Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ / ЖИВОТНЫЙ МИР / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE PROCESS / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / PUBLIC RELATIONS / PROTECTION OF OBJECTS / WILDLIFE / AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов Эмиль Юсифович

В данной научной статье рассматриваются общественные отношения, связанные с защитой объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Результативной защите объектов животного мира и водных биологических ресурсов, должна способствовать точная правовая регламентация порядка применения федеральными органами исполнительной власти различных правовых и неправовых форм административной деятельности, а также понятная регламентация контрольно-надзорной деятельности субъектов в защите животного мира и водных биологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мамедов Эмиль Юсифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public relations in the field of protection of wildlife and water biological resources

This scientific article discusses public relations related to the protection of wildlife and aquatic biological resources. Effective protection of wildlife and aquatic biological resources should be facilitated by precise legal regulation of the application by federal executive bodies of various legal and non-legal forms of administrative activity, as well as clear regulation of the control and surveillance activities of subjects in the protection of wildlife and aquatic biological resources.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

Административное право; административный процесс

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ МАМЕДОВ Эмиль Юсифович,

адъюнкт Академии управления МВД России. E-mail: MEY1976@bk.ru

Краткая аннотация: в данной научной статье рассматриваются общественные отношения, связанные с защитой объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Результативной защите объектов животного мира и водных биологических ресурсов, должна способствовать точная правовая регламентация порядка применения федеральными органами исполнительной власти различных правовых и неправовых форм административной деятельности, а также понятная регламентация контрольно-надзорной деятельности субъектов в защите животного мира и водных биологических ресурсов.

Abstract: this scientific article discusses public relations related to the protection of wildlife and aquatic biological resources. Effective protection of wildlife and aquatic biological resources should be facilitated by precise legal regulation of the application by federal executive bodies of various legal and non-legal forms of administrative activity, as well as clear regulation of the control and surveillance activities of subjects in the protection of wildlife and aquatic biological resources.

Ключевые слова: административное право, административный процесс, административное производство, общественные отношения, защита объектов, животный мир, водные биологические ресурсы.

Keywords: administrative law, administrative process, administrative proceedings, public relations, protection of objects, wildlife, aquatic biological resources.

В Российской Империи главными регионами вылова рыбы были (1913) Аральское, Каспийское и Черные моря. Вылов рыбы в данных морях составлял 80,2 % всей добычи рыбы в стране. Кунгасы, лодки, различные небольшие парусные суда являлись основные средствами тогдашней рыбной добычи. Налаживанию организация железнодорожных сообщений способствовало развитию рыбного промысла. Также росту рыбной промышленности в СССР помогло техническое перевооружение. В довоенный период был создан рыбопромысловый флот.[1] Уже к началу 1941 г. начинают активно добывать рыбу на Крайнем Севере (Баренцево море) и Дальнем Востоке (Охотское море). СССР становиться второй мировой рыбной державой. Общий годовой улов рыбы стал достигать около 14 млн. тонн[2], объёмы экспорта морепродуктов достигли 4,5 млрд. в долларовом эквиваленте^]. Рыбопромысловый флот СССР становиться первым в мире. В 80-х годах вылов рыбы в РСФСР превышала 8 млн. тонн, это был установленный третий в мире показатель[4].

После развала Советского Союза рыбная отрасль оказалась в хаосе. В частности, в 2004 году добыча в России упала до 3,06 млн. тонн, страна опустилась на 12-е место в мировом рейтинге. В современной России, после кризиса 1990-х годов, страна успешно возрождает свою рыбную отрасль; по итогам 2016 года объем добычи морепродуктов в стране составил 4,95 млн. тонн, страна заняла шестое место в мире по данным показателям (за 10 лет добыча морепродуктов выросла в 1,5 раза, а доходы от данной деятельности - в пять раз)[5]. Береговая линия Российской Федерации является четвёртой среди самых длинных в мире, после Канады, Гренландии и Индонезии. Россия имеет исключительную экономическую зоны в 7,6 млн км2, включая доступ к двенадцати морям трёх океанов, а также имеется выход к Каспийскому морю и более двух миллионов рек[6].

