Научная статья на тему 'Специальное олимпийское движение Санкт-Петербурга в процессе инкультурации и социализации личности инвалидов'

Специальное олимпийское движение Санкт-Петербурга в процессе инкультурации и социализации личности инвалидов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
369
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГАРМОНИЧНОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНВАЛИДА / ENCULTURATION / SOCIALIZATION / SPECIAL OLYMPIC MOVEMENT / HARMONIOUS AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL / ART PRACTICES / MODES OF INTRODUCTION / LIFE SPACE OF PHYSICALLY CHALLENGED PEOPLE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Белозерова Галина Михайловна

В статье отображается процесс инкультурации и социализации участников специального олимпийского движения и механизмы внедрения художественных практик в жизненное пространство инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL OLYMPIC MOVEMENT OF SAINT PETERSBURG IN THE CONTEXT OF ENCULTURATION AND SOCIALIZATION OF THE PHYSICALLY CHALLENGED PEOPLE

The article discusses process of enculturation and socialization of the participants of the special Olympic movement. The author considers ways of introduction of the art practices into the life of the physically challenged people.

Текст научной работы на тему «Специальное олимпийское движение Санкт-Петербурга в процессе инкультурации и социализации личности инвалидов»

УДК 37.036 Белозерова Галина Михайловна

соискатель кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств [email protected]

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ПРОЦЕССЕ ИНКУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИНВАЛИДОВ

Аннотация:

В статье отображается процесс инкультурации и социализации участников специального олимпийского движения и механизмы внедрения художественных практик в жизненное пространство инвалидов.

Ключевые слова:

инкультурация, социализация, специальное олимпийское движение, гармоничное и духовное развитие личности, художественные практики, механизмы внедрения, жизненное пространство инвалида.

Belozerova Galina Mikhaylovna

PhD applicant of the Theory and History of Culture Department, St.-Petersburg State University of Culture and Arts

[email protected]

SPECIAL OLYMPIC MOVEMENT OF SAINT PETERSBURG IN THE CONTEXT OF ENCULTURATION AND SOCIALIZATION OF THE PHYSICALLY CHALLENGED PEOPLE

Summary:

The article discusses process of enculturation and socialization of the participants of the special Olympic movement. The author considers ways of introduction of the art practices into the life of the physically challenged people.

Keywords:

enculturation, socialization, Special Olympic movement, harmonious and spiritual development of the individual, art practices, modes of introduction, life space of physically challenged people.

В настоящее время в отечественной науке наблюдается повышенное внимание к теме развития параолимпийского движения, его возможностей в сфере гармоничного развития личности ребенка-инвалида. Принцип культурной социализации и реабилитации инвалидов -участников параолимпийского движения - нуждается в теоретическом обосновании, практической апробации и реализации в жизненное пространство. Актуальность этой темы определяется наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. В России, как и во всем мире, растет число инвалидов, что приводит к превращению их во все более значительную в количественном отношении социальную группу, субкультуру. Проводимые в рамках государственных федеральных программ мероприятия по улучшению условий жизни инвалидов, не решают проблемы, которые актуальны для них в настоящее время. Коммерциализация современного спорта превратила его в зрелищную индустрию, подрывающую этот высокий идеал.

Обращаясь к олимпийским принципам Пьера де Кубертена, можно сказать, что само понятие «олимпизм» претерпело достаточно серьезные изменения. В своем изначальном понимании олимпизм, олимпийское движение - это важнейшие социальные явления в современном жизненном пространстве человека. Это движение общественное, основанное на принципах и идеалах олимпизма, объединяющее в своих рядах организации и людей независимо от их социального положения, политических и религиозных взглядов, расового происхождения, пола и возраста, способствующих развитию любительского спорта. Олимпийские игры - это комплексные международные соревнования, несущие в себе социальный, эстетический, гуманистический, культурный, духовный, моральный опыт человечества.

Параолимпийские игры - соревнования и различные мероприятия для инвалидов по специальной программе. Все достижения параолимпийцев имеют ценность лишь тогда, когда соответствуют высоконравственному поведению участников, а их тренеры, судьи, волонтеры отдают предпочтение гуманистическим ценностям. Их смысл скорее гуманитарный, чем технократический. Хотя и в параолимпийском движении также идет экспансия зрелищности и технократизма.

Барон Пьер де Кубертен говорил так: «Спорт может вызвать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к

бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями демократических государств, как республиканских, так и монархических» [1, с. 22].

Идеал личности олимпийца как «человека совершенного» и увлечение Кубертена историей и философией Древней Греции определило его деятельность, направленную на совершенствование калогатийной личности, подразумевая под этим понятием характерное сочетание внешних достоинств с внутренними, духовными, нравственными качествами, гармонии души и тела. Важным средством «облагораживания спорта» он считал его интеграцию с искусством и возрождение «спортивной религии», что, по его мнению, характерно для спорта античности [2, с. 3-8].

Несмотря на положительные моменты, современное олимпийское и параолимпийское движение представляют собой весьма сложный процесс. Этическая реальность современного спорта - групповая и корпоративная мораль, преобладание технократического стиля мышления над гуманистическим, где самоцелью является достижение спортивного результата любой ценой. Духовная и морально-эстетическая проблематика олимпизма, провозглашенная Пьером де Кубертеном, нуждается в совершенствовании.

