Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ / ПАРТИЙНЫЕ СПИСКИ / ALTAI TERRITORY LEGISLATIVE ASSEMBLY / LEGISLATIVE ASSEMBLY OF THE NOVOSIBIRSK REGION / PARTY LISTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарапов Алексей Владимирович

Целью исследования является сравнение участия молодежи Алтайского края и Новосибирской области в избирательных кампаниях в региональные парламенты в период 2004-2016 гг. Указанные регионы обладают статусом приграничных территорий, разным уровнем экономического развития и политической конкуренции среди других сибирских регионов. Данное исследование проведено с помощью анализа официальных сайтов Избирательных комиссий Новосибирской области и Алтайского края. Получены следующие результаты: количество молодых кандидатов, выдвигаемых политическими партиями, растет, а молодых кандидатов-самовыдвиженцев с каждым электоральным циклом уменьшается. Несмотря на особенности электоральных циклов, примерно одинаковое количество молодых людей получают депутатский мандат в представленных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шарапов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVOLVEMENT OF YOUNG PEOPLE IN SOCIAL AND POLITICAL LIFE IN THE BORDER REGIONS OF SOUTH-WESTERN SIBERIA: A COMPARATIVE ANALYSIS

The aim of the study is to compare the participation of young people in the Altai Territory and the Novosibirsk Region in election campaigns in regional parliaments in 2004-2016. The indicated regions have the status of border territories, different levels of economic development and political competition among other Siberian regions. This study was conducted by analyzing the official websites of the Electoral Commissions of the Novosibirsk Region and Altai Territory. The following results were obtained: the number of young candidates nominated by political parties is growing, and the number of young self-nominated candidates is decreasing with each electoral cycle. Despite the peculiarities of the electoral cycles, approximately the same numbers of young people receive a deputy mandate in the represented regions.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 329.7(571.1)

Вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь в приграничных регионах Юго-Западной Сибири: сравнительный анализ

А. В. Шарапов

Шарапов Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений, Алтайский государственный университет, Барнаул, [email protected]

Целью исследования является сравнение участия молодежи Алтайского края и Новосибирской области в избирательных кампаниях в региональные парламенты в период 2004-2016 гг. Указанные регионы обладают статусом приграничных территорий, разным уровнем экономического развития и политической конкуренции среди других сибирских регионов. Данное исследование проведено с помощью анализа официальных сайтов Избирательных комиссий Новосибирской области и Алтайского края. Получены следующие результаты: количество молодых кандидатов, выдвигаемых политическими партиями, растет, а молодых кандидатов-самовыдвиженцев с каждым электоральным циклом уменьшается. Несмотря на особенности электоральных циклов, примерно одинаковое количество молодых людей получают депутатский мандат в представленных регионах. Ключевые слова: Алтайское краевое Законодательное собрание, Законодательное собрание Новосибирской области, партийные списки.

Поступила в редакцию: 17.04.2020 / Принята: 24.04.2020 / Опубликована: 31.08.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

The Involvement of Young People in Social and Political Life in the Border Regions of South-Western Siberia: A Comparative Analysis

A. V. Sharapov

Aleksey V. Sharapov, https://orcid.org/0000-0001-9869-3068, Altai State University, 61 pr. Lenina, Barnaul 656049, Russia, [email protected]

The aim of the study is to compare the participation of young people in the Altai Territory and the Novosibirsk Region in election campaigns in regional parliaments in 2004-2016. The indicated regions have the status of border territories, different levels of economic development and political competition among other Siberian regions. This study was conducted by analyzing the official websites of the Electoral Commissions of the Novosibirsk Region and Altai Territory. The following results were obtained: the number of young candidates nominated by political parties is growing, and the number of young self-nominated candidates is decreasing with each electoral cycle. Despite the peculiarities of the electoral cycles, approximately the same numbers of young people receive a deputy mandate in the represented regions. Keywords: Altai Territory Legislative Assembly, Legislative Assembly of the Novosibirsk Region, party lists.

