КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
йО!: 10.17805^ри.2018.1.4
Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи
В. А. Ситаров Московский гуманитарный университет
Текст выступления автора на пленарном заседании XIV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания», которое прошло 14 декабря 2017 г. в Московском гуманитарном университете.
В докладе рассматриваются ценностные аспекты воспитания современной молодежи, обсуждаются социокультурные проблемы и деформации ценностного пространства воспитания. Предложена конструкция источников ценностных ориентаций, включающая со-циоцентрический, теоцентрический антропоцентрический, этноцентрический, природо-центрический, культуроцентрический и гносеоцентрический пласты, которые могут быть положены в основу воспитательных приоритетов современной студенческой молодежи. Ключевые слова: ценности; ценностные деформации; потребности; ценностное пространство; социокультурный процесс; российское общество; российская молодежь
ЭПОХА БЕЗ ЦЕННОСТЕЙ
Ценности — это выработанные самой историей ориентиры и приоритеты внутреннего обустройства общества; они обеспечивают его устойчивость и единство, преемственность, связь времен и возможность движения в будущее. Таким образом, ценности выступают несущими конструкциями любого общества, составляя основу менталитета входящих в него членов, и в своей совокупно передаточной организации образуют процесс, который называется традицией.
Сегодня, по мнению ученых, мы живем в эпоху без ценностей. В условиях спланированного социального абсурда, постмодернистского хаоса происходит глобальный распад традиционной социокультурной конструкции цивилизации. Нарастающая неосознанность происходящего препятствует движению общества вперед, поскольку сознание и культура оказываются опрокинутыми в сегодняшний день и будущее уже остается за гранью рефлексии. Для большей массы людей будущее, как никогда прежде, не представляется таким пугающим, неопределенным, а ощущение далекого (но достижимого) светлого будущего сменилось разочарованием и ощущением беспросветного настоящего, не дающего покоя и надежды на завтрашний день.
В условиях нарастающей неопределенности молодое поколение ищет свой путь построения жизни. Во все времена система воспитания объясняла им суть происхо-
дящего, показывала опыт решения проблем, открывала пути развития. Однако сегодня воспитательные институты не могут дать убедительные и привлекательные примеры для жизни молодежи. Вот почему, пытаясь найти для себя нужные ответы, сегодняшняя молодежь массово уходит в параллельный мир информационных технологий и социальных сетей, становясь легкой добычей для различного рода асоциальных проектов.
Осмысливая происходящие процессы, многие видные ученые и мыслители приходят к заключению, что в современном мире все имеет свою цену, но ничего не имеет ценности. Люди перестали мыслить вечными категориями, предпочитая различного рода условности и договоренности долговременным обязательствам и ответственности. Как точно подметил И. М. Ильинский в книге «Образовательная революция», цивилизация «уперлась» в Человека (Ильинский, 2002). И сегодня этот вывод еще более очевиден: цивилизация достигла предела, поскольку человек и общество без ценностей жить не могут, они обречены на вымирание, поскольку под ударом оказались традиционные ценности семьи, брака, Родины, Бога, любви, добра, правды и др.
УРОВНИ РЕФЛЕКСИИ ЦЕННОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ
В связи с отмеченными обстоятельствами резонно задаться вопросом: почему именно ценности оказываются в эпицентре трансформаций, происходящих в мире?
Ответ очевидно заключается в самой природе и значении ценностей для общества и личности, поскольку они отражают проверенные веками и апробированные историей жизненно важные нормы, образцы поведения и мировоззрения этноса, нации, общества в целом.
Нетрудно заключить, что контроль над ценностями дает ключ к контролю над обществом. Тот, кто может управлять ценностями, тот управляет обществом и его членами. И здесь не нужно кого-то завоевывать или порабощать, нужно просто подменить ценности, взамен традиционных и привычных своих предложить более привлекательные, но чужие.
Ученые различных отраслей находят веские объяснительные версии происходящим ценностным деформациям на разных уровнях гуманитарной рефлексии.
На геополитическом и геокультурном уровнях происходящее объясняется глобализацией мира, направленной на уничтожение национальных государств, традиционных институтов и стирание суверенитетов.
На историческом уровне девальвация традиционных ценностей в мире объясняется распадом советской системы (как мировой антикапиталистической системы), когда весь мир стал капиталистическим и необходимость поддержания «ценностных рамок» прежнего традиционного баланса сил отпала за ненадобностью.
