Научная статья на тему 'Ценностные трансформации современной студенческой молодежи'

Ценностные трансформации современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
762
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ЦЕННОСТНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / VALUES / YOUNG PEOPLE / STUDENTS / SOCIO-CULTURAL PROCESS / EDUCATION / DEHUMANIZATION / SOCIAL PROCUREMENT / TRANSFORMATION OF VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ситаров Вячеслав Алексеевич

В статье рассматриваются ценностные аспекты развития современной молодежи. Показано, что ценности выступают несущими конструкциями любого общества и составляют менталитет входящих в него членов. Обсуждаются социокультурные проблемы и деформации ценностного пространства воспитания, которые связаны с процессами дегуманизации культуры и демонтажем основных общественных институтов. На психолого-педагогическом уровне изменения связаны с превращением человека из носителя культурных ценностей в носителя потребностей; на макросоциальном уровне констатируется системный сдвиг социальной структуры в логике перехода от модели «общества социального благосостояния» к модели «общества потребления». Раскрываются психологическая функция и педагогическое значение ценностей как источников личностного достоинства и социального заказа для воспитания. Показано деструктивное влияние общества потребления, современных массмедиа и информационных технологий на сознание молодежи. Заключается, что мир ценностей создает систему жизненных координат, в которой молодой человек может найти себя, обрести свою общность с другими, определить свое уникальное место и уверенно двигаться по жизни. Наличие в обществе внятных, устойчивых, согласованных ценностей обеспечивает духовный и социокультурный иммунитет народа. Ценности стоят на страже культуры. Общество, теряющее свои ценности, неизбежно сходит со сцены истории. Ценности задают нормативно-императивный ландшафт для развития и воспитания молодежи. Зная и усваивая этот ландшафт, молодежь располагает четким пониманием и представлением о том, что от нее ожидает общество, как жить, какими быть и к чему стремиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Values among Contemporary Students

The article looks at value-based aspects in the development of today’s young people. These values are shown as pillars of any society; they constitute the mentality of its members. The article also discusses the socio-cultural problems and deformations of the value-oriented sphere of education, which are connected to the processes of cultural dehumanization and dismantlement of basic social institutions. At the psychological and pedagogical level these changes are connected to the transformation of human beings from culture bearers into bearers of needs. At the macro-social level the author acknowledges a system shift of the social structure in the logic of transition from the model “society of social welfare” towards the model “consumer society”. The article reveals the psychological function and pedagogical significance of values as sources of personal dignity and social procurement in education. It also shows the destructive influence of consumer society, modern media, and information technologies on young people’s consciousness. The author concludes that the world of values creates a system of social coordinates, where a young person actualizes themselves, attains commonality with others, identifies their unique place, and lives their life confidently. The presence of coherent, steady, confirmed values in the society provides for spiritual and socio-cultural immunity of the nation. Values guard the culture. A society that loses its values inevitably leaves the history stage. Values set a normative and imperative background for the development and education of young people. Knowing and adopting that landscape, young people have a clear understanding and awareness of what the society expects of them, how to live a life, what they ought to be like and strive for.

Текст научной работы на тему «Ценностные трансформации современной студенческой молодежи»

СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ

DOI: 10.17805^ри.2017.2.15

Ценностные трансформации современной студенческой молодежи

В. А. Ситаров Московский гуманитарный университет

В статье рассматриваются ценностные аспекты развития современной молодежи. Показано, что ценности выступают несущими конструкциями любого общества и составляют менталитет входящих в него членов. Обсуждаются социокультурные проблемы и деформации ценностного пространства воспитания, которые связаны с процессами дегуманизации культуры и демонтажем основных общественных институтов. На психолого-педагогическом уровне изменения связаны с превращением человека из носителя культурных ценностей в носителя потребностей; на макросоциальном уровне констатируется системный сдвиг социальной структуры в логике перехода от модели «общества социального благосостояния» к модели «общества потребления». Раскрываются психологическая функция и педагогическое значение ценностей как источников личностного достоинства и социального заказа для воспитания. Показано деструктивное влияние общества потребления, современных массмедиа и информационных технологий на сознание молодежи.

