Научная статья на тему 'Общественно-политические организации по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические и практические проблемы'

Общественно-политические организации по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические и практические проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права и свободы личности / естественно-правовая концепция / неправительственные правозащитные организации / национальные интересы / лоббизм / оппозиция / individual rights and freedoms / natural law concept / non-governmental human rights organizations / national interests / lobbying / opposition

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рустам Романович Раасов

В статье затронута проблематика деятельности общественно-политических организаций по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в России с точки зрения теории и практики. В работе с помощью диалектического метода продемонстрированы политико-правовые тенденции реализации программ неправительственных правозащитных организаций. В статье также затронут вопрос особенностей деятельности общественно-политических организаций, финансируемых из-за рубежа. Автор формулирует ряд позиций, относимых к классификации неправительственных правозащитных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-political organizations to ensure the constitutional rights and freedoms of man and citizen in Russia: theoretical and practical problems

The article touches upon the problems of the activities of socio-political organizations to ensure the constitutional rights and freedoms of man and citizen in Russia from the point of view of theory and practice. The paper demonstrates political and legal trends in the implementation of programs of non-governmental human rights organizations using the dialectical method. The article also touches upon the issue of the specifics of the activities of socio-political organizations funded from abroad. The author formulates a number of positions related to the classification of non-governmental human rights organizations.

Текст научной работы на тему «Общественно-политические организации по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические и практические проблемы»

Научная статья ■удк 342.72/.73

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-122-126

https://elibrary.ru/leivua N11014: 2015-0066-5/23-819 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-05-018

Общественно-политические организации по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические и практические проблемы

Рустам Романович Раасов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, raasovrr@yandex.ru

Аннотация. В статье затронута проблематика деятельности общественно-политических организаций по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в России с точки зрения теории и практики. В работе с помощью диалектического метода продемонстрированы политико-правовые тенденции реализации программ неправительственных правозащитных организаций. В статье также затронут вопрос особенностей деятельности общественно-политических организаций, финансируемых из-за рубежа. Автор формулирует ряд позиций, относимых к классификации неправительственных правозащитных организаций.

Ключевые слова: права и свободы личности, естественно-правовая концепция, неправительственные правозащитные организации, национальные интересы, лоббизм, оппозиция

Для цитирования: Раасов Р. Р. Общественно-политические организации по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические и практические проблемы // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 122-126. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-122-126. ЬЕ1УиА.

Original article

Socio-political organizations to ensure the constitutional rights and freedoms ofman and citizen in Russia: theoretical and practical problems

Rustam R Raasov

Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

raasovrr@yandex.ru

Abstract. The article touches uponthe problems of the activities ofsocio-political organizations to ensure the constitutional rights and freedoms of man and citizen in Russia from the point of view of theory and practice. The paper demonstrates political and legal trends in the implementation of programs of non-governmental human rights organizations using the dialectical method. The article also touches upon the issue of the specifics of the activities of socio-political organizations funded from abroad. The author formulates a number of positions related to the classification of non-governmental human rights organizations.

Keywords: individual rights and freedoms, natural law concept, non-governmental human rights organizations, national interests, lobbying, opposition

For citation: Raasov R. R. Socio-political organizations to ensure the constitutional rights and freedoms of man and citizen in Russia: theoretical and practical problems. Bulletin of economic security. 2023;(5):122-6. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-5-122-126. EDN: LEIVUA.

Актуальность проблематики места и роли общественно-политических организаций в аспекте защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что указанное концептуальное направление напрямую связано с вопросами формирования гражданского общества в России. При этом злободнев-

© Раасов Р. Р., 2023

ность указанной тематики отображается в спектре прав и свобод личности, которым может угрожать масса деструктивных явлений, таких как общеуголовная преступность, терроризм, ксенофобия и пр. В свою очередь, права и свободы человека могут быть подвержены неправомерному давлению и со стороны органов публич-

JURISPRUDENCE

ной власти. Таким образом, анализ проблематики общественно-политических организаций по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в России дает возможность исследовать один из важнейших обеспечительных инструментов правозащитной сферы.