На социально-политическом уровне ученые говорят о необъявленной, но методичной и разноплановой психоисторической войне коллективного Запада против нашей страны, направленной на уничтожение духовного кода нации и идентичности подрастающего поколения.
На политико-экономическом уровне речь идет об установлении диктатуры транснациональных корпораций и мировой корпоратократии, свертывании института демократии и рыночной экономики и переходе к новой форме иерархии и системе распределения.
На социологическом уровне возникший за последние четверть века ценностный вакуум объясняется сменой моделей общественного устройства, когда модель общества «социального благосостояния» уступила место модели «общества потребления» со всеми вытекающими последствиями.
На психолого-педагогическом уровне происходящие изменения связываются с переделкой самого человека, превращением его из носителя культурных ценностей в носителя потребностей с набором необходимых компетенций для обслуживания других и самого себя. На данном уровне речь идет о проекте дегуманизации личности, направленном на утрату ее способности быть субъектом, поскольку если «вынуть» из человека его ценности, то он становится, как говорил И. Кант, игрушкой в руках внешней причинности, лишается способности принимать самостоятельные решения, превращается в исполнителя чужой воли (Кант, 1965). Именно на это направлена вся мощь современных западных массмедиа, СМИ, интернет-ресурсов, социальных сетей, различных общественных и благотворительных организаций и фондов, всевозможных гуманитарных служб и агентств и пр., ключевая задача которых заключается в изъятии из сознания традиционных ценностей и замене их различного рода потребностями.
ПОТРЕБНОСТИ ВМЕСТО ЦЕННОСТЕЙ
В свое время классик отечественной психологии А. Н. Леонтьев, описывая течение алкоголизма, отметил феномен «сдвига мотива на цель», когда потребность принять алкоголь становится целью жизни (Леонтьев, 2004). Подобного рода трансформации происходят и с индивидом в обществе потребления, отмечается сдвиг потребностей на ценности. Человек становится зависимым от потребления различного рода «благ» на умело сфабрикованном рынке спроса и предложений. Индивид в обществе потребления чувствует свою значимость и самодостаточность, свое достоинство, если является носителем определенного потребительского поведения, а не знаний, умений, личных качеств или ценностей.
В генетическом плане потребности имеют внутренний источник происхождения, отражая состояние нужды в чем-либо. Феноменологически потребности действуют «здесь и теперь», их внутренняя значимость и побудительная сила постоянно меняются. Личностные ценности имеют внешний источник, отражая коллективный опыт социальной общности, выражают «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Таким образом, потребности ситуативны, ценности стабильны.
Как отмечает Д. А. Леонтьев, если через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один», то через ценности он переживает свою принадлежность к социальному целому (Леонтьев, 1996). Если в своих потребностях человек всегда одинок, то в ценностях, напротив, он всегда не один.
Важно отметить момент соединения, «встречи» потребностей, способностей человека и отвечающих им ценностей в процессе деятельности. Это соединение носит сложный характер и ведет к образованию личностного смысла, обусловливает жизненный путь личности, становится его судьбой.
Нужно отметить, что именно через личность возобновляется ценностный поток в культуре. Ценности, попавшие во внутренний мир человека и образуя его личностный смысл, как бы начинают жить новой жизнью. Человек как субъект уже сам
транслирует эти ценности в своих поступках и отношениях, наполняя их новым содержанием, которое он придает им как носитель данных ценностей. Тем самым ценности, проникая в личность, продолжают свой ход в культуре, а человек как носитель ценностей остается в истории, преодолевая смерть и продолжая жить в социальной памяти. В обществе потребления этот социокультурный процесс оказывается разорванным, ценности теряют не только свои источники, но и своих носителей.
ВОСПИТАНИЕ И ЦЕННОСТИ
Почему ценности так важны для воспитания?
На базе ценностей общество и государство формулируют социальный заказ для воспитания. Данный заказ содержит желательную модель человека, это идеальный и, как правило, недостижимый образ, но он определяет вектор и содержание воспитательной деятельности. Что происходит в реальной воспитательной практике? Во-первых, современное общество, и в первую очередь государство, избегают сформулировать его официально, обосновывая это гуманистическими соображениями.
