Научная статья на тему 'Роль неправительственных организаций в механизме защиты и самозащиты прав человека в России и за рубежом'

Роль неправительственных организаций в механизме защиты и самозащиты прав человека в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1109
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / PROTECTION OF RIGHTS / SELF-DEFENSE OF RIGHTS / INTERNATIONAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уздимаева Наталья Ивановна, Волков Леонид Петрович

В статье рассматриваются общие особенности и принципы деятельности международных и российском неправительственных организаций, осуществляющих правозащитную деятельность и содействующих восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Проведен краткий анализ роли и места неправительственных организаций в вопросах реализации прав и свобод граждан в механизмах защиты и самозащиты прав. Определены ресурсы правозащиты в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль неправительственных организаций в механизме защиты и самозащиты прав человека в России и за рубежом»

УДК: 341 Юридические науки

Уздимаева Наталья Ивановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВО

«МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск (nyzdimaeva@mail.ru) Волков Леонид Петрович, магистрант юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск (leon1441@gmail.com)

РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ И САМОЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В статье рассматриваются общие особенности и принципы деятельности международных и российском неправительственных организаций, осуществляющих правозащитную деятельность и содействующих восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Проведен краткий анализ роли и места неправительственных организаций в вопросах реализации прав и свобод граждан в механизмах защиты и самозащиты прав. Определены ресурсы правозащиты в современном обществе.

Ключевые слова: неправительственные организации, права и свободы человека, защита прав, самозащита прав, международные инстанции.

Uzdimaeva Natalia Ivanovna, candidate of legal sciences, associate professor of theory and history of state and law, National Research Mordovia State University,

Saransk.

Volkov Leonid Petrovich, master student of the Faculty of Law, National Research Mordovia State University, Saransk.

THE ROLE OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE MECHANISM OF PROTECTION AND SELF-DEFENSE HUMAN RIGHTS IN RUSSIA AND ABROAD

Abstract. The article deals with the general features and principles of the activities of international and Russian non-governmental organizations engaged in human rights activities and contributing to the restoration of violated rights and freedoms of citizens. A brief analysis of the role and place of non-governmental organizations in the implementation of the rights and freedoms of citizens in the mechanisms of protection and self-defense of rights. Identified resources of human rights protection in modern society.

Keywords: non-governmental organizations, human rights and freedoms, protection of rights, self-defense of rights, international authorities.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось тем, что как международные, так и внутригосударственные неправительственные организации стали полноценными участниками международных отношений, все более активно участвуя в обсуждении и решении вопросов мирового и регионального уровней. Так, по данным Союза международных ассоциаций, еще только в 1995 г. в мире насчитывалось уже более 16 тыс. крупных международных неправительственных организаций, то к 2013 г. их стало уже около 60 тысяч. В России же к 2011 г. сформировалось около 136 тысяч реально функционирующих неправительственных организаций, деятельность коих осуществляется в различных сферах, однако, по состоянию на 2015 г. только 61 из них имеют достаточное влияние и обладают консультативным статусом при ЭКОСОС ООН [11].

Говоря о неправительственной организации (далее по тексту - НПО) в общих чертах, отметим, что она представляет собой в качестве любого добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов неправительственные организации могут решать самые различные задачи и выполняют множество гуманитарных функций. Так, например, они могут участвовать в доведении до сведения правительств нужд и проблем людей, осуществлять публичный контроль за деятельностью

правоохранительных органов и способствовать непосредственному вовлечению общества в политическую жизнь на локальном уровне, а также, что не менее важно, принимать активную роль в решении вопросов культуры, окружающей среды и здравоохранения. Также, они призваны обеспечивать анализ и экспертную оценку проблем политического характера, выступают в качестве инструмента «раннего оповещения» в случае нарушения прав населения и ведут контроль за исполнением и соблюдением международных соглашений. Некоторые же неправительственные организации создаются со специфической целью - решения конкретных проблем в области реализации и защиты прав человека. Таким образом, весьма и весьма обширный «третий сектор», как нередко именуют НПО, своими средствами, инструментами и методами, не запрещенными законом, защищает различные интересы населения, в том числе их права и свободы [15]. НПО, занятые в данной сфере, представляют для нас наибольший интерес.

Стоит отметить, что законодательство России почти не применяет термина «неправительственные организации», при том, что он активно используется в общественно-политической и международно-правовой лексике, а также в терминологии правозащитных организаций.

