3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 N 446 (ред. от 23.04.2012) // СЗ РФ. -30.07.2007. - N 31. - Ст. 4080.
4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. -06.08.2012. - N 32. - Ст. 4549.
5. Аверин А.Ю. Вопросы государственной поддержки сельского хозяйства в современных условиях / А.Ю. Аверин, Р.Р. Юняева // Университетское образование (МКУ0-2016): сборник статей XX Международной научно-методической конференции. Министерство образования и науки РФ; Пензенский государственный университет. - 2016. - С. 123-124.
6. Семенов С.Н. Совершенствование управления стратегией импортозамещения в агропромышленном производстве / С.Н. Семенов, Ж.Л. Новинькова // Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2015. - С. 167.
УДК 34.342.7
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11613
ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ
Пантелеев Кирилл Георгиевич
магистрант кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Юридический институт Россия, г. Красноярск
Аннотация: В данной статей автором дается понятие правозащитных организаций, описываются виды и особенности данных организаций. Также, раскрывается проблематика данной политической и общественной структуры и указываются основные направления деятельности.
Ключевые слова: правозащитные организации, правозащитное движение, Россия, гражданское общество, государство, деятельность правозащитных организаций.
HUMAN RIGHTS ORGANIZATIONS: CONCEPT, TYPES AND FEATURES
Panteleev Kirill Georgievich
Master student of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University Law Institute Russia, Krasnoyarsk
Abstract: In this article, the author gives the concept of human rights organizations, describes the types and characteristics of these organizations. Also, the problems of this political and social structure are revealed and the main activities are indicated.
Keywords: human rights organizations, human rights movement, Russia, civil society, the state, the activities of human rights organizations.
Становление и развитие правозащитного движения в России - немаловажный фактор для гражданского общества и демократического государства. Правозащитные организации занимают одно из важных мест в политической системе, благодаря данным организациям обеспечивается взаимодействие государства с гражданами в области защиты прав человека, а также они способствуют повышению уровня политического творчества в обществе.
Современное правозащитное движение в России находится на стадии развития: с одной стороны, ими была доказана их состоятельность и жизненную ценность в вопросах защиты гражданского общества, но с другой стороны - они так и не смогли получить должной поддержки и полного доверия со стороны государства и общества.
Правозащитная организация - это неправительственные организации, не приносящие прибыль и направленные на обеспечение защиты прав и свобод человека.
На данном этапе развития юридической науки не сложилось единой классификации правозащитных организаций. Классификация правозащитных организаций может быть проведена по различным основаниям.
В зависимости от территориального расположения правозащитные неправительственные организации выделяются [1, с. 37]:
I. Международные - организации, которые занимаются вопросами «мира во всем мире», они затрагивают вопросы, связанные с глобальными и масштабными проблемами всего мира;
II. Национальные подразделяются на несколько подвидов: 1) местные общероссийские - они осуществляют свою деятельность в пределах определенного муниципального образования; 2) региональные - осуществление деятельности данных организаций происходит в пределах одного субъекта Российской Федерации; 3) межрегиональные - деятельность указанных организаций происходит на территориях менее половины субъектов Российской Федерации.
В зависимости от социально-правового статуса: зарегистрированные; незарегистрированные; организации, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации; нелегальные (запрещенные государством) [2, с. 122].
На практике сложилась классификация НПО в зависимости от организационно-правовой формы:
1) автономная некоммерческая организация;
2) ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств;
3) ассоциация экономического развития;
4) движение;
5) иные некоммерческие организации.
Также правозащитные неправительственные организации можно классифицировать по защищаемым отдельным видам прав и свобод.
В пример можно привести несколько правозащитных организаций, таких как: фонд «В защиту прав заключенных», комитет «Гражданское содействие», Союз Комитетов Солдатских Матерей России, центр содействия реформе уголовного правосудия «Тюрьма и воля» и другие.
Приведенный пример классификации не является исчерпывающим. С каждым днем количество правозащитных организаций растет и их деятельность расширяет свои границы. Для того, чтобы учесть все количество правозащитных организаций необходимо комплексное реформирование законодательства в вопросах правозащитных организаций. Также, необходимо определить точное место правозащитных организаций в правозащитной системе России.
Деятельность правозащитных организаций в современном мире представляет собой разнородное явление. Единого и четкого понятия у термина «правозащитник» не существует [3, с. 14]. Такое положение у правозащитных организаций сложилось по причине того, что они считают себя лидерами, которые организуют митинги, собирание и передача информации в зарубежье о «состоянии законности и правопорядка в России», адвокаты, оказывающие юридическую помощь малоимущим и т.д. В последнее время даже служащих правоохранительных органов и суда стали называть правозащитниками (они ведь также стоят на страже прав и интересов граждан).
Толкование правозащитной деятельности имеет такой широкий взгляд обосновано. Во-первых, деятельность правозащитников не может исходить от государственных и муниципальных органов. Во-вторых, деятельность правозащитных организаций имеет перед собой цель защиты для достижения общественного блага.
Правозащитные организации независимо от видов и направления своей деятельности восполняют несколько важных функций. Они являются инструментом для разрешения сложных социальных проблем и управления ими, осуществляют процесс повышения и защиты гражданского самосознания и улучшают систему контроля за политическим, экономическим, культурным и другими курсами страны.
Для наиболее эффективного функционирования правозащитным организациям необходимо органическое включение в продолжение политики государства в сфере защиты прав и свобод человека. По мнению автора, для более продуктивного осуществления деятельности данного рода организаций в решении проблем, необходимо опираться на опыт зарубежных правозащитных организаций. Не исключается, что проблемы нынешнего этапа развития правозащитного движения тесно связаны со сложными периодами в истории и развитии экономики страны в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время российские правозащитные организации весьма многообразны, а классификация данных организаций представляют собой огромный теоретический и практический интерес в плане определения места данных организаций в политической системе общества и выявлению их специфических особенностей и перспектив их развития.
Список литературы:
1. Чиркова Е.В. Классификация неправительственных правозащитных организаций в Российской Федерации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5-6. С. 36-38.
2. Медведцикова Л.В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 122.
3. Збаражский Н.В. Виды и классификация правозащитных организаций применительно к защите прав человека // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 1. С. 13-15.