Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ'

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА / СОЦИАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кобзаренко Людмила Николаевна

В статье обосновывается авторская позиция о возможности и правомерности исследования общества потребления в социокультурной парадигме. Актуальность темы обосновывается приведением ряда позиций ученых, отражающих модификации общества потребления, и, как следствие, необходимость их изучения. Выбор социокультурного подхода к рассмотрению общества потребления обосновывается аргументом в пользу того, что его нормативно-ценностные характеристики предпочтительнее анализировать в рамках социокультурной парадигмы, исходя из постулата о нормативно-ценностном ядре культуры как ее сущности, проявляющей себя в самых разнообразных социальных практиках повседневности. Рассмотрено понятие "потребление" как основная ценность исследуемого общества и связанные с ним ценностные коннотации. Уделено внимание нормативному аспекту общества потребления с акцентом на регулятивном характере социальных норм, которые вместе с ценностями создают единый нормативно-ценностный континуум данной формы социальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER SOCIETY IN THE SOCIO-CULTURAL PARADIGM

The article substantiates the author's position on the possibility and legitimacy of studying the consumer society in the sociocultural paradigm. The relevance of the topic is substantiated by bringing a number of positions of scientists, reflecting the modifications of the consumer society, and, as a result, the need to study them. The choice of a sociocultural approach to the consideration of the consumer society is substantiated by the argument that it is preferable to analyze its normative-value characteristics within the framework of the sociocultural paradigm, based on the postulate of the normative-value core of culture as its essence, manifesting itself in a wide variety of social practices of everyday life. The concept of "consumption" as the main value of the society under study and the value connotations associated with it are considered. Attention is paid to the normative aspect of the consumer society with an emphasis on the regulative nature of social norms, which, together with values, create a single normative-value continuum of this form of sociality.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ»

CONSUMER SOCIETY IN THE SOCIO-CULTURAL PARADIGM

Kobzarerxko LyudmUa Ntkolaevna, Competitor, Department of Sociology, North-Caucasian Federal University, Stavropol

The article substantiates the author's position on the possibility and legitimacy of studying the consumer society in the sociocultural paradigm. The relevance of the topic is substantiated by bringing a number of positions oj scientists, reflecting the modifications of the consumer society, and, as a result, the need to study them. The choice of a sociocultural approach to the consideration of the consumer society is substantiated by the argument that it is preferable to analyze ¿is normative-value characteristics within the framework of the sociocultural paradigm, based on the postulate of the normative-value core of culture as its essence, manifesting itself in a wide variety of social practices of everyday life. The concept of "consumption " as the main value of the society under study and the value connotations associated with it are considered Attention is paid to the normative aspect oj the consumer society with an emphasis on the regulative nature of social norms, which, together with values, create ¿1 single normative-value continuum of this form of sociality-Keywords: consumer society; sociocultural paradigm; sociality; culture; values; social norms: consumption as a value; social consumption practices

EDN: QQWMKM; DOI; 10.24923/2305-8757.3023-14.10

Цитировать: Кобзарей ко,Т.Н. Обществопотребления в -социокультурной парадигме // KANT: Sociai science & Humanities. - 2023. - №2(14). - С. 56-60. EDN; QQWMKM. DOI; ifo. 249 23/2305-8 757.2 о 23-14.10

УДК 316.722 ВАК 5.4.6

© Кобзаренко Л.Н., 2023

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ

В статье обосновывается авторская позиция о возмож ности и правомерности исследования общества потребления а социокультурной парадигме. Актуальность темы обосновывается приведением ряда позиций ученых, отражающих модификации общества потребления, как следствие, необходимость их изучения. Выбор социокультурного подхода к рассмотрению общества потребления обосновывается аргументом в пользу того, что его нормативно-це/июстные хараюперистики предпочтительнее а]-1а-лизиро&ать в рамкесх социокультурной парадигмы, исходя из постулата о нормативно-ценностном ядре культуры как ее сущности, проявляющей себя в самых разнообразных социальных практиках повседневности. Рас-смо1Прено понятие "потребление"как основная ценность исследуемого общества и связанные сШм ценностные коннотации. Уделено в> иштше нормативному аспекту общества потребления с акцентом на регулятивном характере социальных норм, которые вместе с ценностями создают единый нормативно-ценностный континуум данной формы социальности. Ключевые слова: общество потребления; социокультурная парадигма; социальность; культура; ценности; социальные нормы; потребление как ценность; социальные практики потребления.

