Научная статья на тему 'Особенности функционирования неправительственных организаций в России'

Особенности функционирования неправительственных организаций в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1167
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Громова А. В.

В статье рассматривается история развития и особенности функционирования неправительственных правовых организаций (НПО) в России, дается краткая характеристика их печатных изданий и определяется их роль в общественной и политической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of nongovernmental organizations and its press in social and political life of Russia

The article gives an overview of the history and work of nongovernmental organizations (NGO) in Russia. It also deals with description of its press and the role of NGO and press in social and political life of the country.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования неправительственных организаций в России»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

А.В. Громова

Кафедра теории и истории журналистики Российской университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, РФ

В статье рассматривается история развития и особенности функционирования неправительственных правовых организаций (НПО) в России, дается краткая характеристика их печатных изданий и определяется их роль в общественной и политической жизни страны.

В настоящее время в России действует значительное число организаций, относящихся к типу некоммерческих объединений и неправительственных организаций (НПО). Их деятельность чрезвычайно важна, так как, являясь элементами гражданского общества, они выступают в качестве субъектов независимого анализа деятельности государственных органов власти в проблемных для общества сферах. НПО получили второе название - "третий сектор". Этот термин является на сегодняшний день общепризнанным в мировой практике обозначением некоммерческих, благотворительных инициатив (первый сектор - государственный, второй сектор - коммерческий). Отдельные из подобных организаций, основанных в бывших республиках СССР, финансируются из-за рубежа и преследуют цели, противоречащие национальным интересам. В данной работе предпринята попытка рассмотреть современное положение НПО в России, провести анализ действующего законодательства в данной сфере, описать методы работы и определить характер информационной политики НПО.

Необходимо отметить, что в последнее время вышло достаточное количество материалов и книг по данной тематике, однако специального исследования деятельности СМИ НПО не предпринималось.

Согласно Федеральному закону РФ "О некоммерческих организациях", некоммерческой организацией является организация, не имеющая своей целью извлечение прибыли из своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [1]. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе 1995 г. понимается организация, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. При этом действовать на территории России подобная организация может только через свои структурные подразделения, которые подлежат обязательной государственной регистрации.

К НПО можно отнести организации социальной помощи и взаимопомощи, экологии и правозащитные, женские и молодежные движения, научные, культурные и этнические сообщества, исследовательские и просветительные центры, профессиональные и предпринимательские объединения, клубы по

интересам, благотворительные институты и ресурсные центры. Исходя из задач данной работы, интерес представляют лишь правовые и политические организации, поэтому предлагается ограничиться ими при анализе печати НПО.

Характеризуя общий статус организаций в России, можно сделать довольно противоречивые выводы, отчасти объясняющие специфику взаимоотношений государственных органов власти и некоммерческих организаций: на НПО, с одной стороны, возлагаются большие надежды в процессе становления России как демократического правового государства, в реформировании социальной сферы, но достижение этих результатов путем регулирования деятельности организаций осуществляется методом проб и ошибок. Ситуацию в значительной степени усложняет таюке обилие НПО и отсутствие культуры и опыта общения между НПО и государственными органами.

Исходя из анализа действующего российского законодательства о неправительственных организациях, можно сказать, что законодательная основа для деятельности НПО до 2005 г. была относительно нечеткой. Пункты 1,2 ст. 30 Конституции Российской Федерации закрепляют право граждан "на объединение, право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов" [2]. Таким образом, государство гарантирует свободу деятельности негосударственных объединений. В 1990 г. был принят закон "Об общественных организациях", вызвавший бурный рост их числа. Более детально порядок реализации гражданами права на объединение был закреплен федеральным законом "Об общественных объединениях" 1995 г. и законом "О некоммерческих организациях", который был дополнен поправками в 2006 г.

Закон выделяет несколько групп неправительственных организаций. Допускается регистрация объединений граждан в пяти организационноправовых формах: общественная организация, общественное движение, общественное учреждение, общественный фонд, орган общественной самодеятельности [3], каждая из которых обладает рядом особенностей. На основании некоторых формальных признаков выделяются политические и религиозные объединения, а также объединения национальных меньшинств.

