Уголовно - правовые науки
Criminal law sciences
УДК 343.8
doi:10.21685/2072-3016-2022-2-13
Общественное воздействие в отношении осужденных военнопленных: некоторые теоретико-правовые вопросы
А. П. Скиба1, Н. С. Малолеткина2
1 Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний,
Рязань, Россия
2Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
России, Самара, Россия [email protected], [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Ухудшение военно-политической обстановки в приграничных с Россией территориях, особенно проводимой специальной военной операции на Украине, требует обращения внимания на такую специфическую категорию лиц, как военнопленные. Авторами на основе анализа теории уголовно-исполнительного права, а также уголовно-исполнительного законодательства России делается вывод об отсутствии надлежащей теоретико-правовой основы осуществления общественного воздействия как средства исправления осужденных в целом, так и в отношении такой категории, имеющей специфические индивидуальные характеристики, как военнопленные, в частности. Цель работы - определить направления совершенствования теории и законодательства России, посвященного исследуемым вопросам. Материалы и методы. Использовались нормативные правовые акты и научные труды по исследуемой проблеме. Методологической основой послужил всеобщий диалектический метод познания. При подготовке работы также были реализованы следующие методы: логический, формально-юридический, сравнительно-правовой и пр. Результаты. Проведен анализ теоретических аспектов, а также национального и международного регулирования вопросов исправления осужденных военнопленных, в том числе путем осуществления общественного воздействия. Выводы. В работе, определяя способы реализации общественного воздействия в отношении осужденных и субъекты его осуществления, авторы выделяют и анализируют положения Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными», регулирующие отдельные аспекты применения рассматриваемого средства исправления осужденных военнопленных, ввиду чего очевидны направления совершенствования уголовно-исполнительного и иного законодательства России.
Ключевые слова: средства исправления осужденных, общественное воздействие, способы и субъекты воздействия, военнопленные
Для цитирования: Скиба А. П., Малолеткина Н. С. Общественное воздействие в отношении осужденных военнопленных: некоторые теоретико-правовые вопросы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 2. С. 144-151. doi:10.21685/2072-3016-2022-2-13
© Скиба А. П., Малолеткина Н. С., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Social impact in relation to convicted prisoners of war: some theoretical and legal issues
A.P. Skiba1, N.S. Maloletkina2
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia 2Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara, Russia 1 [email protected], 2levkovka707@mail. ru
Abstract. Background. The deterioration of the military-political situation in the territories bordering Russia, especially the ongoing special military operation in Ukraine, requires attention to such a specific category of persons as prisoners of war. The authors, based on the analysis of the theory of penal enforcement law, as well as the penal enforcement legislation of Russia, conclude that there is no proper theoretical and legal basis for the implementation of public influence as a means of correcting convicts, both in general and in relation to such a category with specific individual characteristics as prisoners of war. The purpose of the work is to determine the directions of improving the theory and legislation of Russia devoted to the issues under study. Materials and methods. The article used normative legal acts and scientific works on the problem under study. The methodological basis was the universal dialectical method of cognition. During the preparation of the article, the following methods were also implemented: logical, formal-legal, comparative-legal, etc. Results. The analysis of theoretical aspects, as well as national and international regulation of issues of correction of convicted prisoners of war, including through the implementation of public influence, is carried out. Conclusions. In the article, defining the ways of implementing public influence on convicts and the subjects of its implementation, the provisions of the Geneva Convention "On the Treatment of Prisoners of War" regulating certain aspects of the application of the considered means of correction of convicted prisoners of war are highlighted and analyzed, which is why the directions for improving the penal enforcement and other legislation of Russia are obvious.
Keywords: means of correction of convicts, social impact, methods and subjects of influence, prisoners of war
For citation: Skiba A.P., Maloletkina N.S. Social impact in relation to convicted prisoners of war: some theoretical and legal issues. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzh-skiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(2):144-151. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-2-13
Общественное воздействие как одно из основных средств исправления осужденных (ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)) реализуется путем взаимодействия государственных органов (в первую очередь Федеральной службы исполнения наказаний России) и институтов гражданского общества.