Received: 17.04.2020 / Accepted: 24.04.2020 / Published: 31.08.2020

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-356-361

На современном этапе происходят сложные социально-экономические изменения (пенсионная реформа 2018 г., последствия экономических санкций, введенных в 2014 г.). Не менее интенсивно происходят преобразования в форме модернизации и в политической сфере. Высшее руководство страны прикладывает усилия по улучшению политического управления страной.

Видное место в политической модернизации российского общества занимает такой социальный слой, как молодежь, благодаря своим качественным характеристикам.

Международный опыт показывает, что при осуществлении современных модернизацион-ных процессов молодежь обладает рядом преимуществ. Это стремление к новым идеям, «неза-мыленный» взгляд на проблему, образованность, желание самореализовываться, прагматизм и смелость. Указанные качества всегда служили определенной базой для молодежи как участника политического процесса. Вместе с тем, несмотря на многообразие современных концепций лидерства, всеми признается положение о необходимости наличия у публичного политика определенных врожденных интеллектуальных и психологических способностей, где важную роль играет талант выстраивать коммуникацию с общественностью, ощущать энергетику и настроения масс и создавать новые проекты.

Такую позицию разделяет И. М. Ильинский: молодежь является интегратором инноваций и преобразований, благодаря которым последовательно происходят глубинные изменения в общественной жизни страны1. Схожие взгляды демонстрирует П. В. Палехова2.

Исследован и региональный аспект политического участия молодежи. Так, Я. Ю. Шашкова позиционирует молодежь как важный фактор современной общественно-политической действительности. При этом отсутствие в России гражданских институтов ограничивает возможности молодежи реализоваться в политической сфере. Положительной тенденцией она считает стартовавший процесс омоложения органов государственной власти, вовлечение молодежи в

деловые круги, формирование новых молодежных некоммерческих организаций, элементов молодежной субкультуры3.

О. В. Лагутин, Е. О. Негров, О. В. Попова при изучении молодежи среднего класса в различных регионах РФ выявили три основные политические модели: «проактивная модель», «кооперативная модель», «лоялистская модель». Кроме того, ими изучены особенности политического сознания российской молодежи, которое не отличается кардинально от взрослого населения. При отрицательной реакции граждан определенной территории к федеральному центру представители власти местного уровня и политических структур получают более положительную реакцию. В другой ситуации, при положительном отношении к органам власти, существует прямая взаимосвязь между степенью доверия населения к власти и ее уровнем. Федеральная власть пользуется большей поддержкой, чем региональная и местная4.

По мнению авторов, существует незначительная возможность роста протестной гражданской активности, вместе с тем сама группа молодежи не склонна к протесту. В то же время ученых беспокоит то, что около четверти молодежи абсолютно неинтересна общественно-политическая деятельность, а более 7% готовы использовать аморальные и незаконные способы отстаивания своих интересов5.

С политической точки зрения молодое поколение выделяется в самостоятельную страту, в которой доминируют собственные представления о путях и методах преобразования России. Данная особенность четко прослеживается в особой политической культуре молодежи. Современное приращение человеческого капитала в России немыслимо без молодежи.

Молодые люди являются не менее важным элементом избирательного процесса. Они вовлечены в избирательные кампании в качестве агитаторов, депутатов и их помощников, полит-консультантов. Сформировался определенный барьер для участия молодежи в избирательных кампаниях в качестве депутатов. Это проявляется в несистемной работе карьерных лифтов для достижения депутатского мандата. Недоверие взрослого поколения управленцев к молодежи объясняется недостаточной подготовленностью последних к политической деятельности6.

Данные представления властвующей элиты можно преодолеть путем предоставления молодым людям определенной самостоятельности в реализации собственных проектов и идей в рамках гражданского общества и органов власти. Таким образом, молодежь смогла бы получить недостающий опыт в системе государственного и муниципального управления. Также это повысит политическую культуру молодежи.

