УСТИНКИН Сергей Васильевич — д.и.н., профессор; декан факультета международных отношений, экономики и управления Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; sv.ustinkin@gmail.com) РУДАКОВА Екатерина Константиновна — к.полит.н., заведующий кафедрой международных отношений и политологии факультета международных отношений, экономики и управления Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; gk80@mail.ru)
ЭМИНПОВ Дурсун Сераджанин Оглы — аспирант кафедры международных отношений и политологии факультета международных отношений, экономики и управления Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а)
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ
Аннотация. В статье проводится анализ деятельности иностранных неправительственных организаций в период предвыборных кампаний 2007-2008,2011-2012 гг. в России. Авторы выделяют как общие черты, так и специфику деятельности ИНПО в данных кампаниях, оценивают воздействие российских неправительственных организаций на избирательный процесс в России в 2007-2008 и 2011-2012 гг. Делается вывод о значительной роли и влиянии НПО на ход избирательных кампаний как на местном, так и на федеральном уровнях власти.
Ключевые слова: НПО, ИНПО, иностранный агент, выборы, избирательный процесс, современный политический процесс, политическое влияние
Анализ деятельности иностранных неправительственных организаций в период предвыборных кампаний 2007-2008 и 2011-2012 гг. в России позволяет сделать вывод о том, что на российском направлении данные организации большей частью финансировались иностранными государственными структурами и фондами. Важная роль в практической реализации этих задач под лозунгами продвижения в России «демократических ценностей и свобод» отводилась иностранным неправительственным организациям, а также связанным с ними российским некоммерческим организациям. Например, Госдепартамент США, который являлся главным разработчиком и инициатором различного рода программ и проектов, направленных на трансформацию политической системы и ценностей в РФ, подготовил к реализации на территории России различные гуманитарные программы, ориентированные на достижение определенных политических целей [Мысин 2013].
Для достижения целей, связанных с оказанием воздействия на избирательный процесс в России, иностранные неправительственные организации, а также связанные с ними НПО стремились охватить все сферы жизни российского общества, на постоянной основе вели работу с молодежными, правозащитными, экологическими организациями, неполитизированными слоями населения. Полученная иностранными неправительственными организациями информация социального, политического и экономического характера использовалась представителями дипломатических корпусов западных стран и независимых СМИ для ведения открытой критики российских властей, отдельных представителей власти, глав регионов. Их ключевыми тезисами были:
- «модернизация в России невозможна, пока не произойдет политическая демократизация»;
- «необходимо повышение подотчетности правительства перед обществом»;
- «о подотчетности правительства нельзя говорить, если его возглавляет Владимир Путин»;
- «нельзя допустить оставления у власти прежних лидеров (Д. Медведева и В. Путина)»;
- «выборы в России носят нелегитимный характер» [Якунин, Багдасарян, Сулакшин 2009].
В целях оказания организационно-методической помощи оппозиционным российским партиям на выборах 2007-2008 гг. Национальный демократический институт международных отношений (The National Democratic Institute - NDI) по заказу Госдепартамента США разработал программу подготовки «демократических» партий к федеральным выборам в России. Для участия в ней были отобраны политические партии: СПС, «Яблоко», РПР, РНДС и Объединенный гражданский фронт. Для активистов указанных организаций проводился инструктаж по широкому кругу вопросов: по разработке предвыборной платформы; выбору привлекательных и понятных для избирателя лозунгов; методам проведения предвыборной кампании; учету местной специфики в работе региональных партийных отделений в предвыборный период; преодолению разногласий между демократически ориентированными партиями с прицелом на их возможное объединение; стратегии создания коалиций, сотрудничеству с другими политическими партиями, движениями и гражданскими группами [Попов 2008].
несмотря на то что российское законодательство запрещает иностранное финансирование политических партий и движений, на проведение предвыборных кампаний из бюджета США через неправительственные организации были выделены значительные средства. например, национальный демократический институт международных отношений и Международный демократический институт, в задачи которых входила подготовка российских партий «к полноправному участию в выборах в Государственную думу в 2007 году», получили от Госдепартамента США более 1,5 млн долл.1
В интересах ведения агитационно-пропагандистской работы накануне выборов 2007-2008 гг. США и их союзники использовали возможности негосударственных СМИ. Их усилия в основном были направлены на критику и во многом дискредитацию действий официальных властей Российской Федерации, а также отдельных партий и кандидатов. В частности, в преддверии парламентских и президентских выборов Госдепартамент США через «национальный фонд в поддержку демократии» реализовал проект, имевший целью формирование на северо-западе России группы журналистов районных газет и журналов, которые в прозападном ключе могли бы освещать происходившие в период подготовки и проведения избирательных кампаний события. В Северо-Кавказском регионе активно действовали представители британской телекомпании Би-Би-Си. В рамках проекта «Поддержка СМИ на Северном Кавказе» были организованы семинары, на которых журналистам разъяснялись способы «правильного» освещения хода выборных процессов в России, возможности открытия и функционирования независимых СМИ, освещались формы помощи, которую им оказывают иностранные неправительственные организации - Британский совет, IREX, институт «Открытое общество» и др. С целью расширения своего информационного влияния в российских СМИ «Международный республиканский институт» развернул сеть региональных интернет-порталов, предусматривающих возможность виртуального объединения патронируемых им российских общественных организаций [Герасимов 2015].
