Научная статья на тему 'Административно-правовые аспекты защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов Каспийского региона'

Административно-правовые аспекты защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов Каспийского региона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / административно-правовое регулирование / контрольно-надзорная деятельность / федеральные органы исполнительной власти / Каспийский регион / страны СНГ / Конвенция о правовом статусе Каспийского моря / объекты животного мира и водных биологических ресурсов / administrative law / administrative and legal regulation / control and supervision activities / federal executive bodies / the Caspian region / CIS countries / the Convention on the legal status of the Caspian Sea / wildlife and aquatic biological resources

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ирина Вячеславовна Корчагина

В данной научной статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой объектов животного мира и водных биологических ресурсов в Каспийском регионе. Суть данной деятельности сводится к организации контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти за соблюдением режима вида пользования, устанавливая в отдельных случаях полные либо частичные ограничения и запреты на пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в конкретные периоды и на определенных территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal aspects of the protection of wildlife and aquatic biological resources of the Caspian region

This scientific article discusses issues related to the protection of wildlife and aquatic biological resources in the Caspian region. The essence of this activity is the organization of the control and supervisory activities of the federal executive bodies over the observance of the type of use, setting in some cases full or partial restrictions and prohibitions on the use of wildlife and aquatic biological resources during specified periods and in certain territories.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые аспекты защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов Каспийского региона»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10165

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

Ирина Вячеславовна КОРЧАГИНА, доцент кафедры корпоративного права Астраханского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент Е-mail: kortchagina-irina@mail .ш

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В данной научной статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой объектов животного мира и водных биологических ресурсов в Каспийском регионе. Суть данной деятельности сводится к организации контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти за соблюдением режима вида пользования, устанавливая в отдельных случаях полные либо частичные ограничения и запреты на пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в конкретные периоды и на определенных территориях.

Ключевые слова: административное право, административно-правовое регулирование, контрольно-надзорная деятельность, федеральные органы исполнительной власти, Каспийский регион, страны СНГ, Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, объекты животного мира и водных биологических ресурсов.

Яащита объектов животного мира и водных биологических ресурсов является важней-->1.,^гшей экономической1, экологической, природоохранной, а также и экологической задачей. Ее решение связано с применением различных мер государственного принуждения, в том числе и административно-правовых2.

Деятельность государства в данной области во многом сводится к организации контрольно-надзорной деятельности3 федеральных и региональных органов исполнительной власти за соблюдением режима вида пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, который в отдельных случаях устанавливает полные либо частичные ограничения и запреты на пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в установленные периоды и на определенных территориях.

Пристальное внимание здесь также уделяется защите исчезающих видов животного мира и водных биоресурсов. Данные объекты охра-

Annotation. This scientific article discusses issues related to the protection of wildlife and aquatic biological resources in the Caspian region. The essence of this activity is the organization of the control and supervisory activities of the federal executive bodies over the observance of the type of use, setting in some cases full or partial restrictions and prohibitions on the use of wildlife and aquatic biological resources during specified periods and in certain territories.

Keywords: administrative law, administrative and legal regulation, control and supervision activities, federal executive bodies, the Caspian region, CIS countries, the Convention on the legal status of the Caspian Sea, wildlife and aquatic biological resources.

ны заносятся в международные и национальные Красные книги, что способствует полному запрету их добычи.

В текущем году Минприроды России была проделана большая работа по внесению в Красную книгу РФ дополнительно 29 новых видов птиц и 14 млекопитающих4. Предыдущая версия Красной книги была датирована 1997 г., при этом обновление списков должно проводиться раз в десять лет. В результате проделанной работы только по самым многочисленным так-сонам5 — млекопитающим и птицам — было занесено 43 новых объектов защиты6.

В Каспийском регионе находятся крупнейшие природоохраняемые территории, расположенные в Астраханской области, Республике Дагестан и Республике Калмыкия. Здесь обитают различные «краснокнижные» животные и водные биологические ресурсы. Данная территория «является кладезем уникальных биоресурсов.

