Научная статья на тему 'Общественно-политическая активность молодежи в избирательных кампаниях в органы законодательной власти Алтайского края в 2000-е гг'

Общественно-политическая активность молодежи в избирательных кампаниях в органы законодательной власти Алтайского края в 2000-е гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарапов Алексей Владимирович

Исследуется активность молодежи в качестве кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания. Целью автора было выявить динамику численности молодых кандидатов, связанных с политическими партиями, за два последних электоральных цикла. В статье анализируются избирательные кампании в региональный парламент 2004 и 2008 гг. В результате исследования выявлено, что количество молодых людей, активно участвующих в политическом процессе, в Алтайском крае увеличилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шарапов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая активность молодежи в избирательных кампаниях в органы законодательной власти Алтайского края в 2000-е гг»



алтайский вестник государственной и муниципальной службы

№ J

2 011

Россия вступает в новый электоральный цикл 2011-2012 гг., в рамках которого будут избраны новый состав Государственной Думы Федерального Собрания, региональных парламентов и Президент РФ. Сейчас политические партии активизировали свою деятельность по работе с избирателями, СМИ и потенциальными инвесторами. Они добирают необходимые ресурсы, чтобы успешно преодолеть этот длительный избирательный марафон. В этой связи неподдельный интерес появляется к молодежи как очень крупному слою населения, мало вовлеченному в политический процесс.

Сегодняшняя молодежь - это будущее России. Именно ей предстоит принимать стратегические решения в будущем. Эта та среда, которая легко впитывает нововведения. Поэтому демократические ценности, которые только начинают прорастать в России, наиболее воспринимаются именно молодежью. Это дает надежды на то, что новое поколение руководителей будет управлять страной исходя из современных методов, позиций и ценностей.

Становление молодежи приходится на годы реформ в сфере об-

Алексей Владимирович Шарапов, доцент кафедры государственного и муниципального управления Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат исторических наук

Исследуется активность молодежи в качестве кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания. Целью автора было выявить динамику численности молодых кандидатов, связанных с политическими партиями, за два последних электоральных цикла. В статье анализируются избирательные кампании в региональный парламент 2004 и 2008 гг. В результате исследования выявлено, что количество молодых людей, активно участвующих в политическом процессе, в Алтайском крае увеличилось.

общественно-политическая активность молодежи в избирательных кампаниях в органы законодательной власти алтайского края

в 2000-е гг.

разования, экономики, государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. Преобразования могут быть успешными лишь при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, чтобы чувствовалась их сопричастность к делам общества.

На современном этапе не существует однозначного определения понятия молодежи. Для разных социальных категорий людей эта планка меняется. Например, молодая семья - до 35 лет, молодой ученый кандидат наук - 35 лет, молодой доктор наук - 40 лет. У демографов еще более дифференцированный подход в определении молодого возраста. Но мы будем придерживаться трактовки, данной в официальных нормативно-правовых документах. Поэтому молодежь - это граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также молодые семьи1.

Сформировалась такая закономерность, что с приближением выборов в Государственную Думу

ФС РФ и Президента РФ власть активно разрабатывает новые формы, направленные на повышение электоральной активности молодежи и непосредственное ее участие в выборах в качестве кандидатов в депутаты различного уровня.

Так, 10 апреля 2006 г. Бюро Высшего Совета «Единой России» приняло решение о введении 20% молодежной квоты во всех списках партии на выборах всех уровней, начиная от сельских поселений и заканчивая Государственной Думой. При этом отмечалось, что молодые люди в возрасте до 28 лет, включенные в партийные списки, должны стать депутатами. Интересен тот факт, что предельный возраст соискателей меньше, чем общепринятый для молодежи - 30 лет.

В поддержку этой инициативы выступил в 2006 г. и Президент РФ В.В. Путин: «Очень рассчитываю, что молодые люди пополнят партийные списки на предстоящих выборах, а те, кто их не пополнит, будут не менее активно вести себя во время избирательной кампании, будут привлечены к агитации»2.

