Научная статья на тему 'Антикризисное управление лечебным учреждением'

Антикризисное управление лечебным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1581
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисное управление лечебным учреждением»

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ Полина Н.А.

Муниципальное лечебно—профилактическое учреждение «Городская больница №13», г. Нижний Новгород, Россия

Для решения проблем в здравоохранении государством принимаются различные меры. Однако разразившийся мировой кризис затронул практически все сферы жизнедеятельности человека. Последствия этого кризиса, несмотря на предпринимаемые Правительством РФ усилия, в той или иной степени могут отразиться и на социальной сфере, в том числе и медицине.

На открытии Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе 29 января 2009 года Премьер-министр России В.В. Путин признал, что кризис и Россию затронул самым серьезным образом. Однако антикризисная политика страны направлена на поддержку внутреннего спроса, на социальную защиту населения.

Поддержку антикризисных мер в социальной сфере выразил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем вступительном слове на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года: «Национальные проекты должны быть реализованы в полном объеме независимо от всяких кризисов, проблем и сложностей текущего периода». В беседе с ведущим программы «Вести в субботу» Сергеем Брилевым 16 мая 2009 года Президент России подтвердил: «Ни один из приоритетов, которые мы обозначали, в том числе, когда начинали заниматься национальным проектом «Здоровье», мы не только не отменили, но даже не уменьшили по объему финансирования». Правительством РФ 19 июня 2009 г. была утверждена Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Социальные гарантии государства перед населением, принятые до начала кризиса, по-прежнему, будет выполняться в полном объеме. Подчеркивается необходимость обеспечение утвержденных объемов и качество социальных и медицинских услуг.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ разработана Концепция развития здравоохранения до 2020 г., в которой определены этапы реализации и механизмы финансирования. В числе приоритетных задач - оптимизация государственных расходов на здравоохранение, повышение эффективности инвестиций, поэтапное и последовательное развитие медицинского страхования, устранение неравноправной конкуренции между государственными и частными организациями, оказывающими медицинские услуги. [1] При обсуждении Концепции отмечалось, что в период кризиса состояние здравоохранения становится архиважным, это вопрос национальной безопасности.

Для решения задач по модернизации здравоохранения в настоящее время Правительством РФ на федеральном уровне прилагается максимум усилий для того, чтобы сохранить уровень ресурсной обеспеченности федеральных учреждений и реализуемых программ и проектов. Такой пример федерального центра, безусловно, достоин подражания со стороны субъектов Федерации и муниципалитетов, тем более, что соответствующие задачи четко определены в Программе антикризисных мер на 2009 год.

Сочетание бюджетных и внебюджетных источников позволяет обеспечить достаточную экономическую самостоятельность учреждений здравоохранения. В условиях многоканального финансирования и экономической самостоятельности ключевую роль имеет обеспечение их финансовой стабильности. Главными системообразующими факторами эффективного функционирования здравоохранения являются совершенствование организационной системы, обеспечивающей оказание качественной бесплатной медицинской помощи гражданам РФ (в рамках государственных гарантий); достаточное количество подготовленных медицинских кадров; развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения на основе инновационных подходов и стандартизации. Модернизация здравоохранения требует развития всех этих взаимосвязанных между собой факторов, гармоничного развития системы в целом.

В Нижегородской области с 1 апреля 2008 г. введено одноканальное финансирование по принятому постановлению Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2007 года № 533 «О реализации пилотного проекта по поэтапному переходу на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения в Нижегородской области через систему обязательного медицинского страхования». 2008 год благоприятный в финансовом отношении для региона. Нижегородская область присоединилась к пилотному проекту об одноканальном финансировании 19 регионов. Указанным регионам выделялось дополнительно Федерацией еще 25 % от существующего объема финансирования, но наш регион на эти цели не получил ни рубля. Эксперимент показал целесообразность перевода учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования (далее ОМС). Одноканальное финансирование предполагает оплату по факту оказания медицинской помощи пациентам по законченному случаю. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение « Городская больница № 13» с 01.01.2009 г. включено в данный проект. Были увеличены тарифы по обязательному медицинскому страхованию, в том числе и на заработную плату в связи с переходом с 1 апреля 2009 г. на новую систему оплаты труда. В тарифы включена статья «текущее содержание». На бюджетном финансировании осталась лишь оплата коммунальных услуг и содержание штатов, предусмотренных сметой расходов из муниципального бюджета. Сумма финансирования возросла и у руководства появилась возможность более оперативно решать насущные вопросы по содержанию учреждения. Но экономический кризис внес свои коррективы в одноканальную систему финансирования в связи с

