Научная статья на тему 'Общественно-профессиональная аккредитация как инструмент оценки качества образования в техническом вузе'

Общественно-профессиональная аккредитация как инструмент оценки качества образования в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РROFESSIONAL ACCREDITATION / QUALITY OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелкозеров М.Г., Левко В.А.

Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в области техники и технологий это результат признания качества образования и подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества и, что не менее важно, это процесс, направленный на повышение качества российского инженерного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелкозеров М.Г., Левко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACCREDITATION AS A TOOL TO EVALUATE THE QUALITY OF EDUCATION AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

Professional accreditation of educational programs in engineering and technology is the result of the recognition of the quality of education and training on the part of the professional community. Moreover, it is a process aimed at improving the quality of Russian engineering education.

Текст научной работы на тему «Общественно-профессиональная аккредитация как инструмент оценки качества образования в техническом вузе»

изделий ракетно-космической техники в САПР Creo», «Разработка программ ЧПУ для технологического оборудования в производстве РКТ», «Основы управления жизненным циклом изделий РКТ в Windchill» с дальнейшей стажировкой на ведущих предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Таким образом, комплексный подход к формированию системы подготовки инженерных кадров в ОАО «Красмаш» позволяет обеспечить подготовку, обучение, адаптацию, закрепление, профессиональное развитие инженерного персонала, ориентированного на решение текущих и новых задач Общества.

© Малиновская Е. А., 2013

УДК 378.1

ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

М. Г. Мелкозеров, В. А. Левко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: mmg2002@mail.ru

Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в области техники и технологий - это результат признания качества образования и подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества и, что не менее важно, это процесс, направленный на повышение качества российского инженерного образования.

Ключевые слова: общественно-профессиональная аккредитация, качество высшего образования.

PROFESSIONAL ACCREDITATION AS A TOOL TO EVALUATE THE QUALITY OF EDUCATION AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

M. G. Melkozerov, V. A. Levko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: mmg2002@mail.ru

Professional accreditation of educational programs in engineering and technology is the result of the recognition of the quality of education and training on the part of the professional community. Moreover, it is a process aimed at improving the quality of Russian engineering education.

Keywords: рrofessional accreditation, the quality of higher education.

Общественно-профессиональная аккредитация учебного заведения представляет собой признание уровня учебного заведения или его заслуг любыми общественными или профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа учебного заведения, но не может заменять государственную аккредитацию и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства. Общественная аккредитация, в отличие от государственной, выполняющей в большей степени функцию контроля, имеет своей целью способствовать совершенствованию образования и его дальнейшему развитию. По соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Ассоциацией инженерного образования России, АИОР ведет работу по развитию национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Аккредитация образовательных про-

грамм позволяет высшему учебному заведению продемонстрировать приверженность качеству образовательных услуг и подготовки специалистов, получить независимую оценку качества образовательных программ и подготовки специалистов, получить рекомендации по совершенствованию образовательных программ, публично заявить о высоком уровне качества подготовки специалистов, повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг, завоевать и укрепить свои позиции на международном рынке образовательных услуг, обеспечить и улучшить трудоустройство выпускников.

Критерии и процедура аккредитации АИОР разработаны с учетом мирового опыта оценки качества инженерного образования с тем, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству подготовки специалистов системами аккредитации стран -участниц Вашингтонского соглашения, требованиям Европейской ассоциации гарантии качества высшего

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

образования ENQA и общеевропейской системы аккредитации инженерных программ, созданной в рамках проекта EUR-ACE.

Вашингтонское соглашение (Washington Accord -WA) было подписано в 1989 г. восемью англоговорящими странам (в лице аккредитующих организаций этих стран, проводящих общественно-профессиональную аккредитацию) в подтверждение взаимного признания критериев и процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии (инженерных образовательных программ). Ассоциация инженерного образования России является членом WA с 2012 года.

Являясь членом European Network for Accreditation of Engineering Education (ENAEE), АИОР имеет право присваивать EUR-ACE Label (европейский знак качества) аккредитованным программам.

Для прохождения аккредитации и присвоения EUR-ACE Label образовательная программа должна соответствовать следующим критериям.

Критерий 1. Цели образовательной программы. Образовательная программа должна иметь четко сформулированные и документированные цели, согласующиеся с ГОС ВПО РФ, ФГОС, миссией вуза и соответствующими запросами потребителей программы. Механизм обеспечения достижения и корректировки целей, а также сами цели программы должны разделяться коллективом подразделений.

Критерий 2. Содержание образовательной программы. Оно не должно противоречить ГОС ВПО, ФГОС; программа должна иметь четко сформулированные и документированные результаты обучения, согласующиеся с целями образовательной программы. Содержание программы должно соответствовать не менее 240 кредитам ECTS при подготовке бакалавров (первый цикл), 300 кредитам ECTS при подготовке дипломированных специалистов (интегрированная программа второго цикла), 120 кредитам ECTS при подготовке магистров (второй цикл); учебный план и рабочая программа каждой дисциплины должны соответствовать целям образовательной программы и обеспечивать достижение результатов обучения всеми выпускниками программы. Блок естественных наук и математики должен обеспечивать в программах подготовки бакалавров и дипломированных специалистов фундаментальную подготовку (не менее 60 кредитов ECTS в том числе не менее 24 кредитов ECTS углубленных курсов) для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. В магистерских программах - не менее 24 кредитов ECTS с углубленными курсами, позволяющими изучать общепрофессиональные и специальные дисциплины на более высоком уровне, основываясь на знаниях, полученных при обучении по программе первого цикла.

