Научная статья на тему 'Общество, культура, человек: проблема соразмерности'

Общество, культура, человек: проблема соразмерности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / БИОКОД / СОЦИОКОД / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / CULTURE / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SOCIAL PRACTICE / THE HUMAN PERSON / BIOCODE / SOCIAL CODE / SOCIAL AND CULTURAL EVOLUTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Барабанова Виктория Борисовна

В статье анализируются особенности развития человека и его взаимодействия с окружающей действительностью. Культура рассматривается при этом в качестве органической среды жизнедеятельности человека, изучение которой позволяет выявить природу любой формы жизнедеятельности общества, в том числе и спорта. Автором предлагается модель, раскрывающая фундаментальные аспекты сложной и многомерной природы человека и представленная как классификация различных образов человеческой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Society, culture, people: the problem of proportionality

The paper analyzes the characteristics of human development and its interaction with the surrounding reality. Culture is seen in this case as the organic medium of human life, the study of which reveals the nature of any form of social life, including sports. The author proposes a model that reveals the fundamental aspects of the complex and multidimensional nature of man and presented as a classification of the different images of the human nature.

Текст научной работы на тему «Общество, культура, человек: проблема соразмерности»

Физическая культура и спорт в силу своих специфических особенностей, заключающихся в первую очередь в сущностной вписанности в природу человека, выступают в качестве имманентной части культуры как органической среды жизнедеятельности человека. Здесь возникают определенные трудности, поскольку проблема культуры далека от разрешения и в гуманитарном, и в естественнонаучном знании. Еще в конце XIX столетия П.Н. Милюков начинал свое исследование истории русской культуры с замечания по поводу того, что одни ученые сводят культуру к духовной жизни человечества, противопоставляя ее материальной деятельности («цивилизации»), а другие -включают в это понятие все формы деятельности людей, поскольку их совокупность отличает бытие человека от биологического существования животных.

Значимость физической культуры и спорта неизмеримо возрастает на фоне новых реалий современной жизни. Во-первых, это связано с тем, что данная сфера выступает как специфическая форма организации жизнедеятельности человека, все больше становится составной частью «лифта социальной мобильности», позволяя существенно изменять социальный статус. Во-вторых, физическая культура и спорт по-прежнему выполняют функции оформления образа жизни человека, что делает их одной из содержательно значимых и расширяющихся социальных практик современного общества. Именно поэтому физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью культуры любого общества, а т.к. мир есть некая социокультурная конструкция, через определенные детерминанты они задают те или иные особенности развития человека и помогают объяснить его взаимодействие с окружающей действительностью. При этом следует учитывать, что сами конструкции с течением времени подвергаются изменениям: «Культуры не в меньшей степени, - отмечает К. Лоренц, - чем виды животных, представляют собой развивающуюся органическим путем унаследованную информацию, приобретенную в процессе отбора» [8, с. 144]. Уже это обстоятельство актуализирует проблему поиска адекватных поставленной задаче методологических оснований ее возможного решения.

Если представить культуру в виде органической среды жизнедеятельности человека, то ее изучение позволяет выявить природу не только любой формы жизнедеятельности общества (в том числе и спорта), но и его роли в экзистенции человека. Общепринятым стало представление о том, что эволюция культур - процесс, структурно аналогичный, хотя и на другом уровне, процессу биологической эволюции. «Подобно биологическому виду, - подчеркивает американский культуролог П. Рикс-Марлоу, - каждый вид культур следует рассматривать как уникальную хронику попыток приспособиться к вечно меняющейся окружающей среде и приобрести в ней энергетические преимущества над другими» [8, с. 145].

«Культура, по мнению исследователя, выступает в роли медиатора между человеком и природой, причем человек в мире культуры из биологического существа превращается в личность, благодаря чему человек уже находится в центре культуры» [8, с. 106]. Проблема взаимодействия различных компонентов природной заданности человека как «космобиопсихосоциального единства» остается острой и по сей день [2; 3].

