Научная статья на тему 'Общество комфорта: экзистенциальные аспекты'

Общество комфорта: экзистенциальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
367
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО КОМФОРТА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ГУМАНИЗМ / СВОБОДА / ОДИНОЧЕСТВО / СМЕРТЬ / ВЫБОР / COMFORT SOCIETY / EXISTENTIALISM / HUMANISM / FREEDOM / LONELINESS / DEATH / CHOICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сарикек Галина Рубеновна

Рассматриваются основные черты, характерные для современного общества, в котором человек становится «заложником» средств, какие он использует для своего удобного существования. Для представителей общества комфорта вечными являются вопросы касательно границ свободы, проблем одиночества и неизбежности смерти. В обществе комфорта наиболее остро проявляются основные идеи экзистенциализма, которые заключены в проблеме человека, в вопросах выбора подлинного бытия, где он реализует себя, и неподлинного существования, когда теряет «Я», исчезая и растворяясь в толпе и массе. Очевидно, что события, происходящие с человеком, оказывают влияние на его внутренний мир, поэтому главными начинают выступать переживания человеком самого себя с соответствующими индивидуальными характеристиками и душевными состояниями. В современном обществе жизнь человека похожа на череду заранее запланированных работ по поддержанию машины в рабочем состоянии. Экзистенциализм поддерживает точку зрения, согласно которой человеку нужно, оставаясь частью современного мира, все же уметь осознавать свою сущность. В исследовании определены основные экзистенциальные вопросы современности: отчуждение, сущность, свобода, выбор человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIETY OF COMFORT: EXISTENTIAL ASPECTS

The article considers the main traits that characterize modern society, in which a person becomes a “hostage” of the means that he/she uses for his/her comfortable existence. It is a clear fact that the representatives of comfort society have questions they always ask themselves, questions about the freedom limits, the loneliness problem and the death inevitability. The comfort society clearly manifests the main ideas of existentialism, which are embodied in problems of a human being, as well as in the questions of a true choice, in which a person is able to realize himself, and the non-authentic existence, in which he/she loses personality, disappearing and dissolving in the crowd and mass. Obviously, events that happen to a person affect his inner world, that is why the person begins to worry about his own personality with his own traits and emotions. In modern society, human life looks like a series of pre-planned works to do, to keep some machine in working condition. Existentialism supports the point of view according to which a person needs to be aware of his essence simultaneously remaining a part of the modern world. The study identifies the main existential issues of our time: alienation, essence, freedom, person’s choice.

Текст научной работы на тему «Общество комфорта: экзистенциальные аспекты»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2019. № 4

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

УДК 141.8 DOI 10.23683/0321-3056-2019-4-20-24

ОБЩЕСТВО КОМФОРТА: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

© 2019 г. Г.Р. Сарикек а

а Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов,

Сочи, Россия

SOCIETY OF COMFORT: EXISTENTIAL ASPECTS

G.R. Sarikek a

а Sochi Institute, Russian People's Friendship University, Sochi, Russia

Сарикек Галина Рубеновна -кандидат философских наук, доцент, Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов, ул. Куйбышева, 32, г. Сочи, 354348, Россия. Е-mail: sarikek@mail.ru

Galina R. Sarikek -

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Sochi Institute,

Russian People's Friendship University, Kuibysheva St., 32, Sochi, 354348, Russia. E-mail: sarikek@mail.ru

Рассматриваются основные черты, характерные для современного общества, в котором человек становится «заложником» средств, какие он использует для своего удобного существования. Для представителей общества комфорта вечными являются вопросы касательно границ свободы, проблем одиночества и неизбежности смерти. В обществе комфорта наиболее остро проявляются основные идеи экзистенциализма, которые заключены в проблеме человека, в вопросах выбора подлинного бытия, где он реализует себя, и неподлинного существования, когда теряет «Я», исчезая и растворяясь в толпе и массе. Очевидно, что события, происходящие с человеком, оказывают влияние на его внутренний мир, поэтому главными начинают выступать переживания человеком самого себя с соответствующими индивидуальными характеристиками и душевными состояниями. В современном обществе жизнь человека похожа на череду заранее запланированных работ по поддержанию машины в рабочем состоянии. Экзистенциализм поддерживает точку зрения, согласно которой человеку нужно, оставаясь частью современного мира, все же уметь осознавать свою сущность. В исследовании определены основные экзистенциальные вопросы современности: отчуждение, сущность, свобода, выбор человека.

