В динамичном развитии техногенной цивилизации с ее революциями в космологии и астрофизике, естествознании и обществознании просматриваются контуры антропогенной цивилизации, о чем свидетельствует индивидуализация современного общества. Именно такого рода глобальные изменения продуцируют рост значимости гуманизации взаимоотношений между людьми, укрепление взаимодействия тенденций технизации и эстетизации социума [7, с. 28-31]. Данные глобальные изменения весьма рельефно проявляются в новом отношении к индивидам с ограниченными возможностями, в том числе и к инвалидам, что расширяет горизонт актуализации их творческого потенциала в современном спорте. Более того, возникающие благодаря ряду революций в сфере науки и техники новые технологии способствуют самореализации индивидов с ограниченными возможностями, осуществлению поиска смысла жизни, чтобы избежать экзистенциального вакуума, обусловленного их физическими недостатками.
Именно ряд видов спорта как одной из специализированных сфер культуры в силу гуманизации современной жизни дает спектр возможностей для включения инвалидов и людей с физическими недостатками в полноценную жизнедеятельность. В этом плане заслуживают внимания параолимпийские игры, которые включают в себя летние виды спорта (бочча, тяжелая атлетика (пауэрлифтинг), легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо для слабовидящих, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование на колясках, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, теннис, адаптивная гребля, парусный спорт) и зимние (лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, следж-хоккей, керлинг на колясках). Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Л. Гутмана. Он, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Гутманом на практике доказано, что спорт для людей с физическими недостатками создает необходимые условия, чтобы индивиды были способны вести успешную деятельность, восстанавливать психическое равновесие, имели возможность вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков.
Следует иметь в виду, что летние параолимпийские игры традиционно проводятся с 1960 г., а зимние - с 1976 г., после Олимпийских игр, причем существенной является их социокультурная аналогия. Ведь значение современных Олимпийских игр выходит далеко за рамки спортивных соревнований, т.к. они приобрели статус культурного феномена. Иными словами, Олимпийские игры представляют собой форму социальной памяти и выполняют те же основные функции, что и праздник как социальный институт, а именно: «коммуникативную, идеологическую, компенсаторную, рекреативную, интегративную, консервативную, подтверждение социального статуса, эмоциональнорефлективную, игровую и т.д.» [2, с. 9]. Поскольку ядром этих состязаний является игра, они в качестве эстетического феномена культуры формируют эмоционально-чувственное отношение человека к наиболее значимым для его экзистенции смыслам и ценностям.
Это относится и к параолимпийским играм, которые позволяют человеку с ограниченными возможностями выявить свои физические и психические пределы и способности. В данном случае речь идет об эстетическом характере параолимпийских игр, в широком смысле - о значимости современного спорта в жизни людей с ограниченными возможностями. Именно современный спорт и его высшее проявление в Олимпийских и параолимпийских играх служит основой интеграции личных и общественных интересов, что придает экзистенции человека целостность и способность раскрыть себя миру. «Это значит, что каждый индивид сможет найти себя в мире и признать себя равным среди равных, что влечет за собой испытание пределов человеческих возможностей» [9, с. 159]. Данное положение приобретает особое значение для экзистенции человека с ограниченными возможностями.
Индивиды с ограниченными возможностями способны настолько реализовать свой творческий потенциал, что могут превзойти достижения здоровых людей. Если собрать воедино данные из таких областей, как медицина, антропология, спорт, искусство, психология и сравнительное религиоведение, то возникнет картина экстраординарных проявлений большинства следующих основных параметров: во-первых, сенсомоторные, кинестетические, коммуникационные и
познавательные способности; во-вторых, чувство боли и удовольствия; в-третьих, любовь; в-четвертых, жизнеспособность; в-пятых, сила воли; в-шестых, чувство «я» и различные телесные процессы [3]. Эти кажущиеся «сверхъестественными» вариации обычных способностей человека могут возникать спонтанно или в результате определенных практик, особенно спортивных, развиваться благодаря комплексу тренировок и упражнений.
В этом плане заслуживает внимания использование спортсменами боевых искусств, для того чтобы проявить свои скрытые способности, развернуть собственный креативный потенциал. Например, в 1962 г. японский тренер Аракава включил в бейсбольную технику своего ученика О тренировки концентрации ки (потока энергии в японском мировоззрении), центрирования и равновесия, чтобы его тело превратилось в «Каменное Тело», которое описано Мусаси, легендарным бойцом на мечах, и которое позволило выявить полный спектр психофизиологических возможностей человека [3]. Такого рода упражнения из репертуара восточных боевых искусств обогащают физические навыки, улучшают душевное состояние и служат катализатором для проявления разнообразных необычайных качеств, что следует иметь в виду при формировании способностей лиц с ограниченными возможностями, занимающихся спортом. В данном случае необходим социальнофилософский подход к анализу значимости восточных боевых искусств, которые открывают широкие возможности тела и разума, позволяя человеку с ограниченными возможностями превзойти здоровых спортсменов.
