Научная статья на тему 'Основные этапы развития общественных объединений в России'

Основные этапы развития общественных объединений в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4239
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NONPROFIT ORGANIZATIONS / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилова Анжелика Васильевна

В статье рассматривается история становления и развития неправительственного сектора в России в дореволюционный и советский периоды, раскрывается место и роль общественных объединений в правозащитной деятельности на современном этапе. Анализируются актуальные дискуссионные вопросы, связанные с функционированием общественных объединений. Характеризуется роль и место неправительственного сектора в политической системе российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of development of non-governmental organizations in Russia

The article discusses the history of the formation and development of the nongovernmental sector in Russia in the pre-revolutionary and Soviet periods. It reveals the place and role of public associations in human rights activities at the present stage. The paper analyses the actual discussion issues related to the functioning of public associations. It characterizes the role and place of the non-governmental sector in the political system of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития общественных объединений в России»

публикации победителей и лауреатов всероссийского конкурса на лучшую научную книгу года

Гаврилова А.В.

основные этапы развития общественных объединений в россии

Общественные объединения являются важной составной частью политической системы любого демократического государства, выступают связующим элементом между государственной властью и личностью, коммерческим и государственным секторами и гражданским обществом.

История института общественных объединений позволяет выделить несколько этапов его становления и развития: Х - сер. XIX в.; вторая половина XIX в. - начало XX столетия; 1917 - 1991 гг.; с 1992 г. по настоящее время.

С нашей точки зрения, появление первых примитивных некоммерческих организаций в России связано с началом благотворительной деятельности, получившей развитие с принятием на Руси христианства. Под влиянием гуманистических принципов новой церковно-идеологической парадигмы на Руси стали заботиться о бедных, раздавать милостыню нищим из государственной казны. Непосредственную роль в развитии благотворительности играла церковь: монастыри представляли собой своего рода общественные организации, при которых создавались больницы, приюты, школы для сирот.

система благотворительных общественных организаций переживает бурное развитие в эпоху «просвещенного абсолютизма» (вторая пол. XVIII столетия); к началу XIX в. в России насчитывалось порядка 1404 подобных объединений, часть из которых находилась в ведении верховной власти. Сферой их деятельности являлась организация учебно-воспитательных учреждений для сирот и бедных, богаделен для престарелых и увечных обоего пола, приютов, бесплатных столовых, попечительств для нуждавшихся, медицинских учреждений для неимущих больных [6; 251].

На втором этапе развития, начиная с 1850-х гг., продолжается значительный количественный рост общественных объединений. Все существовавшие в дореволюционный период общественные организации можно классифицировать следующим образом: по принципу профессиональной ориентации (юридические общества, союзы писателей, врачей и т.п.); общественные организации социально-экономической направленности (профсоюзные, благотворительные организации и др.); политические общественные организации (партии); досуговые

общества и организации социализации личности (спортивные, оздоровительные, просветительские и др.).

Специфика третьего этапа развития системы общественных объединений предопределялась сущностными особенностями советского политического режима - преимущественное развитие получали организации общественной самодеятельности. Все общественные объединения социалистического периода отечественной государственности можно условно подразделить на следующие группы: молодежные органы общественной самодеятельности, профессиональные союзы, творческие союзы, кооперации, включая колхозы и распределительные кооперативы, военно-патриотические организации, а также иные, преимущественно досуговые, общественные организации.

Объединяющим все выше перечисленные типы общественных объединений признаком являлась их встроенность в жесткую централизованную структуру советской политической системы, ядром которой являлась коммунистическая партия. впрочем, помимо этих общественных организаций, признанных государством и функционировавших на основании нормативных предписаний, следует упомянуть и о существовании организаций и движений неформального характера, чья деятельность в основном шла в разрез с официально партийно-государственной политикой. В новейшей политической истории России их деятельность именуется проявлением инакомыслия или диссидентством, правозащитным протестным движением.

Структура диссидентского движения 1960 - сер. 1980-х гг. была крайне неоднородна. среди протестных объединений можно выделить, в частности, организации, созданные по национальному принципу: Украинское национальное движение, боровшееся с тенденцией русификации населения УССР, Прибалтийские движения (Литовское национальное, Эстонское национальное, «Инакомыслие в Латвии», отличавшиеся клерикальной направленностью (поддержка католицизма), выступавшее против нарушения права на эмиграцию и в защиту интересов бывших политзаключенных, в свое время депортированных в Сибирь и др. регионы, Армянское национальное движение, участники которого в своей деятельности были сосредоточены на реализации насущных для армянского народа проблем - возращении Нагорного Карабаха и Нахичеванской автономной области, Грузинское национальное движение, требовавшее прекращения подавления национальной культуры, выступавшее за придание грузинскому языку статуса государственного.