Именно в таком ключе руководство страны пытается привлечь молодежь к государствен-

ному управлению. Во второй половине 2010-х федеральные власти инициировали процесс омоложения региональной и федеральной элит, который развивался и продолжает развиваться по двум направлениям: путем выдвижения более молодых кандидатов на руководящие должности органов исполнительной и законодательной власти и проведения специальных общефедеральных конкурсов по поиску и закреплению в «кадровый резерв» перспективных управленцев на будущее. Именно в это время глубоко внедрилось в политический ландшафт страны такое явление, как «руководители-технократы».

Количество губернаторов «нового призыва» значительно выросло. Так, в 2018 г. корпус региональных элит пережил серьезные изменения. Как и в предыдущий год, состоялись досрочные отставки глав субъектов РФ. В 26 регионах были проведены выборы глав субъектов РФ, в 22 из них - прямые выборы. В 4 регионах главы были избраны путем голосования депутатского корпуса регионального парламента. Среди избранных: до 40 лет - 4 чел., 41-50 - 13 чел., 51-60 чел. -6 чел., старше 60 лет -2 чел.7. Представленные данные наглядно показывают, что более половины избранных руководителей регионов в очередной электоральный период относятся к молодому поколению руководителей.

С 2017 г. на регулярной основе в стране проводится федеральный конкурс «Лидеры России». Главными задачами указанного проекта являются поиск перспективных управленцев новой формации и дальнейшее стимулирование их профессионального роста. Согласно мнению первого заместителя администрации Президента РФ С. В. Кириенко, конкурс нацелен на поддержку «молодых, но состоявшихся управленцев». Кроме того, все принявшие участие в конкурсе, в том числе полуфиналисты, «попадают в определенный круг кадрового резерва». В 2018 г. в рамках проведения второго конкурса «Лидеры России» возраст был повышен до 55 лет.

Необходимо отметить, что в обозначенном проекте рассказывается не о демографической группе молодежи 14-30 лет и молодых семьях до 35 лет, а о состоявшихся управленцах зрелого возраста.

В статье представлена сравнительная характеристика участия молодежи Алтайского края и Новосибирской области в избирательных кампаниях в региональные легислатуры в период 2000-2016 гг.

Данные регионы выбраны не случайно. Оба представляют собой усредненные модели успешного развития региона (Новосибирская область) и отстающего региона (Алтайский край) в рамках Сибирского федерального округа. При этом регионы не обладают значительными природными ресурсами, большой удельный вес в структуре экономики обоих составляет сельское хозяйство (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ основных экономических показателей, 2018 г.8

Показатели Алтайский край Новосибирский край

Валовый региональный продукт, млн руб. 552 000 1 252 258,7

Население, чел. 2 332 813 (-17 548) 2 788 849 (+4535)

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 25 519 35 686,2

В каждом регионе были проанализированы три региональные избирательные кампании за последние 15 лет. В Алтайском крае и Новосибирской области основные политические партии в период избирательной кампании активно подчеркивают важность обновления власти и ее омоложения путем привлечения молодежи в качестве кандидатов в депутаты региональных парламентов. Представленное утверждение доказывается эмпирическим методом. Необходимые статистические данные получены с помощью изучения официальных сайтов избирательных комиссий Алтайского края и Новосибирской области. На данных ресурсах размещены сведения о кандидатах за последние 20 лет (табл. 2).

Необходимо отметить, что за представленный электоральный период количество избранных молодых кандидатов составило 3 (2004 и 2008 гг.), 4 (2011 г.) и 7 (2016 г.) человек.

