Научная статья на тему 'Общество и культура: концепция культуры Ю. А. Жданова'

Общество и культура: концепция культуры Ю. А. Жданова Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
751
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю.А. ЖДАНОВ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / НАУКА / КАВКАЗ / YU.A. ZHDANOV / CULTURE / SOCIETY / SCIENCE / CAUCASUS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич

В статье реконструированы основные вехи теории культуры Ю.А. Жданова. В рамках осмысления проблем общества и культуры Ю.А. Ждановым в настоящей статье выделяются несколько сюжетных линий: теория культуры Ю.А. Жданова, в основе которой лежит разработанная им совместно с В.Е. Давидовичем деятельностная концепция культуры; вопросы истории культуры, в первую очередь история культуры народов Кавказа, культурологическое кавказоведение; идея культурного человека Ю.А. Жданова. Делается вывод о том, что в отечественной философии и культурологии концепция культуры Ю.А. Жданова не утратила своего значения и является одной из современных авторитетных культурологических теорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Society and Culture: Yu.A. Zhdanov’s Concept of Culture

In the article were reconstructed the main milestones of Yu.A. Zhdanov’s theory of culture. In the framework of understanding the problems of society and culture by Yu.A. Zhdanov, in this article several plot lines are highlighted: Yu.A. Zhdanov’s culture theory, which is based on his joint work with V.E. Davidovich activity concept of culture; questions of cultural history and, first of all, cultural history of the Caucasus nation, culturological Caucasian studies; the idea of Yu.A. Zhdanov’s cultural man. It is concluded that in national philosophy and culturology Yu.A. Zhdanov’s concept of culture hasn’t lost its value and is one of the authoritative modern culturological theories.

Текст научной работы на тему «Общество и культура: концепция культуры Ю. А. Жданова»

К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ Ю.А. ЖДАНОВА

УДК 1; 316.722

DOI 10.23683/2227-8656.2019.3.1

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА: КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ Ю.А. ЖДАНОВА

Волков Юрий Григорьевич

Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: ugvolkov@sfedu.ru

В статье реконструированы основные вехи теории культуры Ю.А. Жданова. В рамках осмысления проблем общества и культуры Ю.А. Ждановым в настоящей статье выделяются несколько сюжетных линий: теория культуры Ю.А. Жданова, в основе которой лежит разработанная им совместно с В.Е. Давидовичем деятельностная концепция культуры; вопросы истории культуры, в первую очередь история культуры народов Кавказа, культурологическое кавказоведение; идея культурного человека Ю.А. Жданова. Делается вывод о том, что в отечественной философии и культурологии концепция культуры Ю.А. Жданова не утратила своего значения и является одной из современных авторитетных культурологических теорий.

SOCIETY AND CULTURE: YU.A. ZHDANOV'S CONCEPT OF CULTURE

Yury G. Volkov

Honored Scientist of Russia, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Scientific Supervisor Professor of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: ugvolkov@sfedu.ru

In the article were reconstructed the main milestones of Yu.A. Zhdanov's theory of culture. In the framework of understanding the problems of society and culture by Yu.A. Zhdanov, in this article several plot lines are highlighted: Yu.A. Zhdanov's culture theory, which is based on his joint work with V.E. Davidovich activity concept of culture; questions of cultural history and, first of all, cultural history of the Caucasus nation, culturological Caucasian studies; the idea of Yu.A. Zhdanov's cultural man. It is concluded that in national philosophy and culturology Yu.A. Zhdanov's concept of culture hasn't lost its value and is one of the authoritative modern culturological theories.

Ключевые слова: Ю.А. Жданов; культу- Keywords: Yu.A. Zhdanov; culture; society; ра; общество; наука; Кавказ. science; Caucasus.