Заключается, что мир ценностей создает систему жизненных координат, в которой молодой человек может найти себя, обрести свою общность с другими, определить свое уникальное место и уверенно двигаться по жизни. Наличие в обществе внятных, устойчивых, согласованных ценностей обеспечивает духовный и социокультурный иммунитет народа. Ценности стоят на страже культуры. Общество, теряющее свои ценности, неизбежно сходит со сцены истории. Ценности задают нормативно-императивный ландшафт для развития и воспитания молодежи. Зная и усваивая этот ландшафт, молодежь располагает четким пониманием и представлением о том, что от нее ожидает общество, как жить, какими быть и к чему стремиться.

Ключевые слова: ценности; молодежь; студенты; социокультурный процесс; воспитание; дегуманизация; социальный заказ; ценностные трансформации

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий период в обществе растет понимание необходимости усиления воспитательной работы среди молодежи. В условиях нарастания новых угроз и вызовов нашей стране в глобальной и локальной схватке за будущее молодое поколение рассматривается как потенциальный и наиболее активный субъект различных социальных трансформаций, в том числе и деструктивных. Особая роль в этом процессе принадлежит студенчеству как наиболее интеллектуально продвинутой и творческой части молодежи, выступающей всегда в авангарде социальных перемен и культурного обновления общества.

Сегодня уже мало кто сомневается, что судьба страны во многом зависит от того, какой образ мышления и поведения сложится в молодежной среде, в какой мере молодое поколение сможет впитать опыт культуры, воспринять живую традицию народа, стать полноценным носителем и субъектом цивилизационного наследия российского общества.

Устойчивое развитие общества, выход страны на передовые рубежи социально-экономического развития могут совершиться лишь на крепкой социальной базе в лице здоровой, интеллектуально и духовно развитой, жизнеспособной молодежи. Решение этой задачи требует концентрации и сосредоточения материальных, информационных, интеллектуальных, морально-нравственных и прочих ресурсов всего общества, укрепления воспитательных институтов на почве традиционных общечеловеческих ценностей.

ЭПОХА БЕЗ ЦЕННОСТЕЙ Осмысливая происходящие в мире социокультурные изменения, сегодня многие видные ученые приходят к мысли, что мы живем в эпоху без ценностей. Современный мир все больше погружается в пучину спланированного хаоса, постмодернистского абсурда и глобального распада традиционной социокультурной конструкции цивилизации (Бауман, 2008; Белл, Иноземцев, 2007). Нарастающая неосознанность происходящего препятствует движению общества вперед, поскольку сознание и культура оказываются опрокинутыми в сегодняшний день и будущее уже остается за гранью рефлексии. Для большей массы людей время свернулось до пределов видимой жизни, прежнее ощущение далекого (но достижимого) светлого будущего сменилось разочарованием и ощущением беспросветного настоящего, не дающего покоя и надежды на завтрашний день (Зиновьев, 2006). Чувства тупика, конца истории, эпохи разобщенности, грядущей пустоты доминируют сегодня в гуманитарных исследованиях (Бауман, 2002; Бодрийяр, 2000).

Особо остро происходящие трансформации общества отражаются на молодом поколении, которое мучительно ищет свой путь построения жизни в условиях нарастающей неопределенности. И в этих условиях современная молодежь, как никогда прежде, нуждается в понимании того, что происходит и как с этим жить, на что можно опереться в этой жизни, чтобы не только обрести, но и не потерять себя (Ильинский, 2006). На современном этапе молодым людям жизненно важно, чтобы кто-то объяснял им суть происходящего, передавал опыт решения проблем, открывал пути развития. Во все времена эту роль выполняла система воспитания.

К сожалению, современная официальная культура и воспитательные институты не могут дать внятные объяснительные концепты и привлекательные примеры для жизни молодежи. В надежде найти для себя нужные ответы сегодняшняя молодежь массово уходит в параллельный мир информационных технологий и социальных сетей, становясь легкой добычей для различного рода асоциальных проектов.

ЦЕННОСТНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК ПРОМЫСЕЛ ДЕГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Почему именно ценности оказываются сегодня в эпицентре трансформаций, происходящих в мире? В чем причина такого выделения ценностей?

Ответ, очевидно, заключается в самой природе и значении ценностей для общества и личности. Будучи органично встроенными в духовно-культурную ткань общест-

ва, ценности выступают носителями свернутого, лаконичного и доступного для восприятия общественного опыта (Гуревич,1995). Они отражают проверенные веками и апробированные историей жизненно важные потенциалы, нормы, образцы поведения и мировоззрения этноса, нации, общества в целом. Ценности — это выработанные самой историей ориентиры и приоритеты внутреннего обустройства общества, они обеспечивают его устойчивость и единство, преемственность, связь времен и возможность движения в будущее. Таким образом, ценности выступают несущими конструкциями любого общества, составляя основу менталитета входящих в него членов, и в своей совокупно передаточной организации образуют процесс, который называется традицией (Гумилев, 2001).

На психолого-педагогическом уровне происходящие изменения связаны с переделкой самого человека, превращением его из носителя культурных ценностей в носителя потребностей с набором необходимых компетенций для обслуживания других и самого себя. Но если «вынуть» из человека его ценности, то он становится, игрушкой в руках внешней причинности (Кант, 1965), лишается способности принимать самостоятельные решения, превращается в исполнителя чужой воли.

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПОТРЕБНОСТИ ВМЕСТО ЦЕННОСТЕЙ

На макросоциальном уровне к концу минувшего столетия учеными как в нашей стране, так и за рубежом констатируется системный сдвиг социальной структуры в логике перехода от модели «общества социального благосостояния» ("Welfare state") с крепким средним классом производителей к модели «общества потребления» с опорой на массового потребителя-пользователя (Бодрийяр, 2006). В гуманитарном измерении такой переход сопровождается изменениями во внутренней психологической структуре, в которой непомерно разрастается потребностная сфера за счет уменьшения ценностно-смысловых образований (см. также: Ситаров, Рома-нюк, 2016).

Индивид в обществе потребления чувствует свою значимость и самодостаточность, свое достоинство, если является носителем определенного потребительского поведения, а не знаний, умений, личных качеств или ценностей (Бодрийяр, 2000).

В обществе потребления происходит деформация ведущей деятельности, когда понятия «труд» и «творчество» подменяются понятием «услуги». Производительный труд сходит на нет. Жизненный успех человека определяется не тем, сколько он сделал и произвел, а тем, сколько он потребил (Бодрийяр, 2006). Если человек заряжается потребностями, то живет он по своим ценностям. Ценности составляют вершинный слой психической организации, потребности относятся в большей степени к глубинным (животным) слоям (Леонтьев, 1996). Такие важнейшие личностные образования, как идеалы, смыслы, убеждения, принципы и пр., формируются на почве ценностей, усвоенных и воспринятых в культуре. Эти образования составляют внутренний духовный стержень личности, ее ментальную формацию.

Молодой человек, оставшийся без ценностей, один на один со своими потребностями, описывается учеными как одинокий, отчужденный, безучастный, рефлектирующий, загнанный в угол, ни во что не верящий индивид, живущий под страхом потерять кусок благ со «стола» общества потребления (Зиновьев, 2006).

Человек без ценностей превращается в «беспозвоночное существо».

ЦЕННОСТНЫЙ ПЛАН БЫТИЯ — МИР ВЗРОСЛОСТИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

Для молодежи переход жизненной мотивации от потребностей к ценностям составляет важный этап взросления. Детский период психологически находится под печатью действия различных потребностей, взрослый мир — это мир ценностей. По мере взросления человек все больше управляется ценностями. Взрослый как полноценный субъект означает такой статус, когда человек не только мотивируется ценностями, но и выступает в качестве их активного носителя, транслятора. В этом качестве он начинает влиять на других, становясь социально значимой фигурой, и уже входит в мир как целостная личность (Леонтьев, 1996). Поэтому выход к ценностям есть важный рубеж на жизненном пути человека, когда он либо делает шаг в сторону взрослости, либо остается в инфантильной зависимой позиции.