КОБЗАРЕНКО

Людмила

Николаевна.,

соискатель кафедры Социологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Современный человек как представитель общества потребления ощущает свою принадлежность к нему, не рефлексируя но этому поводу на уровне обыденного сознания, в отличие от ученых, представляющих различные отрасли научного знания, придерживающихся тех или иных парадигм, выступающих критиками или апологетами данного общества. Оставаясь, по сути, обществом потребления, оно эволюционирует в зависимости от преобладающих тенденций и векторов его развития, модифицируясь, по мнению некоторых ученых, в синтез общества потребления и информационного общества [17]; двигаясь от общества потребления к "обществу впечатлений" [8]; трансформируясь от общества потребления к «обществу социального гуманизма [4],

используя стратегии присвоения и вытеснения [7], превращаясь в общество созидания [и] или в общество просыомеров [14]. Исследователи отмечают, кроме того, такие аспекты изменения общества потребления, как влияние глобализации на преобразование его в общество спасения [34]; намечающуюся тенденцию перехода от общества массового Потребления к обществу массового обслуживания [9]. Анализ научных публикаций показал , что имеют место и такие проблемы исследования, которые могут стать объектом дискуссий, например: общество потребления как общество отсутствия счастья ¡ 7; 33]; Гедонизм и "принудительное счастье" общества потребления [15]; гламур как высшая стадия общества потребления [37] и Др.

Вышеприведенные дискурсы рассмотрения общества потребления подтверждают актуальность его исследования, ибо ученые всегда рефлексируют по поводу изменяющейся реальности, что вполне закономерно.

Какой бы позиции не придерживался ученый в отношении общества потребления, его публикации обязательно отсылают нас к Ж. Бодрийяру. И действительно, именно в его интерпретации раскрывается суть данного общественного состояния. Интерпретации общества потребления настолько многочисленны, что привести их все не представляется возможным. Однако удается выделить дефиниции, отражающие его суть, по мнению ученых, относящихся к различным отраслям знания.

Предметом интереса автора статьи является интерпретация общества потребления в социокультурной парадигме. Субстанцию социума составляет социальная деятельность, организованная в определенном пространствен но-временном континууме, с господствующими формами производства, распределения, обмена и потребления ма-

териальных благ, выступающих базисными детерминантами, которые определяют норматив] IО-ЦС!IПОСТ11ый фон происходящих в обществе процессов. Когда идет речь об обществе потребления, то на первый план выходит такая его сущностная характеристика, как потребление. Или, как писал Ж. Бодрийяр, "люди в обществе изобилия окружены не столько, как это было во все времена, другими людьми, сколько объектами потребления" [3, 270]. Субстанциональной характеристикой общественного состояния, обозначаемого понятием "общество потребления", является направленность всех процессов на потребление с подчинением ему базисных и надстроечных отношений. Потребление как смысл, как идеал, как высшая ценность - таков девиз общества потребления. Анализ понятия общества потребления с позиции социально-конструкционистского дискурс-анализа позволяет сделать заключение об условности или некой символичности при интерпретации современного общества посредством приписывания ему исключительно потребительских характеристик. "Как объяснил еще Ж. Бодрийяр, - пишет В.В. Корпев, - в обществе потребления мифологизируется и отчуждается от начального смысла само потребление. Совокупными стараниями социологов, философов, культурологов, психологов и экономистов понятие "потребление" превратилось в многослойную абстракцию. ... Что же стало решающим моментом для успешной экспансии института и самого слова "потребление" на все практически социальные процессы? На мой взгляд, удачным для него оказалась лексическая нейтральность денотата: "потребление" есть вродебы простоудовлетворение потребностей" [16]. Действительно, через призму потребительских ориентаций рассматриваются функции социальных институтов [18],

"ЛЮДИ В ОБЩЕСТВЕ ИЗОБИЛИЯ ОКРУЖЕНЫ НЕ СТОЛЬКО, КАК ЭТО БЫЛО ВО ВСЕ ВРЕМЕНА, ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, СКОЛЬКО ОБЪЕКТАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ"

процессы социализации и воспитания молодежи, ее поведенческие практики [12], знание, наука [19], девиации [6] и многое другое.

