Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ ВИДНОГО ПУБЛИЦИСТА ИНДИИ САЙИД АХМАД-ХАНА'

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ ВИДНОГО ПУБЛИЦИСТА ИНДИИ САЙИД АХМАД-ХАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙИД АХМАД - ХАН / ИНДИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / ПОЛИТИКА / ПУБЛИЦИСТИКА / ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС / «ПРИЧИНЫ ИНДИЙСКОГО ВОССТАНИЯ» / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ / МУСУЛЬМАНЕ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ / БРИТАНЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гоибова Фируза Махмадовна

В данной статье рассматриваются общественно - политические взгляды Сайид Ахмад - хана, их формирование и развитие. Цель статьи Анализируя этот вопрос, автор статьи в основном опиралась на политический труд Сайид Ахмад - хана «Причины Индийского Восстания». Общественно - политические взгляды Сайид Ахмад - хана были результатом его политического опыта и были основаны на реалистической оценке современной индийской жизни и её проблем. Восстание 1857 года потрясло его и вызвало в нем политическую реакцию и пробудило политический интерес. Он начал размышлять о причинах и последствиях восстаний и революций. Результатом политических размышлений мыслителя была работа «Причины Индийского Восстания», где он полностью подверг исследованию проблемы политические, религиозные, экономические и военные под углом всех возможных смыслов. Его работа «Причины Индийского Восстания» показывает политически созидательную индивидуальность этого мыслителя. В этой работе наиболее полно отразились историческая концепция и общественно - политические взгляды Сайид Ахмад - хана первого периода его деятельности (до начала 60 - х годов). Цель этого исследования была направлена на примирение верхушки мусульманской общины с британцами. Сэр Сайид стремился внушить (и довольно небезуспешно) мысль о том, что мусульманская верхушка может стать верной опорой англичан в Индии. Оценка причин восстания была связана с позицией мусульманской верхушки, которая скорбела о потере старого мира. Фактически эта книга была не только первой работой политического характера, но и первой политической книгой написанной индийцем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND POLITICAL MENTALITY OF THE EMINENT PUBLICIST OF INDIA SAYID AHMAD-KHAN

This article examines the social and political views of Sayyid Ahmad - khan, their formation and development. Analyzing this issue, the author of the article mainly relied on the political work of Sayyid Ahmad - khan «Causes of the Indian Uprising». Purpose of the article: The social and political views of Sayyid Ahmad Khan were the result of his political experience and were based on a realistic assessment of modern Indian life and its problems. The uprising of 1857 shocked him and sparked a political reaction in him and aroused political interest. He began to reflect on the causes and consequences of uprisings and revolutions. According to the result of the stady: political reflections of the thinker was the work «Causes of the Indian Rebellion», where he completely examined the problem of political, religious, economic and military from the angle of all possible meanings. His work «Causes of the Indian Rebellion» shows the politically creative personality of this thinker. This work most fully reflected the historical concept and socio-political views of Sayyid Ahmad - khan of the first period of his activity (up to the beginning of the 60s). The purpose of this study was aimed at reconciling the top of the Muslim community with the British. Sir Sayyid tried to instill (and quite successfully) the idea that the Muslim elite could become a loyal support for the British in India. The assessment of the reasons for the uprising was associated with the position of the Muslim elite, which grieved over the loss of the old world. In fact, this book was not only the first work of a political nature, but also the first political book written by an Indian.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ ВИДНОГО ПУБЛИЦИСТА ИНДИИ САЙИД АХМАД-ХАНА»

УДК: 070.1 (575.3) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ ВИДНОГО ПУБЛИЦИСТА ИНДИИ САЙИД АХМАД-ХАНА

Гоибова Ф.М.

Таджикский национальный Университет

Введение. Изучение общественно - политической истории Индии имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Речь идёт об улучшении взаимоотношений между народами Центральной Азии и индийскими народами. А это невозможно без внимательного изучения истории, в частности, истории того идейного наследия индийских мыслителей -п л , п л х л , ль ь ых

существенно опр ед еляют мировоззр ение современного индийского общества. К таким мыслителям, прежде всего, относится С айид Ахмад - хан.

