Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ САЙИД АХМАД-ХАНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ МУСУЛЬМАН В ИНДИИ'

КОНЦЕПЦИЯ САЙИД АХМАД-ХАНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ МУСУЛЬМАН В ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / МЫСЛИТЕЛЬ / РЕФОРМАТОР / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ЖЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гоибова Фируза Махмадовна

В этой статье рассматривается концепция Сайид Ахмад -хана об образовании мусульман в Индии. Его талант и деятельность в области науки и просвещения сыграли главную роль в духовном возрождении мусульман Индии. Сайид Ахмад -хан, который был глубоко обеспокоен социокультурным и экономическим спадом мусульманского сообщества после поражения восстания 1857 года, понял насущную необходимость пробудить от душевной и умственной спячки мусульманское сообщество и составить план его модернизации. В образовательной концепции Сайид Ахмад -хана наряду с образованием мужчин также делается акцент на женское образование. Осознавая неотложность женского образования, сэр Сайид считал, что образование и профессиональная подготовка женщин являются основной потребностью в прогрессе человека и в целом в направлении прогресса нации. Сайид Ахмад -хан был одним из первых, кто начал образовательное движение среди мусульман и сделал особый акцент на женское образование в Индии. В 1896 году, по инициативе сэра Сайида, был организован образовательный отдел женщин при Мусульманской Образовательной Конференции и сформировалось женское образовательное движение. Чуть позже, в 1905 году, была открыта школа для девочек и затем в 1930 году, она приобрела статус женского колледжа при Алигархском Университете. Сэр Сайид Ахмад-хан твердо придерживался мнения о том, что образование женщин будет иметь положительную цепную реакцию воздействия на индийское общество, и что если женщины будут образованными, то все общество тоже будет образованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION OF SAYED AHMAD KHAN ABOUT THE EDUCATION OF MUSLIMS IN INDIA

This article focuses on the conception of Sayed Ahmad Khan about the education of Muslims in India. His talent and activities in the field of science and education played a major role in the revival of Muslims in India. Sayed Ahmad Khan, who was deeply concerned with the socio-cultural and economic decline of the Muslim community after the 1857 war, realized the necessity of the inventing plan on modernization and also reviving the comatose Muslim community. In his educational concept, Sayed Ahmad Khan emphasized the female education along with the education of men. Aware of the urgency of female education, Sir Sayed believed that the education and training of women is a core of human progress and, in general, the progress of the nation. Sayed Ahmad Khan was one of the first who began an educational movement among Muslims and put a special emphasis on female education in India. In 1896, with Sir Sayed’s initiative the educational department of women was organized under the Muslim Educational Conference and formed women educational movement. Later, in 1905 year was opened school for girls, then in 1930, it acquired the status of the Female College of Aligarh University. Sir Sayed Ahmad Khan was in the opinion that women's education would have a positive chain reaction to Indian society and if women would be educated, the whole society will be also educated.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ САЙИД АХМАД-ХАНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ МУСУЛЬМАН В ИНДИИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. К вопросу о переводе слов-реалий/ /Вопросы английской филологии и методика преп.англ.яз./. Ростов на Дону.-1972 г.Вып№2. с.56-77.

2. 2..Крупнов В.Н. В творческой лаборатории переводчика.: очерки по профес сиональному переводу.-М.: «Междунар. отношениям», 1976.-190 с.

3. ЗКрупнов В.Н. Курс перевода. Английский язык: обшест. полит,лексика /Под ред. Л.С.Бархударова. -М.: Междунар. отношения, 1979.-231 с.

4. 4.Кунин A.B. Перевод образных ФЕ в англо русском фразеологическом словаре. Методич. сб. переводческ. фак. МГПИИЯ им. М.Тореза. -М., 1969. -197 с.

5. 5.Латышев Л.К. Перевод: проблемы теории практики и методики преподавания. М.: Просвещение, 1988.-190 с.

