Научная статья на тему 'Некоторые проблемы бытия современного человека и экзистенциализм'

Некоторые проблемы бытия современного человека и экзистенциализм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5261
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ЧЕЛОВЕК / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / EXISTENTIALISM / MAN / LIFE / DEATH / FREEDOM / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кушова Ирина Андреевна

В статье рассматриваются основные проблемы экзистенциализма: жизни, смерти, свободы и ответственности, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом разрешении на любом этапе развития человеческой цивилизации. Философы-экзистенциалисты, в том числе и Ж.-П. Сартр, считали, что именно в экстремальных ситуациях человек лишается иллюзий: перед лицом одиночества и в момент гибели. В минуты просветления он ясно осознает свою смертную суть, зыбкость и парадоксальность окружающего мира. С точки зрения экзистенциалистов, жизнь - это единственная реальность, которая есть у человека, он может испытывать себя и свою судьбу на прочность, может оставаться равнодушным и боязливым, но он вправе объявить бессмысленную войну и дойти до крайней точки самоотрицания, добравшись до самой глубины «Ничто». Й всё это только лишь для того, чтобы свободным и справедливым вернуться к самому себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Modern Man's Being and Existentialism

The article examines the main problems of existentialism: the problem of life, death, freedom and responsibility that require theoretical understanding and practical solution at any stage of development of human civilization. Existentialist philosophers, including J. -P. Sartre, believed that it was in extreme situations that a person is deprived of illusions: in the face of loneliness and death. In the moments of revelation, he is acutely aware of his mortal essence, fragility and paradoxicality of the surrounding world. From the existentialists' point of view, life is the only reality that a person has, he may try himself and his fate, he can remain indifferent and timid, but he has the right to declare a meaningless war and to reach the extreme point of self-denial, achieving the depth of Nothing. And all this is done only in order to return to himself, free and fair.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы бытия современного человека и экзистенциализм»

9. Степин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М: «Прогресс - Традиция», 2000.

10. Черноволенко В. Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев: Изд-во Киев. ун-та, 1970. С. 122123.

11. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. С. 227.

12. Там же.

13. Михайлова И. Б. Характер представлений в современной науке // Философские науки. 1963. № 2. С. 49.

14. Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев: Лыбидь, 1990. С. 43.

УДК 141.32:111.7

И. А. Кушова

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

В статье рассматриваются основные проблемы экзистенциализма: жизни, смерти, свободы и ответственности, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом разрешении на любом этапе развития человеческой цивилизации. Философы-экзистенциалисты, в том числе и Ж.-П. Сартр, считали, что именно в экстремальных ситуациях человек лишается иллюзий: перед лицом одиночества и в момент гибели. В минуты просветления он ясно осознает свою смертную суть, зыбкость и парадоксальность окружающего мира. С точки зрения экзистенциалистов, жизнь - это единственная реальность, которая есть у человека, он может испытывать себя и свою судьбу на прочность, может оставаться равнодушным и боязливым, но он вправе объявить бессмысленную войну и дойти до крайней точки самоотрицания, добравшись до самой глубины «Ничто». Й всё это только лишь для того, чтобы свободным и справедливым вернуться к самому себе.

The article examines the main problems of existentialism: the problem of life, death, freedom and responsibility that require theoretical understanding and practical solution at any stage of development of human civilization. Existentialist philosophers, including J. -P. Sartre, believed that it was in extreme situations that a person is deprived of illusions: in the face of loneliness and death. In the moments of revelation, he is acutely aware of his mortal essence, fragility and paradoxicality of the surrounding world. From the existentialists' point of view, life is the only reality that a person has, he may try himself and his fate, he can remain indifferent and timid, but he has the right to declare a meaningless war and to reach the extreme point of self-denial, achieving the depth of Nothing. And all this is done only in order to return to himself, free and fair.

Ключевые слова: экзистенциализм, человек, жизнь, смерть, свобода, ответственность.

Keywords: existentialism, man, life, death, freedom, responsibility.

© Кушова И. A., 2010

Жизнь до того, как мы ее проживем, - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл.

