Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ / ЖИВОТНЫЙ МИР / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE PROCESS / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / PROTECTION OF OBJECTS / ANIMAL WORLD / WATER BIOLOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов Эмиль Юсифович

В данной научной статье рассматривается административно-правовое регулирование, связанное с защитой объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Результативной защите объектов животного мира и водных биологических ресурсов, должна способствовать точная правовая регламентация порядка применения федеральными органами исполнительной власти различных правовых и неправовых форм административной деятельности, а также понятная регламентация контрольно-надзорной деятельности субъектов по защите животного мира и водных биологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мамедов Эмиль Юсифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION ON THE PROTECTION OF WILDLIFE OBJECTS AND WATER BIOLOGICAL RESOURCES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This scientific article examines the administrative and legal regulation related to the protection of wildlife and aquatic biological resources. The effective protection of wildlife and aquatic biological resources should be facilitated by the precise legal regulation of the use of various legal and illegal forms of administrative activity by the federal executive authorities, as well as the clear regulation of the control and surveillance activities of the subjects to protect wildlife and water biological resources.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАМЕДОВ Эмиль Юсифович,

адъюнкт Академии управления МВД России. E-mail: MEY1976@bk.ru

Краткая аннотация: в данной научной статье рассматривается административно-правовое регулирование, связанное с защитой объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Результативной защите объектов животного мира и водных биологических ресурсов, должна способствовать точная правовая регламентация порядка применения федеральными органами исполнительной власти различных правовых и неправовых форм административной деятельности, а также понятная регламентация контрольно-надзорной деятельности субъектов по защите животного мира и водных биологических ресурсов.

Abstract: This scientific article examines the administrative and legal regulation related to the protection of wildlife and aquatic biological resources. The effective protection of wildlife and aquatic biological resources should be facilitated by the precise legal regulation of the use of various legal and illegal forms of administrative activity by the federal executive authorities, as well as the clear regulation of the control and surveillance activities of the subjects to protect wildlife and water biological resources.

Ключевые слова: административное право, административный процесс, административное производство, административно-правовое регулирование, защита объектов, животный мир, водные биологические ресурсы.

Keywords: administrative law, administrative process, administrative proceedings, administrative and legal regulation, protection of objects, animal world, water biological resources.

Административно правовое регулирование деятельности государственных органов в сфере защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов осуществляется на международном, внутригосударственном и ведомственном уровнях.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось сравнительно недавно - лишь в конце XIX в. Сначала данное сотрудничество имело явно эпизодический характер, и основывалось большей частью на двусторонних соглашениях, касаясь охраны отдельных природных объектов. Например, в 1897 г. между Россией, Японией и США было заключено соглашение по Тихому океану об охране морских котиков. В 1963 г. была подписана «Временная Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана»[1] между СССР, Канадой, Японией и США.

Более 25 международных документов посвящено охране Мирового океана, являющимся основным источником минеральных, энергетических и ресурсов биологических. В Конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов моря (1958)[2], был закреплен ряд дефиниций. К примеру, в рассматриваемой Конвенции под «охраной живых ресурсов открытого моря - установлена совокупность мер к обеспечению оптимума устойчивой добычи из этих ресурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами».[3] Охранительные меры в первую очередь направлены на обеспечение в будущем снабжения едой человечество. На это косвенно указывают также Конвенция ООН по морскому праву (1982)[4], Конвенция по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами (1984)[5] и др.

Огромный прорыв в сохранении биоресурсов было сделано на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г.[6] На этой конференции участвовали представители из 178 стран мира.

По результатам работы была принята Конвенция по биологическому разнообразию, (объемный документ, состоящий из преамбулы, 42 статей и 2 приложений). Основная цель данного документа заключалось в организации деятельности в мировом масштабе по сохранению биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях, причем как в природоохранном аспекте деятельности, так посредством установления разумной системы эксплуатации его компонентов. Конвенция определила, помимо того, что государства обладая суверенным правом на генетические ресурсы, должны нести ответственность за сохранение биологического разнообразия, а также надлежащее использование предоставленных на их территории биологических ресурсов, в пределах их национальной юрисдикции.