Отмечая полипарадигмальность подходов к исследованию общества потребления [то], остановимся тол ько на нормативно-ценное ных характеристиках общества потребления, которые предпочтительнее анализировать в рамках социокультурной парадигмы, исходя из постулата о нормативно-ценностном ядре культуры как ее сущности, проявляющей себя в самых разнообразных социальных Практиках повседневности (в профессиональной деятельности, в образовании, в семейных отношениях, в быту, в досуге). "Общество потреблен ия характеризуется массовым использованием материальных благ и формированием соответствующей систем ы ценностей и установок. Потребление становится для человека самоцелью, высшим смыслом" [14].

Анализ литературы показал, что сама социокультурная парадигма не имеет столь уж однозначного понимания, как корреляция ее методологического потенциала с цен-ностно-нормативнымсодержанием культуры [ю; 29]. Но, опираясь на вывод Ж.Т. Тощенкоо том, что "логика построения понятийного аппарата социологии выстраивается в зависимости от того, какой аспект социальной реальности выступает предметом анализа, являясь основополагающим понятием в парадигмах социологического знания" [28, 19], остановимся на понимании социокультурной парадигмы как подхода, отражающего связь социальности и культуры, выделив в последней именно ее нормативно-ценностное содержал ие.

Социальность понимается в контексте нашего исследования как основа кул ьтуры. При этом, нельзя не согласиться с точкой зрения, что "категория "социальность", имеющая сегодня статус, скорее, концепта, нежели строго очерченного понятия" [35,137]. О проблемах определения понятия "социальность" пишет ряд ученых [2; 21 и др.].

Принимая за основу понимание социальности как характеристики типа того или иного общества (аграрный тип, индустриальный, информационное общество, общество Потребления и т.д.), остановимся на определении социокультурной парадигмы как модели постановки и решения проблемы взаимовлияния социальности общества потребления и его культур ных характеристик. "Социальные практики потребления в современном мире фактически выступают определяющими способами существования социальной действительности и формами воспроизводства социальности" [22,190].

Социальность общества потребления окрашена в его научных интерпретациях подчеркнутым акцентированием потребительства как ценностно-нормативного основания социального бытия индивидов. Артикулируя сущность общества потребления как общества, в котором все процессы, явно или завуалировано, направлены на удовл етворение прихотей одного "идола" - потребление, невольно приходишь к необходимости рассмотреть, какие же ценности и нормы превалируют в нем.

Денотатом семантического поля в социокультурном терминологическом пространстве темы ценностей общества потребления выступает салю понятие потребления. Потребление стало выступать ценностью, когда его значимость для индивидов обрела тотальный характер. Через призму ценности потребления стали рассматриваться все социальные практики - от государственных до частных, что нашло отражение в различных концепциях, в том числе в консыоме-ризме, "Система ценностей нового общества, основой которого выступает потребление и индивидуализм во всех его проявлениях, меняется кардинально относительно ценностей общества традиционного. Общество Потребления здесь определяет такие социальные связи и отношения, в рамках которых потребление выступает критерием со-циал ьной стратификацпи, а также я вляется

определяющим самой сути и существования общества" [5, 77].

Вокруг понятия потребления как основной ценности и социокультурной характеристики социальности общества потребления формируются коннотации, содержательно отражающие результаты экспансии данной ценности на все сферы жизни общества. Научные публикации изобилуют результатами исследования о ценностных аспектах обществ потребления. Изучаются личностные и групповые ценности, характерные для данного общества [5]; семейные ценности и социокультурные ориентиры общества потребления [21]; ценность материнства в культуре общества потребления [31]; влияние ценностей общества потребления на религиозное образование [20] и ряд других аспектов ценностного анализа изучаемого типа общества.