Основная часть Сайид Ахмад - хан является видным общественным деятелям, основателем ж ль г п ль , п л , п л , л г ы

образования и одним из основоположников исламского модернизма в Индии. Общественно -политические взгляды Сайид Ахмад - хана этого периода имели много общего с умеренным идеологическим течением последователей Шах В алиуллы первой половины XIX ве ка. Тем не менее

х ж л ь ыш щ х х п л г ль г

правительства. Политическое кредо Сайид Ахмад - хана отразило колебание формирующейся

ль ж , п ы п л ышл ы ё ых

ростовщиками и «презираемых» английскими властями мусульманских помещиков и сохранили с п л ю ь.

Некоторые прогрессивные учёные, многие индийские и пакистанские историки, которые л ь л щ - п л х гл С Ах - х , ю ,

п л лы С Ах - х э г п л г щ г л Р

Мохан Рая.

Но не следует забывать, что мировоззрение того или иного деятеля должно оцениваться в

, ж л л.

О щ - п л гл ы С Ах - х ыл ль г

п л г пы ыл ы л ж

её проблем. В осстание 1857 года потрясло его и вы вало в нем политическую р еакцию и пробудило п л . О л ышл ь п х п л х лю .

Р ль п л х ышл ы л л ыл «П ы И г

В », г п л ью п г л ю п л ы п л , л г ы ,

э кономические и военные под углом всех возможных смыслов. Фактически это книга была одной из первых его работ политического характера [8, с. 118].

Нужно отметить, что «Причины Индийского В осстания» и «В осстание Б ихор» - эти две работы Сайид Ахмад - хана, по существу, являются ценным вкладом в политическую литературу того периода. Они показывают острое чувство автора к историческим фактам и его ясное схватывание текущих политических проблем и тенденций.

На формирование политических идей Сайид Ахмад-хана также огромное влияние оказали л ющ ы.

1. Его понятие о том, что б ез освоения з наний и пр именения современной науки нельзя д остичь п г щ , ы п ё лю ю ж л ж .

2. Тяжёлое положение индийского нар ода после восстания 1857 года ещё раз уб ед ило реф ор матора, что пока люди не будут осваивать западную науку, они не смогут изб авиться от своей отсталости, невежества и инерции.

3. Т ак как индийцы не обладали достаточным опытом, организ ацией, дисциплиной, чтобы изменить существующую власть силой, то он был убеждён в чрезвычайной необходимости использ ования силы для того, чтобы возвратить политическую власть и пр естиж.

4. Для решения этих вопросов, по мнению Сайид Ахмад - хана, первой необходимостью является образ ование, чтобы достичь

п л ы, п п ж п ю

п л ю л ь п ж.

Именно анализ этих перечисленных факторов определил политическую роль Сайид Ахмад -хана в течение десятилетия, хотя имели место некоторые изменения впоследствии в его политическом подходе из - за его пр иобр етённого опыта. После войны Независимости 1857 года, которую британцы по ошибке вначале назвали бунтом, начались кровавые репрессии, и условия жизни мусульман подверглись радикальным изменениям. От положения правителей они были понижены до положения нищих (Хантер, 1876). Их ф еод альные влад ения были конф искованы, и они были лишены своих позиций лидеров и землевладельцев. Британцы были открыто

ж ы п ль ы ль ль п л х

п ль ы . Х ы л ь ль , ы ь

л ль , ы л ль х ых г .

Книга «Причины Индийского В осстания» была написана С айид Ахмад - ханом в 1858 году на языке урду, однако она была переведена и издана на английском языке в 1873 году. Переводчиками были сэр Колвин и сэр Грэм. В предисловии этой книги автор пишет: «Следующие страницы, хотя они напис аны в 1858 году, е щё не были из д аны. Я изд аю их те перь, по истече нии многих лет, так , ыл ы, г п шл , ы ь ь ё

мнение. Честное высказывание своих идей - все, чего тр ебует наше правительство, чтобы поз волить ему держать страну полным согласием её жителей, а не просто мечом» [9, С.8] Поистине, мудрые и муже стве нные сл ов а!