Критерий 3. Студенты и учебный процесс. Студенты, принимаемые на программы подготовки бакалавров и дипломированных специалистов, должны иметь полное среднее образование и достаточный уровень знаний по естественным наукам и математике, необходимый для освоения образовательной программы. Студенты, принимаемые на программу под-

готовки магистров, должны успешно освоить программу первого цикла соответствующего направления и иметь глубокую фундаментальную подготовку, необходимую для освоения программы. Важным фактором является академическая мобильность, предусматривающая изучение студентами ряда дисциплин учебного плана, прохождение практик и стажировок в других вузах страны и/или за рубежом.

Критерий 4. Профессорско-преподавательский состав: ППС должен быть представлен специалистами во всех областях знаний, охватываемых образовательной программой; ППС должен иметь достаточный уровень квалификации, соответствующее базовое образование и систематически повышать свою квалификацию путем получения дополнительного образования, стажировок и т. п. Кроме того, у ППС должно быть наличие опыта работы в соответствующей отрасли промышленности и выполнение исследовательских проектов. ППС должен быть вовлечен в совершенствование программы. Важным фактором является участие преподавателей в профессиональных обществах, получение ими стипендий и грантов и т. д.

Критерий 5. Подготовка к профессиональной деятельности. Она должна осуществляться в течение всего периода обучения. По окончании программы подготовки бакалавров выпускники должны: демонстрировать базовые естественно-научные, математические и инженерные знания и понимание научных принципов, лежащих в основе профессиональной деятельности; иметь осведомленность о передовых знаниях в некоторых областях профессиональной деятельности; уметь выбирать и применять соответствующие аналитические методы и методы проектирования; уметь находить необходимую литературу и другие источники информации; уметь планировать и проводить эксперимент, интерпретировать данные и делать выводы; уметь выбирать и использовать подходящее оборудование, оснащение и инструменты. По окончании программы подготовки дипломированных специалистов и магистров выпускники должны: демонстрировать глубокие естественно-научные, математические и инженерные знания и детальное понимание научных принципов профессиональной деятельности; иметь критическую осведомленность о передовых знаниях в профессиональной сфере; применять полученные знания для решения нечетко определенных инженерных задач; использовать творческий подход для разработки новых оригинальных идей и методов проектирования для решения инженерных задач; определять, систематизировать и получать необходимые данные; уметь планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; уметь критически оценивать данные и делать выводы, уметь применять новейшие технологии в сфере специализации; уметь интегрировать знания различных областей и решать задачи, требующие абстрактного мышления.

Критерий 6. Материально-техническая база. Материальное обеспечение образовательной программы должно быть не ниже лицензионных показателей. Аудитории, лаборатории и их оснащение должны быть современны и адекватны программным целям.

Студенты должны иметь достаточные возможности для самостоятельной учебной и исследовательской работы. Вуз должен постоянно обновлять, совершенствовать и расширять материально-техническую базу.

Критерий 7. Информационное обеспечение. Оно должно быть адекватным целям программы. Вуз должен иметь библиотеку, содержащую необходимые для обучения материалы: учебную, техническую и справочную литературу, периодические издания. В пользовании студентов и преподавателей должны находиться компьютерные классы и терминалы с доступом к информационным ресурсам.

Критерий 8. Финансы и управление. Финансовое обеспечение программы должно быть не ниже лицензионных показателей. Финансовая и административная политика вуза должна быть нацелена на повышение качества образовательной программы. Ресурсная политика вуза должна быть направлена на

поддержание и обеспечение постоянного профессионального роста ППС. Управление вузом должно быть эффективным и обеспечивать совершенствование образовательной программы. Важным фактором является наличие в вузе системы менеджмента качества.

Критерий 9. Выпускники. Необходимым условием для аккредитации программы является наличие выпуска специалистов по программе. В вузе должна существовать система изучения востребованности, трудоустройства, сопровождения карьеры и непрерывного профессионального совершенствования выпускников вуза.

В настоящее время в СибГАУ успешно проведена аккредитация двух образовательных программ в области техники и технологии с присвоением знака ЕИЯ-АСЕ. Это программы подготовки бакалавров 220100.62 «Системный анализ и управление» и 230100.62 «Информатика и вычислительная техника».

© Мелкозеров М. Г., Левко В. А., 2013

УДК 378.1

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. А. Мисинева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: imisineva@mail.ru

Изучаются условия, определяющие развитие современного профессионального образования в сфере подготовки специалистов с высшим образованием, включая инженерное. Уточняются проблемные области в деятельности университетов, определяемые требованиями современной ситуации на образовательном рынке.

Ключевые слова: образовательные стандарты, педагогические компетенции, образовательные программы, проблемы и направления развития.

THE DEVELOPENMENT FACTORS OF MODERN HIGH SCHOOL EDUCATION

I. A. Misineva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: imisineva@mail.ru

The development conditions of modern vocational education are studied. The university problems at the educational market are clarified. The modern educational requirements are analysed.

Keywords: educational standards, pedagogical competence, educational programs, educational market.

Современная и перспективная ситуация развития рынка высшего профессионального образования определяется рядом факторов. Среди них соответствие знаний выпускников требованиям того уровня развития технологий, который используют ведущие компании, действующие в России и на международном рынке. Причем среди знаний и умений, связанных с технологиями, необходимы не только те, которые касаются производственной деятельности, но и технологии учета, работы с информацией, управления персоналом и др.

Среди других значимых условий - соответствие требованиям реформы образования. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты требует учета в построении образовательного процесса возможностей развития у студентов различных компетенций. При этом актуализируется задача овладения необходимыми педагогическими технологиями для преподавательского состава. Но как показывает опыт, сегодня в данных вопросах соответствующей мотивации со стороны руководителей и профессорско-преподавательского персонала нет. Нужно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.