1.2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Збаражский Николай Васильевич, к.ю.н. Должность: доцент кафедры теории государства и права. Место работы: Сыктывкарский государственный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье автор рассматривает различные основания классификации неправительственных правозащитных организаций применительно к защите прав человека, выделяет новое основание для классификации правозащитных организаций.
Ключевые слова: неправительственная правозащитная организация; деятельность правозащитных организаций; классификация.
KINDS AND CLASSIFICATION OF HUMAN RIGHTS ORGANIZATIONS WITH REFERENCE TO PROTECTION HUMAN RIGHTS
Zbarazskiy Nikolay Vasilievich, PhD at law. Position: senior lecturer of state and law theory chair. Place of employment: Syktyvkar state university. E-mail: [email protected]
Annotation: In this article the author examines the different types of classification of non-governmental human rights organizations with respect to human rights, identifies a new basis for classification of human rights organizations.
Keywords: non-governmental human rights
organization, functioning human rights organizations, classification.
Создание системы защиты прав человека, гражданских, экономических и политических свобод является одной из важнейших составляющих процесса становления России как страны с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией.
Неправительственные правозащитные организации
- это реалии сегодняшней жизни. Взаимодействие с ними является одним из приоритетных направлений работы государственных органов.
В категорию «неправительственные организации» включаются самые различные общественные объединения - от небольших групп неформалов, до крупных общественных объединений и движений. Эти организации возникают по инициативе общественности, а не государственной власти.
Приоритетным направлением деятельности неправительственных организаций выступает правозащитное направление, целевое назначение которых - повышение эффективности обеспечения, защиты и восстановления прав.
Спектр деятельности таких организаций широк: от систематического сбора данных о нарушениях прав человека до подготовки необходимого законопроекта или поправок к действующему законодательству, организации митингов, пикетов, работы с прессой, радио, телевидением, просветительской работой, приема населения, бесплатного консультирования по юридическим вопросам, работы с конкретными жалобами. Они специализируются на защите прав определенных категорий населения, по отдельным видам нарушений прав человека, занимаются комплексными проблема-
ми, относящимися к правам человека. То есть деятельность неправительственных правозащитных организаций охватывает все сферы общественной жизни, включая экономическую, политическую, социальную, культурную области, и «отражает горизонтальные социальные связи между индивидами в развитом гражданском обществе»1.
На сегодняшний день известны достоинства, присущие неправительственным правозащитным организациям. Перечислим некоторые из них:
- через правозащитные организации лучше оказывается помощь в тех случаях, когда государственный правоохранительный механизм не оправдывает своего назначения;
- процедура оказания помощи со стороны правозащитных организаций менее бюрократична, чем процедура по защите прав и свобод, осуществляемая посредством обращения к государственным органам;
- неправительственные правозащитные организации выступают в качестве нового механизма, в противовес государственной власти в деле зашиты прав человека, способствуя широкому участию общественности в решении приоритетных вопросов защиты прав.
Многими исследователями проблем защиты прав человека и гражданина в последние годы практически во всех странах отмечается большой рост неправительственных правозащитных организаций. Многие ученые как российские, так и западные, расценивают неправительственные правозащитные организации как выдающееся явление второй половины XX в, отражающее усиление демократических преобразований в мире2. Однако до сих пор в науке нет единой классификации, жестких критериев и параметров, по которым можно было бы четко разграничить все общественные организации.
Классификация неправительственных правозащитных организаций может быть проведена по различным основаниям.
В соответствии с Законом «Об общественных объединениях»3 по масштабу деятельности можно выделить международные, общероссийские межрегиональные, региональные и местные правозащитные организации.
Международной правозащитной организацией признается общественное объединение, созданное на территории Российской Федерации, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность, хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.
Общероссийские правозащитные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Межрегиональные правозащитные организации осуществляет свою деятельность в соответствии с устав-
1 Мотков А.В. Влияние неправительственных организаций на процесс принятия решений в Европейском Союзе // Неправительственные организации в становлении и развитии гражданского общества: международный опыт. Сборник научных трудов. - Воронеж, 2002. С. 44.
2 Майстренко А. Г. Неправительственные правозащитные организации в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. С. 12.
3 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общест-
венных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
1'2012
Пробелы в российском законодательстве
ными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным правозащитными организациями понимаются объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Местными правозащитными организациями являются объединения, деятельность которых в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
По членству неправительственные правозащитные организации подразделяют на три типа:
- с индивидуальным членством - это большинство существующих организаций;
- с коллективным членством (цель таких организаций
- координация усилий разрозненных правозащитных организаций, ставящих перед собой сходные задачи).
