Научная статья на тему 'Деятельность детских неправительственных правозащитных организаций России и Великобритании (Англии): состояние, проблемы, перспективы'

Деятельность детских неправительственных правозащитных организаций России и Великобритании (Англии): состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / CHILD / ДЕТИ / CHILDREN / ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / CHILDREN PROTECTION / ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / CHARITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивлева Т.В., Баева Р.Р.

В статье описывается деятельность детских неправительственных правозащитных организаций России и Великобритании (Англии). Авторы акцентируют внимание на законодательной базе, закрепляющей и регулирующей деятельность гражданского общества России и Великобритании (Англии), непосредственно самой деятельности правозащитных организаций и их взаимодействию с государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF CHILDREN'S NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS (NGO) IN RUSSIA AND THE UNITED KINGDOM (ENGLAND)

The activities of children's non-governmental organizations (NGO) in Russia and the United Kingdom (England) are described in this article. The authors focus on the legislative framework of children’s NGO, their activities and collaboration with the state’s bodies.

Текст научной работы на тему «Деятельность детских неправительственных правозащитных организаций России и Великобритании (Англии): состояние, проблемы, перспективы»

Федерации. Дисс. на соиск. ученой степени канд.юр.н. М. 2004.

2. Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2011.

3. Конституция Российской Федерации - М.: ИНФРА-М, 2010.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001. №195-ФЗ (с поел. изм. и доп. от 1 декабря 2012. №212-ФЗ) // Российская газета. 2012. №256. Основы миграционной политики: Учебное пособие / Под общ. Ред. И.Н. Барцица. Отв. ред. Т. С. Иларионова. - М.: Изд-во РАГС, 2009. Решение Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2004. «О Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции» от 16.09.2004 .//Бюллетень международных договоров. 2005. №3.

5. Соболев И.Д. Легализация иностранных граждан в Российской Федерации. Автореф на соиск уч. степ.к.ю.н. М. 2009.

6. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 06.03.1998. // Бюллетень международных договоров. 1999. №8.

7. Федеральный закон РФ от 25.07.2002. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30.Ст.3032.

Федеральный закон от 19 мая 2010. №86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». // Российская газета. 2010. 21 мая.

8. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. - М., Юридическая фирма «Контракт», 2008.

Т. В. Ивлева., P.P. Баева

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (АНГЛИИ): СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье описывается деятельность детских неправительственных правозащитных организаций России и Великобритании (Англии). Авторы акцентируют внимание на законодательной базе, закрепляющей и регулирующей деятельность гражданского общества России и Великобритании (Англии), непосредственно самой деятельности правозащитных организаций и их взаимодействию с государством.

Ключевые слова: ребенок, дети, право на объединение, защита детей, правозащитные организации, неправительственные организации, гражданское общество.

Т. V. 1\'1е\>а., К К Вауега

THE ACTIVITIES OF CHILDREN'S NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS (NGO) IN RUSSIA AND THE UNITED KINGDOM (ENGLAND)

The activities of children's non-governmental organizations (NGO) in Russia and the United Kingdom (England) are described in this article. The authors focus on the legislative framework of children's NGO, their activities and collaboration with the state's bodies.

Key words: child, children, children protection, charities, non-governmental organizations, civil society.

Законодательная база,

закрепляющая и регулирующая деятельность гражданского общества России и Великобритании (Англии).

Россия.

Право каждого на объединение в России является конституционным и

закреплено, прежде всего, в статье 30 Конституции РФ.

Рассматриваемое нами право включает в себя1.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - М.: Проспект, 49

- право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

- право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;

- право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

В Великобритании (Англии) право на объединение, точнее «право на свободу ассоциации с другими», закреплено в статье 11 Приложения 1 Закона о правах человека (HumanRightsAct), 1998. В отличие от России, конституционное право граждан на объединение в Великобритании (Англии) включает в себя: право создавать и присоединяться к ассоциациям для защиты своих интересов2.

