Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
588
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ / PUBLIC CONSENT / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / NATIONAL UNITY / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малиновский В.А.

В статье анализируется государственная стратегия Республики Казахстан по формированию модели общественного согласия и национального единства. Говорится, что казахстанская идентичность основана на положениях Конституции РК, закрепляющей систему фундаментальных ценностей. Кроме того, необходимые политико-правовые, социально-экономические, культурно-нравственные основы казахстанской идентичности и единства были заложены в документах стратегического планирования (стратегиях, концепциях, программах). Подчеркивается важная роль Ассамблеи народа Казахстана в формировании и проведении государственной этнополитики. Делается вывод о том, что в Казахстане сформировалась и осуществляется функция государства по обеспечению общественного согласия и дальнейшему укреплению национального единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Малиновский В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL HARMONY AND NATIONAL UNITY IS THE BASIS OF THE FORMATION OF KAZAKH IDENTITY

The article analyzes the state strategy of the Republic of Kazakhstan on the formation of the model of social harmony and national unity. It is said that Kazakhstan's identity is based on the provisions of the Constitution of Kazakhstan, which establishes a system of fundamental values. In addition, the necessary political, legal, socio-economic, cultural and moral foundations of Kazakhstan's identity and unity were laid in the documents of strategic planning (strategies, concepts, programs). The important role of the Assembly of people of Kazakhstan in the formation and conduct of the state ethnic policy is emphasized. It is concluded that the function of the state to ensure social harmony and further strengthening of national unity has been formed and implemented in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

УДК 342.4

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Малиновский В.А., Конституционный Совет Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан, v.malinovskyi@ksrk.gov. kz

В статье анализируется государственная стратегия Республики Казахстан по формированию модели общественного согласия и национального единства. Говорится, что казахстанская идентичность основана на положениях Конституции РК, закрепляющей систему фундаментальных ценностей. Кроме того, необходимые политико-правовые, социально-экономические, культурно-нравственные основы казахстанской идентичности и единства были заложены в документах стратегического планирования (стратегиях, концепциях, программах). Подчеркивается важная роль Ассамблеи народа Казахстана в формировании и проведении государственной этнополитики. Делается вывод о том, что в Казахстане сформировалась и осуществляется функция государства по обеспечению общественного согласия и дальнейшему укреплению национального единства.

Ключевые слова: Республика Казахстан, стратегия, общественное согласие, национальное единство, идентичность.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-26-2-56-60 UDC 342.4

SOCIAL HARMONY AND NATIONAL UNITY IS THE BASIS OF THE FORMATION OF KAZAKH

IDENTITY

Malinovsky VA., Constitutional Council of the Republic of Kazakhstan, Astana, Republic of Kazakhstan,

v.malinovskyi@ksrk.gov. kz

The article analyzes the state strategy of the Republic of Kazakhstan on the formation of the model of social harmony and national unity. It is said that Kazakhstan's identity is based on the provisions of the Constitution of Kazakhstan, which establishes a system of fundamental values. In addition, the necessary political, legal, socioeconomic, cultural and moral foundations of Kazakhstan's identity and unity were laid in the documents of strategic planning (strategies, concepts, programs). The important role of the Assembly of people of Kazakhstan in the formation and conduct of the state ethnic policy is emphasized. It is concluded that the function of the state to ensure social harmony and further strengthening of national unity has been formed and implemented in Kazakhstan.

Key words: the Republic of Kazakhstan, strategy, public consent, national unity, identity.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-26-2-56-60

Современное глобальное развитие наряду с прорывами в различных отраслях знаний представляет все новые ситуации обострения конфликтов в межкультурной и межнациональной сферах.

На этом фоне успешное решение Республикой Казахстан (далее - РК) одной из острейших проблем современности есть результат осуществляемой на протяжении более 25-ти лет стратегии и тактики этнополитики.

Государственная стратегия по формированию казахстанской модели общественного согласия и национального единства основана на положениях и нормах Конституции РК 1995 г. [1], закрепивших приоритет равенства прав и свобод человека вне зависимости от его этнической и религиозной принадлежности, другие стандарты по правам этносо-обществ.