Ключевые слова: общество комфорта, экзистенциализм, гуманизм, свобода, одиночество, смерть, выбор.

The article considers the main traits that characterize modern society, in which a person becomes a "hostage " of the means that he/she uses for his/her comfortable existence. It is a clear fact that the representatives of comfort society have questions they always ask themselves, questions about the freedom limits, the loneliness problem and the death inevitability. The comfort society clearly manifests the main ideas of existentialism, which are embodied in problems of a human being, as well as in the questions of a true choice, in which a person is able to realize himself, and the non-authentic existence, in which he/she loses personality, disappearing and dissolving in the crowd and mass. Obviously, events that happen to a person affect his inner world, that is why the person begins to worry about his own personality with his own traits and emotions. In modern society, human life looks like a series of pre-planned works to do, to keep some machine in working condition. Existentialism supports the point of view according to which a person needs to be aware of his essence simultaneously remaining a part of the modern world. The study identifies the main existential issues of our time: alienation, essence, freedom, person's choice.

Keywords: comfort society, existentialism, humanism, freedom, loneliness, death, choice.

Для современной эпохи характерны глобальные экономические, политические, но прежде всего социальные трансформации. Очевидно, что вечные вопросы, которые тревожили человека и касались границ его свободы, проблемы одиночества и неизбежности смерти, снова находят свое воплощение у представителей ме-гаобщества [1]. Актуальность обращения к про-

блеме выявления экзистенциалов современного человека связана со сменой не только смысло-жизненных приоритетов, но и смещением акцентов с его микрокосма на макрокосм. Сегодня основные цели человека касаются увеличения количества материальных вещей и признания их ценности, что послужило результатом ограничения свободы выбора и независимости челове-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

ка. Таким образом, глобальные перемены повлекли за собой трансформацию классических ценностных ориентиров.

Цель статьи - выявление оснований, характерных для общества комфорта с позиций философии экзистенциализма.

В данном исследовании мы опираемся на работы А. Ливрага, В. Кувалдина, Д.Г. Афонина и М.В. Рагульской, Э. Гидденса, Г. Лебона, О.Ф. Больнова, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, А. Камю, посвященных внутренним ориентирам жизнедеятельности человека, а также анализу современного общества.

Следует обозначить некоторые факторы, характерные для общественного развития XXI в., на которые указывает Г. Лебон: «Первый - это разрушение религиозных, политических и социальных верований, давших начало всем элементам нашей цивилизации; второй - это возникновение новых условий существования и совершенно новых идей, явившихся следствием современных открытий в области наук и промышленности» [2]. По мнению Х.А. Ливрага, общество комфорта - это «совокупность чрезмерно раздутых естественных человеческих потребностей» [3], общество, в котором личные потребности каждого из его представителей в сумме образуют сложный механизм, ежедневно оказывающий давление на всех его представителей. Д.Г. Афонин и М.В. Рагульская считают, что «в современном обществе развитие технологий и изменение быта происходит быстрее, чем человек успевает приспособиться к этим изменением среды своего обитания» [4]. Таким образом, сам человек XXI в. становится «заложником» средств, которые он использует для своего удобного существования.

Без сомнения, если человеку предоставляют комфортные условия, он способен хорошо ориентироваться в окружающей его действительности и быть готовым к совместной деятельности с другими представителями мегаобщества. Поэтому во время модернизации и трансформации общественных установок возникла потребность в формировании нового взгляда на комфорт как неотъемлемой составляющей жизни человека. Данный факт свидетельствует о разрыве с традиционными культурными ценностями.

