Кукушева Назира Элжасовна
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ТЕОРИЯ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
В статье автор исследует актуальные проблемы нациестроительства Казахстана как независимого государства. В качестве основных проблем рассматриваются: 1) процесс формирования новой национальной идентичности; 2) опыт построения мультикультурного общества. Приведены взгляды сторонников и противников политики мультикультурализма в Казахстане. С точки зрения автора, для конструирования и внедрения новых мультикультурных идеологем в практику Казахстана необходимо создание научных центров по исследованию межэтнических процессов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/12-1/31 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 117-120. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Быстров Н. Ф. Беседы о молитвенном призывании святых, против молокан и других сектантов (из внебогослужеб-ных собеседований) // Поучения к простому народу пастырей Пензенской епархии: приложение к Пензенским епархиальным ведомостям. 1888. Т. VIII. С. 35-80.
2. Быстров Н. Ф. Думы православного священника // Пензенские губернские ведомости. 1903. № 4. С. 3-4; № 33. С. 3-4; № 36. С. 2-3; № 58. С. 2-3.
3. Быстров Н. Ф. Еще несколько мыслей по поводу появления и распространения в пределах Пензенской епархии молоканства и других рационалистических сект // Пензенские епархиальные ведомости. 1888. № 19. С. 1-11; № 20. С. 1-17.
4. Быстров Н. Ф. Историко-статистическое описание села Степановка Мокшанского уезда // Пензенские епархиальные ведомости. 1885. № 7. С. 17-25; № 8. С. 20-30; № 11. С. 14-21; № 12. С. 11-25.
5. Быстров Н. Ф. Пензенские иерархи в селе Степановка Мокшанского уезда // Пензенские епархиальные ведомости. 1885. № 16. С. 9-16.
6. Быстров Н. Против воровства с барского гумна // Поучения к простому народу пастырей Пензенской епархии: приложение к Пензенским епархиальным ведомостям. 1890. Т. X. С. 17-20.
7. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 196. Оп. 2.
8. Кошелева А. И. К вопросу о взаимодействии властей в дореволюционной России или об обличении духовенства // Наука. Общество. Государство. 2013. № 1. С. 21-26.
9. Кошелева А. И. Образ православных священнослужителей в светской и церковной периодической литературе во второй половине XIX в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (30). С. 14-21.
10. Н. Б. Новые крестьянские хозяйства в Пензенской губернии (записки туриста). Пенза: Издание журнала «Землеустроитель», 1911. 341 с.
11. Столетие губернской типографии // Пензенские губернские ведомости. 1905. № 51. С. 2-3.
12. Тюстин А. В. Быстровы // Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2001.
13. Тюстин А. В. «Исполнен долг, завещанный от Бога...»: история пензенского церковного краеведения // Краеведение. 1997. № 2. С. 21-28.
14. Фот А. Г. Жизненный путь протоиерея В. П. Агрова как пример пастырского служения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 9-10. С. 20-25.
15. http://st-stepanovka-hram.prihod.ru/about (дата обращения: 04.10.2016).
PENZA PRIEST N. F. BYSTROV: SHEPHERD, ETHNOGRAPHER, PUBLICIST
Kosheleva Alla Igorevna, Ph. D. in History Penza State University alla-kosheleva@mail. ru
Nikolai Fedorovich Bystrov belongs to the constellation of the prominent representatives of the Orthodox clergy of Penza Diocese of the second half of the XIX - the early XX century. This article discusses his publicistic and local history work. Particular
attention is drawn to the priest's cooperation with the local periodical editions. The author analyzes the thematic focus and content of books, articles and sermons by N. F. Bystrov.
Key words and phrases: Penza priest; temple; the clergy; sermon; publicistic activity.
УДК 130.2
Философские науки
В статье автор исследует актуальные проблемы нациестроительства Казахстана как независимого государства. В качестве основных проблем рассматриваются: 1) процесс формирования новой национальной идентичности; 2) опыт построения мультикультурного общества. Приведены взгляды сторонников и противников политики мультикультурализма в Казахстане. С точки зрения автора, для конструирования и внедрения новых мультикультурных идеологем в практику Казахстана необходимо создание научных центров по исследованию межэтнических процессов.