Общественные объединения

граждан в России могут создаваться в форме3 общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности,

политической партии. Некоммерческая организация (НКО) - это еще один термин для обозначения общественного объединения, используемый в нашей стране.

Великобритания (Англия).

В Великобритании (Англии) «право на свободу ассоциации с другими» может быть реализовано в следующих формах4поп for - profitorganization (NFPO) (неприбыльная, некоммерческая

организация, цель которой не направлена на извлечение прибыли); поп

2010. С. 168.; Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Юрист, 2003. С.194; Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Российская газета. 1995.№ 100. С.1.

2Н1тш11^1118Ас11гот Э'^ЫоуетЬег 1998 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.legislation.gov.Uk/iikpga/l 998/42 (Дата

обращения: 13.08.2011).

'федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях». //Российская газета. 1995. №100. ст.7.

4 Иванова И.Ю., Либоракина М.И., Толмасова А.К.

Проблемы налогового режима для благотворительности и негосударственных некоммерческих организаций и перспективы его изменения. Налогообложение российских некоммерческих организаций: теория и практика. -М.: МОНФ,2004. С.38.

_№1 (31) 2013

governmentalorganization (NGO)

(неправительственная организация);

privatevoluntaryorganization (PVO) (частная добровольная организация);

civil social organization (С SO) (гражданская социальная организация); charity (благотворительная организация).

В связи с тем, что в каждой стране существует своя терминология обозначения общественных объединений граждан, в теории и практики международного права используется общепринятый термин для всех указанных выше форм неправительственная организация (НПО или NGO (в перевод.с англ. яз.). Данный термин употребляется как в России, так и в Великобритании (Англии). Поэтому в настоящей статье понятие

«неправительственная организация»

используется как тождественное понятиям «общественное объединение»,

«общественная организация»,

«некоммерческая организация»,

«неправительственная организация» и др.

Деятельность отдельных детских неправительственных правозащитных организаций России и Великобритании (Англии).

Россия.

В России насчитывается более 360 тыс. негосударственных организаций. Из них реально действует примерно 38%, то есть 136 тыс.5

Известными неправительственными правозащитными объединениями в России, занимающимися защитой прав, в том числе детей, являются: РОО «Право ребенка» (Москва), Комитет «За гражданские права» -(Москва), «Дзержинский правозащитный центр» (Нижегородская область), «Центр содействия реформе уголовного правосудия» (Москва), Молодежное правозащитное движение (МПД) (Воронеж), Московская хельсинкская группа (Москва), Ассоциация «Нет насилию» (Москва) и другие.

Указанные детские

неправительственные организации работают как непосредственно с детьми, так и с

5 Мерсиянова И.Е. Тенденции развития гражданского общества (по результатам эмпирических исследований). -М.: ГУ-ВШЭ. 2010. С.12.

учреждениями, в которых они находятся.Они представляют интересы детей в государственных органах и защищают их права в суде, оказывают просветительскую деятельность и даже пытаются лоббировать законопроекты, в наибольшей степени учитывающие потребности маленьких граждан.

Большинство детских

правозащитных объединений сосредоточено в г.Москве. В регионах России НПО ведут менее эффективную работу. Одна из причин этого - нехватка специалистов, недостаточность знаний, умений и навыков работы в правозащитных НПО.

В Республике Башкортостан (РБ) зарегистрировано 70 детских и молодежных общественных объединений: Пионеры Башкортостана, Союз Демократической молодежи, Скауты г.Уфы,

«Исследовательский центр прав человека и гражданских инициатив» и другие, которые насчитывают около 275 тысяч членов.

В уставах многих из них прописаны положения о предоставлении правовой помощи детям и реализации их интересов. На практике такую помощь оказывают лишь немногие объединения6.