Человек становится зависимым от желания иметь, удовлетворяя лишь физические потребности, забывая о духовности, он находится в постоянной гонке за счастьем, тем самым обесценивая его. Жизнь как изнурительный труд

2019. т. 4

поглощает все свободное время, что приводит к потере эмоциональной связи с окружающими и близкими людьми, человек превращается в некий элемент глобальной системы. Также теряется возможность делать то, что требует «Я» человека, так как он занят лишь реализацией интересов, продиктованных обществом. Как видим, комфорт есть одно из отображений глобализации, где «интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами» [1].

Основным ориентиром человеческого существования становится стремление к комфортной жизни не только со своими родными и близкими, но в первую очередь - с самим собой. На данном этапе общественного развития (во время поиска культурной, политической и социальной идентичности) наиболее актуальными являются исследования в рамках экзистенциальной философии. О.Ф. Больнов, говоря о кризисе духовности, пишет: «Если мы хотим честно взглянуть в лицо этому кризису, тогда решительно нет пути, ведущего мимо экзистенциализма... Наша успокоенность будет обманчивой, нерешенные вопросы еще более резко обрушатся на нас, если мы уже сегодня с полной ясностью не осознаем проблематику экзистенциализма и тем самым пути его преодоления» [5]. Пришло то время, когда человечество оказалось под угрозой самоуничтожения и в условиях нравственного кризиса. На данном этапе развития общества необходимо признать приоритет общечеловеческих ценностей и идею взаимозависимости мира в сознании людей.

Значительную роль в становлении экзистенциализма сыграла философия Ф. Ницше, Э. Гуссерля, С. Кьеркегора, а ведущими представителями данного направления можно считать Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, А. Камю, Ф. Бертрано и др., чьи произведения внесли неоценимый вклад во взгляды на человека, его переживания и место в этом мире. Основной проблемой «философии существования» выступили уникальные переживания отдельно взятой личности (индивида) - экзистенции.

В обществе комфорта наиболее остро проявляются основные идеи экзистенциализма, которые заключены в проблеме человека касательно вопросов выбора подлинного бытия для реализации себя и неподлинного существования для потери самосознания («Я») путем погружения в мир вещей. Осознание человеком факта собственной смерти способно возродить в нем не-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

что человеческое, а также породить чувство ощущения метафизического ужаса. М. Хайдег-гер указывает: «Ничто есть отрицание всей совокупности сущего, оно абсолютно не-сущее... Ничто дает о себе знать в настроении ужаса - но не как сущее... Ужас вовсе не способ постижения Ничто. Тем не менее, благодаря ему и в нем Ничто приоткрывается... Ничто выступает при ужасе одновременно с совокупностью сущего» [6]. Таким образом, лишь в пограничном состоянии человек способен осуществить некий «поворот» сознания.

На протяжении жизни человек учится жить, любить, осознавая быстротечность мира и конечность всего окружающего, в том числе и своей экзистенции. Само по себе существование человека уже направлено к смерти, которая выступает не как переход в иное бытие, она - завершение любой деятельности и объективной реальности человека. Лишь переживание факта смерти как некоторого пограничного, личного кризисного состояния становится для человека основой его жизненастроения. Личность в обществе комфорта, сталкиваясь с болезнью либо другим пограничным состоянием, вынуждена сделать выбор, который доставляет дискомфорт. Болезнь выступает вызовом человеку, препятствием быть самим собой, не таким как все. Отсюда возникает внутренний конфликт: смириться или стать другим.

Само по себе существование человека трагично, оно является таковым даже тогда, когда он пребывает в состоянии счастья, а всякая возможность преодолеть это трагическое существование - лишь самообман. Возникновение новых мировоззренческих установок касательно смысла человека и о значении его выбора в собственной жизни, открывает новые драматические конфликты и возможности их преодоления. Очевидно, что для человека XXI в. отсутствует некое божественное начало, которое либо направляет в нужное русло весь внутренний потенциал, либо уничтожает его изнутри. Таким образом, то, что ранее считалось неестественным, сегодня становится главным гуманистическим направлением трансформации самосознания человека.

Главной идеей философии гуманизма выступает человек как высшая ценность с его правами на свободу и самореализацию, что нашло свое отображение и в наши дни. Ж. -П. Сартр говорит о том, что человек есть некий проект, который воплощается в жизнь своими же действиями.

