Значительно возрос интерес педагогов к научно-исследовательской работе. В настоящее время в различных формах научного исследования принимают участие более 30 % работающих во Дворце педагогов.
Одним из наиболее объективных показателей возросшего уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива является создание качественно нового, развивающегося образовательного пространства. В нем органично сочетаются традиционные и инновационные структуры, формы, методы. Не случайно на Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей по Центральному федеральному округу в 2002 году Тамбовский областной Дворец творчества детей и молодежи награжден Дипломом I степени.
Анализируя опыт научно-методической деятельности областного Дворца творчества детей и молодежи, мы пришли к выводу, что работа по научно-методическому обеспечению повышения квалификации педагогов ДО области должна осуществляться специальным структурным объединением. Именно поэтому на базе областного Дворца творчества в октябре 2003 года был открыт Центр развития дополнительного образования детей Тамбовской области, в задачах и программе деятельности которого ведущее место занимает система повышения квалификации педагогов дополнительного образования в рамках непрерывного послевузовского образования.
Поступила в редакцию 10.03.2004.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г’.А. Шешерина, И В. Клемешова, Н.К. Солонова
В быстро меняющихся социально-экономических условиях общества доминирующей должна стать парадигма личностно ориентированного образования. Следует также заметить, что на развитие образования существенным образом влияют новые тенденции в развитии человечества, к которым, как отмечают ученые, относятся:
• создание общего глобального информационного пространства;
• интерес людей разных стран к прогнозированию общего будущего для жителей Земли (концепция Устойчивого развития);
• формирование новой общей ценности человечества - сохранение экологического качества среды Жизни [ 1 ].
В контексте рассматриваемых тенденций мы полагаем, что в развитии современного образования определенную роль может сыграть экологическое информационно-образовательное пространство с ноосферной ориентацией, являющееся средством экологизации общественного сознания, средством, обеспечивающим формирование ноосферной культуры и направленным на повышение уровня
экологической компетентности специалиста для решения профессиональных задач, принятия обоснованных, аргументированных решений.
Экологическое информационно-образовательное пространство с ноосферной ориентацией рассматривается нами в качестве открытой, многоаспектной, саморазвивающейся системы, действующей в соответствующей правовой среде с учетом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов и перспектив развития региона в целом и отдельной личности.
Актуализация взаимодействий субъектов экологического образовательного пространства посредством информационно-коммуникационных технологий требует глубоких изменений в деятельности, как по формированию новых знаний, так и по их передаче, представляя не только познавательный, но ценностный, нормативный и деятельностный компоненты содержания экологического образования, снимая пространственно-времен-
ное ограничение в работе с различными источниками информации.
Останавливаясь более подробно на рассмотрении обозначенных изменений, необходимо коснуться основных понятий, к которым относятся, прежде всего, понятия «ноосфера». «ноосферное образование».
Ноосфера, как писал В.И. Вернадский, -это царство разума человеческого, ноосфера — не фикция, не создание веры, а эмпирическое обобщение.
Проблема становления ноосферы многогранна и общечеловечна. В настоящее время, кроме термина «ноосфера», достаточно устойчиво закрепившегося в современном цивилизационном лексиконе, появились и такие как: «ноосферная концепция», «ноо-сферная наука», «ноосферное образование», термины, характеризующие развитие процессов, направленных на обеспечение опережающей природопреобразующей деятельности людей, способных предвидеть и прогнозировать, и даже в условиях риска и неопределенности будущего выдавать упреждающие рекомендации' - «разрешающие» и «ограничивающие» (О.С. Анисимов, С.Н. Глазачев, Г.С. Смирнов. А.Д. Урсул).
Следует заметить, что ноосферное образование предполагает актуализацию таких проблем, как разработка методологии и методики раскрытия ноосферной картины мира, установление взаимосвязи между предметно-содержательной ноосферного образования и психолого-педагогической составляющими личностно-ориентированного образования, поиск методических приемов, обеспечивающих максимальную личностную ориентацию ноосферного образования, перерастание знания в убеждения, т. е. формирование активной мировоззренческой позиции.
