Научная статья на тему 'Общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий'

Общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
588
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические партии / общественный контроль / финансовая деятельность политических партий / цель общественного контроля / задачи общественного контроля / объект общественного контроля / субъект обще-ственного контроля / political parties / public control / the financial activity of political parties / the purpose of social control / the task of pub-lic control / object of social control / a subject of public control

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Долгих Федор Игоревич

В статье рассматриваются понятие, потенциальные субъекты и возможные формы общественного кон-троля за финансовой деятельностью политических партий. Обосновывается необходимость установления данного вида контроля. По мнению автора, низкий показатель общественного доверия к политическим партиям как социально-политическому институту обусловлен, в том числе, недостаточной открытостью для общества финансовой дея-тельности политических партий, а введение общественного контроля рассматривается в качестве способа преодо-ления недоверия к политическим партиям как институту и повышения их авторитета среди граждан. Предметом исследования выступает общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий России. Результаты научной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по конституционному праву. Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для препо-давателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами деятельности политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONTROL OVER THE FINANCIAL ACTIVITIES OF POLITICAL PARTIES

The article discusses the concept, potential actors, and forms of public control over the financial activities of political parties. The necessity of establishing this type of control. According to the author, a low public confidence in political parties as a socio-political insti-tution due in part to the lack of transparency for financial activities of political parties and introduction of public control is seen as a means of overcoming the distrust of political parties as an institution and enhance their credibility among citizens. The subject of research is public control over the financial activities of political parties of Russia. The scientific results can be used in the preparation of textbooks on constitutional law. The article may be of interest to leaders and staff of political parties, teachers and law students interested in issues of activities of political parties.

Текст научной работы на тему «Общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий»

11.3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Долгих Федор Игоревич, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра Теории и истории государства и права Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

fdolgih@mfpa.ru

Аннотация: В статье рассматриваются понятие, потенциальные субъекты и возможные формы общественного контроля за финансовой деятельностью политических партий. Обосновывается необходимость установления данного вида контроля. По мнению автора, низкий показатель общественного доверия к политическим партиям как социально-политическому институту обусловлен, в том числе, недостаточной открытостью для общества финансовой деятельности политических партий, а введение общественного контроля рассматривается в качестве способа преодоления недоверия к политическим партиям как институту и повышения их авторитета среди граждан. Предметом исследования выступает общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий России. Результаты научной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по конституционному праву.

Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами деятельности политических партий.

Ключевые слова: политические партии, общественный контроль, финансовая деятельность политических партий, цель общественного контроля, задачи общественного контроля, объект общественного контроля, субъект общественного контроля.

PUBLIC CONTROL OVER THE FINANCIAL ACTIVITIES OF POLITICAL

PARTIES

Dolgikh Fedor I., candidate of historical sciences, assistant professor, head of the Chair of Theory and history of state and law Work place: Moscow Synergy University

fdolgih@mfpa.ru

Annotation: The article discusses the concept, potential actors, and forms of public control over the financial activities of political parties. The necessity of establishing this type of control. According to the author, a low public confidence in political parties as a socio-political institution due in part to the lack of transparency for financial activities of political parties and introduction of public control is seen as a means of overcoming the distrust of political parties as an institution and enhance their credibility among citizens.

The subject of research is public control over the financial activities of political parties of Russia.

The scientific results can be used in the preparation of textbooks on constitutional law.

The article may be of interest to leaders and staff of political parties, teachers and law students interested in issues of activities of political parties.

Keywords: political parties, public control, the financial activity of political parties, the purpose of social control, the task of public control, object of social control, a subject of public control.

Приступая к рассмотрению вопросов общественного контроля за финансовой деятельностью политических партий, необходимо разобраться, почему на указанный вид деятельности политических партий, равно как и на деятельность партий в целом должен распространяться данный вид контроля. Политическая партия представляет собой «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного само-

1 п

управления» . В литературе уделено достаточное внимание месту и роли политических партий в политической системе

1 Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

общества2, взаимоотношениям партий с гражданским обществом и государством.

Широкое распространение получил тезис об особом месте политических партий в политической системе общества, обусловленном их двойственной природой, когда политические партии, с одной стороны, «являются институтом гражданского общества, т.е. структурным элементом сферы частных отношений», с другой - «частью государственно-властной машины»3, о том, что партии выступают в качестве связующего звена между обществом и государством.