В этой связи задача общества — помочь молодым людям сделать этот шаг, открыть для них мир ценностей и смыслов. Однако в обществе потребления такой «вид услуг» не предусмотрен, и новые поколения вынуждены самостоятельно искать способы перешагнуть порог взросления, пытаясь на свой страх и риск пробиться к ценностям сквозь толщу потребительской ментальности (Бауман, 2002). Помимо этого, для многих молодых людей такой шаг оказывается сегодня нежелательным, поскольку сопряжен с массой проблем и риском ответственности, а в обществе потребления можно прожить и так без забот, не занимаясь трудом. В итоге значительная часть современной молодежи не может (и не желает) перейти Рубикон взрослости, оставаясь в инфантильном состоянии. Социум все больше наполняется седеющими юношами и девушками, не знающими долга и ответственности, но платящими за это высокую цену, а именно неполноценностью своей личности. Так постепенно из современности стирается личностное начало в культуре, уходит социальная база возобновления ценностей (Бодрийяр, 2000).

ЦЕННОСТИ КАК ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Ценности задают почву и пространство для воспитательного процесса. Собственно, для передачи ценностей общество и прибегает к воспитанию, создает воспитательную систему. Воспитание представляет важную функцию и часть структуры общества и любого государства, значимую сферу его внутренней социальной политики.

Заметим, что речь идет о воспитании как целенаправленном процессе и системе формирования нужного для общества типа человека. Вот эта целенаправленность усилий на определенный тип личности и определяется совокупностью ценностей, выработанной обществом и принятой большинством его членов. На базе ценностей общество и государство формулируют социальный заказ для воспитания. Данный заказ содержит желательную модель человека, это идеальный и, как правило, недостижимый образ, но он определяет вектор и содержание воспитательной деятельности (Гер-шунский, 1996).

Становится ясно, кого готовить и кого формировать. Любое общество, заботящееся о своем будущем, гласно или негласно говорит своим членам: «Будь таким-то!» и продвигает тех, кто отвечает его ожиданиям. Это и есть социальный заказ в действии.

Как известно, никакая воспитательная система не может функционировать без социального заказа, а современное общество, и в первую очередь государство, избегают

формулировать его официально. Находятся разные причины и отговорки, многие из которых объясняются даже гуманистическими соображениями. Суть их сводится к следующему: социальный заказ для воспитания — это насилие над личностью, нельзя подгонять человека под заданные шаблоны и рамки и т. д. Социальный заказ не обязательно сопряжен с насилием. Занимаясь много лет исследованием проблем педагогики и психологии ненасилия в образовании, мы показали, что насилие — это самый простой способ в воспитании, который возникает там и тогда, когда в педагогической практике происходит отказ от внутреннего усилия, которое, в свою очередь, зиждется на принятии культурных ценностей (Маралов, Ситаров, 2012). Насилие — это средство, а социальный заказ — это цель, а, как известно, цель не всегда оправдывает средства. И проблема здесь не в социальном заказе, а в путях и методах его воплощения. Последние уже относятся к педагогическому мастерству и искусству самих воспитателей.

Социальный заказ для воспитания четко прослеживается в ценностях (Огурцов, Платонов, 2004). Внятный социальный заказ есть следствие достижения общественного согласия и ясного понимания обществом самого себя, своих ценностей. В этом случае возникает стройная система воспитания, примеры которой мы находим в истории. Например, когда речь идет о спартанском воспитании, то ассоциативно подразумеваются ценности общественного долга, патриотизма, аскезы и воинской доблести, которые обусловили социальный заказ спартанского общества в виде модели воспитания воина-гражданина. То же самое можно раскрыть на примерах рыцарского воспитания, религиозного средневекового воспитания или воспитании английского джентльмена и т. д. За каждой из этих воспитательных практик стоит четкий социальный заказ и система ценностей.

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

После распада советской системы в последние два с половиной десятилетия ценности выводятся из-под системы воспитания молодых поколений, воспитательные институты атрофируются, а само воспитание сводится к практике адаптивной социализации, которая может проходить, минуя ценностный уровень.