Ведя речь о принципах функционирования общественно-политических организаций, так или иначе возникает проблема государственного нормирования их деятельности в русле соблюдения баланса интересов личности, общества и государства [11, с. 6]. Тем самым подчеркивается значимость общества в формировании правозащитного спектра. Как сказал Р. Иеринг «право есть непрерывная работа, притом не одной только государственной власти, но всего народа» [4, с. 5]. Неслучайно то, что правозащитный кластер опирается, прежде всего, на структуры гражданского общества, так как нередко именно государство нарушает права и свободы человека. В этом можно увидеть некий политико-правовой парадокс, ведь именно государство, тот «Левиафан», красочно описанный Т. Гоббсом, создавался обществом для защиты человека от невзгод и опасности, которые несет в себе неурегулированные правом человеческие взаимоотношения.

Сам вопрос ограничения государственно-властного вмешательства в жизнь отдельной личности расположен еще и в русле фактической реализации прав и свобод человека, так как само по себе государственное нормирование еще не гарантирует юридическую защиту индивида [6, с. 3]. В этой связи, идея ограничения государственного вмешательства в сферу прав и свобод не может себя реализовать без ее материальной составляющей - неправительственных общественно-политических структур, занимающихся правозащитной деятельностью (далее - НПО).

В настоящее время не представляется возможным выявить точное число действующих правозащитных организаций в России. Этому способствует прежде всего структурная и функциональная нечеткость их деятельности. Так, по нашим данным, подобных НПО на сегодня функционирует не более трех десятков. При этом, в 2017 году таких ассоциаций насчитывалось более семидесяти [10, с. 180]. Кроме того, характеризуя функционал действующих неправительственных правозащитных организаций можно отметить ряд его характерных свойств, таких как плюрализм, партикуляризм и казуистично сть.

В рамках классификации отечественных неправительственных правозащитных ассоциаций можно выделить важнейшие критерии, такие как: 1) территория, 2) членство, 3) связь с государством, 4) функционал и 5) финансирование. В этой связи, указанные ассоциации можно классифицировать на международные, общероссийские, региональные и местные. В рамках второго критерия эти структуры разграничиваются на организации с индивидуальным, коллективным и смешанным членством. Третий критерий позволяет нам выделить

оппозиционные, аффилированные и индифферентные к публичной власти неправительственные правозащитные организации. Четвертый критерий, опирающийся на функциональные характеристики, позволяет осуществить разграничение НПО на общие, специализированные, консультативные и благотворительные. В свою очередь последний критерий, который выступает на наш взгляд наиболее важным, демонстрирует то, что НПО могут черпать финансирование преимущественно из-за рубежа, либо внутри государства. Примечательно то, что те неправительственные правозащитные ассоциации, которые финансируются из-за границы часто вступают в конфронтацию с государством, в рамках которого осуществляют свою деятельность.

Важно понимать, что функционирование НПО носит ярко выраженный некоммерческий характер. В связи с этим, источник их финансирование — это ничто иное, как членские взносы, гранты, различного рода пожертвования и пр. По сути, источник финансирования применительно к области государственного контроля над НПО выступает ключевым детерминантом, предопределяя объем ограничений при реализации функций организации. В общих чертах институт признания организации иностранным агентом демонстрирует степень соответствия интересов НПО национальным интересам страны пребывания. В частности, иностранным агентом признается лицо, деятельность которого расположена в рамках реализации интересов другого государства. Именно поэтому правопорядок большинства государств мира содержит подобную норму, которая имманентно ограничивает функционал ряда НПО. Примечательно, что именно правопорядок США в этом аспекте выступает наиболее проработанным, реализуя идею противодействия иностранному политическому лоббированию [11].

Стоит подчеркнуть, что проблематика НПО так или иначе соприкасается с кластером естественно-правовой концепции, что нередко создает предпосылки к наращиванию гражданской активности в сфере борьбы за права и свободы человека с одной стороны, и правовому минимализму в сфере обязанностей личности. При этом не стоит забывать, что слабым местом договорной теории выступает отсутствие должной акцентуации на сферу долженствований субъекта, которые как раз являются действенным инструментарием, который гарантирует социальный консенсус и безопасный правопорядок. Можно обратить внимание и на тот немалый объем критики в адрес НПО, которые специализируются на защите прав цветного населения США. При том, что анализ деятельности американских НПО нередко указывает на идеологическую однобокость и антиправовую направленность их функций.