В последнее время наблюдается увеличение числа неправительственных правозащитных объединений в Республике Башкортостан . К сожалению,

количественный рост детских и молодежных организаций не влияет на качество оказываемых ими услуг, особенно в сфере защиты прав ребенка.

Великобритания (Англия).

Наиболее известными детскими правозащитными организациями

Великобритании (Англии) являются: "Save the Children" («Спасите детей») (Англия), CRAE (Союз прав детей Англии») (Англия), объединяющая 3 80

волонтерских организаций, «Radda Barnen» (Шотландия) и другие.

0 По данным Министерства молодежной политики и спорта РБ. По состоянию на 01 сентября 2011 года.

7 Лобанова Т.В., Утяшев М.М. Механизм зашиты прав ребенка в России и Великобритании: сравнительный анализ. / Т.В. Лобанова, М.М. Утяшев. Монография. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С.93.

Сведения о той или иной неправительственной организации

Великобритании ребенок может найти на сайте в Интернете (www.crae.org.uk, www.savethechildren.org.uk и другие), где подробно изложены цели и задачи ее деятельности, информация о членстве, порядок финансирования, финансовая отчетность, главные достижения и другое.

В распространении подобной информации велика роль СМИ, рекламных щитов города, а также самих волонтеров, которые регулярно приходят в учебные заведения и проводят тренинги по правовому просвещению детей.

Информацию о том, какую помощь необходимо оказать детям,

неправительственные организации

получают сами или от органов местной власти.

Особенности взаимодействия

гражданского общества и государства.

Россия.

Несмотря на то, что в 1996г. в России был издан Указ «О некоторых мерах государственной поддержки

правозащитного движения в РФ», в настоящее время неправительственные правозащитные объединения нашей страны, в том числе детские, не удовлетворены поддержкой государства. Это видится ими в несовершенстве законодательства,

регулирующего деятельность НПО и недостаточной материальной помощи со стороны государства.

Действительно, отношения

правозащитных организаций с органами государственной власти в России носят явно ассиметричный характер. Органы государственной власти, за редким исключением, не обращаются к правозащитным организациям с просьбой осветить ту или иную проблему. В большинстве случаев инициатива исходит от самих правозащитных организаций, которые пытаются, используя доступные им каналы, довести свою точку зрения до власти. Как правило, это является реакцией, чаще запоздалой, на тот или иной проект закона, указа, постановления, ущемляющих, по мнению лидеров

правозащитных организаций, интересы и права детей'4.

Несмотря на старания нашего государства поддержать финансово деятельность неправительственных

правозащитных организаций, средства, выделяемые из бюджета страны, явно недостаточны.

Что касается благотворительной помощи граждан, то они оказывают ее НПО неактивно, сомневаясь в целевом использовании денежных средств9. Об этом же сказано и в Докладе о состоянии гражданского общества в РФ за 2010 год: «россияне не верят, что их пожертвования бескорыстны»10. Согласно данным этого же отчета Россия находится на 138 из 153 мест с общим показателем вовлеченности населения в благотворительную деятельность на уровне 18%.

Во всем мире для недоверчивых граждан существуют годовые отчеты благотворительных и некоммерческих организаций, в которых они отчитываются о проделанной ими работе, потраченных денежных средствах и их целевом использовании, указывая источник финансирования. Российский «третий сектор» создает подобные отчеты не активно.

Что касается современного российского законодательства, то оно не способствует развитию правозащитных организаций в России и делает их вынужденными субъектами

налогообложения, а также создает дополнительные препятствия в создании НПО, усложняя процедуру их регистрации, вводя новые требования для них.

Кроме того, в России для неправительственных организаций не предусмотрена система льгот и особый налоговый режим. Все они являются плательщиками налога на прибыль.

8 Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики./ Под ред. Ф.М. Рудинского. /Ф.М. Рудинский. Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2004. С.401.

9 Коныгина Н. Л. Помог? Отчитайся! // Российская газета. - 2007. № 133. С.12.