Ж.-П. Сартр

Проблемы, исследуемые философией экзистенциализма, вызывают особый интерес в контексте смены научных парадигм, отвечающих запросам техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация переживает сегодня духовно-интеллектуальный кризис. Конец XX - начало XXI в. принесли серьёзную переоценку всех возможностей человека, не случайно в начале XXI в. он снова стал задумываться о границах свободы, проблеме одиночества и неизбежности смерти. События, происходящие сегодня в мире, - межнациональные войны, природные катаклизмы, техногенные катастрофы, мировой терроризм - лишь подтвердили тот факт, что общество, на каком бы высоком уровне технического и этического развития оно ни находилось, не может защитить человека от дыхания хаоса, непредвиденных обстоятельств, абсурдных злодеяний, бессмысленных войн и парадоксальных помыслов.

Система современного социума не имеет достаточной прочности, она не в состоянии не только предотвратить действия экстремистов, но и защитить человека от самого себя. На самом деле, одним из мучительных и, разумеется, неразрешённых вопросов остается очень личный вопрос для каждого: каков смысл пребывания человека на земле? Встречаем ли мы рассвет или провожаем закат, уходим на работу или возвращаемся домой - этот вопрос встает перед нами, как собственное отражение в зеркале.

Граждане Древнего Рима, перед тем как попрощаться, назидательно желали друг другу «помнить о смерти», а философы-экзистенциалисты полагали, что бояться смерти так же глупо, как и не доверять жизни. Французский философ-экзистенциалист Ж.-П. Сартр напишет по этому поводу: абсурд, что мы родились, абсурд, что мы умираем [1].

XX век - век, в котором миф о техническом прогрессе должен был воплотиться в реальность, обернувшийся кровавой чередой революций, мировыми войнами, проявлениями чудовищной жестокости, перед которыми меркли средневековые пытки инквизиции, тоталитарными режимами. Прозвучавшее над Европой чуть раньше высказывание Ф. Ницше «Бог умер!» - слова, которые он ассоциировал с главным, с его точки зрения, событием новейшего времени - раскрытием полной пустоты во всем, чем жила культура и цивилизация, провалом нравственности и духовности в Ничто, торжеством нигилизма. Нигилизм отбросил всякое лицедейство, всякую игру в при-

Теория познания

личия «бросил свою тень на всю Европу» [2]. Виновниками «смерти Бога» Ф. Ницше объявил христиан за то, что служители церкви на своих мессах, в проповедях, в религиозной литературе извратили те духовные истины, которые принёс Иисус людям.

М. Хайдеггер комментировал это положение согласно своим исканиям Бытия: Бог, с точки зрения философа, - это наименование сферы идей, идеалов... Слова «Бог мертв» означают, напишет М. Хайдеггер, то, что сверхчувственный мир лишился своей действенной силы. Он не подает признаков жизни. Пришел конец метафизике... не остается вовсе ничего, что могло бы удержать его, на что мог бы опереться и чем мог бы направляться человек [3]. Не следует, с точки зрения философа, считать слова «Бог мертв» формулой неверия, потому что спор с христианством отнюдь не обязательно должен повлечь за собой борьбу с христианским духом.

В конце 30-х гг. XX в. хвастливые, многообещающие бредни властолюбцев и тщеславных мечтателей обратились в фашистское настоящее. С тех пор ни один западный философ, социолог, литератор не имел права рассуждать об абстрактном, игнорируя факт Второй мировой войны. Пожалуй, все искали объяснения причин: одни обвиняли Бога, другие проклинали Люцифера, третьи возложили ответственность на человека и его свободную волю, четвертые ссылались на классовую борьбу в эпоху империализма. Казалось, что все происходящее - преступление, чудовищная ошибка. И только философы-экзистенциалисты смотрели на вещи принципиально иначе, считая, что главная трагедия человека заключается в его конечной и абсурдной природе. До тех пор, пока человек погружен в суету обыденности, он слеп и невменяем, и только в пограничных состояниях, не имеющих ничего общего с бытовой повседневностью, у человека появляется способность отвечать своему назначению: существовать, балансируя, подобно акробату-канатоходцу, над океаном пустоты.

Первоначально представители академической мысли считали экзистенциализм бесперспективным направлением в философии, хотя вскоре «философия существования» превратилась в крупное и влиятельное идейное движение. Значительную роль в становлении экзистенциализма сыграла философия Ф. Ницше, феноменология Э. Гуссерля и С. Кьеркегора, а его ведущими представителями можно считать М. Хайдеггера, Ф. Брентано, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Ф. Достоевского. Философские трактаты и художественные произведения этих мыслителей полностью изменили представления о человеке и мире, сути и характере нашего пребывания на земле.