Алтайский край не обладает значительным многообразием политических партий, которые регулярно участвуют в избирательных кампаниях. Четыре парламентские партии и «Яблоко» - главные участники в данном процессе. У всех представленных партий одна общая закономерность - незначительное выдвижение молодых кандидатов по одномандатным округам и большое количество молодежи в партийных списках (табл. 3)

Новосибирская область представлена большим многообразием политических партий, ко -торые регулярно соперничают за получение депутатских мандатов. Четыре парламентские партии, «Родина» и «Патриоты России» - глав-

ные участники в данном процессе. Кроме того, важную роль в электоральном процессе играют самовыдвиженцы, хотя за исследуемый период их численность уменьшается. У всех представленных партий одна общая закономерность - незначительное выдвижение молодых кандидатов по одномандатным округам и большое количество молодежи в партийных списках.

Необходимо отметить, что за представленный электоральный период количество избранных молодых кандидатов составило 3 (2005 г.), 5 (2010 г.) и 4 (2015 г.) человек.

Анализ списков кандидатов позволил выявить молодых кандидатов в возрасте до 30 лет. С начала 2000-х гг. обнаружена положительная динамика участия молодежи обоих регионов в политической активности. Численность молодых людей, желающих попробовать свои силы в политике, неуклонно растет. Для более детального подтверждения данной закономерности построены следующие графики (рис. 1 и 2)

Полученные данные об электоральной активности молодежи в двух субъектах РФ позволили выявить следующие закономерности. За последние 15 лет произошел уверенный рост количества выдвинувшихся молодых кандидатов как по одномандатным округам, так и по партийным спискам. При этом необходимо отметить, что удельный вес молодежи в Новосибирской области во время избирательных кампаний в качестве кандидатов выше, чем в Алтайском крае. Такая закономерность объясняется более широким электоральным полем. Количество новых партий, желающих участвовать в выборах,

Таблица 2

Выдвижение молодых кандидатов в Алтайское краевое Законодательное собрание9

Политические партии Молодые кандидаты по одномандатным округам Молодые кандидаты по партийным спискам

2004 г. 2008 г. 2011 г. 2016 г. 2004 г. 2008 г. 2011 г. 2016 г.

«Единая Россия» 1 - 2 1 4 5 15

КПРФ 1 - 5 1 4 1 14 1

ЛДПР - 3 13 9 4 3 38 24

«Яблоко» - - - 3 4 2 7 15

«Справедливая Россия» - - 1 - - - 12 22

«Правое дело» - - 1 - - - - -

«Великое Отечество» - - - 2 - - - 9

«Коммунисты России» - - - - - - - 28

Самовыдвиженцы 2 8 1 1 - - - -

Таблица 3

Выдвижение молодых кандидатов в Законодательное собрание Новосибирской области10

Политические партии Молодые кандидаты по одномандатным округам Молодые кандидаты по партийным спискам

