Научная статья на тему 'Модель человека и пределы возможностейи способностей человека в современном спорте'

Модель человека и пределы возможностейи способностей человека в современном спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА / СПОРТ / АДАПТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / HUMAN MODEL / SPORTS / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION PHILOSOPHY / VIABILITY / DATA PROCESSING SYSTEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуприна Татьяна Вилорьевна

В статье показана методологическая значимость модели человека, состоящей из шести информационных систем, для объяснения пределов возможностей и способностей человека в современном спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of man and the limits of human capacities and abilities in modern sport

The article describes the methodological importance of human model consisting of six information systems to explain the possibilities and limits of human capabilities in modern sport.

Текст научной работы на тему «Модель человека и пределы возможностейи способностей человека в современном спорте»

В настоящее время большой интерес у общества вызывают возможности заложенного в человеке потенциала, раскрываемого спортом высших достижений. «Современные спортсмены-олимпийцы выходят за границы возможностей, данных человеку, в результате многолетних тренировок, а также усилий огромного числа ученых, врачей, тренеров и даже инженеров» [1, с. 119]. В связи с этим возникает фундаментальный вопрос о том, существуют ли границы возможностей и способностей человека и человека с ограниченными возможностями? Последнее не удивительно, т.к. известны случаи, когда спортсмены с ограниченными возможностями значительно превосходили здоровых представителей этой профессии.

В истории мировой культуры зафиксирован феномен ощущения предельных возможностей человека, в том числе и в спорте, на что обращает внимание Б. Лоу в своей книге «Красота спорта». «Ощущение скорости, - пишет он, - скорости в беге на коньках - это феномен, который трудно сравнить с каким-либо другим ощущением... Это действительно восторг: вы испытываете ощущение счастья, ваше тело чувствует, что все слилось в одном единственном усилии. И вы достигаете такой силы, такой инерции, какая вам нужна, и вы достигаете скорости, которая феноменальна; вы бы никогда не поверили, что можно мчаться так быстро... Разумеется, всего несколько раз в жизни вам доводится ощутить скорость именно так» [2, с. 140]. Подобного рода описания феномена предельных возможностей человека встречаются в мемуарах спортсменов, альпинистов, художников, писателей, летчиков и представителей других профессий. Этот феномен обозначают в литературе по-разному: самадхи, экстаз, творчество, измененные состояния сознания, катарсис и пр. Такие необычные переживания, описываемые как феномен ощущения предельных возможностей человека, способен испытывать и человек с ограниченными возможностями в контексте современного спорта только в экстремальных ситуациях. Иными словами, для социально-философского осмысления значимости современного спорта в жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями необходимо использовать философию и психологию экстремального мира.

Более того, в данном случае адекватным сложившейся ситуации в связи с феноменом ощущения предельных возможностей человека является адаптивная философия физической культуры. В ней объектом познания и трансформации выступают индивиды с физическими недостатками, в том числе и инвалиды, т.е. объект - это люди с ограниченными возможностями. В философии адаптивной физической культуры разграничение между понятиями «здоровье» и «инвалид» заменяется категорией «жизнеспособность» (жизненность, жизнестойкость, жизнеактивность), под которым подразумевают все уровни бытия человека: «от минимального обеспечения витальных процессов до высших проявлений потенций человека (установление рекордного достижения в телесном и (или) духовном развитии)» [3, с. 5]. Именно степень жизнестойкости позволяет любому человеку выполнять свои биологические и социальные функции, что необходимо для выявления условий самореализации творческих способностей человека: «Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их» [3, с. 6]. Примерами здесь могут служить судьбы А. Маресьева, Ф. Рузвельта, О. Скороходовой, С. Федорова и многих других. Это значит, что люди с ограниченными возможностями способны достигать таких результатов в своей жизнедеятельности, которые превосходят достижения здоровых людей благодаря воле, целеустремленности и одухотворенности.