Хотя многие могут не согласиться с мнением С айид Ахмад - хана, изложенным в этой книге, она чрезвычайно ценна тем, что, во-первых, даёт возможность понять идеи и способ мышления реф ор матора, и, во-вторых, она написана одним из самых способных и лояльных мусульман Индии. Основные причины восстания, полагает сэр Сайид, везде одни и те же. Это неизменно следует из щ ющ п л , л , п ы п л х,

ы . Д г п л щ л ль

знати со стороны колониальных властей, у которых в середине XIX в. в массовом порядке отбир ались их владения, якобы под пр едлогом «дурного управления». Кр оме того, английскими л ыл щ ы п , ы ыпл л ь г ь п э ,

, . . п л ж , л гл х

пых ш г . Т ж ыл л ж ы л г л , ы п л ж л

х , п ль л ь г ы л п . А

п - ы ыл ль ы , , -п ых, л ж л , - ых ,

х л п ль ь ых л х п л И , ь К , А г

Ир ане. В осстание 1857 - 1859 годов (в британской историограф ии оно получило название « п г ») л ы ш ы л ль ы ы пл х л

период британского присутствия в Индии. Началом восстания послужили выступления в ль х п х х И . Д ж щ л ыл ы ы,

прежде всего крестьяне - общинники, но в руководстве главную роль играли ф еодалы [3, с.299].

Следует отметить, что до В осстания 1857 - 1859 гг. С айид Ахмад - хан ещё не созрел, чтобы ь л г ых щ ых л, ыл п - ль г

ж , л гл г п л г л И , , п л ш

п л .

В л ль п пы ь ы ль ы п л

англичан. Как заявляет Хафиз Малик: «Можно было сказать, что сэр Сайид во время испытаний 1857 г п л ль л ль ы л ж щ г п ль ,

трансф ор мировался в вер ного мусульманского националиста» [8, с. 119].

И э л ль ш п л ж л п гл ж

ы г э г п , ы п п л ь С Ах - х

С Дж л А г , ы л э С ж х гл . К

истинный патриот мусульманского Востока, С.Д. Афгани видел своей целью освобождение ль г , В л л , п , п щ , х

мифов, а также реформирование общественного строя. Мыслитель страстно желал, чтобы мусульманская культура поднялась на уровень, соответствующий новой эпохе и грядущему поколению, чтобы мусульмане и все восточные нации объединились. Вот почему его прозвали мудрецом ислама и Востока [10, с. 175].

Причину господства англичан в Индии Сайид Ахмад - хан объяснял кризисом в самом щ , л ль ы лы, г ы п ь гл .

От этого Индия не проиграла, а наоборот, «установление мира и спокойствия, прекращение грабежей и разбоя на дор огах, строительство новых дорог, обеспечение б ез опасности путешествий и торговли... прекращение кр овной вр ажды... - все это принесло выгоды, которых не было ни при одной из предыдущих форм правления» [13, с.140]

После посещения Англии в 1869 году С айид Ахмад - хан с ещё большими усилиями всячески пы л п ь п г ы щ ы лы ы гл л

л, ль л ы п п ё п ж ль

ю.

Непоколебимая политическая лояльность к англичанам в его глазах не являлась соглашением с ними, а была пр едпосылкой для обеспечения примир ения британцев с мусульманами. Его политику гл , , ж п ь ю х ь,

п л г ль э п . И ,

имперской В еликобританией было практической необходимостью для сэра Сайида Ахмада.

Его работа «Причины Индийского Восстания» показывает политически созидательную

ль ь э г ы л л . В этой работе наиболее полно отразились историческая концепция и общественно -политические взгляды Сайид Ахмад - хана первого периода его деятельности (до начала 60 - х год ов). Цель этого исследования была направлена на примир ение верхушки мусульманской общины . Сэ С л ш ь ( ль п ш ) ы ль ,

ль х ш ж ь п гл И . О п

была связана с позицией мусульманской верхушки, которая скорбела о потере старого мира. О п ль , ль , п ю С Ах -

х , ыл п х х п л ых г ых ж х. «О

п ль , ль , - п л , - ыл г

прогресса в занимании индийцами различных государственных постов» [8, с. 121].

С ль лл г ьё ль ы ы л ж ы

п л гл , ы л п ь ю п л ш

, , ш г х ль ых ы И .