Стройная система воспитания есть следствие достижения общественного согласия и ясного понимания обществом самого себя, своих ценностей. Например, ценности общественного долга, патриотизма и воинской доблести, которые обусловили социальный заказ спартанского общества в виде модели воспитания воина-гражданина.
Социальный заказ для воспитания дает в руки граждан критерии, по которым они могут оценивать адекватность и состоятельность социального строя. Если в социальном заказе фигурирует одна модель личности, а жизненного успеха в обществе добиваются другие типы, не отвечающие этой модели, то возникает объективная почва для социального недоумения и недовольства. Поэтому социальный заказ для воспитания и его проведение — это еще и определенный риск, и испытание общества на зрелость, без него нельзя построить прочную и стабильную социальную систему. Чтобы встать на этот путь, нужно четко осознавать свои ценности, ввести их в обиход повседневной жизни.
Во-вторых, современные воспитательные организации не выполняют функции воспитания, поскольку для воспроизводства потребностей в обществе потребления надобность в услугах воспитательных организаций отпадает, потому что существуют более эффективные институты воздействия, и прежде всего СМИ и различные интернет-технологии.
Завладевая сенсорно-перцептивным аппаратом психической деятельности, современные СМИ и Интернет стали частью человеческого восприятия. Создав видимость объективного отражения реальности, они заслонили собой реальность и создали иную реальность, в которой действуют иные законы и в которую проваливаются сегодня миллионы подключенных пользователей, и прежде всего молодежь. Именно в этом мире происходит сегодня реальное воспитание подрастающих поколений. В этой связи возникает вопрос: какие ценности формируют СМИ и Интернет у молодежи? Как это происходит в реальной жизни?
Здесь мы переходим к третьему парадоксу современной воспитательной ситуации молодежи, который состоит в том, что важность ценностей признается, но сами эти ценности не передаются, даже самые важные, нравственные ценности.
Молодому сознанию внушается мысль о безграничных возможностях информационных технологий для самореализации, особенно в информационных сетях и различных интернет-порталах. Если реальный мир накладывает различные ограничения, обязательства, нормы и пр., то информационный мир снимает эти ограничения. Все, что запрещено в реальном мире, разрешено в мире информационном. В Интернете спрашивать не с кого, информация и ее источники, как правило, скрыты, удалены и не персонифицированы. Соединяясь с современными информационными технологиями, «зона запретного» выпадает из социального контроля и покрывает все общество. Общество и люди научаются жить в патологии, привыкают быть ненормальными.
В социальной психологии известен один закон обыденного массового сознания: все то, что попадает на экран и в СМИ, означает момент социального признания. Тем самым общество признает нормальность того, что показывается, люди приучи-ваются к тому, что это норма.
В научной литературе и в официальных источниках проводилась идея о замене понятия «воспитание» на понятие «социализация». В последнюю четверть прошлого века, в ходе активного перехода на западные стандарты в образовании, термин «социализация» получил значительное распространение в педагогической науке и практике. Надо признать, что между данными понятиями есть много общего. В частности, когда речь заходит о воспитании в широком смысле, оно действительно может трактоваться как социализация.
Между тем, когда речь идет о ценностях, т. е. о другом уровне воздействий, который носит целенаправленный, систематический характер, т. е. специально организован обществом, замена воспитания социализацией представляется не совсем корректной. Дело в том, что примитивная социализация может пройти, не затрагивая ценности, она может проходить на поведенческом уровне, на уровне потребностей, не затрагивая ценностный план. Если человек живет как все, вписан в тренд, то его уже можно считать воспитанным, а усвоение ценностей — это его личное дело. То есть воспитание как социальная система оказывается не нужным.
Таким образом, в последние два с половиной десятилетия ценности выводятся из-под системы воспитания молодых поколений, воспитательные институты атрофируются, а само воспитание сводится к практике адаптивной социализации, которая может проходить, минуя ценностный уровень.
ОБУЧЕНИЕ И ЦЕННОСТИ
Связь обучения с ценностями носит разноплановый и разноуровневый характер. Во-первых, в статусном отношении ценность обучения определяется значением образования в жизни человека, семьи, общества, страны, цивилизации в целом. Речь идет о ценности обучения как об универсальном способе личностного развития и социокультурного воспроизводства общества. Обучение прививает ценности познания, саморазвития, ценности труда и созидания. Народная мудрость гласит: «Человек живет до тех пор, пока способен учиться».