Следующий уровень административно-правового регулирования установления деятельности в рассматриваемой сфере исследования - это внутригосударственный (федеральный). Российской законодательство в сфере защиты и охраны животного мира основывается на положениях Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актах РФ, а также законов субъектов РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем установлены законом, то применяются правила международного договора»[7].

В целях обеспечения на долговременной основе сохранения и восстановления объектов животного мира и водных биологических ресурсов Распоряжением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 212-р определена Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в РФ на период до 2030 года. В документе указано что: «сейчас в России зарегистрировано 320 видов млекопи-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 1(181)

тающих, 732 вида птиц, 80 видов пресмыкающихся и 29 видов земноводных. Это видовое разнообразие, которое сложилось в результате длительного процесса эволюции, составляет основу целостности экосистем и биосферы в целом».[8]

Одним из основных законов, регулирующих общественные правоотношения в сфере охраны окружающей среды в РФ, является ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»[9]. В данном законе устанавливаются основы государственной политики в области сохранения биоразнообразия и природных ресурсов.

К примеру, другие отдельные правовые нормы, касающиеся охраны морских биологических ресурсов, установлены в ФЗ от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»[10] и законах, определяющих правовой статус внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, вопросы охраны животного мира. Здесь к «живым ресурсам» внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации относятся не только животные, но и растения, создающие объем другого понятийного содержания - как «растительный мир»[11]. Хотя в российском законодательстве и используется термин «растительный мир», но какого- либо законодательного закрепления определения он еще не получил. Таким образом, можно отметить, что понятие «животный мир», предусмотренное рассматриваемым законом, нельзя считать заменяющим понятие «живые ресурсы», установленное в Конвенции ООН 1982 г. [12]

Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ст. 1) использует термин «водные биологические ресурсы», под которыми определено что это: «рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы». [13] В федеральных законах, определяющих правовой статус морских пространств, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и их природных ресурсов, применительно к морским живым ресурсам используются такие понятия, как «водные биологические ресурсы»[14], «живые ресурсы»[15], «рыбные ресурсы»[16].

К другим нормативным правовым актам, регулирующим порядок добычи рыбы и других водных животных, а также промысловых растений, следует соотнести: ФЗ от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ[17], закрепляющий особенности рационального использования и сохранения трансзональных и трансграничных видов рыб, устанавливающий принципы рационального использования и сохранения анадромных, катадромных, далеко мигрирующих видов рыб и морских млекопитающих и др.; ФЗ от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ[18], гл. 5 которого посвящена вопросам защиты и сохранения морской среды и природных ре-

сурсов внутренних морских вод и территориального моря; ФЗ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ[19], гл. 3 которого посвящена изучению и использованию живых ресурсов.

Отдельно стоит рассмотреть правовые акты в области ведения Красной книги РФ и Красных книг субъектов РФ. В приказе Минприроды России от 23.05.2016 № 306, указано что «Красная книга Российской Федерации содержит свод документированной информации о состоянии, распространении, категориях статуса редкости и статуса угрозы исчезновения и мер охраны (далее - категории статуса), с целью обеспечения сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее - объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации»[20].

В условиях масштабного браконьерского промысла особую значимость приобрел вопрос создания эффективной системы охраны животного мира и водных биологических ресурсов. Однако, федеральное законодательство не всегда дает четкого понятия о пределах компетенции отдельных федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере правового регулирования. Вследствие этого возникают разногласия между различными федеральными органами исполнительной власти, в вопросах организации взаимодействия при охране объектов, определении компетенции при составлении административных материалов и их рассмотрении, так как имеющиеся нормативно-правовые акты не всегда регулируют должным образом эти вопросы.

Органы внутренних дел также являются субъектом правоотношений в сфере защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Свою административную ком-петенционную деятельность[21] в рассматриваемой сфере полиция реализует применением различных мер административного принуждения[22], посредством административно-надзорного производства (реализуемое через управленческие процессуальные функции административно-юрисдикционной деятельности[23] органов внутренних дел).

