В настоящее время большой интерес у общества вызывают возможности заложенного в человеке потенциала, раскрываемого спортом высших достижений. «Современные спортсмены-олимпийцы выходят за границы возможностей, данных человеку, в результате многолетних тренировок, а также усилий огромного числа ученых, врачей, тренеров и даже инженеров» [1, с. 119]. В связи с этим возникает фундаментальный вопрос о том, существуют ли границы возможностей и способностей человека и человека с ограниченными возможностями? Последнее не удивительно, т.к. известны случаи, когда спортсмены с ограниченными возможностями значительно превосходили здоровых представителей этой профессии.
В истории мировой культуры зафиксирован феномен ощущения предельных возможностей человека, в том числе и в спорте, на что обращает внимание Б. Лоу в своей книге «Красота спорта». «Ощущение скорости, - пишет он, - скорости в беге на коньках - это феномен, который трудно сравнить с каким-либо другим ощущением... Это действительно восторг: вы испытываете ощущение счастья, ваше тело чувствует, что все слилось в одном единственном усилии. И вы достигаете такой силы, такой инерции, какая вам нужна, и вы достигаете скорости, которая феноменальна; вы бы никогда не поверили, что можно мчаться так быстро... Разумеется, всего несколько раз в жизни вам доводится ощутить скорость именно так» [2, с. 140]. Подобного рода описания феномена предельных возможностей человека встречаются в мемуарах спортсменов, альпинистов, художников, писателей, летчиков и представителей других профессий. Этот феномен обозначают в литературе по-разному: самадхи, экстаз, творчество, измененные состояния сознания, катарсис и пр. Такие необычные переживания, описываемые как феномен ощущения предельных возможностей человека, способен испытывать и человек с ограниченными возможностями в контексте современного спорта только в экстремальных ситуациях. Иными словами, для социально-философского осмысления значимости современного спорта в жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями необходимо использовать философию и психологию экстремального мира.
Более того, в данном случае адекватным сложившейся ситуации в связи с феноменом ощущения предельных возможностей человека является адаптивная философия физической культуры. В ней объектом познания и трансформации выступают индивиды с физическими недостатками, в том числе и инвалиды, т.е. объект - это люди с ограниченными возможностями. В философии адаптивной физической культуры разграничение между понятиями «здоровье» и «инвалид» заменяется категорией «жизнеспособность» (жизненность, жизнестойкость, жизнеактивность), под которым подразумевают все уровни бытия человека: «от минимального обеспечения витальных процессов до высших проявлений потенций человека (установление рекордного достижения в телесном и (или) духовном развитии)» [3, с. 5]. Именно степень жизнестойкости позволяет любому человеку выполнять свои биологические и социальные функции, что необходимо для выявления условий самореализации творческих способностей человека: «Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их» [3, с. 6]. Примерами здесь могут служить судьбы А. Маресьева, Ф. Рузвельта, О. Скороходовой, С. Федорова и многих других. Это значит, что люди с ограниченными возможностями способны достигать таких результатов в своей жизнедеятельности, которые превосходят достижения здоровых людей благодаря воле, целеустремленности и одухотворенности.
Данный феномен может быть объяснен моделью человека как целостной системы, позволяющей описать индивидуальность и систематизировать множества образов природы человека. Эта модель создана американскими психологами Дж. Р. Ройсом и А. Пауэллом, она представляет собой супрасистему, состоящую из шести информационных систем [4]. Рассмотрим основные положения указанной выше модели человека Дж. Ройса и А. Пауэлла. Первое положение эти авторы формулируют следующим образом: «Человек не есть машина». Их главный аргумент заключается в том, что подход, трактующий человека как машину, не может объяснить многообразие личности. Оказывается, сущность машины основана на единообразии или самоидентичности, тогда как
фундаментальная особенность личности человека, напротив, такова, что она проявляется в плюральном множестве образов реальности, в том числе и представлений о человеческой природе. Заслуживает внимания существование возможной связи между индивидуальными образами своего «Я» и культурными образами природы человека. При этом индивид должен обнаружить (или сконструировать) смысл экзистенции своего «Я», а культура - создать осмысленный образ общественной реальности. Поиск смысла диктует каждому индивиду необходимость рефлексировать над вопросом: «Кто я?», что заставляет его конструировать образы своего «Я», оказывающих интегральное влияние на все его мысли и действия. Аналогичная ситуация сложилась и при формировании представлений культуры о природе человека, необходимых для постижения социальной действительности, чтобы затем влиять на мысли и действие социальных групп.