Как только существование становится для него невыносимым либо не отвечает его желаниям, он попадает в ситуацию выбора, как неотъемлемую составляющую жизнедеятельности человека. Рассмотрению проблем страдания, тревог, отчаяния и одиночества посвящена работа философа «Экзистенциализм - это гуманизм», в которой акцентируется внимание на чувстве ответственности человека за себя, человечество, об отсутствии Бога, а также о ситуации выбора. Фундаментальная ситуация человека в мире, согласно Ж.-П. Сартру, определяется совокупностью пределов: « Пределы не субъективны и не объективны, скорее, они имеют объективную и субъективную стороны. Объективны они потому, что встречаются повсюду и повсюду могут быть опознаны. Субъективны потому, что переживаемы, они ничего не представляют собой, если не пережиты человеком, который свободно определяет себя в своём существовании по отношению к ним» [7].

В философии экзистенциализма свобода -основное качество человека, то, что априори дано ему с момента его заброшенности в бытие. М. Хайдеггер считал: «. мышление, первым делом дает свободу свободного пространства, в котором смог бы обитать человеческий простор» [8]. Таким образом, необходимо вернуться к себе, не потеряться в массе и абсурдно лишать себя возможности выбора, растворяясь в толпе. Лишь мышление дарит свободу.

А. Камю в работе «Миф о Сизифе» пишет: «Человек свободен, абсолютно свободен, он обречен быть свободным, и в этом его величайшая трагедия» [9]. По мнению А. Камю, жизнь человека - великий подвиг, так как он ежедневно противостоит окружающим, обстоятельствам, испытывает страх неизбежности смерти. Сизиф у философа - это образ современного человека с его комплексами, мало интересной работой, душевными муками и осознанием, что вряд ли что-то изменится в его повседневной жизни. А. Камю, как и М. Хайдеггер, признает существование условия необходимого для осознания абсурдности бытия или постижения устройства мира - скука, как результат машинальности жизни. Скуку нельзя преодолеть волевым актом или саморефлексией, с ней можно жить.

Наиболее ярко и актуально проблемы бытия человека выражены, на наш взгляд, в творчестве Ж.-П. Сартра относительно концепции свободы. Философ отмчает, что «свобода является свобо-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

дой выбирать, но не свободой не выбирать» [10]. Свободный человек - тот, кто не позволяет ситуации властвовать над собой, выходит за ее пределы и осуществляет свой свободный выбор, чтобы можно было оставаться всегда человеком и не испытывать чувства стыда за свои поступки. Таким образом, свобода выступает основой и предшественницей человеческой сущности.

Западная цивилизация дала человеку довольно высокий уровень материального благосостояния, а появление огромного количества товаров вызвало кризис желаний. Человек стал постоянно чего-то «хотеть», тем самым обесценивая свои желания. Индустриальное и постиндустриальное производство отделили человека от природы и одарили его ежедневной повторяемостью событий, зависимостью от материальных благ и производства, ограниченное взаимодействие с другими членами общества, а также лишило эмоциональной наполненности. То малое время, которое человек стал «выделять» развлечению, быту или взаимодействию с близкими людьми, оказалось подчиненным весьма однообразным, оказывающим воздействие на него средствам массовой информации, которые пытаются развеять скуку фальшивой сенсационностью и нагнетанием безобразного.

Таким образом, представители философии экзистенциализма считали, что в экстремальных условиях человек снимает свои «розовые очки». В минуты просветления он осознает, что вся его жизнь - это бытие к смерти, противоречивость своего внутреннего и внешнего миров. При масштабной недооценке индивидуальности личности, сведении ее к внешним атрибутам и функциям, усреднении и выравнивании, для общества комфорта экзистенциализм выступает как философия надежды и веры в силы каждого представителя мегаобщества.

Литература

1. Кувалдин В. Глобализация - светлое будущее человечества? // Человек без границ. URL: http ://www.manwb. ru/articles/world_today/contemporar y/GlobalFuture_VictKuv (дата обращения: 22.11.2019).