Правозащитник Александр Сунгуров в статье "Функции политической системы в процессе российского транзита: 1991-2001 гг." [15] приводит следующую классификацию НПО. Во-первых, организации, фокусной группой которых являются сами ее члены, например, клубы по интересам и организации взаимопомощи. Во-вторых, организации, ориентированные на решение определенных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов. Здесь таюке выделяются два вида: НПО социальной направленности и НПО защиты экологии и культуры. В-третьих, правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие группы гражданского контроля, включающие и контроль за действием исполнительной власти, например, ее карательных структур, и контроль за процедурой выборов и т.д. Наконец, последний, четвертый класс НПО состоит из возникающих в последнее время "инфраструктурных" НПО, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций в самом широком смысле. Сюда входят и организации, специализирующиеся на правовом обеспечении НПО; и организации, совмещающие исследовательскую и образовательную деятельность; и центры поддержки НПО, возникшие на основе целевых грантов

иностранных фондов. К этому же классу относятся и НПО, которые условно можно назвать организациями гражданских инициатив, ставящие своей целью содействие становлению гражданского общества в регионе или содействующие партнерским отношениям общества и власти.

История развития независимых неправительственных организаций в России в целом начинается в период горбачевской перестройки. Именно тогда, в 1986-1987 гг., началось бурное развитие так называемых "неформальных" организаций, которые возникли спонтанно, по инициативе отдельных граждан.

Отметим, что главным механизмом контроля за деятельностью общественных организаций в советский период (как, впрочем, и контроля за деятельностью государственных организаций) было согласование кандидатур

гт1>лт>лгг1тггагтат| аучпп ттгтпптти»^х г» ппумтчутгт1г гл-г гг/^ъ V ллл'глл'тл'гпх/тгитюгл хтлпттп

ир1 сии'юсицпди и иаришпил лишт^1ал 1 1^1 иу ^ у ^иипЯ.

Даже руководители низовых ячеек обществ филателистов или Охраны памятников природы утверждались на заседаниях партбюро соответствующих организаций - институтов, школ или заводов.

В начальный период перестройки самодеятельные организации стали возникать в сфере досуга, т.е. фактически какое-то оформление получали уже сложившиеся ранее группы, затем стали возникать и объединения с более гражданским звучанием. Прежде всего, это были экологические организации, одной из главных мишеней критики которых было строительство Ленинградской дамбы. Близко к ним находились и организации, заботившиеся о сохранении не столько природной, сколько культурной среды обитания человека. Примером последних может считаться группа Спасения памятников архитектуры, возникшая в Ленинграде в 1986 г. Наиболее известной ее акцией стал первый публичный митинг на Исаакиевской площади, состоявшийся в связи с началом разрушения гостиницы Англетер, знаковой для культуры города и страны. Ленинградский межпрофессиональный клуб "Перестройка", ставивший своей целью "содействие партийным и государственным органам города в реализации идей перестройки в реальной жизни", носил уже общественно-политический характер. Большой толчок к развитию НПО в СССР дал закон "Об общественных о&ьединениях" (1990 г.). За год число организаций выросло в 4 раза.

Постепенное и естественное развитие процесса формирования НПО в России получило существенное ускорение в течение 1996-1998 гг. в результате реализации программы американского консорциума ряда организаций по развитию ресурсных центров для НПО в российских регионах. В итоге в ряде регионов функции ресурсных центров стали выполнять уже завоевавшие авторитет местные организации третьего сектора, в других - гранты получили структуры, связанные со старыми, "доперестроечными" организациями, пытавшимися встроиться в современную ситуацию, в третьих - их получили отдельные граждане. Иван Расчетов в статье "Негосударственные организации отмывают капиталы, а помогают по остаточному принципу" пишет: "Большая часть денег, которая выделяется на работу тех или иных НПО, будь то "антикоррупционная сеть" или организации, способствующие построению местного самоуправления - поглощается самими грантодателями. Прямая польза от их усилий трудно поддается подсчету” [18]. Таким образом, по целеполаганию НПО можно классифицировать следующим образом: ставящие перед собой цель изменения политического строя, развитие гражданского общества в России и

преследующие цель личного обогащения за счет выделяемых иностранными структурами средств.

Именно чрезмерное вмешательство западных структур во внутриполитические дела России через финансирование НПО стала одной из причин последних изменений в законодательстве. Местные НПО и их СМИ сыграли значительную роль в проведении так называемых "цветных революций" в странах - бывших республиках СССР. Отличие "цветных революций" от "бархатных" бескровных переворотов XX в. в странах Восточной Европы заключается в ротации элит вместо изменения модели государственного и социального развития. По сути, западные институты финансируют приход через переворот к власти лояльных политиков. НПО и их СМИ готовят почву для этой смены, поэтому логичными является противодействие этому процессу российских властей, в том числе и в законодательной сфере.