Иную группу протестных объединений составляли организации, сформированные по религиозному признаку, отстаивавшие реальную свободу вероисповедания - евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, верные и свободные адвентисты.

В ряде случаев инакомыслие проявлялось в создании подпольных групп и организаций в различных регионах страны. Составители сборника «Крамола. Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953 - 1982 гг.» считают, что количество групп и организаций составляло: в 1971 г. - 527 групп, 2304 участника,

в среднем 4,3 человека в группе; в 1974 - 1976 гг. среди молодежи выявлено 384 группы, численностью 1232 человека, в среднем по 3,2 человека в группе [4; с.16].

Именно диссидентство положило начало появлению первых правозащитных организаций - Инициативной группы защиты прав человека в СССР, созданной 20 мая 1969 г. и Комитета прав человека (КПЧ), начавшего работу в Москве в ноябре 1970 г. Основными направлениями их деятельности были правовое просвещение граждан, не довольствовавшихся официальной советской правовой пропагандой, мониторинг и содействие реализации прав человека, декларируемых всеобщей декларацией и формально гарантируемых Конституцией СССР.

С подписанием 1 августа 1975 г. в г. Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в соответствии с которым государства-участники принимали на себя обязательства «...поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, в СССР стали создаваться, так называемые, хельсинские правозащитные группы (Московская, Грузинская, Украинская, Армянская и Литовская)».

Деятельность всех перечисленных неформальных организаций осложнялась, а зачастую и прерывалась, с помощью различных репрессивных мер, применяемых к ее участникам - обысков, изъятия самиздата, помещения в психиатрические клиники, ограничения свободы, в том числе в домашних условиях (А.д, Сахаров), лишения гражданства (В.К. Буковский), отчисления из вузов (без права восстановления), увольнения с работы [5; С.166-169]

В середине 80-х гг. XX столетия, на волне политики «ускорения социально-экономического развития», «перестройки» и «гласности», начинается принципиально новый период истории общественных объединений.

Процессы демократизации общественного развития создали реальные возможности снятия запретов и ограничений на создание общественных организаций самой различной направленности. Происходит принципиальное изменение отношения государства к институту прав и свобод человека и гражданина, что, в свою очередь, обусловило ряд важных решений в отношении общественного сектора. Проводится амнистия политзаключенных-диссидентов, возобновляется деятельность правозащитных общественных организаций (Московской хельсин-ской группы и пр.). Происходит процесс создания правозащитных объединений, поставивших во главу угла реализацию социально-экономических прав граждан. Более разнообразными становятся и организационные формы общественных объединений: уже к концу 1986 г. в стране возникли сотни групп, обществ, клубов, желающих предложить, в противовес официальной, свою собственную программу действий [3; с. 42].

Знаковым событием становится формальная легализация деятельности правозащитных организаций, ставшая возможной с принятием 9 октября 1990 г. Закона СССР об общественных объединениях. Таким образом, общественные объединения, в том числе правозащитной направленности, из фактически маргинального института превращаются в реальный фактор общественного развития,

становятся полноправными участниками политического процесса.

Четвертый период развития общественных объединений характеризуется обновлением и созданием правовой основы регулирования их деятельности. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 мая 1991 года № 2211-1 уже присутствует термин «некоммерческая организация». С 1 января 1995 года вступила в действие часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепившая в специальном разделе основные нормы существования и деятельности некоммерческих организаций. В дальнейшем правовые основы деятельности общественных объединений были дополнены Федеральным законом 82-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях» и Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «Об НКО»).