Однако сегодня происходит пересмотр ценности образования как сферы действия обучения — в направлении ее меркантилизации. В официальных документах и законодательных актах образование трактуется как сфера услуг, приносящая некие блага. В этой связи стоит заметить, что подмена ценностей благами приме-
нительно к образованию изменяет изначальный смысл и миссию обучения. Если блага получают, то к ценностям приходят. Здесь важен элемент усилия и изменения самого человека как субъекта. Если блага потребляют, то ценностям служат. Они отражают не сферу потребления, а область фундаментальных человеческих отношений.
Во-вторых, в результате трансформации образования происходит снижение ценностного начала в содержании обучения. Речь идет о переходе от знаниевой парадигмы обучения к компетентностной парадигме, который произошел на рубеже последнего века в западном образовании и с начала нынешнего века активно проводится в нашей стране.
Если знание как целевой элемент и основной результат обучения имеет высокий ценностный ранг универсального порядка, то приходящие на замену ему компетенции такой ценности не имеют и носят сугубо инструментально-функциональное значение индивидуального порядка. «Знание — сила». Этот тезис Ф. Бэкона можно продолжить, добавив, что знание — это еще и большая ценность. У. Шекспир писал: «Знание — это крылья, поднимающие нас на небеса!»
Сегодня мы являемся свидетелями беспрецедентного исторического явления, а именно — процесса освобождения образования от знаний, когда на место знаний приходят компетенции, которые означают овладение целостными процедурами деятельности.
Компетенции нельзя отрывать от знаний, и в первую очередь от фундаментальных знаний. В текущей реформе образования проводится обратная логика, которая перепрыгивает и как бы опускает знаниевый план и сразу обращается к компетенциям. В такой деформированной дидактической логике сворачивается собственно ценностно-культурный компонент обучения.
В статье «Образование в целях оглупления» И. М. Ильинский убедительно показал, что посредством образования человека можно как ввести в мир культуры, так и вывести из него (Ильинский, 2010).
Третий аспект связи обучения с ценностями отражает роль обучения как транслятора ценностей, отвечающих определенному типу социокультурной формации. Обучение всегда испытывает влияние той социальной системы, в которой оно выстраивается. Это влияние проявляется в первую очередь в целях, в задачах, в содержании образования. Обучение всегда отвечает социально-экономическому строю, выступая одним из ведущих институтов последнего помимо воспитания.
Сегодня политики и мыслители часто говорят о факторе «мягкой силы» как новой форме влияния, о необходимости использовать его в обеспечении государственного суверенитета и защите национальных интересов.
Педагогика — это один из мощных ресурсов и инструментов «мягкой силы», направленный на обеспечение как внутреннего, так и внешнего влияния на умы и сознание. Речь идет о педагогике как целостном корпусе сопряженных наук и гуманитарных технологий формирования человека и социальных групп, обладающих устойчивым мировоззрением, способных отстаивать интересы и ценности родной страны, транслировать и передавать эти ценности другим. После распада СССР под предлогом упразднения коммунистической идеологии была упрощена, а фактически разгромлена уникальная и стройная система педагогического сопровождения образовательной практики и всей сферы работы с детьми и моло-
дежью. Была подорвана система подготовки педагогических кадров (закрывались педагогические вузы, училища и отделения подготовки и т. д.), упразднена целая сеть научных и методических структур (педагогических кафедр, методических объединений, научных советов и пр.), распущены многие педагогические объединения, общественные организации, внешкольные и досуговые детские и молодежные структуры и т. д. Как результат — сегодня мы имеем дело с качественным падением содержания образования, уровня педагогической подготовки и научно-методического обеспечения и, как следствие, имеем общее снижение уровня образованности в стране. Школы и вузы наводнили плохие учебники и учебные пособия, примитивные методики подготовки. Приходящее в школу и вузы новое поколение педагогических кадров отличается невысоким интеллектуальным уровнем, неумением работать с детьми и молодежью, вести воспитательную работу и даже наличием различных психологических отклонений и девиаций. Авторитет современного учителя и преподавателя находится на планке за гранью приличия. Интернет и СМИ пестрят кадрами унижения и побоев педагогов своими учениками.
Следует иметь в виду, что личностная включенность в процесс обучения является базовым компонентом самореализации студентов в образовательном процессе вуза.