- со смешанным членством, когда ряд организаций имеет двойной тип членства - индивидуальный и коллективный. Такие смешанные организации зачастую являются координационным органом сети местных организаций, действующих независимо друг от друга, но они не просто представляют собой согласовательный орган, но и выступают в качестве самостоятельной организации со своими интересами, целями и программой.
По отношению к государству можно выделяют конфронтационные, т.е. те, которые выступают противниками официальной государственной политики и ориентируются на тактику «давления на власть» и конформистские, те, которые поддерживают идеи конструктивного сотрудничества, и совместных действий с государством.
К сожалению, среди российских правозащитных организаций преобладают противники сотрудничества с государством. Неприятие и негативное отношение к тоталитарному государству, с которым многие правозащитники боролись в свое время, переноситься на государство вообще. Сегодня, когда произошло ослабление российской, государственности, такой радикализм неприемлем. Необходимо понимание, что только сильное государство может быть гарантом прав и свобод человека4.
По объектам правозащитной деятельности можно выделить неправительственные правозащитные организации, которые занимаются оказанием помощи отдельным категориям лиц: беженцам и вынужденным переселенцам; реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий; женщинам; детям; военнослужащим и их семьям; коренным народам и национальным меньшинствам; инвалидам и социально необеспеченным слоям населения; заключенным и т.д.
Еще одним основанием классификации неправительственных правозащитных организаций может выступать виды деятельности неправительственных правозащитных организаций.
Впервые теоретический анализ видов деятельности неправительственных правозащитных организаций в Российской Федерации впервые был проведен Р.О. Шульгой. В качестве основных видов деятельности им были выделены следующие: деятельность по сбору информации и/или наблюдению за соблюдением прав
4 Майстренко А.Г. Указ. соч. С. 21. 14
человека; участие в законопроектной деятельности в области прав человека; содействие по обеспечению восстановления нарушенных прав человека и/или гуманитарная помощь жертвам нарушений прав человека; деятельность в образовании/просвещении о правах человека; предоставление консультационных услуг в сфере гражданских, политических, экономических, культурных и социальных прав5.
Как видим, виды деятельности неправительственных правозащитных организаций достаточно разнообразны. В зависимости от направления деятельности правозащитных организаций, каждой из них присущи свои виды деятельности, закрепленные во внутренних документах и наиболее эффективно способствующих достижению поставленных целей и задач.
Для большинства правозащитных организаций характерны следующие виды деятельности: предоставление правовой помощи малоимущим (судебная защита и экспертное консультирование); законотворческая деятельность, разработка законодательных и иных предложений, связанных с реформированием в области защиты прав человека; мониторинг прав человека; правовое просвещение населения, преподавание и работа со студентами юридических вузов; сбор и распространение информации, издательская деятельность; проведение кампаний по защите общественных интересов; проведение публичных мероприятий: пикетов, митингов, демонстраций, массовых шествий.
Среди специфических видов деятельности неправительственных организаций в области защиты прав призывников можно выделить, например, организацию независимого медицинского и судебно-медицинского обследования призывников, солдат, матросов; выезды в воинские части, суды, прокуратуры; участие в работе призывных комиссий. Неправительственные организации в области защиты прав осужденных оказывают содействие реформам, проводимым в области уголовного правосудия и исполнения наказания; организуют помощь и поддержку заключенным6.
Так, с учетом направлений деятельности правозащитные организации, разделяют на четыре группы:
- общеправозащитные - (Хельсинские комитеты, отделения Международного общества прав человека, правозащитные центры). В эту группу включены организации, уставные цели которых предусматривают деятельность по всему спектру правозащитных проблем;
- профильные (Центр содействия тюремной реформе. Независимая психиатрическая Ассоциация). В состав этой группы входят организации, уставные цели которых предусматривают деятельность по конкретному профильному спектру правозащитных проблем;
- юридические («Фемида» г. Новосибирск, Американская Ассоциация юристов). В эту группу включены организации, осуществляющие прием граждан с бесплатными консультациями;
- социально-благотворительные («Мемориал» (г. Рязань), Международный фонд милосердия и здоровья, Московский благотворительный фонд «Сострадание»). В эту группу включены организации, занимающиеся
5 Шульга Р.О. Защита прав человека неправительственными правозащитными организациями: теоретические и практические аспекты. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М.: РАГС, 2001. С. 21.
6 Ботнев Ю.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности неправительственных правозащитных организаций в Российской Федерации: Дисс. . канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 66.
благотворительной помощью (моральной и материальной) социально не обеспеченным группам населения7.