В основу экзистенциализма были положены проблемы смысла жизни, проецирования человеческого сознания во времени и пространстве, одиночества, свободы, влекущей за собой ответственность, и, наконец, предназначения смерти. В каком-то смысле экзистенциализм был немного подобен религии: устанавливая ценности, философы данного направления диктовали кодекс поведения. Но характер этих ценностей чрезвычайно аскетичен в отношении надежд и иллюзий, поскольку существование человека трагично, оно трагично даже тогда, когда человек пребывает в состоянии радости, и любая попытка обольщением, верой или иллюзией выйти за пределы этой трагедии есть самообман.

Идеи философов-экзистенциалистов резонировали с событиями, происходившими в ХХ в., полном противоречивых споров о роли и месте человека в обществе, в истории, в масштабах вселенной. Центральная проблема «философии существования» является не фундаментальный принцип бытия, не универсальный закон глобальных процессов во Вселенной, не ценности и идеалы общечеловеческой морали, а уникальные переживания и чаяния отдельного человека (индивида) - его экзистенция.

В философии начиная с античных времён свобода рассматривалась как возвышенная и желанная, но едва ли как досягаемая цель. Экзистенциализм же рассматривает элемент свободы как фундаментальное качество человека, которое может быть и тяжёлым бременем, и спасительным путём к преодолению одиночества, страха, отчуждения.

Философ-экзистенциалист М. Хайдеггер предполагает, что, отказываясь от себя самого, боясь принятия ответственного решения, человек обезличивается, поглощается общей невнятностью. Человек, ценящий свою свободу «здесь и сейчас», становится ответственным как перед самим собой, так и перед обществом. Чувство свободного человека - это чувство вины за все происходящее вокруг него, за собственное несовершенство [4]. Но при этом участь смертного парадоксальна: он должен выбирать, хотя и не имеет никаких внешних оснований для выбора. Он брошен в жизнь, в определенную ситуацию, и именно она есть единственно данная ему реальность - другой не будет. Абсурдно пытаться выйти из неё: уход в никуда не решает главной проблемы, но при этом было бы глупо целиком и безвольно отдаться во власть обстоятельств, подчиниться им - на что-то же дана смертному свобода выбора?

Человек всегда может выйти за пределы самого себя, стать чем-то большим, чем он есть. «Человек - это то, что следует преодолеть», -пишет в своём философском трактате «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр [5].

Нет ничего вечного, всё рушится и умирает в силу конечности самой экзистенции, человек может научиться жить, любить, при этом осознавая, как быстротечен мир. Человек осознаёт свою смертность, его существование направлено к смерти, оно есть «Бытие к смерти». Но смерть -это не переход к иному бытию, она неотвратимое завершение, конец всякой жизнедеятельности человека, его планов, личных проблем, удовольствий и несчастий. Жизнь - это единственная объективная реальность, кроме неё, ничего нет; в этом были убеждены Ж.-П. Сартр, А. Камю и М. Хайдеггер.

Однако, чтобы вырваться за пределы замкнутого круга «рождение - смерть», человек инстинктивно ищет опору в Абсолюте - в Боге. С нашей точки зрения, это только фантазии или просто повод для самооправдания. На самом же деле, как пишет Жан-Поль Сартр: «За пределами "человеческой бытийности" есть одно только великое Ничто; поэтому человеку нет смысла искать опоры, перестраховки. Он не может рассчитывать ни на помощь, ни на подсказку свыше. Он всегда наедине с собой» [6].

«Человек свободен, абсолютно свободен, он обречен быть свободным, и в этом его величайшая трагедия,» - напишет единомышленник Ж.-П. Сартра, философ-экзистенциалист Альбер Камю в своем произведении «Миф о Сизифе»

[7].