Однако в уголовно-исполнительном законе имеется лишь несколько положений, фрагментарно регулирующих общественное воздействие в отношении осужденных (что особенно очевидно при сравнительном анализе с правовой регламентацией других средств исправления, особенно режима, воспитательной работы и общественно полезного труда) в ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 12, ч. 1 ст. 24, ч. 6 ст. 47.1, ч. 3 ст. 87, 134, ч. 2 ст. 142, ч. 3 ст. 165 и других положениях УИК РФ (что требует совершенствования регулирования рассматриваемых вопросов).
При этом ни в теории уголовно-исполнительного права, ни в уголовно-исполнительном и ином законодательстве не определено как таковое содержание общественного воздействия и, соответственно, не проведено его
разграничение с другими средствами исправления осужденных, что в определенной мере приводит к его дублированию, в частности в воспитательной работе с осужденными (ст. 47.1, 134, 142, 165 и др. УИК РФ).
Думается, что теоретически к способам реализации общественного воздействия в отношении осужденных как средству их исправления можно отнести:
- участие в воспитательной работе с осужденными;
- общественный контроль за обеспечением их прав;
- деятельность священнослужителей по обеспечению права на реализацию свободы совести и вероисповедания осужденных;
- трудоустройство осужденных на негосударственных предприятиях (организациях);
- содействие в совершенствовании материально-технической базы исправительных учреждений и иных учреждений и органов, исполняющих наказания;
- получение осужденными образования в негосударственных образовательных учреждениях (в том числе высшего образования);
- оказание помощи в примирении с потерпевшим путем медиации;
- способствование освобождению лиц из мест изоляции для их ресо-циализации.
В этом случае к субъектам общественного воздействия в отношении осужденных следует отнести различных представителей общественности: общественных наблюдательных комиссий, Общественной палаты РФ, общественных палат субъектов РФ, религиозных организаций, родительских комитетов, попечительских советов, членов трудовых коллективов, где работают осужденные к обязательным или исправительным работам, хозяйствующих субъектов и предпринимательской среды, а также родителей осужденных, других их близких родственников и пр. [1, с. 70-79].
Между тем возможность реализации общественного воздействия имеет особенности в отношении различных категорий лиц, имеющих специфические индивидуальные характеристики. Так, осужденных, имеющих социально значимые и иные заболевания, затруднительно привлекать к работе у частных предпринимателей, престарелых - к получению ими образования в негосударственных образовательных организациях и т.п. Однако в уголовно-исполнительном законодательстве России это не закреплено, и в теории уголовно-исполнительного права, за редким исключением [2; 3, с. 146-151; 4; 5, с. 38-48], не анализировалось ранее и особенно в свете актуальных событий.
Еще более сложная ситуация имеет место в отношении такой специфической категории лиц, как военнопленные.
В последнее время в юридической литературе одно из направлений совершенствования уголовно-исполнительного права заключается в формировании уголовно-исполнительного законодательства военного времени [6; 7, с. 169-172; 8, с. 74-78; 9, с. 32-37].
В вышеуказанном контексте актуальными видятся вопросы как о межотраслевом регулировании обращения с военнопленными [10, с. 22-28; 11, с. 15-19; 12, с. 16-22; 13, с. 86-87; 14, с. 109-112; 15, с. 82-85], так и их разграничении с осужденными, исполнение и отбывание наказания которых
регламентированы в УИК РФ и других нормативных правовых актах. Немаловажным здесь также видится рассмотрение различных аспектов их исправления как одной из целей уголовно-исполнительного законодательства по ст. 1 УИК РФ, что крайне актуально с учетом ухудшения военно-политической обстановки в приграничных с Россией территориях, особенно проводимой специальной военной операции на Украине.
В нашей стране на законодательном уровне многочисленные вопросы об обращении с осужденными военнопленными, тем более об исправительном воздействии в их отношении, не находят своего разрешения. Как категория лиц «военнопленные» лишь вскользь упоминаются в законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», УК РФ и других нормативных правовых актах и вообще не обозначены в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе РФ «О военном положении», УИК РФ и т.д.