10 Общественная палата Российской Федерации Доклад о

состоянии гражданского общества за 2010. - М.:

Общественная палата, 2010. С. 16.

Великобритания (Англия).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Великобритании (Англии) действует более 60 тыс. таких негосударственных организаций11.

Бюджет негосударственных

организаций Великобритании формируется из пожертвований, подарков, грантов, наследства, доходов от продаж и других поступлений12. Это можно увидеть на примере организации «Спасите детей».

В 2010 году «Спасите детей» получила £ 291.5 млн. или около 14,6 млрд. руб., в том числе13.

- 22 % - пожертвования и подарки (donationandgifts) £ 64.6 млн.

- 57 % - гранты (grants) £ 165.5 млн.;

- 5 % - наследство (legacies) £ 14.7 млн.;

- 12 % - подарки (giftinkind) £ 35.2 млн.;

- 3 % - доходы от продаж (retail) £ 8.0 млн.;

- менее 1 % - инвестиции (investments) £ 1.3 млн.;

- менее 1 % - другие поступления (other) £ 2.2 млн.

Интересно то, что пожертвования поступают в британские общественные организации по завещанию граждан в порядке наследства. К доходам от продаж можно отнести поступления денег от товаров, выпускаемых самой организацией (футболки, кружки, ручки и др.), а также от реализации продуктов питания.

Большой процент поступлений в британские НПО (NGO) составляют денежные средства от грантов, в том числе, Правительства Великобритании. Так, в 2011 году на определенные Правительством цели было выделено 40 млн. фунтов, в 2010 - 21 млн. фунтов, 2009

- 16 млн. фунтов14. По-сравнению с восьмидесятыми годами, финансирование «третьего сектора» увеличилось на 400 %.

11 Бут Ш. Д. Гражданское общество и государство. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. С. 15.

12 Maidment D. Human rights & NGOs: Getting it right in Russia. -London,2004. C.13.

13 Finances in 2010[Элекгронныйресурс]. / World's leading independent organization for children «Save the Children». Режим доступа: http://www.savetliecliildren.org.uk/en/101.htm( Дата обращения: 29. 08.2011).

14Children, Young People and Families Grant Programme awards for 2006/9 [Электронныйресурс] .Режим доступа: http://www.everychildniatters.gov.uk/_files/webpageawards. doc(flaTa посещения: 28. 05.2011). 52

Относительно налогообложения неправительственных организаций в Великобритании (Англии) можно сказать следующее: они пользуются

значительными налоговыми льготами, а именно, не платят налог на прибыль, получаемую от торговой деятельности, если она направлена на благотворительные цели. Это касается и пожертвований.

Почти каждый третий англичанин вовлечен в деятельность какой - либо общественной организации или является ее волонтером. Заниматься волонтерской и благотворительной деятельностью в Великобритании (Англии) очень престижно.

По данным Национального совета волонтерских организаций (1МСУО) и Фонда помощи благотворительных организаций (СЬапйезА1ёРоипёайоп)

52,2% взрослого населения

Великобритании делает денежные пожертвования благотворительным

организациям. Сумма пожертвования в среднем равна £14,17 с человека в месяц15.

Таким образом, негосударственный и общественный сектор в Великобритании работают совместно с местными органами власти (Ьос^АиЙюгШев), социальными службами (Боаа^егасез), органами здравоохранения (НеакИАиЙюпЦез) и образования (ЕёисайопБерагйпеЩз). В Великобритании созданы благоприятные условия для деятельности всех неправительственных организаций, в том числе и тех, которые защищают интересы детей. Они работают вместе с Правительством и совместными усилиями строят гражданское общество16.

ВЫВОДЫ*

1. Право на создание и вступление в детскую неправительственную

правозащитную организацию

предусмотрено статьей 30 Конституции РФ, а также статьей 11 Приложения 1 Закона о правах человека (НитапЕ^^Ас!:), 1998 Великобритании (Англии).