Небезынтересно то, что характерной особенностью правозащитной деятельности западных НПО выступает крайняя чувствительность к текущей политико-правовой конъюнктуре, которая, так или иначе, формируется высшим истеблишментом коллективного запада. Так, можно констатировать, что в США конца XX столетия

протестный базис осуществлял дрейф от расовой сферы, двигаясь в область тендерных проблем. При этом экологический и военный кластеры, как наиболее актуальные, нередко замалчивалась в СМИ, так как раздувать в указанных сферах протестные настроения экономически невыгодно для американской элиты. Кроме того, часто само концептуальное ядро НПО меняло свою характеристику из-за смены правительства и внешнеполитического курса США [8].

В настоящее время в рамках правозащитной деятельности «мирового гегемона» наблюдается акцентуация на расовой и тендерной сферах. В любом случае, конечным выгодоприобретателем правозащитного процесса на западе выступают представители высшего истеблишмента, но никак не простые граждане, действительно нуждающиеся в поддержке со стороны гражданского общества. В связи с этим, можно поставить под сомнение истинность мнения Л. И. Родионова, который полагает, что бытие общественно-политической организации зависит от того, жива ли идея [9, с. 44], так как НПО ориентируются не просто на концепцию протест-ного движения, но, прежде всего, на финансирование и медийный тренд, который формируется транснациональными корпорациями, которые, в свою очередь, финансируют и выборы политиков.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что отечественные НПО в своей деятельности достаточно амбивалентны, так как нередко они преследуют свои конъюнктурные цели, которые далеки от правозащитной сферы. В качестве примера здесь можно привести деятельность Славянского правового центра (СПЦ), который на практике оказывает услуги в основном сектантским движениям, способствуя энтропии и деградации православной религии [7, с. 20]. Вполне ожидаемо, что финансирование СПЦ осуществляется из-за рубежа, а деятельность указанной НПО нередко сопровождается незаконной религиозной пропагандой.

Схожая ситуация отечественной правозащитной сферы сложилась в области сексуальной ориентации. Так, в России действует «Альянс гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ», который в качестве программной функции заявляет защиту лиц нетрадиционной сексуальной и тендерной ориентации. В рамках функций указанной НПО наблюдается критика отечественного правопорядка, который запретил пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей и подростков. В целом деятельность «Альянса гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ» расположена в сфере навязывания ЛГБТ ценностей в рамках отечественной социокультурной среды, что прямо подрывает нравственные основы российской государственности.

Рассматривая деятельность «Антимилитаристской радикальной ассоциации» (АРА), которая была ликвидирована в 2008 году по решению суда, можно также усмотреть ярко выраженный оппозиционный характер указанной НПО [2, с. 64]. При этом, несмотря на некоторые позитивные моменты (развитие и популяризация

альтернативной службы), эта ассоциация осуществляла, по сути подрыв национальной безопасности, так как выступала с нападками на вооруженные силы страны, агитируя граждан против существования самого института военной службы [10,с.53].

В рамках заявленной проблематики небезынтересна и так называемая «Команда 29». Указанное НПО было создано в 2015 году в качестве неформальной ассоциацией представителей журналистского и юридического сообщества. Целью этой организации было противодействие информационной закрытости России. В 2021 году эта организация прекратила свою деятельность, успев «засветиться» в связях с такими экстремистскими организациями как ФБК. Несмотря на, в целом вредную для национальных интересов страны деятельность нельзя не отметить победу юристов организации в Конституционном суде Российской Федерации в вопросе о признании тайны усыновления не абсолютной юридической категорией.

Исследуя область отечественных НПО, нельзя не увидеть то, что огромный массив правозащитных общественных организаций в России являются оппозиционными и фрондирующими государству образованиями. При этом нередко именно зарубежное финансирование предопределяет их отношения с государством, в рамках которого они осуществляют свою обычно вредную для общества деятельность. Тем не менее, в Российской Федерации функционируют и такие НПО, которые защищая права граждан, не вступают в конфронтацию с публичной властью.

