Сост. По оценкам экспертов Всемирного банка, дополненным оценками по России. Приводится по: Валентей С., Нестеров Л. Россия в меняющемся мире //Вопросы экономики, 2002, №3.С 55.
Данные таблицы указывают на то, что более высокое реальное накопление наблюдается в странах с преобладанием в структуре национального богатства человеческого капитала.
В сегодняшних условиях модернизации общества, его способность к прогрессу во все большей мере зависят от качественного развития человеческого
Таблица 2. Характеристики деятельности высших учебных заведений РФ
1993/ 1994 1995/ 1996 2000/ 2001 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009
Число высших учебных заведений - всего 626 762 965 1044 1071 1068 1090 1108 1134
в том числе государственных и муниципальных 548 569 607 652 662 655 660 658 660
негосударственных 78 193 358 392 409 413 430 450 474
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 176 188 324 448 480 495 514 525 529
в том числе государственных и муниципальных 171 179 292 388 408 419 431 437 438
На 10 000 занятых в экономике выпущено специалистов высшими учебными заведениями, человек 63 61 99 149 162 172 188 197 198
капитала. Необходимо увеличение доли человеческого капитала в структуре элементов национального богатства, улучшение качества человеческого капитала. Судить о качестве человеческого капитала можно по динамике показателей высшего образования и здравоохранения.
Продолжение таблицы 2
в том числе государственными и муниципальными 63 60 90 131 140 146 158 164 164
Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек: государственных и муниципальных 239,8 240,2 265,2 304,0 313,6 322,1 334,0 340,4 341,1
негосударственных 3,8 13,0 42,2 50,1 50,7 65,2 75,0 78,8 63,4
Составлено по Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб./Росстат- М., 2009. - С. 97-139.
За прошедший период произошел существенный рост числа высших учебных заведений, особенно негосударственных. Численность студентов, приходящаяся на 10000 тысяч человек, увеличилась втрое. Также в разы вырос выпуск специалистов, причем подавляющая доля из государственных вузов. Эти цифры указывают на то, что в стране идет рост человеческого капитала,
однако численность профессорско-преподавательского состава в государственных вузах выросла гораздо меньше, что свидетельствует о том, что нагрузка на преподавателей выросла, выпуск специалистов приобретает экстенсивный характер, что, безусловно, не лучшим образом сказывается на качестве подготовки специалистов высшей квалификации.
Таблица 3. Основные показатели здравоохранения (на конец года)
1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Численность врачей, человек: на 10 000 человек населения 42,9 44,4 46,8 47,4 48,0 48,4 48,8 49,4 49,8
Численность среднего медицинского персонала, человек: на 10 000 человек населения 115 111 108 108 109 109 108 109 109
Число больничных учреждений, тыс. 12,6 12,1 10,7 10,3 10,1 9,8 9,5 7,5 6,8
Число больничных коек: на 10 000 человек населения 131 126 115 113 112 113 111 109 107
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс. 20,7 21,1 21,3 21,4 21,5 22,1 21,8 18,8 18,3
Составлено по Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат-М., 2009. - С. 142-143.
По всем приведенным в таблице 3 показателям наблюдается снижение, и, как результат, за этот период произошел рост заболеваемости населения на 20% (число зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни).
Отдачу от человеческого капитала можно косвенно измерить показателями динамики заработной платы. Как изменялось реальное содержание заработной платы за годы рыночных ре-
форм? Если оно росло, то росла и отдача от человеческого капитала. В случае падения заработной платы у работников пропадают стимулы качественного роста человеческого капитала. Начинает работать так называемый скрининг-эффект, когда документ об образовании лишь служит сигналом для работодателя о том, что работник имеет право занять определенное рабочее место, но ничего не говорит о его качестве.
Таблица 4. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в ценах 1991 г. и долларах США
Годы Среднемесячная начисленная заработная плата в ценах соответствующего года Среднемесячная заработная плата в ценах 1991 г., руб. Отношение среднемесячной заработной платы и выплат социального характера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, процентов
ю у р дол. США (исходя из среднегодового официального курса доллара США)
1991 548 548 335
1992 5995 22 369 299
1995 472392 103 246 179
2000 2223 79 238 172
2001 3240 111 286 204
2002 4360 139 332 226
2003 5498 179 368 244
2004 6740 234 407 264
2005 8555 303 459 268
2006 10634 391 520 293
2007 13593 532 610 332
2008 17226 694 677 3442)
1 С 2000 г. - в масштабе цен, действующем с 1 января 1998 г.
2 Январь-сентябрь 2008 г.
Составлено по Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат-М., 2009. - С. 123.