Действительно, сегодня воспитательные учреждения хотя и существуют, но не выполняют функции воспитания, и этому есть свои объяснения. Дело в том, что в прежние времена воспитательные институты, включая школы, детские сады, внешкольные учреждения (клубы, кружки, станции и пр.), детские и юношеские общественные организации, вузы, ссузы и др., создавались как элементы системы социального воспроизводства на основе передачи и развития ценностей. Для воспроизводства потребностей в обществе потребления надобность в услугах учреждений подобно рода отпадает, поскольку существуют более эффективные институты воздействия, и прежде всего СМИ и различные интернет-технологии. Именно они сегодня реально воспитывают и формируют сознание современной молодежи, эксплуатируя одну из главных потребностей человека, его познавательную потребность, выражающуюся в любознательности. И. П. Павлов связывал эту потребность с рефлексом «что такое?», которому отводил важнейшую функцию в формировании поведения как животных, так и человека (Павлов, 1951). Современные СМИ и Интернет, используя всю мощь новейших информационно-коммуникационных технологий, уводят неискушенное сознание молодых людей в мир бесконечных и непрерывных информационных потоков, готовых ответов и решений всех проблем.

Ученые говорят, что сегодня мы имеем дело с беспрецедентными средствами массовой рекламы, дезинформации, манипуляции и «промывания мозгов» (Кара-Мурза, 2007). Специалисты — психологи, физиологи, врачи — констатируют пагубность влияния информационных технологий на развитие психики современной молодежи (Матвеева, Аникеева, Мочалова, 2002). Сегодня отмечаются уже массовые случаи информационной зависимости, интоксикации и информомании. Бесконтрольный, неограниченный Интернет приводит к массовым психическим заболеваниям, человек не может существовать без постоянных информационных инъекций, нарушается его способность самостоятельно мыслить, познавать, принимать решения (Зелинский, 2008).

Таким образом, мир информационных технологий в обществе потребления — это мир массовой зависимости, манипуляции и деградации. Между тем именно в этом мире происходит сегодня реальное воспитание подрастающих поколений.

ЦЕННОСТИ ПОД ПРИЦЕЛОМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СРЕДСТВ МАССМЕДИА

Обращаясь к действию доминирующих массмедиа как реальным агентам воспитания, можно увидеть циркуляцию самых разных, порой противоположных ценностей. Есть мнение, что Интернет формирует у молодежи ценность свободы, что молодой человек может сам свободно определить себя в культуре на фоне различных смыслов.

На наш взгляд, на самом деле Интернет и СМИ формируют у молодежи ценность запретного. Стремясь расширить свои аудитории, СМИ и интернет-промоутеры зачастую прибегают к запретным темам и приемам, завлекая как можно больше пользователей своих услуг. Молодому сознанию внушается мысль о безграничных возможностях информационных технологий для самореализации, особенно в информационных сетях и на различных интернет-порталах. Если мир реальный накладывает ограничения, обязательства, нормы и пр., то мир виртуальный эти ограничения снимает. Все, что запрещено в реальном мире, разрешено в мире информационном. Механизм запретного плода срабатывает безошибочно, привлекая большинство молодых людей. Сегодня в Интернете и различных сетевых сообществах можно найти любую информацию, поднимать любые темы, причем чем более запретными они будут, тем быстрее пройдет нужная информация, наберется аудитория (Зелинский, 2008). И главное, что никто не несет никакой ответственности, поскольку реальное, живое общение заменено коммуникациями, в которых пользователи удалены и деперсонализированы (Ка-стельс, 2000). Если учитель в школе или преподаватель в вузе позволил себе что-то лишнее, то с него всегда могут спросить, но в Интернете спрашивать не с кого, информация и ее источники, как правило, скрыты, удалены и неперсонифицированы.

В социальной психологии известен такой закон массового сознания: все то, что попадает на страницы газет и экраны телевизоров, означает момент социального признания. Тем самым общество признает нормальность того, что показывается, люди приучаются к тому, что это норма.