Последние изменения в законодательстве, регулирующем деятельность НПО, касаются нескольких федеральных законов. Были внесены уточнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях". Так, было введено ограничение на создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане (до принятия закона число иностранных НПО в РФ достигало 170); были введены дополнительные требования для регистрации организаций, что вызвало значительный резонанс среди НПО и в СМИ.

Введение подобных изменений было продиктовано необходимостью увеличения контроля за некоммерческими организациями и общественными объединениями со стороны регистрирующих органов. Авторы изменений законодательства ссылались на недостаточную прозрачность деятельности НПО. Еще 20 июля 2005 г. на встрече с членами Совета по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека президент России Владимир Путин высказал категорические возражения против "финансирования из-за рубежа политической деятельности в России": "Ни одно уважающее себя государство не допускает, и мы не допустим" [10].

Наибольшее возражение и критику вызвало положение об отчетности НПО за полученные средства. Организации обязаны информировать Федеральную регистрационную службу о полном объеме денежных средств, получаемых общественным объединением, и их расходовании. Необходимо отметить, что в бюджете России на 2006 г. предусматривалось выделение 250 млн рублей на поддержку неправительственных организаций с помощью грантов, которые распределились между 516 организациям. Распределением грантов занималась Общественная палата.

Изменения в законодательстве были призваны ограничить финансирование НПО со стороны зарубежных организаций. Так, 25 января 2005 г. Госдума приняла заявление "О недопустимости влияния спецслужб на деятельность некоммерческих неправительственных организаций" [11]. В документе подчеркивается, .что Госдума "выражает обеспокоенность фактом финансирования некоммерческих неправительственных организаций лицами, осуществляющими разведывательные мероприятия на территории Российской Федерации, в частности некоторыми сотрудниками посольств Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Российской Федерации ,

считает "недопустимым использование некоммерческих неправительственных организаций в целях, противоречащих гуманитарному, социально-позитивному характеру их деятельности" и заявляет, что "практика взаимодействия сотрудников спецслужб с некоммерческими неправительственными организациями заслуживает осуждения парламентами государств Европы". Таким образом, и законодательная, и исполнительная власть уделяли вопросам функционирования НПО на территории страны повышенное внимание. Основное беспокойство вызвали попытки проникновения разведовательных служб под видом НПО на территорию России, деятельность которых представляла потенциальную угрозу для безопасности страны.

Принятые поправки к закону были встречены крайне негативно в иностранной, особенно американской, прессе. Газета Waii Street Journal посвятила данной проблеме ряд статей, в одной из которых ведущие американские политики резко высказывались о принятых поправках. Бывший сенатор Джонс Эдвардс заявил, что "это приведет к свертыванию плюрализма в России". Госсекретарь США Кондолиза Райс заверила читателей в том, что американское правительство намерено продолжать помогать НПО в России в интересах российского народа.

До принятия изменений и дополнений в России происходила большая открытая дискуссия представителей неправительственных организаций и властных структур. 22 ноября 2005 г. была организована пресс-конференция на тему "Законопроект об изменении законодательства о некоммерческих неправительственных организациях: прямая угроза гражданскому обществу, удар по общественным интересам и международной репутации страны". На пресс-конференции председатель Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова заявила, что "более одиозного законопроекта в нынешнюю Думу не вносилось. Местами он откровенно циничный, а местами - вопиюще безграмотный с юридической точки зрения" [17]. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин высказал крайне негативное отношение к законопроекту и принял решение обратиться с предложением к председателю Госдумы РФ Б.В. Грызлову. Правозащитные организации подготовили обращение к президенту с просьбой не подписывать данные изменения. Подписи под обращением поставили представители Московской Хельсинкской группы, Института прав человека, Союза комитетов солдатских матерей, международного общества "Мемориал" и других правозащитных и гражданских организаций [13].

Представители иностранных неправительственных организаций откликнулись на поправки в законодательство крайне негативно: "В том виде, как эти поправки написаны, они вынуждают практически все неправительственные организации перерегистрироваться, что станет еще одним инструментом против тех, кто в силу тех или иных причин попал в немилость к властям, - сказал директор московского Центра Карнеги Эндрю Качинс, -поправки в своей нынешней форме означают, что Центр Карнеги не сможет дальше работать как представительство базирующегося в Вашингтоне Фонда Карнеги за международный мир, тем самым правовой контроль над неправительственными организациями в России становится куда более жестким, чем в любой другой бывшей советской республике, включая Белоруссию".