Говоря непосредственно об организациях, создаваемых в целях содействия реализации общепризнанных прав и свобод человека, их можно охарактеризовать как «добровольные, самостоятельные, самоуправляемые, некоммерческие формирования неполитического характера национального, регионального и международного уровней, не учрежденные государственным органом, а образовавшиеся в результате свободного волеизъявления и по инициативе индивидуумов, объединившихся на основе общности интересов для совместной деятельности во имя защиты общепризнанных гражданских, экономических , социальных и культурных прав» [6, с. 45]. Имея в себе общие характеристики общественных объединений, к которым относятся политические партии, профсоюзы, добровольные физкультурные общества, фонды и т.д., правозащитные НПО демонстрируют ряд особых, присущих только этой

разновидности общественных объединений, черт [3, с. 87-88]. Здесь необходимо отметить, что к этой категории организаций следует относить только такие, которые ориентируют свою деятельность не на защиту корпоративных или профессиональных интересов отдельных групп лиц, а на решение социально-значимых проблем, выраженных необходимостью защиты прав человека и населения в целом, то есть тех, которые воспринимаются мировым сообществом как общепризнанные правила и находят свое отражение в международных соглашениях и в конституциях большинства стран мира, в том числе и в Конституции РФ.

В Российской Федерации ключевым принципом выделения таких организаций в особый вид общественных объединений служит закрепление гарантированных Конституцией РФ специальных фундаментальных и общепризнанных прав, которые прямо следуют принципам и нормам международного права. Их принято считать базовыми или конституционными. Говоря об этом, М. В. Баглай указывает: «Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы получающие высшую юридическую защиту» [5, с. 156-159].

Соответственно, правозащитными являются организации, которые согласно их уставам создаются с целью оказания помощи и содействия гражданам в области защиты их прав и свобод, при этом они вступают в соответствующие правозащитные отношения. Условия данной системы установлены Конституцией РФ, которая, в том числе, содержит и перечень этих прав. Определен и тот специфический набор средств и методов, которые необходимы для защиты этих прав. В то же время следует отметить, что среди институтов, на которые возложена основная ответственность за их обеспечение и защиту, к которым, в первую очередь, относятся все ветви власти, как законодательной, так и исполнительной, нет прямого указания на общественные структуры, однако это не следует считать упущением или недосмотром законодателя. Во-первых, вся Конституция

пронизана идеей права каждого на «законную самозащиту своих прав» [5, с. 158, 248].

И несмотря не отсутствие в законе прямого порядка либо указания на виды такой самозащиты, обращение в общественные организации, в том числе международные, является важнейшим и весьма эффективным способ отстаивать свои законные права. Во-вторых, с учетом постепенной, но все более актуальной в последние годы, общей тенденции к демократизации законодательства и российского общества, кажется вполне вероятным и более четкая регламентация законодателем сферы правовой защиты и самозащиты прав населением, развитие технологий реализации права на самозащиту, а также расширения и, возможно, указания непосредственно в законе соответствующих правовых и фактических средств и способов самозащиты.

Развивая предложенную ранее тему отстаивания своих прав и свобод в общественных структурах, хочется также подчеркнуть и возможность как для граждан различных государств, так и для резидентов Российской Федерации, обращаться за оказанием поддержки не только в региональные, но и в международные неправительственные организации. Следуя общепризнанным мировым стандартам, Конституция РФ предоставляет гражданам России почти полный набор прав, свойственный современному демократического обществу, определяя гарантии их соблюдения со стороны государства. Так, в качестве примера можно привести провозглашение качественно нового для российской и предшествующей советской системы права любого лица, находящегося под юрисдикцией России, прибегать к вненациональным процедурам защиты. Согласно этому, в ст. 46 Конституции РФ указывается: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Однако, следует отметить, что предпосылки к этому имели место еще в 1968 году, когда СССР подписал Пакт о гражданских и политических правах [1], ратифицировав его в 1973 г. и присоединившись к Факультативному протоколу 5

июля 1991 г. [2] Российская Федерация, продолжая обязательства СССР по этому договору, признает, как и все его участники, что права человека на гражданскую и политическую свободу, могут быть в полной мере реализованы только в том случае, если будут созданы возможности непосредственного обращения в межгосударственный орган по вопросу нарушения содержащихся в Пакте прав.