В развитии ноосферного образования, создании новой системы ценностей особая роль принадлежит педагогу. Рассматривая роль учителя в развитии ноосферного образования, следует помнить, что данный процесс может быть эффективным лишь при условии соответствующей его подготовленности. В этих условиях особое значение приобретает система повышения квалификации работников, которая способна вооружить педагогов теориями и концепциями, способствовать социокультурному развитию - формиро-
ванию целостного мировоззрения и миропонимания, экологической и информационной культур, ноосферного мышления, что, в свою очередь, влияет на образованность учащихся. Вот почему одним из приоритетных направлений деятельности Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования на протяжении последних лет является эколого-информационная подготовка учителя, которая осуществляется, прежде всего, через многоуровневую систему курсовой подготовки.
С целью решения данной проблемы в содержание программ курсовой подготовки в зависимости от уровня базовой подготовки специалиста включены теоретические вопросы: учение В.И. Вернадского о ноосфере, идеи и принципы сбалансированного экологодопустимого развития, взаимодействие организма и среды, экосистемы, принципы охраны природы и рационального природопользования, место человека в эволюции Земли, концептуальное единство естествознания, воплощенное в фундаментальных парадигмах естествознания и современной картины мира: основные положения ко ?п-ции устойчивого развития и другие ноос ср-но-ориентированные научные знания. Таким образом, педагогам предоставляется различный объем экологической информации от экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» до глобальных экологических проблем.
Следующим важным моментом в решении проблемы экологического образования, который мы учитываем при разработке программ курсов, является обозначившаяся в отечественной дидактике новая стратегия -экологизация школьных предметов. В связи с этим возникает вопрос, что такое экологизация и по каким направлениям она развивается. Так, например, Н.М. Мамедов в своих работах отмечает, что экологизация образования не есть процесс механического добавления к общему среднему образованию, а выступает составной частью системы образования в целом, и потому необходим пересмотр программ по географии и биологии с целью включения экологизированного материала в содержательный компонент. «Экологизация системы образования, - считает он, - характеристика тенденции проникновения идей,
понятии, принципов, подходов в структуру других дисциплин, подготовка специалистов самого разного профиля».
Аналогичной точки зрения придерживаются многие ученые, подчеркивая актуальность идеи экологизации школьного образования. Бытует и такая точка зрения, что в современных учебниках и программах основное внимание должно уделяться биологическим проблемам. Однако в настоящее время наиболее острые экологические проблемы вышли за рамки классической экологии с ее биологическими приоритетами. Базируясь на различных отраслях знания, современная экология включает в себя такие разделы как биоэкология, геоэкология, экология человека и социальная экология. По мнению H.H. Род-зевича, господствующее представление о том, что биологические знания служат основным и единственным научным фундаментом экологического образования, устарело. и потому географические знания не менее важны в качестве основы формирования экологического мировоззрения.
^Ъдводя некий итог, можно сделать вы-
• - экологизация. школьных предметов при-зня’.н обеспечить целостность экологического образования путем достижения интеграции знаний, устранения фрагментарности, установления преемственных связей между отдельными дисциплинами. Однако, как показывает практика и анализ педагогической литературы, в содержании школьных образовательных областей экологическое образование представлено педагогически слабо организованной, не скоординированной «россыпью представлений» о новой проблеме человечества - угрозе разрушения экологических основ Жизни и путях ее решения. Кроме того, элементы экологических знаний включены преимущественно в содержание предметов естественнонаучного цикла и носят, главным образом, информационно-справочный характер. Методика их усвоения школьниками ориентирована больше на формальное заучивание, чем на анализ, размышление и оценку экологических ситуаций, а также поступков людей в окружающей среде [1].
На разрешение названных проблем и ориентировано содержание курсов, отдельных модулей программ системы повышения квалификации учителей в нашем институте,
отражающих идеи соотношения общества с геофафической, социальной, технологической и культурной средами, а также разрешение противоречий между теоретическими основами экологии и практической деятельностью людей.