В настоящее время в России сформировалась сложная система природоресурсного и природоохранного законодательства. Данная система устроена в соответствии с федеративным устройством Российского государства. К примеру, если еще 10-15 лет назад специфика рыбной отрасли России состояла в

том, что большая часть сырья (примерно 90%) добывалось в открытых районах Мирового океана, то в последнее время, в связи с сокращением бюджетных ассигнований на развитие рыбопромысловой отрасли и переход на самофинансирование, а также рост затрат на содержание отрасли добыча рыбы и других морепродуктов, добыча водных биоресурсов стала преимущественно осуществляться во внутренней экономической зоне РФ (примерно 70% общего улова). Все это привело к снижению объемов добычи рыбы, а в последующем и к сокращению потребления рыбопродуктов среди населения. Итогом кризисного состояния рыбного промысла стали увеличение цен на рыбопродукты и, соответственно, возрастание браконьерства, за счет которого население, особенно сельское, стремится удовлетворить потребности в продуктах питания и в наличных деньгах (в случае продажи незаконно выловленной рыбы и добытого зверя)[7].

В целях обеспечения на долговременной основе сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в интересах устойчивого развития Российской Федерации, Распоряжением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 212-р утверждена Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в РФ на период до 2030 года. В данном документе, говориться сейчас в России зарегистрировано 320 видов млекопитающих, 732 вида птиц, 80 видов пресмыкающихся и 29 видов земноводных. Это видовое разнообразие, которое сложилось в результате длительного процесса эволюции, составляет основу целостности экосистем и биосферы в целом.[8]

Имеющиеся общественные отношения, увязанные с использованием и охраной животного мира и водных биологических ресурсов, регулируются в основном на уровне федеральных законов, на основе которых принимаются правовые акты административного управления в рассматриваемой сфере. Характеризуя весь правовой массив в области охраны морских биологических ресурсов можно согласится с оценками специалистов, что «правовое регулирование на основе данных основ-

Административное право; административный процесс

ных нормативных документов во многом бессистемно и разобщено».[9] Отсутствие или недостаточность механизмов в практической реализации законов создает трудности в их исполнении, порождает межведомственные неурядицы и одновременно создает условия для противоправной деятельности.

Основным законом, регулирующим правоотношения в сфере охраны окружающей среды в РФ, является ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»[10]. В законе устанавливаются основы государственной политики в области сохранения биоразнообразия и природных ресурсов.

К примеру, отдельные положения, касающиеся охраны морских биологических ресурсов, установлены в Федеральном законе от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»[11] (далее - Закон о рыболовстве) и законах, определяющих правовой статус внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, вопросы охраны животного мира. К живым ресурсам внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации относятся не только животные, но и растения, создающие объем другого понятия - «растительный мир»[12]. Хотя в российском законодательстве и используется термин «растительный мир», но какого- либо определения он еще не получил. Таким образом, можно отметить, что понятие «животный мир», предусмотренное законом, нельзя считать заменяющим понятие «живые ресурсы», предусмотренное Конвенцией ООН 1982 г. [13]

Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (ст. 1)[14] использует термин «водные биологические ресурсы», под которыми понимаются «рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы». В федеральных законах, определяющих правовой статус морских пространств, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и их природных ресурсов, применительно к морским живым ресурсам используются такие понятия, как «водные биологические ресур-сы»[15], «живые ресурсы»[16], «рыбные ресурсы»[17].