В «П ы И г » С Ах - х л льш

гл л г п л . П л ющ льш ,

ы л ль, х л г п л ж ю п л

ш ль л г ы ы ы , . . л г ю ю.

Здесь также отмечаются тяжелые последствия аграрной политики английских правителей для индийского крестьянства.

Несколько страниц этой книги посвящено обсуждению вопр оса о богатстве Англии и нищете Индии, который был в центре внимания индийских буржуазных историков, экономистов и п л х л п л XIX .

Сэ С п л О - И п , , п г л , « л ь

погасить свою з адолженность за счёт Индии, в р езультате чего страна стала нищей» [4, с.60].

Таким обр азом, мы видим, что в некоторых отдельных вопросах высказ ывания Сайид Ахмад -х ж л щ ль . Н э г ы ы п х л п

п г ы лью ж , гл ыл

главной причиной восстания 1857 - 1859 гг.

л п С Ах - х л

ш х И З ль ых С х. О г л

индийской верхушки в управлении страной и выступал за самые умеренные формы буржуазного правления. «Участие нар ода в управлении целесообраз но и необходимо для правительства и именно неучастие народа в управлении было основной причиной восстания» [4, с. 60].

Под пр ед ставительством нар ода С айид Ахмад - хан понимал представительство имущих слоёв индийского общества. Книга «Причины индийского Восстания» стала чрезвычайно популярна во

п л XIX ыл п ж п пы э

С п ь, п , ль . В ж л , С

Ахмад - ханом - «The Loyal Muhammadans Indian» («Лояльные Мусульмане Индии») были п л ы ль , ы п ж л 1857 г п ль .

К , э ж л ыг л г ю ль ьш п ль ых

представлений, которые британцы и мусульмане питали друг против друга [13, с. 141].

Призывая правительство уважать чувства народа, он также напоминает людям об их обязанностях. В своей речи, произ несённой в Алигархе 10 мая 1866 года, он сказал: «Можете вы ж ь, П л ь В ш л , г п ы

ы п ь п л ых п ль ... Н г л ш ыл ы л И

и её народа, чтобы высказать своё мнение открыто и честно относительно правосудия или других действий пр авительства» [9, С. 66].

Пр одуманные в шир оком аспекте условий, преобладавших тогд а в стране, такие идеи кажутся ль п г ы , п лю ы .

В осстание 1857 года было общим делом (мусульман и индусов), но в пер иод его подавления ль п л , п п л п л , п л ль .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В э л ь ы ль ж Д л

п . К , э п ю ш л х , ж г , гл п л ь

сцене, и они управляли самим Дели, а Ранджит Сингх правил в Пенджабе. Господство Моголов л ь С И г ш ль гл , ж п л ь юг .

Император, который восседал на делийском троне, хотя он превратился в подчинённого сначала

х , п гл , ё щё л л л л . И

оз начал также и крушение этого символа. Народ медленно оправлялся от ужасов дней восстания, хотя разрыв с пр ошлым принёс сомнение и замешательство, и потерю веры в себя. В осстание 1857 год а было также од ним из повор отных моментов в жиз ни С айид Ахмад - хана. Он явно утвердился х г , ль п л гл г ы ых ,

л щ п ж ь ю ль ю п л ю ь,

С И . П л ль лг л л ь ы п .

А гл п ль ль г л х, ж льш п , , э

репрессии особенно остр о коснулись тех слоёв мусульман, из которых мог бы выд винуться новый средний класс, т.е. буржуазия. Они были крайне подавлены, резко настроены против англичан, но ж ы, г л п г , ж л г

порядка. Постепенно, и после многочисленных споров и трудностей, сэр Сайид смог убедить их ь гл ю г л Ал г х лл ж.

В 1857 году во время Индийского восстания Северная Инд ия понесла огромные потери -л э , ль л п ль , льш

своём населявшим именно эти терр итории. Сэр Сайид пишет: «После В осстания 1857 года меня г л г ж г , п щ , г л ё

огромное горе людей» [6.].