зарождение и развитие таджикской детской литературы

В данной статье рассматривается то, что к творчеству таджикских детских поэтов и писателей обращаются многие русские писатели, поэты, переводчики и деятели русской культуры. Многие талантливые мастера художественного слова России в своей повседневной деятельности часто обращались к мировой культуре, в том числе к таджикско-персидской литературе.

Также указанно теоретические выводы и практические разработки содержания художественного перевода таджикской детской поэзии. В статье исследуется проблемы воспроизведения художественных особенностей, и своеобразия таджикской детской поэзии в русской интерпретации рассматриваются в соответствии с последовательно разработанными принципами и критериями теории и практики художественного перевода.

Ключевые слова: ученый, переводчик, развитие, писатели, словари, основоположник, детская литература.

origin and development of tajik children's literature

This article discusses the fact that many Russian writers, poets, translators and figures of Russian culture appeal to the work of Tajik children's poets and writers. Many talented masters of the artistic word of Russia in their daily activities often turned to world culture, including Tajik-Persian literature. The theoretical conclusions andpractical development of the content of the literary translation of Tajik children's poetry are also indicated, the article explores the problems of reproducing artistic features, and the peculiarities of Tajik children's poetry in the Russian interpretation are considered in accordance with the successively developedprinciples and criteria of the theory andpractice of literary translation.

Keywords: scientist, translator, development, writers, dictionaries, founder, children's literature.

Сведение об авторах:

Исломова Джамила -старший преподаватель кафедры русской и мировой литературы Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни.

Нозимов А.А. — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедры языков гуманитарных дисциплин НИТУ МИСиС в городе Душанбе.

About the authors:

Islomova Jamila -Senior Lecturer, Department of Russian and World Literature, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini.

Nozimov A.A.-doctor of philology, professor, Head of the Department of Languages of Humanitarian Disciplines of NUST «MISiS in Dushanbe.

удк: 070. 1 (575. 3)

концепция сайид ахмад-хана об образовании мусульман в индии

Гоибова Ф.М.

Таджикский национальный университет

«Избавьтесь от старых и бесполезных ритуалов. Эти ритуалы препятствуют человеческому прогрессу» (Сэр Сайид) Сэр Сайид Ахмад-хан был одним из самых видных мусульманских мыслителей, просветителей, реформаторов и государственных деятелей, которых когда либо производил Индостан. Он является одним из самых влиятельных мыслителей XIX века, который оставил неизгладимый отпечаток на траекториях ислама и его отношениях с Западом. По праву можно считать, что его жизнь была одной длинной сагой служения и самопожертвования. Его

талант, любовь к исламу и тяжелой работе сыграли главную роль в возрождении мусульман в Индии. По утверждению Махатмы Ганди, сэр Сайид был пророком образования [2, с.151].

Сэр Сайид родился в аристократической семье в Дели, столице Империи Великих Моголов, в то время когда региональные восстания и британский колониализм резко уменьшили значение и власть верховного правителя могольского государства, низведя его, как монарха, до уровня номинального главы. Сэр Сайид получил образование, традиционное для мусульманского дворянства в Дели. Был обучен персидскому, арабскому языку и урду. Изучал математику, астрономию, историю и Исламскую юриспруденцию. Сайид Ахмад-хан начал свою карьеру как скромный судебный чиновник в английской Ост-Индской компании. Позже он занимал различные важные посты в судебных инстанциях в Индии [1, с. 11-15].

По единогласному мнению, многих ученых-историков XIX века, условия жизни мусульман Индостана резко ухудшились, особенно после поражения мощного народного восстания в 1857 году. На самом деле, в связи с этим восстанием, британское Колониальное правительство решило обвинить в его организации индийских мусульман, поскольку они захватили власть именно у них и полагали, что мусульмане были единственной угрозой их власти. «Если бы не сэр Сайид, у мусульман Субконтинента, возможно, была бы очень тёмная история, но он дал им правильное направление в нужное время» [7, с.3-4].