В связи с этим можно подчеркнуть полезность использования единообразного понятийно-терминологического аппарата в нормативных правовых актах РФ о морских биологических ресурсах. В научной литературе, в разное время предлагались различные определения понятия «морские биоресурсы». Например, Г.А. Корнилов включает в это понятие «промысловые запасы различных видов рыб и морепродуктов».[18]

В своей работе Нестерова А.Ю. указывает[19], что «животный мир является неотъемлемым элементом природной среды. Обеспечение его устойчивого существования и использования, поддержка деятельности, направленной на охрану жи-

вотного мира и среды его обитания, недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира, отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами, платность пользования животным миром определены ст.12 ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»[20] в качестве основных принципов в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания».

Существенным моментом в рассматриваемых общественных отношениях природопользования является принцип платности. Также, закон о рыболовстве (ст. 2)[21] определяет, что согласно принципа платности использования водных биоресурсов любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Ставки сборов со всех пользователей морских биологических ресурсов были установлены Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 148-ФЗ[22] Поправки, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации охватывают все виды морских биологических ресурсов и пользование живыми ресурсами в России является полностью платным как для российских, так и для иностранных пользователей. Законодательством прибрежных государств, как правило, устанавливаются множество различных барьеров по допуску иностранных судов в свою исключительную экономическую зону. В связи с этим установление различных размеров платежей для российских и иностранных пользователей представляется существенной мерой в целях создания режима рационального использования морских биологических ресурсов российскими промысловиками. Нормы Конвенции ООН 1982 г. не ограничивают права прибрежного государства устанавливать разные для своих и иностранных лиц режимы платежей за пользование живыми ресурсами (п. 4 ст. 62)[23].

В условиях масштабного браконьерского промысла особую значимость приобрел вопрос создания эффективной системы охраны животного мира и водных биологических ресурсов. Однако, федеральное законодательство не всегда дает четкого понятия о пределах компетенции отдельных федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере общественных отношений. Вследствие этого возникают разногласия между этими органами, в вопросах взаимодействия, так как правовые акты не всегда регулируют должным образом эти вопросы.

Органы внутренних дел также являются субъектом правоотношений в сфере защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Свою административную дея-тельность[24] в рассматриваемой сфере полиция реализует применением различных мер[25] административного принужде-ния[26], посредством административно-надзорного производства

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 12(180)

(реализуемое через управленческие процессуальные функции административно-юрисдикционной деятельности[27] органов внутренних дел).

Результативной защите объектов животного мира и водных биологических ресурсов, должна способствовать точная правовая регламентация порядка применения федеральными органами исполнительной власти различных правовых и неправовых форм административной деятельности, а также понятная регламентация контрольно-надзорной деятельности субъектов в защите животного мира и водных биологических ресурсов. Подобный комплексный подход будет способствовать предупреждению и пресечению последствий утраты и сохранению различных видов природных биологических ресурсов животного и водного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В настоящее время для организации деятельности по сохранению животного мира и водных биологических ресурсов в РФ используются следующие правовые формы:

- проводится государственный мониторинг объектов животного мира[28];

- установлен перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; определены охотничьи сезоны и сроки охоты в отношении отдельных видов охотничьих животных; приняты требования к охоте[29];

- ведётся Красная книга[30];

- устанавливаются особые правила добывания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ[31];

- образованы особо охраняемых природные террито-

рии;[32]

- использование иных правовых мер.

Библиография:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рыбохозяйственный_комплекс_России

2. Евгений Наздратенко: В Приморском крае был сосредоточен огромный потенциал Подробнее: https://primamedia.ru/news/131055/

3. Сергей Константинов. Рыбпром спускает пиратский флаг. Эксперт (27 марта 2000 г.). https://expert.ru/

4. Крыловым завещано. Российское научно-техническое общество судостроителей сохраняет традиции новаторства. https://rg.ru/2016/06/09/sudostroenie-odin-iz-glavnyh-placdarmov-podema-ekonomiki-rossii.html

5. Японские СМИ написали о возрождении рыбной отрасли России // Взгляд, 16 декабря 2018 г. https://vz.ru/news/2018/12/16/955557.html

6. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 2008-2008 г.г. //Росстат.