Предметом ценностного анализа выступают также экономические аспекты общества потребления, к примеру, деформация экономического поведения молодежи [26], шопинг [30], экономические и социологические аспекты этичного потребления [27] и Др.

Нормативный ракурс анализа общества потребления в социокультурной парадигме может опираться на положение, что "типо-логизация потребительского поведения проявляется в существенных разграничениях понятий потребления как социально-экономической категории и потребительства как нормативной категории" [1,154]. Нормативное содержание культуры общества потребления изменяется под влиянием таких факторов, как глобализация, информатизация, цифровизация. Социальные нормы, выступая регул ятивами отношений в Обществе потребления, формируют и закрепляют в сознании индивидов необходимые ценности, установки, цели, мотивы и паттерны поведения, что создает его единый нормативно-ценностный континуум, благодаря которому поведение индивидов характеризуется как детерминированное этими нормами.

Таким образом, можно констатировать, что социокультурная парадигма, в рамках которой общество потребления трактуется как синтез социальности и культуры, представляется вполне адекватным методологическим инструментарием для анализа нор-мативно-ценностных характеристик дан ного типа обществ.

Литература;

1. Альпидовская МЛ. Философия потребления^^ мнимая ценность современности// Вопросы политической экономии. ~ 2019. №4. -153-161.

2. Бакланова O.A., Бакланов И.О. Контуры типологического исследования социальности современного общества// Историческая и социальна-образовательная мысль. - 2016. - Т.8. - № з-j. -С. 95-100.

3. БодрийярЖ-Общество потребления: его мифы и структуры. - М.: Республика; Культурная революция, 20Об. - 269 С.

4. Бушуев В, В., Голубев B.C. Кура кое; Л.П. От общества потребления к обществу социального гуманизма // Инновации и инвестиции. - 2015. -№ з.-С. 73-77.

5. Войтов A.B., Михайлов С.Н. Личностные и гру пповые ценности в обществе потребления; социологический Взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов, - 2022. - № 5. -С. 76-80.

6. Гилинский Я.И. Девиантность в обществе потребления. Эскиз // ПЛАТОН. - 2013.- №2- -С. 25-30.

7. Григорьева MA. Влияние потребительской культуры на человека: диверсификация ценностей, этики и смысла, упадок счастья //KANT. - 2020, -№2(35). - С. 142-148. DOi: 10.24923/2222-243Х.2020-35.29.

8. Девяткин C.B. От общества потребления к "обществу впечатлений" (динамика видов потребления) // Культурные индустрии в институтах общества потребления! материалы Всероссийской научной конференции. - Великий Новгород Изд-!ю Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. 2020. - С. 26-29.

д. Думная H.H. Новая экономика: от общества массового потребления к обществу массового обслуживания // Финансы, деньги, инвестиции. -2013. - № 2 - (46). - С. 005-008.

10. Еяьникова ГА Социокультурная парадигма социолог ического исследования // Вестник. Наука и практика. - URL http://конференпия.оттиа/ pages/view/705 (Дата обращения 12.02.2023)

11. Зайковская A.A., ЛИбенсон И.Р. От общества потребления к обществу созидания // Культура. Наука. Образование. - 2020. - № 3 (56). - С. 68-80.

12. Зубарева С.С. Культурная идентичность современной молодежи в контексте общества потребления // Гуманитарий Юга России. - 201S. -Т. 7. - №4. - С. 127-140.

13. Ильин А.Н. Утилитарна ация науки в обществе потребления // Свободная мысль. - 2019. -Vi. - С. 79-88.

14. Кабышева Э- В. Брендинг в концепциях обще -era а потребления общества просьюмеров /| Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. - 2020. - №37.

- С. 5-14-

15. КалабековаС.В, Гедонизм и принудительное счастье" общества потребления // Полигика и общество. - 2018. - № 7. - С. 17-24.