Данный феномен может быть объяснен моделью человека как целостной системы, позволяющей описать индивидуальность и систематизировать множества образов природы человека. Эта модель создана американскими психологами Дж. Р. Ройсом и А. Пауэллом, она представляет собой супрасистему, состоящую из шести информационных систем [4]. Рассмотрим основные положения указанной выше модели человека Дж. Ройса и А. Пауэлла. Первое положение эти авторы формулируют следующим образом: «Человек не есть машина». Их главный аргумент заключается в том, что подход, трактующий человека как машину, не может объяснить многообразие личности. Оказывается, сущность машины основана на единообразии или самоидентичности, тогда как

фундаментальная особенность личности человека, напротив, такова, что она проявляется в плюральном множестве образов реальности, в том числе и представлений о человеческой природе. Заслуживает внимания существование возможной связи между индивидуальными образами своего «Я» и культурными образами природы человека. При этом индивид должен обнаружить (или сконструировать) смысл экзистенции своего «Я», а культура - создать осмысленный образ общественной реальности. Поиск смысла диктует каждому индивиду необходимость рефлексировать над вопросом: «Кто я?», что заставляет его конструировать образы своего «Я», оказывающих интегральное влияние на все его мысли и действия. Аналогичная ситуация сложилась и при формировании представлений культуры о природе человека, необходимых для постижения социальной действительности, чтобы затем влиять на мысли и действие социальных групп.

Дж. Ройс и А. Пауэлл исходят из положения, согласно которому основой образов своего «Я» и образов человека, созданных обществом, являются определенные стилевые и ценностные установки. Из этого органически вытекает второе положение, формулируемое в виде постулата «человеческая личность есть совокупность систем». Теоретические исследования индивидуальных различий в функционировании психики показали, что личность человека представляет собой комплекс шести сложных систем обработки информации. Это: 1) сенсорная (ощущающая), 2) моторная

(двигательная), 3) когнитивная (познавательная), 4) эффективная (эмоциональная), 5) стилевая, 6) ценностная. Сенсорная и моторная системы расположены на периферии, их функция состоит преимущественно в кодировании и декодировании поступающей информации. Когнитивная и аффективная - находятся около центра, их роль является ведущей в процессах обучения и адаптации. Так, функция когнитивной системы заключается в идентификации инвариантов, тогда как аффективная система задает оптимальные уровни внутреннего возбуждения. Стиль и ценность выступают в качестве центральных узлов, детерминирующих направленность функционирования других систем. Каждая из систем - это многоуровневая и иерархическая структура.

Многоуровневая, иерархическая структура личности в данной модели изображается в виде следующей схемы.

Здесь сенсомоторный уровень личности - передаточный слой или слой управляемых процессов; познание и аффект образуют преобразовательный слой; стиль и ценность - слой самоорганизации или интеграции. Подсистемы стиля и ценности определяют индивидуальные различия каждой из областей. В результате взаимодействия этих шести систем возникают большие психологические образования. Так, эмоции представляют собой результат взаимодействия, прежде всего познания и аффекта, познание и стиль становятся основой формирования мировоззрения, между тем взаимодействие аффекта и ценности генерирует стили жизни. Образ своего «Я» (психологический контур) складывается из взаимодействия сначала стиля и ценностей, а затем когнитивной и аффективной систем.

Третье положение формулируется следующим образом: «Личный смысл - интегративная цель». Личность здесь рассматривается как целенаправленная суперсистема, важнейшей интегративной целью которой является личный смысл. «Быть человеком - значит прежде всего искать».

Поиск смысла жизни задается социальными условиями жизнедеятельности человека (образы жизни, способы взаимодействия между людьми и пр.). Личный смысл имеет сложную структуру, состоящую из трех составляющих, причем он органически связан с такими большими конструкциями, как мировоззрение, стиль жизни и образ своего «Я».

Четвертое положение гласит: «Образы своего «Я» порождаются связями». В таблице 1 раскрывается результат взаимодействия стилей и ценностей как образ своего «Я». Пары «социальное-эмпирическое», «внутреннее-рациональное» и «Я-метафизическое» являются первичными интерактивными связями между этими двумя системами.