Существенные особенности политического, образовательного и религиозного вклада Сайид Ахмад-хана можно охарактеризовать следующим образом:

1. В 1863 году сэр Сайид основал Научное Общество, целью которого был перевод английских книг на язык урду.

2. Во время своего пребывания в Алигархе [1] он выпустил бюллетень под названием «Aligarh Institute Gazette» («Алигархская Институтская Газета»).

3. В 1869 году Сайид Ахмад-хан посетил Англию, где изучал систему европейского образования.

4. В 1870 году он выпустил свой известный журнал, названный «Тахзиб-ул-Ахлок», который положил начало журналистике на языке урду.

В мае 1875 году Сайид Ахмад-хан основал мусульманскую англо -восточную среднюю школу в Алигархе. Два года спустя, в 1877 году, эта школа была поднята до статуса колледжа лордом Литтоном -британским Наместником королевы в Индии. И в 1921 году данный колледж получил статус Алигархского Университета. Это место объединения молодёжи в единую команду сыграло значительную роль в укреплении духа исламского национализма среди мусульманских студентов. Позже эти студенты стали факелоносцами движения за свободу в Индо -Пакистане.

С целью продвижения образовательной системы среди 70 миллионов индийских мусульман сэр Сайид в 1886 году основал Мусульманскую Образовательную Конференцию, которая проводила свои встречи в разных местах, чтобы обеспечить форум для обсуждения проблем, которые затрагивали мусульман в целом.

Основные цели данной конференции:

1. Прилагать все усилия, чтобы распространить среди мусульман западное образование в более высоком стандарте.

2. Исследовать состояние религиозного образования в английских школах для мусульман и улучшить методику их преподавания.

3. Исследовать состояние образования в местных начальных школах и предпринять шаги для устранения их текущего состояния упадка и направить их на путь прогресса.

Мусульманская Образовательная Конференция проводила свои годовые собрания в разных городах, и в сотрудничестве с местными мусульманами были сделаны первые шаги в процессе продвижения образования.

В образовательной концепции Сайид Ахмад-хана наряду с образованием мужчин также делается акцент на женское образование.

Сэр Сайид был согласен с идеей о том, что женское образование и профессиональная подготовка являются основной потребностью в прогрессе человека и в целом в направлении прогресса нации. Целью женского образования, считал мыслитель, должно быть нравственное воспитание, чтобы вывести их из темноты и невежества.

Следует отметить, что организованное женское образование в Индии началось со второго десятилетия XIX века. Христианские миссионеры были первопроходцами этого движения, но при

этом они не достигли необходимых результатов, так как многие нехристианские страны проводили дискриминацию в области образования среди женщин. Например, мусульманские родители не отправляли своих дочерей в школу, а богатые родители обеспечивали их образование на дому. Отсутствие женщин -учителей было также одним из основных препятствий на пути женского образования. Образованные женщины в древней Индии преимущественно принадлежали или к королевским семьям, или к касте браминов.

У сэра Сайида вызывали восхищение образованные и культурные дамы Запада. Во время его поездки в Европу, на корабле, он встретил мисс Мэри Карпентер, которая проделала большую работу по развитию женского образования в Индии, вёл с ней долгие беседы и наслаждался обществом этой образованной женщины.

Нужно особо подчеркнуть, что Сайид Ахмад-хан поддерживал традиционный вид образования, ориентированный на религию.

Сайид Ахмад-хан был первым человекам, который начал образовательное движение среди мусульман и сделал особый акцент на женское образование в Индии. И это движение было известно как Алигархское движение.