7. Корчагина И.В. Административно-правовое регулирование рыболовства и охраны рыбных запасов Каспийского региона: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Корчагина Ирина Вячеславовна; (Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ). - Ростов-на-Дону, 2010. - 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/800.

8. Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2014 № 212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ", 03.03.2014, № 9, ст. 927.

9. Путов В.В. Актуальные проблемы охраны морских биологических ресурсов и осуществления государственного контроля в этой сфере в зоне ответственности СВРПУ ФСБ России: перспективы и пути их решения. В сб. «Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы охраны морских биологических ресурсов и осуществления государственного контроля в этой сфере в зоне ответственности СврПу ФСБ России и перспективы их решения». - Петропавловск-Камчатский, 2004. - С. 2-8.

10. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.

11. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // СЗ РФ, 27.12.2004, № 52 (ч. 1), ст. 5270.

12. Осокин Р.Б., Гаевская Е.Ю., Селезнева А.Х., Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2018.

13. Соглашение об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. (Вместе со «Стандартными требованиями к сбору данных и взаимному обмену ими», «Руководящими принципами, регулирующими применение опорных критериев предосторожности...», заключено в г. Нью-Йорке 04.12.1995).

14. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // СЗ РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 1), ст. 5270.

15. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3833.

16. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ, 04.12.1995, № 49, ст. 4694; Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ, 21.12.1998, № 51, ст. 6273.

17. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4471.

18. Корнилов Г.А. Комплексные проблемы борьбы с преступными посягательствами на морские биоресурсы России. - М., 2003. - С. 13.

19. Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и использовании объектов животного мира, охоте и сохранении охотничьих ресурсов: пособие / Н.А. Игонина и др.; Ген. Прокуратура Рос. Федерации; Академ. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2015. - С. 45.

20. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О животном мире» // СЗ РФ, 24.04.1995, № 17, ст. 1462.

21. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // СЗ РФ, 27.12.2004, № 52 (ч. 1), ст. 5270.

22. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 46 (Часть I). - Ст. 4444.

23. Соглашение об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. (Вместе со «Стандартными требованиями к сбору данных и взаимному обмену ими», «Руководящими принципами, регулирующими применение опорных критериев предосторожности...») (Заключено в г. Нью-Йорке 04.12.1995).

24. Николаев А.Г. Особенности выявления отдельных видов административных правонарушений при осуществлении федерального государственного контроля. Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 9 декабря 2016 г.). М.: Академия управления МВД России, 2017. С. 164-171.

25. Бецков А.В., Елагин А.Г., Николаев А.Г. Административно-правовые средства организации деятельности подразделений полиции специального назначения, при обеспечении общественного порядка: учебное пособие. - Издание второе, доработанное. - М.: ТЕИС, 2015. - 112 с.

26. Николаев А.Г., Егорова Н.Э. Административно-процессуальные меры принуждения, направленные на получение доказательств и исполнения вынесенного по делу решения. Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник статей Международной научно-практич. конференции: в 2-х частях. 2017. С. 118-125.

27. Шевцов А.В. К вопросу о Концепции административно-юрисдикционной деятельности полиции МВД России. В книге: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам Х юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокин-ские чтения). Под общей редакцией А.И. Каплунова. 2019. С.595-599.

28. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О животном мире». Собрание законодательства РФ, 24.04.1995, № 17, ст. 1462.

29. Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 (ред. от 21.03.2018) «Об утверждении Правил охоты». Российская газета, № 39, 24.02.2011.

30. Приказ Минприроды России от 23.05.2016 № 306 «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 35, 29.08.2016.

31. Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 № 13 (ред. от 22.04.2019) «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов» // СЗ РФ, 20.01.1997, № 3, ст. 385.

32. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ, 20.03.1995, № 12, ст. 1024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.