Уровень целостной системы (супрасистемы) личности (личный смысл)

«смысл жизни...» [4, с. 49]

В таблице 1 представлена лишь часть картины. На самом деле имеется девять возможных сочетаний и девять результирующих образов самого себя. Все они охарактеризованы в таблице 2. Главная идея: «люди создали множество образов «Я», и каждый из этих образов определяется приверженностью определенному стилю и ценностям» [4, с. 52].

В пятом положении речь идет о ключевой роли образов, т.к. образ своего «Я» играет ключевую роль в мыслях и действиях индивида, причем все это рассматривается с точки зрения поисков личного смысла. В данном случае необходимо ответить на три вопроса: «Каков мир, в котором я живу?», «Как я должен жить, чтобы моя жизнь соответствовала моим потребностям и ценностям?» и «Кто я?». Ответы на первый вопрос определяются мировоззрением, на второй - стилями жизни, на третий -образами своего «Я». Последний и является центральным и интегральным, поскольку включает в себя и мировоззрение, и стиль жизни.

Определение стилей, ценностей и результирующие образы своего «Я»

Стиль (характерные способы манифестации когнитивных или аффективных феноменов) Ценности (ориентация на действия, которые могут быть упорядочены и самодостаточны) Результирующая характеристика своего «Я» (персонификация собственных действий, внутренних процессов и отношений с миром)

Эмпирический: образы реальности оцениваются с точки зрения надежности и валидности наблюдений; связан с когнитивными процессами восприятия Социальные: социальный контакт, взаимопомощь, похвалы, поддержка со стороны других людей, «добрые дела» - наиболее желаемая цель; выше всего милосердие Феноменально-интерактивная: персонификация своих действий и мотивов по отношению к социальному окружению и социальному идеалу; «Я» ориентировано на «здесь - теперь» и другого

Рациональный: образы реальности оцениваются с точки зрения их логической непротиворечивости; связан с когнитивными процессами концептуализации Внутренние: достижение высоких результатов в выполнении конкретных задач и достижения целей, особенно связанных с психологическими и (или) физическими усилиями; мастерство как конечная цель Концептуально-достижимая: персонификация своего «Я» относительно понимания собственных достижений, управление своим «Я», подчинение его целям овладения мастерством

Метафорический: образы реальности оцениваются с точки зрения универсальности заключенных в них прозрений; связан с когнитивными процессами символизации «Я»: характеризуется акцентом на своей уникальности и неповторимости, сохранением независимости, поведением независимости и поведением в соответствии с личностными стандартами поведения; самоактуализация как конечная цель Трансцендентально-восходящая: персонификация физической и общественной сфер в терминах своих специфических потребностей, интересов, действий и характерных способов реагирования. Переживание своего «Я» как идиосинкритической манифестации искусства жизни

В шестом положении речь идет о взаимосвязи между индивидом и обществом, когда посредством сложных систем трансформации дано соотношение социальных институтов и социальных норм коллективного человека со стилями и ценностями индивидуального человека. Эти системы взаимодействия, коммуникации и влияния преобразуют социальные нормы и институты в психологические события, а индивидуальные стили и ценности - в социальные события. Такие аспекты личности, как познание, аффект и пр., находятся под сильным влиянием наследственности, а стили и ценности формируются в основном под влиянием культуры, и это оказывает решающее воздействие на создание у индивида образа своего «Я».

В таблице 2 приведено множество представлений о природе человека: от эпикурейской модели индивидов, ориентированных на переживание личного опыта («здесь - теперь») и отчужденных от социальной реальности (подобно культовым группам хиппи и наркоманов) до образа индивида, живущего в государстве с жесткими религиозными догматами.