Кроме требований к системе повышения квалификации работников образования по постоянному обновлению экологических
1IUUU1 ivvyu,
тием науки, изменениями экологических процессов, происходящих в природе и обществе, педагогическая практика подтверждает необходимость и целесообразность внедрения в систему дополнительного профессионального образования новых форм, технологий и методов экологического образования, формирование готовности педагогов к организации и проведению опытно-экспериментальной и исследовательской работы с учащимися по экологическим проблемам и другие, обеспечивающие «экологическое сознание, основанное на понимании органического единства мира, его целостности, осознание места человека в единой системе живой природы а влияние его деятельности (позитивной или негативной) на всю й;ивук> оболочку Земли» [3]. В этой св»-гк в повышении квалификации о-ибое место должны занимать комплексные практикумы, междисциплинарные семинары, конференции, совместная проектная деятельность, а также активное использование современных информационных технологий. Как никогда ранее, оказывается востребованной способность обучаемых к самообразованию, что позволяет им успешно адаптироваться к реалиям экологической обстановки региона.
Активизация познавательной деятельности слушателей обеспечивается и такими формами, как проведение экологических экскурсий, практикумов, круглых столов, конференций и т. д. Заслуживает внимания опыт проведения полевой практики, осуществляемой с целью ознакомления слушателей с проблемами современной практической экологии на определенной территории области. Организация и проведение полевой практики основывается на системном подходе в изучении экосистемы, в изучении комплекса географических, биологических, химических, и других показателей среды. Реализации во время учебной практики провоз-
глашенного ЮНЕСКО принципа «Обучение через исследование» предшествовала теоретическая часть - изучение методик и инструментально-измерительных средств определения состояния окружающей среды методами биоиндикации. Практическая часть, основанная на методе наблюдений, осуществлялась по нескольким направлениям:
1) изучение и описание рельефа;
2) исследование водных ресурсов:
а) гидрографическое и гидрологическое;
б) определение экологического состояния водоемов методом биоиндикации (по беспозвоночным);
3) исследование почвенно-растительно-го покрова на экспериментальных площадках, жизненность древесных растений;
4) изучение и наблюдение за жизнедеятельностью животного мира.
Гак, проведенные экологические исследования и анализ состояния природно-антропогенного комплекса на данной территории (Гапдым) позволили участникам практики сделать вывод о том, что антропогенная нагрузка возрастает, а это дает свои отрицательные результаты. Крупных представителей животного мира и следов их жизнедеятельности не обнаружено. Исследования почвенно-растительного покрова показали, что лес еще многоярусный. Однако жизненность древесных растений имеет угнетенный вид. Наблюдается сильное антропогенное воздействие. Результаты практических работ (наблюдений) оформлены в отчеты, которые могут использоваться учителями в своей педагогической деятельности.
Исследовательская деятельность является необходимым средством формирования ноосферного мышления, мировоззрения и личностного развития. В практике организации данного вида деятельности в институте наиболее распространенными являются:
• творческие работы;
• реферативные работы (литературные обзоры);
• проекты (исследовательские, информационные, практико-ориентированные);
• отчеты об экспедициях и поездках;
• мониторинговые исследования.
Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность обучающегося как при выборе методик, так и при
обработке собранного материала. Результат исследования выступает не как самоцель, а лишь как средство обучения участников исследовательской деятельности. Учебно-ис-следовательская деятельность слушателей направлена на ознакомление с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, выработку умения обобщать данные и формулировать результаты.
Неординарными по форме проведения стали организованные институтом совместно с Главным управлением природных ресурсов по Тамбовской области практико-ориентированные семинары с выездом в «Воронежский заповедник», с. Тулиновку, на Святое озеро, где учителя получали от специалистов обширную экологическую информацию о флоре и фауне, выполняли индивидуальные работы исследовательского характера. Участие учителей в полевых лагерях, исследовательских экспедициях, посещение заповедников и других природных комплексов обогащают их не только новой научной информацией, новыми идеями, но и дают новые импульсы к дальнейшей экологической работе ;а-щимися.