Представляется весьма уместным и интересным рассмотреть механизм применения процедур по обращению в международные НПО, в частности, выделив наиболее актуальные из них. Овладение и умение грамотно пользоваться данными процедурами является важным инструментом как для неправительственных организаций, так и для граждан. С учетом все большей глобализации и интернационализации общественной жизни, знание и умение грамотно применять не только национальные, но и международные способы защиты своих прав становится неотъемлемым элементом формирования современной правовой культуры и развитого демократического сообщества.

Переходя непосредственно к установленным формам взаимодействия с международными неправительственными организациями в сфере защиты прав и интересов населения, следует отметить право принимать и рассматривать индивидуальные жалобы, поступающие от лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения какого-либо из прав, изложенных в Пакте о гражданских и политических правах, которое государства предоставляют Комитету по правам человека [2].

Интересным инструментом является так называемая «Процедура 1503» (название процедуры соответствует порядковому номеру резолюции Экономического и Социального Совета от 27 мая 1970 г., каким она была утверждена. ). Она дает возможность жертвам нарушенных прав обратиться за помощью в органы ООН. Реализуется такая процедура зачастую через посредничество неправительственных организаций, так как в этом случае жалобы должны касаться не частных случаев, а ситуаций, когда имеет место массовое нарушение прав населения и затронуты интересы большой группы людей [14].

Говоря об эффективности данной процедуры, отметим, что анализ деятельности НПО в международной системе защиты прав человека в последние годы продемонстрировал весьма положительную статистику: например, были представлены доклады, подготовленные специальными представителями для расследования положения в области прав человека в Афганистане, Боливии, Гаити, Гватемале, Иране, Сальвадоре, Чили. Практически все они базировались на данных от неправительственных организаций этих стран.

В качестве следующего инструмента можно выделить линию прямой связи Организации Объединенных Наций по вопросам нарушения прав человека. Она была создана в 1996 г. и представляет собой круглосуточную факсимильную связь, которая дает возможность Центру по правам человека ООН в Женеве следить за чрезвычайными ситуациями в области прав человека и иметь возможность оперативного на них отреагировать. Примечательно, что эта линия открыта не только для неправительственных организаций, но и для самих жертв нарушения прав человека.

Немаловажной инстанцией, в которую можно обратиться за содействием по защите своих прав, является и Европейский Суд. В соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод был учрежден контрольный механизм, который рассматривает жалобы любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые полагают, что государствами, гражданами которых они являются, были нарушены указанные в Конвенции права. Положителен тот факт, что во всех странах мира все большее количество людей начинает прибегать к использованию этих возможностей [7].

К сожалению, в России сегодня немногие знают о возможностях обращения в Европейский Суд по правам человека, либо же находят данную процедуру излишне сложной для реализации. Однако, неправительственные организации России овладевают этим новым направлением своей деятельности, поэтому граждане готовы воспользоваться их помощью в ознакомлении с этой процедурой вне государственной защиты. Тем не менее, следует вспомнить, что отныне Россия оставляет за собой права не исполнять обязательные в общем порядке

решения ЕСПЧ, если те противоречат конституции, что несомненно оставляет некоторые пробелы и «пути отхода» для предполагаемого нарушителя прав в резонансных делах. Так, данное решение Конституционный Суд РФ вынес в связи с рассмотрением в Европейском суде резонансного дела ЮКОСа.

Важно подчеркнуть, что правозащитные организации и граждане могут прибегнуть и к другим, не указанным в статье, процедурам при необходимости защиты законных прав и свобод.

Среди великого множества существующих на данный момент правозащитных организаций как в России, так и за рубежом, выделяются некоторые, чья деятельность представляет для нас наибольший интерес в свете актуальных и резонансных в последнее время тенденций общественной и политической жизни. Так, например, одной из них является Московская Хельсинская группа (далее по тексту - МХГ) - старейшая из ныне действующих в России НПО, созданная в 1976 году в Москве. Целью организации, в первую очередь, является содействие соблюдение прав человека и способствование построению демократии в России. Так, в частности, в 2016 г. сотрудники и эксперты Группы вели постоянный мониторинг планируемых и разрабатываемых изменений законодательства Российской Федерации с целью выявления возможной угрозу правам и свободам человека. Также, организация проводила мероприятия по усилению вовлечения граждан во взаимодействие с государственными органами, в том числе общественный контроль над последними. Сюда, к примеру, относится кампания «Гражданин и полиция», призванная осуществить переход к партнерской модели отношений между населением и МВД и укрепить общее доверие к институту полиции в стране. Немаловажным элементом является и деятельность МХГ в формировании правовой культуры и правовом просвещении в области прав человека [9; см. также: 12, с. 181; 13].