1 Генпрокуратура признала нежелательной деятельность финансируемой США организации. - Взгляд. 2016. 10 марта.
Важное значение в период подготовки и проведения федеральных выборов 2007-2008 гг. иностранные неправительственные организации придавали работе с молодежными и правозащитными организациями, которая велась с целью привлечения молодых россиян в оппозиционные движения. Например, руководство американской неправительственной организации «Американские советы по международному образованию» получило от Агентства США по международному развитию 2,4 млн долл. для реализации в России ряда гуманитарных проектов с привлечением политически активной молодежи. Программа охватывала Москву, Санкт-Петербург, Владивосток, республики Татарстан и Карелия, Хабаровский и Приморский края, Московскую, Ленинградскую, Волгоградскую, Самарскую, Омскую, Тюменскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Ростовскую, Амурскую и Сахалинскую области. Основными ее участниками являлись молодые люди в возрасте до 25 лет, члены молодежных общественных объединений, российских общественных объединений, выпускники клубов обменных программ, работающих под патронажем американских неправительственных организаций [Образ российской молодежи... 2007].
Значительно активизировались в ходе проведения федеральных выборов 20072008 гг. и связанные с иностранными неправительственными организациями правозащитные организации, декларируемая цель деятельности которых официально сводится к оказанию бесплатных юридических консультаций, индивидуальной помощи гражданам и защите их интересов.
При активном участии иностранных неправительственных организаций накануне выборов 2007-2008 гг. в ряде регионов российские правозащитные организации, используя многочисленные недостатки в работе региональных органов власти в различных сферах (низкие пенсии, плохое состояние и высокие тарифы ЖКХ, мздоимство чиновников и т.д.), инспирировали протестные акции с привлечением неполитизированных слоев населения. Под видом борьбы за свои интересы они призывали к смене существующей власти в стране, бойкоту федеральных выборов, голосованию за кандидатов от оппозиционных партий.
Определенное влияние на ход избирательной кампании пытались оказать участники гражданского пула «Право на выбор-2008», созданного за счет грантов иностранных неправительственных организаций. Под эгидой данной организации была создана мощная сеть общественного наблюдения и мониторинга на выборах. Как показывают результаты их деятельности, основные усилия активистов гражданского пула были направлены на сбор тенденциозной информации о ходе избирательной кампании, выявление возможных фактов нарушений избирательных прав и законодательства для формирования за рубежом мнения о нелегитимности российских выборов. В этих же интересах планировалось проведение параллельного подсчета голосов1.
Одной из особенностей деятельности иностранных неправительственных организаций и подконтрольных им российских НПО в период, предшествующий выборным кампаниям 2007-2009 гг., являлось то, что Вашингтон на выборах стремился делать ставку на объединение всех оппозиционных сил (националистов, либералов, правозащитников и организаций левого толка) в широкую коалицию «Другая Россия». Лидеры «Другой России» при поддержке США сумели привлечь в свои ряды такие организации, как Объединенный гражданский фронт Г. Каспарова, Российский народно-демократический союз (РНДС) экс-премьера М. Касьянова, Национал-большевистскую партию (НБП) Э. Лимонова, «Авангард красной молодежи» (АКМ) С. Удальцова и др.2
1 Гражданское общество в антигражданских обстоятельствах. Безосновательные ограничения независимой общественной активности. - Отчет Human Rights Watch. 2009.
2 Александров Н. Лидеров оппозиции объединили выборы. - ИТАР-ТАСС. 2010. 16 сент.
Особенностью тактики иностранных неправительственных организаций в предвыборный период 2011-2012 гг. являлась организация пропагандистской деятельности по дискредитации высшего руководства России и проводимой им политики. По мнению иностранных аналитических центров, стимулирование негативных представлений о власти наиболее эффективно можно осуществлять не через критику национальных лидеров, а через «тиражирование "промахов" правящей партии». В этой связи главным объектом своей пропагандистской атаки неправительственные организации избрали партию власти [Филимонов 2015].