В то же время в ч. 2 ст. 7 и ч. 2 ст. 14 Федерального конституционного закона РФ «О военном положении» закреплен правовой институт интернирования (изоляции) граждан иностранного государства, воюющего с РФ (по всей видимости, в определенные учреждения - места принудительного содержания). Это актуализирует вопрос о необходимости формирования надлежащей правовой основы осуществления исправительных мероприятий (в том числе режимного и иного характера) в отношении осужденных военнопленных.
С учетом отсутствия в уголовно-исполнительном законодательстве России соответствующих положений об особенностях исправительного воздействия в отношении осужденных военнопленных целесообразно обратиться к международным актам - в частности, к Женевской конвенции от 1949 г. «Об обращении с военнопленными» (Конвенция), в которой, помимо прочего, предусмотрена в ст. 21, 108 и др. отдельная категория военнопленных, к которым применяются «уголовные санкции» (т.е. фактически осужденных военнопленных).
В Конвенции имеется ряд положений, предусматривающих реализацию различных средств исправления осужденных (исходя из общепринятого подхода в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством России):
- режим в учреждениях для интернированных военнопленных путем обеспечения их внутренней и внешней изоляции, проведения обысков и изъятия предметов и т.п. (в частности, в ст. 18, 21, 98);
- воспитательная работа с ними, в частности при назначении и исполнении дисциплинарных взысканий (в ст. 26, 87, 89, 98, 90, 95, 96 и пр.);
- привлечение их к общественно полезному труду (в ст. 49, 50, 52 и др.);
- получение ими образования (например, в ст. 30).
Что касается общественного воздействия как средства исправления осужденных, Конвенция также содержит ряд интересных положений, в том числе относительно деятельности Международного комитета Красного Креста - негосударственной организации международного уровня.
Во-первых, осужденные военнопленные вправе по ст. 108 Конвенции получать духовную помощь по собственному желанию, что фактически является реализацией одного из способа осуществления общественного воздействия - путем обеспечения права военнопленных на реализацию свободы совести и вероисповедания. Более того, в соответствии со ст. 36 Конвенции,
военнопленные, которые являются служителями культа, также могут отправлять свои обязанности среди единоверцев; при этом они не будут принуждаться ни к какой другой работе.
Во-вторых, согласно ст. 79 Конвенции, в лагерях военнопленные могут путем тайного голосования избирать доверенных лиц, которые будут представлять их интересы перед властями державы, держащей их в плену, Международным комитетом Красного Креста и иными организациями для обеспечения их прав.
В-третьих, также в рамках обеспечения своих прав военнопленные осужденные, в соответствии со ст. 108 Конвенции, вправе обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие инстанции без всяких ограничений непосредственно самим или через доверенное лицо (т.е. и через Международный комитет Красного Креста и иные организации).
В-четвертых, при освобождении лиц из мест изоляции для их успешной ресоциализации организуются, согласно ст. 112 Конвенции, смешанные медицинские комиссии (с участием Международного комитета Красного Креста) для освидетельствования больных и раненых военнопленных и принятия соответствующих решений с целью их последующей репатриации.
В-пятых, предусматривается ряд положений о труде военнопленных, к организации которого могут в той или иной степени привлекаться негосударственные хозяйствующие субъекты:
- военнопленные могут быть привлечены к следующим видам работ: сельское хозяйство; добывающие или обрабатывающие отрасли промышленности, за исключением металлургической, машиностроительной и химической промышленности, а также общественные работы и строительство, носящие военный характер или имеющие военные цели; работы на транспорте или погрузочно-разгрузочные, не имеющие военного характера или назначения; торговая деятельность, искусство и ремесло; работы по домашнему хозяйству; коммунальные услуги, не имеющие военного характера или назначения (ст. 50 Конвенции);
- им разрешается сдельная форма труда (ст. 53 Конвенции);
- по ст. 56 Конвенции Международный комитет Красного Креста или другие организации, которые оказывают военнопленным помощь и которые могут посещать лагерь, вправе проверять списки рабочих команд, состоящих из военнопленных, что также способствует обеспечению прав военнопленных.