Сэ С Ах - х г ы ль ы л л л

лидер ов восстания з а его неподготовленность и расценил его как путь к пор ажению индостанского ль г щ . С ю г «П ы И г », п ы

ль л ж ш х ль х, п л А гл ю. Т ыл п

ль г , , х л ль ё шл ь,

менее автор был пр изнан лояльным британской политике [6]. Английская политика в отношении ль ы г ы п п л ь л л ь л л г п . Э

ыл , п щ , ы п л п п л , ю

п л ль п л гл п ль . В ё ж э С ыг л э ж ю

ль. О ыл ж ё , ж п ь ль ль п ё гл

л . Вы ль ь э С ль л ж ы л И , ы ш

п ь - И г - И К ж ль п л: «В э С г

кропотливые усилия для удовлетворения требований сложных времён заслуживают высокой оценки. Темная эпоха 1857 года была действительно безнадёжной, и только такие люд и, как Раджа Мохан Рай и сэр Сайид, смогли проникнуть сквоз ь свою густую вуаль, чтобы представить судьбы Нации. Они справедливо полагали, что прошлое имеет свои достоинства, и его наследие ценно, но это было будущее, с которым общество было призвано справиться. Я выражаю своё почтение сэру С айиду з а его поведение и мужество, которые преод олели все препятствия, как от друз ей, так и от вр агов » [15.].

В 1878 году Лорд Литтон, вице - кор оль Индии, назначил Сайид Ахмад - хана членом Законодательного Совета при вице - короле. В книге «Столпы индийской Империи», изданной в И , г п л э С ю э х лп , ё г ю

л З ль г С : «И л ш г , ы л л л Л л п ж

ых ых п ль ы ж , х л

ы л п л ж , э г п ё г л ль

(т.е. Сайид Ахмад - хана) в Законодательный Совет» [2, с .135].

Индуисты и мусульмане од инаково почитали это за честь и, естественно, были вознагр аждены его честным, самоотверженным, благор одным трудом во время его службы.

В льш С , гл г ы , п л

хорошие, вполне техничные речи. О б одной из таких речей сам лорд Литтон отметил, что д авно не слушал такой хор ошо поставленной речи. Сэр С айид был дважды избран в Законодательный С овет в течение срока пребывания двух наместников Короля. Следует особо подчеркнуть, что честность была одной из особенностей его государственной службы. Алтаф Хусейн, близ кий друг и биограф э С , ль ы ы х г , п л,

л ёж , х п ь ы п г л ж ы, ы

л ь С Ах - х п , , л ль л г , . .

э ы, ы ы л ль л л ль п г л ж ы, ж ыл

присущи ему в течение всей его жиз ни [2, с.136].

В г п ы лж л п щ г

л г . В х ы пл х С п л ы л ль ю

л г . И л г С Ах - х ы г , С

принял решение сделать одну треть участников назначенными и две трети - избр анными, тогда как С л , ы ыл ы п ё ы .

Деятельность реформатора в Совете характеризовалась глубоким и подлинным беспокойством о л г х , ы, ж л х ы.

Президент Индийской Ассоциации Лахора Даял Сингх, обращаясь к Сайид Ахмад - хану, писал: «Ваша очень полезная карьера в Законодательном Совете, Ваше мужественное и преданное п л ль ых В ш ль ш , л ж ю г

ёпл г ш ш х ».

Д ль ь п л , ы л л п л С щё п ж

его искр еннее и серьёзное желание служить своей стране. В 1887 г. Сайид Ахмад - хан был назначен л К ль г л ж . В э лж л л

закона о Государственной службе, посредством которого индийцы могли бы подняться до самых ы х лж , ы К п л г л ж ы

Англии. Что же касается политических идей Сайид Ахмад - хана в этот период, то они были обусловлены повышением активности панисламистского движения С.Д. Афгани в мусульманском ж И г Н ль г К г И .

С Ах - х п л ью г л ю л п л С.Д. А г ,

считая такой подход непродуманным и нецелесообразным. Он также твёрдо отвергал требование Султана Турции Абдул Хамида II стать Халифом мусульманского Востока. Кроме того, быть п ы ж п л , л ы л ль, г ыл ж ы , х

п л И . Сл ь, п С Ах - х

концепции панисламистского движения нашла р ез кое осуждение со стороны Сайид Джамалуддина А г .

В 1885 году был основан Индийский Национальный Конгресс и вначале отношение британцев к его организации было довольно «снисходительным». Они отмечали, что создание Конгресса, ы г ы ь «п х ль ы л п », ыл лю х .