А личность как самообразующийся в сфере культуры и образования феномен выступает для высшей школы как безусловная ценность.
Наши исследования показывают, что более половины студентов отмечают личностную значимость обучения в вузе; у них сильно развит интерес к учебе, вуз рассматривается как основной источник знаний и субъективно значимой информации. Но вместе с тем серьезную озабоченность вызывают факторы, получившие очень низкую оценку у студентов (Ситаров, 20^^ Ситаров, Романюк, 2016). Например, стремление быть похожим на преподавателей, ведущих обучение. Обучение для ряда учащихся также не является источником вдохновения и рассматривается как напрасно потерянное время.
Когда мы говорим о взаимосвязи обучения с ценностями, то нельзя забывать о принципе воспитывающего обучения, реализация которого в первую очередь зависит от образа преподавателя, мнение которого очень важно и оно принимается учеником. В моей практике был, к сожалению, единственный случай, когда я 12-летнему школьнику в период моей педагогической деятельности в качестве учителя математики в Конго (Браззавиль) посоветовал не общаться с не очень хорошей компанией, на что он мне ответил почти со слезами на глазах: «Простите меня, я не знал, что это может вас обидеть».
МНОГОМЕРНОСТЬ ЦЕННОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Как выстроить ценностные ориентиры для молодежи? Где взять эти ценностные ориентиры для молодежи?
Как мы уже видели, ценности не могут быть придуманы кем-то, их нельзя как-то подготовить, сформулировать, их можно найти и осознать, они уже существуют в культуре как выкристаллизованный историей совокупный опыт жизни многих людей. И именно этот опыт требует вдумчивой и разносторонней рефлексии. Та-
ким образом, ценности нужно искать в социокультурном опыте народа, страны, человечества.
В поиске ценностных ориентиров для молодежи нам представляется важным обращаться к таким пластам социокультурного опыта, в которых исторически сосредоточены ведущие смыслы, характерные для любого общества. В общем виде можно выделить семь таких пластов.
Социоцентрический пласт отражает ценности социума как ведущей и базовой формы человеческой организации жизни. Исторически данный пласт образуется вокруг изначальной ценности рода, племени, общины и представляется сегодня важнейшими ценностями общественного долга, социального служения, общественного признания, дружбы, заботы, взаимопомощи, уважения старших и др. Данный свод ценностей имеет важное значение для молодежи, поскольку в своей совокупности он учит входящего в мир человека ставить общественные интересы выше личных, общественные блага — выше личных, учит быть частью общества и жить по его законам.
Теоцентрический пласт целиком связан с религиозным опытом, который центрируется вокруг абсолютной и высшей ценности Бога. Это один из важнейших мировоззренческих пластов, лежащий в основе современных цивилизаций и определяющий менталитет любого народа. Религиозные ценности — это сердцевина духовно-нравственного строя общества, источник его культурной идентичности, смысловой общности и моральной зрелости. Примеры подобного рода ценностей входят в умы на уровне подсознания. Так, известные десять заповедей можно рассматривать в качестве образца общечеловеческих ценностей, регулирующих совместную жизнь и сознание людей. Для воспитания молодежи особо важными из религиозного ценностного кластера выступают нравственные ценности, ценности добра, духовного развития, любви к ближнему, ценности семьи, милосердия, сострадания и др.
Антропоцентрический пласт представляет корпус ценностей, связанных с величием и достоинством Человека как высшего творения, способного к труду и преобразованию мира. Начало этому ценностному опыту было заложено в Античности с известной фразы Протагора «Человек есть мера всех вещей». Особо ярко этот опыт проявился в эпоху Возрождения, в Новое время. До наших дней данный опыт дошел в лице богатой гуманистической традиции в культуре разных стран и народов. Особое значение имеет персоноцентрическая составляющая данного пласта, утверждающая ценности личности, ее прав, свобод и достоинства. Среди ценностных ориентиров для современной молодежи в данном пласте выделяются ценности труда, творчества, внутреннего мира, гуманности, гармоничного развития и др.