С этой точки зрения весьма плодотворно использование культурологической концепции М.К. Петрова, своеобразно трактующей внутренние изменения культуры и человека. М.К. Петров утверждает, что по аналогии с биокодом, играющим значительную роль в биологическом наследовании, правомерно использовать термин «социокод»: «Для всей этой совокупности массива знания и непосредственно связанных с ним институтов и механизмов различного назначения мы ниже будем употреблять термин “социокод”, понимая под ним основную знаковую реалию культуры, удерживающую в целостности и различении фрагментированный массив знания, расчлененный на интерьеры мир деятельности и обеспечивающие его институты общения» [4, с. 39]. Общество нуждается в социокоде точно так же, как и в языке, поскольку без социального кодирования невозможна преемственность в развитии и функционировании общества и культуры. Как показывает история культуры, во всех традиционных (исключая европейский очаг) культурах ключевой структурой для социокодов выступает имя - адрес распределения и фиксации социальных ролей, что дает возможность фрагментировать корпус социально необходимого знания по мере «вместимости» человека. Значимость социального кодирования в экзистенции человека и развитии человечества вытекает из его роли в генезисе общества.

Мы придерживаемся существующей в современной литературе по культурной антропологии точки зрения, согласно которой врожденная родовая конституция современного человека (обычно называемая человеческой природой) представляет собой и биологический, и культурный продукт, «вероятно, более правильнее говорить о нашей структуре как результате скорее культуры, чем отождествлять ее с анатомией человека» [10, р. 67]. Исходя из этого «основная», «чистая», или «необусловленная», человеческая природа в смысле врожденной конституции человека так же функционально неполна, как и непригодна для применения в исследовательской деятельности. При этом оказывается плодотворной концепция человеческой природы, в соответствии с которой она есть единство инвариантного, неизменного и вариантного, изменчивого, что обусловлено взаимодействием биологической и культурной эволюции. Отсюда следует, что человек по своей природе стремится актуализировать свои творческие, физические и духовные потенции, пытаясь исчерпать собственные возможности.

Исследования второй половины XX столетия выявили разнообразие так называемых первичных свойств человека, а также существование определенных типов - более или менее целостных комплексов телесных и психических свойств и черт [ 2]. В этом плане имеет смысл рассмотрение иерархической модели человека как целостной личности, разработанной американскими психологами Дж. Р. Ройсом и А. Пауэллом, поскольку она позволяет одновременно описать индивидуальность и классифицировать множество образов природы человека [2]. Выбор объясняется, в частности, и тем, что она уже показала свою эффективность в исследованиях отечественных ученых, касающихся проблем религии, искусства, этики, типологии механизмов формирования личности. Модель человека Дж. Ройса и А. Пауэлла привлекательна еще и тем, что в ее основных положениях учитывается иррациональная сторона человеческой природы.

Первое положение четко сформулировано в следующей формуле: «Человек не есть машина». Сущность машины заключается в единообразии или самоидентичности, а личности человека присущи разнообразие и уникальность, следовательно, трактовка человека как машины не способна объяснить многообразие личности, ее творческих способностей. Немаловажно, что именно индивидуальность человека служит источником множественности образов реальности, в том числе и представлений о природе человека. Заслуживает внимания при этом наличие возможной связи между картинами своего «Я», существующими у индивида и культурными образами природы человека. Главное здесь состоит в том, что человек пытается обнаружить или сконструировать смысл экзистенции своего «Я», а культура - выстроить осмысленную картину социокультурной реальности. В процессе поиска личного смысла каждому индивиду волей или неволей приходится размышлять над вопросом: «кто Я?», в результате чего возникают образы своего «Я», оказывающие интегративное воздействие на все его мышление и деятельность. Подобная ситуация складывается при формировании представлений культуры о природе человека, позволяющих проникнуть в глубины социальной действительности и в силу этого влиять на мысли и действия групп.

Дж. Ройс и А. Пауэлл исходят из того, что основой образов своего «Я» и образов человеческой природы, конструируемых социумом, являются определенные стилевые и ценностные установки. С этим связано второе положение, согласно которому «человеческая личность есть совокупность систем». В результате теоретических исследований индивидуальных различий, присущих психической деятельности человека, установлено, что личность можно представить в виде суперсистемы шести сложных систем обработки информации: 1) сенсорная (перцептивная), 2) моторная (двигательная), 3) когнитивная (познавательная), 4) аффективная (эмоциональная), 5) стилевая, 6) ценностная [9].