2 Например: Блинкова Н.Ю. Политические партии как необходимый элемент политической системы общества (на примере российской Федерации и Федеративной Республики Германии)// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 1. С. 48; Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 14.

3 Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практи-

ка Конституционного Суда России//Журнал конституционного правосудия.

2012. № 6. С. 3-4.

Долгих Ф. И.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

В то же время, все чаще данное утверждение подвергается критике. Так, например, Е.Н. Маркова отмечает, что «В новом столетии продолжают усиливаться тенденции развития современных политических партий, при которых партии утрачивают свое место связующего звена между обществом и государством, а это нарастающее отчуждение, в свою очередь, определяется снижением общественного доверия к партиям и активности избирателей в повседневной деятельности партий, сокращением численности партий. Актуальными задачами стали поиск ответов и противостояние таким глобальным вызовам XXI в., как ... проблема прозрачности процедуры финансирования партий, необходимость существования некой подотчетности партий перед гражданами, бюрократизация пар-

4 п

тийного аппарата, деидеологизация партийных программ» . В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о доверии политическим партиям как политическому институту. Так, согласно данным опроса, проведенного Левада-Центром 19 - 22 сентября 2014 года, политические партии вполне заслуживают доверия только у 18 процентов опрошенных, не вполне заслуживают - у 49 %, совсем не заслуживают - у 23 %, а 11% затруднились с ответом. Это самый низкий показатель по сравнению с иными институтами, степень доверия которых было предложено оценить респондентам. Для примера - Президент вполне заслуживает доверия у 79 % опрошенных, правительство - у 46 %, печать, радио и телевидение - у 36 %, профсоюзы - у 28 %5. Если проанализировать динамику, то уровень полного доверия политическим партиям за 1994-2010 гг. варьировался от 2 (1994 г.) до 12 процентов (2010 г.), то возрастая, резко снижаясь, но среди других социальных институтов по уровню доверия политические партии всегда оказывались на последнем месте6.

Не в последнюю очередь это вызвано проблемами с открытостью для общества источников финансирования политических партий, неоднократными коррупционными скандалами, что, впрочем, характерно не только для России. Получение политическими партиями пожертвований от крупного бизнеса, даже с соблюдением установленных законом требований и ограничений, всегда вызывало много вопросов как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Так, К. Эвинг и С. Иссахаров отмечают, что «С уменьшением количества членов партий и ростом финансовых затрат политические партии являются легкой добычей для богатых и сильных, для кого политические партии представляют возможность еще больше обогатиться и приумножить власть»7. Как считает С.В. Рома-ненко, «пожертвование от корпорации, особенно крупное», позволяет предположить, что оно «в действительности рассчитано на получение прямой или косвенной выгоды, будь то

4 Маркова Е.Н. Свод рекомендуемых норм в сфере политических партий: аналитический обзор стандарта Венецианской комиссии Совета Европы// Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19. С. 15.

5 Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. Доверие институтам власти. URL: http://www.levada.ru/13-11-2014/doverie-institutam-vlasti

6 Данные взяты из таблицы: Динамика доверия россиян к основным социальным институтам, 1994-2010. Источник: Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура// Вестник общественного мнения. 2012. № 2(112). С. 43-44; Долгих Ф.И. Общественный контроль за деятельностью политических партий - к постановке вопроса// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 14.

7 Ewing K.D., Issacharoff S. Party Funding and Campaign Financing in International Perspective. UK< 2006. P. 5; Цит. по: Меликян А.Б. Правовое регулирование государственного финансирования политических партий: конституционно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С 20.

лоббирование интересов конкретной компании или отрасли в целом»8. Существовавшая в 1990-е гг. практика игнорирования требований законодательства об опубликовании политическими партиями своих бюджетов9, также не способствовала росту доверия к партиям.

Как отметил В.Е. Чуров, «Если крупные коммерческие организации и состоятельные частные лица будут иметь возможность купить большее политическое влияние путем неограниченного финансирования тех или иных кандидатов и политических партий, то граждане могут утратить доверие или вообще начать игнорировать законный политический процесс, а политические партии и их кандидаты, в чьих интересах на выборах тратятся всё большие и большие финансовые ресурсы, могут утратить свою «независимость» в угоду спонсоров»10.