Ключевые слова и фразы: национальная идентичность; гражданская идентичность; этнокультурная идентичность; национализм; мультикультурализм.
Кукушева Назира Элжасовна
Омский государственный педагогический университет псигга. 1^епоуа@таИ. ги
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ТЕОРИЯ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Рассматривая мультикультурализм как политику нациестроительства в Казахстане, мы неизбежно сталкиваемся с проблемами толерантности, национализма и ксенофобии. В рамках марксистской советской и постсоветской традиции мы привыкли использовать понятие национализма как нечто негативное, противостоящее пролетарскому интернационализму. Такое понимание национализма глубоко вошло в массовое сознание и во многом еще сохраняется на всем постсоветском пространстве. До сих пор понятие «националист»
используется в публицистике и взаимоотношениях этнических групп как ярлык, а в обыденном сознании превалирует мнение, что патриот - это тот, кто любит «своих», а националист - это тот, кто ненавидит «чужих».
Отношение к национализму и его трактовка в рамках отечественного философско-политического дискурса остаются до сих пор неоднозначными, так как сохраняется его негативная коннотация, являющаяся наследием советского прошлого. Связано это с тем, что в рамках марксистской идеологии термин «национализм» отражал антидемократическое, антигуманистическое, классовое значение и противопоставлялся идеологии пролетарского интернационализма, являвшегося в Советском Союзе идеалом межнациональных отношений.
В противовес этому понятие национализма в рамках западной либеральной теории выступает как продукт модернизации и укрепления государственности, примером чего служит возникновение наций - государств. В рамках либеральной теории «национализм является идеологией, которая аргументирует в пользу создания или сохранения определенного сообщества в качестве государства» [3]. Таким образом, гражданский национализм в западной науке не является негативным понятием, а скорее нейтральным, так как отражает членство в политическом сообществе, готовность государства защитить права своих граждан и гражданскую идентичность.
Актуальным для Казахстана, как и для многих постсоветских молодых государств, является процесс национального и государственного строительства. Исключительное и принципиальное значение в формировании нации имеет национальная идентичность, являющаяся важнейшим инструментом в построении нового независимого государства. Особенное значение национальная идентичность приобретает в полиэтнических обществах, так как существующие в данных обществах культурные различия могут препятствовать формированию единого культурного и политического сообщества.
Перед Казахстаном встала проблема формирования нации из своего полиэтнического и поликонфессионального населения. Именно здесь лежит главная проблема всей национальной сферы Казахстана - во взаимодействии гражданской и этнической идентификации.
Как известно, Казахстан - полиэтническое государство, насчитывающее более 100 этносов. По данным 2016 года казахи составляют 66,48%, русские - 20,61%, представители других национальностей -12,91% [7]. Сегодня казахстанское общество еще находится в процессе формирования национального государства. Среди ученых, политических деятелей, общественности нет единства мнения относительно будущей стратегии развития Казахстана. Между приверженцами двух подходов - гражданского национализма и этнокультурного национализма - идет полемика по целому ряду вопросов: гражданство, представительство этнических групп в органах власти, практика мультикультурализма, языковая проблема, миграция, идеология и т.п.
В полиэтническом обществе этнические группы выступают против того, чтобы государство представляло интересы лишь одного этноса, даже если это демографически и политически доминирующий этнос. Приоритетной социально-политической задачей, стоящей перед Казахстаном как национальным государством, является разрешение противоречия между этнической и гражданской идентичностью. Цель и смысл решения этого противоречия состоит в том, чтобы, с одной стороны, сохранить и укрепить титульное лицо своего национального государства, а с другой стороны, формировать и поддерживать гражданскую идентичность с целью предотвращения межэтнических конфликтов и укрепления межэтнической стабильности.