16. Корнев В. В. Потребление потреблёШия // Лабиринт журнал социал ьно-гуманитарны к исследований. - 2012. - № 4. - С. 005-011.

17. ЛексйЙ B.I1. Синтез общества потребления и информационного общества: сущность и реалий // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - Г, 13. - М-2. -С. 195-211.

18. Николаева Ё.М., Щелкунов М.Д. Образование в обществе потребления // Философия образования. - 2009. - № 1 (26). - С. 11-19.

19. Новак М.В., Андреева A.M. Знание в обществе потребления //11аучные ведомости Бел ¡юродского государстве!«! о го университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2017. - N- ¡7(266). -

с. 1Щ-145*

20. Орлов М.О. Религиозное образование как форма социализации: проблема влияния ценностей общества потребления па преподавание православной культуры // Манускрипт. - 2020. - Т. 13.

- №4. -С. 140-L43.

21. Разгонова М.В. Семейные ценности и социокультурные Ориентиры общества потребления // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. ст. по материалам [-¡аул но-практической конференции/отв. за выпускА.Г. Кощаев. - В 3-х частях. Ч. 1. Краснодар, 2022. - С. 152-154.

22. Родионова В .И. Новые мет одологические возможности понятий "Социальные практики" и "Технологизация" в контурах социальной философии и социологии// Гуманитарий Юга России.

- 2017. - №. 1. - Г. 23. - С. 189-195.

23. Рудакова И. В. Социокультурный подход как методологический принцип // Исторические, философские, политические и юридические пауки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и прак тики. 2017. №11. С 159-162.

24. Салимгареев Д.В. Парадигма социокультурного подхода: некоторые особенносга концептуального осмысления //Исторические, философс-

кие, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и практики. - 2016. - № 3-1. - С, 153-155-

25. Сорок о лето ва А.О. Мода как фактор потребительской) поведения молодежи // Вестник Там-бовского университета, серия: общественные науки. -2017. - Т. з -№3. - С 88-92

26. Талалаев H.B, 11оследсгвия деформации экономического поведения российской молодёжи в Контексте интернйлизации ценностей общества потребления // Социально-гуманитарные знания.

- 2018. - № П. - С 212-222.

27. Тарасова Г.П., Иванова И.В. Экономические и Шфгологические аспекты этичного потребления в современном обществе // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - № 4 (13). -С. 114-118.

28. Тощенко Ж. Т. Парадигмы как методологические стратегии в социологии // Гуманитарий [Ora России. - 2016. - Том. 17. - № 1, - С. 19-36.

29. Тюгашев ЕЛ. Попков [О. В. Социокультурная парадигма: базовые интерпретации // Вестник Томского госуда рствен ного университета. 2019.

№445. С. 67-71.

30. Тюленев А. И. Шоппинг как инновационная форма массового потребительского предпринимательства (на материалах РМЭ и РТ) // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - N- 1. С. 360-364.

31. Фахрудинова Э.Р., Суворов В.В. Философия материнства: от ценностей Марксизма к ценностям общества потребления// Манускрипт. - 2021.

- Т. 14. № 7. - С. 1404-1408.

32. XaiypoB ТА. Человек потребляющий: проблемы девиантологического анализа. Монография.

- М.: ИСРАН, 2006. - 328 с.

33. Хренков В.8. Общество потребления как общество отсутствия счастья: coi щально-философский анализ // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. - 2017, - № i (197). - С. 126-129.

34. Шалаев В.П, Дуализм глобализации: общество потребления или общество спасений? // Вестник экономики, права и социологии. - 2007. - № i. -С. 158-162.

35- Шмерлина И.А. Социальность и проблема смысла: к выработке междисциплинарной)понятия // Эпистемология и философия науки. - 2009. -Т. 21. -№ 3--С. 137-151.

36. Щелкунов М.Д. Метаморфозы науки в обществе потребления // Вестник экономики, права и социологии. 2014. - № i. - С. 196-201.

37. Якутии К). В. Гламур как высшая стадия общества потребления // Философия хозяйства. - 2008. -№5(59).-С. 262-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.