СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Демиденко Н.Л., Войт Л.Н.
Амурская Государственная медицинская Академия, кафедра Общественного здоровья и здравоохранения, г.Благовещенск
Основной стратегической задачей здравоохранения на современном этапе является повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи населению. На решение данной задачи направлены основные мероприятия Национального проекта «Здоровье», которые включают модернизацию службы «Скорой медицинской помощи» (СМП) - самого массового и максимально приближенного к пациенту вида квалифицированной медицинской помощи. В связи с совершенствованием деятельности учреждений скорой медицинской помощи способствует достаточно быстрому (по сравнению с другими отраслями медицины) изменению показателей работы службы[1].
Рост эффективности работы службы возможен за счет повышения качества приема вызовов от населения, сокращения времени ожидания в диспетчерской, времени ожидания обслуживания, повышение процента первичного выезда специализированных бригад. На современном этапе невозможно решить поставленные задачи без улучшения материально-технической, информационной баз, без внедрения новых методов организации работы оперативно-диспетчерской службы и выездных бригад.
Для улучшения организации деятельности выездных бригад в оперативном отделе станции скорой медицинской помощи (ССМП) г.Благовещенска установлена и введена в работу с 2008г. автоматическая система управления (АСУ) «МИСС-03», которая позволяет сокращать время реагирования на поступающие вызовы и поддерживать весь процесс обработки вызовов, начиная от приема вызова диспетчером и заканчивая статистической обработкой данных. Данная система разработана Тавровским В.М., Виноградовым А.З., Янкиным Ю.М..
АСУ работает круглосуточно, в режиме реального времени обслуживания вызовов и представляет собой сложный комплекс, в состав которого входит более 12 рабочих мест. Установка АСУ избавила от рутинной работы по заполнению бумажных носителей и позволила установить контроль за оперативностью и качеством работы, достичь достоверности статистических данных, улучшить работу по преемственности с другими лечебно-профилактическими учреждениями. Результатом внедрения этой информационной технологии явилось достижение клинического, экономического и организационного эффектов[3].
За время эксплуатации программы удалось уменьшить время выезда бригад на вызов с 2,5 до 1,6 минуты, время ожидания в среднем не превышало 18,2 минуты (среднестатистический показатель по РФ - 20 мин.), при этом транспортная доступность осталась на прежнем уровне 2009 года и составила 10,8 мин..
Среднее время обслуживания вызова за 3 года сократилось на 1,4 минуты и составило 49,9 минут. Особую значимость приобретает данный факт в условиях ежегодного увеличения уровня обращаемости населения за скорой медицинской помощью.
В результате работы АСУ стало возможным отслеживать количество отказов от вызова скорой медицинской помощи вызывающего населения. Если в 2009г. было зафиксировано 897 случае, то в 2010г. число отказов выросло на 77 случаев (7,9%) и составило 974 случая. Общее количество отказов в целом выросло с 1017 случаев в 2009г. до 1152 случаев соответственно в 2010г. (рост на 135 отказов - 11,7%).
Таким образом, комплекс проведенных мероприятий позволил добиться значительных результатов в деле совершенствования службы «Скорой медицинской помощи» г.Благовещенска на этапе реформирования здравоохранения.
В перспективных планах развития АСУ предусматривается внедрение автоматизация рабочего места врача бригады скорой медицинской помощи, представленного портативным персональным компьютером. Карта вызова будет заполняться сразу в электроном варианте непосредственно на вызове, что позволит увеличить скорость поступления информации о выполненных вызовах и освободить фельдшеров по управлению бригадами подстанций от обязанностей ввода данных из карты вызова.
Литература:
1. Иванова А.А., Зарубина Е.Г., Савина Н.В. //Совершенствование информационной системы и оптимизация деятельности службы скорой и неотложной медицинской помощи населению./ Дальневост. мед. журнал.-2008.-№4.-С.88-90.
2. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Никитин Д.А. // Динамика показателей работы станции скрой медицинской помощи типичного муниципального района Нижегородской области в ходе реализации национального проекта «Здоровье»./Здравоохранение РФ.-2010.-№6.-С.38-41.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011
3. Синяковский В.М, Рыжиков А.В. //Опыт создания автоматизированной системы управления скорой медицинской помощи в муниципальном здравоохранении./ ГлавВрач.-2010.-.№7.-С.40-58.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011