Действующее право Казахстана стимулирует единение Нации посредством обеспечения гармоничного сосуществования прогрессивных трендов глобализации с обеспечением национальных ценностей страны.

В Конституции РК закреплена система фундаментальных ценностей, формирующая казахстанскую идентичность . Они получили свое даль-

*

Показательно, что в ходе конституционной реформы Законом РК от 10 марта 2017 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» императив пункта 2 статьи 39 Основного закона пополнен за счет признания неконституционными любых действий, способных нарушить как межнациональное согласие, так, теперь, и межконфессиональное согласие. Расширен набор конституционных ценностей. Согласно новому п. 2 ст. 91 «установленные Конституцией независимость государства, унитар-

В. А. МАЛИНОВСКИЙ

нейшее развитие в законодательстве в области межэтнических отношений: законах об Ассамблее народа Казахстана, о языках, о культуре, об образовании, о средствах массовой информации, об общественных объединениях, о религиозных объединениях и религиозной деятельности и других правовых актах, а также в комплексе мер по гармонизации межэтнических отношений, профилактике вызов и угроз.

Наряду с провозглашением уважения к принципам и нормам международного права Конституция РК закрепляет ее высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики. В ряде решений Конституционным Советом РК подтверждено верховенство Основного закона и в сфере международных отношений. Это означает, что для Республики Казахстан не имеют юридической силы и не подлежат применению противоречащие казахстанской Конституции международные договоры, включая акты международных организаций. Тем самым правовая система защищена от проникновения чуждых для нашего менталитета наслоений глобализации.

Политика в области межнациональных и межконфессиональных отношений развивается последовательно по восходящей: от идентичности государственной - к идентичности Нации Единого будущего.

Конституция РК 1995 г. и обнародованная вслед за ней Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан (далее — Концепция 1996 г.) [2] в своем единстве стали эффективным средством разъяснения целей утверждающейся государственной независимости. В условиях смены мировоззренческих парадигм оба документа оказали весьма конструктивное воздействие на умы людей, способствовали правильному выбору гражданами ориентиров на будущее, упрочению их уверенности в завтрашнем дне.

По мере развития Казахстана, провозглашенные в Конституции РК 1995 г. и Концепции 1996 г. ценности получали развитие в Доктрине национального единства Казахстана (апрель 2010 г.) и других документах.

За прошедшие двадцать лет многие из определенных в Концепции 1996 г. задач были продуктивно решены. Казахстан состоялся как независимое, сильное, успешное государство. Вместе с тем ряд представленных в данном документе вы-

ность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого Казахстана, первым Президентом Республики Казахстан -Елбасы, и его статус являются неизменными». Одновременно усилена их защита: «Изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи».

водов имеют стратегический характер и рассчитаны на неограниченный срок действия. В числе таковых: содержание термина «государственная идентичность» в качестве главного условия развития для любого общества и для любого народа; базовые аспекты суверенитета, составляющие его основу, - территория, пределы которой четко определены и утверждены с сопредельными государствами согласно международным требованиям государственной границей; межнациональное согласие, единство народа Казахстана; гражданство Республики Казахстан и ряд других.

Национальный характер государства означает, что оно исторически возникло как национальное в том смысле, что, как правило, его учредителем и социальной базой является определенная этническая общность. Этническим центром казахов является Казахстан. Сегодня, оставаясь национальным государством, Республика Казахстан выражает интересы всего населения, независимо от этнической принадлежности. Эта новая сущность государства закреплена в Конституции 1995 г. Определение Казахстана как национального государства учитывает стратегическую тенденцию в развитии государственной идентичности - становление в перспективе государства-нации.

Практически через двадцать лет реализации Концепции 1996 г. Указом Президента РК от 28 декабря 2015 г. была утверждена Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства (далее - Концепция 2015 г.) [3].

Если объектом Концепции 1996 г. выступала большей частью именно идентичность Республики Казахстан в качестве государства, то Концепции 2015 г. - социально-политическая общность -народ Казахстана в новом качестве Единой Нации во всем ее внутреннем многообразии. Целью Концепции 2015 г. определено укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства, основанных на принципе гражданства и ценностях общенациональной патриотической идеи «Мэцгшк Ел» .