Этноцентрический пласт отражает ценности, накопленные в опыте жизни и истории родного народа, в его особом укладе жизни, быта, верованиях, обычаях, традициях и пр. Эти ценности лежат в основе национальной идентичности человека, его коренных социальных привязанностей, в чувстве родства, близости, приверженности традиции, крепости родственных уз и пр. Значимость данного ценностного пласта определяется его ролью в привитии у молодежи ценностей патриотизма, любви к своему народу, народной культуры, народной мудрости.
Природоцентрический пласт социокультурного опыта аккумулирует ценности природы, жизни, окружающей среды, земли, космоса. Данный пласт имеет глубо-
кую архетипическую базу в подсознании человека, отражая план его самосознания. Сегодня развитие техногенной среды и информационного общества приводит к все большему отрыву людей, и особенно молодежи, от мира природы, продолжается уничтожение природной среды. Как следствие — возрастает риск массовых генетических, психических, онкологических и других заболеваний. Опустошительный потребительски-расточительный способ жизнедеятельности не оставляет шанса природе и всему живому. В этой связи сегодня необходим выход на новый, ноосферный уровень единения Человека и Природы на основе ценностей биофили-ческого порядка, возбуждающих любовь ко всему живому. Для воспитания современной молодежи жизненно важно прививать ценность родной природы, первозданной среды, здорового образа жизни, природоохранной деятельности, экологических отношений и пр.
Культуроцентрический пласт надстраивается над всеми отмеченными выше пластами, интегрируя их ценностные квинтэссенции в общую ценность культуры как сложного сплава мировоззренческих и поведенческих образцов, исторически выработанных моделей, конструктов и институтов развития цивилизации. Культуру можно сравнить с долговременной памятью всего человечества, которая как уникальное хранилище содержит и поддерживает жизнь рукотворных и мыслительных плодов жизнедеятельности людей за всю историю.
В воспитании современной молодежи этот пласт имеет определяющее значение, закладывая ценности поддержания культурного наследия, морально-этические ценности, ценности цивилизованных отношений, широкого системного мировоззрения, культурного совершенствования, образования и обучения и др.
Гносеоцентрический пласт занимает металокальное положение в представляемом ценностном пространстве, проникая через другие пласты и пронизывая их ведущей ценностью Знания. Мы специально выделяем данный пласт ввиду его особого значения для образования и воспитания современной молодежи в эпоху борьбы за умы. Сегодня отмечаются процессы дерационализации сознания, декогнитиви-зации образования, примитивизации мышления. СМИ и Интернет формируют у молодежи моду на иррациональные, мистические формы познания. Человеческий разум, рациональное начало подвергнуты небывалой дискредитации со стороны массовой культуры.
С точки зрения реконструкции ценностных ориентиров для молодежи гносео-центрический пласт выступает как стержневая линия восстановления и поддержания сущностной природы человека как вида Homo sapienc, т. е. как существа разумного. В этой связи решающее значение имеет культивирование ценности знания (и прежде всего теоретического, обобщенного знания о сущем), рационального познания, ценности науки и научно-исследовательского опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом представленная выше архитектура ценностного пространства воспитания молодежи задает проектно-ориентировочную основу поиска необходимых сегодня ценностных ориентиров, некую «ценностную карту» для начала самого процесса подбора приоритетов. Выделенные пласты как самостоятельные области носят весьма условный характер, поскольку они не существуют изолированно, а полагают друг друга, они как бы перекрывают и проникают друг в друга.
список литературы
Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во МГА. 592 с.
Ильинский, И. М. (2010) Образование в целях оглупления // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 3-30.
Кант, И. (1965) Критика практического разума // Кант, И. Сочинения : в 6 т. М. : Мысль. Т. 4. Ч. 1. 544 с. С. 311-501.
Леонтьев, А. Н. (2004) Деятельность, сознание, личность. М. : Смысл ; Академия. 352 с.
Леонтьев, Д. А. (1996) Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. №4. С. 15-26.
Ситаров, В. А. (2017a) Воспитательные приоритеты современной студенческой молодежи // Alma Mater (Вестник высшей школы). № 7. С. 12-16.
Ситаров, В. А. (2017b) Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 202-210. DOI: 10.17805/zpu.2017.2.15
Ситаров, В. А., Романюк Л. В. (2016) Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 124-130. DOI: 10.17805/zpu. 2016.4.10
Дата поступления: 16.12.2017 г.