После создания мусульманского колледжа в Алигархе, Сайид Ахмад-хан и его партнеры по Алигархскому Движению начали усиленно пропагандировать необходимость женского образования. В 1896 году в Алигархе состоялась ежегодная закрытая сессия Мусульманской Образовательной Конференции и на ней было решено организовать образовательный отдел женщин при Мусульманской Образовательной Конференции. Министром -основателем этого отдела был назначен судья Карамат Хусейн, а Наваб Мохсин-ул Мулка, Хаджи Исмаил хана и Сахабад Афтаб Ахмад хана попросили оказать помощь судье Карамат Хусейну.

Спустя два года на сессии Мусульманской Образовательной Конференции, которая состоялась в Лахоре, было основано отдельное министерство женского образования, и Сахабад Афтаб Ахмад хан был избран его секретарем. Этот факт, конечно, вызвал гнев консервативных мусульман, но преданная этому движению команда во главе с Джейнэб Аммидом Али, Хаджи Исмаил Ханом и Гулам-ус-Сакленом написала ряд писем и статей в «Алигархскую институтскую газету» и другие журналы, чтобы защитить решение Мусульманской Образовательной Конференции по женскому образовательному движению.

В 1899 году на ежегодной сессии Мусульманской Образовательной Конференции, состоявшейся в городе Калькутте под председательством судьи Амира Али, было принято решение о создании женского медресе в столице каждой провинции.

Фактическое лидерство в области образования женщин взял на себя д-р Шейх Мухаммад Абдулла (1874-1965). На сессии Мусульманской Образовательной Конференции, состоявшейся в 1902 году в Дели под руководством его высочества сэра Н.Н. Ага Хана, молодой шейх Абдулла был назначен секретарем для изучения женского образовательного проекта, и было принято решение как можно быстрее активизировать осуществление данного проекта. Таким образом, под руководством шейха Абдуллы сформировалось женское образовательное движение, которое сыграло довольно важную роль в процессе будущего образования женщин в Индии. Был опубликован ряд статей в поддержку образования женщин в различных журналах, например был опубликован специальный выпуск журнала «Aligarh Monthly» («Алигархский ежемесячник»), посвященный женской теме. Авторами статей, касающихся образования женщин и их проблем, были Сайид Гулам Ниеранг, Маулана Абдул Калам Азад, Маулави Мухаммед Ахтар и др.

В 1903 году, во время очередной ежегодной сессии Мусульманской Образовательной Конференции, которая проходила в Бомбее, впервые на ней присутствовали и женщины, правда, из-за занавеса.

В Алигархе в 1905 году на сессии Мусульманской Образовательной Конференции Бегум Захра Файзия и президент сессии Мухаммад Хусейн предложили резолюцию об открытии школы для девочек, естественно, в соответствии с исламской традицией, при этом с обучением современным наукам и занятиями спортом, которая тут же получила свое утверждение. Это идея непосредственно принадлежала шейху Абдулле. Шейху Абдулле также принадлежит заслуга учреждения Женской Образовательной Ассоциации и организации встреч её членов с населением различных частей страны для обсуждения вопросов, связанных с образованием.

Её высочество Султан Джахан Бегум -правитель Бхопала являлась преданным покровителем образования индийских мусульман и позже стала канцлером АМУ (Алигархский Мусульманский

Университет), была одной из первых, кто финансово поддержал данное начинание, и согласилась предоставить первоначальный грант в размере ста рупий в месяц для женского медресе. Шейх Абдулла первоначально открыл крошечную школу для девочек (школа Алигарх), где было зарегистрировано всего шесть девочек. По праву осознавая практические трудности, с которыми сталкиваются женщины при посещении школы, д-р Абдулла начал организацию интерната для девочек. И когда общежитие было открыто, в школу было зачислено уже девять учащихся. С течением времени, по мере повышения информированности женщин об образовании, росло и число учащихся в медресе, и в 1906 году в данном медресе обучались уже 100 девушек.

7 ноября 1911 года леди Н.Н. Портер, жена Лейтенант -губернатора Объединённой области, заложила закладной камень в основание школьного здания. Школа и здание хостела (общежития) были введены в строй через три года, а чуть позже Бегум Султан Джаханом был заложен камень для строительства другого хостела, известного под названием «хостел Султания».