Дж. Ройс и А. Пауэлл исходят из положения, согласно которому основой образов своего «Я» и образов человека, созданных обществом, являются определенные стилевые и ценностные установки. Из этого органически вытекает второе положение, формулируемое в виде постулата «человеческая личность есть совокупность систем». Теоретические исследования индивидуальных различий в функционировании психики показали, что личность человека представляет собой комплекс шести сложных систем обработки информации. Это: 1) сенсорная (ощущающая), 2) моторная
(двигательная), 3) когнитивная (познавательная), 4) эффективная (эмоциональная), 5) стилевая, 6) ценностная. Сенсорная и моторная системы расположены на периферии, их функция состоит преимущественно в кодировании и декодировании поступающей информации. Когнитивная и аффективная - находятся около центра, их роль является ведущей в процессах обучения и адаптации. Так, функция когнитивной системы заключается в идентификации инвариантов, тогда как аффективная система задает оптимальные уровни внутреннего возбуждения. Стиль и ценность выступают в качестве центральных узлов, детерминирующих направленность функционирования других систем. Каждая из систем - это многоуровневая и иерархическая структура.
Многоуровневая, иерархическая структура личности в данной модели изображается в виде следующей схемы.
Здесь сенсомоторный уровень личности - передаточный слой или слой управляемых процессов; познание и аффект образуют преобразовательный слой; стиль и ценность - слой самоорганизации или интеграции. Подсистемы стиля и ценности определяют индивидуальные различия каждой из областей. В результате взаимодействия этих шести систем возникают большие психологические образования. Так, эмоции представляют собой результат взаимодействия, прежде всего познания и аффекта, познание и стиль становятся основой формирования мировоззрения, между тем взаимодействие аффекта и ценности генерирует стили жизни. Образ своего «Я» (психологический контур) складывается из взаимодействия сначала стиля и ценностей, а затем когнитивной и аффективной систем.
Третье положение формулируется следующим образом: «Личный смысл - интегративная цель». Личность здесь рассматривается как целенаправленная суперсистема, важнейшей интегративной целью которой является личный смысл. «Быть человеком - значит прежде всего искать».
Поиск смысла жизни задается социальными условиями жизнедеятельности человека (образы жизни, способы взаимодействия между людьми и пр.). Личный смысл имеет сложную структуру, состоящую из трех составляющих, причем он органически связан с такими большими конструкциями, как мировоззрение, стиль жизни и образ своего «Я».
Четвертое положение гласит: «Образы своего «Я» порождаются связями». В таблице 1 раскрывается результат взаимодействия стилей и ценностей как образ своего «Я». Пары «социальное-эмпирическое», «внутреннее-рациональное» и «Я-метафизическое» являются первичными интерактивными связями между этими двумя системами.
Уровень целостной системы (супрасистемы) личности (личный смысл)
«смысл жизни...» [4, с. 49]
В таблице 1 представлена лишь часть картины. На самом деле имеется девять возможных сочетаний и девять результирующих образов самого себя. Все они охарактеризованы в таблице 2. Главная идея: «люди создали множество образов «Я», и каждый из этих образов определяется приверженностью определенному стилю и ценностям» [4, с. 52].