С восточными боевыми искусствами, а также музыкой и всем тем, что изменяет тело и психику человека, связана адаптивная философия физической культуры, в которой фундаментальную роль играет понятие жизнеспособности. С адаптивной философией физической культуры, в свою очередь, сопряжена концепция позитивного социального конструирования реальности с ее понятием живучести систем, приложимым к человеку как целостной системе [10; 11]. Понятие живучести системы означает способность системы к эффективному функционированию в случае ее повреждения или восстановлению этой способности на протяжении определенного времени. Применительно к человеку с ограниченными возможностями можно утверждать, что живучесть (жизнестойкость) представляет собой способность человека в контексте современного спорта преодолеть такие ограничения.
Преодоление спектра ограниченностей человека в современном спорте (и в других областях жизнедеятельности) связано с феноменом ощущения предельных возможностей индивида, когда для позитивного конструирования реальности используются нейротехнологии, модифицирующие тело и психику человека. Здесь речь идет о киборгизации человека на основе новейших технологий (hi-tech), что подразумевает симбиоз человека с системами искусственного интеллекта, функционирующего по принципам виртуальной реальности. «Модификация человека, его сознания и поведения при помощи современных технологий возможна на основе концепции “слабого ИИ” с использованием в гибриде человека и машины интеллектуального виртуального коммуниканта как субъекта обработки знания» [10, с. 212; 12]. Человек с ограниченными возможностями в процессе занятия тем или иным видом современного спорта может использовать тренажеры, чтобы моделировать в едином виртуальном пространстве любые реальные и воображаемые ситуации в нем. Например, автомобильный тренажер позволяет людям с ограниченными возможностями (и индивидам с полноценными возможностями) «сидеть в кресле гоночного автомобиля», «участвовать в гонках Формулы-1», «летать вокруг автомобиля», отождествлять себя с любой его частью.
Весьма рельефно значимость виртуального пространства, создаваемого компьютерноинформационными технологиями, проявляется в дистанционном обучении шахматам индивидов с ограниченными возможностями. Адаптивное шахматное обучение и воспитание обусловливают развитие ряда специальных способностей (владения компьютерной техникой, использования компьютерных технологий). Приоритетной задачей адаптивного шахматного обучения является формирование у занимающихся лиц с ограниченными возможностями осознанного отношения к своим силам и способностям», что в конечном счете приводит к тому, что «инвалиды могут играть в шахматы не только на равных со здоровыми людьми, но и опережать их» [5, с. 60]. В данном случае
используются следующие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): шахматные
обучающие и игровые компьютерные программы, вполне определенные информационно-поисковые системы, шахматные учебно-методические комплексы и электронные схемы шахматного мышления, шахматные интернет-порталы, виртуальный шахматный клуб. Таким образом, мультимедийные возможности виртуальной образовательной среды позволяют раскрыть индивидам с ограниченными возможностями свой креативный потенциал [5, с. 61-62].
Применение информационно-коммуникативных технологий в спорте для преодоления ограниченных возможностей требует социально-философского осмысления, что порождает качественно новые этические, медицинские и юридические проблемы, связанные с определением принципов жизнедеятельности в искусственно конструируемой социальной и культурной реальности. С возрастанием роли новейших технологий - информационно-коммуникационных, биомедицинских и других - усиливается индивидуализация способностей человека в современных спортивных играх. Опыт спортивных соревнований свидетельствует о том, что в немалой степени увеличивается значимость индивидуальных способностей в командных видах спорта, чем вызвана потребность в диагностике этих способностей. Однако данная проблема до сих пор является весьма сложной, потому что «способности - это сложные многоуровневые структуры, включающие множество параметров из различных сфер личности и организма человека», которые «находятся в трудных и запутанных отношениях друг с другом, которые, в свою очередь, во многом определяются наследственностью» [1, с. 32].
Действительно, в науке установлена зависимость индивидуализации животных, особенно высших позвоночных, от процесса эволюции их адаптивных возможностей. Палеонтолог Дж. Симпсон отмечает, что, во-первых, способность реагировать на разные виды внешних стимулов «...находится в прямой зависимости от способности к адаптации и часто влечет за собой прогресс индивидуального разнообразия»; во-вторых, «расширение спектра и увеличение разнообразия реакций у индивидуального организма делает его более независимым и уникальным в его реакциях и отношениях»; в-третьих, «в ходе эволюции человека прогресс своеобразия индивидуального организма и индивидуализация в рамках вида достигли совершенно новых высот» [4, с. 191]. Эта сформированная в процессе животной и человеческой эволюции индивидуальность проявляется в идентичности человека в двух сверхнормальных способностях, а именно: осуществление
идентичности, которая превосходит эго, что свойственно деятельности человека в различных сферах жизни,
и существование сложного когнитивно-эмоционально-поведенческого репертуара (субличности), наблюдаемой у креативных индивидов. Такие способности выражают себя множеством способов, в том числе «через тело, ум и дух, через память и работу» [4, с. 193]. Применительно к спортивным играм здоровых людей и людей с ограниченными возможностями это означает, что их творческий потенциал можно раскрыть благодаря «оптимальной стратегии совершенствования спортивного мастерства» [1, с. 33]. Более полное и эффективное использование креативного потенциала спортсмена (с полноценными или с ограниченными возможностями) зависит от индивидуального характера игрового стиля и оптимальных путей формирования спортивного мастерства.