Одной из форм работы по социализации инвалидов является вовлечение их в сферу физической культуры и спорта. Успехи инвалидов в сфере физической культуры и спорта породили параолимпийское движение. Параолимпийское движение стало символом торжества человеческого духа, солидарности, гуманизма. Эти принципы во многом созвучны тем, которые были заложены в основу олимпийского движения Пьером де Кубертеном. В наши дни современное олимпийское движение, основанное на технократизме профессионального спорта, не всегда созвучно гуманистическим целям и тому образу человека, которое провозглашал Пьер де Кубертен.

В целях возвращения к гуманитарному смыслу параолимпийского движения предпринимается ряд мер. Так, при поддержке Правительства города в Санкт-Петербурге создана общественная организация, которая занимается проблемами детей и подростков - участников параолимпийского движения. Специальный олимпийский комитет, Президиум СОК, художественный и спортивный совет, разработали и утвердили программу, в которой обозначены задачи и принципы работы с «особыми» детьми в творческом (специальное искусство) и спортивном (специальная олимпиада) направлении средствами физической культуры, спорта и творчества.

Поскольку задача Специального Олимпийского движения - вовлечение как можно большего количества детей с проблемами здоровья в жизнь общества, программа «Спешил Арт» -это возможность приобщения участников движения к физической культуре, спорту через организацию активного отдыха, двигательных развлечений, приобщению к миру прекрасного, культуре, через устройство праздников и спортивных ритуалов, ведь спорт это составная часть не только физической культуры, но и общей культуры. Такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, танцы на колясках, спортивная аэробика, конный спорт содержат в себе элементы искусства, художественные образы, невозможные без музыки, хореографии, театрализации, красивого костюма, а главное - внутренней гармонии человека и чувства красоты происходящего. Поэтому основная идея развития взаимосвязи и взаимодействия спорта и творчества была поддержана Президиумом Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга, основные мероприятия которого проходят в форме «Фестивалей спорта и творчества» под очень значимым названием «Ветер Надежды».

Основной целью фестивалей является помощь детям и подросткам с проблемами интеллекта в социализации и инкультурации жизненного пространства с предоставлением равной возможности развития, демонстрации своих способностей и творческого потенциала посредством использования художественных практик для развития гармонической (калогатийной) личности. В процессе реализации программы «Спешил Олимпик» и «Спешил Арт» участники Специального Олимпийского движения осваивают образцы культурного поведения и культурных норм в обществе, развивают творческие способности и физическую культуру спорта, приобретают коммуникативные навыки, умение понимать и принимать красоту, чувствуют себя сопричастными к происходящим событиям.

Программа «Спешил Арт» предусматривает большое количество культурных мероприятий, праздников, соревнований, олимпиад (Всероссийских и Международных), выставок. В подготовке к ним задействованы различные направления художественных практик, которые используются в процессе инкультурации и социализации личности. Дети и подростки, принимающие участие в специальном и параолимпийском движении, соприкасаются с настоящим миром культуры и искусства, миром образов, красоты и совершенства, которые дают возможность для дальнейшего гармоничного развития личности, приобретения коммуникативных навыков и социализации жизненного пространства.

Предоставляя возможность каждому участнику специального олимпийского движения раскрыть свои способности в спорте и творчестве, продемонстрировать свои достижения на лучших площадках города, страны и мировых соревнованиях, использование художественных практик в инкультурации личности, убеждает нас в том, что условия, созданные для параолимпийцев, дают новые надежды на самореализацию и вхождение в социум, где не всегда толерантно, а порой и жестоко, относятся к «особым» детям [З, с. 7].

Одновременно с этим Специальное Олимпийское движение преследует еще одну цель -изменить отношение к детям - инвалидам, участникам параолимпийского движения. Эта проблема очень актуальна и своевременна, так же как актуален механизм внедрения художественных практик в социализации и инкультурации «особых» детей, жизненное пространство которых, как правило, не приспособлено для дальнейшего существования после окончания выступлений в спорте и творчестве.

В связи с этим мы пришли к выводу, что участие инвалидов, детей и подростков в парао-лимпийском движении не дает (по классификации ВОЗ) в полной мере возможности для полноценной социализации и инкультурации личности. Художественные практики являются актуальным, эффективным механизмом инкультурации и социализации личности, дают возможность рассмотреть через культуру свое представление о мире, развивают эмоциональную сферу и восприятие, возвращают к изначальному идеалу гармоничной личности, заложенной древними греками и основными принципами олимпийского движения, инициируемые Пьером де Кубертеном.

Ссылки:

1. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. М., 2011.

2. Кубертен П. де. Спорт и искусство // Спорт, духовные ценности, культура: сборник / сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, H.H. Чесноков. М.,1998. Вып. 5. С. 3-8 ; Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. С. 170.

3. Шамрай Т.А. Санкт-Петербург: программа «Спешил Арт» // Адаптивная физическая культура. 2000. № 3-4. С. 6-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.