Научная статья на тему 'Общественный экологический контроль: проблемы и перспективы'

Общественный экологический контроль: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3685
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / PUBLIC AUTHORITY / PUBLIC MONITORING / ENVIRONMENTAL PROTECTION / RATIONAL NATURAL RESOURCE MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL AUDIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чхутиашвили Лела Васильевна

Статья посвящена проблемам и перспективам развития общественного экологического контроля в Российской Федерации. Предложения общественных организаций не обеспечены сегодня силой государственного принуждения. Однако в необходимых случаях органы и лица, осуществляющие общественный контроль, могут информировать компетентные органы, широкие массы общественности о своих выводах и рекомендациях по совершенствованию деятельности подконтрольных субъектов и таким образом влиять на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ECOLOGICAL MONITORING: PROBLEMS AND PROSPECTS

The paper is devoted to problems and prospects of development of public environmental monitoring in the Russian Federation. At present, proposals made by public organisations are not backed by the power of state coercion. However, where necessary, authorities and persons carrying out public monitoring may inform the competent authorities and the general public of their findings and recommendations on improving the activities of monitored entities and influence them in this way.

Текст научной работы на тему «Общественный экологический контроль: проблемы и перспективы»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЧхутиашвилиЛ. В.*

Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам развития общественного экологического контроля в Российской Федерации. Предложения общественных организаций не обеспечены сегодня силой государственного принуждения. Однако в необходимых случаях органы и лица, осуществляющие общественный контроль, могут информировать компетентные органы, широкие массы общественности о своих выводах и рекомендациях по совершенствованию деятельности подконтрольных субъектов и таким образом влиять на них.

Ключевые слова: государственный орган, общественный контроль, охрана окружающей среды, рациональное природопользование, устойчивое развитие, экологический аудит.

Преобладающая ресурсная ориентация экономики Российской Федерации и возрастающий дефицит природных ресурсов на мировом рынке делают экологический контроль одним из непременных условий стабильного и поступательного социально-экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни ее населения.

Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности являются задачей только государства. Это также обязанность каждого члена общества. Не случайно в ст. 58 Конституции РФ определено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Государственный и общественный экологический контроль отличаются характером и объемом контрольных полномочий, кругом, уровнем и количеством подконтрольных объектов, формами и методами проведения контроля, его юридическими последствиями1, что, в конечном счете, и обусловливает их специфику. Но решающую роль здесь играют различия в характере и объеме полномочий по организации воздействия на подконтрольный объект.

Государственный экологический контроль осуществляется силами специально обученного и подобранного штата государственных инспекторов,

1 Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С. 44-45.

что в значительной мере способствует высокой квалифицированности его проведения. Общественный экологический контроль осуществляется общественными организациями и гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Кроме того, различия между государственными контролирующими органами и общественными проявляются в неодинаковых задачах органов государственного и общественного контроля, объеме контрольных полномочий.

Государственный орган делает обязательным выполнение своих указаний, рекомендаций, предложений и предписаний, даваемых им в процессе экологического контроля в пределах компетенции, посредством издания нормативно-правовых актов. Предложения общественного экологического контроля, даваемые подконтрольным субъектам, носят рекомендательный характер и не обеспечены силой государственного принуждения. В необходимых случаях общественные организации и граждане, осуществляющие общественный экологический контроль, могут информировать о своих выводах, предложениях и рекомендациях органы государственной власти и местного самоуправления, которые обязаны их рассмотреть в порядке, установленном законодательством. Только после того, как органы государственной власти согласятся с ними, результаты

* Чхутиашвили Лела Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Российская Федерация, г. Москва. E-mail: lela@email.ru

общественного контроля приобретают юридическую силу и могут повлиять на деятельность подконтрольных субъектов.

М.И. Васильева к общественному экологическому контролю как сфере участия общественности в охране окружающей среды относит:

1. обращения граждан и их объединений в органы государственной власти и муниципальной власти с заявлениями, жалобами, предложениями, касающимися различных аспектов природоохранного управления, в том числе запросами о предоставлении экологической информации;

2. публичные обсуждения вопросов экологически безопасного функционирования действующих производственных и иных объектов, в том числе в средствах массовой информации, в форме проведения публичных акций;

3. формализованные способы общественного участия в принятии экологически значимых решений: референдумы; общественные слушания в процедуре оценки воздействия на окружающую среду; публичные слушания по вопросам осуществления градостроительной деятельности (обсуждение проектов документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории и в других случаях); участие граждан и их объединений в государственной экологической экспертизе; проведение общественной экологической экспертизы;

4. участие граждан и их объединений в работе консультативных, экспертных и наблюдательных структур при государственных органах;

5. природоохранная деятельность Общественной палаты РФ2.

О.Л. Дубовик выделяет такие формы общественного экологического контроля как: 1) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания; 2) референдумы; 3) общественная экологическая экспертиза; 4) обращения в средства массовой информации; 5) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд3.

2 Васильева М.И. Общественный экологический контроль как сфера взаимодействия гражданского общества и государства / Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы «круглого стола» 9 апреля 2008 г., Москва. М.: ИЗ-иСП - М.: ИД «Юриспруденция», 2008. С. 91 -93.

3 Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Вел-

би, Изд-во Проспект, 2003. С. 259.

Законодательством сегодня не установлен порядок осуществления общественного экологического контроля, не определены права и обязанности общественных инспекторов, юридические последствия проверок. Граждане и общественные организации без разрешения не имеют права приходить на территорию предприятия, проверять состояние механизмов и агрегатов, знакомиться с документацией, составлять какие-либо акты и давать предписания.