В данной суперсистеме сенсорная и моторная системы расположены на периферии, в основном они занимаются кодированием и раскодированием информации.

Когнитивная и аффективная системы находятся вблизи центра, им отводится решающая роль в процессах обучения и адаптации. Так, функция когнитивной системы заключается в идентификации экологических инвариантов, аффективная же система осуществляет поиск и фиксирует оптимальные уровни внутреннего возбуждения.

Стиль и ценность представляют собой центральные узлы, детерминирующие направленность функционирования всех остальных систем. В свою очередь, каждая из шести систем обладает иерархической, многоуровневой структурой.

Все шесть систем интегрируются на целостном уровне личного смысла, дифференцированного внутри себя на мировоззрение, образы самого себя и стили жизни. Сенсомоторный уровень личности - это передаточный слой, или слой управляемых процессов, тогда как когнитивный и аффективный -образуют слой трансформации, а стиль и ценность есть слой самоорганизации или интеграции. Подсистемы стиля и ценности детерминируют индивидуальные дифференциации в каждой из сфер. Результатом взаимодействия всех шести информационных систем являются крупные комплексы психики (их еще называют молярными образованиями психики). Например, эмоции возникают в результате взаимодействия, прежде всего познания и аффекта, познание и стиль в основном формируют мировоззрение, аффект и ценности же во взаимодействии генерируют стили жизни. Образ своего «Я» (конструкт психологии) формируется из взаимодействия сначала стиля и ценностей, а потом когнитивной и аффективной систем [9, с. 49].

Третье положение: «Личный смысл - интегративная цель». Личность здесь выступает как целенаправленная суперсистема, фундаментальной интегративной целью которой выступает конкретный смысл человеческой экзистенции: «Быть человеком - значит прежде всего искать смысл жизни...». Поиск смысла жизни есть результат социокультурной эволюции, и вполне естественно, что он обусловлен общественными условиями жизнедеятельности индивида (образы жизни, способы коммуникации индивидов и т.д.). Личный смысл слагается из трех компонентов, при этом у него имеется органическая связь с такими молярными конструкциями, как мировоззрение, стиль жизни и образ своего «Я».

Четвертое положение: «Образы своего “Я” порождаются связями». Бинарные отношения «социальное-эмпирическое», «внутреннее-рациональное» и «Я-метафизическое» представляют собой первичные интерактивные связи между двумя (социальные и внутренние) рассматриваемыми системами.

Основная идея пятого положения содержится в следующей формулировке: «Люди создали множество образов своего “Я”, и каждый из этих образов определяется приверженностью определенному стилю и ценностям». Внимание акцентируется на ключевой роли образов, т.к. образ своего «Я» играет кардинальную роль в мышлении и деятельности индивида. Например, концептуально-достижимый образ своего «Я» и самоодобрение по критерию «завершенное-незавершенное» неотрывны от поведения и замыслов человека, нацеленных на достижение все более значимых результатов. Когда же самоодобрение ориентировано на критерий «значимость-незначительность», индивид стремится к разнообразию творческой деятельности и органическому контакту с символическим значением своего «Я». Особое значение это положение приобретает относительно тех сфер жизнедеятельности человека и общества, в которых представлен конкурентносоревновательный характер социальных отношений.

В то же время все это необходимо рассматривать с позиции поисков личного смысла, что требует ответа на три вопроса: «Каков мир, в котором я живу?», «Как я должен жить, чтобы моя жизнь соответствовала моим потребностям и ценностям?» и «Кто Я?». Ответ на первый вопрос определяет мировоззрение, на второй - стиль жизни, на третий - образ своего «Я». Последний ответ центральный, потому что он включает в себя как мировоззрение, так и стиль жизни.

Шестое положение раскрывает взаимосвязь между индивидом и обществом. Здесь речь идет о взаимоотношении, с одной стороны, социальных институтов и социальных норм коллективного человека, с другой стороны - стилей и ценностей индивидуального человека, причем такие взаимоотношения опосредованы сложными системами трансформации. Благодаря этим системам взаимодействия, коммуникации и влияния осуществляется преобразование социальных норм в события внутреннего мира человека, а индивидуальных стилей и ценностей - в социальные события. Для подобного рода трансформаций существенно различие аспектов личности (познание, аффекты и пр.), связанных с наследственностью и формирующихся преимущественно под воздействием культуры, оказывающих решающее влияние на кристаллизацию у индивида образа своего «Я».