Введение

Юрий Андреевич Жданов - известный ученый, философ и культуролог, «культурный строитель», неординарная личность, созидающая науку и культуру в самых разных ее формах. Сохраняя традиции, Ю.А. Жданов на посту ректора Ростовского государственного университета начал создавать новые направления и приглашать талантливых ученых. Так, из Ташкента приехал Л.С. Марочник (астрофизика), из Астрахани - Ю.Н. Куражковский (экология), из Новочеркасска -В.И. Минкин (теория органической химии), а из Львова - В.Е. Давидович, специалист в области теории культуры. Был открыт в университете философский факультет, на становление которого особое влияние в ту пору оказал выдающийся отечественный философ Э.В. Ильенков, неоднократно читавший лекции в РГУ (Волков, 2004; Драч, 2014).

Итак, особая роль принадлежит Ю.А. Жданову в развитии гуманитарных наук, в частности исследований в области культуры. Следует отметить, что всегда особую озабоченность Ю.А. Жданова вызывало современной состояние культуры, которая, по его мнению, оказалась в опасности. Культуру - этот «остров вечного спасения человечества» - захлестывает, как он считал, океан стихийности, и это может привести ее к разрушению. Гибель культуры - это и есть апокалипсис. Поэтому сохранение культуры является прямым долгом интеллектуальной элиты перед человечеством (Жданов, 2001). Без культуры, считал Ю.А. Жданов, мы все мертвы: и душой, и духом. Быть в непосредственной связи со смыслом своего существования, обусловленным культурой, - это значит следовать своему предназначению, находясь в гармоничных отношениях с миром, с природой. Поэтому и природа всегда волновала Ю.А. Жданова не только как естествоиспытателя, но и как писателя - писателя-философа и писателя-культуролога.

Сильное влияние на формирование философско-культурологического мышления Ю.А. Жданова оказали идеи В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере (Таланов, 2013), а также Э.В. Ильенкова, талантливейшего мыслителя, по словам Ю.А. Жданова, «подлинного воспреемника духа Аристотеля и Спинозы, Гегеля и Маркса» (Драч, 2014; Драч, 2005).

Воспитанный на русской литературной классике XIX в., чуждой национальной ограниченности и замкнутости, Ю.А. Жданов особо выделяет творчество А.С. Пушкина, «воплотившее в себе целое столетие

культурного развития России». Среди писателей ХХ столетия он отмечает Л. Фейхтвангера и М. Шолохова. По его мнению, их объединяет стремление к широте, историческому синтезу, понимание истинной натуры человека и его души. Особую любовь Ю.А. Жданов питает к народным песням. При этом он считает, что наиболее оригинальные песни созданы итальянцами, грузинами и украинцами, у русских хороши романсы.

От бабушки, Екатерины Павловны Горской, которая имела блестящее музыкальное образование, Ю.А. Жданову через отца передалась любовь к классической музыке. Ему нравились Брамс и Лист, Моцарт и Россини, Чайковский и Мусоргский, но в духовном плане ближе всех «ясный и прозрачный» Глинка («Пушкин в музыке») и особенно Бетховен, «духовная глубина и фантастическая музыка которого делает композитора таким близким и таким недосягаемым».

В рамках осмысления проблем общества и культуры в творчестве Ю.А. Жданова выделяются несколько сюжетных линий. Так, в первую очередь важно указать на теорию культуры Ю.А. Жданова, в основе которой лежит разработанная им совместно с В.Е. Давидовичем дея-тельностная концепция культуры. Особая линия - это вопросы истории культуры, прежде всего история культуры народов Кавказа, культурологическое кавказоведение. Особое место в концепции культуры Ю.А. Жданова занимает идея культурного человека. Рассмотрим эти сюжеты более подробно.

Теория культуры Ю.А. Жданова

Итак, большой вклад Ю.А. Жданов внес непосредственно в развитие теории культуры. В 70-х гг. ХХ в. он разрабатывает оригинальную теорию культуры как деятельности (Жданов, 2001). Так, Ю.А. Жданов публикует цикл статей, активно выступает на международных и всесоюзных научных конференциях по проблемам теории культуры, вклада отечественных деятелей в мировую науку и культуру. Постепенно вокруг Ю.А. Жданова формируется мощная школа отечественных культурологов, к работе в которой были привлечены В.Е. Давидович, Е.Я. Режабек, Г.В. Драч, А.Г. Агаев, А.И. Абдуллаев и др.