Таким образом, в контексте развития теории общественного воздействия как средства исправления осужденных очевидна необходимость учета специфических индивидуальных характеристик различных категорий осужденных (имеющих заболевания и пр.), включая военнопленных. В этой связи актуально и совершенствование уголовно-исполнительного законодательства России, в том числе с учетом положений Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными».
Список литературы
1. Малолеткина Н. С., Скиба А. П. Регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных: постановка проблемы // Вестник Кузбасского института. 2021. № 2. С. 70-79.
2. Козаченко И. Я., Корсаков К. В., Лещенко В. Г. Церковно-религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы : монография. Гамбург : LAP LAMBERT, 2012. 264 с.
3. Маликов Б. З. Общественное воздействие - средство исправления осужденных, и роль в нем религиозного аспекта // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13, № 2. С. 146-151.
4. Попова Е. Э. Общественное воздействие как основное средство исправления осужденных: историко-правовые аспекты и современные тенденции развития : монография. М. : Юрлитинформ, 2015. 200 с.
5. Родионов А. В. Общественное воздействие на осужденных и контроль за обеспечением их прав предпринимательскими структурами, осуществляющими производственную деятельность на базе учреждений уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17, № 1. С. 38-48.
6. Ефремова И. А., Кашуба Ю. А., Орлов В. Н. [и др.]. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения : монография / под общ. ред. А. А. Крымова ; под науч. ред. А. П. Скибы. 4-е изд., исправ. и доп. М. : Криминологическая библиотека, 2022. 360 с.
7. Звонов А. В., Голубев Ю. В. Модель уголовного наказания в условиях введения военного положения: к постановке вопроса // Право и практика. 2019. № 4. С. 169-172.
8. Скиба А. П., Кийко Н. В. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь в случае стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения - Специальная часть Уголовно-исполнительного кодекса // Актуальные вопросы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний : тез. докл. Междунар. науч.-практ. онлайн-семинара (г. Минск, 10 апреля 2018 г.) / редкол.: Н. В. Кийко (отв. ред.) [и др.]. Минск : Академия МВД, 2018. С. 74-78.
9. Скиба А. П. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях военного положения: изложение проблемы // Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 1. С. 32-37.
10. Болонина Л. В. Проблема правового статуса иностранных военнопленных в международном законодательстве первой половины XX века // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 1 (46). С. 22-28.
11. Гуриц С. Д., Юнусов А. А. Международно-правовое сотрудничество государств по проблеме военнопленных во второй половине XX века - начале XXI века // Военно-юридический журнал. 2018. № 2. С. 15-19.
12. Пчелкина Е. В. Отечественное законодательство по вопросу обращения с иностранными военнопленными в Первую и Вторую мировые войны // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 1 (46). С. 16-22.
13. Роу П. Военнопленных отказ в репатриации // Военные преступления. Это надо знать всем : справочник / под ред. Р. Гутмэн, Д. Рифф ; пер. с англ. О. А. Варша-вер [и др.]. М. : Текст, 2002. С. 86-87.
14. Юнусов А. А., Гуриц С. Д. Сравнительно-правовая характеристика реализации международных стандартов в отношении военнопленных и осужденных в России // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 1 (38). С. 109-112.
15. Уэйн Э. Х. Военнопленных лагеря // Военные преступления. Это надо знать всем : справочник / под ред. Р. Гутмэн, Д. Рифф ; пер. с англ. О. А. Варшавер [и др.]. М. : Текст, 2002. С. 82-85.
References
1. Maloletkina N.S., Skiba A.P. Regulation of social influence as a means of correcting convicts: problem statement. Vestnik Kuzbasskogo instituta = Bulletin of Kuzbass Institute. 2021;(2):70-79. (In Russ.)
2. Kozachenko I.Ya., Korsakov K.V., Leshchenko V.G. Tserkovno-religioznoe vozdeystvie na osuzhdennykh k lisheniyu svobody: monografiya = Church-religious influence on those sentenced to imprisonment: monograph. Gamburg: LAP LAMBERT, 2012:264. (In Russ.)
3. Malikov B.Z. Public influence is a means of correcting convicts, and the role of the religious aspect in it. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo = Criminal law. 2018;13(2):146—151. (In Russ.)