Главными принципами при этом выступают следующие: базовый вектор - Общенациональная патриотическая идея «Мэцгшк Ел»; ее консолидирующие ценности - гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна; фундамент казахстанской идентичности и единства - общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии; казахстанская идентичность и единство - это непрерывный поколенческий процесс. Он базируется на том, что каждый гражданин, вне зависимости от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее связывают общество в одно целое: «У нас одно

*

В переводе с казахского «Вечная Страна».

Отечество, одна Родина - Независимый Казахстан». Осознанность этого выбора - главное объединяющее начало.

В стране созданы все необходимые политико-правовые, социально-экономические, культурно-нравственные основы казахстанской идентичности и единства. Ныне Казахстан вышел на качественно новый этап их развития и укрепления, цель которого - формирование Нации Единого Будущего. Одним из ключевых направлений политики государства является консолидация Нации, которая наиболее эффективно может быть осуществлена на основе гражданства.

В целом развитие и укрепление казахстанской идентичности и единства обусловлено логикой нового этапа государственного строительства и опирается на модель мира и согласия.

Предусмотренный Концепцией 2015 г. комплекс мер призван обеспечить создание единой системы работы госорганов всех уровней и институтов гражданского общества по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства, нового казахстанского патриотизма на основе ценностей общенациональной патриотической идеи «Мэнгшк Ел»; формирование поколения, сплоченного вокруг стратегических целей развития страны, воспитанного на принципах казахстанской идентичности и единства, нового казахстанского патриотизма; формирование общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычие; реализация центральными государственными и местными госорганами государственных программ и проектов, направленных на укрепление исторической памяти и духовно-культурного наследия народа, а также мер по развитию светского характера государства, основанного на принципах духовного единства казахстанского общества; создание механизма мониторинга, отчетности и контроля деятельности центральных и местных исполнительных органов по реализации мероприятий Концепции, а также приоритетов формирования Нации Единого Будущего.

В результате в общественном сознании будут сформированы новые установки и базовые концепты Нации Единого Будущего: нация всеобщей культуры и прогресса; интеллектуальная нация; нация труда и профессионалов; инновационная нация; нация здорового образа жизни.

Однозначно подтверждено, что в дальнейшем укреплении казахстанской идентичности и единства - в единении народа Казахстана в качестве Нации Единого Будущего - центральное место отведено формированию гражданина Республики Казахстан - казахстанца-патриота. Иными словами, этническая, культурная, религиозная и языковая идентификации человека наиболее полно могут осуществляться лишь на основе его гражданской идентификации.

В этом также состоит принципиальное отличие нашего подхода от одной из узловых позиций глобализации - отрыва человека от его Родины.

Со времени включения в работу Концепции 2015 г. утверждена и реализуется новая Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 г.), скорректирован ряд законов. Много практических дел осуществляется в русле формирования Нации Единого Будущего в рамках мегапроекта по модернизации общественного сознания. Это способствует достижению гуманной цели дальнейшего укрепления казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, заслуженно признанной мировым сообществом.

Казахстаном досконально, с учетом собственных интересов и менталитета общества, изучается и используется мировой опыт формирования идентичности и единства. Ответственно исполняя принятые на себя международные обязательства, республика разрабатывает и осуществляет собственные подходы.

Например, в документах ООН и ОБСЕ в числе мер по снятию напряженности вокруг национальных меньшинств предлагается обеспечение общегражданских прав и недопущение дискриминации лиц по признаку принадлежности к национальному меньшинству; закрепление в законодательстве специфических прав на индивидуальное или совместное беспрепятственное выражение, сохранение и развитие своей этнической, языковой, культурной или религиозной самобытности и другие.

Вместе с тем, как показывает опыт дальнего зарубежья, односторонняя реализация данных правильных мер в отдельных случаях привела к активизации национального эгоизма, попыткам противопоставить себя целостным народам стран, сепаратизму вплоть до отделения территорий от государств и смены формы государственного устройства.