№ 3/2020

Так, рыбные ресурсы моря оцениваются в 2,9 млн тонн. В нем сосредоточено 90% мировых запасов осетровых рыб, дающих не менее важный для потребления и экспорта товар — икру.

В связи с этим рациональное использование биоресурсов Каспийского моря является важным стимулом для сохранения и развития конструктивного сотрудничества прибрежных государств7.

Там обитает также редкий каспийский тюлень, которому «в 2008 г. Международный союз охраны природы присвоил охранный статус Endangered (находящийся под угрозой исчезновения). В четырех из пяти прикаспийских стран: Азербайджане, Туркменистане, Иране и Казахстане его промысел вообще запрещен.

В 1993 г. данный вид был занесен в Красную книгу Азербайджана с охранным статусом EN (находящийся под угрозой исчезновения), в 2011 г. — в Красную книгу Туркменистана (Категория I (CR), вид на грани исчезновения)»8.

В Российской Федерации «до 2018 г. включительно эндемичный каспийский тюлень являлся видом, на который устанавливалась квота на промысловую добычу около 6 тыс. экземпляров в год. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 12 апреля 2019 г. № 80 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 6 апреля 2009 г. № 93»9 каспийский тюлень включен в Красную книгу Республики Дагестан, теперь промысел каспийского тюленя запрещен»10.

Понятие «Каспийский регион» встречается в различных источниках, и здесь интересно обоснование Н.Н. Миллера, раскрывающее его содержание посредством трех критериев:

■ «первый — по географической близости к Каспийскому морю, определяющейся по наличию только прибрежных территорий, относя к данным территориям большую часть Азербайджана, прикаспийские территории России (Дагестан, Калмыкия, Астраханская область), Западный Казахстан, фактически весь Туркменистан и Северный Иран;

■ второй — на основе геоэкономических и геополитических критериев, учитывающих территориальные комбинации территорий государств Закавказья и Центральной Азии (иногда за вычетом Киргизии и Таджикистана), либо гораздо более обширное пространство, пределами которого выступают по линии «восток — запад» Памир и Черное море, а по линии «север — юг» — российско-казахстанская граница и Персидский залив;

■ третий — это государства, «географически тяготеющие к Каспию, имеющие свя-

занные с Каспием и использованием его ресурсов, либо интересы любого иного рода», не входящие в две предыдущие категории; это Турция, Украина, Таджикистан, Саудовская Аравия, Болгария, Греция, а также Армения и Узбекистан»11.

Находящееся в Каспийском регионе Каспийское море — «самый большой в мире бессточный внутренний водоем, водосборный бассейн которого расположен в пределах различных ландшафтных зон и покрывает площадь примерно в пять раз превышающую площадь самого Каспия. Эта акватория обладает ценным эндемичным биологическим разнообразием, определяющим наличие уникальных биоресурсов, служит местом зимовки, размножения и транзита для миллионов птиц»12.

В целях сохранения живой природы данного уникального места и упорядочивания пользования находящихся там природных ресурсов 12 августа 2018 г. в г. Акатау между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Россией был подписан международный договор — Конвенция о правовом статусе Каспийского моря13.

На территориях Каспийского региона, которыми владеют различные государства, устанавливаются режимы видов пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами на внутренних территориях. Между сопредельными государствами заключаются соглашения о порядке и видами пользования на приграничных и нейтральных территориях (акваториях) с сопредельными государствами14.

В Российской Федерации в сфере защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов действуют следующие основные нормы.

В Федеральном законе «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ в ст. 21 устанавливаются ограничения и запреты на использование объектов животного мира, а в ст. 34 определяются виды пользования животным миром, к которым относятся: «охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизне-

№ 3/2020

деятельности объектов животного мира — поч-вообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофиль-траторов и других; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира»15.

В Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ в ст. 12 устанавливаются ограничения права на добычу (вылов) водных биоресурсов, а в ст. 16 указываются виды пользования: «промышленное рыболовство; прибрежное рыболовство; рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства); любительское рыболовство; рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»16.