Индивидуальное развитие человека детерминировано генотипом, имеет природные ограничения и одновременно зависит от создаваемого культурой дополнительного поля развития, формы которой переходят от поколения к поколению: «То, что переходит, - культура - это квинтэссенция социальноисторического опыта людей, продукт общения, обмена опытом и социального отбора наиболее надежных и рациональных технологий формирования условий жизни, форм деятельности и социально важных качеств личности» [6, с. 3]. В данном случае переплетаются две модели индивидуального развития: биологическая (генотип) и социальная (культура), стратегия
осуществления которых зависит от используемой парадигмы. В современном спорте индивидуальное развитие человека с полноценными и ограниченными возможностями адекватно описывается парадигмой синергетики - современной междисциплинарной науки о диалектике природных и социокультурных процессов [6, с. 5]. Парадигма синергетики позволяет преодолеть познавательно-
психологический барьер в виде теорий и концепций ограниченной ориентации, препятствующий самореализации творческого потенциала человека, и способствует включению резервных возможностей человека.
Именно парадигма синергетики дает возможность использовать в самореализации креативного потенциала человека с полноценными и ограниченными возможностями современный спорт посредством тренинга по обратной биосвязи. «Невероятное разнообразие сложных задач, которые спортсменам приходится преодолевать на земле, в воздухе и на воде; растущее количество новых игр и соревнований (и усложнение традиционных); изощренный анализ техники и физиологии, применяемый для высших достижений; широкий диапазон типов, культивируемых для соревнований в различных видах спорта; те боль и риск, и жертвы, на которые многие люди идут ради спортивных достижений, - все это демонстрирует возможности и стремление достичь нового уровня и типа деятельности. Рассматривая спорт во всем его многообразии, можно вообразить, что современный мир невольно превратил его в огромную лабораторию по экспериментированию над нашими физическими возможностями» [4, с. 526]. Необходимо помнить, что реализация творческого потенциала человека с полноценными и ограниченными возможностями зависит и от его сознания, т.к. тело и психика влияют друг на друга во время спортивных соревнований.
Раскрытие латентного потенциала человека с полноценными и ограниченными возможностями и самореализация его креативного потенциала тесно связаны с поиском смысла жизни. В современной науке установлено, что смысл жизни - это одна из трех специфически ориентированных потребностей человека, закрепляющих его зрелые формы поведения [7]. В природу человека вписана потребность поиска смысла жизни, чтобы разрешить проблему смерти. «Проблема смысла жизни на социальнонравственном уровне выражает проблему соотношения конечного бытия человека и бесконечного бытия мира в целом, соотношение смертности и бессмертия, которая по-разному звучит в зависимости от социально-исторического контекста, от условий человеческого бытия» [8, с. 39]. Вопрос о смысле жизни имеет особенное значение для человека с ограниченными возможностями, которые создают у него экзистенциальный вакуум, сопряженный с бессмысленностью жизни. Именно занятия спортом позволяют человеку с ограниченными возможностями раскрыть собственные способности, реализовать свою сущность, что формирует у него чувство полноты бытия.
Литература
1. Бриль М.С. Индивидуализация в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 2001. № 5.
2. Исинбаева Е.Г., Якимович В.С. Современные Олимпийские игры - праздник идеалов олимпизма // Теория и практика физической культуры. 2010. № 8.
3. Мерфи М. Будущее тела. Исследование дальнейшей эволюции человека. М., 2010.
4. Михайлова И.В., Костьев А.Н. Дистанционное обучение шахматам лиц с ограниченными возможностями // Теория и практика физической культуры. 2008. № 6.
5. Наталов Г.Г., Козловцев В.Е. Стратегия развития физической культуры и парадигма синергетики // Теория и практика физической культуры. 2002. № 4.
6. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
7. Панкратович Т.М., Купцова В.Г., Горбунов А.Ю. Интерактивные технологии в процессе развития коммуникативного творчества студентов института физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2012. № 2.
8. Поликарпов В.С. Феномен «жизнь после смерти». Ростов н/Д, 1995.
9. Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Феномен человека - вчера и завтра. Ростов н/Д, 1996.
10. Поликарпова Е.В. Современные ИКТ и «психокосмос» человека. Таганрог, 2011.
11. Стекольников Ю.И. Живучесть систем. СПб., 2002.
12. Шапиро Д.И. Виртуальная реальность и проблемы нейрокомпьютинга. М., 2008.