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

«Единая Россия» - - 2 1 14 12

КПРФ 1 3 1 2 13 7

ЛДПР 5 9 8 10 17 25

«Яблоко» - - 4 - - 25

«Союз правых сил» 2 - - 14 - -

«Справедливая Россия» - 5 2 0 34 17

«Аграрная партия России» - - - 1 - -

«Патриоты России» - 6 - - 27 32

«Коммунисты России» - - - - - 31

«Родина» 2 - 0 13 - 8

«Народная воля» - - - 6 - -

Социал-демократическая партия России - - - 13 - -

«Евразийский союз» 1 - - - - -

«Народный альянс» - - - - - 81

«Женщины России» - - - - - 18

Демократическая партия России - - - - - 75

Коммунистическая партия социальной справедливости - - - - - 20

«Гражданская платформа» - - - - - 68

«Зеленые» - - - - - 28

РПР-ПАРНАС - - - - - 22

Самовыдвиженцы 24 18 4 - - -

гораздо больше, чем в Алтайском крае. Этому способствует многоукладная и более развитая экономика региона, где существует значительно большее количество групп интересов, которые стараются реализовать свои задачи через политические партии. Как следствие, выдвижение кандидатов, в том числе и молодых, происходит не только от парламентских партий, но и малых партий («Патриоты России», «Родина»), которые реально стремятся получить представительство в региональном парламенте. К процессу борьбы подключаются и партии-«новички», рекрутирующие в свои ряды молодежь. Для них это проще, быстрее, чем заинтересовать состоявшегося зрелого человека, который просчитывает риски и свои шансы с малоизвестной партией. Такая тенденция четко прослеживается после либерализации законодательства о политических партиях 2012 г., когда для регистрации партии было достаточно иметь 500 членов. Количество их резко выросло, что повлекло эпизодическое участие таких партий на региональном уровне. Следующая особенность представленного процесса связана с увеличением численности партийных списков. У многих партий возникли серьезные трудности даже в заполнении кандидатами партийных спи-

сков. Молодежь разных социальных категорий становится главным кадровым источником.

Важным критерием участия молодежи в региональной политике является их избираемость. В обоих регионах прослеживается положительная динамика молодежного представительства. В основном 3-5 молодых людей становятся депутатами в региональных парламентах Новосибирской области и Алтайского края. Наибольшую положительную динамику продемонстрировал Алтайский край - 7 чел.

Включение в партийные списки молодых кандидатов не всегда можно относить к полноценным претендентам на депутатский мандат. В партийных списках молодежь регулярно размещается заранее на непроходных местах, а ее присутствие имеет фоновый характер. Вместе с тем в регионах политические партии понимают значимость молодежи в своих рядах при формировании партийной элиты. Полученные данные показывают, что количество молодых людей, активно участвующих в политическом процессе, увеличивается. Такая положительная тенденция формирует у активной части молодежи желание оставаться и развиваться на родной территории и реализовывать себя в политической сфере.

1200

ыта

т 1000

е д

в

в о отда 800

анк 600

ы

400

дв

вы

о в ст 200

се

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ 0

973

ЬУ У

361 355

1 142

23 31 98

□ Общее

количество кандидатов

□ Молодые кандидаты

2004

2008

2011

2016

Годы

Рис. 1. Динамика активности молодых кандидатов в Алтайское краевое Законодательное собрание

1886

&

е д

800 "р" 628 600

Общее количество кандидатов

Молодые кандидаты

200Б

2010

2015

Годы

Рис. 2. Динамика активности молодых кандидатов в Законодательное собрание Новосибирской области

В результате мониторинга данных результатов выборов, размещенных на сайтах избирательных комиссий Алтайского края и Новосибирской области, выявлено стабильное количество избранных молодых депутатов в возрасте до 30 лет. Алтайский край показывает небольшой рост, в отличие от Новосибирской области. Необходимо отметить, что молодежь становится депутатами разными способами: по партийным спискам и одномандатным округам с помощью парламентских партий. Это дает хороший пример остальной молодежи реализовывать свой потенциал в родном регионе. Парламентские партии на профессиональном уровне решают кадровые проблемы и проходят процесс обновления. В то же время партии-«новички» с помощью молодых кандидатов решают вопрос регистрации партии в качестве участника предвыборной гонки.

Приведенные данные показывают увеличение электоральной активности молодежи, но

это носит опосредованный характер. По большей части это связано с поиском кандидатов партиями, а не с желанием молодежи массово участвовать в политической жизни родного региона. Объяснить это можно, во-первых, слабо развитой партийной системой представленных регионов. Партии не являются по-настоящему массовыми организациями. Отсутствие многочисленного корпуса активных членов партий и сторонников не позволяет полноценно решить вопрос поиска, отбора и выдвижения кандидатов в депутаты. Данная проблема наиболее актуальна для оппозиционных партий. Она решается путем включения молодежи в предвыборную борьбу в качестве кандидатов в депутаты. «Единая Россия», обладающая большим резервом потенциальных кандидатов, выборочно выдвигает молодых кандидатов для решения имиджевых задач (обновление партии, новые лица в политике).