В качестве другой НПО, активно занятой в сфере реализации законных и неотъемлемых прав граждан, можно привести в пример Фонд Защиты Гласности (далее по тексту - ФЗГ). В условиях необходимости сохранить открытое и

свободное правовое пространство, Фонд способствует демократизации информационной среды, формирует более защищенный и независимый СМИ как институт гражданского общества. Сотрудники Фонда ведут мониторинг нарушений прав журналистов и оказывают практическую помощь жертвам неправомерных действий. Ежегодно и ежемесячно ФЗГ выявляет тысячи и сотни случаев давления и воздействия на журналистов и работников средств массовой информации [10].

Подводя итоги, отметим, что неправительственные организации приобретают все большую роль в мировом сообществе, оказывая значительное влияние на различные сферы международных отношений. Особенно заметно проявляется роль НПО в международном сотрудничестве в сфере защиты прав населения и оказания содействия гражданам при восстановлении их нарушенных прав в частном порядке. В то же время формы участия данных организаций в деятельности созданных для этого международно-правовых и национальных механизмов постоянно совершенствуются, расширяются и становятся все более эффективными, представляя собой важнейший способ по содействию признания каждым государством в отдельности всеобщего принципа уважения прав человека, а также приведению национального законодательства в сфере защиты прав и свобод человека к признанных международным сообществом стандартам.

Библиографический список

1 О гражданских и политических правах : Междун. пакт от 16 дек. 1966 г. // Бюллетень Верхов. Суда РФ. - 1994. - № 12.

2 Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Права человека: сборник международных договоров. ООН. - Нью-Йорк: Изд-во ООН, 1989. - 474 с.

3 Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской федерации: конституционно-правовые основы / С. А. Авакьян. - М. : Рос. юрид. изд. дом, 1996. - 243 с.

4 Актуальные проблемы деятельности международных организаций. Теория и практика. - М.: Междунар. отношения, 1982. - 351 с.

5 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай : учебник для вузов / М. В. Баглай. - М. : Норма, 2018. - 976 с.

6 Головин А.Ю. К вопросу о деятельности неправительственных правозащитных организаций по обеспечению культурных прав граждан и их взаимодействию с органами внутренних дел / А. Ю. Головин, А. Н. Морозова // Известия Тульского государственного университета. - Вып. 2. - Ч. II. - Тула : Изд-во ТулГУ, 2013. - С. 45-62.

7 Григорьев А. И. Перспективы сотрудничества Российской Федерации с Европейский судом по правам человека / А. И. Григорьев // Теория и практика судебной экспертизы. - 2012. - № 3 (27). - С. 102-110.

8 Обзор роли и деятельности неправительственных правозащитных организаций: доклад международной конференции неправительственных правозащитных организаций стран Центральной и Восточной Европы. - Любляна, 11-13 ноября 1994 г. - М. : Права человека, 1995. - 126 с.

9 Отчет о деятельности Московской Хельсинской группы в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа -https://mhg.ru/sites/default/files/files/otchet-deyatelnost-mhg-2016.pdf

10 Результаты мониторинга ФЗГ за ноябрь 2017 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.gdf.ru/graph/item/1/1535

11 Список российских неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС ООН. Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа -http://www.mid.ru/rossia-nepravitel-stvennye-organizacii-i-oon/-/asset publisher /aLRfN6MT9msV/content/id/1953138

12 Уздимаева Н. И. Право на самозащиту и механизм его реализации: монография / Н.И. Уздимаева. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. - 236 с.

13 Уздимаева Н. И. Международные и российские неправительственные организации в системе правовой самозащиты / Н. И. Уздимаева // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 6. - С. 133-138.

14 Хазова В. Е. Роль международных организаций по защите прав и свобод человека / В. Е. Хазова, Ф. Л. Дорожко, В. Г. Ищук // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2016. - № 1. - С. 86-90.

15 Шутько Д. В. Защита прав и свобод человека международными неправительственными организациями / Д. В. Шутько // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. - М. : Отделение общественных наук РАН, ИГП РАН, Институт философии РАН, 2009. - С. 339347.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.