Главным предметом интереса иностранных неправительственных организаций при сборе информации выступали взаимоотношения руководства местных отделений с представителями региональных элит, наличие у оппозиционных структур реальных возможностей по изменению расстановки политических сил в РФ и ее субъектах, в т.ч. за счет замещения занимаемых ведущей отечественной политической элитой позиций в органах власти и управления, а также среди потенциального электората в случае дискредитации и ослабления влияния данной партии. Не менее важным было получение информации о допускаемых «единороссами» нарушениях выборного законодательства, об использовании административного ресурса при продвижении собственных идеологических установок, о реальной электоральной поддержке среди населения и др.
Для получения интересующих сведений о деятельности партии «Единая Россия» неправительственными организациями активно использовалась сформированная в стране система мониторинга на территории 13 различных по степени развитости регионов РФ: республик Адыгея, Калмыкия, Коми, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Чувашской Республики; Пермского и Приморского краев; Рязанской, Волгоградской, Иркутской и Тюменской областей. К работе по сбору открытой информации о правящей партии привлекались ведущие эксперты из числа преподавателей российских государственных вузов и специалисты НИИ гуманитарного профиля системы РАН. Работа специалистов оплачивалась, прежде всего, фондами Карнеги и Макартуров [Сошественский 2016].
Одним из тактических направлений в деятельности неправительственных организаций на территории РФ являлось выявление граждан, оппозиционно настроенных по отношению к действующей власти, и привлечение их в ряды несистемной оппозиции. Оно осуществлялось, прежде всего, посредством пропаганды оппозиционных идей и антироссийских настроений в среде отдельных групп населения страны:
- через организацию школ, семинаров, тренингов по правам человека, где распространялась информация, дискредитирующая внутреннюю и внешнюю политику государства;
- организацию пропагандистских выездных мероприятий с отдельными категориями российских граждан;
- демонстрацию в рамках заграничных выездных мероприятий, а также распространение в открытых телекоммуникационных сетях (посредством социальных сетей в Интернете) «документальных» фильмов, в которых Россия представлена как тоталитарное государство, ущемляющее права граждан (например, фильмы польских режиссеров «Норд-Ост - театр смерти», «Смерть рядового Михеева», «Шизофрения»).
Главными координаторами указанной деятельности выступали Московская Хельсинкская группа при финансовой поддержке института «Открытое общество», американская неправительственная организация «Национальный фонд в поддержку демократии»1.
1 Платонов В. Неправительственные организации в России. - Информационно-аналитический портал «Вопросы безопасности». 2011. 18 авг. Доступ: http://www.qsec.ru/node/1644
Отличием тактики ИНПО в 2011-2012 гг. являлось то, что они во многом скорректировали вектор своих интересов. Если в 2007-2008 гг. главным объектом устремлений были НПО, базирующиеся в Москве, Санкт-Петербурге, а также на территории Северного Кавказа, то в период, предшествующий выборным кампаниям 2011-2012 гг., основной упор делался на аналогичные структуры в остальных регионах РФ.
В предвыборный период 2011-2012 гг. фиксируется усиление внимания со стороны ИНПО к российским предпринимателям. Одной из стратегических задач, которую пытаются реализовать иностранные неправительственные организации на территории РФ, является формирование предпринимательского сообщества, так называемого «комьюнити», с целью создания позиций влияния для дальнейшего лоббирования прозападных интересов в этой среде. Именно для реализации этой стратегической задачи был организован масштабный сбор данных, характеризующих представителей предпринимательских и деловых кругов в регионах страны. Одной из наиболее активных структур, работающих на данном направлении, являлась некоммерческая организация «Центр предпринимательства США-Россия». Центр располагает несколькими филиалами, в частности в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде. Деятельность филиалов направлена на формирование предпринимательского «комьюнити», а также на сбор базы данных. Источником финансирования организации является Европейский фонд развития и исследования предпринимательства.
Существенной отличительной чертой деятельности ИНПО в период, предшествующий выборам 2011-2012 гг., в отличие от предыдущих, является их особое внимание к процессам в органах местного самоуправления. Западные аналитические центры выявили, что именно в муниципальных образованиях и малых городах структуры органов местного самоуправления могут стать центрами вовлечения граждан в решение местных проблем и, как следствие, быть эффективным рычагом влияния на принятие решений органами власти регионов. В этой связи вмешательство в деятельность органов МСу (дестабилизация их деятельности либо переориентация на западные модели) рассматривается Госдепартаментом США как самый эффективный и действенный в сложившейся политической ситуации инструмент влияния на избирательные процессы. При этом формы работы с представителями МСУ выбираются иностранной стороной в зависимости от специфики конкретных регионов.