Таким образом, ценность запретного в обществе формирует принятие патологии, запускает стремление разрушить нормы социального общежития и традиционные институты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мир ценностей создает систему жизненных координат, в которой молодой человек может найти себя, обрести свою общность с другими, определить свое уникальное место и уверенно двигаться по жизни. Наличие в обществе внятных, устойчивых, со-

гласованных ценностей обеспечивает духовный и социокультурный иммунитет народа. Ценности стоят на страже культуры. Общество, теряющее свои ценности, неизбежно сходит со сцены истории. Ценности задают нормативно-императивный ландшафт для развития и воспитания молодежи. Зная его, молодежь располагает четким пониманием и представлением о том, что от нее ожидает общество, как жить, какими быть и к чему стремиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бауман, З. (2002) Индивидуализированное общество : пер. с англ. М. : Логос. 390 с.

Бауман, З. (2008) Текучая современность : пер с англ. СПб. : Питер. 240 с.

Белл, Д., Иноземцев, В. Л. (2007) Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века. М. : Центр исследований постиндустриального общества. 304 с.

Бодрийяр, Ж. (2000) В тени молчаливого большинства, или Конец социального : пер с фр. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета. 95 с.

Бодрийяр, Ж. (2006) Общество потребления. Его мифы и структуры : пер. с фр. М. : Республика ; Культурная революция. 269 с.

Гершунский, Б. С. (1996) Менталитет и образование. М. : Институт практической психологии. 140 с.

Гумилев, Л. Н. (2001) Этногенез и биосфера земли. СПб. : Кристалл. 639 с.

Гуревич, П. С. (1995) Философия культуры. М. : Аспект-пресс. 286 с.

Зелинский, С. А. (2008) Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб. : СКИФИЯ. 407 с.

Зиновьев, А. А. (2006) Глобальный человейник. М. : Алгоритм ; Эксмо. 448 с.

Ильинский, И. М. (2006) Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 664 с.

Кант, И. (1965) Критика практического разума // Кант, И. Сочинения : в 6 т. М. : Мысль. Т. 4. Ч. I. С. 311-501.

Кара-Мурза, С. Г. (2007) Власть манипуляции. М. : Акад. Проект. 380 с.

Кастельс, М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ. 608 с.

Леонтьев, Д. А. (1996) Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. №4. С. 15-26.

Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2012) Педагогика и психология ненасилия в образовании. М. : Юрайт. 424 с.

Матвеева, Л. В., Аникеева, Т. Я., Мочалова, Ю. В. (2002) Психология телевизионной коммуникации. М. : РИП-холдинг. 316 с.

Огурцов, А. П., Платонов, В. В. (2004) Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб. : РХГИ. 520 с.

Павлов, И. П. (1951) Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Павлов, И. П. Полн. собр. соч. М. : АН СССР. Т. 4. 452 с.

Ситаров, В. А., Романюк, Л. В. (2016) Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 124-130. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.10

Дата поступления: 15.04.2017 г.

TRANSFORMATION OF VALUES AMONG CONTEMPORARY STUDENTS

V. A. Sitarov Moscow University for the Humanities

The article looks at value-based aspects in the development of today's young people. These values are shown as pillars of any society; they constitute the mentality of its members. The article also discusses the socio-cultural problems and deformations of the value-oriented sphere of education, which

are connected to the processes of cultural dehumanization and dismantlement of basic social institutions.

At the psychological and pedagogical level these changes are connected to the transformation of human beings from culture bearers into bearers of needs. At the macro-social level the author acknowledges a system shift of the social structure in the logic of transition from the model "society of social welfare" towards the model "consumer society". The article reveals the psychological function and pedagogical significance of values as sources of personal dignity and social procurement in education. It also shows the destructive influence of consumer society, modern media, and information technologies on young people's consciousness.

The author concludes that the world of values creates a system of social coordinates, where a young person actualizes themselves, attains commonality with others, identifies their unique place, and lives their life confidently. The presence of coherent, steady, confirmed values in the society provides for spiritual and socio-cultural immunity of the nation. Values guard the culture. A society that loses its values inevitably leaves the history stage. Values set a normative and imperative background for the development and education of young people. Knowing and adopting that landscape, young people have a clear understanding and awareness of what the society expects of them, how to live a life, what they ought to be like and strive for.