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

уменьшением поступлений средств в консолидированный бюджет субъектов Федерации и государственные внебюджетные фонды. С января 2010 г. планируется обратный переход на ранее существующую систему многоканального финансирования. Оплата за законченный случай оказания медицинской помощи будет производиться за счет средств ОМС по пяти статьям: заработная плата с начислениями, медикаменты, питание и мягкий инвентарь. Текущее содержание медицинских учреждений опять будет передано на финансирование в бюджет по лимитам бюджетных обязательств.

В условиях экономического кризиса, затронувшего все стороны общественной жизни требуется формирование новых подходов к управлению деятельностью учреждений здравоохранения. Как правило, к основным антикризисным мерам относят необходимость максимально возможной экономии всех имеющихся ресурсов, что в здравоохранении недопустимо. Ведь нельзя вылечить пациентов без диагностики, для чего необходимо новейшее оборудование, без лекарственных средств, при нахождении на стационарном лечении не приобретать продукты для питания пациентов, необходимо содержать штаты для оказания медицинской помощи и т.д. Вследствие стремительного появления и внедрения новых технологий для здравоохранения характерна высокая и при этом постоянно нарастающая ресурсоемкость (но никак не удешевления) каждого медицинского учреждения и каждого специалиста, что вполне логично и полностью соответствует требованиям инновационного развития. Что характерно для многопрофильного лечебного учреждения, каковым является «Городская больница №13», и которая ставит постоянно задачу обновления медицинского оборудования за счет внебюджетных средств, зарабатываемых при оказании медицинских услуг на возмездной основе. Ежегодно около 5 млн. руб. инвестиций учреждение направляет на развитие материально-технической базы. Приобретение оборудования по контрактам в рассрочку до начала экономического кризиса поставило учреждение в сложное положение на современном этапе.

Для решения задач по дальнейшей деятельности по оказанию медицинской помощи населению руководство больницы разрабатывает свои антикризисные меры.

В период кризиса важно уметь своевременно диагностировать критические состояния медицинского учреждения. Важно понимать, локальный или системный кризис мы имеем. Нужно задать цифровые параметры, не полагаясь на ощущения руководителя. Признаками начавшего в любом учреждении кризиса являются сокращение оборотного капитала, рост переменных издержек, снижение обращаемости, снижение качества медицинских услуг, рост текучести кадров, прекращение рекламной деятельности, сокращение отдела предпринимательства. В больнице 13 не допускается сокращение оборотного капитала, роста переменных издержек, однако проводится оптимизация заработной платы по внебюджетной деятельности, почти прекращена рекламная деятельность.

В условиях кризиса главная задача любого медицинского учреждения и любого врача - удовлетворение объективно возрастающих потребностей в медицинской помощи в связи с ухудшением состояния здоровья населения.

Для решения данной задачи требуется:

- увеличение затрат на медикаменты и расходные материалы;

- увеличение затрат на поддержание в рабочем состоянии и по возможности приобретение нового оборудования;

- увеличение затрат на оплату труда;

- увеличение затрат на мягкий инвентарь;

- увеличение затрат на питание;

- увеличение затрат на подготовку кадров.

Таким образом, в условиях кризиса эффективная работа учреждения здравоохранения может быть обеспечена только рациональным расходованием финансирования, а никак не экономией финансовых средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 г. № 1662-р).

2. Постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2007 года № 533 «О реализации пилотного проекта по поэтапному переходу на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения в Нижегородской области через систему обязательного медицинского страхования».

3. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. от 19 июня 2009 г. www.dovernment.ru/content/ dovernmentacüvity/antikrizimeriprf/5431178.htm.

4. Лобанов А.А. Управление медицинским центром в условиях кризиса// Менеджер здравоохранения - 2009 №7

- С.15-18

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г. Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

27. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.