4. Popova E.E. Obshchestvennoe vozdeystvie kak osnovnoe sredstvo ispravleniya osuzhdennykh: istoriko-pravovye aspekty i sovremennye tendentsii razvitiya: monografiya = Social influence as the main means of correction of convicts: historical and legal aspects and modern development trends: monograph. Moscow: Yurlitinform, 2015:200. (In Russ.)
5. Rodionov A.V. Public influence on convicts and control over the provision of their rights by business structures carrying out production activities on the basis of institutions of the penitentiary system. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo = Criminal law. 2022; 17(1):38-48. (In Russ.)
6. Efremova I.A., Kashuba Yu.A., Orlov V.N. [et al.]. Ugolovno-ispolnitel'noe zakono-datel'stvo v usloviyakh stikhiynogo bedstviya, vvedeniya chrezvychaynogo ili voennogo polozheniya: monografiya = Criminal executive legislation in conditions of natural disaster, state of emergency or martial law: monograph. 4th ed., rev. and add. Moscow: Kriminologicheskaya biblioteka, 2022:360. (In Russ.)
7. Zvonov A.V., Golubev Yu.V. Model of criminal punishment in the context of the introduction of martial law: to the formulation of the question. Pravo i praktika = Law and practice. 2019;(4):169-172. (In Russ.)
8. Skiba A.P., Kiyko N.V. Penitentiary legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus in the event of a natural disaster, the introduction of a state of emergency and martial law Special Part of the Penitentiary Code. Aktual'nye voprosy ugolovno-ispolnitel'nogo prava i ispolneniya nakazaniy: tez. dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. onlayn-seminara (g. Minsk, 10 aprelya 2018 g.) = Topical issues of penitentiary law and execution of punishments: proceedings of the International scientific and practical online-seminar (Minsk, April 10, 2018). Minsk: Akademiya MVD, 2018:74-78. (In Russ.)
9. Skiba A.P. Penitentiary legislation in martial law: a statement of the problem. Mezhdu-narodnyy penitentsiarnyy zhurnal = International Prison Journal. 2015;(1):32-37. (In Russ.)
10. Bolonina L.V. The problem of the legal status of foreign prisoners of war in the international legislation of the first half of the 20th century. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura = Caspian region: politics, economics, culture. 2016;(1):22-28. (In Russ.)
11. Gurits S.D., Yunusov A.A. International legal cooperation of states on the issue of prisoners of war in the second half of the 20th century - the beginning of the 20th century. Voenno-yuridicheskiy zhurnal = Military legal journal. 2018;(2):15-19. (In Russ.)
12. Pchelkina E.V. Domestic legislation on the treatment of foreign prisoners of war in the First and Second World Wars. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura = Caspian region: politics, economics, culture. 2016;(1):16-22. (In Russ.)
13. Rou P. Prisoners of war denied repatriation. Voennye prestupleniya. Eto nado znat' vsem: spravochnik = War crimes. Everyone needs to know: guidance. Moscow: Tekst, 2002:86-87. (In Russ.)
14. Yunusov A.A., Gurits S.D. Comparative legal characteristics of the implementation of international standards in relation to prisoners of war and convicts in Russia. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta = Bulletin of Vladimir Juridical Institute. 2016; (1):109-112. (In Russ.)
15. Ueyn E.Kh. Prisoners of war camp. Voennye prestupleniya. Eto nado znat' vsem: spravochnik = War crimes. Everyone needs to know: guidance. Moscow: Tekst, 2002: 82-85. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Андрей Петрович Скиба доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовно-исполнительного права, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1)
Andrey P. Skiba
Doctor of juridical sciences, professor, head of the sub-department of penal enforcement law, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia (1 Sennaya street, Ryazan, Russia)
E-mail: [email protected]
Наталья Сергеевна Малолеткина кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России (Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24 В)
E-mail: [email protected]
Natalia S. Maloletkina
Candidate of juridical sciences, associate
professor, head of the sub-department
of state and legal disciplines, Samara Law
Institute of the Federal Penitentiary Service
of Russia (24 V Rylskaya street, Samara,
Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 02.04.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.04.2022 Принята к публикации / Accepted 10.05.2022