Keywords: values; young people; students; socio-cultural process; education; dehumanization; social procurement; transformation of values

REFERENCES

Bauman, Z. (2002) Individualizirovannoe obshchestvo, transl. by Engl. Moscow, Logos. 390 p. (In Russ.).

Bauman, Z. (2008) Tekuchaia sovremennost', transl. by Engl. St. Petersburg, Piter. 240 p. (In Russ.).

Bell, D. and Inozemtsev, V. L. (2007) Epokha razobshchennosti: Razmyshleniia o mire XXI veka. Moscow, Tsentr issledovanii postindustrial'nogo obshchestva. 304 p. (In Russ.).

Bodriiar, Zh. (2000) V teni molchalivogo bol'shinstva, ili Konets sotsial'nogo, transl. by Fr. Ekaterinburg, Izd-vo Ural'skogo universiteta. 95 p. (In Russ.).

Bodriiiar, Zh. (2006) Obshchestvo potrebleniia. Ego mify i struktury, transl. by Fr. Moscow, Respublika, Kul'turnaia revoliutsiia. 269 p. (In Russ.).

Gershunskii, B. S. (1996) Mentalitet i obrazovanie. Moscow, Institut prakticheskoi psikhologii. 140 p. (In Russ.).

Gumilev, L. N. (2001) Etnogenez i biosfera zemli. St. Petersburg, Kristall. 639 p. (In Russ.).

Gurevich, P. S. (1995) Filosofiia kul'tury. Moscow, Aspekt-press. 286 p. (In Russ.).

Zelinskii, S. A. (2008) Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie na massovoe soznanie. St. Petersburg, SKIFIIa. 407 p. (In Russ.).

Zinov'ev, A. A. (2006) Global'nyi cheloveinik. Moscow, Algoritm, Eksmo. 448 p. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2006) Mezhdu Budushchim i Proshlym: Sotsial'naia filosofiia Proiskhodiashche-go. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 664 p. (In Russ.).

Kant, I. (1965) Kritika prakticheskogo razuma. In: Kant, I. Sochineniia : in 6 vol. Moscow, Mysl'. Vol. 4, issue I, pp. 311-501. (In Russ.).

Kara-Murza, S. G. (2007) Vlast' manipuliatsii. Moscow, Akad. Proekt. 380 p. (In Russ.).

Kastel's, M. (2000) Informatsionnaia epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura / transl. by Engl., ed. by O. I. Shkaratana. Moscow, GU VShE. 608 p. (In Russ.).

Leont'ev, D. A. (1996) Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe poniatie: opyt mnogomernoi rekon-struktsii. Voprosy filosofii, no. 4, pp. 15-26. (In Russ.).

Maralov, V. G. and Sitarov, V. A. (2012) Pedagogika i psikhologiia nenasiliia v obrazovanii. Moscow, Iurait. 424 p. (In Russ.).

Matveeva, L. V., Anikeeva, T. Ia. and Mochalova, Iu. V. (2002) Psikhologiia televizionnoi kom-munikatsii. Moscow, RIP-kholding. 316 p. (In Russ.).

Ogurtsov, A. P. and Platonov, V. V. (2004) Obrazy obrazovaniia. Zapadnaia filosofiia obrazo-vaniia. XX vek. St. Petersburg, RKhGI. 520 p. (In Russ.).

Pavlov, I. P. (1951) Lektsii o rabote bol'shikh polusharii golovnogo mozga. In: Pavlov, I. P. Polnoe sobranie sochinenii. Moscow, AN SSSR. Vol. 4. 452 p. (In Russ.).

Sitarov, V. A. and Romaniuk, L. V. (2016) Sootnoshenie tsennostei i potrebnostei lichnosti v so-vremennom obshchestve. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 124-130. DOI: 10.17805/zpu. 2016.4.10 (In Russ.).

Submission date: 15.04.2017.

Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (495) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]

Sitarov Viacheslav Alekseevich, Doctor of Pedagogy, Professor and Chair, Department of Pedagogy and Psychology ofHigher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yuno-sti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (495) 374-74-59. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.