Студентка Ханифа Бегум была одной из успешных, которая заняла первое место в учебе и которой впервые была присуждена стипендия. В 1919 году первые выпускницы этой школы были зачислены в Университет. Бегум Султан Джахан, канцлер Алигархского Мусульманского Университета, была главной гостьей, и выступая перед выпускницами школы 1922 года, особо подчеркнула важность и потребность женского образования и попросила руководство АМУ принять эту школу за образец для подражания в области женского образования.

По рекомендации д-ра Зиауддин Ахмада данная школа для девочек в 1930 году приобрела статус женского колледжа и стала неотъемлемой частью Мусульманского Алигархского Университета. Руководителем Женского колледжа была назначена Бегум Хатун Джахан, дочь Шейха Абдуллы, которая только что возвратилась из Англии после завершения своего образования. Впервые в Женском колледже в 1935 году состоялась церемония вручения дипломов степени бакалавра гуманитарных наук. При поддержке правительства были построены новые хостелы и ряд научных лабораторий. Другая дочь шейха Абдуллы Мумтаз Джахан в 1937 году была назначена Руководителем Колледжа, и в течение более 30 лет она служила в этой должности.

Здесь вполне уместно было бы отметить ряд знаменитых выпускниц женского колледжа, которые внесли свой огромный вклад в их соответствующей профессии. Бегум Хатун Джахан, г-жа Мумтаз Джахан Хайдар, Хуршед Джахан -дочери шейха Абдуллы были среди первых выпускниц этого колледжа. Позже к ним присоединились доктор Сальма Сиддики -продуктивный автор художественной литературы и дочь профессора Рашида Ахмада Сиддики, известная писательница г-жа Кузум Ансал, Зарина Хашим -талантливая актриса Пакистана, Бегум Абида Ахмад, жена г-на Фахриддина Али Ахмада -президента Индии, г -жа Сальма Ансари -жена нынешнего вице-президента Индии, г-на Хамида Ансари, доктор Кадсия Тахсин, первая женщина, которая стала членом индийской Академии наук -все они являются гордыми выпускницами Женского Колледжа мусульманского Университета Алигарха [6, с.15].

Огромен вклад выдающегося мыслителя Сайид Ахмад-хана в образовательную систему Индостана. Помимо создания учебных заведений, в том числе и для женщин, Сайид Ахмад-хан также выполнил некоторые научные юридические работы в области гражданских прав для женщин в XIX веке, поскольку он всегда считал, что «женщины нуждаются в мягком обращении со стороны другого человека» [7].

Сэр Сайид Ахмад-хан твердо придерживался мнения о том, что образование женщин будет иметь положительную цепную реакцию воздействия на индийское общество, и что если женщины будут образованными, то всё общество тоже будет образованным.

Таким образом, изучение концепции образования и просветительской деятельности Сайид Ахмад-хана показывает, что он, безусловно, принадлежит к числу наиболее выдающихся деятелей прошлого столетия и одной из его основных заслуг является то, что он сумел пробудить национальное самосознание и прогрессивные устремления народов Ближнего Востока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гоибова, Ф.М. Сайид Ахмадхон -ислохотхох / Ф.М. Гоибова -Душанбе, 2018. -78 с.

2. Гордон -Полонская, Л.Р. О некоторых особенностях буржуазного просветительства в колониальных условиях / Л.Р. Гордон -Полонская // Идеологические проблемы современной Индии. -М., 1970.-151 с.

3. Корреспонденция сэра Сайида. Сборник документов из Академического Архива сэра Сайида / [под ред. Шан Мухаммада].-Алигарх, 1995. -158 с.

4. Прусакова, Н.Г. Педагогические воззрения Сайид Ахмад-хана / Н.Г. Прусакова. Индия. Проблемы национально -освободительного движения и современного политического развития. -Москва, 1980. -253 с.