Лишь начиная с 2006 года, заработная плата россиян приблизилась к уровню 1991 года. Резкое падение реального содержания платы за труд не могло способствовать росту качества человеческого капитала.
В современных условиях социально-экономическая политика России должна быть направлена на достижение важнейшей цели - повышения реального уровня и качества жизни населения. Необходимо жесткое увязывание про-
порций экономического роста и роста уровня и качества жизни населения. При этом рост уровня жизни необходимо увязать с количественными и, прежде всего, качественными характеристиками человеческого капитала. Результатом должно стать формирование новой системы социально-экономических отношений, отвечающей требованиям новой экономики. Тип хозяйствования, ориентированный на количественный экономический рост, постепенно уступит место типу хозяйствования, направленному на качественное социальноэкономическое развитие.
Библиографический список
1. http://ru.wikipedia.org/
2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер.с англ. со 2-го изд. -М.: Дело, 1997. - с. 303
3. Шульц T. Инвестиции в человеческий капитал: роль образования и научных исследований. New York: Macmillan Co., 1971.
4.Добрынин Л.И., Дятлов С.А., Цырено-
ва Е. Д. Общественно-исторические аспекты концепции человеческого капитала// Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование,
оценка, эффективность использования. СПб., 1999. С. 7-29.
5.Критский М.М. Человеческий капитал. Л., 1991. С. 4.
6.Туроу Л. Инвестиции в человеческий капитал. Belmont, 1970. P.104..
7.Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./ М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.
8.Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издательство ACT", 1999, -261 c.
9.Нестерова Д.В., Сабирьянова К.З. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Научный доклад. EERC, 1999.
http://www.eerc.ru/publications/workpaper
s/WP_99-04R.pdf
10.Кларк, Эндрю. Возвращение и последствия человеческого капитала инвестиций в переходной экономике: эмпирический анализ по России, 1994-98. 2000, CERT Discussion Papers DP00/02. http://www.som.hw.ac.Uk/cert/wpa/2000/d p0002.pdf
11.Макконел К.Р,, Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. II.
- М.: Республика, 1993. - С. 171-173 12.Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - м. Изд-во МГУ, 1996, - 800с.
13. Гальперин В.М. , Игнатьев С.М. , Моргунов В.И. Микроэкономика. В 3-х т. М.: Омега-Л, ГУ ВШЭ, 2008. - 1040 С.
14. Аширова Г.Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики, 2003. №3. - С. 26
- 31.
15. Восточный В., Фишер С. Советский экономический спад: Исторические и республиканские данные 1994. NBER Working Paper № 4735.
Bibliography list
1.http://ru.wikipedia.org/
2.Fischer S., Dornbusch R., R. Shmalenzi
Economy: Пер.с Eng. from 2-nd ed. - Mos cow: Delo, 1997. - S. 303
3.Schultz TW Investment in human capital: the role of education and research. New York: Macmillan Co., 1971. (Investment in human capital: the role of education and scientific research).
4.Dobrynin, LI, Woodpeckers SA, Tsyrenova ED Socio-historical aspkty concept of human capital / human capital in transitive economy: the formation, evaluation, efficiency. SPb., 1999. S. 7-29.
5.Cretan MM Human capital. L., 1991. C.
4.
6.Thurow L. Investment in human capital. Belmont, 1970. P.104.
7.Becker, GS Human behavior: an economic approach. Selected works on economic theory: Transl. from English. / Moscow: SUHSE, 2003.-672.
8.Toffler A. The Third Wave. M.: OOO "Company" Izdatetstvo Act ", in 1999 -261 C.
9.Nesterov DV, Sabirianova KZ Investment in human capital in a transition period in Russia. Scientific report. EERC,
1999.
http://www.eerc.ru/publications/workpaper s/WP 99-04R.pdf
10.Clarke, Andrew. Returns and consequences of human capital investment in transition economies: an empirical analysis of Russia, 1994-98. 2000, CERT Discussion Papers DP00/02.
http://www.som.hw.ac.Uk/cert/wpa/2000/d
p0002.pdf
11.McConnell K.R„ Brue SL Economics: Principles, problems and policies. T. II. -Moscow: Republic, 1993. - S. 171-173
12. Ehrenberg RG, Smith RS Modern Labor Economics. Theory and public policy-Nye. - M. MGU, 1996 - 800s.
13.Halperin VM Ignatiev SM , Morgunov VI Microeconomics. The 3-kh t. M.: Omega-L, SU
14.Ashirov GT Modem problems of assessing human capital // Questions of Statistics, 2003. №3,-S. 26-31.
15.B. East, Fischer S. The Soviet economic decline: Historical and Republican Data. 1994. NBER Working Paper № 4735.