В Республике Казахстане в своей совокупности разумное сочетание государственного и национального суверенитетов, самоопределения и консолидации позволили достичь такого уровня гармонизации межэтнических отношений, при котором понятие «национальное меньшинство» практически ушло из общественного обихода. А все казахстанцы различного этнического происхождения и вероисповедания чувствуют себя органичной и неотъемлемой частью единого народа.

В формировании и проведении государственной этнополитики исключительно важная роль отводится Ассамблее народа Казахстана (далее - «Ассамблея» или «АНК»).

Возглавляемая лично Президентом Республики Н.А. Назарбаевым, имеющая конституционный статус, консолидирующая все этнообъедине-ния и этнокультурные учреждения Ассамблея стала эффективным надгосударственным институтом

В.А. МАЛИНОВСКИЙ

изучения интересов и снятия противоречий в этой весьма тонкой сфере.

Необходимо иметь в виду, что через Ассамблею этнообъединения все казахстанцы включаются в решение также общезначимых для каждого вопросов политического, экономического и социального развития страны. Например, основным пунктом повестки дня состоявшейся 28 апреля нынешнего года XXVI сессии АНК стал вопрос: «Пять социальных инициатив - платформа социального единства общества». Речь шла о том, что на пути модернизации Казахстана в рамках социальной модернизации предстоит реализовать «Пять президентских инициатив». Ведь политика социального единства является важным шагом на пути к формированию консолидированной нации.

После внесения изменений и дополнений в Конституцию 21 мая 2007 г. уже трижды - в 2007, 2012 и 2016 годах, Ассамблеей проводились выборы девяти депутатов Мажилиса Парламента. Действует парламентская депутатская группа «Ассамблея народа Казахстана» из мажилисменов, представителей всех партийных фракций, основную часть которой составили избранные АНК депутаты. Она играет роль механизма организации межпартийного сотрудничества в Парламенте по вопросам, требующим общенационального консенсуса (независимость, единство народа, общность ценностей, общественное согласие).

За время своей деятельности с марта 1995 года функции Ассамблеи постепенно расширяются и буквально в последние годы охватывают сферы благотворительности и медиации.

Изменился и ее правовой статус: из консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Ассамблея превратилась в учреждение без образования юридического лица, образуемое Президентом Республики Казахстан, способствующее разработке и реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства. Ассамблеи областей, городов республиканского значения, столицы - учреждения без образования юридического лица при акимах областей, городов республиканского значения, столицы, деятельность которых координируется Ассамблеей.

20 октября 2008 г. был впервые принят Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана» [4] (ранее ее деятельность регулировалась только актам Президента Республики).

Эффективный ресурс дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений заложен в ее научной составляющей, для реализации которой в 2009 году создан Научно-экспертный совет. Его рабочий орган - Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в центрально-азиатском регионе, действующий на базе Академии государственного управления при Президенте РК. Основной научно-

исследовательский и образовательный потенциал на сегодня составляют также научно-экспертные группы в регионах и объединенные в Ассоциацию кафедры и центры АНК в ведущих вузах страны, таковых в стране 40.

В Национальной академической библиотеке есть депозитарий АНК, доступный, в том числе, через электронный каталог.

Секретариат Ассамблеи входит в структуру Администрации Президента Республики, а ее председатель по должности является заместителем Председателя Ассамблеи.

В комплекс обеспечения деятельности АНК также входят институты при Ассамблее и меры сопровождения: финансового (Общественный фонд «Фонд АНК», Ассоциация предпринимателей АНК, президентские гранты руководителям этнокультурных объединений, бюджетом охвачены национальные театры, издание учебников с преподаванием на национальных языках и пр.), медийно-информационного (официальный сайт

http://www.assembly.kz, журнал «Достык - Дружба», Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК) и обучающего (Академия мира и дружбы, Методический центр инновационных технологий обучения языкам «Тш-дарын»).