К г л , п л С Ах - х

ф орме, и позже он выступал в качестве одного из его критиков.

Политические идеи Сайид Ахмад - хана были противоположным полюсом многим изменениям, пр едложенным Конгрессом.

Напр имер, его аргументы за эти изменения были:

1. С щ х л п х х п - э ы ь

, г ы лю ь , ж щ . В И г , ,

л ль , лю п ж х п л г л ы

исключительное принижение других;

2. Введение конкурса в Индии, как того требовал Индийский Национальный Конгресс, л ы п п л ых щ л п ы щ .

О л, п л х п ыл п ж ы гл ь

ж п л п , . . г ль ы ыл ,

, п ы, гл ы п л ь ю п л ю л ь.

Насилие в данном случае, отмечает публицист, будет преобладать, мир и взаимопонимание

ы. П э г ль л , ы л

всю свою энергию на образовании и стремились достичь уровня других сообществ в изучении , ль ы л ы. Был п лё ы л ы, Р ж Бх г ,

которые разд еляли представления С айид Ахмад - хана и выступали пр огив Конгресса.

Оппозиция Сайид Ахмад - хана Конгрессу была основана на его личной оценке ситуации. Он всегда поддерживал индуистско - мусульманское единство и гармонию и был за благосостояние всех индийцев. «Братья, мусульмане и индуисты, - обращается он к ним, - Вы живёте в одной стране, которая наз ывается Инд остан, вы в се живёте на одной з емле и населяете одну и ту же землю. Вы не з абывайте, что слова «индуист» и « мусульманин» пр ед наз начены только для религиозного различия и все люд и, и индусы, и мусульмане, и даже хр истиане, которые пр оживают на этой з емле, являются принадлежащими одной и той же стране. Тогда все эти разные народы и племена в совокупности могут быть описаны как одна страна, когда они объединяются для пользы данной страны, которая характерна для всех» [5, с. 160-161].

В 1888 году С айид Ахмад - хан сф ор мировал Объед инённую Индийскую Патр иотическую Ассоциацию, цель которой состояла в том, чтобы издать неб ольшую книгу на английском языке и п ь л г П л п л х ль ,

которые не соглашались с Конгрессом и его политикой. Это была объединённая организация ль .

После терпеливого и осторожного исследования ситуации Сайид Ахмад - хан решил сконцентр ировать всё своё внимание вновь на проблемах обр азования населения.

Сл п ь, г г п х ж э

ы ющ п ль, , щ ы ль г ы п л щ

ых , п х , ю щ

ж .

С айид Ахмад - хан - видная ф игура своего вр емени. Здесь было бы вполне уместно вспомнить слова Г.В. Плеханова, который в своей р аботе «К вопр осу о роли личности в истории» писал: «В л л л , г л ы п ю ль ю

ю л ы , , г ь , л ющ г

наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего вр емени, возникшим под влиянием общих и особенных причин» [12, С. 233].

Воистину справедливы слова и другого видного деятеля и политика Индии Афз ала Усмани, который напис ал об это й в елико й лич ности: «В этот мир пр ишл и лю д и д вух типов - од ни, которые работают, чтобы жить, а другие, кто живёт, чтобы работать. Сэр Сайид жил, чтобы работать» [16.].

ЛИТЕРАТУРА

1. Абу Рейя, Махмуд. С.Д Афгани / Махмуд Абу Рейя [Серия «Корифей арабской мысли»]. - №29. - С. 58.

2. Алтаф Хусейн, Хали Хаят-е джавид / Хали Алтаф Хусейн. - Алигарх, 2008. - 557 с.

3. Антонова, К.А. История Индии /К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский [Краткий очерк]. - Москва, 1973. -558 .

4. Ахмад-хан, Сайид. Асбаб-и багават-и хинд (Причины индийского восстания) /Сайид Ахмад-хан. - Дели, 1859. - 92 с .

5. Ахмад-хан, Сайид. Такрири макалат /Сайид Ахмад-хан, Лахор, 1963. - С. 160-161.

6. Баканова, М.В. Исламский реформатор Индии сэр Сайид Ахмад-хан / М.В.Баканова// «Самиздат». - 8 декабря 2013.