Наиболее ярко и актуально проблемы бытия человека поставлены и выражены, на наш взгляд, в творчестве Ж.-П. Сартра. Жан-Поль-Шарль-Эймар Сартр родился 21 июня 1905 г. в Париже в семье Жана Батиста Сартра и Анн-Мари Сартр (Швейцер), отец Ж.-П. Сартра скончался от тропической лихорадки, когда писатель был еще ребенком. Но, вспоминая детство, философ всегда говорит, что это к лучшему, полагая, что отцы стремятся к подавлению личности. С момента своего рождения Ж.-П. Сартр был «заброшен», конечно, это не означает, что воспитанием мальчика никто не занимался, наоборот, он был любимым внуком и любимым сыном.

Будучи ребенком, Ж.-П. Сартр находился в стороне от своих родных, он стремился к самостоятельности, существовал сам по себе, хорошо представляя разницу между собой и окружающими людьми, между собой и окружающим миром. Жан-Поль никогда не был красив, достаточно рано у него формируется бельмо на правом глазу, что приводит к развитию косоглазия, конечно, были и другие особенности физиологии, которые философ старался не замечать. Но, по его мнению, уродливость осталась с ним навсегда, поэтому все телесное в произведениях Ж.-П. Сартра характеризуется негативно, физиологическая уродливость выступает как другая,

отвратительная сторона реальности, преследующая человека постоянно в течение всей его жизни. Философ считает, что физиология коверкает не только его собственную жизнь, но и жизнь каждого человека по своему подобию, точно так же, как и смерть выступает в качестве насильственного прекращения жизни человека и уничтожения всех его возможностей. Вместе с тем феномен смерти у писателя не ограничивается только фактичностью человеческого тела, а всегда выступает в роли случайности, приход которой невозможно определить, смерть никогда не приносит смысла нашему существованию.

В своем творчестве Ж.-П. Сартр значительное внимание уделяет «пограничным состояниям», он говорит о «часах ясности», «минутах просветления», считая, что подлинную ценность жизни человек понимает именно перед лицом смерти, в тот момент, когда перед ним открывается зияющая бездна хаоса, прежде не заметная вследствие того, что человек постоянно охвачен повседневными заботами, скукой и тоской. Перед лицом смерти покой исчезает, остается только риск молниеносного решения, которое не гарантирует успеха. Это, по мнению мыслителя, и есть «подлинное бытие», вынести которое куда труднее, чем бездумно существовать в рамках заведенного порядка вещей [8].

В жизни самого Ж.-П. Сартра главной «пограничной ситуацией» стала Вторая мировая война. В этот период окончательно устоялась сарт-ровская концепция свободы. Свободный человек -это тот, кто не позволяет ситуации захватить над собой власть, выходит за её пределы и, несмотря ни на что, осуществляет свой свободный выбор. «Самым главным становится последний поступок свободного человека, - пишет Ж.-П. Сартр, -чтобы можно было сказать: я всегда оставался человеком, и мне не стыдно за свои поступки перед человечеством» [9].

Позже, в работе «Бытие и ничто», будет сказано, что в мире нет ничего случайного: всё происходящее - моё, эта война - моя, я её заслужил, на войне нет невинных жертв. Поколение, выбравшее войну, несет за нее ответственность в полной мере, ибо это плата за свободу выбирать... Пустое дело вопрошать себя, что было бы со мной, если бы не разразилась эта война, так как я выбрал себя в качестве героя этой эпохи, которая мало-помалу вела меня к войне; я не отличим от этой эпохи и не могу быть перенесен в другую. Таким образом, я и есть война [10].

Над своим философским произведением Ж.-П. Сартр работает на военной службе, в плену и по освобождению из плена, в оккупированном Париже. Ключевыми понятиями его работы стали «Ничто», «Для-себя», «Для-другого» и, наконец, объединяющим понятием стало понятие

Теория познания

«Свобода». Объектом своего исследования философ выбрал человеческую реальность, опираясь на философию М. Хайдеггера и Э. Гуссерля, он создавал новую философию на стыке экзистенциализма и феноменологического метода: мы пытаемся определить бытие человека, поскольку оно обусловливает появление Ничто, это бытие предстает свободой. Свобода - это основа и предшественница человеческой сущности. Свобода есть отрицание, а если бы не было отрицания, ни один вопрос не мог быть поставлен, и прежде всего вопрос о бытии, - утверждает философ, -Ничто - в самом сердце бытия, Ничто не существует вне бытия. Свобода - это Ничто [11].