Казахстанский философ, профессор Р. К. Кадыржанов отметил, что «государственной власти в Казахстане удается сохранять и поддерживать баланс между этнической и гражданской идентичностями. С одной стороны, государство способствует развитию казахского языка и культуры с тем, чтобы они стали достоянием не только казахов, но и всего полиэтнического населения Казахстана, и тем самым развивали бы его титульную идентичность. С другой стороны, государство настаивает на равенстве всех граждан Казахстана независимо от их этнической, культурной, языковой, религиозной и иной принадлежности. Эта политика направлена на поддержание и укрепление гражданской идентичности» [2, с. 9].
Соотношение этнической и гражданской идентификации в условиях новых демократий, в частности в Казахстане, затрагивает проблему соотношения интересов большинства коренного, государствообразую-щего этноса и интересов национальных диаспор, составляющих в данный момент меньшинство, что и рассматривается в теории мультикультурализма. Мультикультурализм представляет собой известную либеральную теорию, предполагающую культурный плюрализм, защиту прав национальных и социальных меньшинств и тем самым обеспечивает защиту культурного многообразия в рамках единой политической общности. Поэтому ее называют еще теорией либерального культурализма. Известный западный исследователь в области политической философии У. Кимлика в работе «Современная политическая философия. Введение» определяет, что «коренной вопрос мультикультурализма состоит в том, создают ли усилия большинства по нациестроительству несправедливости для меньшинств» [4, с. 25].
Сегодня проводимая государством политика баланса между этнокультурной и гражданской концепциями нашла воплощение в казахстанской модели межэтнического мира и согласия. Мы видим, что эта модель была реализована благодаря титаническим усилиям Главы государства Н. А. Назарбаева, неоднократно заявлявшего о своей приверженности идеям мультикультурализма, и получила признание не только в Казахстане, но и за его пределами.
Одним из главных механизмов реализации казахстанской модели межэтнического согласия и единства является созданная по инициативе Президента Республики Казахстан Ассамблея народа Казахстана (АНК). На протяжении 20 лет Ассамблея объединяет и координирует работу многочисленных этнокультурных центров республики по воспитанию казахстанского патриотизма и толерантности.
Казахстан принадлежит к молодым демократиям постсоветского периода. На сегодняшний момент в республике произошли определенные политические реформы, а именно были внесены изменения в действующую Конституцию Казахстана. В закон о выборах было введено положение о предоставлении (квотировании)
9 мест в Парламент Казахстана от Ассамблеи народа Казахстана - организации, которая получила статус конституционного органа [8]. Если до конституционных изменений функции АНК заключались в реализации прав национальных меньшинств только в культурно-языковой среде, то сейчас АНК призвана защищать права всех этносов Казахстана на политическом уровне в Парламенте Казахстана. Таким образом, в Казахстане возник новый механизм представительства и защиты политических интересов всех национальностей Казахстана, при функционировании которого должен существенно повыситься уровень защиты их интересов. Так или иначе, в Казахстане произошла определенная политизация этнического вопроса.
На наш взгляд, перед философами Казахстана поставлена актуальная задача осмысления того, что дает последняя конституционная реформа для защиты прав национальных меньшинств на политическом уровне и как данная реформа повлияет на формирование политической, гражданской идентичности в Казахстане. А также необходим поиск ответа на вопрос: насколько правомерно говорить в Казахстане о мультикультурализме? На наш взгляд, мультикультурализм выступает как актуальный для казахстанской науки дискурс, т.к. он отражает актуальную, сложную проблему соотношения гражданской и этнической идентичности в Казахстане.