Одним из способов преодоления недоверия к политическим партиям как институту может стать общественный контроль за деятельностью политических партий в целом и за их финансовой деятельностью - в частности.

В литературе общественный финансовый контроль рассматривается как инструмент, обеспечивающий реализацию конституционного права на участие граждан в управлении делами государства11. Данный вид контроля направлен на формирование общественного мнения относительно финансовой политики государства и его публично-территориальных образований и обеспечивает открытость финансовой деятельности публично-правовых образований12.

Общественный контроль как таковой, тем более за финансовой деятельностью политических партий, Федеральным законом «О политических партиях» не предусмотрен. Несмотря на то, что данный закон предусматривает возможность осуществления аудита финансовой деятельности политических партий, который выступает в качестве независимого негосударственного контроля13, аудиторский контроль не следует отождествлять с общественным контролем. Так как в силу закона данный вид контроля не может осуществляться широкой общественностью или ее представителями14. Субъектами аудиторского контроля выступают аудиторские организации. Аудиторская организация представляет собой коммерческую организацию, являющуюся членом одной из саморегулируемых

8 Романенко О.В. Финансирование политических партий в России: конституционно-правовые проблемы: Дисс ... канд. юр. наук. М., 2004. С 21.

9 Михалева Г.М. Российские партии в контексте трансформации. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 159.

10 Семинар ОБСЕ по электоральной проблематике (Вена, Хофбург, 20 июля 2015 года). Доклад Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. Чурова «Предотвращение политической коррупции на выборах как важнейшая составляющая обеспечения равенства избирательных прав». URL:

http://www.cikrf.ru/analog/news/20150720_r.html; Долгих Ф.И. Пожертвования как источник финансирования политических партий// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 100.

11 Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 92; Сухаренко А. Н. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в России // Российская юстиция. 2013. № 6. С.62-64.

12 Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 92.

13 Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 159.

14 Долгих Ф.И. Аудит финансовой отчетности политических партий// Про-

белы в российском законодательстве. 2016. № 7. С. 61.

15 п

организации аудиторов . Право же граждан на участие в осуществлении общественного контроля реализуется как лично, так и в составе общественных объединении и иных

„16 т

негосударственных некоммерческих организации . Т.е. через аудиторские организации, в силу того что это организации коммерческие, реализация указанного права граждан представляется невозможнои.

Не упоминается общественный контроль за финансовой деятельностью политической партии (как и за иными видами деятельности в принципе) и в федеральных законах, затрагивающих осуществление общественного контроля -Федеральных законах «Об основах общественного контроля» и «Об Общественной палате». При том, что общественный контроль законодательно предусмотрен и на практике осуществляется за такими социальными институтами, являющимися частью механизма государства, как армия, полиция и даже за спецслужбами.

Согласно Федеральному закону «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» объектами общественного контроля являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия17. Таким образом, данный закон не предусматривает возможность осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий. Хотя первоначально в проекте названного Федерального закона к числу объектов контроля были отнесены и некоммерческие организации - в частности, в части использования средств федерального бюджета 18. Вследствие чего объектом общественного контроля становились бы политические партии, получающие государственное финансирование. Но в процессе работы над законопроектом данное положение было исключено. В то же время, учитывая тенденции развития законодательства в сфере общественного контроля, представляется вполне вероятным нормативное закрепление осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий19.

Все чаще высказывается мнение о необходимости осуществления общественного контроля финансовой деятельности политической партии. По словам члена Центрального совета ассоциации «Гражданский контроль» Федорова В.В., «Не хватает общественного контроля за деятельностью партий. Если посмотреть на опыт Запада, то все скандалы с партиями и нецелевым использованием средств начинались с публикаций в СМИ. То есть нужен общественный контроль»20. На необходимость разработки нормативных актов, регулирующих открытость партийной деятельности в области финансов указывает и

15 Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».

16 Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

17 Статья 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

18 Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития общественного контроля в России//Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 14.

19 Долгих Ф.И. Партийное право в системе российского права// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5. С. 10.

20 Григорьев М.С., Садовникова Г.Д. Итоговый аналитический отчет «Российский и международный опыт применения законодательства о финансовой прозрачности деятельности политических партий». С. 117. URL: http://www.rcoit.ru/upload/docs/cikrf/itog_otchet.doc

ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительного правоведения юридического факультета МГУ Зубкова В.И.21.