Таблица 2

Основные представления различных культур о природе человека

Больше всего в отдельном человеке ценятся

отношения с другими людьми в мире достижения внутреннее развитие и способность воздействовать на мир

Индивиды составляют неотъемлемую часть общества (коммунальное общество) Индивиды стремятся к достижениям в рамках социального контекста (общество замкнутых поселений) Индивиды отчуждены от общества, и акцент делается на актуализации «здесь - теперь» (эпикурейское общество)

Индивиды - заменимые части общества (фашистские общества) Индивиды стремятся к достижениям и отделяются друг от друга (технологические общества) Индивиды - созерцатели своей индивидуальной природы (Академия Древней Греции)

Индивиды должны всегда жить в согласии с социальным мифом государства (общества религиозного догматизма) Индивиды стремятся к нравственным и духовным достижениям, и о них судят по этим достижениям (многие протестантские субкультуры) Индивиды интегрированы в общество, но выходят за его пределы в поисках трансцендентного смысла (утопическое общество)

Таким образом, в данной модели человека центральными компонентами являются стиль и ценности, которые задают направленность деятельности человека как целостной системы, детерминируют смысл жизни, раскрывают фундаментальные аспекты природы человека. Эта классификация различных образов человеческой природы, дифференцированных в личном и культурном аспектах, и соответствующее понимание смысла человеческого бытия имеют прямое отношение к вопросу о пределах возможностей и способностей человека.

Данная модель человеческой личности как целостной супрасистемы, которая состоит из шести информационных систем, имеет значительный методологический потенциал. Ее основное преимущество перед остальными моделями человеческой личности заключается в том, что она позволяет выявить пределы возможностей и способностей спортсменов (здоровых и инвалидов), детерминированных не только физическими возможностями человека, но и спецификой его культуры. Это приобретает особую значимость сейчас, в начале XXI столетия, когда происходит синтез культур Запада с их акцентом на физических возможностях человека и культур Востока с их ориентацией на духовные трансформационные практики, что поднимает проблему пределов психофизиологических возможностей и способностей человека на новый уровень.

В своей фундаментальной монографии «Будущее тела» М. Мерфи следующим образом характеризует сложившуюся ситуацию в современном спорте: «Миры физических приключений и спорта придают нашей способности превосходить себя исключительную выразительность. Невероятное разнообразие сложных задач, которые спортсменам приходится преодолевать на земле, в воздухе и на воде; растущее количество новых игр и соревнований (и усложнение традиционных); изощренный анализ техники и физиологии, применяемый для высших достижений; широкий диапазон типов, культивируемых для соревнований в различных видах спорта; те боль, риск и жертвы, на которые многие люди идут ради спортивных достижений, - все это демонстрирует данными и стремление достичь нового уровня и типа деятельности. Рассматривая спорт во всем его огромном многообразии, можно вообразить, что современный мир невольно превратил его в огромную лабораторию по экспериментированию над нашими физическими возможностями» [5, с. 526].

Более того, спортсмены и путешественники зачастую сталкиваются с феноменом ощущения предельных возможностей человека (об этом шла речь выше), которые представляют собой паранормальные явления, измененные состояния сознания и почти мистические моменты экстаза. Связанный с феноменом ощущения предельных возможностей человека такого рода опыт приходит ко многим из них спонтанно и свидетельствует о взаимном влиянии тела и сознания во время занятий по физической культуре и спортивных состязаний, которые требуют значительного напряжения. Происходит спонтанное появление тяги к духовному постижению у многих спортсменов, когда телесное развитие нередко выступает катализатором для пробуждения глубин сознания, позволяющих человеку осуществить свой креативный потенциал. «При занятиях спортом сознание часто раскрывается, -отмечает М. Мерфи, - насыщая своей латентной энергией кости и мышцы, вне зависимости от того, может ли сам атлет объяснить, что с ним происходит, или нет. Поистине, я пришел к убеждению, что наши занятия спортом сродни йоге для западного мира, земная форма трансформативной практики. Атлеты на пике формы заражают нас уверенностью, что внутри нас кроются выдающиеся способности» [5, с. 526-527]. В целом можно утверждать, что предел возможностей и способностей человека обусловлен физическими компонентами тела и психикой человека.

Литература

1. Вольф Г. Как они это делают? // Discovery. 2012. № 5.

2. Лоу В. Красота спорта. М., 1984.

3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1.

4. Ройс Дж., Пауэлл А. Индивидуальность и плюралистические образы человеческой природы // Импакт. 1982. № 2.

5. Мерфи М. Будущее тела: Исследование дальнейшей эволюции человека. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.