15Тамже.С.8.

10 McAuley М. Human rights & NGOs: Getting it right in Russia. - London, 2004. C.15. Выводы сделаны T.B. Ивлевой

2.Первая в мире неправительственная организация по защите прав детей «Спасите детей» («БауеШеСЫЫгеп») появилась в Великобритании (Англии) в 1919 году как реакция общества на кризисное состояние в Европе после Первой Мировой войны.

3 .Детские неправительственные правозащитные организации являются эффективными институтами защиты прав ребенка, так как представляют собой средство защиты, доступное взрослым и детям.

4. На настоящий момент неправительственные правозащитные объединения нашей страны, в том числе детские, не удовлетворены поддержкой государства. Одна из проблем общественных организаций в России -финансовая. Спонсорская помощь чаще всего отсутствует или не доходит до решения проблем. Что касается благотворительной помощи граждан, то они оказывают ее неактивно, сомневаясь в целевом использовании денежных средств. Кроме того, чтобы зарегистрировать общественную организацию в России, необходимо собрать огромное количество документов и пройти долгую процедуру регистрации. В Великобритании (Англии) иначе. Здесь общественные организации работают вместе с Правительством и совместными усилиями желают построить гражданское общество.

5.В отличие от России, деятельность некоммерческого (негосударственного) сектора Великобритании (Англии) может осуществляться без регистрации. Также британские правозащитные организации наиболее активно лоббируют интересы детей в Парламенте страны.

6. Финансирование британских НПО осуществляется за счет грантов, в том числе, Правительства Великобритании, пожертвований граждан и их наследства, а также за счет собственных денежных средств, полученных от их активной торговой деятельности (продажа футболок, кружек, ручек и др.), в том числе, совместных коммерческих проектов с крупнейшими пищевыми корпорациями Англии. Например, с корпорацией реализующей чай Т\¥11М1Ы08.

7. Почти каждый третий англичанин вовлечен в деятельность какой-либо общественной организации или является ее волонтером. Заниматься волонтерской и благотворительной деятельностью в Великобритании (Англии) очень престижно.

8. Несмотря на множество проблем, с которыми сталкиваются правозащитные организации России, они продолжают создаваться и действовать, во многом благодаря альтруизму и энтузиазму россиян, реализующих свое конституционное право на объединение.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ*

1. Для более эффективной деятельности НПО в России требуется внести в Федеральный закон от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» изменения, облегчающие процедуру регистрации организаций и упрощающие систему их отчетности.

2. В целях установления эффективного взаимодействия государства и общества в вопросах защиты прав ребенка необходимо:

- создать в каждом регионе страны систему контроля гражданского общества за соблюдением прав детей, находящихся в различных социальных учреждениях. Указанная система должна сотрудничать с уполномоченными по правам ребенка и Общественными палатами регионов и РФ.

Данная система повысит значимость деятельности НПО в обществе при решении детских проблем.

- обеспечить уполномоченных по правам человека, чиновников и депутатов, ведущих общественные приемы, информацией о том, какие детские НПО существуют в том или ином регионе, а также о видах их деятельности.

Информированность уполномоченных и государственных деятелей позволит последним

своевременно привлекать НПО для решения конкретных детских проблем, а

Предложения сделаны Т.В. Ивлевой и являются положениями, выносимыми на защиту диссертации насоисканию доктора юридических наук.

также информировать граждан о наличии соответствующих общественных

организаций в случае их обращения за помощью в «общественные» приемные.

Такая ситуация разом решит следующие проблемы НПО: отсутствие «информированности», «прозрачности» и эффективного взаимодействия с государством.

на законодательном уровне обеспечить общественной экспертизой все законопроекты, принимаемые в сфере детства. Для этого необходимо разработать механизм участия институтов

гражданского общества в процедуре принятия законов.