В 1979 г. совместно с В.Е. Давидовичем Ю.А. Жданов публикует одну из первых в отечественной философии монографий, посвященных сущности культуры (Жданов, 2005). Чтобы понять вклад, внесенный ими в разработку проблемы сущности культуры, надо вспомнить, как в те годы интерпретировалось понятие культуры в советском об-ществознании. В рамках редукционистской методологии она рас-

сматривалась как сфера общества, производная от социально-экономического базиса. По существу, культуре было отказано в статусе самостоятельного измерения человеческого бытия. Культура рассматривалась как артефакт, как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе материального и духовного производства. Ю.А. Жданов и В.Е. Давидович предложили рассматривать культуру на основе марксистской концепции деятельности. Сущность культуры они попытались раскрыть в рамках представления о ней как всеобщей технологии человеческой деятельности. Надо подчеркнуть, что деятельностная концепция культуры и в настоящее время является одной из авторитетных культурологических теорий.

По инициативе Ю.А. Жданова в РГУ создается первая в стране кафедра теории культуры, а университет стал одним из признанных центров культурологической мысли. Проведение культурологических конференций во всех крупнейших городах Северного Кавказа вовлекло в развитие культурологии ученых из всех его республик, краев и областей. В СКНЦ ВШ благодаря Ю.А. Жданову получил возможность творить один из ведущих, но и опальных в советское время отечественных культурологов М.К. Петров.

Многие видные философы на Западе сегодня признают, что именно в области культурологии российская философская мысль значительно опередила европейскую. Поэтому понятна озабоченность Ю.А. Жданова состоянием современной культуры. Культура, по его мнению, оказалась в опасности, поскольку ее - «остров вечного спасения» - может захлестнуть океан стихийности. Разрушение культуры -это и есть, как считает ученый, апокалипсис. Сохранение культуры является прямым долгом интеллектуальной элиты (Усенко, 2012; Шуль-ман, 2014).

История культуры и кавказоведение в концепции Ю.А. Жданова

Особая любовь Ю.А. Жданова - это история и культура Кавказа (Аникеев, 1997). Трудно назвать уголок Кавказа, где бы ни побывал Ю.А. Жданов, знакомясь с природой и людьми края, изучая его проблемы и стремясь постичь его genius locis («местный дух»). При этом Ю.А. Жданов большое внимание уделял проблемам культурной интеграции русского народа и народов Кавказа. Ему удалось найти базисную идею этой интеграции - идею единства многонациональных культур.

Отталкиваясь от своих теоретических разработок и глубокого знания русской и кавказской культур, Ю.А. Жданов поставил смелую

в свое время проблему взаимовлияния и взаимопроникновения культур в регионе. Не отрицая важности изучения влияния русской культуры на народы Кавказа, он стал одним из первых говорить о влиянии культур народов Кавказа на русскую культуру. В 1979 г. на Всесоюзной конференции по проблемам прогрессивной роли России в исторических судьбах народов Северного Кавказа в Грозном доклад Ю.А. Жданова «Кавказ и передовая русская культура» произвел на участников конференции ошеломляющее впечатление, вызвал массу откликов, во многом определил дальнейшее изучение истории русско-кавказских культурных взаимоотношений. Затем Ю.А. Жданов в блестящих статьях, посвященных М. Глинке, А. Грибоедову, Л. Толстому, конкретизирует и развивает свое видение проблемы западно-восточного синтеза, лежащей в основе российской культуры, опровергая знаменитый тезис Р. Киплинга о невозможности встречи, взаимопонимания Западом и Востоком друг друга.