Практическим механизмом реализации этого решения стал проект

В связи с этим возникает вопрос о возможности представления интересов данной социальной группы в законодательных органах государственной власти региона.

В 2004 г. Алтайский краевой Совет народных депутатов (АКСНД) впервые избирался по смешанной системе, а именно: 34 депутата по мажоритарной системе и 34 депутата по пропорциональной.

Анализ участия молодежи по выборам депутатов АКСНД показал следующее: по одномандатным округам выдвинулось восемь молодых людей (рис. 1), из них шесть были зарегистрированы в качестве кандидатов, одному отказали в регистрации, а один сам отменил выдвижение. Из восьми кандидатов только два были представителями политических партий, все остальные - самовыдвиженцы. В результате из восьми человек один был избран депутатом. На общем фоне выдвинувшихся такая возрастная группа, как молодежь, выглядит очень скромно. Из 184 кандидатов-одномандатников только 8 человек - молодежь. Это составляет около 4,3% от общего числа.

В 2004 г. во время избирательной кампании в АКСНД молодежь была представлена в партийных списках следующих блоков и партий: блок «Яблоко+СПС» - 4 человека, ЛДПР - 4 человека, блок «В поддержку президента» - 1 человек, блок «За наш Алтай, коммунисты, аграрии, НПСР» - 4 человека, Концептуальная партия «Единение» - 1 человек, «Общенациональная Российская политическая партия «СОЮЗ» - 1 человек. Итого из 177 кандидатов по партийным спискам

Численность молодых кандидатов в депутаты во время избирательных кампаний

Политическая партия Молодые кандидаты по одномандатным округам Молодые кандидаты по партийным спискам

2004 г. 2008 г. 2004 г. 2008 г.

«Единая Россия» 1 нет нет 4

КПРФ 1 нет 4 1

ЛДПР нет 3 4 3

«Яблоко» нет нет 4 2

в

184

Рис. 1. Количество молодых кандидатов, выдвинутых по одномандатным спискам, 2004 г.

15

177

Рис. 2. Количество молодых кандидатов, выдвинутых по партийным спискам, 2004 г.

«Политзавод». Он был направлен на комплексную подготовку молодых политиков. Победители получали право проходного места в партийных списках регионального и федерального уровней. На региональном уровне не было единого формата конкурсных мероприятий, каждое региональное отделение устанавливало собственные требования к конкурсантам. «Федеральный по-литзавод» состоял из трех этапов -регионального, окружного и федерального. По его итогам финалисты были зачислены в федеральный список партии «Единая Россия» на вы-

борах в Государственную Думу РФ в 2007 г.

В прошлый электоральный цикл «Политзавод» не проводился в Алтайском крае. Но в настоящее время ситуация изменилась. Если в 2004 г. не было ни одного представителя молодежи в списке «партии власти», то в списках 2008 г. было четыре представителя молодежи, причем один из них стал депутатом Алтайского краевого Законодательного Собрания.

В 2010 г. на заседании общественной Молодежной палаты заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.С. Журова обозначила несколько инициатив по повышению роли молодежи в государственном управлении. По ее мнению, молодежные парламенты должны получить право законодательной инициативы. Есть смысл установить нижний возрастной порог для сенаторов - 21 год, как у действующих депутатов Госдумы; развивать механизм электронного молодежного парламента во всех его уровнях; включить в Совет при Президенте РФ по Северному Кавказу представителей молодежного парламента региона3.

На наш взгляд, назрела необходимость обратить серьезное внимание на молодежь, так как ее доля в общем количестве населения достаточно весома.

На начало 2010 г., по данным Ал-тайкрайстата, в Алтайском крае людей в возрасте от 15 до 29 лет включительно - 574 935 человек, что составляет 23% от общего количества жителей Алтайского края (2 490 714 человек)4.

•л

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

Рис. 3. Количество молодых кандидатов, выдвинутых по одномандатным спискам, 2008 г.

