Научная статья на тему 'Экологизация профессионального педагогического образования'

Экологизация профессионального педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологизация профессионального педагогического образования»

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. В. Боровикова

«Человек, - по мнению В. И. Вернадского, - впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» [1, с. 28]. Но, как показало время, человек не в полной мере осознал свою разумную миссию и потому причиной нависшей над миром экологической катастрофы во многом является результат его деятельности. Надвигающийся на мир глобальный кризис связывают сегодня не только с природными и социальными факторами. Он обретает новую антропологическую природу, названную кризисом человечности. Изменения, происходящие с человеком, приобретают решающую роль в глобальных явлениях и уже не могут считаться вторичными следствиями социальных или исторических процессов. В сегодняшнем обществе перестраивается натура человека, его представления о мире и ценностях культур, отмечается кризис национальной, социальной, профессиональной идентичности человека. Все это становится причиной душевных заболеваний, проявления агрессии, жестокости и вызывает опасение за здоровье нации, вот почему сохранить бытие с «человеческим лицом» становится важнейшей задачей современного общества. Так возникает проблема экологии человека.

Профессиональное образование также несет в себе черты экологического кризиса человека, оно часто расходится с гуманистическими ценностями, не связано с собственно человеческими проблемами, с поиском смыслов и активизацией развития духовной культуры личности. Особенно опасно такое явление в педагогическом образовании. Не каждый человек может идентифицировать в себе педагога, наслоение или замещение личностного и профессионального приводит к отторжению профессии или полному слиянию с ней. И тогда его негативные переживания перемещаются во взаимодействие с детьми или в личные отношения с близкими людьми, при этом используется профессиональный стиль общения.

Рассматривая человека как часть экосистемы, наука представляет его как целостную систему. В ее основе, по мнению Дж. Р. Ройса и А. Пауэлла, лежат устанавливаемые связи между индивидуальностью человека как источника множественности образов реальности и культурными образами природы человека. Человек как индивид старается найти или сконструировать свое «я», а культура - создать осмысленный образ общественной реальности [2, с. 448]. В личности как совокупности многоуровневых и иерархических систем человека сосредоточены механизмы экологической адаптации, идентификации себя и своего поведения с экологическими инвариантами, самоорганизации и взаимодействия с другими системами.

Во второй половине ХХ в. наметился перелом в профессиональной сфере человека. Изменения в материальной культуре, деловой организации привели к разрыву между фактическим состоянием профессионализма человечества и новыми потребностями общества. Это потребовало не только из-

74

менения пропорций, содержания профессий, не только новых технологий переобучения и обучения, но и привело к изменению самого человека. Непрерывному профессиональному педагогическому образованию как интеграции наук «о духовном» творчестве человеческой личности (В. Вернадский) сегодня необходимо решать проблему сбережения, экологии бытия человека, насыщения образования духовностью, а это требует корректировки его оснований. Экологическая задача в современном профессиональном образовании приобретает свое приоритетное значение и заключается в идентификации человека с его профессиональным образом, становлении в нем профессионала при сохранении и защите собственно человеческого бытия, собственно его «человеческого образа». Профессиональное педагогическое образование немыслимо без овладения человеком экологической культурой. Она затрагивает не только знания, но и эмоциональную, ценностную сферу его бытия, определяет мировоззрение и в конечном результате духовность человека, понимаемую как внутренний мир, нравственное отношение к природе и человеку, ответственность за них. Основой экологизации непрерывного профессионального образования является формирование глобального взгляда на мир, современных представлений о человеке и его месте в природе, в зарождении чувства общности людей, человека и других существ, всей биосферы в целом, гуманизации человеческой деятельности и понимания их смысла. Главной точкой приложения образовательных усилий становится непрерывное развитие человека; и это важно в профессиональной подготовке в любой области деятельности, но особенно в педагогическом образовании.

Таким образом, основой профессиональных образовательных систем сегодня должны стать эквивалентные отношения Человека и Мира, включающие в себя нравственные, эстетические отношения, отношения любви, благоговения и преклонения перед жизнью. Сегодня в экологии введено понятие «экологическая личность». По аналогии мы может говорить и об экологическом педагоге, профессионале, непрерывно развивающем себя на протяжении всей жизни и проектирующем через образование новые формы жизни, новых людей, новый менталитет, которые смогут продолжить эволюцию человека.

Список литературы

1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1991.

2. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: энцикл. слов. - М.: Гардарики, 1999.

75

ПУТИ И ФАКТОРЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Р. Г. Сафарова

Обеспечение модернизации учебных программ - одна из приоритетных задач современной дидактики. В процессе модернизации необходимо предусмотреть возможность выбора учителем определённой программы из нескольких вариантов. Какие дидактические преимущества заложены в создании многовариантных программ? На основе дифференцированных программ учащиеся получают индивидуальное обучение с учётом их возможностей и особенностей. Качество обучения гарантируется дидактическим обеспечением и поддержкой со стороны государства. Прокомментируем данный тезис: (а) во всех школах Узбекистана образовательный процесс оснащается современной учебно-материальной базой, техническими средствами, учебной литературой; (б) в процессе обучения учащимся гарантируется гуманитарная и правовая, психологическая и физическая безопасность и защита; (в) каждому учащемуся оказывается социально-психологическая и психолого-педагогическая поддержка; (г) на основе постоянного прогнозирования развития возможностей учащихся осуществляется модернизация содержания образования; (д) учащимся предоставляется возможность бесплатного пользования ресурсами информационных центров, музеев, дворцов культуры, внешкольных образовательных учреждений.

Особое значение для объективной оценки уровня освоения знаний имеет модернизация системы аттестации учащихся при переходе на следующую ступень образования. По результатам аттестации отбираются одарённые учащиеся с целью дальнейшего развития их способностей. Одновременно в 7-9 классах проводится социализация и профориентация учащихся. Определённую роль в данном процессе играет диагностирование способностей и запросов учащихся с помощью современных технических средств.

Создание научно-практических основ постоянной модернизации содержания общего среднего образования и внедрение его в образовательный процесс приобретает общенациональное значение, поэтому в масштабе республики был осуществлён эксперимент с целью определения эффективности вводимого модернизированного содержания. В ходе экспериментальной проверки анализируется степень усвоения каждого элемента содержания учебного процесса и оценивается его социально-дидактическая значимость. Определяется также возможность применения на практике полученных знаний.

Важной проблемой школьного образования является создание равных возможностей для освоения содержания обучения учащимся городских и сельских школ. Главная цель модернизации содержания обучения состоит в подготовке школьников к общественной жизни, к деятельности в сфере науки, производства.

Модернизация содержания образования предполагает решение ряда задач, в частности, совершенствование нормативно-правовых, экономических

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.