Активные формы работы со слушателями, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности, способствуют проецированию их в образовательные учреждения.
Как показывает практика, последнее время учащиеся области принимают активное участие во всероссийских и региональных конкурсах исследовательских работ: Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, областной конкурс учебно-исследовательских проектов учащихся «Я и Земля», конкурс «Юных друзей природы» среди учреждений дополнительного образования и другие, целью которых является привлечение учащихся к изучению наследия В.И. Вернадского, экологической обстановки своего края, культурно-исторического наследия.
Широкое распространение получила и такая форма исследовательской работы как проектная. Проектная деятельность учащихся по исследованию различных экосистем (экосистем смешанного леса и соснового бора; экосистемы малых рек; промышленной экосистемы) включает исследование расти-
тельного и животного мира, выявление уровня антропогенной нагрузки, разработку мероприятий по охране экосистем. В рамках каждого мини-проекта прослеживаются межпредметные связи экологии с химией (исследование кислотности почв), географией, историей родного края (изучение социоприродных экосистем), ботаникой, зоологией. Результаты проектной деятельности становятся достоянием учащихся, педагогов гак своей школы, так и других. В качестве примера хочется привести опыт проектной деятельности Тулиновской средней школы Тамбовского района. В школе созданы банк презентаций по проведенным исследованиям и сайг «Виртуальный музей Тулиновского леса».
При организации системы повышения квалификации работников образования, на наш взгляд, особое внимание необходимо уделить учителям сельских школ, вооружив их современными методиками и технологиями работы в экологическом направлении.
Роль сельского учителя в развитии непрерывного экологического образования, создании новой системы ценностей, в формировании новой экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде и гражданской ответственности за сохранение ее качественных параметров очень велика. Это объясняется спецификой сельской школы. Особенностью сельской малочисленной школы является огромное влияние, наиболее ярко выраженное, чем в городских школах, окружающей среды на учебно-воспитательный процесс. Осуществляя обучение, учитель сельской школы должен осознавать широкое и разностороннее взаимодействие личности с деревенской средой, влияние близости к природе на большую склонность детей к чувственному восприятию мира, к созерцанию и на формирование определенного типа мышления. Как отмечают ученые, в деле формирования экологической культуры более важную роль играют виды учебной деятельности по социализации сознания личности, а не глубокие научные знания, например, об «организации и функционировании экосистем разного уровня», к чему стремятся сегодня еще многие педагоги [8]. Благоприятными условиями активизации познавательной деятельности школьников являются проблемные темати-
ческие экскурсии на природу, на сельскохозяйственные предприятия, оценка экологического состояния рек в ходе выполнения практических работ и следующих заданий:
• рекогносцировочное обследование реки для создания первоначальной картины экологического состояния водоема;
• исследование проб макрозообентоса для установления качества воды;
• лпгча попарно пплплплпип и 1п*лплтч1л
" ^пр^/дч>;1Ч/пг1Ч/ 1и1идиридпл п I IIV/ -
сти прибрежных почв;
• изучение прибрежной водной растительности и т. д.
Такой положительный практический опыт интеграции усилий педагогов и окружающей социатьной среды в экологическом образовании имеет огромное значение.
Следует заметить, что постоянное соприкосновение с природой дает возможность учащимся наблюдать за влиянием техносферы на природную среду и изменения последней.
Это позволяет создавать эколого-обра-зовательную среду как средство социализации личности, более полно представлять не только познавательный, но и ценностный, нормативный и деятельностный компоненты содержания экологического образования. Такая концепция внедряется на базе Новоля-динской СОШ Тамбовского района.