2. Лебон Г.Психология масс. URL: https:// www.gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/lebon/intro.php (дата обращения: 21.11.2019).

3. Ливрага Х.А. Общество комфорта и философия риска. URL: http://www.manwb.ru/articles/ philos-

ophy/filosofy_and_life/KomfRisk_JAL/ (дата обращения: 22.11.2019).

4. Афонин Д.Г., Рагульская М.В. Особенности адаптации организма человека к техногенным факторам современного мегаполиса. URL: http:// www. inventors.ru/osobennosti_adaptacii_organizma_chelovek a_k.html (дата обращения: 22.11.2019).

5. Больнов О.Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. URL: http:// anthropology.ru/ru/text/bolnov/novaya-ukrytost-problema-preodoleniya-ekzistencializma-vvedenie (дата обращения: 20.11.2019).

6. Хайдеггер М. Что такое метафизика? URL: http://www.bibikhin.ru/cto_takoe_metafizika (дата обращения: 20.11.2019).

7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. URL: https://scepsis.net/library/id_545.html (дата обращения: 20.11.2019).

8. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? URL: http:// www.odinblago.ru/haideger_mishlenie/ (дата обращения: 20.11.2019).

9. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. 1941. URL: http:// filosof.historic.ru/books/item/f00/ s00/z0000807/index.shtml (дата обращения: 22.11.2019).

10. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. URL: http:// yanko.lib.ru/ books/philosoph/sartre=butie_i_nichto=ann.htm (дата обращения: 22.11.2019).

References

1. Kuvaldin V. [Globalization - the Bright Future of Mankind?]. Chelovek bez granits [Man without Borders]. Available at: http://www.manwb.ru/articles/world_today/ contemporary/GlobalFuture_VictKuv (accessed 22.11.2019).

2. Lebon G. Psikhologiya mass [Psychology of the Masses]. Available at: https:// www.gumer.info/ bibli-otek_Buks/Psihol/lebon/intro.php (accessed 21.11.2019).

3. Livraga Kh.A. Obshchestvo komforta i filosofya riska [Comfort Society and Risk Philosophy]. Available at: http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/ KomfRisk_JAL/ (accessed 22.11.2019).

4. Afonin D.G., Ragul'skaya M.V. Osobennosti adap-tatsii organizma cheloveka k tekhnogennym faktoram sov-remennogo megapolisa [Features of Adaptation of the Human Body to the Technogenic Factors of the Modern Metropolis]. Available at: http://www.inventors.ru/ osobennos-ti_adaptacii_organizma_cheloveka_k.html (accessed 22.11.2019).

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

5. Bol'nov O.F. Novaya ukrytost'. Problema pre-odoleniya ekzistentsializma [New Shelter. The Problem of Overcoming Existentialism]. Available at: http:// anthropol-ogy.ru/ru/text/bolnov/novaya-ukrytost-problema-preodoleniya-ekzistencializma-vvedenie (accessed 20.11.2019).

6. Khaidegger M Chto takoe metafizika? [What is Metaphysics?] Available at: http:// www.bibikhin.ru/ cto_takoe_metafizika (accessed 20.11.2019).

7. Sartr Zh.-P. Ekzistentsializm - eto gumanizm [Existentialism is Humanism]. Available at: https:// scepsis. net/library/id_545.html (accessed 20.11.2019).

8. Khaidegger M. Chto zovetsya myshleniem? [What is Called Thinking?]. Available at: http:// www.odinblago. ru/haideger_mishlenie/ (accessed 20.11.2019).

9. Kamyu A. Mif o Sizife. Esse ob absurde. 1941 [The Myth of Sisyphus. Essay on the Absurd. 1941]. Available at: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/ s00/z0000807/index.shtml (accessed 22.11.2019).

10. Sartr Zh.-P. Bytie i nichto. Opyt fenomenolog-icheskoi ontologii [Being and Nothingness. The Experience of Phenomenological Ontology]. Available at: http:// yanko.lib.ru/books/philosoph/sartre=butie_i_ nichto=ann.htm (accessed 22.11.2019).

Поступила в редакцию / Received 24 ноября 2019 г. / November 24, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.