О серьезности подхода ИНПО к реализации целей реформирования муниципалитетов в регионах страны свидетельствуют факты финансовой поддержки проектов. К примеру, в Самарской обл. Агентством США по международному развитию был реализовыван проект «Региональные и местные диалоги», главной целью которого являлось развитие сетей НПО и обмен информацией, касающейся участия граждан в местном самоуправлении. Общая сумма финансовой поддержки проекта составила более 500 тыс. долл. США. На эти деньги были созданы условия для проведения в сети Интернет семинаров, конференций, вебинаров для представителей органов местного самоуправления Самарской обл. и общественного совета при Самарской губернской думе.
укрепление межрегиональных связей между подконтрольными российскими НПО осуществлялось посредством реализации ИНПО разнообразных проектов, в основу которых обычно закладывались правозащитные идеи. К примеру, функционеры USAID и MSI в феврале 2010 г. начали реализацию в Нижнем Новгороде проекта под названием «Я вправе». Регламентированной целью проекта являлось «установление конструктивного диалога с представителями власти в каждом из регионов в целях усиления соблюдения прав человека и совершенствования и укрепления институтов, обеспечивающих защиту прав граждан». Анализ
реализации проекта свидетельствует, что основная направленность деятельности ИНПО была сосредоточена на создании сети и коалиции между организациями, работающими в рамках проекта, как в данном регионе, так и в соседних [Нарочницкая 2008].
Одной из целей деятельности ИНПО являлось сковывание деятельности силовых структур и служб безопасности государства накануне федеральных избирательных кампаний. Для реализации этой цели ИНПО осуществлялась скоординированная работа по вмешательству в работу правоохранительных органов и дискредитации существующей в России правоохранительной системы. Наблюдались также попытки воздействия на судейский корпус со стороны ИНПО. Иностранные представители целенаправленно старались довести до судей тезис о том, что отдельные российские законодательные акты в общественно-политической сфере (например, «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») якобы противоречат Конституции России, и призывали судей «не идти на поводу у местных властей», а принимать решения в пользу митингующих граждан. К примеру, подобной деятельностью занимались иностранные координаторы программы «Малые проекты посольства Королевства Нидерландов» (МАТРА-КАР). В отношении МВД ИНПО реализовывали мероприятия, направленные на формирование отрицательного образа правоохранительной системы как у граждан РФ, так и за рубежом. Сущность информационной кампании состояла в распространении в СМИ и сети Интернет жесткой критики в адрес руководства МВД. Наиболее яркими примерами деятельности ИНПО являлись резолюции, распространявшиеся Общероссийским общественным движением «За права человека»: «Милиции -коренная реформа!», «О глубоком кризисе уголовно-исполнительной системы» и «О ситуации в российской судебной системе». Наибольшую финансовую поддержку данному направлению в деятельности ИНПО и НПО осуществляли посольства США и Нидерландов, представительство Европейского союза в России, американские неправительственные организации, такие как Фонд Макартуров и Национальный фонд в поддержку демократии [Бузгалин 2009: 59].
Таким образом, можно говорить о том, что иностранные неправительственные организации в период избирательных кампаний 2008-2009, 2011-2012 гг. ставили в России следующие цели:
- создание единого фронта оппозиционных сил;
- повышение активности прозападно-ориентированного протестного электората, в первую очередь среди молодежи;
- создание и поддержка независимых СМИ;
- политизацию российского правозащитного движения;
- оказание организационно-методической и финансовой помощи политическим партиям прозападного толка;
- способствование консолидации сил оппозиции в единый блок;
- координацию действий работающих на территории Российской Федерации иностранных неправительственных организаций и связанных с ними российских НКО с позиций иностранных дипломатических и консульских представительств;
- привлечение независимых СМИ к участию в предвыборной агитации на стороне оппозиции;
- использование в указанных целях возможностей Интернета;
- работу с правозащитными и молодежными организациями прозападного толка, направленную на смещение их деятельности в политическую сферу, пропаганду западной системы ценностей;
- вовлечение в политический процесс неполитизированных слоев населения под лозунгом демократизации.
Вместе с тем осуществлялся сбор информации о нарушениях российского избирательного законодательства для обоснования нелегитимности выборов, организованных «не в соответствии с нормами международного права».