Так, в указанный список подобных НПО можно включить Союз комитетов солдатских матерей России (СКСМ), деятельность которого направлена на защиту прав и свобод военнослужащих и их родственников. Примечательно, что эта организация в настоящее время не финансируется из-за рубежа. По нашему мнению, деятельность указанной НПО достаточно знаковая и в высшей степени необходимая, так как защита прав и законных интересов военнослужащих и бывших комбатантов крайне полезна в рамках отечественного правопорядка. Так, последние пятьдесят лет истории нашей страны демонстрируют существенную вовлеченность граждан России в различные вооруженные конфликты, которых за указанный период можно насчитать несколько десятков. При этом, знаковыми из них выступают следующие вооруженные конфликты: гражданская война в Анголе (1975-1991 гг.), война в Афганистане (1979-1989 гг.), гражданская война в Таджикистане (1992-1997 гг.), первая чеченская война (1994-1996 гг.), вторая чеченская война (1999-2009 гг.), вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008 г.), война на Донбассе (2014-2022 гг.), военная операция РФ в Сирии (2015 г. - по н/в), специальная военная операция России на Украине (2022 г. - по н/в).

Отечественные НПО отстаивают и социально-экономические права граждан. Так, в 2010 году была учреждена межрегиональная общественная ассоциация потребителей «Хрюши против». Указанное НПО в ка-

JURISPRUDENCE

честве программных целей устанавливало борьбу за качество товаров и услуг в сфере потребительского рынка [1, с. 41-42].

В области защиты прав и свобод малочисленных коренных народов в Российской Федерации успешно функционирует Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ) учрежденная в 1990 году [3]. При этом, деятельность указанной НПО оказала положительное влияние в сфере развития Арктики [5]. Можно сказать, что здесь наблюдается некоторая конвергенция частного и публичного интересов, так как здесь правозащитная деятельность защищает не только права и свободы личности, но и национальные интересы государства [14].

В заключение статьи необходимо отметить, что теоретико-правовая направленность отечественных НПО в области защиты основных прав и свобод человека и гражданина должна базироваться на акцентуации не только субъективных прав, но и на реализации юридических обязанностей лица. Само устройство гражданского общества в России, вся парадигма его развития указывает на имманентную пассивность граждан, если речь идет о правах индивида. При этом, анализируя правозащитную деятельность не составляет труда усмотреть наличие оппозиционных настроений и фрондирование в адрес публичной власти, если имеет место зарубежное финансирование. Мало того, лоббирование вредных для страны интересов также проявляется в деятельности тех НПО, которые финансируются из-за рубежа. В связи с этим можно вести речь об ангажированности подобных НПО и их предвзятости по отношению к органам российского государства и отечественным национальным интересам.

Список источников

1. Волкова А. В., Лукьянова Г. В., Мартьянов Д. С. Цифровой вигилантизм: поведенческие паттерны и ценностные ориентации // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. № 2. С. 37-52.

2. Гордеева И. А., Заславская О. В. Хиппи бросают вызов историкам: современные проблемы собирания и публикации документов по истории новых социальных движений // История и архивы. 2016. № 4. С. 61-78.

3. Журавель В. П. Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: проблемы и перспективы дальнейшего развития и международного сотрудничество // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. № 15-2. С. 851-856.

4. Иеринг Р. Борьба за право. Перевод с 13-го немецкого издания / Иеринг Р.; Пер. : Ершов С. И. М. : Феникс, 1991. 64 с.

5. Каранатова Л. Г., Кулев А. Ю. Социально-экономическое развитие Арктики: современные вызовы и приоритеты // Управленческое консультирование. 2022. № 2 (158). С. 49-62.

6. Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод

человека : дис. ... д-ра юрид. наук. М. : Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1998. 283 с.

7. Мухтаров Е. О. Мимикрия // Ярославские епархиальные ведомости. 2003. № 2 (140). С. 15-22.

8. Николаев Б. В., Хазов Е. Н. Конституции штатов и гарантии религиозной свободы в США. Вестник экономическойбезопасности. 2020. № 1. С. 59-64.

9. Родионов Л. И. Правовые основы организации и функционирования общественно-политических движений // Вопросы российской юстиции. 2020. № 8. С. 39-47.

10. Украинцева В. С. Основания предоставления гражданам Российской Федерации права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой //Правовая культура. 2009. Вып. 6. № 1. С. 49-61.