5. Сухочев, А.С. К вопросу об истории изучения Алигархского движения / А.С. Сухочев [в кн. Просветительство в литературах Востока].-М.: Наука, 1973. -287с.

6. Abdussamed K. Sir Syed's vision and efforts towards education of women.-Aligarh, 2002. -16 с.

7. Dr. Begum, Rehmani. Sir Syed Ahmad Khan. The Politics of Educational Reformer-Vanguard Books Ltd., 1985.

концепция сайид ахмад-хана об образовании мусульман в индии

В этой статье рассматривается концепция Сайид Ахмад -хана об образовании мусульман в Индии. Его талант и деятельность в области науки и просвещения сыграли главную роль в духовном возрождении мусульман Индии. Сайид Ахмад -хан, который был глубоко обеспокоен социокультурным и экономическим спадом мусульманского сообщества после поражения восстания 1857 года, понял насущную необходимость пробудить от душевной и умственной спячки мусульманское сообщество и составить план его модернизации. В образовательной концепции Сайид Ахмад -хана наряду с образованием мужчин также делается акцент на женское образование. Осознавая неотложность женского образования, сэр Сайид считал, что образование и профессиональная подготовка женщин являются основной потребностью в прогрессе человека и в целом в направлении прогресса нации. Сайид Ахмад -хан был одним из первых, кто начал образовательное движение среди мусульман и сделал особый акцент на женское образование в Индии. В 1896 году, по инициативе сэра Сайида, был организован образовательный отдел женщин при Мусульманской Образовательной Конференции и сформировалось женское образовательное движение. Чуть позже, в 1905 году, была открыта школа для девочек и затем в 1930 году, она приобрела статус женского колледжа при Алигархском Университете.

Сэр Сайид Ахмад-хан твердо придерживался мнения о том, что образование женщин будет иметь положительную цепную реакцию воздействия на индийское общество, и что если женщины будут образованными, то все общество тоже будет образованным.

Ключевые слова: концепция, образование, просветитель, мыслитель, реформатор, женское образование, Мусульманская Образовательная Конференция, женский колледж.

THE CONCEPTION OF SAYED AHMAD KHAN ABOUT THE EDUCATION OF MUSLIMS IN INDIA

This article focuses on the conception of Sayed Ahmad Khan about the education of Muslims in India. His talent and activities in the field of science and education played a major role in the revival of Muslims in India. Sayed Ahmad Khan, who was deeply concerned with the socio-cultural and economic decline of the Muslim community after the 1857 war, realized the necessity of the inventing plan on modernization and also reviving the comatose Muslim community. In his educational concept, Sayed Ahmad Khan emphasized the female education along with the education of men. Aware of the urgency of female education, Sir Sayed believed that the education and training of women is a core of human progress and, in general, the progress of the nation. Sayed Ahmad Khan was one of the first who began an educational movement among Muslims and put a special emphasis on female education in India. In 1896, with Sir Sayed's initiative the educational department of women was organized under the Muslim Educational Conference and formed women educational movement. Later, in 1905 year was opened school for girls, then in 1930, it acquired the status of the Female College ofAligarh University.

Sir Sayed Ahmad Khan was in the opinion that women's education would have a positive chain reaction to Indian society and if women would be educated, the whole society will be also educated.

Keywords: conception, education, enlightener, scholar, reformator, women's education, Muslim Educational Conference, Female College.

Сведения об авторе:

Гоибова Фируза Махмадовна —Таджикский Национальный Университет, кандидат филологических наук, ассистент кафедры иностранного языка. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17 E-mail: Gaibova_ firuza@list.ru. Телефон: (+992) 934044447.

About the author:

Goibova Firuza Mahmadovna -Tajik National University, candidate of Philology science, assistant Department of foreign language of the faculty of journalism. Address 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue 17. E-mail: Gaibova_ firuza@list.ru. Tel.: (+992) 934044447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.