Во-вторых, слабый интерес к политике у молодежи четко проявляется при участии в избирательной кампании в качестве самовыдвиженцев. Количество самовыдвиженцев неуклонно сокращается в течение изучаемого периода. Самостоятельный поиск ресурсов, сбор подписей, агитационная кампания делают такую форму участия непривлекательной для молодежи. Это доказывает, что только человек с высокой мотивацией и интересом к политике может выбрать такой путь. Среди молодежи таких людей единицы.

Таким образом, в Новосибирской области и Алтайском крае молодежь выступает пассивным участником электорального процесса (инструментом политических партий).

Примечания

1 См.: Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М. : Голос, 2001. С. 9.

2 См.: Палехова П. В., Гончарова В. Н., Шкляр Л. В. Социальные механизмы недопущения трансформации эмоций в психологические портреты личности обучающихся // Новое в науке и образовании / сост. и отв. ред. Ю. Н. Кондракова. М. : МАКС Пресс, 2019. С. 283-301.

3 См.: Асеева Т. А., Шашкова Я. Ю. Молодежь в региональных электоральных процессах 2010-х годов : тенденции и перспективы (На примере регионов Юго-Западной Сибири) // Политическая наука. 2019. № 1. С. 201. Б01: 10.31249/ро1п/2019.01.10

4 См.: Лагутин О. В., НегровЕ. О. Модели политического поведения молодежного среднего класса современных агломераций : на примере основных регионов Северо-Запада и Южной Сибири // Вестн. РУДН. Сер. Политология. 2019. Т. 21, № 2. С. 157-174. Б01: 10.22363/2313-1438-2019-21-2-157-174

5 См.: Попова О. В., Лагутин О. В. Политическое на-

строение молодежи : лояльность или протест? // Вестн. РУДН. Сер. Политология. 2019. Т. 21, № 4. С. 601. DOI: 10.22363/2313-1438-2019-21-4-599-619

6 См.: ЧекмаревЭ. В. Молодежь как политический ресурс модернизации современной России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 82.

7 См.: Быстрова А. С. Отставки и выборы 2018 г. : обновление губернаторского корпуса, бассейн рекрутирования и карьеры новых персонажей // Власть и элиты / гл. ред. А. В. Дука. Т. 5. СПб. : Интерсоцис, 2018. С. 331-359. DOI: https://doi.Org/10.31119/pe.2018.5.12

8 См.: Валовой региональный продукт Российской Федерации, Сибирского федерального округа и Новосибирской области // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: https://novosibstat.gks. ru/storage/mediabank/p54.pdf ; Население Новосибирской области // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: https://novosibstat.gks.ru/folder/31729 ; Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Алтайского края по видам экономической деятельности // Управление федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. URL: https:// akstat.gks.ru/storage/mediabank.htm ; В Правительстве Алтайского края обсудили итоги 2018 года // Алтайская правда. URL: https://www.ap22.ru/paper/V-Pravitel-stve-Altayskogo-kraya-obsudili-itogi-2018-goda.html (дата обращения: 10.04.2020).

9 См.: Избирательная комиссия Алтайского края. Выборы и референдумы. URL: http://www.altai_terr.vybory. izbirkom.ru/region/altai_terr (дата обращения: 20.03.2020).

10 См.: Избирательная комиссия Новосибирской области. Выборы и референдумы. URL: http://www.novosibirsk. vybory.izbirkom.ru/region/novosibirsk (дата обращения: 20.03.2020).

Образец для цитирования:

Шарапов А. В. Вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь в приграничных регионах Юго-Западной Сибири: сравнительный анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 356-361. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-356-361

dte this article as:

Sharapov A. V. The Involvement of Young People in Social and Political Life in the Border Regions of South-Western Siberia: A Comparative Analysis. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 3, рр. 356-361 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-356-361

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.