Таким образом, исходя из представленных групп отношений можно выделить социальные индикаторы мерности, или соразмерности, человека и общества, причем сделать это возможно в рамках анализа разных культурных оснований.

Следовательно, рассматриваемая модель дает возможность раскрыть фундаментальные аспекты сложной и многомерной природы человека. Она представляет собой классификацию различных образов человеческой природы, дифференцированных в индивидуальном и культурном аспектах, что

приводит к тому или иному пониманию смысла человеческого бытия и его соразмерности с жизнедеятельностью общества.

Какими бы ни были социум и культура, при рассмотрении сложных и разнообразных проблем в социокультурном ключе необходимо считаться с биофизическими аспектами природы человеческого индивида.

Если же вести речь о природе спорта, непосредственно замыкающейся на человеке, то следует отметить, что она основана на стремлении свободного излияния человеческой витальности, проявления избыточности природных сил, психических и интеллектуальных возможностей человека, его «неспособности» прерывать свое развитие и останавливаться на достигнутом. Именно поэтому спорт может выступать в качестве одного из важнейших «измерителей» и инструментов совершенствования человека как существа, обладающего социально модифицируемым телом, стремящегося знать, каковы его резервы, потенциал развития и границы оптимума, реализующего способность к расширению данных границ.

Однако в спорте человек раскрывает и «измеряет» не только собственный биологически заданный потенциал. Если рассматривать спорт как феномен культуры, то, безусловно, следует иметь в виду его роль в становлении «человека гармоничного», единстве разных сторон своей природы, оптимальном сочетании физических и ментальных возможностей. Любое нарушение оптимального взаимодействия этих сторон содержит в себе опасность выхода за пределы допустимого на данном этапе развития напряжения сущностных сил, что вызывает дисгармонию и неизбежные негативные последствия. Происходит нарушение одной из сущностных сторон взаимодействия человека с миром - его человекоразмерности.

Именно поэтому спорт находится в ряду важнейших «измерителей» и инструментов совершенствования человека как существа, обладающего социально модифицируемым телом, стремящегося знать, каковы его резервы, потенциал развития и границы оптимума, реализующего способность к расширению указанных границы.

Одним из главных тезисов избранного нами исследовательского подхода является то, что сущность человеческой природы характеризуется вечным стремлением выйти за пределы самого себя и своего мира, пытаясь обойти законы природы и истории. «Благодаря этим актам трансгрессии, благодаря этой устремленности вперед, благодаря своеобразной “жадности” к творчеству человек создает новые измерения бытия, творит новые материальные и духовные ценности, развивает технику, науку, искусство, моральные кодексы и социальные организации и институты» [1, с. 71].

Подчеркивая данную характерную особенность человеческой природы, которая предстает и закономерностью выстраивания его отношений с окружающим миром, следует помнить, по справедливому замечанию авторов, еще и о том, что трансгрессивное творчество носит двоякий характер: оно и позитивно, т.к. расширяет сферу самореализации человека, и негативно, поскольку разрушает зачастую уже созданное. Именно здесь заложено основание проблематизации человекоразмерности мира, создаваемого самим человеком в виде своих социальных практик, одной из которых и является спорт [5; 6; 7].

Литература

1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек как космопланетарный феномен. Ростов н/Д, 1993.

2. Обзоры по проблеме человека // Философское понимание человека. М., 1988. Вып. 2.

3. Гожфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1992.

4. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

5. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А., Пономоренко Е.Г. Искусство, религия и природа человека. Ростов н/Д, 1994.

6. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Челябинск, 1995.

7. Поликарпов B.C. Восточная мудрость и новейшая наука. Ростов н/Д, 1995.

8. Рикс-Марлоу П. Культуры // Каталог биосферы. М., 1991.

9. Ройс Дж., Пауэлл А. Индивидуальность и плюралистические образы человеческой природы // Импакт. 1985. № 2.

10. Geertz С. The Irt^retation of Cultures. L., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.