Его работа, посвященная Кавказу - солнечному сплетению Евразии, как называют его современные культурологи и геополитики, отличается изысканной утонченностью эстетического вкуса и глубоким пониманием мифологии, истории и современного развития этого региона (Жданов, 1998). В научно-художественном эссе Ю.А. Жданов воссоздал образ Кавказа как места взаимопроникновения культур цивилизаций Запада, России и Востока (Лубский, 2000). Предложенный аспект рассмотрения культурного взаимодействия на Кавказе нейтрализует дилетантские рассуждения современных идеологов этноцентризма и сепаратизма о несовместимости русской культуры с культурами народов Северного Кавказа.

В рамках деятельности Северо-Кавказского научного центра высшей школы, созданного по инициативе Ю.А. Жданова, в 80-х гг. ХХ в. стало нормой проводить ежегодные научные конференции по проблемам теории истории культуры, такие, например, как «Культура, человек, гуманизм», «Л.Н. Толстой и Кавказ» (г. Грозный). Интеграционные процессы в гуманитарных науках, постоянный обмен мнениями, дискуссии, участие в которых принимали все творческие представители гуманитарного научного сообщества, подготовили условия для разработки крупных региональных коллективных трудов.

По инициативе Ю.А. Жданова и с его участием началась работа по созданию обобщающих трудов по таким научным направлениям, как история литературы народов Северного Кавказа, история журналистики Северного Кавказа, история крестьянства, история рабочего класса, история Гражданской войны и иностранной интервенции на

Северном Кавказе. Началось комплексное изучение казачества Юга России как явления мировой истории и культуры.

Однако задача взглянуть на исторический и культурный процесс в регионе в целом была решена, когда ученые края при содействии со стороны Академии наук взялись за создание капитального труда по истории народов Северного Кавказа. В острейшей борьбе Ю.А. Жданову удалось отстоять идею написания именно истории Северного Кавказа и не растворять историю малых народов в истории Закавказья, как предлагали Институт истории СССР АН СССР и академии наук республик Закавказья. В качестве заместителя главного редактора издания Ю.А. Жданов сумел, несмотря на прямое противодействие, интриги, борьбу амбиций, различия в научных подходах, организовать работу авторского коллектива численностью почти 200 человек. В отличие от распавшихся коллективов «Истории Прибалтики», «Истории Закавказья», «Истории Средней Азии и Казахстана» все четыре тома «Истории народов Северного Кавказа» после 10-летней авторской и редакционной работы были подготовлены к изданию.

За это время бывали ситуации, когда Институт истории СССР и главный редактор издания академик А.Л. Нарочницкий склонялись к прекращению сложнейшего проекта. Однако Ю.А. Жданов смог отстоять идею и найти верные решения многих проблем, и два первых тома увидели свет в 1988 г., что стало важнейшим достижением отечественного кавказоведения. Последующие события резко изменили ситуацию в стране, и тома, посвященные советскому периоду истории народов Северного Кавказа, остались в рукописях.

В ходе подготовки труда выявилось немало новых проблем, в осмыслении и решении которых проявились незаурядные научные и гражданские качества Ю.А. Жданова. Он обратил внимание на тревожную тенденцию затухания русского кавказоведения, некогда ведущего направления российской науки, и передачу кавказоведческих исследований почти исключительно в руки национальных ученых. К сожалению, это предупреждение не было вовремя осознано, что сказалось на принятии политических решений по проблемам Кавказа в 90-е гг. прошлого века.

Ю.А. Жданов призывал гуманитариев внимательно и гибко относиться к национальным проблемам на Северном Кавказе. Когда в 7080-х гг. КПСС из «побуждений» борьбы с проявлениями национализма стала прямолинейными административными методами навязывать концепцию добровольного присоединения Чечни к России, Ю.А. Жданов стал предупреждать о возможности противоположных результатов

такой политики и делать все необходимое, чтобы придать этой проблеме сугубо научный характер, не упрощая и не вульгаризируя историю сложных русско-чеченских отношений, не провоцируя межнациональную напряженность, не создавая поводов для национальных обид. Увы, точка зрения Ю.А. Жданова, а также ряда других ученых не была поддержана в директивных органах, но ее правоту подтвердило развитие событий в Чечне.

