УДК 37.036 Белозерова Галина Михайловна
соискатель кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств [email protected]
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА И СОВРЕМЕННОЕ ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Belozerova Galina Mikhaylovna
PhD applicant of the Theory and History of Culture Department, St.-Petersburg State University of Culture and Arts
PIERRE DE COUBERTIN’S HUMANISTIC IDEALS AND MODERN PARALYMPICS MOVEMENT
Аннотация:
В статье отображается процесс инкультурации и социализации участников Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, гуманистические идеи Пьера де Кубертена, как источник гармоничного развития личности.
Ключевые слова:
гуманистические идеалы, Пьер де Кубертен, инкультурация, социализация, современное паралимпийское движение, гармоничное и духовное развитие личности, художественные практики, механизмы внедрения.
Summary:
The article shows the process of enculturation and socialization of participants of the Paralympic and Special Olympic movements. The author considers the humanistic ideas of Pierre de Coubertin as a source of the harmonious and spiritual development of a personality.
Keywords:
humanistic ideals, Pierre de Coubertin, enculturation, socialization, modern Paralympic movement, harmonious and spiritual development, art practices, modes of introduction.
Специальное Олимпийское и Паралимпийское движения представляют собой противоречивый процесс формирования, становления, развития и оформления в отдельную субкультуру и ценностную систему. Их предпосылками выступают разнообразные явления развития жизни современного общества.
Сильный импульс развития Специального Олимпийского движения и его настоящего облика принесли возрожденные в Х1Х столетии Олимпийские игры, пробудившие новое течение духовного образа жизни и гуманистической направленности физической культуры и спорта, выдвинутые Пьером де Кубертеном. Он не только возродил их, но и генерировал, зафиксировав свои идеи в Олимпийской хартии.
В понимании Пьера де Кубертена - Олимпийское движение, это «движение, порожденное извечным стремлением человека к миру и братству», являясь «школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как и физической выносливости и силы» [1].
Величайшие идеалы и ценности общечеловеческой и мировой культуры, к которым относятся свобода, совершенство, творчество, гармоническое развитие личности, мирные отношения, дружба, взаимопонимание, уважение (пиетет) и общение на личностном уровне, получили свое институциональное и законное оформление в Олимпийской хартии. Важным средством «облагораживания спорта» Кубертен считал его интеграцию с искусством и возрождение «спортивной религии», которая, по его мнению, характерна для спорта античности [2].
Несмотря на позитивную направленность основных идей Олимпийского движения, существует и обратная сторона медали. Превалирование профессиональных и групповых норм над цивилизованными (общекультурными), которые оформились в отдельную субкультуру с собственной идеологией, системой норм и ценностей. Олимпийские идеалы, символика, ритуалы, идеология спорта как необходимого культурного фактора прочно вошли в современную жизнь.
Все процессы и ценностное восприятие современного мира в настоящее время находят отражение в общественном сознании, в том числе спортивном. Их главным воплощением в спорте становится развитие ценностно-целевых установок и ориентаций. Превалирует технократизм и культ рекордов в противовес гуманистическим идеалам олимпизма Пьера де Кубер-тена. Спорт начинает смешиваться с реальностью практической жизни со своими проблемами, становясь сферой удовлетворения практических, политических и неспортивных интересов.
Гуманистический культурный потенциал спорта используется в настоящее время недостаточно полно и эффективно. Наблюдается девальвация нравственных и духовных ценностей, осо-
бенно в спорте высших достижений. На первый план выходят ценности, связанные с достижением материальных благ, славы, превосходства одного человека над другим, одной нации (страны) над другой и т.п. Кризис современного спорта видится в коммерциализации этой сферы деятельности в обществе, а также в подчинении ее утилитарным и прагматичным целям и ценностям.
Иногда решение проблемы гуманизации современного спорта связывают с формированием и развитием не просто более гуманной соревновательной модели спорта, а вообще с отказом от его соревновательного характера, в котором отсутствует разделение участников на победителей и побежденных.
В отличие от обычных спортивных соревнований, как правило, совместно и на равных участвуют люди разного возраста, пола, физического состояния и т.д., а кроме того любой зритель может стать игроком, и каждый игрок по собственной инициативе может задавать тон игре, изменять ее характер, то есть выступать в функции ее руководителя. Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор. Все это ориентирует участников «новых игр» на сотрудничество, а не на конкуренцию; на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия [3].
К таковым состязаниям можно отнести Специальные Олимпийские и Паралимпийские игры. Историография или происхождение движения людей с проблемами здоровья зародилась в конце ХХ столетия в связи с наличием большого количества людей, для которых такое направление социализации и инкультурации в обществе явилось шансом для вхождения в порой жестокий и несправедливый окружающий их мир.
С 1963 г. существует движение поддержки и помощи инвалидов - Special Olimpics International (далее - СОИ), основанное Юнис Кеннеди-Шрайвер в 1968 г. в США. Основной целью движения становится изменение отношения общества к людям с проблемами здоровья и социальной интеграции инвалидов с помощью спорта и творчества, гармонического и духовного развития личности.
В поддержку СОИ на XV зимних Олимпийских играх (1968) в Калгари президент Международного Олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал с Юнис Кеннеди-Шрайвер соглашение, согласно которому Специальная Олимпиада получила право использовать в своем названии слово «Олимпиада»: «Принимая во внимание усилия Special Olympics International, способствующие распространению занятий спортом среди лиц с умственной отсталостью, Международный Олимпийский комитет в официальном порядке признает Специальную Олимпиаду, которая настоящим получает разрешение на использование наименования “Олимпиада”».
