ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Полина Н.А.
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение, «Городская бол. №13», Нижегородский институт менеджмента и бизнеса г. Н. Новгород
Здравоохранение, медицинская наука и промышленность XXI в. предоставляют врачам принципиально новые медицинские технологии, лекарственные средства, медицинское оборудование и инструменты, что, казалось бы, должно существенным образом повлиять на конечные показатели здоровья населения: смертность, заболеваемость, инвалидность. Многие страны из года в год увеличивают расходы на здравоохранение, однако должной отдачи от этих вложений нет. Практика показывает, что увеличение объема финансирования, выделяемого на здравоохранение, способствует улучшению качества и доступности медицинской помощи, однако величина средств, выделяемых на здравоохранение, не всегда соотносится с конечным показателем эффективности здравоохранения - уровнем здоровья населения.
В последнее время появились данные, свидетельствующие о том, что здравоохранение оказывает более существенное влияние на общественное здоровье, чем считалось раньше (8-10%). Это позволяет определить уровень влияния здравоохранения, включая опосредованное воздействие на наследственность, образ жизни, питание и факторы окружающей среды, в пределах 30—35% всего объема факторов [3]. Роль здравоохранения достаточно высока именно в управляемых факторах: образ и условия жизни, наследственно-генетические факторы. Это тем более актуально, поскольку зачастую аргументы, призывающие к снижению финансирования здравоохранения, базируются на тезисе о том, что здравоохранение в незначительной степени влияет на здоровье населения.
Несмотря на то, что в последние годы в России значительно выросли суммы финансирования социальных отраслей (особенно здравоохранения, образования), остается низкой доля средств на здравоохранение, образование, культуру в ВВП (9% против порогового показателя > 15%). Доказана прямая зависимость между среднедушевой суммой ВВП, выделяемой на здравоохранение, и средней продолжительностью жизни. Рост культурного уровня населения, повышение уровня образования также способствует увеличению средней продолжительности жизни. В целом развитие социальных отраслей имеет не только гуманитарное, но и огромное экономическое значение, создает возможности не только для сбережения населения, но и ускорения научно-технического прогресса, роста ВВП, успешного решения задач модернизации страны.
Остановимся подробнее на роли здравоохранения в этих процессах и одновременно на модернизации самого здравоохранения.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. прогнозируется к 2020 г. доля расходов на здравоохранение в ВВП 6-7 %, т.е. та же самая, которая намечалась еще в 1997 г. в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, но не была достигнута. «Экономия» на здравоохранении дорого обошлась стране: ростом заболеваемости, высокой смертностью, низким показателем ожидаемой
продолжительности жизни. Хотелось бы надеяться, что намеченное на 2020 г. увеличение долей в ВВП здравоохранения, а также образования, культуры будет реализовано, несмотря на все трудности, возникшие в связи с экономическим кризисом.
Объявленная Президентом и Правительством РФ модернизация здравоохранения страны должна в ближайшие годы стать главным направлением деятельности организаторов здравоохранения всех уровней. Мероприятия программ субъектов РФ должны быть направлены на модернизацию инфраструктуры медицинских учреждений, создание комфортных условий лечения больных, улучшение оснащенности учреждений. Только при этом учреждения смогут внедрить федеральные стандарты медицинской помощи и добиться существенного изменения самой системы оказания медицинских услуг.
Общий объем финансового обеспечения программ в 2011-2012 годах в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. составит 385,343 млрд. руб. Указанным распоряжением утверждено распределение субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на реализацию программ. Целью программы модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011-2012 годы является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению.
Программа модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 гг. (Постановление Правительства Нижегородской области от 15.03.2011 г. № 174) предусматривает укрепление материально-технического обеспечения медицинских учреждений, информатизацию и введение стандартов оказания медицинской помощи и выделяются финансовые средства в размере 10959,7 млн. руб.
В Нижегородской области с 2006 г. работает программа «Качество жизни. Здоровье» еще до принятия этой программы на федеральном уровне. Программа предусматривает поддержку молодых специалистов в сфере здравоохранения. Им предоставляется жилье, автомобиль обеспечивается достойная
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011
заработная плата. Эта программа дала возможность привлечь на село более 2 тысяч молодых людей. С 2009 г. на территории области организована работа 10 межрайонных перинатальных центров европейского уровня. С января 2011 г. открылись шесть центров сосудистой патологии, что позволит охватить бесплатной медицинской помощью почти 65 % жителей области, уже к 2012 г. доля смертности от острого инфаркта миокарда и острого нарушения мозгового кровообращения должна снизиться на 20 %.
Модернизация экономики, в частности здравоохранения, должна улучшить экономические, демографические, социальные и финансовые показатели по критериям устойчивости и безопасности страны и одновременно способствовать сбережению населения России.
Литература:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.11.08 г. № 1662-р.
2. Кулагина, Э.Н. Социальная инфраструктура: экономические проблемы и перспективы. Монография /Э.Н.Кулагина, Н.А.Полина, А.В.Разумовский. - Н.Новгород: Изд-во «Дятловы горы», 2010 - 428 с.
3. Щепин О.П., Тищук Е.А. // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2002. - № 5. - С. 23-25.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
PUBLIC HEALTH AND PUBLIC HEALTH SERVICES MODERNIZATION Polina N.A.
Municipal treatment-and-prophylactic establishment, «A municipal hospital №13», the Nizhniy Novgorod institute of management and business Nizhni Novgorod, Russia
Keywords: quality and availability of medical aid, public health services modernization.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011