Соединенные Штаты Америки называют Белоруссию "последней диктатурой Европы . Представитель России в Фонде Форда (занимающаяся пожертвованиями организация) Стивен Сольник сказал, что предложенные поправки просто отодвинут Россию еще дальше от главного европейского пути в том, что касается регулирующих и правовых норм для ее бесприбыльного сектора" [12].

Изменения в законодательстве о НПО предусматривали обязательную перерегистрацию всех структур. Федеральная регистрационная служба не приводит точных статистических данных о количестве зарегистрированных НПО, однако в информации на своем сайте отмечает увеличение в первом квартале 2007 г. количества запросов на регистрацию на 74% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. По состоянию на 8 декабря 2006 г. Федеральной регистрационной службой в России было зарегистрировано 179 филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций, из которых около ста являются американскими.

В докладе Общественной палаты "О состоянии гражданского общества Российской Федерации" от 1 февраля 2007 г. отмечается, что в России зарегистрировано 359 020 неправительственных организаций. Одной из главных проблем данных структур остается нехватка финансирования. Согласно докладу, изменения в законодательстве лишили зарубежного финансирования организации на сумму от 100 до 200 млн долларов. Эти суммы касаются только прямого финансирования зарубежными организациями. К этому же можно присовокупить финансирование из отечественных фондов, например, Фред Уэйр в газете Christian Science Monitor в статье "Россия берет под контроль иностранное влияние" от 6 декабря 2005 г. приводит слова директора программы центра "Открытая Россия" Ирины Ясиной о том, что только ее "организация получила со счетов г-на Ходорковского в зарубежных банках 19 млн долларов за год" [19].

Таким образом, неправительственные организации становятся орудием в руках оппозиции. Впервые эту роль осознали правительственные круги США. Еще в 60-е гг. XX в. первые НПО в этой стране были сформированы из протестующих против маккартизма, несправедливых войн, попрания прав человека и т.п. Действия подобных организаций наносили прямой ущерб экономике и политике правящих структур. При этом НПО пользовались поддержкой СМИ. Власти пытались бороться против НПО, разгоняли "шайки оборванцев" (выражение президента США Никсона), но те же люди создавали новые организации и пользовались поддержкой населения. Политики приняли единственное правильное, на их взгляд, решение - взять под контроль деятельность НПО. При этом основным инструментом контроля стала финансовая поддержка. НПО стали использоваться и в качестве внешнеполитического орудия. Федерация независимых профсоюзов Польши "Солидарность" оказалась единственной реальной силой в стране, которая была способна разрушить коммунистическую диктатуру [8]. В дальнейшем НПО стали орудием в реализации "бархатных" и "цветных революций".

То, что финансирование НПО идет преимущественно из иностранных и оппозиционных источников, подтверждается на примере крупнейших НПО России. Старейшая из ныне действующих российская правозащитная

организация - Московская Хельсинкская группа (МХГ) - была основана 12 мая 1976 г. по инициативе известного физика и правозащитника Юрия Орлова с целью осуществления контроля за выполнением советским правительством гуманитарных статей Хельсинкских соглашений. В настоящее время члены Группы занимаются проблемами соблюдения прав человека в целом. Это одна из самых влиятельных и известных для западных кругов неправительственная организация в России. Многосторонняя деятельность Московской Хельсинкской группы в настоящее время была бы невозможна без значительной поддержки, которую ей оказывает целый ряд доноров. На сегодняшний день проекты МХГ финансируются следующими спонсорами: Европейская комиссия, МаркАтур Фонд (США), Матра (Голландия), Национальный Фонд за Демократию (США),

хл ТТЛ ГГТ Тгрч /\тТ/*У1Г ттлпл л^»ттталтпл /15 Гк т г г**\ т у ггЧ

хл.п.С' I\.у а и1лрони1и

Не менее известным в мире является Фонд Горбачева, основанный в 1991 г. и занимающийся преимущественно исследованиями актуальных социальных, экономических и политических проблем. Фонд стремится содействовать утверждению демократических ценностей, нравственных, гуманистических начал в жизни общества. Общий бюджет Фонда складывается из гонораров, полученных М.С. Горбачевым за лекции, выступления и публикации, а также грантов, получаемых на целевые проекты Фонда, пожертвований граждан, американских, европейских, российских благотворительных фондов, частного бизнеса и международных организаций.