В 80-х гг. были изданы также сборники «Кавказ в русской поэзии», «Пригорошня жемчужин», в который вошли пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. Затем в рамках СКНЦ ВШ приступили к созданию библиотеки «История Северного Кавказа в свидетельствах современников, дневниках и воспоминаниях». На основе труда академика В.В. Латышева был издан первый том этой библиотеки «Кавказ и Дон в произведениях античных авторов». Ю.А. Жданов настоял и обеспечил подготовку в первую очередь именно этого издания, в чем проявилось его особое отношение к античному миру, его культуре как истоку и основе культуры современного общества. Была начата также подготовительная работа по созданию Энциклопедии культуры Северного Кавказа, в которой предполагалось отразить культурные традиции и обычаи, мифологию и религию, образование и науку, фольклор и литературу, все виды искусства, национальные игры и спорт, деятельность средств массовой информации (Жданов, 2001). Было задумано создать многотомные труды, показывающие единство и многоцветие культур Северного Кавказа, такие как «Свод фольклора народов Северного Кавказа», «Свод памятников истории культуры».

В 2002 г. в Ростове-на-Дону был проведен первый съезд кавказоведов. Его проведение в сложных условиях, когда в Дагестане велись военные действия, стало подтверждением непререкаемого авторитета Ю.А. Жданова на Северном Кавказе, свидетельством того, что семена интеграции и сотрудничества, посеянные им, не пропали даром и дали всходы. Ученые-гуманитарии региона не желают замыкаться в своих национальных квартирах, они нуждаются в научном общении, обмене идеями, готовы участвовать в крупных региональных научных проектах, способны влиять на гармонизацию национальных отношений на Северном Кавказе (Черноус, 2013). Поэтому и сегодня важны вопросы переиздания «Истории народов Северного Кавказа», продолжения работы над «Историей Северного Кавказа в воспоминаниях и свидетельствах современников», Энциклопедией культур и др.

Культурный человек в концепции Ю.А. Жданова

В плане развития культуры вообще Ю.А. Жданов отмечал роль университетов - «этих крохотных академий, обеспечивающих столь важные для научного и культурного прогресса контакты ученых разных специальностей». Особую роль Ю.А. Жданов отводил университетам как регионообразующим культурным центрам. Университеты, говорил он, - это «ядра кристаллизации научных и культурных сил края. Они оказывают влияние на уровень преподавания общеобразовательных дисциплин в других вузах, за счет своих выпускников пополняют культурные кадры» (Жданов, 2001).

«Через эту призму, - подчеркивал Ю.А. Жданов, - следует рассматривать, по-видимому, понятие "университетский город", которое означает ведь не только наличие определенного учебного заведения, но и его роль в создании духовного микроклимата» (Жданов, 2009). Рассуждая о том, кого можно считать культурным человеком, Ю.А. Жданов продолжал: «Совершенно очевидно, что научная культура - только часть общей культуры. Можно быть в своей области академиком и не быть подлинно культурным человеком. Культура ведь не исчерпывается суммой специальных знаний. Более того, специалист в одной какой-либо отрасли - личность весьма ограниченная. Есть люди, считающие вполне достаточным хорошо делать свое дело. Все, что лежит вне его сферы, внимания не заслуживает, ибо не учитывается при выведении КПД личности. Но ведь ясно же, что духовная бедность крайне опасна и для дела, которым занимается сей узкий специалист, ибо она порождает узость творческого мышления, и для общества в целом; человек с неразвитой сферой чувств и убогим кругозором зачастую нарушает принципы взаимоотношений в коллективе, снижает его нравственный тонус». Поэтому, как считал Ю.А. Жданов, при подготовке будущих специалистов надо не забывать о «воспитании будущих граждан, полпредов истинной культуры» (Жданов, 2004).