7. Большая советская энциклопедия. Третье издание. Т.22 - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1975. - С. 498.

8. Гордон-Полонская, Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (Критика «мусульманского национализма») / Л.Р. Гордон - Полонская. - М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 326 с.

9. Gram, G.F. The life and work of Syed Ahmad Khan / G.F. Gram. - London, 1909. - p. 8.

10. Keddi, Nekki. An Islamic Response to imperialist, Political and Religions Writing of Sayyid Jamal ad - Din al - Afgani /Nekki Keddi. - Los Angeles: USLA, 1968. - 212 p.

11. Новая история Индии [Отв. ред. Антонова К. А., Гольдберг Н.М, Осипов А.И.]. - Москва, 1961. - 835 с.

12. Плеханов, Г.В. Избранные филосо фские произведения / Г.В. Плеханов. - Т.2. - М., 1956. - С. 233.

13. Сэр Сайид Ахмад-хан и формировании Идентично сти индийских мусульман через Образо вание [Обзор Истории и Политологии]. - Изд. Американским Научно - исследовательским институтом стратегического развития - июнь 2014. -Изд. 2. - № 2. - С. 131 -148.

14. Ширвани, Х.К. Индийская Ассоциация Политологии / Х.К. Ширвани. - 1952. - С. 3.

15. URL: https// translate. Google user content. com http:// aligarhmovement. com

16. URL: https// translate. Google user content. com http:// aligarhmovement. com.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ ВИДНОГО ПУБЛИЦИСТА ИНДИИ САЙИД АХМАД-ХАНА

В данной статье рассматриваются общественно - политические взгляды Сайид Ахмад - хана, их формирование и развитие. Цель статьи Анализируя этот вопрос, автор статьи в основном опиралась на политический труд Сайид Ахмад - хана «Причины Индийского Восстания». Общественно - политические взгляды Сайид Ахмад - хана были результатом его политического опыта и были основаны на реалистической оценке современной индийской жизни и её проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восстание 1857 года потрясло его и вызвало в нем политическую реакцию и пробудило политический интерес. Он начал размышлять о причинах и последствиях восстаний и революций. Результатом политических размышлений мыслителя была работа «Причины Индийского Восстания», где он полностью подверг исследованию проблемы политические, религиозные, экономические и военные под углом всех возможных смыслов. Его работа «Причины Индийского Восстания» показывает политически созидательную индивидуальность этого мыслителя. В этой работе наиболее полно отразились историческая концепция и общественно - политические взгляды Сайид Ахмад - хана первого периода его деятельности (до начала 60 - х годов). Цель этого исследования была направлена на примирение верхушки мусульманской общины с британцами. Сэр Сайид стремился внушить (и довольно небезуспешно) мысль о том, что мусульманская верхушка может стать верной опорой англичан в Индии. Оценка причин восстания была связана с позицией мусульманской верхушки, которая скорбела о потере старого мира. Фактически эта книга была не только первой работой политического характера, но и первой политической книгой написанной индийцем.

Ключевые слова: Сайид Ахмад - хан, Индия, менталитет, политика, публицистика, Индийский Национальный Конгресс, «Причины Индийского Восстания», Законодательный Совет, мусульмане Северной Индии, британцы.

^УВВИЯТИ ИЧТИМОЙ-СИЁСИИ ПУБЛИТСИСТИ МАШ^УРИ ХДНДУСТОН САЙИД АДМАДХОН

Дар мацолаи мазкур ацидауои ицтимои-сиёсии Сайид Лумадхон ва ташаккулу рушди онуо барраси мешавад.