VALUE ORIENTATIONS IN THE EDUCATION OF TODAY'S YOUNG PEOPLE
V. A. Sitarov Moscow University for the Humanities
The text of the author's speech at the plenary meeting of the XIV International Scientific Conference "Higher Education for the 21st Century: Upbringing Issues", which took place on the 14th of December 2017 at Moscow University for the Humanities.
The report considers value aspects of the education of today's young people, discusses the social and cultural issues and deformations of the value space of education. It offers a system of value orientation sources that includes the sociocentric, theocentric, anthropocentric, ethnocentric, nature-centric, culture-centric, and gnosiology-centric strata, which can lay the foundation for the educational priorities of today's students.
Keywords: values; value deformations; needs; value space; social and cultural process; Russian society; Russian young people
references
Il'inskii, I. M. (2002) Obrazovatel'naia revoliutsiia. Moscow, Izd-vo MGA. 592 p. (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2010) Obrazovanie v tseliakh oglupleniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 3-30. (In Russ.).
Kant, I. (1965) Kritika prakticheskogo razuma. In: Kant, I. Sochineniia : in 6 vol. Moscow, Mysl'. Vol. 4, issue 1. 544 p. Pp. 311-501. (In Russ.).
Leont'ev, A. N. (2004) Deiatel'nost', soznanie, lichnost'. Moscow, Smysl; Akademiia. 352 p. (In Russ.).
Leont'ev, D. A. (1996) Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe poniatie: opyt mnogomernoi rekon-struktsii. Voprosy filosofii, no. 4, pp. 15-26. (In Russ.).
Sitarov, V. A. (2017a) Vospitatel'nye prioritety sovremennoi studencheskoi molodezhi. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly), no. 7, pp. 12-16. (In Russ.).
Sitarov, V. A. (2017b) Tsennostnye transformatsii sovremennoi studencheskoi molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 202-210. DOI: 10.17805/zpu.2017.2.15 (In Russ.).
Sitarov, V. A. and Romaniuk L. V. (2016) Sootnoshenie tsennostei i potrebnostei lichnosti v sovremennom obshchestve. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 124-130. DOI: 10.17805/zpu. 2016.4.10 (In Russ.).
Submission date: 16.12.2017.
Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета; заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Sitarov Vyacheslav Alekseyevich, Doctor of Pedagogy, Professor, Head, Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities; Honoured Worker of Higher School of the Russian Federation. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: [email protected]
йО!: 10.17805^ри.2018.1.5
Идеологическая функция культурной политики
А. Я. Флиер
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия
им. Д. С. Лихачева
В статье излагается авторский взгляд на основные цели и задачи культурной политики. Научная новизна статьи в том, что основные ее положения еще не высказывались в научной литературе с такой определенностью и четкостью. Актуальность статьи заключается в возможности использования ее положений в практике управления культурой и ее регулирования.
Основная цель культурной политики, по мнению автора, состоит во внедрении в массовое сознание господствующей идеологии, причем в наиболее мягкой, ненасильственной форме. Господствующая идеология в современной России — это этатизм (государст-воцентризм), реализуемый в сравнительно умеренной форме политической практики. В рамках этой идеологии главная задача культурной политики — обеспечить лояльность большинства населения к власти и ее политической программе.
население может быть аналитически разделено на четыре группы: активно лояльных, пассивно лояльных, фальшиво лояльных и нелояльных граждан. Основными адресатами культурной политики являются пассивно лояльные люди, которых нужно склонить к электоральной активности и поддержке действующей власти. Главным инструментом воздействия на сознание людей в рамках культурной политики выступают искусство и литература. При этом особый акцент делается на активизацию исторической памяти и чувства патриотизма.
Такая культурная политика не является изобретением нашего времени, а известна из глубин истории, со времен появления первых государств.
Ключевые слова: культура; культурная политика; государственная идеология; политическая лояльность; электоральное поведение; патернализм
ВВЕДЕНИЕ
Тематике культурной политики посвящено много научных исследований. В этой проблеме научный приоритет я отдаю О. Н. Астафьевой (см., например: Астафьева, 2006, 2010а, 2010Ь и др.), которую считаю наиболее интересным теоретиком, и в основном соглашаюсь с ее сентенциями. Тем не менее я позволю себе высказать и некоторые собственные соображения на этот счет.
Культурная политика в России, осуществляемая в первую очередь Министерством культуры РФ (хотя и не только им), преследует много разных целей — разви-