Актуальность этой проблемы, по мнению Ю.А. Жданова, «заключается в том, что современное высшее образование таит в себе опасности, связанные с узкой специализацией. Необходимость ее диктуется бурным ростом объема научных и технических знаний. Чтобы изучить свое дело, не стать поверхностным дилетантом, приходится концентрировать внимание на узкой области, сознательно не позволять себе разбрасываться, отвлекаться в сторону». Вместе с тем, полагал Ю.А. Жданов, «узкая специализация в таком случае означает полное незнание других сфер человеческой деятельности или, что часто

еще хуже, знакомство с ними по слухам, ходячим мнениям, неточной информации. Тем самым порождается опасность безответственных и легкомысленных решений в случае, если инженерная или естественнонаучная проблема выходит за собственные рамки и соприкасается с иными сферами человеческой деятельности. А в жизни такое соприкосновение имеет место всегда» (Жданов, 2001). Широкое гуманитарное образование, как считал Ю.А. Жданов, создает также хороший иммунитет против догматизма и схоластики, против рутины узкоспециального мышления, оно воспитывает молодежь в духе свободного научного исследования (Авдулов, 2011; Драч, 2011).

«Культурный человек, - подчеркивает Ю.А. Жданов, - это и человек больших эстетических потребностей, для удовлетворения которых он стремится использовать каждую свободную минуту всю жизнь. Он, несомненно, должен быть человеком творческим, отдавать людям больше, чем сам получает от общества. И он должен уметь отрываться от земных, чтобы посмотреть на звезды». Здесь я хочу обратить ваше внимание на неразрывную связь понятий «культурный человек» и «интеллигент», на чем всегда настаивал Ю.А. Жданов.

В 1984 г. в университетской газете «За советскую науку» была опубликована статья Жданова «Интеллигентом быть непросто». Это статья о том, кто такой интеллигент и какова социальная ответственность интеллигентов. «Всегда ли можно, - вопрошает Жданов, - специалиста можно причислить к интеллигенции всего лишь по тому, что в его листке по учету кадров проставлен номер диплома об окончании вуза... Ведь нередко можно встретить человека без диплома о высшем образовании, поражающего нас эрудицией, начитанностью, благородством устремлений, корректностью, благородством устремлений, корректностью и душевностью, широтой интересов. О таком скажут настоящий интеллигент. Вот мы и запутались».

Чтобы выпутаться из возникших неопределенностей, Ю.А. Жданов предлагает наряду с термином «интеллигенция» сохранить и понятие «интеллигентность» как некоторую качественную характеристику человеческого духа, ориентированность интересов личности на интеллектуальную сферу, приобщенность индивида к высоким нормам культуры, устремленность к познанию и самоусовершенствованию.

Ясно, отмечал Ю.А. Жданов, что не все лица с дипломом о высшем образовании обладают этими достоинствами. Их приходится долго и упорно развивать, формировать, вырабатывать в себе. Можно ли, например, считать «интеллигентом ученого, затворившегося в келье своей науки, или инженера, не поднимающего глаз от пульта ЭВМ?

Конечно, нет. Во все времена истинная интеллигентность означала универсализм интересов».

В овладении культурой Ю.А. Жданов выделял три ступени: «Бывает, человек - хороший профессионал, досконально изучил какое-то одно дело, но то, что за пределами профессии, его не трогает. Это та ступень, на которой специалист технического направления не знает законов искусства, а работник искусства не понимает, что такое компьютерная революция. Другая ступень - когда профессиональные знания связаны с исторической и национальной традициями, с соседними сферами деятельности, с нравственными оценками, с экологическим подходом. Но и здесь знания технические и знания, скажем, музыки могут не пересекаться, они еще только соседствуют. И лишь на уровне универсальном они становятся органической целостностью» (Жданов, 2001).