Список литературы
Бузгалин А.В. 2009. Военные и невоенные методы решения геополитических проблем: ограниченность цивилизационного подхода. - Механизмы взаимодействия цивилизаций: прошлое, настоящее, будущее: материалы научного семинара. Вып. № 7. М.: Научный эксперт.
Герасимов А. 2015. «Стоп! Для иностранных неправительственных организаций». - Общественно-политический интернет-журнал «Политическая Россия». 3 июля. Доступ: http://politrussia.com/control/stop-dlya-inostrannykh-364/ (проверено 05.07.2016).
Мысин С.В. 2013. Роль и место некоммерческих неправительственных организаций в реализации внешнеполитических планов иностранных государств в отношении Российской Федерации. - Среднерусский вестник общественных наук. № 1. С. 147-152.
Нарочницкая Н.А. 2008. Американские «аналитические институты» - глаза, уши и совесть Америки. - Оранжевые сети. От Белграда до Бишкека (отв. ред. Н.А. Нарочницкая). СПб: Алетейя. С. 7-20.
Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание, социокультурные ориентиры: доклады и материалы всероссийской научной конференции. 67 декабря 2007. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета. 332 с.
Попов Э. 2008. Украинские НПО: от «оранжевой революции» к экспорту демократии в постсоветские страны. - Оранжевые сети. От Белграда до Бишкека (отв. ред. Н.А. Нарочницкая). СПб: Алетейя. С. 90-102.
Сошественский В.Ю. 2016. Деструктивное влияние неправительственных организаций - «иностранных агентов» на формирование социально-политической обстановки на Северном Кавказе в первое десятилетие XXI века. - Гуманитарный фонд «Кавказ - новые горизонты». 15 марта. Доступ: http://ossetia.su/os_caucasus_7/ (проверено 05.07.2016).
Филимонов Г. 2015. Острие атаки направлено на Россию. - Взгляд. Деловая газета. 15 февраля. Доступ: http://vz.ru/opinions/2015/2/5/727443.html (проверено 05.07.2016).
Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. 2009. Новые технологии борьбы с российской государственностью: монография. М.: Научный эксперт. 424 с.
USTINKIN Sergei Vasil'yevich, Dr.Sci.(Hist), Dean of the Faculty of International Relations, Economy and Management, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155; sv.ustinkin@gmail.com)
RUDAKOVA Ekaterina Konstantinovna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Head of the Chair of International Relations and Political Science, Faculty of International Relations, Economy and Management, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155;gk80@mail.ru).
EMINOV Dursun Seradjanin Ogli, postgraduate student of the Chair of International Relations and Political Science, Faculty of International Relations, Economy and Management, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155)
EVALUATION OF NON-GOVERNMENTAL ORGANISATIONS INFLUENCE ON THE ELECTION PROCESS IN RUSSIA
Abstract. The article analyzes the activities of foreign non-governmental organizations during the 2007-2008 and 2011-2012 election campaigns in Russia, identifies both common features and specifics of the their operations in these campaigns, and estimates the impact of Russian non-governmental organizations on the electoral process in Russia in 2007-2008 and in 2011-2012. The authors conclude that NGOs had a greater role and influence on the course of election campaigns at both the local and federal levels of governance.
Keywords: NGOs, foreign agent, poll, election process, modern political developments, political influence
ЕЖОВ Дмитрий Александрович — к.полит.н., доцент; заведующий кафедрой философии и политологии Академии труда и социальных отношений (119454, Россия, г. Москва, ул. Лобачевского, 90; president@lenta.ru)
К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ
Аннотация. В статье предлагается авторское концептуальное видение тенденций избирательного процесса в современной России в условиях приближающихся выборов в Государственную думу РФ. Автор рассматривает особенности современного избирательного процесса, оценивая совокупность факторов, влияющих на текущую политическую ситуацию. В заключение подчеркивается высокая значимость учета выявленных тенденций при выработке электоральных прогнозов.
Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, политическая ситуация, политические партии, оппозиция, электоральное прогнозирование.
Приближение очередных выборов в Государственную думу РФ в сентябре 2016 г. порождает дискуссии по теоретическим и практическим вопросам, связанным с ходом и восприятием избирательного процесса в современной России. На наш взгляд, основной интерес накануне парламентских выборов представляет определение актуальных тенденций современного избирательного процесса, поскольку именно их взвешенная оценка в совокупности с учетом расстановки значимых политических сил позволяет формировать прогнозные суждения относительно возможного исхода предстоящего голосования. Ниже представлено авторское концептуальное видение данной проблемы.