По мнению Ю.С. Тихомировой, под общественным контролем деятельности политической партии следует рассматривать «законодательные и организационные условия гласности, публичности, информационной открытости, финансовой прозрачности, позволяющие представителям общественности оценивать деятельность политической партии»22.

Если обратиться к Федеральному закону «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», то под общественным контролем «понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений»23. Исходя из этого, в качестве общественного контроля за деятельностью политических партий можно рассматривать деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемую в целях наблюдения за деятельностью политических партий, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими локальных актов и принимаемых решений24. А под общественным контролем за финансовой деятельностью политических партий следует понимать деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемую в целях наблюдения за финансовой деятельностью политических партий, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими локальных актов и принимаемых решений по финансовым вопросам.

Как верно отметил К.Ш. Хамидуллин, «Политическая партия в отношениях общественного контроля может выступать как субъектом - проверяющим, так и подконтрольным объектом («организация, осуществляющая отдельные публичные пол-

25

номочия»)» . В данном случае нас интересует политическая партия как объект общественного контроля.

Предназначение общественного контроля, по мнению А.В. Мартынова, заключается в обеспечении обратной связи между обществом и государством26. Применительно к рассматриваемой нами проблеме его предназначение заключается в обеспечении обратной связи между обществом и политическими партиями.

Особенность общественного контроля как одного из видов контроля заключается в том, что он «осуществляется от имени

21 Григорьев М.С., Садовникова Г.Д. Итоговый аналитический отчет «Российский и международный опыт применения законодательства о финансовой прозрачности деятельности политических партий». С. 129. URL: http://www.rcoit.ru/upload/docs/cikrf/itog_otchet.doc

22 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2003. С. 112.

23 Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

24 Долгих Ф.И. Общественный контроль за деятельностью политических партий - к постановке вопроса// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 15.

25 Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 93.

26 Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в России//Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 8.

Долгих Ф. И.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

общественности (общественных формирований) и граждан; не обладает властно-правовым характером; не является обязательным»27. Этим и должна быть обусловлена специфика цели общественного контроля за финансовой деятельностью политических партий. Целью такового должно стать обеспечение гласности и прозрачности финансовой деятельности политической партии, недопущение обмана членов и сторонников партии, избирателей, обеспечение реального воздействия избирателей на проводимый политической партией, за которую они отдали свои голоса на выборах, политический курс.

Основными задачами общественного контроля за финансовой деятельностью политических партий должны стать повышение уровня доверия граждан к деятельности политических партий, противодействие политической коррупции, обеспечение соблюдения политическими партиями нормативных предписаний в сфере финансирования их деятельности, содействие предупреждению и разрешению внутрипартийных конфликтов.

Субъектами общественного контроля за финансовой деятельностью политических партий (их структурных подразделений) должны выступать:

1. общественная палата Российской Федерации;

2. общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3. общественные палаты (советы) муниципальных образований;

4. общественные советы при политических партиях.

Анализируя положения Федерального закона «Об основах

общественного контроля в Российской Федерации», можно отметить, что ряд перечисленных в нем форм общественного контроля может быть применим и в отношении политических партий. Общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий может осуществляться в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественных обсуждениях, общественных слушаниях в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству.

Под общественным мониторингом следует рассматривать осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за финансовой деятельностью политических партий. Информация о финансовой деятельности политической партии может быть получена представителями общественности непосредственно либо через сообщения в средствах массовой коммуникации, размещаемые как самими политическими партиями, так и контролирующими их деятельность государственными органами28.

Под общественной проверкой следует рассматривать совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой финансовой деятельности политических партий.

Под общественной экспертизой следует рассматривать основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на обще-

27 Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство «Юрист», 2011. С. 138.

28 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2003. С. 116.

ственных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов по финансовым вопросам, действий (бездействия) политических партий, связанных с осуществлением финансовой деятельности, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства.

Информация о деятельности политической партии может быть получена представителями общественности непосредственно либо через сообщения в средствах массовой коммуникации, размещаемые как самими политическими партиями, так и контролирующими их деятельность государственными

29

органами .