Как отмечает М.И. Васильева, общественный экологический контроль является наименее урегулированным4, что не позволяет ответить на ряд вопросов, которые необходимы для реализации общественного экологического контроля на практике: какие права есть у общественных контролеров; как ограничен общественный экологический контроль; каковы объекты общественного экологического контроля; каковы юридические последствия проверки, проведенной общественным инспектором.

Недостаточная развитость общественного экологического контроля в нашей стране связана с недостаточным уровнем развития экологического сознания граждан, неготовностью граждан защищать свои экологические права, низкой организованностью и отсутствием юридических знаний.

Одним из важнейших инструментов общественного экологического контроля является экологический аудит. Экологический аудит - это средство получения и оценки экологической информации об организации или ином экономическом объекте, выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Роль экологического аудита заключается в комплексном подходе, базирующемся на оценке соответствия деятельности аудируемого лица нормам, правилам, требованиям обеспечения, как техногенной безопасности окружающей среды, так и экологической безопасности организации. Экологический аудит рассматривается как независимая, документальная проверка соответствия деятельности организации требованиям не только природоохранного законодательства, но и о безопасности и защите населения и территорий

4 Васильева М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. 2007. № 2.

Общественный экологический контроль: проблемы и перспективы

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экологический аудит нашел применение в таких областях деятельности, как приобретение или передача недвижимости, решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными заболеваниями, контроль загрязнения окружающей природной среды.

Таким образом, общественный экологический контроль можно назвать одним из проявлений экологической функции государства. Кроме того, он является составной частью механизма реализации эколого-правовых предписаний не только на уровне государства, но и юридических лиц и выражается в проверке соблюдения экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности5.

На наш взгляд, для успешного функционирования органов государственного и общественного экологического контроля нужно организовать их постоянный контакт и взаимодействие между собой.

Считаем целесообразным ввести новый вид экологического контроля - государственно-общественный экологический контроль, сочетающий в себе государственный экологический надзор, муниципальный контроль в области охраны окружающей среды и общественный экологический контроль.

Его характерными признаками могут стать:

1. передача субъектам экологического контроля отдельных государственно-управленческих полномочий, устанавливаемых в соответствии с нормативными правовыми актами, для осуществления их в интересах всего общества;

2. надведомственный характер экологического контроля, которому подлежат любые организации и иные объекты в целях предотвращения загрязнений окружающей среды;

3. строгая регламентация процедур экологического контроля, нарушение которых будет грозить признанием результатов контроля недействительными;

4. решения органов государственно-общественного экологического контроля обязательны для подконтрольных субъектов, законодатель-

5 Кадочников В., Кудрина И. Наша безопасность - в реальной экологии // Президентский контроль. Информационный бюллетень. 2003. № 5.

ством гарантируется возможность применения мер государственного принуждения; 5. финансирование за счет средств соответствующего бюджета, целевых внебюджетных фондов и иных не запрещенных законом источников. Чтобы такой экологический контроль станет наиболее эффективным механизмом реализации законодательных норм в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности, необходимо принять меры законодательного характера:

1. принять Федеральный закон «О государственно-общественном экологическом контроле», который будет включать в себя права, обязанности и ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов, общественных организаций и граждан;

2. законодательно восстановить в полном объеме государственную экологическую экспертизу с преодолением ее злоупотреблений и коррупционности как одной из составляющей общественного экологического контроля;

3. открыть доступ гражданам и общественным организациям к получению достоверных данных мониторинга атмосферного воздуха, водных объектов, статистике проведенных надзорными ведомствами проверок хозяйствующих субъектов и их результатов;

4. создать четкие правовые механизмы для реализации гражданами и общественными организациями права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; участие в принятии экологически значимых решений; судебную защиту прав при наличии государственных гарантий и содействия в осуществлении общественно полезной экологической деятельности;

5. наделить граждан и общественные организации полноценными полномочиями субъектов общественного экологического контроля и обязать государственные и муниципальные органы учитывать их мнение при реализации проектных решений и поощрять в их стремлении через публичный экологический контроль защитить законными способами родную природу.

Это особенно важно сейчас, когда государственные органы и органы местного самоуправ-

ления заинтересованы в привлечении общественных объединений граждан и выявлении их мнения, анализе предложений и учете позиций для выбора одобряемых гражданами вариантов

Литература

1. Васильева М.И. Общественный экологический контроль как сфера взаимодействия гражданского общества и государства / Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы «круглого стола» 9 апреля 2008 г., Москва. М. : ИЗ-иСП - М. : ИД «Юриспруденция», 2008.

2. Васильева М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. 2007. № 2.

3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М. : ТК Велби, изд-во «Проспект», 2003. С. 259.

решений экологических вопросов, разработки согласованных мер и осуществления совместных мероприятий по защите прав и свобод граждан.

4. Кадочников В., Кудрина И. Наша безопасность - в реальной экологии // Президентский контроль. Информационный бюллетень. 2003. № 5.

5. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С. 44-45.

6. Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит как оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности организации и соответствия ее требованиям природоохранного законодательства // Lex Russica. 2011. № 4. С. 707-728.

7. Чхутиашвили Л.В. Роль и место экологического аудита в системе государственного управления охраной окружающей среды Российской Федерации // Экологическое право. 2015. № 3. С. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.