Институт прав человека (ИПЧ) является автономной некоммерческой организацией, занимающейся исследовательской и просветительской работой в области прав человека. ИПЧ был учрежден в конце 1996 г. группой физических лиц и Российско-Американской проектной группой по правам человека. Президентом ИПЧ избран известный общественный деятель и активист правозащитного движения, депутат Государственной Думы С.А. Ковалев. ИПЧ занимается подготовкой и изданием Российского бюллетеня по правам человека.

Открыто оппозиционным действующей власти является общество "Мемориал". В рамках правозащитного центра действуют программы "Преследования по политическим мотивам в странах СНГ", "Дискриминация по этническому признаку", "Горячие точки", "Информационно-просветительская программа", "Мониторинг и экспертиза нормативных актов, касающихся вопросов соблюдения прав человека в России" и др. Основной целью центр ставит предание гласности и распространение информации о существенных нарушениях прав человека и основных свобод, привлечение внимания общественности, государственных и международных структур к такого рода нарушениям; содействие принятию властными органами законов и нормативных актов, соответствующих международным нормам в области соблюдения прав человека; просвещение в сфере теории и практики прав человека и гуманитарного права.

"Хьюман Райте Вотч" - международная организация, активно действующая в России, - занимается приданием гласности фактов нарушений прав человека, большое внимание уделяет событиям в Чечне. Официально это независимая неправительственная организация, существующая на пожертвования частных лиц и фондов всего мира и не принимающая финансовой помощи ни от каких правительств ни в прямой, ни в косвенной форме. В ее документах заявлено, что

организация не поддерживает и не выступает против кандидатов на выборные должности, однако подчеркивается, что права человека нарушаются правительствами с различной идеологией и политическими группировками, включая многие государства, которые считаются демократическими, так как они выбрали гражданские правительства и у них относительно свободная печать. И организация ставит перед собой цель изменения сложившийся ситуации.

Определив цели НПО и условия их функционирования в России, можно выделить их основные методы работы, среди которых значительное место занимает информационно-пропагандистская деятельность, в том числе выпуск периодических изданий. В настоящее время нет точных статистических данных по количеству печатных периодических изданий неправительственных организаций. Существующие официальные данные по СМИ Федеральной службы государственной статистики [16] показывают, что с 2004 по 2006 гг. количество зарегистрированных печатных изданий НПО увеличилось примерно на 67%, достигнув 2158 (для сравнения: всего в России зарегистрировано более 60 тыс. печатных СМИ).

Анализ 30 печатных изданий НПО, представленных в справочнике-вестнике "ПравЛит" за 2006 год, показывает на ограниченную проблематику, которой уделяют внимание печатные издания рассматриваемых организаций. В основе информационной политики многих из них лежит освещение защиты права человека (27%), деятельности общественных организаций (37%), развитие гражданского общества в России (17%), а также местного самоуправления (8%). Согласно данным анализа публикаций печатных изданий, НПО видят основную свою проблему в недостаточности и нестабильности финансирования. Они полагают, что их работу больше всего затрудняет незаинтересованность властей в сотрудничестве, неспособность и нежелание государственных структур взаимодействовать с общественными организациями. В ряде публикаций отмечается отсутствие интереса к их деятельности и со стороны общества: "незаинтересованность общества и власти в развитии попечительства в России" [9].

Анализируя материалы печатных изданий НПО, необходимо подчеркнуть, что большинство их газет, журналов и бюллетеней, зарегистрированных в качестве средств массовой информации, выходит в центральных регионах. В Москве среди печатных изданий, издаваемых НПО, необходимо выделить журнал Московской Хельсинкской группы "Правозащитник". Он издается с 1994 г. и рассылается силами его создателей по всей России. В базе несколько тысяч адресов. Журнал имеет достаточно большой объем - 112 стр. при формате А4 и выходит один раз в квартал. Финансовую поддержку изданию оказывали и оказывают ряд иностранных организаций, в том числе и американский Национальный фонд в поддержку демократии. В журнале уделяется значительное внимание проблемам законодательства в России, публикуются острополитические оппозиционные материалы и поднимаются социальные вопросы. Также активно издаются информационный бюллетень международной сети Центров плюрализма "Центры плюрализма", "Информационный бюллетень по правам человека" Российского исследовательского центра по правам человека, бюллетень "Законотворческий процесс в Государственной Думе' Центра развития демократии и прав человека.