Следует заметить, что составы административных правонарушений, посягающих на объекты животного мира и водные биологические ресурсы, не имеют группировки в виде отдельной главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ и закреплены в различных статьях глав 7, 8, 10, 11, 14 КоАП РФ.

Административно-процессуальные полномочия должностных лиц в данной сфере закреплены в главе 23 и иных главах КоАП РФ17.

Таким образом, Каспийский регион является важной природоохранной территорией, местом обитания различных объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в том числе и занесенных в Красную книгу.

Суть защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов в Российской Федерации преимущественно сводится к контрольно-надзорной деятельности государственных органов исполнительной власти по соблюдению режима вида пользования данными объектами.

Административно-правовая защита объектов животного мира и водных биологических ресурсов в Российской Федерации регулируется материальными и процессуальными нормами. Материальные нормы права представлены федеральными законами «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ.

Порядок реализации данных норм преимущественно закреплен в правовых актах приро-доресурсных федеральных органов исполнительной власти, а процессуальный порядок привле-

чения к административной ответственности за совершенные правонарушения в рассматриваемой сфере предусмотрен КоАП РФ.

1 Редкоус В.М. Формы и методы государственного управления в области обеспечения экономической безопасности / / 25 лет Гражданскому кодексу Российской Федерации: традиции и новации частноправового развития: Матер. меж-дунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2019. С. 34—47.

2 Бецков A.B., Елагин А.Г., Николаев А.Г. Административно-правовые средства организации деятельности подразделений полиции специального назначения при обеспечении общественного порядка: Учеб. пособие. 2-е изд., дораб. М.: ТЕИС, 2015. 112 с.

3 Греков Н.Н., Николаев А.Г. Административный надзор полиции // Алтайский юрид. вестник. 2019. № 2 (26) С. 68—71.

4 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.03.2020 г. № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» // http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004020020

5 Таксомн (лат. taxon) — «порядок, устройство, организация») — группа в классификации, состоящая из дискретных объектов, объединяемых на основании общих свойств и признаков. Классификационные системы, использующие понятие «таксон», обычно носят иерархический характер; применяются они в языкознании, библиографии и других науках, но прежде всего в биологии, а именно, в биологической систематике. (См.: Таксон (в систематике) // М.: Сов. энц., 1976)

6 Новый список «краснокнижных» животных // Рос. газ. 2020. 2 апр.

7 Экспертный доклад «Проблемы Прикаспийского региона» // URL: https://ia-centr.ru/publications/19177/ (Дата обращения: 01.04.2020)

8 Красная книга // URL: http://kaspika.org/ru/2017/ 01/01/red-book-1/ (Дата обращения: 01.04.2020)

9 URL: http://www.e-dag.ru/2013-05-27-06-54-30/ postanovleniya-pravitelstva-rd/postanovlenie-pravitelstva-rd-ot-12-aprelya-2019-g-80-o-vnesenii-izmenenij - v-postanovlenie-pravitelstva-respubliki-dagestan-ot-6-aprelya-2009-g-93.html (Дата обращения: 01.04.2020)

10 Каспийский тюлень теперь в Красной книге // URL: http://zkturr.ru/news/2019-04-26-2456 (Дата обращения: 01.04.2020)

11 Миллер Н.Н. Каспийский регион как геополитическая конструкция // URL: https://superinf.ru/ view_helpstud.php?id=2109 (Дата обращения: 01.04.2020)

12 Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря // URL: https://shkola.of.by/obzor-ekosistemi-i-bioraznoobraziya-kaspijskogo-morya.html (Дата обращения: 01.04.2020)

13 URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5328 (Дата обращения: 23.06.2020)

14 Редкоус В.М. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности: опыт России и государств — участников СНГ / / Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2019. № 4 (53). С. 84—88.

15 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

16 СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5270.

17 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // URL: http://www. pravo.gov.ru (Дата обращения: 20.06.2020)

№ 3/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.