Говоря о том, что интеллигентом быть непросто, Ю.А. Жданов подчеркивал: «Интеллигентам не уйти от того, чтобы быть центром концентрации, кристаллизации народного гения в его изучении и осмыслении исторического опыта, в сосредоточенных поисках глубинного смысла бытия, в осмысливании всеобщих, всенародных, общечеловеческих целей, в синтезе традиции и новаторства, в провидческих устремлениях и строгих прогнозах...» (Жданов, 2001).

Заключение

Итак, Ю.А. Жданов стоял у истоков осмысления в отечественной социально-гуманитарной мысли деятельностной концепции культуры, в рамках которой понятие «культура» тесно переплетается с понятием «общество», и они противопоставляются природе и природному состоянию человеком (homo naturalis). Дело в том, что и по сей день наиболее распространенным подходом в изучении культуры является деятельностный, который связан с пониманием культуры как возделывания, улучшения и земли, и общества, и человека. Этот подход также реализовывали Э.С. Маркарян, М.С. Каган, З.В. Файнбург и др. Культура как способ (технология) деятельности рассматривается в трудах В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова, где отмечается, что культура «и есть способ деятельности людей, а общественные отношения - плацдарм для деятельности» (Жданов, 2005). Они также считали, что культура, детерминированная системой общественных отношений и отражающая место в этой системе субъекта деятельности, представляет собой способ ее регулятивов. Продолжая разработку предложенной Ю.А. Ждановым деятельностной концепции культуры, Э.С. Маркарян определял культуру как «общий способ челове-

ческого существования, способ человеческой деятельности и объективированный в различных продуктах (орудиях труда, обычаях, системе представлений о добре и зле, прекрасном и уродливом, средствах коммуникации и т. д.) результат этой деятельности, который может включать в себя элементы, имеющие как положительное значение для функционирования социальной системы, так и отрицательное значение» (Маркарян, 1969).

В 2005 г. Ю.А. Жданов серьезно заболел. Он отошел от дел, связанных с непосредственной организацией науки и образования, но беспокойная мысль его продолжала биться и творить, приобретая порой неожиданные и оригинальные очертания. Как-то посещая его в больнице, я спросил: «Юрий Андреевич, что мы можем для Вас сделать?» И совершенно неожиданно прикованный к постели Ю.А. Жданов произнес: «На мой взгляд, хорошо было бы переиздать нашу с В.Е. Давидовичем монографию "Сущность культуры"» (Волков, 2013). Эта работа, изданная еще в 1979 г., была не только одной из первых в отечественной философии монографий, посвященных сущности культуры, но и не утратила своего значения в настоящее время, поскольку деятельностная концепция культуры, лежащая в ее основе, является одной из современных авторитетных культурологических теорий.

Литература

Авдулов Н.С. Ю.А. Жданов о социальных функциях науки и образования // Ю.А. Жданов о ценностях науки и образования. Ростов н/Д., 2011.

Аникеев А.А., Лубский А.В. Теоретические поиски в современной исторической науке и проблемы изучения истории Северного Кавказа // Научная мысль Кавказа. 1997. № 3. С. 53-64.

Волков Ю.Г. Интеллектуальный круг Ю.А. Жданова // В кругу Ю.А. Жданова: учителя, сподвижники, ученики. М.; Ростов н/Д., 2013.

Волков Ю.Г. Ю.А. Жданов и его воспоминания // Ю.А. Жданов. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов н/Д., 2004.

Драч Г.В. Ю.А. Жданов о культурной ценности науки и образования // Ю.А. Жданов о ценностях науки и образования. Ростов н/Д., 2011.

Драч Г.В., Лубский А.В., Эфендиев Ф.С.. Этнос. Культура. Цивилизация. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ 2005

References

Avdulov, N.S. (2011). Yu.A. Zhdanov on the social functions of science and education. Yu.A. Zhdanov on values of science and education. Rostov-na-Donu.

AnikeevA.A., LubskyA.V. (1997). Theoretical searches in modern historical science and problems of studying the history of the North Caucasus. Scientific thought of the Caucasus, 3, 53-64 (in Russian).