Главой государства 17 июня 2014 г. были созданы республиканское государственное учреждение «Кргамдьщ келгам» при Президенте РК и 16 коммунальных государственных учреждений «Когамдыщ келгам» при аппаратах акимов областей и гг. Астана и Алматы. «Когамдыщ келгам» («Общественное согласие») - это некоммерческая организация, обладающая статусом юридического лица, в организационно-правовой форме государственного учреждения при Главе государства. В его ведении находится рганизационное и материально-техническое обеспечение работы Ассамблеи: организация научно-экспертного, информационного, аналитического сопровождения деятельности Ассамблеи; оказание поддержки этнокультурным и другим общественным объединениям и организациям в работе, направленной на реализацию задач Ассамблеи.

Законом РК от 27 апреля 2018 года учреждение «Когамдыщ келюм» («Общественное согласие») превращено в исполнительный орган Ассамблеи и ассамблей областей, городов республиканского значения, столицы [5].

Дома дружбы, созданные во всех регионах, стали центрами социальных инициатив и общественного согласия, ресурсного и методического содействия тысячам этнокультурных объединений, пяти тысячам советов общественного согласия и советов матерей, местом проведения культурно-массовых мероприятий и реализации приоритетных социальных проектов, организации работы воскресных школ по изучению государственного и английского, а также языков этносов.

Таким образом, в Республике Казахстан сформировалась и осуществляется функция государства по обеспечению общественного согласия и дальнейшему укреплению национального единства. Ее политико-правовую основу составляют Конституция РК 1995 года и документы стратегического планирования (стратегии, концепции и программы). Инструментами реализации выступают уникальный государственно-общественный Ассамблея Народа Казахстана с ее инфраструктурой, а также государственные органы и общественные объединения. Эта деятельность получает поддержку со

стороны общества, а около трех млн. казахстанцев выступают активными помощниками АНК, что особенно показательно сказывается на развитии молодежного движения АНК.

Главным результатом данной принципиально значимой и многовекторной, постоянной, напряженной и финансово-затратной, полезной и благородной работы стало сохранение в стране мира и согласия в ходе осуществления эпохальных преобразований, создания новой модели социального государства и национального благополучия.

Официальные материалы

1. Конституция Республики Казахстан: принята на республиканском референдуме 30 авг. 1995 г.: с изм. и доп. от 10 марта 2017 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution

2. О Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан: распоряжение Президента Респ. Казахстан от 23 мая 1996 г. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=1005634 (10.05.2018).

3. Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства: указ Президента Республики Казахстан от 28 дек. 2015 г. № 147. Утратил силу указом Президента Республики Казахстан от 5 мая 2018 г. № 681. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500000147 (дата обращения: 10.05.2018).

4. Об Ассамблее народа Казахстана: закон Республики Казахстан от 20 окт. 2008 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2008. № 17-18, ст.70.

5. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана»: закон Республики Казахстан от 27 апр. 2018 г. № 149-VI ЗРК. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1800000149 (дата обращения: 10.05.2018).

Official materials

1. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan: prinyata na respublikanskom referendume 30 avg. 1995 g.: s izm. i dop. ot 10 marta 2017 g. URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution

2. O Kontseptsii formirovaniya gosudarstvennoi identichnosti Respubliki Kazakhstan: rasporyazhenie Prezidenta Resp. Kazakhstan ot 23 maya 1996 g. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=1005634 (10.05.2018).

3. Ob utverzhdenii Kontseptsii ukrepleniya i razvitiya kazakhstanskoi identichnosti i edinstva: ukaz Pre-zidenta Respubliki Kazakhstan ot 28 dek. 2015 g. № 147. Utratil silu ukazom Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 5 maya 2018 g. № 681. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500000147 (data obrashcheniya: 10.05.2018).

4. Ob Assamblee naroda Kazakhstana: zakon Respubliki Kazakhstan ot 20 okt. 2008 g. // Vedomosti Parlamenta Respubliki Kazakhstan. 2008. № 17-18, st.70.

5. O vnesenii izmenenii i dopolnenii v Zakon Respubliki Kazakhstan «Ob Assamblee naroda Kazakhstana»: zakon Respubliki Kazakhstan ot 27 apr. 2018 g. № 149-VI ZRK. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1800000149 (data obrashcheniya: 10.05.2018).

Поступила в редакцию 19 мая 2018 г.

Received 19 May, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.