предусмотреть законные основания привлечения общественности и волонтеров для решения проблем детства путем предоставления им возможности на контрактной основе работать в аппарате уполномоченного по правам ребенка, органах опеки и попечительства и др.

Приняв на государственном уровне соответствующие меры для эффективной деятельности НПО, Россия сможет достичь того уровня охраны и защиты детства, который существует за рубежом. «Тот высочайший в ряде государств уровень охраны детства, укрепления семьи, которого они достигли, прежде всего, связан с развитием институтов общественного контроля, а не с тем, что в какой-то момент государство поумнело и решило все эти функции принять на себя»17.

Пристатейный

библиографический список:

1. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики./ Под ред. Ф.М. Рудннского. / Ф.М. Рудннскнй. Монография. - Волгоград: ВА МВД России, 2004.

2. Иванова И.Ю., Либоракина М.И., Толмасова А.К. Проблемы налогового режима для благотворительности и негосударственных некоммерческих организаций и перспективы

17 Медведев Д.А. Вступительное слово на встрече с членами и экспертами Общественной палаты РФ, 30.11.2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rost.rn/officiaV2007/l 1/300000_11878. вЬ^. (Дата обращения: 14.08.2011).

его изменения. Налогообложение российских некоммерческих организаций: теория и практика. - М.: МОНФ. 2004. 3. Лобанова Т.В., Утяшев М.М. Механизм защиты прав ребенка в России и Великобритании: сравнительный анализ. / Т.В. Лобанова, М.М. Утяшев. Монография. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2007.

4. Мерсиянова И.Е. Тенденции развития гражданского общества (по результатам эмпирических исследований). - М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

5. Федеральный закон от 19.05.1995. №82-

ФЗ «Об общественных объединениях».ст.7. // Российская газета. 1995. №100.

6. Ма1с1теЩВ. Ниташ^Ыз&КООз:

¡п Кл^а.Ьогккт, 2004.

А. И. Хуснутдинов

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ИНТЕРНЕТЕ

Актуальность данной статьи обусловлена тенденциями в области информатизации всех сфер жизни. Проблемы, встающие перед обществом, носят системный характер и являются следствием обострившихся противоречий между личными и общественными интересами. Автор исследует правовые аспекты обеспечения безопасности персональных данных в Интернете и выступает с предложениями по совершенствованию механизмов реализации конституционных гарантий на неприкосновенность частной жизни.

Ключевые слова: Конституционные гарантии, неприкосновенность частной жизни, персональные данные, интернет.

A.I. Khusnutdinov

REALISATION OF THE CONSTITUTIONAL GUARANTEES ON PRIVACY AND SECURITY OF PERSONAL DATA IN THE INTERNET

The topicality of the given article is conditioned by the trends in the sphere of informatisation of all spheres of life. Problems arising before the society have the systemic character and are consequences of sharpened controversies between private and social interests. The author analyses legal aspects of personal data security and put forward propositions of perfection of constitutional guarantees on privacy realisation mechanisms.

Key words: constitutional guarantees, privacy, personal data, the Internet.

В современных условиях, все большее число прав человека получает свое развитие благодаря процессам

информатизации. Важность этих процессов для государства очевидна как для стороннего, так и для вовлеченного наблюдателя, в первую очередь, из-за беспрецедентного внимания к

информационным технологиям на всех уровнях государственной власти, да и в самом обществе. У всех на слуху слова «инновации», «модернизации», «электронное правительство», «информационное

общество» «информационная безопасность», они постоянно фигурируют в выступлениях первых лиц государства, их можно

услышать на множестве научных конференций, семинаров.

Значимость указанных выше явлений для государства проявилась и в активизации работы по принятию нормативных актов программного характера, призванных стать концептуальными основами государственной политики в сфере развития информационных технологий.

К таким документам можно отнести «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации», утвержденную Президентом РФ 9 сентября 2000г., Федеральный закон «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006г, «Стратегию развития 55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.