Мы считаем, что развитие ноосферного образования может быть достигнуто за счет перестройки системы подготовки педагогических кадров на современной содержательной, методической и информационной основе. Быстрое развитие информационно-коммуникационных средств создает новые эффективные условия обучения. Внедрение в процесс обучения ИКТ с целью получения интегрированной учебной информации не только обогащает содержание обучения, но придает ему логический и поисковый характер. Соединение уникальных возможностей современных коммуникационных технологий и информационно-образовательных ресурсов создает реальные условия для информационно-образовательного пространства с ноосферной ориентацией, которое отличается доступностью как для всех организаций, учреждений, так и отдельной личности. Таким образом, следующим направлением экологического образования и просвещения учителей является инфор-
мационное обеспечение. Как никогда остро встает проблема экологичности информации, ее чистоты и объективности. Экологичность информации зависит от взаимоотношений человека с информационной системой, с социальной и культурной средой, от прямых и побочных влияний информационной деятельности на духовное и психологическое здоровье человека. Принципы экологичности информации находят свое основное выражение в охране нравственного здоровья человека, поддержке его созидательной деятельности, сохранении и восстановлении элементов его духовной среды. Все это создает информационную картину новых моральных ценностей, направленных на бережное и внимательное отношение к человеческой среде обитания.
Учитывая тот факт, что основу экологических знаний составляет экологическая информация, имеющая социальное значение, обладающая духовной, культурной ценностью народного достояния, в институте серьезное внимание уделяется созданию и накоплению информационных ресурсов по данной проблеме. С этой целью разрабатываются:
■ рубрика «Экология» банка педагогической информации;
■ дидактический пакет «Экология», включающий теоретические и концептуальные вопросы экологического образования, учебные программы, методику проведения занятий и внеклассных мероприятий и т. д.;
■ авторские программы, учебные и методические пособия с экологическим содержанием;
■ раздел «Экологическое образование» банка передового педагогического опыта, отражающий опыт решения экологических проблем на местном, национальном и глобальном уровнях.
Для оперативного поиска информации по профильным курсам экологии, учебникам и другим инновациям, связанным с экологическим образованием, широко используются автоматизированные информационные системы.
В создании экологического информационно-образовательного пространства большая роль принадлежит организации и проведению первого областного аукциона педагогических идей по проблеме экологического образования. Аукцион способствовал:
- интеграции усилий педагогов в области экологического образования молодежи;
- выявлению передового педагогического опыта в области экологического образования и просвещения;
- поиску педагогических идей по информационно-методическому обеспечению процесса экологического образования обучающихся;
• ПЛПЛПТ101П11Л 11|1гКлУМ4ЛМНЛ1П}Л г\£\г\
I IV»I lU^lliVlirilV riliu/upiviuunvill IVWUUJVUU-
тельных ресурсов области по проблемам экологического образования;
- расширению диапазона профессионального общения;
- привлечению внимания органов местного самоуправления к образовательной деятельности, связанной с проблемами экологии.
На аукцион был представлен 31 информационно-образовательный ресурс из учреждений всех типов и видов. Отличительной особенностью проведенного аукциона является:
• глубина и разнообразие представленных ресурсов от разработок отдельных мероприятий до электронных учебников и учебно-методических комплексов;
• широкое использование средств информационных технологий - каждое второе представление информационно-образовательного ресурса сопровождалось мультимедийными презентациями.
По итогам аукциона определились победители в следующих номинациях:
• за лучшую учебно-методическую разработку - Егорова Е.Н., учитель биологии Инжавинской сш № 2;
• за лучшую учебную программу - Воронова JI.A., учитель химии сш № 1 г. Мичуринска;
• за лучший электронный учебник -Буренин Е.П., учитель химии, Буренина Л.А., учитель биологии Парско-Угловской СШ Моршанского района;
• за лучший научно-методический проект - Федорова Е.С., учитель географии, Максакова Н.В., учитель биологии, лицей № 7 г. Тамбова;
• за лучший учебно-методический комплекс - авторский коллектив Тулинов-ской средней школы Тамбовского района (директор Антюфеева Т.А.).
Формирование экультуры педагогического сообщества немыслимо без трансляции опыта учителей по данной проблеме, которая осуществляется посредством проведения выставок-ярмарок, научно-практических конференций, конкурсов и т. д.