11. Хазов Е. Н., Зубов И. Н., Василевич Г. А. и др. Конституционное право зарубежных стран, учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» : квалификация (степень) «бакалавр» / Сер. Юриспруденция для бакалавров. М., 2013.

References

1. Volkova А. V., Lukyanova G. V, Martianov D. S. Digital vigilantism: behavioral patterns and value orientations // South Russian Journal of Social Sciences. 2021.No. 2.P. 37-52.

2. Gordeeva I. A., Zaslavskaya О. V. Hippies challenge historians: modern problems of collecting and publishing documents on the history of new social movements // History and Archives. 2016. No. 4. P. 61-78.

3. Zhuravel V. P. Indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation: problems and prospects for further development and international cooperation // Russia: trends and prospects of development. 2020. No. 15-2. P. 851-856.

4. Iering R. The struggle for the right. Translated from the 13 th German edition/Iering R.; Trans. :ErshovS.I. M.: Phoenix, 1991.64 р.

5. Karanatova L. G., Kulev A. Yu. Socio-economic development of the Arctic: modern challenges and priorities // Managerial consulting. 2022. No. 2 (158). P. 49-62.

6. Matveeva T. D. Non-governmental organizations in the system of protection of constitutional human rights and freedoms : dis. ... Dr. yurid. M. : Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation, 1998. 283 p.

7. Mukhtarov E. O. Mimicry // Yaroslavl Diocesan Gazette. 2003. No. 2 (140). P. 15-22.

8. Nikolaev В. V, Khazov E. N. State Constitutions and guarantees of religious freedom in the USA. Bulletin of Economic Security. 2020. No. 1. P. 59-64.

9. Rodionov L. I. Legal foundations of the organization and functioning of socio-political movements // Issues ofRussianjustice. 2020. No. 8.P. 39-47.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

10. Ukraintseva V. S. The grounds for granting citizens of the Russian Federation the right to replace military conscription with alternative civil service // Legal culture. 2009. Issue 6. No. l.P.49-61.

11. Khazov E. N., Zubov I. N., Vasilevich G. A. and others. Constitutional law of foreign countries, textbook for students of higher educational institutions studying in the field of training 030900.62 «Jurisprudence» : qualification (degree) «bachelor» / Ser. Jurisprudence for bachelors. M., 2013.

Библиографический список

1. Чекардина В. С. Классификация правозащитных организаций в современной России // Вестник магистратуры. 2017. № 2-1 (65). С. 180-182.

2. Якунин В. И. Роль государства в преодолении кризисов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2009. №3. С. 6-21.

3. Яткевич О. Г., Хазова В. Е. Актуальные вопросы и особенности оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи военнослужащим национальной гвардии Российской Федерации. Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 3. С. 89-93.

Bibliographic list

1. Chekardina V. S. Classification of human rights organizations in modern Russia // Bulletin of the Magistracy. 2017. No. 2-1 (65). P. 180-182.

2. Yakunin V. I. The role of the state in overcoming crises // Contours of global transformations: politics, economics, law. 2009. No. 3. P. 6-21.

3. Yatkevich O. G., Khazova V. E. Topical issues and features of the provision of qualified legal assistance by lawyers to servicemen of the National Guard of the Russian Federation. International Journal of Constitutional and State Law. 2017. No. 3. P. 89-93.

Информация об авторе

P. P. Раасов - соискатель факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров по кафедре конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

R. R. Raasov - Candidate of the Faculty of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel for the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 30.06.2023; одобрена после рецензирования 24.08.2023; принята к публикации 20.10.2023.

The article was submitted 30.06.2023; approved after reviewing 24.08.2023; accepted for publication 20.10.2023.

Конституционное право России. Под ред. Г. А. Гаджиева, Б. С. Эб-зеева ; под общ. ред. П. А. Кучеренко, Н. М. Чепурновой, Л. Т. Чихладзе. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. 479 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., а также изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в связи с конституционной реформой.

Дан комплексный анализ основных конституционно-правовых институтов, раскрыта их правовая природа. Рассматриваются наиболее актуальные современные теоретические разработки конституционно-правовой науки и правоприменительной практики.

Исследованы новые для конституционных норм понятия, проанализировано изменение правового статуса органов публичной власти.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

Р —ч

Конституционное право России

lu а

УЧЕБНИК Второе издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.