Результативной защите объектов животного мира и водных биологических ресурсов, должна способствовать точная правовая регламентация порядка применения федеральными органами исполнительной власти различных правовых и неправовых форм административной деятельности, а также понятная регламентация контрольно-надзорной деятельности субъектов в защите животного мира и водных биологических ресурсов. Подобный комплексный подход будет способствовать предупреждению и пресечению последствий утраты, и сохранению различных видов природных биологических ресурсов животного и водного

мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

На основании изложенного можно констатировать, что административно-правовое регулирование по сохранению животного мира и водных биологических ресурсов в РФ имеет многоаспектный характер и реализуется посредством следующих правовых форм:

проводится государственный мониторинг

мира, отнесенных к объектам охоты; определены охотничьи сезоны и сроки охоты в отношении отдельных видов охотничьих животных; приняты требования к охоте; [25]

^ ведётся Красная книга; [26]

^ установлены особые правила добывания

объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ; [27] ^ образованы особо охраняемых природные

объектов животного мира;[24] территории;[28]

^ установлен перечень объектов животного ^ используются иные правовых средств. [29]

Библиография:

1. Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана. (Вместе с «Таблицей программ исследований») (Заключена в г. Вашингтоне 09.02.1957, с изм. от 08.10.1963). Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX-М., 1960. С. 162 - 171.

2. Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. http://docs.cntd.ru/document/901732349

3. Официальный сайт ООН. Конвенции и соглашения. Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv1946.shtml. Дата обращения 10.09.2019.

4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982, с изм. от 23.07.1994). Бюллетень международных договоров", 1998, № 1, с. 3 - 168.

5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1828543

6. Официальный сайт ООН, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года, https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml. Дата обращения 10.09.2019.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014

8. Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2014 № 212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года». Собрание законодательства РФ", 03.03.2014, № 9, ст. 927.

9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды». Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.

10. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 1), ст. 5270.

11. Осокин Р.Б., Гаевская Е.Ю., Селезнева А.Х., Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2019.

12. Соглашение об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. (Вместе со «Стандартными требованиями к сбору данных и взаимному обмену ими», «Руководящими принципами, регулирующими применение опорных критериев предосторожности...», заключено в г. Нью-Йорке 04.12.1995).

13. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 1), ст. 5270.

14. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3833.

15. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 04.12.1995, № 49, ст. 4694; Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, № 51, ст. 6273.

16. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4471.

17. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, № 51, ст. 6273.

18. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3833.

19. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 04.12.1995, № 49, ст. 4694.

20. Приказ Минприроды России от 23.05.2016 № 306 «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 35, 29.08.2016.

21. Николаев А.Г. Особенности выявления отдельных видов административных правонарушений при осуществлении федерального государственного контроля. Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 9 декабря 2016 г.). М.: Академия управления МВД России, 2017. С. 164-171.

22. Николаев А.Г., Егорова Н.Э. Административно-процессуальные меры принуждения, направленные на получение доказательств и исполнения вынесенного по делу решения. Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2017. С.118-125.

23. Шевцов А.В. К вопросу о Концепции административно-юрисдикционной деятельности полиции МВД России. В книге: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам Х юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокин-ские чтения). Под общей редакцией А.И. Каплунова. 2019. С.595-599.

24. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О животном мире». Собрание законодательства РФ, 24.04.1995, № 17, ст. 1462.

25. Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 (ред. от 21.03.2018) «Об утверждении Правил охоты». Российская газета, № 39, 24.02.2011.

26. Приказ Минприроды России от 23.05.2016 № 306 «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 35, 29.08.2016.

27. Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 № 13 (ред. от 22.04.2019) «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов». Собрание законодательства РФ, 20.01.1997, № 3, ст. 385.

28. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об особо охраняемых природных территориях». Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, № 12, ст. 1024.

29. Бецков А.В., Елагин А.Г., Николаев А.Г. Административно-правовые средства организации деятельности подразделений полиции специального назначения, при обеспечении общественного порядка: учебное пособие. - Издание второе, доработанное. - М.: ТЕИС, 2015. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.