В 1944 г. в статье «Республика молчания» философ пишет: «Никогда мы не были так свободны, как под немецкой оккупацией. Свобода - это не ценность, которая достается по наследству и которой можно пользоваться по своему усмотрению. Свободу необходимо завоевать и присвоить, завладеть ею в трагической ситуации, куда брошен человек, где он предоставлен сам себе, где он волен выбирать... Изгнание, плен, тем паче смерть... внезапно мы осознали, что это не случайности, которых можно избежать, в них пришлось увидеть наш жребий, нашу судьбу, глубокий источник нашей человеческой реальности» [12].

После окончания войны Ж.-П. Сартр вспоминал годы оккупации, чаще всего он был охвачен ужасом от того, что узники лагерей и жители осаждённых городов не обладали свободой выбора. В пьесах время оккупации воплощалось во всевозможные метафоры. Так, например, в одной из самых ярких его работ, пьесе «За запертыми дверями», три главных героя встречаются в аду -Гарсен, Инес и Этель. Запертая на засов комната, где они вынуждены существовать вместе, становится экзистенциальным колпаком, из-под которого некуда бежать. Две женщины и мужчина обречены на нескончаемые и мучительные думы о жизни и смерти, потому что о другом говорить нет смысла. Умирают всегда слишком рано - или слишком поздно. «Но у тебя ничего, кроме жизни, нет, - говорит Инес. - Ты - не что иное, как твоя жизнь». Находясь в аду, герои то ссорятся, то влюбляются, то отчаиваются, то в них просыпается надежда. Выхода нет - крушит иллюзии Сартр. «Ад - это другие», - вкладывает он жестокие слова в уста своих героев [13].

Пленникам тьмы ничего не остается, как прислушиваться к голосам, доносящимся сверху, из мира света, где цветет жизнь и люди еще вольны выбирать свою участь. Герои этой пьесы - люди, перешедшие через край возможного, край «ча-

сов ясности», о которых пишет М. Хайдеггер, край «пограничного состояния», когда человек может очнуться от глубокого мертвящего сна и принять волевое решение, пока он жив.

После войны Жан-Поль Сартр написал еще одну пьесу, наиболее четко определяющую место человека в мире с точки зрения экзистенциализма - «Дьявол и Господь Бог». В осажденном городе главный герой служит добру, но со временем он теряет в него веру и находит свое преклонение бессмысленным, затем он по собственной воле служит злу, но также не видит в деяниях тьмы правды. И тогда он решается быть верным самому себе, хотя и понимает, что его последний выбор более чем абсурден. Но зато он остался честен перед самим собой.

Таким образом, экзистенциалисты полагали, что в экстремальных ситуациях человек лишается иллюзий: перед лицом одиночества и в момент гибели. В минуты просветления он ясно осознает свою смертную суть, свое «Я», зыбкость и парадоксальность окружающего мира. Жизнь -это единственная реальность, которая есть у человека, он может испытывать себя и свою судьбу на прочность, может оставаться равнодушным и боязливым, но он вправе объявить бессмысленную войну и дойти до крайней точки самоотрицания, добравшись до самой глубины «Ничто». И всё это только лишь для того, чтобы свободным и справедливым вернуться к самому себе.

Примечания

1. См.: Андреев Л. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М.: «Гелиос», 2004.

2. См.: Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб.: «Русский остров», 2005.

3. См.: Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: «Академический проект», 2008.

4. См.: Хайдеггер М. Что зовется мышлением? М.: «Территория будущего», 2006.

5. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: «Республика», 2000. С. 11-12.

6. Сартр Ж.-П. Там же. С. 42-43.

7. См.: Камю А. Посторонний. Чума. Падение. Миф о Сизифе: пьесы. Из «Записных книжек». М.: «АСТ», 2007.

8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто ...

9. Сартр Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939 - март 1940. СПб.: «Владимир Даль», 2002.

10. См.: Сартр Ж.-П. Дневники странной войны ...

11. См.: Сартр Ж.-П. Дороги свободы: в 3 т. Т. 1. Возраст зрелости. Харьков: «Фолио», 1997. С. 107.

12. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. СПб.: «Лениздат», 1976.

13. См.: Сартр Ж.-П. Слова. Мухи. Почтительная потаскушка. За закрытыми дверями. М.: «АСТ», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.