Мацсади мацола: Муаллифи мацола дар таулили ин масъала, хусусан ба осори сиёсии Сайид Лумадхон «Сабабуои шуриши Хинд» такя кардааст. Лцидщои ицтимои-сиёсии Сайид Лумадхон натщаи тацрибаи сиёсии у буда, ба арзёбии воцеъбинонаи зиндагии муосири Хиндустон ва мушкилоти он асос ёфтаанд. Шуриши соли 1857 уро ба изтироб оварда, дар у вокуниш ва таваццууи сиёсиро ба вуцуд овард. У дар бораи сабабу оцибатуои шуришуо ва инцилоб^о ба андеша даромад. Натицаи мулоуизахои сиёсии мутафаккир асари «Сабабуои шуриши Хиндустон» гардид, ки дар он у мушкилоти сиёси, мазуаби, ицтисоди ва низомиро бо тамоми маъноуои имконпазир комилан ба назар гирифтааст. Асари у «Сабабуои шуриши Хинд» шахсияти созандаи сиёсии ин мутафаккирро нишон медщад. Ин асар консепсияи таърихи ва дидгоззои ицтимоию сиёсии Сайид Лумадхон, давраи аввали фаъолияти уро (то ибтидои солуои 60-ум) пурра инъикос мекунад.

Хадафи ин тадцицот ба ошти овардани цомеаи болоии мусулмонон бо бритонщо нигаронида шуда буд. Сайид Лумадхон кушиш карда, ки ацидаеро, ки элитаи мусулмонон метавонад ба як пуштибони содици бритонщо дар Хиндустон табдил ёбад, (ва хеле бомуваффацият) талцин кунад. Лрзёбии сабабуои шуриши бо мавцеи элитаи мусалмонон алоцаманд буд, ки барои аз даст додани дунёи цадима гамгин буданд. Дарвоцеъ, ин китоб на тануо аввалин асари дорои хусусияти сиёсидошата буд, балки аввалин китоби сиёсие ба шумор мерафт, ки аз чониби уинду навишта шуда буд.

Калидвожахр: Сайид Лумадхон, Хиндустон, уувият, сиёсат, публитсистика, Конгресси Миллии Хиндустон, «Сабабуои шуриши Хинд», Шурои цонунгузори, мусалмонони Хиндустони Шимоли, бритонщо.

SOCIAL AND POLITICAL MENTALITY OF THE EMINENT PUBLICIST OF INDIA SAYID AHMAD-KHAN

This article examines the social and political views of Sayyid Ahmad - khan, their formation and development. Analyzing this issue, the author of the article mainly relied on the political work of Sayyid Ahmad - khan «Causes of the Indian Uprising».

Purpose of the article: The social and political views of Sayyid Ahmad Khan were the result of his political experience and were based on a realistic assessment of modern Indian life and its problems. The uprising of 1857 shocked him and sparked a political reaction in him and aroused political interest. He began to reflect on the causes and consequences of uprisings and revolutions. According to the result of the stady: political reflections of the thinker was the work «Causes of the Indian Rebellion», where he completely examined the problem of political, religious, economic and military from the angle of all possible meanings. His work «Causes of the Indian Rebellion» shows the politically creative personality of this thinker. This work most fully reflected the historical concept and socio-political views of Sayyid Ahmad - khan of the first period of his activity (up to the beginning of the 60s). The purpose of this study was aimed at reconciling the top of the Muslim community with the British. Sir Sayyid tried to instill (and quite successfully) the idea that the Muslim elite could become a loyal support for the British in India. The assessment of the reasons for the uprising was associated with the position of the Muslim elite, which grieved over the loss of the old world. In fact, this

book was not only the first work ofa political nature, but also the first political book written by an Indian.

Key words: Sayyid Ahmad - khan, India, mentality, politics, journalism, Indian National Congress, «Causes of the Indian Rebellion», Legislative Council, Muslims of North India, British. Сведения об авторе:

Гоибова Фируза Махмадовна - кандидат филологических наук, ассистент кафедры иностранных языков, факультета журналистики Таджикский национальный Университет, Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17. E-mail: Gaibova firuzaalisi.. ru. Тел: (+992) 934044447. Маълумот дар боари муаллиф:

Гоибова Фируза Махмадовна - номзади илщои филология, ассистенти кафедраи забонцои хорщии, факултети журналистика Донишгощ миллии Тоцикистон, Сурога: 734025, Цумуурии Тоцикистон, ш. Душанбе, хиёбони Рудаки, 17. E-mail: Gaibova__ firuza alisL ru. Тел: (+992) 934044447. About the author:

Goibova Firuza Mahmadovna - candidate of Philology science, assistant Department of foreign languages of the faculty of journalism Tajik National University, Address 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17. E-mail: Gaibova fruza(@,list.ru. Phone: (+992) 934044447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.