Масштабность неправительственного сектора в современной России, разносторонность форм и спектра деятельности образующих его организаций, затрудняют процесс формальной классификации общественных объединений. Тем не менее, как нам представляется, структуру неправительственного сектора можно установить на основе четко определенных формальных критериев: по организационно-правовой форме (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности); по сфере деятельности (организации политической, социальной, духовной, правозащитной, благотворительной, экологической и др. направленности); по численному составу (массовые, малочисленные, а также не имеющие членства); по признаку профессиональной ориентации (профсоюзные, творческой интеллигенции и т.д.); по территориальному критерию (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные); по территориально-географическому признаку (действующие на территории одного государства, международные); по демографическому и половозрастному признакам (феминистские, женские, молодежные, детские, организации ветеранов и т.д.); по национальному и патриотическому признакам (национальные, патриотические, интернациональные, националистические, национально-сепаратистские, шовинистические и др.); по отношению к государству (конфронтационные, конформистские, «нежелательные» НПО, социально-ориентированные (ст. 31.1. ФЗ «Об НКО»), выполняющие функции иностранных агентов (ст. 2 ФЗ «Об НКО»)); по масштабу и спектру деятельности (общепрофильные, узкопрофильные, профильные); по юридическому статусу (в качестве юридического лица и без права юридического лица); по степени организации и специализации (аномические, неассоциативные, ассоциативные, институционализированные); по способу финансирования (имеющие иностранный источник, получающие государственную поддержку, существующие за счет пожертвований) [2].

Специфической особенностью деятельности общественных объединений (преимущественно правозащитной направленности) в современной России являются их тесные контакты с международными неправительственными организациями, принимающими непосредственное участие в спонсировании их ор-

ганизации и работы (грантовые поддержки). Данное обстоятельство невозможно оценить однозначно. С одной стороны, такое спонсорство гарантирует реальную самостоятельность неправительственного сектора, однако, с другой стороны, использование внешних источников финансирования может повлечь за собой его политизацию и вовлечение в политическую деятельность, сопряженную с критикой любых государственных инициатив.

Впрочем, данное негативное обстоятельство не следует переоценивать. Практическая деятельность неправительственного сектора на современном этапе развития гражданского общества характеризуется и активным сотрудничеством с государственными институтами, в частности, с уполномоченными по правам человека. Примечательно, что на основе анализа практики Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области, можно установить, что данное взаимодействие прослеживается не только в отношениях с собственно правозащитными, но и со всеми общественными организациями, в уставах которых определены задачи по защите прав отдельных слоев населения и социальных групп [1].

Обратим внимание и на конструктивное сотрудничество общественных объединений с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), в рамках которого по вопросам взаимодействия с некоммерческими организациями (НКО) создана постоянная комиссия. СПЧ активно занимается вопросами стимулирования поддержки социальных проектов некоммерческого сектора со стороны государства и бизнеса. данной комиссией также проводятся регулярные заседания по особо важным вопросам, таким как совершенствование законодательства об НКО, финансирование их деятельности. В самом СПЧ представлены самые разнообразные общественные организации (А.В. Бабушкин - Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права», Е.А. Бобров -Руководитель правозащитной организации «Восход», А.С. Брод - Председатель общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» и др.), в том числе и правозащитные организации советского периода (Л.м. Алексеева - Председатель московской Хельсинкской группы).

Характеризуя взаимодействие НКО с политическими институтами, необходимо отметить деятельность Общественной палаты РФ, которая была сформирована в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-Ф3 с целью обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, иных некоммерческих организаций с федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления для учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики.

Определенным шагом в развитии конструктивного взаимодействия общественных объединений с политическими институтами российского государства является принятие и реализация Федерального закона № 212-ФЗ от 21 июля 2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля (к которым отнесены: Общественная палата Российской федерации; общественные палаты субъектов Российской федерации и др.), осуществляемая в рамках наблюдения за деятельностью органов власти и иных органов и организаций, наделенных публичными полномочиями, посредством общественной проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Таким образом, современный этап в развитии общественных объединений характеризуется многообразием форм и видов их уставной деятельности, а также разнообразием практик, направленной на обеспечение взаимодействия государственного сектора с гражданским обществом в целях содействия реализации прав и свобод человека и гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Н.А. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Кемеровской области 2011, 2013, 2014 гг. Доклады Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области. - Кемерово, 2012, 2014, 2015;

2. Гаврилова А.В., Боголюбов Е.А. Правовой статус некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами, в контексте реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду //В сборнике: Перспективы науки -2016 Материалы III Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Научный редактор А. В. Гумеров. 2016. С. 78-85.

3. Казьмин В .Н. Неформальные организации Западной Сибири в период перестройки // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 10-2. С. 42.

4. Казьмин В.Н., Казьмина М.В. Формы протестной деятельности в России в 60-80-е гг. ХХ века//Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-1. С. 14-17.

5. Казьмин В.Н., Казьмина М.В. Борьба с инакомыслием в России в 60-80-е гг. ХХ века//Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-2 (62). С. 166-169.

6. Черствая О.Е. Историко-педагогический анализ деятельности некоммерческих организаций в России // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012, Том 18. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.