Термин «мультикультурализм» возник в 60-е годы ХХ века в Канаде в связи с формированием англофранцузского бикультурного общества. Мультикультурализм проявился вследствие волны неевропейской миграции, которая к концу 80-х - началу 90-х годов ХХ века затронула такие европейские страны, как Италия, Греция, Португалия, Испания, Ирландия. Так, Франция в 1995 году имела 11% населения иммигрантов. Западная Германия подверглась массированному заселению неевропейскими народами в 60-х и 80-х годах, а в Швеции в середине 90-х 10% населения были инородцами. В начале 90-х пятую часть Лондона, четвертую часть населения Брюсселя или Франкфурта составляли выходцы из Турции, арабских стран, Африки и Азии. Канада и Австралия уже в 70-е годы являлись мультикультурными. Введение мультикультурализма имело политически оправданный и функциональный характер для того, чтобы урегулировать эти большие миграционные потоки. Целью мультикультурализма как теории, основанной на либеральных, демократических принципах, являлась культурная ассимиляция иммигрантов с чуждой культурной традицией в Европе, с одной стороны, и создание толерантного отношения к приезжим со стороны европейцев - с другой.
В Казахстане есть исследователи, которые, объективно рассматривая историю развития мультикультура-лизма на Западе, не присоединяются к идее мультикультурализма и приводят свои довольно веские аргументы. Например, исследователь М. Лаумулин констатирует отказ от данной теории, т.к., «несмотря на то, что мультикультурализм полностью соответствует требованиям либеральной демократии, интересы национальной безопасности многих европейских стран идут вразрез с благородными принципами либеральной толерантности. Мультикультурализм на этапе своего формирования рассматривался как теория, согласно которой иммигранты имеют право и должны сохранять свою культуру и самобытность, делая современные европейские нации похожими на культурную мозаику. Однако череда событий начиная с 11 сентября 2001 года - теракты в Мадриде и Лондоне, ответные меры европейских правительств, борьба с хиджабами во Франции, и особенно погромы там осенью 2005-го, карикатурная война в начале 2006-го - все это ясно показывает, что концепция мультикультурализма не выдержала проверку жизнью и трещит по швам. Похоже, мирному сосуществованию европейской и мусульманской культур в Европе приходит конец...» [5, с. 11].
Г. К. Шалабаева прямо указывает: «Я не разделяю концепцию мультикультурализма. Концепция не нова, ее пытаются претворить в Канаде, были и другие попытки, но. она не имела особого успеха, а кое-где даже провалилась» [9, с. 276]. Критически относясь к идее мультикультурализма, Г. К. Шалабаева ратует за то, чтобы вместо него употреблять понятие «доминирующая культура» [Там же].
Г. А. Нарбекова дает свое определение мультикультурализму и поддерживает его реализацию в Казахстане: «Мультикультурализм - это прежде всего взаимодействие, взаимосвязь и взаимообогащение национальных культур, признание и приобщение к духовным ценностям, нормам, сущность которых состоит в уважении статуса и свободы самореализации каждого этнокультурного субъекта. Способность народов к восприятию другой национальной культуры предполагает наличие в воспринимаемой культуре общечеловеческого содержания. Народы и этносы в разных концах земли все больше проникаются осознанием того, что они живут в едином мультикультурном мире» [6, с. 98].
Доктор философских наук Н. Ж. Байтенова отмечает, что «перед современной государственной политикой Казахстана в области культуры стоит двоякая задача: с одной стороны, необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие и поддержание самобытных этнических культур, с другой стороны, необходимо создать условия для оптимального развития и безболезненной интеграции в единую казахстанскую культуру. Основной стержневой идеей государственной национальной политики должна быть многокультурность, без которой нам сложно будет сохранить нашу государственность» [1, с. 13].
В Казахстане, несмотря на зримые успехи межэтнической политики, на данном этапе мультикультурный подход к национальному строительству сталкивается с трудностями. Во-первых, возникла некоторая неопределенность: нет четкого ответа на вопрос: в каких случаях должны применяться и функционировать принципы мультикультурализма, а в каких случаях они размывают государственную идентичность? Во-вторых, ощущается необходимость создания научных центров по изучению межэтнических процессов в Казахстане, так как нет серьезных и детальных научных исследований на тему конструирования и внедрения новых муль-тикультурных идеологем в практику Казахстана. Таким образом, на наш взгляд, вопрос «организации культурно-национального пространства» Казахстана во многом остается открытым. От того, как будут развиваться этнокультурный и гражданский типы идентификации в Казахстане и каково будет соотношение между ними, а также какими будут приоритеты в развитии культурно-цивилизационной идентичности в целом, зависит культурно-цивилизационная ориентация Казахстана как молодого, становящегося государства.