Среди интернет-изданий и порталов широко известен сайт "Права человека в России" (www.hro.org). Он поддерживается двумя организациями: "Мемориал" и "Московский центр по правам человека". Это первое серьезное сетевое издание о правах человека в России. На портале в 1997 г. появился форум, через год "Правозащитная сеть" стала выпускать еженедельный дайджест новостей, который позднее превратился в ежедневную сводку. Среди тем, которым уделяется повышенное внимание: альтернативная служба в армии, права человека в Чечне, содержание заключенных в российских тюрьмах и собственно проблемы правозащитников.

Региональные издания представлены также достаточно широко. Среди них ежемесячная газета Пермского регионального правозащитного центра "Личное дело", газета "Правозащита" Нижегородского общества прав человека, журнал "Защита прав и свобод человека" иркутского Общественного благотворительного фонда А. Любославского по защите прав и свобод человека.

Что касается деятельности НПО в области влияния на общественное мнение посредством собственных органов печати, необходимо констатировать, что в данный период происходит процесс реорганизации деятельности правовых организаций и оказывать серьезное влияние на формирование общественного мнения посредством своих изданий они не в состоянии. Тем не менее, СМИ остаются одним из главных инструментов работы НПО в различных направлениях, включая и дискредитацию действующей власти.

Таким образом, в настоящее время "третий сектор" в России находится в стадии интенсивного становления. Число действующих организаций постоянно возрастает. Законодательная и исполнительная власти в России проявляет интерес к работе НПО. В 2006 г. произошли значительные изменения в законодательстве о НПО, призванные упорядочить их работу. Основной проблемой остается финансирование подобных организаций, которые, получая поддержку из-за границы, нередко становятся инструментом в руках недружественных иностранных организаций и проводят политику дискредитации действующих властей накануне и в период проведения "цветных революций". Как показали события последних лет, именно в это время СМИ НПО пытаются создать ажиотаж вокруг проходивших в стране выборов, подчеркивая в своих материалах возможность фальсификации результатов со стороны властей, убеждают население в коррумпированности правящей элиты. Освещая митинги, оппозиции СМИ НПО придают им значительный масштаб, активно используют жанр репортажа, создавая эффект присутствия читателей. Таким образом, при том, что НПО и их СМИ в России находятся в стадии реорганизации, не исключена активизация СМИ, НПО в России в период предстоящих выборов в Государственную Думу и выборов президента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. - М.: ACT.

2. Федеральный Закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995).

3. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 года № 82-ФЗ

4. Волков В. Общественность: забытая практика гражданского общества //Pro at Contra, №2, Осень 1997.

5. Бойченко Л.Г. Развитие Третьего Сектора на примере Республики Карелия /'/ Гражданское общество - в поисках пути. - СПб, 1997.

6. Доусон Д., Цепилова О.Д. Мобилизация экологического движения в Ленинграде // Социология общественных движений: эмпирические наблюдения и исследования. - М.-СПб.,1993.

7. Максимов Б.И. Неформалы в городском совете // Социология общественных движений: эмпирические наблюдения и исследования. М.-СПб., 1993. 286 с.

о. Токарева Е. "Кто подставил Ходорковского". - М.: Яуза, 2006.

9. Хроника Московской Хельсинкской Группы. - Бюллетень № 1. - Январь 2007.

10.Лента новостей АПН Нижний Новгород.

11.Лента новостей ПРАЙМ-ТАСС.

12.Лента новостей HhoCMH.Ru, сайт inosmi.ru.

13.Сайт Всероссийского гражданского конгресса www.civitas.ru.

14.Сайт Департамента Общественной Информации Секретариата ООН www.uti.org.

15.Сайт центра "CTpaTeraa"www.strategy-spb.ru.

16.Сайт Федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru.

17.Сайт "Права человека в России" www.hro.org 20.11.2005.

18.Stringer, 7.12.2005.

19.Christian Science Monitor, 6.12.2005.

Role of nongovernmental organizations and its press in social and political

life of Russia

Gromova A.V.

People's Friendship University of Russia, Philological faculty, Chair of Journalism

Theory and History

6, Miklukho-Maklaya str., 117198, Moscow

The article gives an overview of the history and work of nongovernmental organizations (NGO) in Russia. It also deals with description of its press and the role of NGO and press in social and political life of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.