В пятом положении речь идет о ключевой роли образов, т.к. образ своего «Я» играет ключевую роль в мыслях и действиях индивида, причем все это рассматривается с точки зрения поисков личного смысла. В данном случае необходимо ответить на три вопроса: «Каков мир, в котором я живу?», «Как я должен жить, чтобы моя жизнь соответствовала моим потребностям и ценностям?» и «Кто я?». Ответы на первый вопрос определяются мировоззрением, на второй - стилями жизни, на третий -образами своего «Я». Последний и является центральным и интегральным, поскольку включает в себя и мировоззрение, и стиль жизни.
Определение стилей, ценностей и результирующие образы своего «Я»
Стиль (характерные способы манифестации когнитивных или аффективных феноменов) Ценности (ориентация на действия, которые могут быть упорядочены и самодостаточны) Результирующая характеристика своего «Я» (персонификация собственных действий, внутренних процессов и отношений с миром)
Эмпирический: образы реальности оцениваются с точки зрения надежности и валидности наблюдений; связан с когнитивными процессами восприятия Социальные: социальный контакт, взаимопомощь, похвалы, поддержка со стороны других людей, «добрые дела» - наиболее желаемая цель; выше всего милосердие Феноменально-интерактивная: персонификация своих действий и мотивов по отношению к социальному окружению и социальному идеалу; «Я» ориентировано на «здесь - теперь» и другого
Рациональный: образы реальности оцениваются с точки зрения их логической непротиворечивости; связан с когнитивными процессами концептуализации Внутренние: достижение высоких результатов в выполнении конкретных задач и достижения целей, особенно связанных с психологическими и (или) физическими усилиями; мастерство как конечная цель Концептуально-достижимая: персонификация своего «Я» относительно понимания собственных достижений, управление своим «Я», подчинение его целям овладения мастерством
Метафорический: образы реальности оцениваются с точки зрения универсальности заключенных в них прозрений; связан с когнитивными процессами символизации «Я»: характеризуется акцентом на своей уникальности и неповторимости, сохранением независимости, поведением независимости и поведением в соответствии с личностными стандартами поведения; самоактуализация как конечная цель Трансцендентально-восходящая: персонификация физической и общественной сфер в терминах своих специфических потребностей, интересов, действий и характерных способов реагирования. Переживание своего «Я» как идиосинкритической манифестации искусства жизни
В шестом положении речь идет о взаимосвязи между индивидом и обществом, когда посредством сложных систем трансформации дано соотношение социальных институтов и социальных норм коллективного человека со стилями и ценностями индивидуального человека. Эти системы взаимодействия, коммуникации и влияния преобразуют социальные нормы и институты в психологические события, а индивидуальные стили и ценности - в социальные события. Такие аспекты личности, как познание, аффект и пр., находятся под сильным влиянием наследственности, а стили и ценности формируются в основном под влиянием культуры, и это оказывает решающее воздействие на создание у индивида образа своего «Я».
В таблице 2 приведено множество представлений о природе человека: от эпикурейской модели индивидов, ориентированных на переживание личного опыта («здесь - теперь») и отчужденных от социальной реальности (подобно культовым группам хиппи и наркоманов) до образа индивида, живущего в государстве с жесткими религиозными догматами.
Таблица 2
Основные представления различных культур о природе человека
Больше всего в отдельном человеке ценятся
отношения с другими людьми в мире достижения внутреннее развитие и способность воздействовать на мир
Индивиды составляют неотъемлемую часть общества (коммунальное общество) Индивиды стремятся к достижениям в рамках социального контекста (общество замкнутых поселений) Индивиды отчуждены от общества, и акцент делается на актуализации «здесь - теперь» (эпикурейское общество)
Индивиды - заменимые части общества (фашистские общества) Индивиды стремятся к достижениям и отделяются друг от друга (технологические общества) Индивиды - созерцатели своей индивидуальной природы (Академия Древней Греции)
Индивиды должны всегда жить в согласии с социальным мифом государства (общества религиозного догматизма) Индивиды стремятся к нравственным и духовным достижениям, и о них судят по этим достижениям (многие протестантские субкультуры) Индивиды интегрированы в общество, но выходят за его пределы в поисках трансцендентного смысла (утопическое общество)
Таким образом, в данной модели человека центральными компонентами являются стиль и ценности, которые задают направленность деятельности человека как целостной системы, детерминируют смысл жизни, раскрывают фундаментальные аспекты природы человека. Эта классификация различных образов человеческой природы, дифференцированных в личном и культурном аспектах, и соответствующее понимание смысла человеческого бытия имеют прямое отношение к вопросу о пределах возможностей и способностей человека.