Специальная Олимпиада предоставляет возможности для участия в спортивных и творческих мероприятиях лиц с проблемами здоровья всех уровней и способностей, используя для этого метод деления на дивизионы. Паралимпиада организует соревнования для наиболее подготовленных участников с ограниченными физическими возможностями. Как Специальная Олимпиада, так и Паралимпийское движение ставят основной целью социализацию и инкуль-турацию личности инвалидов средствами физической культуры и спорта, творческого раскрытия и самореализации в жизненном пространстве, важнейшим условием которого становится доброжелательное, толерантное отношение к ним в социуме.
Как правило, это весьма сложный процесс. Проблема заключается в том, что благотворительные фонды, общественные организации, оказывающие посильную помощь инвалидам, несмотря на все проблемы и кризисы, существовали и продолжают существовать в нашей стране. И хотя большинство из них занимается в основном материальной поддержкой людей с ограниченными возможностями, есть и такие, которые понимают, что нетрудоспособные граждане нуждаются, прежде всего, в действенной физической, психологической, организационной помощи.
Одной из форм такой поддержки Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, является социализации и инкультурации инвалидов, включающие в себя механизмы развития гармоничной личности с помощью художественных практик.
Первые Международные Паралимпийские соревнования людей с проблемами здоровья были проведены в 1960 г. в Риме. Наиболее полно в этом движении воплотился олимпийский принцип Пьера де Кубертена: «главное - не победа, а участие». Именно поэтому клятва паралимпийцев и Специального Олимпийского движения звучит так: «Позвольте мне победить, но если я не смогу, то пусть я буду сильным в этой попытке».
Наша страна присоединилась к международному Специальному Олимпийскому движению в 1988 г. на Паралимпийских играх в Сеуле. Возможность участвовать в спортивных и творческих состязаниях становится реальной возможностью социализации и инкультурации личности инвалидов.
В России идею международного паралимпийского движения с 11 апреля 1991 г. воплощает Специальный Олимпийский Комитет Санкт-Петербурга, региональная общероссийская
общественная благотворительная организация инвалидов «Искусство, культура и спорт», - для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью движения становится изменение отношения общества к инвалидам, помощь в социализации и инкультурации средствами физической культуры и спорта, творчества и искусства, самореализации и активизации в жизненном пространстве при условии доброжелательного, гуманного отношения и создания условий для раскрытия и развития их способностей и талантов.
В настоящее время Специальный Олимпийский Комитет представляет собой мощное объединение более 1Q тыс. детей и подростков, который проводит более 2QQ мероприятий ежегодно. Это признанный лидер в сфере адаптивной физической культуры и творчества в России, автор и воплотитель научных программ, признанных лучшими в Европе по социализации и ин-культурации людей с проблемами здоровья.
Движение охватывает в своей деятельности следующие направления:
1. Организация и проведение массовых спортивно-творческих мероприятий городского, всероссийского и международного уровней. Участие в Специальных Олимпийских и Паралимпийских играх.
2. Подготовка и участие сборных команд Санкт-Петербурга по З6 видам спорта в чемпионатах России, Европы, мира и Всемирных летних и зимних Специальных Олимпийских играх; подготовка и проведение Всероссийских универсиад студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура».
3. Разработка и исполнение долговременных творческих проектов (конкурсов, праздников, выставок, фестивалей).
4. Создание и модернизация рабочих мест для инвалидов.
б. Организация и реализация научно-методических и реабилитационных программ по адаптивной физической культуре и творчеству совместно с Правительством России и Администрацией Санкт-Петербурга.
6. Разработка, систематизация и воплощение в Российской Федерации комплексных программ по физической культуре и творчеству, таких как Всероссийские фестивали, выставки, презентации, концертные программы «Спорт и Творчество», «Ветер Надежды», включающих в себя механизмы внедрения художественных практик в жизненное пространство паралимпийцев.
Несмотря на положительные аспекты Специального Олимпийского и Паралимпийского движений, выявляются важные направления организации и использования художественных практик в процессе инкультурации и социализации лиц с проблемами здоровья. Специфика Паралимпийского движения и ее влияние на формирование личности рассматриваются как современное состояние Специального Олимпийского движения, этическая реальность современного спорта, гуманистические аспекты и корпоративная мораль, преобладание технократического стиля мышления над гуманистическим, где самоцелью является достижение спортивного результата любой ценой.
В сравнении с настоящим положением вещей противопоставляются олимпийские идеи и принципы Пьера де Кубертена, основоположника современного Олимпийского движения, где подлинная цель Паралимпийского движения заключается в том, чтобы способствовать построению лучшего мира путем гуманизации, гармонизации-калокагатийности, духовного и физического развития спортсмена-инвалида. Он считал, что идеи Олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы и мирного и физического соревнования» и будут способствовать культурному сотрудничеству народов. Барон Пьер де Кубертен говорил так: «Спорт может вызвать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями демократических государств, как республиканских, так и монархических» [4]. Современное развитие олимпизма должно идти по пути возрождения философии античного мира, пропагандируя гуманистическую направленность, благородные принципы этико-эстетических ритуалов, гармонизацию личности паралимпийца через художественные практики в процессе инкультурации и социализации личности.
Ссылки:
1. Де Кубертен П. Олимпийские мемуары II Серия Библиотека «РМОУ» I пер. с фр. М., 2Q11. С. З2.
2. Де Кубертен П. Спорт и искусство II Спорт, духовные ценности, культура: сб. I сост. и ред. В.В. Кузин,
В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. М., 1998. Вып. б. С. З-8; Де Кубертен П. Олимпийские мемуары. С. 17Q.
3. Суходольский Б. Спорт и защита мира II Межд. спорт. движение: экспресс-информация. Вып. 1Q. М., 1987. С. З-6.
4. Де Кубертен П. Олимпийские мемуары ...