Таким образом, под общественным контролем за деятельностью политических партий следует понимать деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемую в целях наблюдения за деятельностью политических партий, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими локальных актов и принимаемых решений. А под общественным контролем за финансовой деятельностью политических партий - деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемую в целях наблюдения за финансовой деятельностью политических партий, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими локальных актов и принимаемых решений по финансовым вопросам. Несмотря на то, что в настоящее время закон не предусматривает возможность осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий, учитывая тенденции развития законодательства в сфере общественного контроля, представляется вполне вероятным нормативное закрепление осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий, включая ее финансовую составляющую.

Осуществление общественного контроля за деятельностью политических партий в целом и за их финансовой деятельностью в частности будет способствовать преодолению недоверия к политическим партиям как институту и повышению их авторитета среди граждан.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

4. Блинкова Н.Ю. Политические партии как необходимый элемент политической системы общества (на примере российской Федерации и Федеративной Республики Германии)// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 1.

5. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство «Юрист», 2011.

6. Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура// Вестник общественного мнения. 2012. № 2(112).

7. Долгих Ф.И. Аудит финансовой отчетности политических партий// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 7.

8. Долгих Ф.И. Общественный контроль за деятельностью политических партий - к постановке вопроса// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2.

29 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2003. С. 116.

9. Долгих Ф.И. Партийное право в системе российского права// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5.

10. Долгих Ф.И. Пожертвования как источник финансирования политических партий// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1.

11. Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России//Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6.

12. Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1.

13. Маркова Е.Н. Свод рекомендуемых норм в сфере политических партий: аналитический обзор стандарта Венецианской комиссии Совета Европы// Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19.

14. Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в России//Административное право и процесс. 2014. № 10.

15. Меликян А.Б. Правовое регулирование государственного финансирования политических партий: конституционно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

16. Михалева Г.М. Российские партии в контексте трансформации. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

17. Романенко О.В. Финансирование политических партий в России: конституционно-правовые проблемы: Дисс ... канд. юр. наук. М., 2004.

18. Сухаренко А. Н. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в России // Российская юстиция. 2013. № 6.

19. Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2003.

20. Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

21. Ewing K.D., Issacharoff S. Party Funding and Campaign Financing in International Perspective. UK, 2006.

22. Григорьев М.С., Садовникова Г.Д. Итоговый аналитический отчет «Российский и международный опыт применения законодательства о финансовой прозрачности деятельности политических партий». URL: http://www.rcoit.ru/upload/docs/cikrf/itog_otchet.doc

23. Семинар ОБСЕ по электоральной проблематике (Вена, Хофбург, 20 июля 2015 года). Доклад Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. Чурова «Предотвращение

политической коррупции на выборах как важнейшая составляющая обеспечения равенства избирательных прав». URL: http://www.cikrf.ru/analog/news/20150720_r.html 24. Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. Доверие институтам власти. URL: http://www.levada.ru/13-11-2014/doverie-institutam-vlasti

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Долгих Федора Игоревича «Общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий» Статья Долгих Ф.И. посвящена проблеме осуществления общественного контроля за финансовой деятельностью политических партий. Автор уделяет внимание рассмотрению понятия, потенциальных субъектов и возможных форм общественного контроля за финансовой деятельностью политических партий, обосновывает необходимость введения данного вида контроля для преодоления недоверия к политическим партиям как институту и повышению их авторитета среди граждан. Приведенные в статье Долгих Ф.И. данные опросов общественного мнения по поводу доверия политическим партиям как политическому институту, проведенные Левада-центром, ярко обозначают проблемную ситуацию.

В статье также автор уделяет вниманию соотношению общественного и аудиторского контроля, делая вывод, что последний не следует отождествлять с общественным контролем - в связи со спецификой требований к субъектам, осуществляющих аудиторский контроль.

По мнению Долгих Ф.И., целью общественного контроля за финансовой деятельностью политических партий должно стать обеспечение гласности и прозрачности их финансовой деятельности, недопущение обмана их членов и сторонников, избирателей, обеспечение реального воздействия избирателей на проводимый политической партией, за которую они отдали свои голоса на выборах, политический курс.

С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что статья Долгих Ф.И. «Общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий» представляет научный и практический интерес и соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Кандидат юридических наук, доцент, Доцент кафедры административного и финансового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Клейменова Марина Олеговна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.