Рис. 4. Количество молодых кандидатов, выдвинутых по партийным спискам, 2008 г.

- 15 человек были представители молодежи (рис. 2). Это значительно больше, чем по одномандатным округам. Три молодых человека были избраны депутатами. Интересен тот факт, что ни одного представителя молодежи не было в списке партии «Единая Россия».

В 2008 г. по одномандатным округам в Алтайское краевое Законодательное Собрание было выдвинуто 13 молодых людей, как путем самовыдвижения (8 чел.), так и от политических партий (5 чел.) (рис. 3). Четверым из них было отказано в регистрации в качестве кандидатов, девять зарегистрированы. Двое молодых людей были избраны депутатами. Всего было выдвинуто по всем одномандатным округам 171 чел. Доля молодых составила около 7,6%.

По партийным спискам молодежь была представлена следу-

ющим образом: «Гражданская сила» - 6, «Единая Россия» - 4, КПРФ - 1, ЛДПР - 3, «Справедливая Россия » - 2, «Яблоко» - 2. При этом только одному из них - И.И. Мордовину, кандидату от «Единой России» - удалось стать депутатом. Надо отметить, что списки партий «Гражданская сила» и «Яблоко» не были зарегистрированы, так как процент недействительных и недостоверных подписей превышал допустимые пределы. Итого из 184 кандидатов только 18 были молодые люди в возрасте до 30 лет (рис. 4).

Проанализировав электоральную активность молодежи, можно выявить следующие закономерности. За два электоральных цикла произошел незначительный рост количества выдвинувшихся молодых кандидатов как по одномандатным округам, так и по партийным спискам. При этом надо отметить, что количество молодежи, получившей депутатский мандат, практически не изменилось и составило 4 чел. в 2004 г. и 3 чел. в 2008 г. Однако не всех включенных в партийные списки представителей молодежи можно относить к полноценным претендентам на депутатский мандат. Многие молодые люди в одномандатных округах исполняют роль так называемого «страховщика» основного кандидата. Это связано с тем, что если неожиданно во время избирательной кампании другие претенденты одновременно снимут свои кандидатуры с целью сорвать выборы по данному округу, то все равно на округе останется два кандидата, и выборы будут признаны состоявшимися. Они активно используются как один из субъектов контрагитации и применения различных некорректных технологий. В партийных списках молодежь, как правило, располагается заведомо на непроходных местах, а ее присутствие рассматривается как определен-

ный учет интересов этой социальной группы.

У каждой политической партии сложилось собственное отношение по привлечению молодежи в качестве кандидатов. «Единая Россия» увеличила представительство молодежи в первую очередь за счет включения ее в партийные списки. В КПРФ произошло значительное уменьшение молодежи как по одномандатным округам, так и партийным спискам. ЛДПР наиболее последовательно представлена молодежью. Особенностью партии «Яблоко» является то, что на протяжении двух электоральных циклов молодежь задействована только на выборах по партийным спискам. Остальные партии полноценно не участвовали в обеих избирательных кампаниях, поэтому не включены в аналитическую таблицу.

Таким образом, общее количество молодых людей, выдвинувшихся по партийным спискам и одномандатным округам, в каждом избирательном цикле составляет: в 2004 г. -23 чел. из 361, в 2008 г. - 31 чел. из 355. Анализ показывает, что количество молодых людей, активно участвующих в политическом процессе, стало больше.

1 О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации : Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №17б0-р [Электронный ресурс]. URL: «КонсультантПлюс».

2 Владимир Путин: Молодежь - в партийные списки // Единая Россия: [сайт] [Электронный ресурс]/ URL: http://old. edinros.ru/news.html?id=122181/

3 Наш девиз: Развивая себя - развиваешь Россию! // Единая Россия [сайт] [Электронный ресурс]/ URL: http://edinros.er.ru/er/ text.shtml?14/2649,100022.

4 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. URL: http://ak.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.