Ярким событием последних лет стали первый областной конкурс «Педагог-эколог года», в котором приняли участие 17 педаго-гов-экопогов, и первая областная выставка «Школа 2002», где был представлен опыт работы по экологическому образованию 15 педагогическими коллективами. Конкурс «Педагог-эколог года» является для участников тем форумом, где они делятся своим опытом, размышляют, презентуют свою творческую деятельность, привлекая внимание педагогов всей области.
На ежегодных традиционных конференциях, посвященных изучению наследия В.И. Вернадского, демонстрируется вклад сферы образования в формирование эколого-культурно-образовательного пространства региона.
Данные мероприятия являются составной частью Программы экологического образования, воспитания и просвещения населения Тамбовской области на 2002-2005 годы. Таким образом, через обозначенные направления, Институт решает проблему экологического образования, обеспечивая слушателей системой экологических знаний.
Все это позволит вывести организацию экологического образования на уровень активного социального творчества, расширяющего, с одной стороны, потенциальные возможности развития человека, с другой стороны, способствующего интеграции и переработке различного рода информации в социальной системе, основной целью которой является формирование ноосферного сознания, присущего любому экологически образованному культурному человеку.
Перспектива реализации стратегических направлений развития системы ноосферного образования предусматривает:
- обеспечение возможности получения непрерывного экологического образования в системах дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования в соответствии со склонностями и способностями индивидуума и потребностями общества;
- обеспечение развития и реализации экологических образовательных проектов, программ в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, в системе профессионального образования;
- комплексное научно-методическое и информационное обеспечение ноосферного образования, подготовку и переподготовку соответствующих кадров;
- развитие материально технического и финансового потенциалов учреждений, занимающихся экологическим образованием, воспитанием, просвещением;
- перестройку управления системой экологического образования и воспитания на основе солидарной ответственности государственных, муниципатьных органов управления образованием, образовательных учреждений за обеспечение прав граждан на экологическое образование, информированность о состоянии окружающей экологической среды и мер по ее выздоровлению;
- развитие ресурсного, информационного, инвестиционного, кадрового потенциалов системы.
Трансляция опыта учителей по экологическому образованию учащихся школ осуществляется посредством проведения выста-вок-ярмарок, отражающих достижения но данному направлению, научно-практических конференций и т. д. Анализ данных мероприятий показывает, что возросло количество различных форм экологического образования и воспитания, используемых учителями географии. Это и работа городских школьных экологических лагерей, и проведение конкурсов творческих исследовательских работ, олимпиад школьников и др.
Все это способствует развитию экологического образования и воспитания, основными компонентами содержания которого в школе должны стать:
• научно-познавательный - раскрывает свойства предметов, их многообразие, связи между ними, проблемы окружающей среды, представления о научной картине мира;
• ценностный - раскрывает многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека, понимание природы как универсальной ценности, необходимости бережного к ней отношения на разных уровнях взаимодействия;
• нормативный - включает систему моральных и правовых принципов, норм и правил поведения человека и его деятельности в природе и социальном окружении, так как только при усвоении понимания и сознания того, что человек делает в природе, социальной среде, будут закладываться и формироваться основы экологической культуры;
• деятельностный - предполагает овладение учащимися знаниями о природе, взаимодействии человека с ней, «интеллектуальными и практическими умениями и навыками, которые направлены на усвоение приемов причинного и вероятностного мышления в области экологии, требующие формирования опыта принятия экологически целесообразных решений, выбора оптимального пути по разрешению противоречий, возникающих в процессе взаимодействия природы и общества» [6].
1. Захлебный А.Н. Непрерывное экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе. М., 2001.
2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
4. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).
5. Кудинosа Л М. Филон в и kg IQ Л Экология Липецк, 1999.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.
7. Филлипов В.М., Тихомиров В.П. Открытое образование - стратегия XXI века для России. М., 2000.
8. Шилова B.C. Экологическое образование школьников. Белгород, 1996.
Поступила в редакцию 14.12.2003.