Volkov, Yu.G. (2013). Intellectual circle of Yu.A. Zhdanov. In the circle of Yu.A. Zhdanov: teachers, associates, students. Moscow; Rostov-na-Donu.

Volkov, Yu.G. (2004). Yu.A. Zhdanov and his memories. Yu.A. Zhdanov. A look into the past: eyewitness memories. Rostov-na-Donu.

Drach, G.V. (2011). Yu.A. Zhdanov on cultural value of science and education. Yu.A. Zhdanov on value of science and education. Rostov-na-Donu.

Drach G.V., Lubsky A.V., Efendiyev F.S. (2005).Ethnos. Culture Civilization. Rostov n/D.: NCHSRC.

Драч Г.В., Тихонов А.В. Философские традиции Ростовского университета // Ростовская философская школа. Вчера, сегодня, завтра. Взгляд из 2013 года. Ростов н/Д., 2014.

Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов н/Д., 2004.

Жданов Ю.А. Избранное. Ростов н/Д., 2009. Т. 1.

Жданов Ю.А. Избранное. Ростов н/Д., 2001. Т. 2.

Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Ростов н/Д., 1998.

Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д., 2005.

Лубский А.В. Северный Кавказ - периферия российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 34-38.

Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.

Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: духовное рождает духовное // В кругу Ю.А. Жданова: учителя, сподвижники, ученики. М.; Ростов н/Д., 2013.

Усенко Л.В. Философия культуры и мир природы глазами Ю.А. Жданова // Научное наследие Ю.А. Жданова и современные проблемы моделирования сложных социосистем (на материалах Юга России). Ростов н/Д., 2012.

Черноус В.В. На пути к историческому ре-гионоведению (А.Л. Нарочницкий и Ю.А. Жданов) // В кругу Ю.А. Жданова: учителя, сподвижники, ученики. М.; Ростов н/Д., 2013.

Шульман М.М. Социокультурные истоки концепции культуры Ю.А. Жданова // Культура как фактор развития общества, государства, личности : материалы форума. Ростов н/Д., 2014.

Поступила в редакцию

Drach, G.V., Tikhonov, A.V. (2014). Philosophical traditions of Rostov University. Rostov philosophical school. Yesterday, today, tomorrow. A look from 2013. Rostov-na-Donu.

Zhdanov, Yu.A. (2004). A look into the past: eyewitness memories. Rostov-na-Donu.

Zhdanov, Yu.A. (2009). Favourites. Rostov-na-Donu, 1.

Zhdanov, Yu.A. (2001). Favourites. Rostov-na-Donu, 2.

Zhdanov, Yu.A. (1998). Solar plexus of Eurasia. Rostov-na-Donu.

Zhdanov, Yu.A., Davidovich, V.E. (2005). Essence of culture. Rostov-na-Donu.

Lubsky A. V. (2000). North Caucasus - the periphery of the Russian civilization. Scientific thought of the Caucasus, 2, 34-38 (in Russian).

Markaryan, E.S. (1969). Essays on the theory of culture. Erevan.

Talanov, V.M. (2013). V.I. Vernadskiy and Yu.A. Zhdanov: the spiritual gives birth to the spiritual. In the circle of Yu.A. Zhdanov: teachers, associates, students. Moscow; Rostov-na-Donu.

Usenko, L.V. (2012). The philosophy of culture and the natural world through the eyes of Yu.A. Zhdanov. Scientific heritage of Yu.A. Zhdanova and modern problems of modeling complex socio-systems (based on materials from the South of Russia). Rostov-na-Donu.

Chernous, V.V. (2013). On the way to historical regional studies (A.L. Narochnitskiy and Yu.A. Zhdanov). In the circle of Yu.A. Zhdanov: teachers, associates, students. Moscow; Rostov-na-Donu.

Shul'man, M.M. (2014). Socio-cultural origins of the Yu.A. Zhdanov's concept of culture. Culture as a factor in the development of society, state, personality. Forum Materials. Rostov-na-Donu.

17 мая 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.