Данная модель человеческой личности как целостной супрасистемы, которая состоит из шести информационных систем, имеет значительный методологический потенциал. Ее основное преимущество перед остальными моделями человеческой личности заключается в том, что она позволяет выявить пределы возможностей и способностей спортсменов (здоровых и инвалидов), детерминированных не только физическими возможностями человека, но и спецификой его культуры. Это приобретает особую значимость сейчас, в начале XXI столетия, когда происходит синтез культур Запада с их акцентом на физических возможностях человека и культур Востока с их ориентацией на духовные трансформационные практики, что поднимает проблему пределов психофизиологических возможностей и способностей человека на новый уровень.
В своей фундаментальной монографии «Будущее тела» М. Мерфи следующим образом характеризует сложившуюся ситуацию в современном спорте: «Миры физических приключений и спорта придают нашей способности превосходить себя исключительную выразительность. Невероятное разнообразие сложных задач, которые спортсменам приходится преодолевать на земле, в воздухе и на воде; растущее количество новых игр и соревнований (и усложнение традиционных); изощренный анализ техники и физиологии, применяемый для высших достижений; широкий диапазон типов, культивируемых для соревнований в различных видах спорта; те боль, риск и жертвы, на которые многие люди идут ради спортивных достижений, - все это демонстрирует данными и стремление достичь нового уровня и типа деятельности. Рассматривая спорт во всем его огромном многообразии, можно вообразить, что современный мир невольно превратил его в огромную лабораторию по экспериментированию над нашими физическими возможностями» [5, с. 526].
Более того, спортсмены и путешественники зачастую сталкиваются с феноменом ощущения предельных возможностей человека (об этом шла речь выше), которые представляют собой паранормальные явления, измененные состояния сознания и почти мистические моменты экстаза. Связанный с феноменом ощущения предельных возможностей человека такого рода опыт приходит ко многим из них спонтанно и свидетельствует о взаимном влиянии тела и сознания во время занятий по физической культуре и спортивных состязаний, которые требуют значительного напряжения. Происходит спонтанное появление тяги к духовному постижению у многих спортсменов, когда телесное развитие нередко выступает катализатором для пробуждения глубин сознания, позволяющих человеку осуществить свой креативный потенциал. «При занятиях спортом сознание часто раскрывается, -отмечает М. Мерфи, - насыщая своей латентной энергией кости и мышцы, вне зависимости от того, может ли сам атлет объяснить, что с ним происходит, или нет. Поистине, я пришел к убеждению, что наши занятия спортом сродни йоге для западного мира, земная форма трансформативной практики. Атлеты на пике формы заражают нас уверенностью, что внутри нас кроются выдающиеся способности» [5, с. 526-527]. В целом можно утверждать, что предел возможностей и способностей человека обусловлен физическими компонентами тела и психикой человека.
Литература
1. Вольф Г. Как они это делают? // Discovery. 2012. № 5.
2. Лоу В. Красота спорта. М., 1984.
3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1.
4. Ройс Дж., Пауэлл А. Индивидуальность и плюралистические образы человеческой природы // Импакт. 1982. № 2.
5. Мерфи М. Будущее тела: Исследование дальнейшей эволюции человека. М., 2010.