Список литературы
1. Байтенова Н. Ж. Мультикультурализм как модель бесконфликтного этносоциального развития // Мультикультурное общество в Казахстане: модели, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч. конф. Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 2002. С. 12-22.
2. Кадыржанов Р. К. Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана / отв. ред. З. К. Шаукенова. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. 168 с.
3. Кевлиан Р. Теории национализма: общий обзор и применимость к Центральной Азии [Электронный ресурс] : доклад, прочитанный 01.03.2006 г. на семинаре «Билима» - Центрально-Азиатского ресурсного центра по политической науке. URL: http://pandia.ru/text/77/148/3743.php (дата обращения: 31.08.2016).
4. Кимлика У. Современная политическая философия. Введение. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 592 с.
5. Лаумулин М. Закат мультикультурализма. Наступает эра европейского ислама // Континент. 2006. № 5. С. 11-13.
6. Нарбекова Г. А. Человек, ценности и культура в контексте глобализационных изменений // Мультикультурное общество в Казахстане: модели, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч. конф. Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 2002. С. 97-105.
7. Население Казахстана [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/население Казахстана (дата обращения: 26.10.2016).
8. Об Ассамблее народа Казахстана [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 20.10.2008 г. № 70-IV ЗРК (с изм. и доп. по сост. на 27.11.2015 г.). URL: http://assembly.kz/ru/zakon-respubliki-kazahstan-ob-assamblee-naroda-kazahstana (дата обращения: 26.10.2016).
9. Шалабаева Г. К. Постижение культуры: мировоззренческие парадигмы и исторические реалии Казахстана. Алматы: Акыл китабы, 2001. 420 с.
MULTICULTURALISM AS A NATION-BUILDING THEORY IN KAZAKHSTAN
Kukusheva Nazira Elzhasovna
Omsk State Pedagogical University nazira. isenova@mail. ru
The author explores current problems of nation-building in Kazakhstan as an independent state. The main issues are: 1 ) formation
of new national identity; 2) experience of building multicultural society. The paper presents views of supporters and opponents
of multiculturalism policy in Kazakhstan. From the author's point of view, for construction and introduction of new multicultural
ideologemes into Kazakhstan practice it is necessary to establish research centers for studying ethnic processes.
Key words and phrases: national identity; civil identity; ethno-cultural identity; nationalism; multiculturalism.
УДК 7.072.2 Искусствоведение
В данной статье изложен опыт вовлечения студентов в исследовательскую деятельность в рамках дипломного проектирования. Главной задачей студентов направления подготовки «Дизайн» было исследование наследия города Бийска, а именно определение возможностей современного функционирования архитектуры XIX - начала XX века. Результаты исследования воплощены в дизайн-проектах, направленных на сохранение культурной традиции в современной застройке города Бийска, одного из уникальных историко-культурных центров Сибири.
Ключевые слова и фразы: памятники архитектуры; историко-культурное наследие; традиция; знаковые исторические места; Бийское купечество; музей-заповедник; градостроительство; дизайн-концепция; профессиональные компетенции дизайнера.
Мамырина Наталья Сергеевна, к. искусствоведения Копытина Александра Викторовна
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина mamyrina-nata@mail. ги; kopitina-aleks@mail. ги
Волоснов Роман Юрьевич, к. искусствоведения
Алтайский государственный университет volosnov-bamaul@mail. гы
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Активные преобразования современного общества влекут за собой изменения в сфере профессионально-художественного образования в области дизайна. Формирование предметно-пространственной среды и ее гармонизация с окружающим пространством предъявляют новые требования к качеству профессиональной