Несомненно, отправным, основополагающим документом для деятельности неправительственных правозащитных организаций в области прав человека явилась Конституция России8 принятая в 1993 г. Современная правовая доктрина и Конституция России базируется на либерально-демократической концепции естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей.
Конституционные положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, являются мировоззренческим обоснованием всего процесса реформ, экономических свобод, политического плюрализма, правового государства, гражданского общества, а закрепленные в Конституции России права и свободы соответствуют общепризнанным стандартам.
Одной из существующих классификаций прав человека и гражданина является разделение прав и свобод на личные, политические и социально-культурные. Исходя из данной классификации, представляется возможным выделить и правозащитные организации, деятельность которых направлена на защиту отдельных видов прав и свобод человека и гражданина.
Так, среди множества неправительственных правозащитных организаций в соответствии с их специализацией деятельности можно выделить несколько основных типов:
- ставящие своей целью защиту личных прав и свобод человека и гражданина, призванные обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого либо незаконного внешнего воздействия;
- ставящие своей целью защиту политических прав и свобод, способствующие формированию политики общества в соответствии со своим идеологическими предпочтениями и интересами;
- ставящие своей целью защиту социальноэкономических прав и свобод, и направленные на организацию и поддержку различных социальных групп, представляющие их интересы в соответствии с социально-экономическими и культурными запросами отдельных личностей.
Конечно, такое разделение достаточно условно, так как одна организация может заниматься, несколькими направлениями в своей деятельности.
Таким образом, действующие в настоящее время российские правозащитные организации весьма многообразны, а их классификация представляет большой теоретический и практический интерес с точки зрения содействия более точному определению места правозащитных организаций в системе общественных организаций и правозащитной системе, выявлению их специфических особенностей, перспектив их развития.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
7 См.: Бурдин К. И. Социологические и организационно - правовые аспекты взаимодействия руководителя органа внутренних дел с общественными организациями сотрудников.- М, 1997. С.55; Справочник правозащитных организаций СНГ. - М, 1995. С.79.
8 Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
Ботнев Ю.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности неправительственных правозащитных организаций в Российской Федерации: Дисс. .канд. юрид. наук. - М., 2008.
Бурдин К. И. Социологические и организационно - правовые аспекты взаимодействия руководителя органа внутренних дел с общественными организациями сотрудников.- М, 1997.
Майстренко А. Г. Неправительственные правозащитные организации в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.
Мотков А.В. Влияние неправительственных организаций на процесс принятия решений в Европейском Союзе // Неправительственные организации в становлении и развитии гражданского общества: международный опыт. Сборник научных трудов. - Воронеж, 2002.
Biblioaraphv:
Constitution of Russian Federation: Adopted by popular vote December 12, 1993 / / Collected Legislation of the Russian Federation. - 2009. Number 4. Of Art. 445.
The Federal Law of May 19, 1995 № 82-FZ "On Public Associations" / / Collected Legislation of the Russian Federation. 1995. № 21. Of Art. 1930.
Botnev Y.V. Constitutional and legal regulation of nongovernmental human rights organizations in the Russian Federation: Diss. ... Candidate. juridical of sciences. - Moscow, 20B8rdin K.I. Sociological and organizational - legal aspects of the interaction between the head of internal affairs agency employees with public organizations .- M, 1997.
Maistrenko A.G.Governmental human rights organizations in the Russian Federation: Diss. ... candidate juridical of sciences. - M., 2001.
Motkov A.V. Effect of non-governmental organizations in decision-making in the European Union // Non-governmental organizations in the development of civil society: the international experience. Collection of scientific works. - Voronezh, 2002.
Рецензия
на статью Збаражского Николая Васильевича «Виды и классификация правозащитных организаций применительно к защите прав человека»
Статья Н.В. Збаражского посвящена неправительственным правозащитным организациям и их видам. Автор рассматривает различные основания классификации правозащитных организаций и предлагает новое основание для ее проведения.
Конституционные положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, являются мировоззренческим обоснованием всего процесса реформ, экономических свобод, политического плюрализма, правового государства, гражданского общества, а закрепленные в Конституции России права и свободы соответствуют общепризнанным стандартам.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку посвящена серьезному вопросу определения видов и места правозащитных организаций в системе общественных объединений и правозащитной системе. Среди множества неправительственных правозащитных организаций, исходя из направленности деятельности НПО, автор выделяет правозащитные организации, ставящие своей целью защиту отдельных видов прав человека и гражданина.
Научная статья соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ
Член-корреспондент Российской
академии образования Ю.А. Дмитриев